Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
24K subscribers
1.12K photos
156 videos
15 files
2.96K links
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)

Бот для связи: @isavvabot. Бан за спам, за флейм, за флуд и за непрошенные комментарии: функция комментирования в этом канале не открыта намеренно. Рекламу не предлагайте и не просите.
加入频道
Сегодня в Русской Православной Церкви совершалась память Отцов (то есть участников) Священного Собора Православной Российской Церкви (по его уставному самоименованию) 1917-1918 годов.

И до этого Собора в 16 и 17 веках в Русской Церкви проходили представительные Соборы, но то была совсем другая эпоха. Собор 1917-1918 гг. был уникальным явлением для своего времени.

Собор чрезвычайно интересен, во-первых, тем, что проходил в то время, когда страна рушилась, а положение Церкви в государстве резко менялось. В месяцы заседаний Собора (с перерывами с августа 1917 года по сентябрь 1918 года) произошёл октябрьский переворот, были убиты первые новомученики, был издан декрет "об отделении церкви от государства и школы от церкви". Расшифровка заседаний Собора, дневниковые записи и мемуары его участников сами по себе являются ярчайшими свидетельствами того времени. Свидетельствами того, как невежественные люди бывали обмануты политическими манипуляторами, как трагически и с катастрофическими последствиями ошибались самые великие умы, как предатели трусливо метались между разными политическими хозяевами, как верные сыны Церкви и Отечества стойко пытались спасти страну.

Во-вторых, Собор уникален тем, что, если он начинался с той "говорильни", которая была присуща целому ряду дореволюционных созывов Государственной думы и, тем более, разного рода светским представительным собраниям 1917 года (о том, что на Соборе была такая говорильня пишет, например, фактический председатель большинства его заседаний митрополит Арсений Стадницкий), то довольно быстро работа Собора вышла на конструктивное русло, причём в глубоко церковном ключе. Члены Собора не только знали жизнь Церкви, любили свою Церковь, но и, в большинстве своём, глубоко знали и любили церковную историю, традицию, учение. Были отдельные революционые крикуны, но они погоды не делали. Повторю по этому поводу свой пост годовой давности: https://yangx.top/kartezianec/661

К слову сказать, есть ныне модная тенденция среди некоторых публицистов объявлять Собор 1917-1918 гг. либеральным, состоявшим из обновленцев и чуть ли не случайно, вопреки этому настрою, дескать сделавшим одно доброе дело — восстановление Патриаршества. Это, конечно же, чушь, свидетельствующая о крайне слабом знании авторами этой концепции истории Русской Церкви и, тем более, материалов Собора. Да, в решениях Собора имеются некоторые места, текстологически унаследованные от отдельных либеральных заготовок первой половины 1917 года. Однако при изучении того, как и с какой целью эти решения принимались, всё встаёт на свои места (не могу не сослаться на свою книгу).

В общем, чему можно поучиться у Отцов Собора, так это трезвому, уважительному друг ко другу и к церковному преданию, и, наконец, компетентному (чем сплошь и рядом пренебрегают в нынешнюю эпоху "говорильни" соцсетей) обсуждению важнейших мировоззренческих и практических вопросов.
В Государственную Думу представлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании".

Вчера я писал о том, что «просветительская деятельность» является одной из основополагающих для Православной Церкви, после богослужебной. Почти вся церковная деятельность, помимо богослужебной, направлена на «распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта… в целях духовно-нравственного… развития человека» (*).

Таким образом упомянутый законопроект прямым образом затрагивает жизнь Церкви. В его нынешней редакции он может стать поводом к светскому вмешательству в её внутреннюю деятельность и установления.
Нынешний государственный строй не предполагает институционального взаимопроникновения Православной Церкви и Государства, как это было до 1917 года. Поэтому свободное осуществление церковной просветительской деятельности в отделении от Государства — это одна из важных религиозных свобод. Более того, ограничивающие вмешательства в просветительскую деятельность Православной Церкви повлекли бы за собой катастрофические последствия для процветания и стабильности России, в основе существования которой лежит Православие. Православие без России выживет, а Россия без Православия — нет.

Согласно законопроекту, «порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации». Считаю, что права и прерогативы Православной Церкви и других традиционных религий России в сфере просветительской должны быть описаны самим законодателем, после обсуждения и консультаций, и, в итоге, утверждены законом, подписанным Гарантом Конституции, но никак не зависеть от воли и преходящих соображений высшего чиновничества, хотя бы даже отношение Правительства было самым благожелательным.

В общем, есть пространство для диалога с законодателем.

——————

(*) Согласно законопроекту в «основные понятия», используемые в законе «Об образовании», вносится понятие «просветительская деятельность», определяемая следующим образом: «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации».
Давно лежит эта фотография Малого Вознесения на Большой Никитской. Не знаю, что с ней делать, тем более что я уже рассказывал об этой церкви.

Разница между фотографиями невелика, 30 лет всего.

В январе 1920 года, то есть чуть более 100 лет назад, улицу Большую Никитскую переименовали в Герцена. В тот год исполнилось 50 лет со дня смерти философа-революционера, которого сейчас бы назвали radical left.

Что касается Малого Вознесения, в таком состоянии пребывали многие церкви и храмы, которым повезло более или менее уцелеть и служить в качестве жилья, склада, помещения для госконторы, спортзала, музея, дома культуры и так далее.

Купола с крестами были сбиты, а внутреннее убранство разрушено еще в 1930-е.

До начала 1990-х здесь размещалось одно из подразделений Главного управления по жилищному и гражданскому строительству Москвы.

Москва, было — стало.
Forwarded from Prichod.ru
Пришла официальная информация из Сербского Патриархата

По поводу ложных новостей о якобы кончине Святейшего Патриарха Сербского Иринея

"Согласно официальному отчету совета врачей, которые заботятся о здоровье Главы нашей Церкви, его состояние не изменилось по сравнению с отчетом, который мы опубликовали сегодня утром.

Мы считаем такие ложные сообщения и преднамеренный обман <...> как крайне безответственные и аморальные.

Просим всех молиться за здоровье нашего Патриарха и узнавать о состоянии его здоровья из официальных объявлений совета врачей, <размещаемых на> официальном сайте Информационной службы Сербской Православной Церкви".
На сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ с целью защиты верующих открыт новый раздел «Борьба со злоупотреблениями в сети Интернет».

В этом разделе опубликован список лиц, выдающих себя за священнослужителей, в том числе раскольников. Лжесвященники занимаются «проповедью» в Интернете, тем самым вводя в заблуждение верующих.

Также в разделе размещен перечень онлайн-ресурсов, ведущих несанкционированный сбор пожертвования от лица Русской Православной Церкви. Некоторые из этих ресурсов вызывают подозрения в мошенничестве.

Списки будут дополняться.
Forwarded from Prichod.ru
Сегодня день рождения у Предстоятеля Русской Православной Церкви - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Мы поздравляем Святейшего Владыку и желаем ему здоровья! Пусть Господь утешает Вас и укрепляет в несении Патриаршего креста в наше сложное время!

Молимся о Вас и с Вами, Ваше Святейшество!

@prichodru #Патриархуиздома #поздравлениеПатриарху
Сайт Давосского форума. Того самого, куда паломничали все сильные мира сего.

Отсчёт новой эры, времени цивилизации — не от Рождества Христова, а от Нового Спасения — лекарства от коронавируса. Ибо пагуба человечества не в утрате единства с Богом, а в утрате здоровья и комфорта. Раскрытие тезиса достойно отдельного разбора. Про семантическую параллель before Christ / before corona вообще молчу.

Where previous calendars measured time according to Before Christ and Anno Domini, the coronavirus outbreak has revealed a new sense of time. This is the beginning of a new epoch. Our collective consciousness now considers Before Corona and anticipates Anno Remedio.

https://www.weforum.org/agenda/2020/11/4-ways-work-will-be-different-in-2025/
https://yangx.top/tass_agency/30513

Наметить планы получится, а вот определить вряд ли.

Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
Соборное послание апостола Иакова (4, 13-16)
Der Spiegel надо с господином (или товарищем?) Жириновским договориться. Споются.

Ну как же. Вдруг нашлись люди, которые утверждают, что здоровье — это важно, но не САМОЕ главное. Что да — страшно, да — умирают близкие, да — не позволительно пускать на самотёк. Но есть и что-то высшее. Нельзя всё подчинять страху.

Нашли себе в христианах козлов отпущения... нерончики наши несостоявшиеся. В принципе, для исчисляющих новую эру "от короны" всё вполне логично.

Дисклеймер1: Я — за то, чтобы соблюдать разумные меры предосторожности. Руки мыть. Маски носить (хотя бы даже их эффективность не вполне доказана). Дезары, антисептики, сидеть дома при ОРВИ...

Дисклеймер2: Я тоже очень боюсь за своих родителей, которые вполне в зоне риска... очень даже.
Точнее не напишу, поэтому скопирую: «Дать русским возможность без проблем приезжать в Россию. Перестать куда-то все время прятать слово “русский” и дать России понимание того, что у многонационального дерева, на котором расцветают без проблем разные цветы, растут разные плоды, есть ствол и корневая система. Русский народ. К которому вполне может причислять себя любой человек, как это выразил Антон Иванович Деникин. “Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством”».
https://yangx.top/MedvedevVesti/3737

И далее в развитие темы
https://yangx.top/MedvedevVesti/3739
https://yangx.top/MedvedevVesti/3742
https://yangx.top/MedvedevVesti/3743
https://yangx.top/MedvedevVesti/3747
То ли как эхо на обсуждаемую в консервативных тг-каналах тему русскости, то ли по конвергенции реакций на актуальные события М.Симоньян пишет, что, в то время как «в московских гостиных вторая волна обсуждений, кто хочет, а кто не хочет вернуть Советский Союз», она бы сама «хотела вернуть Российскую Империю».
Разделяя, в общем-то, это желание, не могу не уточнить, что, с одной стороны, Российская Империя без Православия — это уже не Российская Империя, а такие… Славянские Соединенные Штаты, основанные на общих экономических, политических и военных интересах. С другой же стороны, что бюрократическая система взаимоотношений между Государством и Церковью (с фактическим подавлением последней) в той Империи не просто оставляла желать лучшего, но послужила одной из причин краха Империи, поскольку постепенно вымывала из людей стержень единства в вере, сакрального единства.

Должно ли быть законодательным образом придано определенное значение Православной Церкви в Государстве? Думаю, что да. Имеются ли удачные тому прецеденты? Скорее нет. Интересны по этому поводу размышления специального отдела, работавшего по этой теме на церковном соборе 1917-1918 гг. Как-нибудь вернусь к этому.

Конечно, авторитет священнослужителей в обществе должен основываться, в первую очередь (но не только), на их собственных качествах и высказываниях. Да, неизбежно в жизни такого большого сообщества, каковым является сообщество священнослужителей, есть и неуклюжести, и несоответствия должному образу отдельных его представителей. Хихикать и сплетничать о таковых, забывая о достойном служении большинства духовенства, было модно (и был даже в этом некий шик) ещё в московских гостиных в той Империи.

Но, так или иначе, если строить Российскую Империю, следует принять и то, что те жизненные принципы, на которых настаивает Православие, должны быть основополагающими и для Империи. Что, например, исключало бы в качестве основного вещания государственных вещателей памятные ёрнические выступления господина Киселёва по поводу позиции Церкви относительно суррогатного материнства. И что предполагало бы активное участие представителей Церкви, как священнослужителей, так и мирян, в очень многих пластах государственной и общественной жизни. Честно признаем: священнослужителей и церковных мирян, способных к такой деятельности, пока что весьма немного. Но и над эти работать можно.

Думаю, что поиск равновесия между формальным местом Церкви в обществе и приобретённым авторитетом духовенства — это задача актуальная. Если уж хотим строить Империю.
До сих пор получение гражданства весьма и весьма затруднено, за немногими исключениями особых ситуаций.
В том числе для потомков русских эмигрантов (что особенно обидно в этот год 100-летия Русского исхода).

Предложения по деформализации этого процесса можно только приветствовать.
https://yangx.top/politadequate/4528

Да и, кстати, не только процесса получения гражданства, но и возможности приезжать в гости.
Давайте всё же уточним: новая нормальность? Или временная мера?
По тексту интервью: "Да, мы будем так жить еще какое-то время - хорошо, если меньше, чем до теплой весны. Скорее всего, мы должны будем беречься также до теплой весны".

Почему не сказать именно так? "Временные меры плюс-минус до весны"? Живём-то мы во время не нормальное. И очень хотелось бы, чтобы и в головах и словах чиновников принимаемые меры не ассоциировались с нормальностью.

https://yangx.top/dimsmirnov175/16940
В связи с предложением К.В.Малофеева канонизировать одного из великих сынов России — Александра Васильевича Суворова, полезно вспомнить, что основным критерием канонизации (то есть констатации того, что усопший человек обрёл особую молитвенную благодать у Небесного Престола Божия) является — помимо добродетельной жизни и народного почитания — наличие чудотворений: "Необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его". Так определил Поместный Собор 1917-1918 гг. Перечисленные критерии, восходящие к глубокой древности, были подтверждены в новейшее время синодальными определениями 1993 года.
Особенный порядок определён для мучеников, как свидетелей о Христе своей кровью.

Одной из проблем в области канонизации является мифологизация (подробнее по ссылке), когда героизация достойного человека подменяет собой прославление во святых. Это один из рисков, который делает особенно важной тщательную фиксацию и проверку подлинности чудотворений ("Прежде прославления святого чудеса его, записанные чту­щими его память и священнослужителями, проверяются особой комиссией" — из решений того же Поместного Собора). Ведь подлинные чудеса — это уже не рассуждения людей о человеке, а Божие свидетельство о нём.

С надеждой, конечно, что фиксируемые чудеса — не из серии "У Вас случаи были? Значит будут".
https://yangx.top/scienpolicy/13218

Коллеги, мы с вами общаемся не так часто, но всё же, надеюсь, достаточно, чтобы меня нельзя было причислить к людям, отвергающим прогресс ради отвержения всякого прогресса. Это, так сказать, дисклеймер (впрочем, буду рад общаться и чаще, и вживую).

Что мир переживает цифровую трансформацию — в этом нет сомнений. Собственно, переживал он эту трансформацию и раньше. Реакция на коронавирус ускорила целый ряд процессов, позволила ударно создать, испытать или внедрить определённые технологии, уточнила акценты... Думаю, что уместно сравнение с военным временем, когда многие технологии, в том числе мирные, «вдруг» создаются или внедряются.

И нет сомнений в том, что после такого рывка всё обратно на те же места не встанет.

При этом:

1. Не отрицая положительных сторон цифровизации, дистанционных технологий, развития систем коммуникации, полагаю, что их внедрение на постоянной основе должно предваряться серьёзным общественным обсуждением (и главное, чтобы это не было «выпуском пара») и сопровождаться общественным договором. В перечисленных формах прогресса имеется достаточно много очевидных серьёзных рисков, от которых нельзя отмахнуться. Собственно, так же как это бывало с технологиями, созданными или внедрёнными в военное время.
Более того, часть этих рисков состоит в том, что для лиц, ответственных за реализацию и использование новых технологий таковые могут быть удобны и желанны, а для объектов воздействия, то есть большинства людей — нет. И не всегда и во всём следует людям директивно и патерналистически причинять добро (хотя иногда это нужно и полезно).

2. Не считаю термин «новая нормальность» удачным и приемлемым. Но это скорее вопрос философской дискуссии. На мой взгляд «нормальность» должна ассоциироваться с основополагающими сторонами бытия человека — религиозностью, нравственностью (этикой)... Чтобы быть здесь кратким: «нормальность» относится к тем категориям, о которых сказано в прошлогоднем установочном докладе Святейшего Патриарха Кирилла. Понимаю, что и вы, и госпожа Попова используете термин «новая нормальность» скорее в практическом смысле — организации жизни общества. В смешение терминологий вижу риск переноса стремления к организационно-практическим новшествам (с оговорками выше) на стремление к новшествам в отношении бытийной «нормальности» человека. Последнее, как вы понимаете, приемлемым считать не могу.

3. Что касается поста, на который вы отреагировали, то он относился к конкретной теме — ношению масок. Как бы не понимать термин «новая нормальность» — философски или практически — я действительно считаю, что ношение масок не может быть отнесено к таковой, а лишь к исключительным и временным мерам.

PS Да и просто лингвистически, стилистически... «новая нормальность» — это как мелом по стеклу. 🙂
Forwarded from Афанасьев Z
Будущее уже тут. Оно будет другим. Лучше или хуже - зависит от нас самих. Самое важное сегодня - отстоять право на офлайн, но при этом выжать из цифровизации максимум на пользу людям. А все негативное оставить цифровизаторам.

https://yangx.top/rt_russian/52548
1000 и даже немного больше. Дорогие друзья, спасибо, что читаете и поддерживаете!

@vladimirlegoyda Председатель Отдела и начальник

@mig41 надежные друзья, знающие все про войны и не только

@sskarnaukhov человек, которому неведомы компромиссы с совестью

@romagolovanov дорогой коллега

@kartezianec архиерей, читать и слушать которого всегда интересно

@pavelostrovski батюшка, неподвластный искушению славой

@yakemenko опыт, мудрость и академические знания

@sorok40russia настоящая православная общественность

@evgeniya_e_zh женская православная повестка от первого лица

@annashafran ярко, остро, по делу

@chudo_iva пастырь из Иваново

@chrisma_center настоящая православная аналитика

@pravblog1 правдивые вести из Украины

@vrulinskiy вместе учились, вместе работаем

@sergey_hudiev миссионер и мастер слова

@russica2 благодарю за неожиданные перепосты