Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
25.1K subscribers
1.18K photos
172 videos
16 files
3.07K links
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)

Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной.

Регистрация в РКН: https://clck.ru/3FqPyX
加入频道
https://yangx.top/Andrafanaslive/2652

При этом в 1875 году кантон Женевы запретил не только совершение любых богослужений, но и ношение любой клерикальной одежды в общественных местах. Швейцарская версия Kulturkampf, да.

https://www.ge.ch/legislation/rsg/f/rsg_c4_10.html

В 1982 году (только в 1982 году!) высшая судебная инстанция Женевы приняла постановление, в котором упомянутое законодательство определялось как "устаревшее" и противоречащее Федеральной Конституции.

Это, однако, не помешало властям города Женевы в 2012 году то ли запретить, то ли попытаться запретить проведение демонстрации против абортов со ссылкой на закон 1875 года и на то, что высока вероятность участия в этой демонстрации лиц "в сутанах".
Весьма разумный текст.

https://yangx.top/prichodru/11652

А вот следующее касается не только затрагиваемых вопросов здоровья, но и в целом взаимодействия исповедывающего священника и исповедывающегося человека.

За здоровье человека несет ответственность только он сам. За детей – только их родители, потому что только с них спросят, как они распорядились здоровьем своих чад. Ни священник, ни врач, ни кто-либо другой не может брать на себя ответственность за ваше самочувствие, лечение и меры профилактики различных заболеваний. Врач дает рекомендации, как можно и нужно лечиться, но решение принимает пациент.

Что касается духовника, то часто люди даже не знают, кто это, собственно, такой. Им неведомо, какие отношения складываются между духовником и его духовным чадом, о степени ответственности первого перед вторым. Они не знают, что такая связь не формируется только по желанию одной из сторон. Не осознают, что это частная практика, а не всеобщая, то есть духовник нужен не всем. Тем более нельзя навязывать духовнику право и обязанность решения вопросов вашего здоровья. Желание переложить на другого ответственность ошибочно. Апостол учит, что у христианина чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Это касается каждого православного человека. Он должен сам понимать, что спасительно для его души. Если он поразмышляет, искренне помолится Богу, то любой вариант его выбора будет для него спасительным.
В 90-е русский язык засорялся заимствованиями из английского скорее по психологическим причинам: эти заимствования символизировали открытость Западу (впрочем, скорее культурное подчинение ему, но мы сейчас о другом).

А вот зачем чиновники или медийщики нынче используют такие заимствования там, где они не нужны совершенно, непонятно совсем. Ну вот чем «вендинговый автомат» им более мил чем «торговый автомат», «кофе-автомат», «автомат-лавка»? Да, автомат тоже слово заимствованное. Но уже усвоенное.

Помнится, где-то в начале 2000-х я сидел на пересадке в Лондон-Хитроу (тогда было дёшево летать из Парижа в Москву через Лондон). Рядом общалась стайка молодых людей, явно учившихся в Великобритании и возвращавшихся в Москву на каникулы. Судя по всему — из состоятельных семей. Поразило, во-первых, что они говорили по-русски с английским «жёванным» акцентом и, во-вторых, как одна из барышень выдала такую реплику: «ну надо же быть… как это… более флексибл». До сих пор интересно, были ли этот акцент и эта замена русского «гибким» на английское слово уже усвоенной утратой русского языка или же нарочитой имитацией. Впрочем, говорили они всё-таки по-русски… Невольно вспоминаются анекдотичные рассказы времён Отечественной войны 1812 года про великосветских дам, срочно нанимавших репетиторов по русскому языку.
https://yangx.top/vladimirlegoyda/4839

Используем клише: тексты не читал (да, глубинные смыслы в них вряд ли запрятаны), но осуждаю.

Судя по дружной реакции русских консерваторов (к которым отнесу и себя) и судя по отдельным репликам персонажа, разошедшимся по сетям, ничего там хорошего нет.

И, да, в очередной раз согласен с Егором Холмогоровым — нечего там делать русскому флагу. Впрочем, нечего ему там делать совсем, кто бы ни был исполнитель.

Разложение душ и умов людей это ваше Евровидение. Незачем России в этом участвовать.
Активное стремление Фанара сблизиться с Ватиканом — явление не новое вот уже пару-другую десятилетий. Впрочем, создаётся впечатление, что в самые последние годы процесс ускоряется и фанарская риторика становится всё более «инклюзивной».

Очередное обращение к календарному вопросу с предложением объединить сроки Пасхалии совершенно избыточно для гуманитарного, культурного, «экологического» диалога с католиками. Если соответствующее высказывание не является дежурным дипломатическим расшаркиванием отдельного фанарского архиерея, что вполне возможно, то это не очень большой, но символичный интеграционный шаг. Причём в православной среде это шаг, наоборот, дезинтеграционный: далеко не все даже нынешние симпатизанты Фанару в православном мире будут готовы на него пойти. Другими словами, данное высказывание говорит о большей заинтересованности по крайней мере части епископата Фанара в сближении с Ватиканом, чем в сохранении православного единства.
В католической Италии лишения для христиан на Пасху продолжаются, судя по всему. Разве что будет исключение для храмов, что сомнительно.

https://yangx.top/rt_russian/61257
Всемирный экономический форум опубликовал список выдающихся "женщин в истории, оказавших влияние на формирование мира", включив в него святую равноапостольную княгиню Ольгу с упоминанием о том, что она является прародительницей современной России.

https://yangx.top/tass_agency/44565

Бывший украинский политик, имя которого через пару поколений едва ли будут помнить, устроил по этому поводу демарш в Фейсбуке.

После этого Всемирный экономический форум исключил имя святой Ольги из упомянутого списка.

Это всё, что надо знать о ценности суждений Всемирного экономического форума по поводу истории. Миниправ? Нет, не слышали.

Главный, наверное вопрос для нас, дорогие русские читатели: почему нам вообще должно быть интересно мнение Всемирного экономического форума об истории?

Да, я понимаю, что вопрос носит рекурсивный характер.
В Фоме большая статья о дедушке, художнике Сергее Андреевиче Тутунове.

Мои краткие воспоминания о нём:

«Дед был человеком сложным. Очень добрым, охотно бескорыстно помогавшим людям, но не покладистым и очень ругучим. Хорошо, что это сглаживало замечательное чувство юмора. Он нежно любил свою жену, которой, при этом, с ним приходилось ох как непросто. Человек исключительного ума и глубины познаний, он мог упереться в сформулированную им же самим концепцию и спорить с собеседником, что называется, до потери пульса».

«У деда были непростые отношения с православием — на словах он декларировал скорее деистические взгляды. Но отпевать его пришли человек десять священнослужителей. И не случайно».

«На его похоронах в 1998 году кто-то, посмотрев на пришедших, заметил: “Лица из другой эпохи, из другого общества”. Дед принадлежал к тому немногочисленному и, боюсь, почти ушедшему слою, который можно назвать старомосковской мыслящей интеллигенцией. Дед, насколько он остался в моих воспоминаниях, превыше всего в себе и других ценил интеллект, желание и способность мыслить. Именно так можно его охарактеризовать — человек мыслящий. Собственно, его лучшие картины и являются не просто результатом талантливой художественной работы, но плодом его размышлений».

Картины деда можно найти на сайте http://tutunov.org/ и на моём канале по хэштегу #ТутуновСА
Триптих художника Сергея Тутунова «Памяти погибших» – обо всем том, казалось бы, непереносимом, что выпало на долю наших людей в ХХ веке. Потому-то с одной стороны — узник фашистского лагеря, с другой — советского. «Дед считал это произведение главным в своей жизни», — говорит внук художника, епископ Зеленоградский Савва @kartezianec.

«Человек, с которого Сергей Тутунов писал одного из героев, не один год провел в сталинских лагерях и потерял там близких. Это отразилось на его психике, и как-то ночью он пробрался в мастерскую и вырезал из холста свое лицо. Я очень хорошо помню: спиленный замок и холст, на котором вместо лица зияет треугольник», — рассказывает сын художника Виктор.

...За десять дней до смерти художник сказал: «Все эти стремления добиться чего-то в искусстве… А с другой стороны — как бы на весах — Душа…Ничто не может по важности перевесить Душу».

Большая статья о художнике Сергее Тутунове.
#субботняясвятоотеческаяцитата от канала "Читаем святых отцов"

Некто, ловя в пустыне диких зверей, увидел, что авва Антоний шутливо обращается с братиями, и соблазнился. – Старец, желая уверить его, что иногда бывает нужно давать послабление братиям, говорит ему: положи стрелу на лук свой, и натяни его. – Он сделал так. – Старец опять говорит ему: еще натяни. – Тот еще натянул. – Старец опять говорит: еще тяни. – Ловец отвечает ему: если я сверх меры буду натягивать, то переломится лук. – Тогда авва Антоний говорит ему: так и в деле Божием, – если мы сверх меры будем налегать на братий, то от приражения они скоро сокрушаются. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии. – Выслушав это, ловец был сильно тронут, и, получив великую пользу, ушел от старца. – И братия утвердившись, возвратились в свое место.

Древний патерик
В канун Великого поста традиционно обсуждается его диетическая сторона поста. В этом году привычные вопросы дополняются в силу коронавирусного контекста вопросами о послаблениях для переболевших или для входящих в группы риска. По этому поводу повторю с некоторыми дополнениями написанное перед Рождественским постом.

Великий пост — время для того, чтобы выйти из привычного ритма. Отойти от привычного будничного времяпрепровождения и на некоторое время в большей степени задуматься о небесном — через молитву, чтение, усиленное участие в богослужении, средоточие на внутренней тишине (и с этой целью — через уклонение от развлечений, самих по себе не грешных).

Из привычного ритма жизни выйти позволяет, в том числе, смена привычного режима питания, ограничение в питании. Одну из целей этой великопостной «диеты» прекрасно описал отец Александр Шмеман: «Ибо, в конечном счете, пост состоит в одном: в том, чтобы испытать голод, алкать, и это значит – достичь предела той жизни в нас, что зависит всецело от пищи, и, взалкав, открыть, что эта зависимость не есть последняя истина о человеке, что сам голод есть, прежде всего, духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога».

Так сложилось, что не существует современных постановлений Русской Православной Церкви по теме поста нет, в том числе относительно возможных причин его ослабления. Описание режима питания во время поста содержится в книгах составленных много веков тому назад, причём в ином социальном и географическом контексте. Как говорит один коллега: у нас нет даже устава поста для мирян, а есть устав поста Палестинских монастырей, зафиксированный в Типиконе (богослужебном уставе), который предполагает, в том числе, дни полного воздержания от пищи, сухоядения, трапезы без рыбы, без масла и тому подобное.

Поэтому мера пищевого поста определяется с учётом общепринятых правил (воздержание от мяса, от животной пищи в целом) индивидуально каждым человеком в зависимости от его возможностей. При этом, если благочестивый прихожанин боится проявить в этом вопросе волюнтаризм, он советуется с тем священником, у которого обычно исповедуется. Священникам следует подходить к этому вопросу с разумением, не гребя всех под одну гребёнку.

Что касается людей болеющих или находящихся на выздоровлении — для таковых и в любое время действует общее правило: есть то, что предписано лечебной диетой.

По этому поводу Святейший Патриарх Кирилл отметил в своём архипастырском обращении 2019 года к духовенству Москвы: «Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, и, тем более, в условиях мегаполиса не способен соблюдать пост в полной мере согласно упомянутым предписаниям. Ситуация усугубляется тем, что популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста, размещают перед Великим постом “постные календари” именно в изложении упомянутой ближневосточной практики. В итоге обыватель смотрит на постные предписания как на некую невыполнимую экзотику. Кроме того, пастырь, размышляющий по этому поводу, не может игнорировать тот факт, что существенно более высокая стоимость рыбных изделий (а уж тем более иных морских продуктов) заставляет даже церковные многодетные семьи приобретать более дешевые скоромные продукты, к примеру в период малых постов. Значит ли это, что можно взять и отменить постные предписания? Нет, конечно. Однако одно дело – пост для монаха, другое дело – для человека, выполняющего тяжелую физическую работу. Должна быть вдумчивая пастырская работа с нашими прихожанами, индивидуальный подход, чтобы каждый из них участвовал в посте».
В канун Великого Поста в богослужебных текстах вспоминается изгнание Адама из Рая. По этому поводу #воскреснаякартина

Изгнание из рая
Йоркская псалтырь
1170 г.

Взято тут https://marinagra.livejournal.com/99698.html
В этот первый день Великого поста исполняется 8 лет замечательному проекту "Приходы.ру".

https://yangx.top/prichodru/11719

Спасибо его бессменному капитану @evgeniya_e_zh и всей команде — как действующей, так и тем кто сошёл на берег.

Как и почему проект создавался: https://yangx.top/kartezianec/9

PS Отдельной высшей математической оценки заслуживает логотип к 8-летию.
Коронавирусная инфекция, с который мы встретились всего лишь год назад, но которая плотно заняла своё место в жизни человечества, отступает. Порой высказывается мнение, что есть риск небольшого сезонного всплеска в середине весны, но, так или иначе, милостью Божией число заболевающих идёт на спад.

Несколько выводов, уроков.

Урок первый. Беречь свои храмы и любить богослужение. Возможность ходить в храм, посещать богослужения стала для многих из нас чем-то обыденным. Для священнослужителей особенно. Мы решили, что этот дар, данный нам Богом туне, ни за что, — это наша собственность. Мы привыкли к нему. Господь нам самым строгим образом напомнил, что такое — не иметь возможности быть вместе в храме. Будем помнить об этом страшном опыте, особенно в те моменты, когда нас будет искушать лень к богослужению, к храму Божию. И касается это, в первую очередь, священнослужителей. Нам следует дорожить даром быть вместе с прихожанами за службой. Дорожить прихожанами.

Урок второй. Беречь единство Церкви и церковный мир. Порой, особенно с развитием социальных сетей, люди готовы идти не за Церковью, а, например, за конкретным священником, подменяя, таким образом, единство Церкви верностью конкретному человеку. И, увы, в редких, но ярких случаях, некоторые священники этим пользовались, приводя людей вплоть до раскола от Церкви. Но не только в расколоучителях дело. Но и в том, что слишком человек сосредоточивается на том, как он «видит» Церковь, а не на том, как он в ней пребывает, не на нашем единстве во Христе. Отсюда, кстати, часто готовность с удовольствием слушать или разносить сплетни, слухи, пересуды о Церкви, о недостатках (а они конечно же есть, как не быть?) церковного общества или отдельных людей.

Урок третий. Беречь друг друга. Возможно, месяцы самоизоляции стали для интровертов временем абсолютного счастья. Но для большинства невозможность лично общаться, встречаться с родными, близкими, друзьями стала тяжёлым испытанием. Господь дал нам возможность осознать, что слишком много равнодушия, привыкания возникло в наших жизнях. Сделали ли мы выводы из этого урока? Увы, и сейчас среди людей всё больше неприязни, противостояний. Даже в обсуждении обстоятельств эпидемии или ограничительных мер мы нередко находили или находим повод, чтобы рассориться. И одно дело, когда мы сталкиваемся с действительно враждебным отношением к нам, к нашим близким, к Отечеству, к Церкви. Другое, когда в разногласиях и разночтениях мы находим повод для поиска врага. Будем же по выражению апостола Павла «братолюбивы друг к другу с нежностью».
О том, как работает социальный рейтинг в Китае.

…«Плохие» граждане должны стоять в очереди и терпеть, в то время как «хорошим» гражданам предоставляется приоритет в пользовании общественным транспортом…

…К марту 2019 года, после первого года работы, система социального кредитования заблокировала продажу 17,5 миллиона авиабилетов и 5,5 миллиона билетов на поезд. Многие из заблокированных путешественников сообщили, что они понятия не имели, что их социальный кредитный рейтинг был «плохим», пока они не попытались купить билет на самолет или поезд…

Стоит вспомнить об этом, когда на втором по величине отечественном телеканале вновь будут проповедовать эту систему.

И ведь нельзя, ох как нельзя исключать, что «плохие» или «хорошие» граждане будут определяться не только степенью «цивилизованности поведения в метро», но и, к примеру, политическими, религиозными или нравственными воззрениями.

Скажете, не может быть такого?