Историческая экспертиза
2.33K subscribers
2.82K photos
271 videos
28 files
3.38K links
Обратная связь, сотрудничество:
@HistExp_bot
加入频道
Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян: «Что касается международного признания Геноцида армян, то, как вы можете предположить из того, что я не коснулся данного вопроса при перечислении наших приоритетов – это не является приоритетом N1. Вопрос изучения трагических страниц нашей истории, исследования Геноцида армян или превращение вопроса в приоритет N1 – это, однозначно, не повестка МИД Армении».
Юрий Латыш. Деколонизация исторической памяти в Украине во время российско-украинской войны: памятники и топонимы

В ближайшее время в литовском журнале «Topos» увидит свет статья заместителя главного редактора ИЭ, написанная на основе доклада на конференции «Деколонизация образования и науки в Беларуси и Украине: теоретические вызовы и практические задачи» (Вильнюс, сентябрь 2023).
Предлагаем Вашему вниманию некоторые выдержки из этой публикации.


Введение
Россия ведет войну против Украины не только на поле боя, но и в сфере исторической памяти. Исторические вопросы занимают ключевую роль в аргументации причин вторжения, которое представляет для Украины экзистенциальную угрозу потери идентичности — деукраинизации, ускоренной русификации и ассимиляции украинского народа.

Защитной реакцией стало стремление разорвать все связи с Россией, избавиться от символов и маркеров общего прошлого (языка, памятников, топонимов, церкви), выйти из-под влияния российского культурного продукта и исторического нарратива. Политика мнемонической деколонизации направлена на самозащиту от действий России по восстановлению территориального и ментального контроля над Украиной. Ее основными составляющими являются:

• изъятие из публичного пространства символов, в частности имен и мемориальных знаков, которые рассматриваются как маркеры российской имперской политики, создававшие общее историко-культурное пространство с едиными героями;
• языковая политика, направленная на расширение сферы употребления украинского языка и ограничение сферы употребления русского языка;
• религиозная (церковная) политика, направленная на достижение т. н. «духовной независимости»;
• экономическая политика, направленная на конфискацию украинских активов российских олигархов;
• отказ от российского культурного продукта: телевидения, книг, музыки и т. д., запрет российских социальных сетей;
• переосмысление праздников и памятных дат, изобретение новых праздничных и коммеморативных традиций;
• изменения в школьной программе — изъятие из нее русской литературы, превращение колониального статуса Украины в составе Российской империи/СССР в центральный нарратив исторических курсов;
• изъятие из библиотек русской и советской литературы.

Деколонизация в Украине в основном ограничивается сферой культуры, не отождествляя национальное освобождение с социальным прогрессом и не включая радикальный пересмотр экономических отношений.

В этой статье предметом анализа станет первый пункт — демонтаж и/или переосмысление советских/российских памятников, а также переименование топонимов. Во время войны эти вопросы приобрели невиданную общественную остроту, а ключевой составляющей российско-украинской войны стала борьба за сохранение украинской идентичности, культуры, собственного исторического нарратива и коллективной памяти.


Значительная литература посвящена декоммунизации, которая постфактум рассматривается как первый этап деколонизации. Группа западных и украинских ученых (Дэвид Марплз, Джон-Пол Химка, Пер Андерс Рудлинг и др., в том числе и автор этой статьи) в «Открытом письме» к руководителям Украины в 2015 году предупреждала, что декоммунизация таит в себе угрозу направить Украину по российскому пути политизации и административного искривления истории, сделает невозможным критику националистического движения, в частности ОУН и УПА, будет угрожать праву на уважение и увековечивание солдат Красной армии, воевавших против нацизма. К сожалению, после широкомасштабного вторжения российских войск в феврале 2022 года указанные тенденции находят отражение в исторической политике Украины. С другой стороны, идеолог декоммунизации Владимир Вятрович утверждает, что Россия не способна одержать победу в войне, так как имеет дело с поколением, воспитанным новыми учебниками истории на основе декоммунизации и отвергающим советские нарративы.

Продолжение следует
Forwarded from Медуза — LIVE
К задачам российской полиции добавят «сохранение ‎и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

Об этом говорится в проекте президентского указа, который подготовило МВД. В положение о задачах ведомства предлагается внести дополнение с таким текстом: «Осуществление деятельности, направленной на сохранение ‎и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Какие образом полиция будет заниматься «сохранением и укреплением традиционных ценностей», не сообщается.
Юрий Латыш. Деколонизация исторической памяти в Украине во время российско-украинской войны: памятники и топонимы (продолжение)

Ретротопия Владимира Путина: мир без Украины

Понять украинскую политику памяти и деколонизацию, как защитную реакцию на российскую политику мнемонического реванша, на наш взгляд, невозможно без анализа последней.

В популярном в 1990-е годы сериале «Твин Пикс» один из героев, Бенджамин Хорн, пережив депрессию, вообразил себя генералом Робертом Ли и пытался с помощью игрушечных солдатиков «переиграть» Гражданскую войну в США. Безумие героя окончилось после того, как он принял капитуляцию северян в битве при Аппоматтоксе, где на самом деле капитулировали войска конфедератов.

Аналогичный сюжет пытается воплотить в жизнь Президент России Владимир Путин, стремящийся «переиграть» распад Российской империи и Советского Союза ради восстановления «исторической справедливости» и возврата в «родную гавань» заблудших еретиков-украинцев. Юваль Ной Харари считает, что «Путин ведет войну ради исторических фантазий, которые живут в его голове, он не может отказаться от прошлого». По мнению Константина Пахалюка, российские элиты имеют более прагматичные цели и относятся к прошлому как к очередному ресурсу — своеобразному лубриканту, который можно использовать для продвижения своих интересов.

Стремление восстанавливать «историческую справедливость» является одним из последствий мемориального поворота, начавшегося в 1970-е годы и усилившегося с началом ХХІ в. Ключевую роль в этом процессе сыграли травмы мировых войн и геноцидов, а также гибель Утопии. Долгое время человечество развивалось под влиянием мечты о «светлом будущем». Однако крах альтернативных проектов ХХ в. (фашизм, нацизм, коммунизм, деидеологизация социал-демократии) породил, с одной стороны, кризис политических идеологий, которые становятся все менее различимы, как и программы политических партий, а с другой стороны — неспособность общества вообразить лучший мир, чем тот, в котором мы живем, утвердил веру в недостижимость утопических проектов.

Основные общественные конфликты перемещаются из области идеологии в сферу культуры, результатом чего становится возрождение интереса к поискам идеала в прошлом. В политической сфере это ведет к росту влияния правых радикалов, опирающихся на постулаты румынского профашистского философа Никифора Крайника, рассматривавшего всю человеческую активность в мире как результат ностальгии — движущей силы материальной цивилизации, стремящейся вернуть потерянное могущество. Вместо идеи прогресса идеологической сердцевиной общественно-политических процессов становится ностальгия, включающая популяризацию идеи возрождения наций и государств, возвращения им былого величия, «вставания с колен» (палингенез) и т. п.

При этом объектом ностальгии становится не реальное прошлое, а его «улучшенный» вариант, напоминающий мифы об утраченном рае, золотом веке или представления эпохи Возрождения об Античности. Ностальгию по идеализированному прошлому Зигмунт Бауман назвал ретротопией.

Ретротопия подпитывает мечты о величии и имперские мифы, а также желание «исправить» ошибки прошлого, что может привести к возобновлению угасших межэтнических конфликтов и империалистических стремлений восстановить исторические «зоны влияния».

Политики все чаще прибегают к «историческим примерам», когда им надо обосновать необходимость достижения тех или иных целей. Результатом становятся «мемориальные войны» между государствами, «законы памяти», регулирующие, табуирующие, а порой и криминализирующие то или иное видение прошлого. Небывалых размахов в современном обществе приобрело значение коммеморативных практик. В исторической науке это нашло выражение в увеличении интереса к общественной памяти о прошлом.

Продолжение завтра
#НиктоНеЗабыт?
1940-е. Трагедия на двух берегах Днестра.
Публикация материалов ЧГК по МССР в контексте семейной памяти

Готовится к печати первый том «Кишинев и Кишиневский уезд». Выход в свет запланирован на весну 2025.

При подготовке материалов к печати мы стараемся найти всю возможную информацию о жертвах. Обращаемся с просьбой присылать любые свидетельства об их жизни и обстоятельствах гибели к их потомкам, родственникам, соседям: [email protected]

Будем признательны за перепост

Список жертв № 11. Село Резены тогдашнего Кишиневского уезда:

В конце июля и начале августа 1941 года были расстреляны:
1. Кофман Иосиф Лейбович – 1888 г. рожд.
2. Рабинович Сухар – 1875 г.
3. – " – Ольга – 1889 г.
4. Гекер Беня Беноминович – 1891 г.
5. – " – Рухля – 1905 г.
6. – " – Фроня Беновна – 1927 г.
7. – " – Шеншя Семеновна 1870 г.
8. Гробокопатель Наум Маркович – 1890 г.
9. – " – Мария – 1900 г.
10. Айзекович Овшия Беркович – 1870 г.р.
11. – " – Рухля – 1875 г.
12. Лайбевская Паша Овшевна– 1900 г.
13. – " – Давид Моисеевич – 1937 г.
14. – " – Симха Моисеевна – 1939 г.
15. Бланк Янку Моисеевич – 1903 г.
16. – " – Ида – 1915 г.
17. – " – Рейза – 1880 г.
18. Гитерман Рая – 1918 г.
19. Кручек Фаня Моисеевна – 1900 г.
20. – " – Соня Фроимовна – 1921 г.
21. – " – Зиса Фроимовна – 1923 г.
22. – " – Мнаш (?) Фроимовна – 1930 г.

В мае-августе 1944 г. были расстреляны:
1. Кондря Георгий Андреевич – 1913 г. р.
2. Мунтяну Иван Иванович – 1912 г.
3. Решу Андрей Игнатьевич – 1914 г.

В 1941 году были расстреляны:
1. Гробокопатель Наум Маркович – 1890 г. рожд.
2. – " – Мария – 1900 г.
3. Генер Бетря Букиминович – 1891 г.
4. – " – Рухля 1905 г.
5. Бекер Фаня Беновна – 1925 г. рожд.
6. – " – Шениля Семеновна – 1870 г. рож.
7. Кофман Иосиф Лейбович – 1888 г.
8. Рабинович Сухар – 1879 г.
9. – " – Олта – 1889 г.

В 1941 г. были расстреляны:
1. Кондря Георгий Антонович
2. Реу Онуфрий Иванович
3. Минтяну Иван Иванович.

Основания: НАРМ. Фонд 1026. Опись 2. Дело 23


О нашем проекте: https://www.istorex.org/post/31-07-2024-announcement
Другие материалы по теме: https://www.istorex.org/blog/categories/tragedy-two-banks-of-the-dniester
На памятнике Ленину в Петербурге появилась надпись «Иуда и палач»

Как пишет «Фонтанка», речь идет о памятнике Владимиру Ленину в парке Красного Села. В очередную годовщину Октябрьской революции, 7 ноября, неизвестный написал на нем «Иуда и палач».

Надпись стерли, возбуждено уголовное дело о вандализме. Подозреваемого в этом пока не поймали.

Фото: «Транспортный коллапс. Красное Село»

Подписаться на «Новую-Европа»
Губад Ибадоглу. Механизмы и инструменты авторитарного контроля в богатых ресурсами государствах: Исследование на примере Азербайджана

Читайте скоро на нашем сайте статью азербайджанского ученого и правозащитника, приглашенного старшего научного сотрудника Лондонской школы экономики и политических наук Губада Ибадоглу (публикация выйдет на английском языке).

В июле 2023 года Губад был арестован азербайджанской полицией. Его исследования о том, как природные ресурсы (нефть) помогают авторитарному режиму, не понравились властям. Были выдвинуты абсурдные обвинения по статье «Подготовка, приобретение или продажа поддельных денег или ценных бумаг организованной группой», с максимальным сроком заключения до двенадцати лет тюрьмы. В августе ему было предъявлено обвинение по статье «Производство, хранение или распространение религиозно-экстремистских материалов». Обвинения, связанные с Гюленом и исламским экстремизмом, использовались для снижения международной поддержки кампании по его освобождению, в то время как его атеизм и поддержка ЛГБТ использовались для уменьшения его поддержки в Азербайджане. Согласно информации Washington Post, настоящей причиной его задержания, скорее всего, являются события июня 2023 года, когда он помог создать Азербайджанский образовательный молодёжный фонд в Великобритании, направленный на подготовку нового поколения азербайджанских специалистов.

Под давлением международной общественности 22 апреля 2024 года Ибадоглу была изменена мера пресечения с ареста на домашний арест. Акцию солидарности с Губадом проводили ученые всего мира, в том числе участвовали и члены редколлегии ИЭ. Мы по уже сложившейся доброй традиции с радостью предоставляем страницы нашего журнала для жертв политических преследований.

Аннотация статьи:
В данной статье рассматривается динамика авторитарного правления на примере Азербайджана, чтобы выявить общие закономерности, характерные для богатых ресурсами автократий. В странах, где доходы от добычи и экспорта нефти, природного газа и других минеральных ресурсов составляют основную часть государственного бюджета, складываются специфические механизмы консолидации власти. Пример Азербайджана демонстрирует, как эти механизмы проявляются на практике, раскрывая сложное взаимодействие между государственным контролем над экономикой, подавлением гражданских свобод и зависимостью занятости в государственном секторе.
Анализ углубляется в изучение того, как данные факторы способствуют укреплению авторитарного режима, а также в рассмотрение роли коррупции, манипуляций на выборах и международных отношений в поддержании стабильности и легитимности власти. В ходе исследования этих взаимосвязанных факторов статья выявляет более широкие стратегии, применяемые авторитарными режимами для сохранения своего доминирования и подавления инакомыслия.

Кроме того, статья представляет авторское видение ближайшего будущего: прогнозируется, как предполагаемое сокращение нефтяных доходов в течение следующего десятилетия может повлиять на экономику и политическую устойчивость Азербайджана.
В Украине появился населенный пункт, названный в честь военной разведки.

Село Первомайское в Одесской области переименовали в Гуровское, сообщает ГУР.
Почему в мире так много клубов с названием «Динамо»?
Название придумал украинский крестьянин, сделавший карьеру чекиста.

Каждый из нас, следя за европейским футболом, хотя бы раз задумывался, почему в разных лигах играет столько команд с названием «Динамо». Для тех, кто уже немного интересовался историей вопроса, ответ довольно очевиден - наследие СССР и социалистического лагеря, однако не все «Динамо» были названы по этому принципу. Поэтому давайте разберемся, кто придумал это слово и как оно попало в спорт.

В Москве в 1913 году был переименован завод «Центрального электрического союза» в «Динамо». На этом заводе работал уроженец Черкасской области Леонид Недоля (настоящее имя Гончаренко Лукьян Владимирович), сын печника.

Сначала он был пастухом, а впоследствии освоил профессию токаря. Недоля с 13 лет трудился на московских предприятиях, где и проникся идеями большевизма. В 1915 году его даже отправили в Сибирь за революционную деятельность. В 1917-м Леонид сформировал из коллег подразделение добровольцев, которое присоединилось к Красной Армии.

Очевидно, черкасщанин хорошо выполнял свои обязанности, ведь попал в ВПУ - спецслужбу при НКВД. Там у него проснулся литературный талант, чекист даже организовал сатирический журнал с претенциозным названием «Крысодав». Проактивный Леонид Недоля дослужился до должности начальника политсекретариата ГПУ Московского округа.

В 1923 году уроженец села Цисарская Слобода (ныне просто Слобода) Черкасского района принял участие в заседании, где определялось название будущего спортивного общества правоохранительных органов. Именно Недоля предложил выбрать звучное слово «Динамо», помня свой завод. Нейминг был принят, ведь другие варианты звучали так себе: «Вымпел», „Стрела“ и, конечно, „Чекист“.

После этого по всему СССР начали появляться спортивные общества с таким названием. Все они непременно сохраняли связь с органами внутренних дел и безопасности.

Недоля все же вернулся на родину, а с 1928 году даже начал писать художественные произведения на украинском. Его печатали в «Новой генерации» - журнале украинских футуристов, который возглавлял известный поэт Михаил Семенко. Недоля там опубликовал свою единственную пьесу «Хороба» ("Болезнь").

Пролетарский критик Иван Кириленко охарактеризовал пьесу Недоли «Хороба» вполне в духе того времени: «автор допустил многие ошибки по национальному вопросу». Если почитать произведение, то там действительно раскрывается тема украинизации и можно встретить слова вроде «кацап». Чекист принял все замечания и дальше служил государству в Хабаровске и Китае.

Судьба этого человека была достаточно авантюрной, но соответствовала духу времени, когда на любую должность можно было попасть, если ты имеешь доверие власти. Он был директором Одесского оперного театра, комендантом генерального консульства в Шанхае (из Поднебесной у него тоже осталось несколько книг воспоминаний), директором Апрелевского завода грампластинок.

В 1937 году Недоля узнал, что его планируют исключить из партии, а кто, как не чекист, понимал, чем все может обернуться. Период с 1937-го по 1941-й провел в бегах, прятался даже в родном селе. С началом войны ушел добровольцем, служил спецкором советских газет.

В последние годы жизни был директором Музея истории Корсунь-Шевченковской битвы.

На сегодня трудно сосчитать все клубы «Динамо» в мире, ведь кто-то сменил название, а кто-то перестал выступать на профессиональном уровне. По данным портала Transfermarkt.com, таких клубов 85.
С начала полномасштабного российского вторжения в Украине было переименовано 35 тыс. улиц и других объектов топонимии

5 ноября в пресс-центре «УКРИНФОРМ» состоялась пресс-конференция, посвященная промежуточным итогам и проблемам выполнения Закона Украины о деколонизации в Киеве, Одессе, Полтаве и Днепре.

По подсчетам инициативы «Деколонизация. Украина» с 24 февраля 2022 г. во всех областях было переименовано 35 тысяч улиц и других объектов топонимики. Не менее 50% улиц получили нейтральные «плодово-ягодные» названия. Также было устранено из публичного пространства 1550 памятников, мемориальных досок и элементов отделки.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Академик М. Н. Тихомиров: Воспоминания. Дневники. Переписка с учениками. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2022. — 784 с., ил. ISBN 9783689590079

Впервые в полном объеме публикуются хранящиеся в Архиве РАН мемуары, дневники и обширная переписка с учениками выдающегося российского историка, археографа, организатора науки и педагога академика М. Н. Тихомирова (1893–1965).
Публикуемые документы — первостепенного значения источник для биографии М. Н. Тихомирова, истории исторической науки его времени, они позволяют окунуться в атмосферу жизни советского общества конца 1930-х — начала 1950-х гг., проливают свет на многие закулисные события и явления академической и культурной среды указанного времени.
Издание снабжено необходимыми комментариями и указателями, архивными фотографиями, большинство из которых публикуется впервые.

#академик #книга #воспоминания #дневники #переписка

Будем признательны за перепост

Купить книгу

В России
Бумажная книга (твердый переплет)
https://nestorbook.ru/akademik-m-n-tihomirov-vospominaniya-dnevniki-perepiska-s-uchenikami
Цена: 1200 рублей (без учета доставки)

Доставка книг в большинство стран мира (в Россию не доставляется)
Бумажная книга (мягкий переплет)
https://bukinist.de/bookpod/ru/biografii-memuary-publicistika/374250-akademik-m-n-tikhomirov-vospominaniya-dnevniki-perepiska-s-uchenikami-9783689590079.html
Цена: 40 евро (без учета доставки)

Доставка книг по всему миру, включая Россию
Бумажная книга (мягкий переплет)
https://echo-books.com/shop/akademik-m-n-tihomirov-vospominaniya-dnevniki-perepiska-s-uchenikami/
Цена: 40 евро (условия доставки и отгрузки уточните, пожалуйста, напрямую на сайте продавца)


Электронный вариант (в формате pdf)
https://www.lulu.com/shop/vitalii-tikhonov-and-nikita-komochev-and-andrei-melnikov/akademik-m-n-tikhomirov-vospominaniya-dnevniki-perepiska-s-uchenikami/ebook/product-8e425y.html
Цена: 12,1 долларов США
Forwarded from Dubinsky.pro
На месте каждого снесенного памятника Пушкину, Чайковскому, и другим булгаковым - я предлагаю сразу же ставить памятники Начальнику.

Во-первых, это полностью в соответствии с культом шароварной личности, который он строит. Во-вторых, это на самом деле то, о чем он мечтает. В тайне, конечно.

Например, Начальник побеждающий дракона. Или композиция “Три богатыря”, где он изображен рядом с великими полководцами Ермаком и Подоляком. Но на коне - только Величайший, чтобы не приняли за памятник двум противникам гендера и ребенку.

Для других идей можно подключить благодарное население через “Дію”, создав проект Єбюст. И, поверьте, дефицита идей не будет. Начальник, запускающий дрон. Начальник в танке. Начальник на белом коне. Поет, читает, пишет, думает (это - особенно часто), сидит и лежит (особенно любимое в народе).

В музее ВОВ на Печерске не нужно демонтировать барельефы, посвященные солдатам, партизанам и женщинам с детьми. Просто в каждом теперь должны угадываться Его карты. Он - везде.

Так - победим!
Хроника исторической политики: 8 ноября

👍анонс: 9 ноября в 18.00 (GMT+2: Киев, Кишинев, Иерусалим, по Москве 19.00). Историческая Экспертиза онлайн. Выпуск № 12. Виктор Таки: Бессарабия в контексте русско-турецких войн XIX века
https://www.youtube.com/watch?v=aQMtq8vcu7s

❤️Юрий Латыш. Деколонизация исторической памяти в Украине во время российско-украинской войны: памятники и топонимы
https://yangx.top/istorex_ru/5145 https://yangx.top/istorex_ru/5147

🔥
#НиктоНеЗабыт? 1940-е. Трагедия на двух берегах Днестра. Публикация материалов ЧГК по МССР в контексте семейной памяти. Список жертв № 11. Село Резены тогдашнего Кишиневского уезда https://yangx.top/istorex_ru/5149

‼️анонс: в ближайшее время читайте на нашем сайте: Губад Ибадоглу. Механизмы и инструменты авторитарного контроля в богатых ресурсами государствах: Исследование на примере Азербайджана

😢с начала полномасштабного российского вторжения в Украине было переименовано 35 тыс. улиц, разрушено 1550 памятников
https://yangx.top/istorex_ru/5156

🤣тоже от Рюрика: министр культуры Украины заявил, что «болота» хотят присвоить христианизацию Руси, которая означала европейский выбор Украины
https://yangx.top/istorex_ru/5157

🤣содержащийся под стражей народный депутат Украины Дубинский предложил на месте каждого разрушенного памятника устанавливать монумент Зеленского
https://yangx.top/istorex_ru/5160

🤦‍♂️в Украине появился населенный пункт, названный в честь военной разведки – ГУРовское
https://yangx.top/istorex_ru/5154

😢на памятнике Ленину в Петербурге появилась надпись «Иуда и палач»
https://yangx.top/istorex_ru/5151

🤡к задачам российской полиции добавят «сохранение ‎и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
https://yangx.top/istorex_ru/5146

🇦🇲министр иностранных дел Армении: геноцид армян – не вопрос №1
https://yangx.top/istorex_ru/5144

🔥почему в мире так много клубов с названием «Динамо»?
https://yangx.top/istorex_ru/5155

👍наша книга: Академик М. Н. Тихомиров: Воспоминания. Дневники. Переписка с учениками
https://yangx.top/istorex_ru/5159

🙏«Историческая экспертиза» существует за счет пожертвований наших читателей: выбирайте звезду в реакциях и поддерживайте канал финансово
https://yangx.top/istorex_ru/5069
Руководитель Одесского отделения Украинского института нацпамяти требует привлечь к ответственности мэра города, который за границей критикует законодательство о деколонизации и цитирует Пушкина.
Юрий Латыш. Деколонизация исторической памяти в Украине во время российско-украинской войны: памятники и топонимы (продолжение)

Ретротопия Владимира Путина: мир без Украины

Российские власти стремятся быть в авангарде консервативного (правого) поворота, отвергающего глобализм, либерализм и толерантность. Интерес к использованию прошлого в политике только нарастал и в начале 2020-х годов приобрел форму жесткой исторической политики. Как следует из заявлений российских высокопоставленных чиновников, политологов, лидеров общественного мнения и СМИ, целью России является восстановление геополитического влияния в мире путем возвращения мирового порядка к ситуации, похожей на систему международных отношений в период между Венским конгрессом 1815 года и Первой мировой войной, когда существовал «концерт великих держав», каждая из которых имела свою «зону влияния». Поскольку Украина входила в состав Российской империи и СССР, то с точки зрения Кремля, она должна оставаться в зоне российского влияния — «русском мире».

Путину, очевидно, импонирует император Александр ІІІ, в честь которого он открыл памятник, назвал подводную лодку и чью цитату, что у России только два союзника — армия и флот, любит повторять. Правление Александра ІІІ — это эпоха слияния империализма с национализмом, попытка воплощения проекта российской национальной империи, внедрение принципа: один язык — одна религия — одно государство. Вокруг этих идей и строится путинская ретротопия. Историк Ярослав Грицак считает, что по своим взглядам российский президент — типичный имперский националист ХІХ в. Главным субъектом истории для него является государство, а главной миссией человека — служить государству.

В своих многочисленных выступлениях, обращениях, интервью и публикациях российский президент много говорил об Украине и ее истории. Впервые об исторических претензиях к Украине он заговорил в выступлении на саммите НАТО в Бухаресте 4 апреля 2008 года. Тогда Путин заявил, что: 1) Украина была создана в советское время и получила территории от Польши, Чехословакии, Румынии, но больше всего получила от России — огромные территории на востоке и юге страны; 2) Крым был включен в состав Украины незаконно; 3) из 45-миллионного населения Украины 17 миллионов — русские (Это ошибка, согласно переписи населения Украины 2001 года это 17%, а не 17 миллионов населения, — русские); 4) попытка Украины вступить в НАТО может поставить под угрозу ее государственность. СМИ сообщали, что на встрече с президентом США Джорджем Бушем-младшим после бухарестского саммита Путин якобы сказал: «Вы должны понимать, Джордж, что Украина — это даже не государство. Часть ее территории находится в Восточной Европе, а часть, и значительная, подарена нами».

В дальнейшем российский президент говорил об истории Украины все чаще и чаще, повторяя и развивая озвученные ранее мысли, в основном опираясь на тезисы имперской историографии, у истоков которой стоял Николай Карамзин…

Не избегали исторических высказываний и другие представители российских элит, в частности заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, а также многочисленные околокремлевские интеллектуалы. Конечно, не все из последних представляют официальное мнение Кремля. Но тот факт, что для привлечения внимания элит многие считают уместным делать резкие антиукраинские заявления на историческую тематику, указывает, что именно этого от них ожидают российские власти.

Продолжение следует

См. предыдущие части
https://yangx.top/istorex_ru/5145 https://yangx.top/istorex_ru/5147
Юрий Латыш. Деколонизация исторической памяти в Украине во время российско-украинской войны: памятники и топонимы (продолжение)

Ретротопия Владимира Путина: мир без Украины

Если суммировать их тезисы, то большой российский миф об Украине включает в себя:

• отрицание существования украинской нации — возрождение имперского тезиса о триедином русском народе — великороссы, белорусы и украинцы-малороссы. Отсюда следует, что текущую войну можно считать гражданской;

• отрицание самостоятельности украинского языка, якобы искусственно созданного врагами России из диалекта русского или суржика и насильно навязанного австрийцами в Галичине и большевиками в УССР;

• тезис о самом большом в мире разделенном народе — русском вследствие распада СССР, а также отождествление русскоязычных украинцев с русскими, которых Украина угнетает и стремится насильственно украинизировать. Путин обвиняет Украину в геноциде «народа Донбасса» и в том, что в Херсоне и Запорожье она пыталась «преступно взрастить ненависть к России, ко всему русскому»;

• отрицание права украинского народа на собственную историю, отдельную от российской, непризнание традиции государственности украинского народа: присвоение истории Руси (заявления о российской государственности с момента захвата Киева варягами в IX веке и крещения киевского князя Владимира в Херсонесе), казачества и т. д. Для этого применяется ложное разделение наций и государств на «естественные» и «искусственные». В путинской ретротопии Россия с 862 года представляет собой неизменное государство с четко сформированной политической системой координат и геостратегическими интересами, а после крещения в 988 году начинает формироваться централизованное государство — «единая территория, единые экономические связи, единый язык». При этом игнорируется тот факт, что государство Русь, Великое Княжество Московское/Московское Царство, Российская империя, СССР — это разные государства, каждое из которых существовало в разные эпохи, в разных исторических условиях;

• утверждение об образовании территории Украины благодаря «подаркам» российских царей и советских генсеков, о передаче большевиками в ее состав «российских земель» (т. н. «Новороссии» — это типичный колониальный термин для обозначения захваченных земель, например, «Новая Зеландия», «Новая Каледония», «Нью-Йорк») против воли их жителей, Крым как «подарок Хрущева» и т. д.;

• тезис об «украинском нацизме» — Украине как нацистском/фашистском государстве, позволяющий рассматривать нынешнюю российско-украинскую войну как продолжение Великой Отечественной войны против нацистов, превращаемой в «миф основания» российской нации. При этом в роли нацистов/фашистов выступают не обязательно те, кто воевал на стороне гитлеровской Германии. Фашистами объявляются все, кто выступает против интересов России как государства. А Россия объявляется антифашистской просто в силу своей сущности, своей истории и своего геополитического положения.

• непризнание международной субъектности украинского государства и украинского народа, отрицание права свободного выбора внешней политики, изображение Украины как марионетки Запада, как «анти-России», которая используется как таран против этики православия, «русского мира» и традиционных ценностей.


Продолжение следует
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Поговорили с Виктором Таки о судьбе Дунайских княжеств в контексте русско-турецких войн. Для себя я выяснил, что Османская империя не заморачивалась юридическими тонкостями при передаче территорий Молдавского княжества: в 1775 Австрии и в 1812 России. Точно также Российская империя не оформила переход православных приходов на территории Бессарабии из юрисдикции Константинопольского патриархата. И в одном и в другом случае действовало право сильного. Поговорили о татарских протогосударствах на территории нынешней Республики Молдова – Буджакской и Эдисанской ордах. В советских учебниках о них не упоминалось. Сомневаюсь, что упоминаются в современных молдавских учебниках. Интересно было узнать, что органические регламенты (первые конституции в Дунайских княжествах 1831 года) были установлены самодержавной Российской империей в качестве общего подхода к своим соседям, включая Польшу и Швецию, сформированным еще в 18 веке. Т.е. Россия экспортировала на Балканы конституционализм, который русские цари считали неприемлемым для русского народа. Правда, органические регламенты были весьма ограниченными. Право избирать в Молдавском княжестве получили порядка 4000 бояр, несколько церковных иерархов и городских корпораций. Но в России и такого ограниченного права тогда не было. Как, впрочем, на деле нет и сейчас. Спасибо Виктору за интересную беседу!
https://www.youtube.com/watch?v=aQMtq8vcu7s