Историческая экспертиза
2.3K subscribers
2.87K photos
273 videos
29 files
3.46K links
Обратная связь, сотрудничество:
@HistExp_bot
加入频道
Борис Кагарлицкий: «Левое движение придется конструировать заново» (часть 6)
Политзаключенный социолог отвечает на вопросы ИЭ

И. Э.: Почему левые силы не играют ключевой роли в современных сменах режимов, по привычке именуемых «революциями»? Свидетельствует ли это об отказе левых от революционных форм борьбы? Или классические революции – это достояние эпохи индустриального общества (Модерна), и они уже не соответствуют потребностям формирующейся информационной цивилизации?

Б. К.: Так называемые «оранжевые революции» на самом деле ничего общего с революциями в политологическом или историческом смысле не имеют. Ясное дело, что демократия лучше диктатуры. Но переход к демократии, как бы ни был он позитивен для развития общества – еще не революция. Тут проблема в другом. Многие настоящие социальные революции тоже начинались с довольно поверхностных политических изменений, с демократических переворотов и даже реформ сверху. Но дальше процесс идет вглубь и вширь, начинает затрагивать социальные структуры, экономические отношения, ключевые политические институты, культуру и т. д. Вот тут уже перемены или переворот перерастают в революцию. И показательно, что лидеры так называемых «цветных революций» прекрасно это понимают. Потому с первых же моментов делают все возможное, чтобы ограничивать и контролировать процесс, не допустить его дальнейшего развития. Все должно ограничиться сменой начальства, в лучшем случае – частичной реконструкцией элит под лозунгом демократизации. Беда в том, что в результате даже формальные демократические достижения начального этапа оказываются утрачены очень быстро. Если процесс не идет вглубь, он идет вспять. Политика левых должна строиться как раз на борьбе за углубление и расширение процесса. Без социальных преобразований не состоится и демократия. И если хотя бы в одном месте, в одной стране процесс выйдет за рамки внутриэлитных перестановок, мы увидим нечто совершенное иное, то, что в политической науке как раз и называется «революцией».

И. Э.: В начале ХХІ века воодушевление вызывал «левый поворот» в Латинской Америке, который ассоциировался с Уго Чавесом. Однако сегодняшнюю Венесуэлу трудно назвать успешной страной: экономический кризис, инфляция, проблемы с демократией. Потерпел ли крах «левый поворот»? Имеют ли потенциал для его возрождения правительства Бразилии, Чили, Колумбии?
Б. К.: Объявленный Уго Чавесом «социализм XXI века» – красивый лозунг, обещание, которое, увы, не удалось сдержать. «Левый поворот» в Латинской Америке еще далеко не исчерпан, но и говорить о его успехе пока не приходится. Левые правительства обычно опираются на широкие, но нестабильные популистские коалиции, которые распадаются вскоре после победы на выборах. К тому же сейчас левые президенты часто не имеют парламентского большинства. Тем не менее есть и некоторые успехи. Густаво Петро в Колумбии неожиданно удалось провести через парламент свой проект пенсионной реформы (уже после того, как ему зарубили реформу здравоохранения). А в Мексике выбрали президентом Клаудию Шейнбаум, одновременно дав ей прочное большинство в парламенте. Вообще на Шейнбаум надо будет смотреть очень внимательно. Ее предшественник Лопес Обрадор оставил противоречивое наследие. С одной стороны рекордный рост зарплат, а с другой стороны, были заметные авторитарные тенденции. Сможет ли Шейнбаум углубить социальные реформы, одновременно поддерживая демократические институты? Я очень на это надеюсь. И все же общий вывод пока состоит в том, что кризис стратегии, обозначившийся после провала чавистского эксперимента в Венесуэле, пока латиноамериканской левой не преодолен.

Предыдущие части:
Часть 1: https://yangx.top/istorex_ru/2351
Часть 2: https://yangx.top/istorex_ru/2352
Часть 3: https://yangx.top/istorex_ru/2362
Часть 4: https://yangx.top/istorex_ru/2363
Часть 5: https://yangx.top/istorex_ru/2372

Продолжение завтра
«Мое разлетевшееся гнездо требует связи» : Письма О. А. Толстой-Воейковой (1934–1936) / Публ. и коммент. В. Жобер. — СПб. : Нестор-История, 2023. — 320 с. ISBN 978-5-4469-2087-7

#семья #эмиграция #письма #история #ссср #россия #книга

Будем признательны за перепост

На территории России
Твердый переплет
https://nestorbook.ru/moe-razletevsheesya-gnezdo-trebuet-svyazi-pisma-o-a-tolstoy-voeykovoy-1934-1936
Цена: 800 рублей (без учета доставки)

За пределами России
Бумажная книга (мягкий переплет)
https://bukinist.de/bookpod/ru/biografii-memuary-publicistika/375428-moe-razletevsheesya-gnezdo-trebuet-svyazi-pisma-o-a-tolstoj-voejkovoj-19341936-9783689590239.html
Цена: 24 евро (без учета доставки)

Электронный вариант (в формате pdf)
https://www.lulu.com/shop/veronique-jobert/moe-razletevsheesya-gnezdo-trebuet-svyazi-pisma-o-a-tolstoi-voeikovoi-19341936/ebook/product-n2gpj2.html
Цена: 12,1 долларов США

Ольга Александровна Воейкова всю жизнь писала письма. В этой книге собраны самые последние из них, за 1934–1936 годы, когда не только заметно ухудшалось ее здоровье, в частности зрение, но сама жизнь в стране, даже в привилегированном Ленинграде, становилась все труднее и опаснее для людей ее круга. По сравнению с предыдущими, уже опубликованными письмами (за 1927–1933 годы), ее послания, обращенные к детям и внукам в эмиграции в Китае, значительно короче и менее содержательны. Они, к счастью, дополняются теми, которые она писала младшей своей дочери, жившей в Москве. Сугубо семейная переписка, тем не менее, позволяет читателю многое узнать о повседневных заботах, бытовых трудностях населения и гнетущей атмосфере, в которой все жили. Ольга Александровна всегда весьма наблюдательна, она живо интересуется всем происходящим вокруг и описывает свою жизнь очень подробно. Ее забота о детях, но главное — о внуках, которым предстоит еще долгая жизнь, заставляет ее приспосабливаться, в лучшем смысле этого слова, к совершенно новой действительности, отнюдь не соответствующей ее воспитанию, вкусам и убеждениям. Страшные события тех лет: убийство Кирова в декабре 1934 года и последовавшие репрессии, в частности аресты и высылки, коснулись не только многочисленных друзей, но и членов семьи. Ссылка в Астрахань ее невестки Нади и внука Алека была, несомненно, для нее настоящей трагедией. Ведь нельзя забыть, какие усилия были приложены ею для того, чтобы обеспечить внука сперва достойным образованием, а затем интересной профессией. Письма, адресованные Юлию Михайловичу Шокальскому, которые нашлись в архиве РГО, проливают свет на эпопею освоения Арктики и Северного морского пути, которая печально завершилась для многих ее участников.

Ольга Александровна, верная семейным традициям, всеми своими силами поощряла и одобряла деятельность Географического общества, принимала в ней активное участие. Ее сокровенная надежда, что внук Алек станет третьим Александром Воейковым, прославившим Географическое общество, увы, не сбылась.

Книга предназначена для всех интересующихся отечественной историей.
Forwarded from The Moscow Times
Отдел фетв Муфтията Дагестана передумал запрещать никабы. Он не нашел оснований для всеобщего запрета никаба, сообщили в муфтияте республики.

Ранее Муфтият Дагестана обещал издать фетву о запрете ношения никаба, сообщал духовный лидер мусульман республики Ахмад Абдулаев.

Никаб — это один из традиционных уборов для женщин. Он закрывает почти все лицо. В нем есть узкая прорезь для глаз.

Никабы запрещены во многих мусульманских странах: Египте, Тунисе, Индонезии и Марокко. В Европе никабы запрещены в Италии, Бельгии, Франции, Нидерландах, Австрии и Германии.

Подписаться
Хроника исторической политики: 2 июля

– продолжаем публикацию интервью с Борисом Кагарлицким:
Часть 1:
https://yangx.top/istorex_ru/2351
Часть 2:
https://yangx.top/istorex_ru/2352
Часть 3:
https://yangx.top/istorex_ru/2362
Часть 4:
https://yangx.top/istorex_ru/2363
Часть 5:
https://yangx.top/istorex_ru/2372
Часть 6:
https://yangx.top/istorex_ru/2373

– «Боже, они снова хотят нас убить!»: рефлексии исследовательницы Голодомора Татьяны Боряк об опыте эвакуации и жизни за границей
https://yangx.top/istorex_ru/2365

– в Госдуме прошел круглый стол по борьбе с сатанизмом
https://yangx.top/istorex_ru/2360

– 34 года назад открылся последний съезд КПСС
https://yangx.top/istorex_ru/2374

– Светлова – в Светлую, Мичурина – в Яблоневую: украинские власти переименовали улицы в оккупированной Новой Каховке https://yangx.top/istorex_ru/2368

– в Киеве покрасили вандализированную год назад мемориальную доску Булгакова: сделавшие это не признаются из-за страха перед «активистами»
https://yangx.top/istorex_ru/2364

– на Прикарпатье демонтировали очередной памятник советскому солдату
https://yangx.top/istorex_ru/2370

– в Эстонии уничтожат советский мемориал, потому что звезды на могилах «некрасивые»
https://yangx.top/istorex_ru/2367

– в Удмуртии власти хотят снести памятник "Мир и труд"
https://yangx.top/istorex_ru/2369

– в Екатеринбурге студентов согнали на пропагандистский форум с Дугиным и Захаровой
https://yangx.top/istorex_ru/2366

–Дугин был в ударе, прочитав лекцию о фурри и трансгуманизме
https://yangx.top/istorex_ru/2359

– муфтият Дагестана передумал запрещать никабы https://yangx.top/istorex_ru/2380

– наша книга: «Мое разлетевшееся гнездо требует связи»: Письма О. А. Толстой-Воейковой (1934–1936) https://yangx.top/istorex_ru/2379
Forwarded from SOTA
В ростовском Донецке отреставрировали памятник «Шахтеру и казаку». Получилось модернистски.

Фото: «Донецк сегодня»
🫣😱 "Креативный" перформанс устроила украинка на могиле Иосифа Бродского в Венеции - включила гимн Украины, чтобы поэт "повертелся в гробу".

Причиной горячей "любви" к Бродскому стало его стихотворение "На независимость Украины".

Вероятно, эта дама вдохновлялась "трупным синодом" - состоявшимся в январе 897 года церковным судом над эксгумированным трупом папы Формоза.

#Италия #Венеция #Украина #Бродский #Формоз

https://youtu.be/zGwq9SEDIds?si=N2EJXYHFThrysNad
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from SOTA
Учебники по экономике объявленного «иноагентом» Игоря Липсица убрали из школьной программы

«Россия упорно вытравляет все следы моей просветительской деятельности», – заявил сам ранее эмигрировавший ученый.

Причину удаления учебников — «иноагентство» — подтвердила первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Сергій Громенко: ​Нацизм як криве дзеркало путінізму

Цей текст не присвячений загальним паралелям Російської Федерації з Третім Рейхом — подібних матеріалів і так достатньо. Тут йтиметься лише про один феномен — путіністи так бояться порівнювати себе з нацистами, що порівняння українців з нацистами вписують до шкільних підручників.

Сучасну Росію мало турбують порівняння путінізму зі сталінізмом, ба більше, в очах багатьох росіян це беззаперечний плюс. Як і порівняння з Китаєм. Чи з Московією доби Івана Грозного. Тут усяке лико в строку, аби про імперію чи сильну руку.

А от з нацизмом зась! Москва доклала чимало зусиль для того, щоб зробити з нацизму еталон Абсолютного Зла. Не в останню чергу для того, щоб її власні злочини мали менш масштабний вигляд. А якщо добре розібратися, то Сталін убив більше своїх підданих, ніж Гітлер. Як наслідок — закон Годвіна: раніше чи пізніше всяка дискусія закінчиться argumentum ad Hitlerum. Не до Сталіна — до Гітлера. Зрештою тому, що це не Сталін і не комунізм були засуджені міжнародним трибуналом. А шкода: якби в 1991 році про це подбали, сучасний путінізм був би неможливим.

У підсумку Росія так боїться побачити власне відображення у дзеркалі нацизму, що просто заборонила в нього зазирати.

Але це ще не все. Порівняння з Рейхом так довго тяжіє над Росією, що просто не могло не породити ефекту психологічного переносу. «Що це таке?» — питає Чебурашка в Гени. «Це, — відповідає той, — коли ти дивишся на мене й кажеш: ну і велетенські ж у тебе вуха, крокодиле!». Не маючи можливості дискутувати про паралелі нацизму й путінізму, росіяни охоче переносять нацистські риси на своїх ворогів. У нашому випадку — на Україну.

Про те, як Росія вигадувала «український нацизм», написали цілі томи, тож не стану навіть коротко повторюватися. Просто зверну вашу увагу на найсвіжіший факт. 19 червня цього року на засіданні Ради Федерації розглянули доповідь т. зв. Парламентської комісії з розслідування злочинних дій щодо неповнолітніх із боку київського режиму. Якщо у вас дуже міцні нерви й високий поріг гидування, можете зазирнути до неї самі. Я ж процитую лише один абзац із висновків.

«24. Рекомендувати Міністерству просвіти РФ і Міністерству науки та вищої освіти РФ включити до навчальних посібників з історії та суспільних наук інформацію про аналогії злочинів київського режиму зі структурами нацистів середини XX століття».

Написано, що не дивно, криво, але суть зрозуміла. Хтось має бути нацистом, і якщо росіяни не можуть бути нацистами (бо закон забороняє), то, значить, нацистами будуть українці.

https://lb.ua/society/2024/06/27/620575_natsizm_yak_krive_dzerkalo_putinizmu.html
В поселке Чернелица Ивано-Франковской области во время демонтажа советского памятника нашли более 50 еврейских надгробий.
Представители местных властей обратились к еврейской общине, чтобы передать им мацевы.
На месте памятника погибшим во Второй мировой войне планируется создать Аллею славы героев.

https://suspilne.media/ivano-frankivsk/777387-u-cernelici-na-frankivsini-pid-cas-demontazu-radanskogo-pamatnika-znajsli-ponad-50-evrejskih-nadgrobkiv/#:~:text=%D0%A3%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%89%D1%96%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8F%2C%20%D1%89%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0,%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%20%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20%D0%9B%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.
Call for Abstracts. International conference “Memory Institutions and the State”
The Martynas Mažvydas National Library of Lithuania is celebrating its 105th anniversary and is hosting an international conference MEMORY INSTITUTIONS AND THE STATE: Connecting History, Understanding the Present, and Building a Future on November 7-8th, 2024. Hosted by the library’s Statehood Centre, this event aims to explore the dynamic relationship between memory institutions, the nation and its government through various historical and contemporary perspectives.

Call for Abstracts

Memory institutions, such as libraries, archives, museums, and public galleries are pivotal in documenting and preserving cultural heritage and shaping collective memory. As the custodians of society’s historical and cultural narratives, these institutions often find themselves at the intersection of state policies, societal needs, and technological advancements. The relationship between memory institutions and the state raises fundamental questions about governance, access, representation, and preservation.

We invite scholars, practitioners, and policymakers to submit an abstract for presentation. Specific questions addressed in the presentations may include, but are not limited to:

What is/was/has been the connection between memory institutions and the state (regional, historical perspective)?
What role do memory institutions play in shaping national identity and collective memory?
What is the direction of cultural policy in shaping the preservation of memory?
What is the relationship between memory institutions and politics of memory? How do memory institutions contribute (or can contribute) to the making of state memory policy? Should they try to contribute to the making of this policy?
What impact does the presence or absence of interconnections between institutional and community initiatives have on the preservation of memory?
What is the convergence between non-governmental organizations (NGOs) and memory institutions in preserving and promoting cultural heritage? How do NGOs influence memory institutions, and what are the implications of these collaborations?
What is the future of memory institutions in the face of technological and societal changes? How can memory institutions innovate to meet the challenges of a rapidly changing world? Stories of success and challenges.
How are memory institutions contributing to achieving the Sustainable Development Goals (SDGs)? What specific activities are being undertaken to support these goals?
What are the best practices for implementing educational and dissemination activities within memory institutions to ensure effectiveness and broad accessibility?
What is the role of memory institutions in strengthening democracy, in the current geopolitical context?
What are the key research directions in the field of memory institutions?
How do memory institutions navigate the influence of political agendas? What is the role of memory institution managers/staff in navigating among different political agendas?
How does state funding shape the priorities of cultural heritage projects? What are the implications of funding cuts and budget constraints on the sustainability and autonomy of memory institutions within the state?
The conference will be held on-site in Vilnius, Lithuania. The working language of the conference is English. There is no participation or registration fee!

Please submit your abstracts consisting of no more than 200 words here. The deadline for abstract submission is July 22nd, 2024. Successful candidates will be notified by August 15th, 2024. https://lnb.lt/en/news/11889-call-for-abstracts-international-conference-memory-institutions-and-the-state?fbclid=IwZXh0bgNhZW0CMTAAAR3-8Y31lzwjrukYJrUIV8iLxRrbY9oWp-seAul6xwB7RsOO7hyZtkOJUME_aem_UfEHyzLMN6_U9JsvKEJ9kA