Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
24K subscribers
1.12K photos
156 videos
15 files
2.96K links
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)

Бот для связи: @isavvabot. Бан за спам, за флейм, за флуд и за непрошенные комментарии: функция комментирования в этом канале не открыта намеренно. Рекламу не предлагайте и не просите.
加入频道
Forwarded from Москва. Было — стало (Ян Гордеев)
В Москве конца 1920-х годов было много таких историй. Старинная церковь бережно реставрируется выдающимися мастерами, и сразу после окончания реставрации церковь намеренно разрушается или варварски уродуется. Так было с храмом Параскевы Пятницы в Охотном ряду.

Так случилось с церковью Космы и Дамиана Асийских, что в Старых Панех (она же церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Старой Певчей).

Переулок, что сейчас знают как Старопанский, носит свое имя 98 лет. До 1922 года он назывался Космодамианский. В первые годы соввласти церковные названия из топонимики русских городов стирались. Космодамианский стал Старопанским (по древнему месту, где жили поляки, — Старые Паны).

Церковь была построена на месте ветхой церквушки в 1800-х годах. В 1927 году ее восстанавливал главный реставратор Московского Кремля Дмитрий Петрович Сухов. Через три года по окончании работ храм был обезображен, в него вселилось подразделение ГАИ. В 2000-е восстановлена по проекту Сухова.

Москва, было — стало.
Forwarded from Москва. Было — стало (Ян Гордеев)
Вот так церковь Космы и Дамиана была изуродована в 1930 году
#субботняясвятоотеческаяцитата от тг-канала "Читаем святых отцов"

Начало жизни для меня – конец,
Кончина жизни для меня – начало,
Не знаю я, откуда прихожу,
Где нахожусь, куда пойду – не знаю.
Я, как земля, рождаюсь от земли,
Как прах от праха, будучи, конечно,
От тленья – тленным и всецело смертным.
Немного дней живу я на земле
И умираю – ухожу из жизни
В иную жизнь. Я оставляю тело,
Но знаю, что оно воскреснет вновь
И будет жить во веки, бесконечно.

Преподобный Симеон новый Богослов.
Божественные гимны
В сегодняшний день сугубая церковная молитва совершается о всех, кто внезапно потерял свою жизнь на дороге, оказавшись в аварии. Такие происшествия никогда невозможно предугадать и опасность подстерегает буквально каждого, кто оказывается участником дорожного потока. Всего несколько секунд отделяют жизнь человека от его смерти.

Многие, очень многие потеряли своих любимых, близких и дорогих сердцу людей в стечении обстоятельств, когда по злой человеческой воли, когда по иному неожиданному случаю оборвались жизни тех, кто не собирался умирать в это время…

Пускай Господь упокоит всех погибших, принявших в дороге напрасную смерть! Вечная память погибшим! Сил и здравия живущим!
Сергей Андреевич Тутунов (1925-1998)
Мостик на речке
1950-е

#воскреснаякартина
Больше картин: https://tutunov.org/
#ТутуновСА
В сегодняшнем евангельском календарном чтении приводятся следующие слова Спасителя: "Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка" [знамение Ионы пророка — это отсылка к ветхозаветному повествованию о пребывании Ионы в чреве китовом с последующим выходом из него, прообразе пребывания Спасителя во гробе и Его Воскресении].

К сожалению, и сегодня среди верующих людей порой возникает стремление "искать знамения", особенно знамения "конца света", "пришествия антихриста". Хотя и об этом было сказано Спасителем: "Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий". В общем, именно тогда, когда ждать не будете, так что готовыми надо быть всегда.

Приведённые выше слова об Ионе говорят нам о том, что доминантой в жизни христианина должно оставаться именно вот это знамение — Воскресение Христа, а также сопряженное с ним качественное изменение отношения человека к Богу. А не коронавирус, цифровой концлагерь или дистанционка в школе.

Это не означает, что не следует решать возникающие земные задачи. Куда деваться-то... до жизни вечной многим из нас ещё ползти и ползти по земле. Поэтому и об упомянутых земных проблемах (а это действительно проблемы) мы пишем и говорим (Ваш покорный слуга в том числе).

Но с того момента, как психологической доминантой, предметом, определяющим наши взгляды и наш дискурс, становится земное, мы осуществляем религиозную подмену. Фактически меняем религию. Что, к примеру, произошло у известного раскольника на Урале.
Forwarded from RT на русском
Анна Шафран @annashafran специально для @rt_russian

Наши миротворцы закончили развёртывание в Нагорном Карабахе, желаю им спокойной службы.

Очень важный момент — сохранение христианских святынь Карабаха и окружающих районов. Напомню, что христиане и мусульмане на протяжении столетий жили рядом на этих землях и только в безбожном ХХ веке начались осквернения чужих храмов. К сожалению, не обошлось без святотатств и на этот раз.

Позавчера Владимир Владимирович Путин в разговоре с Ильхамом Алиевым отдельно обсудил необходимость защиты христианских святынь региона.

Я очень надеюсь, что президент Азербайджана контролирует ситуацию и подобные инциденты не повторятся. Более того. Считаю, что любые осквернители должны быть сурово наказаны во имя межрелигиозного согласия. Никакой доблести в осквернении чужих храмов нет и быть не может.

Мы в России отлично знаем, что мусульмане и христиане могут жить в мире. И если мир и благополучие в Карабахе — это наши общие цели, то следует наконец всем уяснить простую вещь: это возможно только на основе взаимного уважения. Других вариантов нет
Forwarded from RT на русском
Автор Telegram-канала ГОЛОВАНОВ @romagolovanov специально для @rt_russian

Моё христианское сердце обливалось кровью и слезами, когда я смотрел сводки из охваченного огнём Карабаха. Когда снаряды прилетали в прицельно в храм в Шуши. Когда бойня прекратилась и молодой защитник Карабаха пришёл к разрушенной святыне, чтобы повенчаться со своей невестой. Они так и стояли на фоне руин и разрушенной крыши.

Войну остановили. И бросать свою землю и свои святыни никто не собирается. Как сказал архиепископ Карабаха Паргев (Мартиросян): «Я всегда буду тут, даже если останется одна стена — буду сидеть у этой стены».

В местах, где стоят российские миротворцы, беспредела и святотатства просто нет. В сети гуляет один душещипательный ролик. На нём священник (поверх рясы надета камуфляжная жилетка) возвращает на место снятые ранее церковные колокола. Ведь наш солдат — гарант, что монастырю больше ничто не угрожает.

И нам всем было важно, чтобы и на других территориях христиане Карабаха могли спокойно собираться в воскресенье на литургию, чтобы какие-то бородачи не писали оскорбления на стенах церквей и не рвали чужие иконы. Это и стало одной из тем сегодняшних переговоров Путина и Алиева. Вот сообщение от пресс-службы Кремля:

«В разговоре с Ильхамом Алиевым Владимир Путин, в частности, обратил внимание, что в районах, которые в соответствии с трёхсторонним заявлением возвращаются Азербайджанской Республике, расположены христианские храмы и монастыри. В этой связи он подчеркнул важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь. Президент Азербайджана проявил на этот счёт понимание и сказал, что именно в таком ключе будет действовать азербайджанская сторона».

Для многих это важнейшие слова, которые принёс этот день. Путин и его защита — это такой же залог безопасности для жителей Карабаха, как и российские миротворцы
К решению законопроектировщиков об отзыве закона о порядке изъятия детей из семей.

В 2013 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ, долго перед этим обсуждавшийся Межсоборным Присутствием: "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции".

Здесь содержатся два методологических пожелания, которые остаются актуальными:

1) "Любые законопроекты и административные меры в сфере семейных отношений должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов. Видится полезным участие духовенства и церковной общественности в дискуссиях по вопросам защиты прав родителей и детей во всех государствах на канонической территории Русской Православной Церкви".
2) "Важно в рамках диалога с государством выработать механизм присутствия представителей духовенства от епархий и благочиний на постоянной основе как наблюдателей, консультантов или экспертов в государственных органах опеки на всех региональных уровнях".

Если, как показывает ситуация с последним законопроектом, первое пожелание получает более или менее положительный ответ, то второе, насколько мне известно, так и осталось безответным. И, как мне говорили коллеги из профильной сферы, встречает ожесточённое сопротивление (за что, впрочем, купил, за то и продаю).

Здесь, конечно же, со стороны оппонентов наверняка прозвучат примеры дурных высказываний или предложений отдельных священнослужителей относительно воспитания детей. Увы, и такие есть.

Но подавляющее число священников, особенно из числа тех, кто задействован в социальной сфере, — это хорошие семьянины, любящие своих детей и понимающие, что неприемлемо в отношение ребёнка. Это люди, которые, с одной стороны, не допустят, если смогут, истязаний и мучений детей, а с другой — не допустят и бездушного, бездумного разрушения семейных очагов. Именно такие люди и нужны рядом с органами опеки.
Ещё из того же документа Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года: "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции".

"Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях. Именно родители должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка. Это является Богом предначертанным правом и обязанностью родителей. Недопустимо, чтобы вмешательство государства в жизнь отдельных семей, которое видится оправданным лишь в исключительных ситуациях, приводило к подрыву института семьи прямым государственным или поощряемым государством общественным регулированием семейных процессов, к ограничению стремления родителей воспитывать детей в традиционных культурных, религиозных, социальных и иных ценностях".

"Современному подходу ряда стран к ювенальной юстиции (включающему правоприменительную практику, а также формируемую правовую и социальную культуру) свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит библейским основам семейных отношений, ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других. Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение".

"Может потребоваться доработка правовых актов и практики правоприменения в отношении несовершеннолетних, а также правовых актов, регулирующих деятельность социальных органов в отношении несовершеннолетних. В законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления. При этом следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоя попыткам их девальвации. Все составляющие системы защиты детей должны быть адаптированы к их национальной культуре и традициям".

"Совершенно неприемлема существующая практика изъятия ребенка из семьи под предлогом «недостаточного уровня материального благосостояния». Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, прежде всего за счет средств государственных или муниципальных бюджетов. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей. Такое изъятие базируется, как правило, на расплывчатых или необъективных критериях «низкого уровня развития ребенка», «ненадлежащего воспитания» или «психологического насилия». Поэтому акты национального законодательства должны содержать конкретные нормы, которые регламентировали бы применение крайней меры — изъятия ребенка из семьи, чтобы исключить свободную и, часто, субъективную интерпретацию закона"
.
Во-первых, Владимир Вольфович не вполне в курсе предпринимаемых в храмах санитарных мер. Вернее совсем не в курсе. Поэтому сообщает искажённую информацию (да, нарушения имеются, также как они имеются в других сферах — с этим ведётся работа).

Во-вторых, Владимир Вольфович, не вполне в курсе, что в храмах отнюдь не "в основном пожилые". Статистические сведения у Владимира Вольфовича явно из советского времени.

В-третьих, Владимир Вольфович не вполне понимает, что для верующего человека храмовая молитва — это отнюдь не второстепенная опция, которой можно временно пренебречь (как можно временно пренебречь походом в театр, например). Весеннего эпизода, случившегося на фоне общей паники, вполне хватило. Впрочем, непонимание Владимира Вольфовича не удивительно — опять же по советскому восприятию религии.

В-четвёртых, Владимир Вольфович, длительно присутствуя в Законодательном собрании, мог бы вспомнить и о правах верующих, предусмотренных Конституцией и законами.

Да, болезнь есть.
Да, умирает больше священников, чем обычно. Увы.
Но паникёрство — бОльшая беда, чем болезнь.
И подчинять всю жизнь коронавирусу тоже не след.

https://ria.ru/20201117/khramy-1584979058.html
"В Думу внесен проект о запрете использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни".

Очень важно, как и что здесь будет определено.

"Просветительская работа" и разного рода производные от слова "просвещение" — это едва ли не самое распространенное обозначение (в том числе в официальных документах) того, чем занимаются приходы помимо совершения богослужений. Сюда относятся и работа воскресных школ, и общение с молодежью, и катехизация, и проведение приходских экспозиций, и открытие приходских библиотек, и разного рода миссионерские акции.

Будем наблюдать.
Сегодня в Русской Православной Церкви совершалась память Отцов (то есть участников) Священного Собора Православной Российской Церкви (по его уставному самоименованию) 1917-1918 годов.

И до этого Собора в 16 и 17 веках в Русской Церкви проходили представительные Соборы, но то была совсем другая эпоха. Собор 1917-1918 гг. был уникальным явлением для своего времени.

Собор чрезвычайно интересен, во-первых, тем, что проходил в то время, когда страна рушилась, а положение Церкви в государстве резко менялось. В месяцы заседаний Собора (с перерывами с августа 1917 года по сентябрь 1918 года) произошёл октябрьский переворот, были убиты первые новомученики, был издан декрет "об отделении церкви от государства и школы от церкви". Расшифровка заседаний Собора, дневниковые записи и мемуары его участников сами по себе являются ярчайшими свидетельствами того времени. Свидетельствами того, как невежественные люди бывали обмануты политическими манипуляторами, как трагически и с катастрофическими последствиями ошибались самые великие умы, как предатели трусливо метались между разными политическими хозяевами, как верные сыны Церкви и Отечества стойко пытались спасти страну.

Во-вторых, Собор уникален тем, что, если он начинался с той "говорильни", которая была присуща целому ряду дореволюционных созывов Государственной думы и, тем более, разного рода светским представительным собраниям 1917 года (о том, что на Соборе была такая говорильня пишет, например, фактический председатель большинства его заседаний митрополит Арсений Стадницкий), то довольно быстро работа Собора вышла на конструктивное русло, причём в глубоко церковном ключе. Члены Собора не только знали жизнь Церкви, любили свою Церковь, но и, в большинстве своём, глубоко знали и любили церковную историю, традицию, учение. Были отдельные революционые крикуны, но они погоды не делали. Повторю по этому поводу свой пост годовой давности: https://yangx.top/kartezianec/661

К слову сказать, есть ныне модная тенденция среди некоторых публицистов объявлять Собор 1917-1918 гг. либеральным, состоявшим из обновленцев и чуть ли не случайно, вопреки этому настрою, дескать сделавшим одно доброе дело — восстановление Патриаршества. Это, конечно же, чушь, свидетельствующая о крайне слабом знании авторами этой концепции истории Русской Церкви и, тем более, материалов Собора. Да, в решениях Собора имеются некоторые места, текстологически унаследованные от отдельных либеральных заготовок первой половины 1917 года. Однако при изучении того, как и с какой целью эти решения принимались, всё встаёт на свои места (не могу не сослаться на свою книгу).

В общем, чему можно поучиться у Отцов Собора, так это трезвому, уважительному друг ко другу и к церковному преданию, и, наконец, компетентному (чем сплошь и рядом пренебрегают в нынешнюю эпоху "говорильни" соцсетей) обсуждению важнейших мировоззренческих и практических вопросов.
В Государственную Думу представлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании".

Вчера я писал о том, что «просветительская деятельность» является одной из основополагающих для Православной Церкви, после богослужебной. Почти вся церковная деятельность, помимо богослужебной, направлена на «распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта… в целях духовно-нравственного… развития человека» (*).

Таким образом упомянутый законопроект прямым образом затрагивает жизнь Церкви. В его нынешней редакции он может стать поводом к светскому вмешательству в её внутреннюю деятельность и установления.
Нынешний государственный строй не предполагает институционального взаимопроникновения Православной Церкви и Государства, как это было до 1917 года. Поэтому свободное осуществление церковной просветительской деятельности в отделении от Государства — это одна из важных религиозных свобод. Более того, ограничивающие вмешательства в просветительскую деятельность Православной Церкви повлекли бы за собой катастрофические последствия для процветания и стабильности России, в основе существования которой лежит Православие. Православие без России выживет, а Россия без Православия — нет.

Согласно законопроекту, «порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации». Считаю, что права и прерогативы Православной Церкви и других традиционных религий России в сфере просветительской должны быть описаны самим законодателем, после обсуждения и консультаций, и, в итоге, утверждены законом, подписанным Гарантом Конституции, но никак не зависеть от воли и преходящих соображений высшего чиновничества, хотя бы даже отношение Правительства было самым благожелательным.

В общем, есть пространство для диалога с законодателем.

——————

(*) Согласно законопроекту в «основные понятия», используемые в законе «Об образовании», вносится понятие «просветительская деятельность», определяемая следующим образом: «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации».
Давно лежит эта фотография Малого Вознесения на Большой Никитской. Не знаю, что с ней делать, тем более что я уже рассказывал об этой церкви.

Разница между фотографиями невелика, 30 лет всего.

В январе 1920 года, то есть чуть более 100 лет назад, улицу Большую Никитскую переименовали в Герцена. В тот год исполнилось 50 лет со дня смерти философа-революционера, которого сейчас бы назвали radical left.

Что касается Малого Вознесения, в таком состоянии пребывали многие церкви и храмы, которым повезло более или менее уцелеть и служить в качестве жилья, склада, помещения для госконторы, спортзала, музея, дома культуры и так далее.

Купола с крестами были сбиты, а внутреннее убранство разрушено еще в 1930-е.

До начала 1990-х здесь размещалось одно из подразделений Главного управления по жилищному и гражданскому строительству Москвы.

Москва, было — стало.
Forwarded from Prichod.ru
Пришла официальная информация из Сербского Патриархата

По поводу ложных новостей о якобы кончине Святейшего Патриарха Сербского Иринея

"Согласно официальному отчету совета врачей, которые заботятся о здоровье Главы нашей Церкви, его состояние не изменилось по сравнению с отчетом, который мы опубликовали сегодня утром.

Мы считаем такие ложные сообщения и преднамеренный обман <...> как крайне безответственные и аморальные.

Просим всех молиться за здоровье нашего Патриарха и узнавать о состоянии его здоровья из официальных объявлений совета врачей, <размещаемых на> официальном сайте Информационной службы Сербской Православной Церкви".
На сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ с целью защиты верующих открыт новый раздел «Борьба со злоупотреблениями в сети Интернет».

В этом разделе опубликован список лиц, выдающих себя за священнослужителей, в том числе раскольников. Лжесвященники занимаются «проповедью» в Интернете, тем самым вводя в заблуждение верующих.

Также в разделе размещен перечень онлайн-ресурсов, ведущих несанкционированный сбор пожертвования от лица Русской Православной Церкви. Некоторые из этих ресурсов вызывают подозрения в мошенничестве.

Списки будут дополняться.
Forwarded from Prichod.ru
Сегодня день рождения у Предстоятеля Русской Православной Церкви - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Мы поздравляем Святейшего Владыку и желаем ему здоровья! Пусть Господь утешает Вас и укрепляет в несении Патриаршего креста в наше сложное время!

Молимся о Вас и с Вами, Ваше Святейшество!

@prichodru #Патриархуиздома #поздравлениеПатриарху
Сайт Давосского форума. Того самого, куда паломничали все сильные мира сего.

Отсчёт новой эры, времени цивилизации — не от Рождества Христова, а от Нового Спасения — лекарства от коронавируса. Ибо пагуба человечества не в утрате единства с Богом, а в утрате здоровья и комфорта. Раскрытие тезиса достойно отдельного разбора. Про семантическую параллель before Christ / before corona вообще молчу.

Where previous calendars measured time according to Before Christ and Anno Domini, the coronavirus outbreak has revealed a new sense of time. This is the beginning of a new epoch. Our collective consciousness now considers Before Corona and anticipates Anno Remedio.

https://www.weforum.org/agenda/2020/11/4-ways-work-will-be-different-in-2025/
https://yangx.top/tass_agency/30513

Наметить планы получится, а вот определить вряд ли.

Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
Соборное послание апостола Иакова (4, 13-16)