Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
24.8K subscribers
1.17K photos
170 videos
16 files
3.05K links
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)

Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной при необходимости таковой.
加入频道
Forwarded from Prichod.ru
Слава Герою! Слава России!

Аксиос!
Проводили отца Михаила Васильева в путь всея земли.

Храм Христа Спасителя полный.

Запомнился тропарь по втором чтении Евангелия: Бра́тие мои́ возлю́бленнии, не забыва́йте мя́, егда́ пое́те Го́спода: но помина́йте и бра́тство, и моли́те Бо́га, да упоко́ит мя́ с пра́ведными Госпо́дь.

Запомнился «Аксиос» — «Достоин», провозглашенный Святейшим Патриархом после слов о награждении отца Михаила одним из высших церковных орденов. «Аксиос» обычно ведь провозглашается живым. А тут… а тут у Бога нет мёртвых.

Запомнился один из прокимнов: «Блажен, его же избрал и приял еси Господи».

Господь тебя избрал и принял сегодня, возлюбленный собрат. Постараемся не забыть тебя. Помолись там за нас.
Forwarded from Prichod.ru
Замена карты для помощи семье почившего протоиерея Михаила Васильева:

4276 3802 5338 3421


Сбербанк заблокировал карту вдовы Марии Васильевны. Публикуем карту Германа Михайловича Васильева, сына отца Михаила.

Также можно осуществлять переводы на счет

Получатель: ВАСИЛЬЕВ ГЕРМАН МИХАЙЛОВИЧ
Номер счета: 40817810138055453372
Банк получателя: ПАО СБЕРБАНК
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225
ИНН: 7707083893
КПП: 773643001
Отец Ювеналий был глубокий молитвенник. Стоишь рядом с ним на службе и чувствуешь, что он молится. И сам чуть-чуть подтягиваешься.

Большая потеря здесь, на земле.

Зато теперь мы такого молитвенника на небе приобрели.

https://yangx.top/prichodru/17675
На днях были опубликованы утвержденные Президентским указом «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», рассмотрение которых «висело» с середины февраля.

Пока краткий обзор, на днях попытаюсь сформулировать свои мысли более подробно.

Из хорошего. Сравнительно с первоначальным проектом внесена статья 6: «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию». Впрочем, это остаётся лишь декларацией. В дальнейшем тексте религия упоминается лишь в контексте межрелигиозного мира и участия «религиозных организаций» в сохранении духовно-нравственных ценностей. Значение и роль Православия, других традиционных религий для России не раскрыты.

Ещё из хорошего. Среди тех идей, которые требуют защиты, названы «естественное продолжение жизни» (вместо «продолжения рода»), а также «ценности крепкой семьи, брака, многодетности» (статья 14). Как это будет соотноситься с нынешней реальностью, в том числе с ультралиберальным абортивным и бракоразводным законодательством, с отсутствием глубокой поддержки многодетности, — вопрос на будущее.

И паки из хорошего. Включение «формирования общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями» в число рисков (статья 17).

Из ожидаемого, но неприятного. Перечень духовно-нравственных ценностей остался без изменений, включая, к примеру, нерасшифрованные «гуманизм» и «коллективизм» (требует, как минимум, пояснения). Впрочем, это не удивительно — в тексте просто воспроизводится перечень из «Стратегии национальной безопасности». Добавлю, что само именование — «ценности» на мой взгляд ущербно, лучше бы «идеалы» (есть, кстати, и в Конституции, и в Стратегии, наряду с «ценностями»): семейные ценности — это построить дом, посадить дерево, вырастить сына (горизонтальная плоскость); семейные идеалы — это жертвенность супругов друг ради друга, воспитание детей верующими, патриотами (устремление ввысь).

Из плохого. В принятом тексте повсеместно используется понятие «общероссийская гражданская идентичность» (было и в проекте, но реже). Например, вместо прежнего «сохраняя цивилизационную идентичность России» теперь читаем «сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность». Вместо «сбережению народа России и сохранению его идентичности»«сбережению и приумножению народа России, сохранению общероссийской гражданской идентичности». Активное использование непонятного новояза, производного от ельцинских конституционных опытов на Россией, вызывает отторжение. Тем более на фоне того, что в принятом тексте исключено присутствовавшее в проекте словосочетание «русский народ» (даже более «государствообразующий русский народ»), а слово «русский» осталось только применительно к языку.

Из вызывающего вопросы. В окончательный текст не включены предложения проекта относительно «формирования системы общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в сфере традиционных ценностей», а также создания «органа межведомственной координации». Риски того и другого ясны: риски первого — открытие «охоты на ведьм»; риски второго — чиновничья профанация. Но сейчас совсем неясны практические механизмы осуществления даже тех намерений, которые изложены в тексте.
Как мы сами ползаем перед Западом на коленях.

Случайно включил ТВ.
Дмитрий Харатьян у Бориса Корчевникова говорит о том, как же мы дошли до низкопоклонства, как мы должны быть едины, Борис спрашивает, как же мы дошли до жизни такой, что русофобия неожиданна, а Дмитрий вспоминает, что советская любовь к западной жвачке и джинсам непонятна.

И тут же, немедленно, встык, идёт реклама сыра "Брест-Литовск". И в рекламе диктор читает добрым, тёплым голосом написанную маркетологами сказку, что-то вроде: "В XVI веке у нас появились голландцы, они нас научили, и с тех пор наш сыр славится..."

То есть каждый день, каждый час в головы людей вколачивается маркетологами написанная логика: "До голландцев не было ничего, с голландцами началась цивилизация, аж с 16 века".

Иду на сайт головной компании "Савушкин продукт", выпускающей этот самый сыр. Вот цитата:

"1970
В это время принимается решение о создании в Бресте современного молочного предприятия. Его строительство длится 44 месяца: с мая 1973 по декабрь 1976 года. 30 декабря 1976 года новые корпуса молочного завода вводятся в эксплуатацию. Через два года работы, предприятие перерабатывает уже 560 тонн молока в сутки".

Голландцы? Точно голландцы в 16 веке научили сирых, убогих и лапотных белорусов?

Спасибо Петру Мироновичу Машерову, Первому секретарю ЦК Компартии Белоруссии, труженику, партизану за создание флагмана молочной промышленности Белоруссии.

Говорит об этом реклама?

Вот и ответ Борису Корчевникову, откуда в наших головах "голландцы".

От нашего беспамятства.
В ту же копилку: празднование 104-летия военной разведки в этом году (то есть пренебрежение к подвигу военных разведчиков до 1917 года, что подробно разобрал Андрей Медведев).

Типичная историческая амнезия. У кого-то из прозападного низкопоклонства, у кого-то из ошибочно-патриотического восторга.

Недавно на одном собрании мне объяснили (если точнее: задали утвердительный вопрос), что лучше бы убрать с клейм иконы Новомучеников Церкви Русской изображения мучителей с красными звёздами, поскольку, дескать, возникает диссонанс с героической символикой Великой Отечественной Войны. У детей возникает когнитивный диссонанс.

Не побоюсь процитировать Козьму Пруткова: "Бывает, что усердие превозмогает и рассудок".
Или даже предложить ляпалиссиаду: "проще, когда не сложно". Но история наказывает за упрощенческий подход к ней.

Лучше бы придерживаться рекомендаций Александра Сергеевича:
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро -
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

К слову сказать, в либретто Мусоргского выделенные выше строки отсутствуют. Истоки исторической амнезии давние.

А важны обе составляющие исторической памяти (в том числе воспитание в них детей, да).
https://yangx.top/boriskorchevnikov/1639

Можно ещё вспомнить остроумное изложение М.Н. Загоскина:

Вот изволишь видеть: по мнению моему, история просвещения всех народов разделяется на три эпохи. В первую, то есть эпоху варварства, мы не только чуждаемся всех иностранцев, но даже презираем их. Иноземец, в глазах наших, почти не человек; он должен считать за милость, если мы дозволяем ему жить между нами и обогащать нас своими познаниями. Мало-помалу, привыкая думать, что эти пришлецы созданы так же, как и мы, по образу и по подобию божию, мы постепенно доходим до того, что начинаем перенимать не только их познания, но даже и обычаи; и тогда наступает для нас вторая эпоха. Презрение к иностранцам превращается в безусловное уважение; мы видим в каждом из них своего учителя и наставника; все чужеземное кажется нам прекрасным, все свое — дурным. Мы думаем, что только одно рабское подражание может нас сблизить с просвещенными народами, и если в это время между нас родится гений, то не мы, а разве иностранцы отдадут ему справедливость: это эпоха полупросвещения. Наконец, век скороспелок и обезьянства проходит. Плод многих годов, бесчисленных опытов — прекрасный плод не награжденных ни славою, ни почестьми бескорыстных трудов великих гениев — созревает; истинное просвещение разливается по всей стране; мы не презираем и не боготворим иностранцев; мы сравнялись с ними; не желаем уже знать кое-как все, а стараемся изучить хорошо то, что знаем; народный характер и физиономия образуются, мы начинаем любить свой язык, уважать отечественные таланты и дорожить своей национальной славою. Это третья и последняя эпоха народного просвещения. Для большей части русских первая, кажется, миновалась; но последняя, по крайней мере для многих, еще не наступила.
(Рославлев)
https://yangx.top/grishkafilippov/10918

1. Дмитрий Александрович прав.

2. А если и не прав, то кто планирует обернуться простынёй и медленно ползти на кладбище? Никто? Тогда см. п. 1.

У нас одно земное Отечество и другого не будет.

Нам изо всех сил вталкивают в головы уныние. Нам изо всех сил вталкивают в головы, что мы слабые. Нам изо всех сил вталкивают в души, что мы неталантливые и неуспешные.
Посмотрел, так уж случилось, несколько минут одного популярного "шоу".

Знаете ли в чём беда? Даже не в том, что люди, говорящие из экранов смартфонов, плохо изъясняются на русском языке.

Но в том, что это считается... даже не нормой. А "это обычно"...

Печаль не в том, что в быту мы не разговариваем языком Александра Сергеевича. Так быть не может — "извольте" вышло из языковой нормы.

Печаль в том, что с экрана звучит "чо", "ну это"... в качестве нормы. Матерную лексику цензурят (и правильно), а "чокание" нет.

И более. Печаль в том, что герой — не физик, открывший человечеству новую грань бытия, а скоморох.

Неважно, что бывает в быту у вас, у соседей, у меня. Важно, какой образец показываем для подражания.
Forwarded from Лаконские щенки (Никита Сюндюков)
А. С. Хомяков. России (Тебя призвал на брань святую)

Тебя призвал на брань святую,
Тебя господь наш полюбил,
Тебе дал силу роковую,
Да сокрушишь ты волю злую
Слепых, безумных, буйных сил.

Вставай, страна моя родная,
За братьев! Бог тебя зовёт
Чрез волны гневного Дуная,
Туда, где, землю огибая,
Шумят струи Эгейских вод.

Но помни: быть орудьем бога
Земным созданьям тяжело.
Своих рабов он судит строго,
А на тебя, увы! как много
Грехов ужасных налегло!

В судах черна неправдой чёрной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мёртвой и позорной,
И всякой мерзости полна!

О, недостойная избранья,
Ты избрана! Скорей омой
Себя водою покаянья,

Да гром двойного наказанья
Не грянет над твоей главой!

С душой коленопреклоненной,
С главой, лежащею в пыли,
Молись молитвою смиренной
И раны совести растленной
Елеем плача исцели!

И встань потом, верна призванью,
И бросься в пыл кровавых сеч!
Борись за братьев крепкой бранью,
Держи стяг божий крепкой дланью,
Рази мечом - то божий меч!

23 марта 1854
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Многие из вас подходили к настоятелю и добровольцам @hramilii и спрашивали, точно ли помощь дойдет до военных на фронте, на что будут потрачены собираемые деньги?

Готов наш первый большой отчет (сбор с 7 октября до 13 ноября).

Одним из существенных приобретений стал автомобиль, который необходим для мобильности между боевыми позициями на передовой. На него было выделено 500 тысяч рублей (к моменту покупки это был весь сбор). Еще 250 тысяч рублей добавлены из пожертвований @Andrafanaslive

На этой неделе Андрей Афанасьев доставил автомобиль и икону праведного Феодора Ушакова с частицей святых мощей в батальон морпехам на фронт.

Работайте, братья! Господи, помоги нашим воинам в боях, сохрани их живыми и невредимыми.
https://yangx.top/hungryphil/1737

Можно ещё вспомнить Ортегу-и-Гассет.

Новая социальная реальность такова: европейская история впервые оказалась отданной на откуп заурядности. Или в действительном залоге: заурядность, прежде подвластная, решила властвовать. Решение выйти на авансцену возникло само собой,-как только созрел новый человеческий тип, воплощенная посредственность. В социальном плане психологический строй этого новичка определяется следующим: во-первых, подспудным и врожденным ощущением легкости и обильности жизни, лишенной тяжких ограничений, и, во-вторых, вследствие этого — чувством собственного превосходства и всесилия, что естественно побуждает принимать себя таким, каков есть, и считать свой умственный и нравственный уровень более чем достаточным. Эта самодостаточность повелевает не поддаваться внешнему влиянию, не подвергать сомнению свои взгляды и не считаться ни с кем. Привычка ощущать превосходство постоянно бередит желание господствовать.
«Объединяющая народ идея должна включать будущую привлекательнейшую, прекрасную и в целом реальную жизнь», — сказал давеча митрополит Псковский Тихон в интервью Екатерине Грачёвой. Позволю себе вступить в полемику, поскольку это одна из тех тем, над которыми я уже давно размышляю.

Оговорюсь: давно не видел, чтобы чьё-либо интервью было настолько переврано цитирующими. Признаться, когда мне прислали некоторые видеоцитаты, сам было возмутился. Поэтому решил посмотреть. После чего возмутился цитирующими, пытавшимися создать из владыки Тихона едва ли не образ толстовского пацифиста. Но моя реплика совсем о другой части интервью владыки, — не той, которая столь недобросовестно цитировалась.

В высшем смысле «привлекательнейшая и прекрасная жизнь» возможна, конечно, только в Царстве Божием, но, без сомнения, — в этом владыка прав — всякой стране нужен практический образ будущего. Хорошего будущего. Тем не менее, если этот образ будущего ограничить «привлекательнейшим, прекрасным и реальным» без опоры на идею (а не идеологию), то результат ничем не будет отличаться от критикуемой владыкой Тихоном идеологии «Украина — це Европа» или идеологии большевиков, оставаясь только в категориях временных, горизонтальных, приземлённых. В итоге такая идеология, такой образ будущего претерпит крах по принципу «ты прах и вернулся к праху».

Поэтому не соглашусь с владыкой и в том, что победа в нынешней войне состоится тогда, когда будут «побеждены ростки ненависти, нацизма». Мне ближе мысль, что победа будет «изнутри нас»: когда мы сформулируем, начнём распространять идею для России, объединимся вокруг неё.

Более того, насколько мне из юности близок ильинский подход к «правосознанию» как фундаменту политического строя, из чего проистекает невозможность насаждения монархического — к примеру — строя «сверху», насколько Русская идея, наоборот, должна не только «родиться в народе, появиться», но быть сформулированной, в том числе, политической и интеллектуальной элитой, предлагаться, распространяться — без отрыва от народного самосознания, но возвышая это самосознание, беря из него лучшее.

В ходе интервью владыка Тихон высказал мысль, что восприятие России как возможном оплоте христианских ценностей — это предмет гордости, а раз гордости — значит повод для падения. Думаю, что такое восприятие скорее повод для смирения перед высшей целью, которую можно только стремиться достигнуть, осознавая своё несовершенство на этом пути.
Вы верите, что вся жизнь человека простирается между двух могил. Рождение — одна могила, из которой человек выходит, а смерть — другая могила, в которую человек входит. Вы верите, что человек до своего рождения где-то во вселенной существовал лишь в виде разбросанных атомов, принадлежавших разным телам. Вы верите, что человек после смерти будет существовать в виде разобщенных атомов, которые будут принадлежать другим, чужим телам. <...> Мы верим в бессмертие жизни, потому что верим в бессмертного Бога - источник жизни.
Святитель Николай Сербский

Безусловно отдельно взятый неверующий в бессмертие души человек может бороться, трудиться ради блага своей страны, своих соотечественников. Тому много примеров.

Но, в конечном итоге, это ратование лишено надежды. Оно направлено на фантом того, что будет нечто «после». Между тем «после» может быть и ядерный конец истории человечества. Более того, ратование за определенную идею, в том числе образ будущего, столкнется с тем, что, если на это будущее не смотреть sub specie aeternitatis, причин для его рецепции следующими поколениями нет.

Здесь причина того, что даже объединенные усилия множества отдельно взятых людей, лишённых устремления к Божественному (идеациональному), в принципе не могут привести к бесконечному продлению (переннизации) существования страны, общества.

То же, увы, может быть отнесено и к нынешней войне. Вернее, к её итогам.
Владыка Савва, говоря о необходимости запрячь идею впереди телеги с мирскими благами (ценностями — духовными и материальными), совершенно прав. Но телега поедет, когда лошадь знает, куда, когда возница видит впереди дорогу.

Мы, православные, чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, но верить и с радостью ожидать таких великих целей, значит деятельностно трудиться, без страха строить будущее, продвигаться в будущее.

И вот здесь у меня давнишняя мечта так объяснить цели, так увидеть будущее, чтобы к нему стремясь, в него двигаясь без страха, осознанно его создавая, этот ежедневный труд видела детвора, чтобы молодёжь подключалась не потому что старшие так тянут воз ценностей в будущее спасения, а потому что Церковь наша создана очень молодыми душой людьми, людьми бесстрашными, пусть и сомневающимися, людьми верными, пусть и трижды отрекшимися, людьми светлыми, жизнерадостными (вот, верное слово!) — не эпикурейцами, гедонистами всякими — но радостными тружениками и подвижниками.

Вот эта радость создания будущего — она не может быть выражена в "постоянном повышении благосостояния", не просто в абстрактной самореализации всех и каждого, но в создании будущего, где главными мерками, осями координат являются честь, совесть, ответственность, все те нематериальные качества, отличающиеся от ценностей.

А там нас встретит Христос.

И каждому воздастся по его ценностям, идеям, делам и плодам.

https://yangx.top/kartezianec/3089
Forwarded from Prichod.ru
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня исполняется 76 лет Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Уже почти четырнадцать лет он ведет корабль Русской Православной Церкви через редко бывающие тихими волны бытия.

А в тяжелые, тревожные времена, которые мы переживаем сейчас, особо понимаешь значимость его слов о самом важном – например, о единстве и причинах разъединения, о том, как история проецируется на нашу жизнь здесь и сейчас, о молодежи как будущем страны и Церкви, о любви настоящей и ее подделках…

Что нам говорит Святейший Патриарх Кирилл

#поздравляемПатриарха
#деньрожденияПатриарха
#76летПатриарху
https://yangx.top/stihi_orynianskaya/207

Я на редкость не восприимчив к стихосложению (да, и к богослужебному — для меня это скорбь, хотя некоторые богослужебные сложения слов вызывают восторг).

Мне ближе проза и, тем более, слог публициста.

Но, если оставить в стороне, не обсуждая, классиков, мне близок по слогу и восприятию жизни вот этот автор — Полина Орынинская.

Подписывайтесь.
Forwarded from Стихи Полины Орынянской (Полина Орынянская)
***

Такая осень, друг, такая осень.
Сто бед. В довесок — горе не беда.
Холодный лес затих многоголосо.
Земля седа.

Ни сны не зреют в пору снегопада,
ни солнца белый пасмурный налив...
А снег тихонько штопает, где надо,
где на разрыв.

Друзей считают осенью, в ненастье,
когда листву срывает и несёт.
А пишут имена на первом насте.
Раз, два... И всё.


© Полина Орынянская, 2016