Центральное Болото
27.8K subscribers
1.18K photos
230 videos
3 files
370 links
Находки и приключения Российско-Иракской комплексной экспедиции (IRMP). Контакт: @lutra_maxwelli. Коммерческую рекламу пока не размещаем.

https://knd.gov.ru/license?id=673da782290fef0e0125d201&registryType=bloggersPermission
加入频道
Вот еще пара картинок: черепки на первом фото (в основном цветные) с Ваджефа, на втором - прорисовки керамики периода Средней Сузианы с Чога Бонут, который начинала копать Элен Кантор, а продолжил Аббас Ализаде. Как помнят внимательные читатели, Чога Бонут тоже лежит на аллювии, только не на "главном" (будущем шумерском), а на сузианском (будущем эламском), а так всё то же самое: можно заниматься земледелием без искусственной ирригации, но с ирригацией лучше.

И это всё тот же Хузистан, что и Тепе Сабз, Али Кош и другие памятники по ту сторону первой горной складки.

Казалось бы, Ваджеф - еще один дехлуранский поселок, почему-то вынесенный в начало аллювия. Но среди очевидно загросской керамики нас ожидают сюрпризы.
Замечательная история на канале моей коллеги по Институту востоковедения РАН ассириолога Ольги Поповой.
Forwarded from Smart Babylonia with Olga (@SmartBabyloniaBot)
​​Ищете хороший подарок для тещи? Иногда хороший подарок для тещи – ничего не дарить тестю. Поясню.

У царя города Мари Зимри-Лима (1775-1761 до н.э.) была жена из Алеппо, ее звали Шибту, и очень милые отношения с родителями жены - Гашерой и Ярим-Лимом. Он даже ездил к ним в гости в 1766 г. до н.э. и подарил теще дорогие украшения.

Но это мелочи по сравнению с личной услугой, которую он оказал ей годом позже. Когда Зимри-Лим гостил у тестя в Алеппо, Ярим-Лиму приглянулась одна из танцовщиц в свите зятя. По возвращении в Мари Зимри-Лим получил письмо от тестя с просьбой прислать ему девушку. Нетрудно догадаться, что Гашера была недовольна увлечением престарелого мужа. Она начала заваливать письмами зятя и дочь с целью помешать этой операции. Мы узнаем детали из письма Зимри-Лим теще:

Недавно ты попросила меня не отдавать Ярим-Лиму музыкантшу Дашшубу. Я ответил тебе так: “Я отдам ее кому-нибудь другому. Но разве Ярим-Лим не будет сердиться на меня?” Вот что я тебе написал. [...] Ты продолжала отправлять мне письма. И вот ты написала еще одно письмо своей дочери. [...]

Я не отдам эту женщину Ярим-Лиму, я отдам ее Аплаханде
(царю города Каркемиш в восточной Анатолии) [...] А если когда-нибудь Ярим-Лим из-за этого разозлится и напишет мне, я отвечу ему отговоркой: “Я не прислал тебе эту женщину не потому что Гашера писала мне! Дело в том, что Аплаханда попросил ее раньше и я отдал ее ему. Попроси у меня другую танцовщицу, и я пришлю тебе ее!”

Представьте удивление царя Каркемиша (дорогой Аплаханда, нет времени объяснять, это тебе, как ты просил 😉) и последовавшие объяснения с царицей Каркемиша.

На иллюстрации плакетка из дворца Зимри-Лима.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
На этот раз читатели не смогли правильно ответить на вопрос, какие из черепков ваджефские, а какие - из Тепе Сабз. Было бы странно, если бы смогли! Роспись на черепках, извлеченных из Тепе Сабз в 1963 г. (черно-белые фото) похожа на Ваджефскую (цветные фото) так, как будто их делала одна и та же мастерица.

Поселок Тепе Сабз стоял на краю дехлуранского внутреннего болота, общая мощность культурного слоя на нем 10,5 м, из них 3,5 м под уровнем нынешней равнины. Материк - не суглинок, как обычно у нас, а бело-оранжевая супесь. В древнейшем слое не нашлось никаких построек, только яма с отпечатком корзины, покрытой битумом, в которую были сложены обгоревшие семена льна и косточки миндаля, и поверх ямы битые черепки Архаической Сузианы 3 (начало 6 тыс. или, может быть, самый конец 7-го тыс., т.е. синхронно Убейд 0-1).

А черепки на фото - более поздние, из 5-7-го слоя обживания, считая снизу, так называемый период Меймех или Мехмех, около 5200 г. до н.э.

Ваджеф, в отличие от Тепе Сабз, пока не докопан до материка, и как было уже сказано, на Ваджефе есть сюрпризы по сравнению с хузестанскими памятниками.
#библиотека

Никто не любит, когда слишком много археологической керамики - кроме, конечно, самих керамистов. Не буду злоупотреблять вниманием наших читателей! Однако всё же надо закончить разговор об особенностях нашего Ваджефа перед новогодней паузой.

И об особенностях нашего канала. Я стараюсь здесь показать, насколько возможно, "как это делается", как наша работа выглядит изнутри. Она в значительной мере построена на разборе керамики; тем более пока она, слава мастерам, расписная. Мы будем скоро двигаться дальше, к заключительным этапам Убейда, а там на горизонте замаячит Урук и изобретение письменности. Это дальняя дорога...

Итак, в чем непохожесть Ваджефа на чисто загросский памятник Дех Лурана или Сузианы? Об убейдских "чайниках", как мы их в шутку называем, мы уже писали. (Может быть, это светильники.) Но вот есть еще такие существа с шуточным экспедиционным названием "страусы". А черно-белые картинки - из советских раскопок на Ярым-Тепе 2 (Р. Мунчаев, Н. Мерперт. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии, 1981, с. 257, рис. 102).

Халаф! Нежная, неповторимая, иногда полихромная керамика 6-го тысячелетия до н.э., непревзойденная, популярная на всей северной части Плодородного Полумесяца, и даже за пределами этого ареала. Никакого поворотного механизма, все на руках. "Материнский ареал" Халафской культуры - где-то вокруг Ярым-Тепе 2, по мнению Шахмардана Амирова. Его статью о Халафской культуре я выложу в комментариях, а то что-то наша #библиотека давно не открывалась (уже выложенные статьи и книги надо искать во вкладке "файлы" нашей дискуссионной группы).

Нет, конечно, мысль о халафском влиянии на Ваджефе основана далеко не только на "страусах". Шахмардан Назимович Амиров, который выдвинул эту идею на основе своего близкого знакомства с халафской керамикой из коллекции Ярым-Тепе и других памятников, приводит разные признаки, и не только из декоративных мотивов. Мы просто показали здесь самый броский.
В целом, конечно, Халафская керамика - это "про другое", она стилистически слишком отличается от Южного Убейда, а Южный Убейд немного отличается от загросской расписной керамики. Это всё разные люди. Но Ваджеф явно был пунктом контакта между ними. Пока он кажется в основном "дехлуранским", с убейдскими и халафскими мотивами. Что из этого импорт, а что - местные подражания, пока говорить рано. Раскопки только начаты.

На первой (у меня левой) иллюстрации - более стилистически привычный Халаф, такого на Ваджефе нет (Мерперт, Мунчаев, 1981, с. 257), а орнаменты на правой картинке (Мерперт, Мунчаев, 1981, с. 241) у нас можно встретить, кроме двух правых верхних. Ну и даже №№1, 3 и 4 с первой картинки находят на Ваджефе своих братьев, хотя они могут быть и общеубейдскими.

Шахмардан Амиров пишет, что те параллели, которые мы видим на раскопанном участке Ваджефа, заставляют думать о среднем Халафе - не раннем и не позднем.
Дорогие наши подписчики и читатели, коллеги и друзья, близкие и далекие! В уходящем году многое для нашей Российско-Иракской экспедиции было впервые. Под руководством Шахмардана Амирова мы впервые в истории отечественной науки начали раскопки на убейдско-загросском Телле Ваджеф, на контакте Плодородного Полумесяца и аллювия. Мы впервые рассказали о Телле Дехайла, большом неизученном городе невдалеке от Ура, на международном конгрессе. Мы впервые провели магнитные измерения на Дехайле и уже видим четверть этого большого города с домами, мостами и пирсами, и впервые провели аэросъемку всей его большой округи.

Наш телеграм-канал принес нам новых друзей, важные, неожиданные, веселые и странные дискуссии в чате и чувство принадлежности к большому сообществу людей, которые делятся своими знаниями о Востоке, древнем и современном.

Я шлю наши благодарности и новогодние поздравления всем вам, благодаря кому всё это стало возможным.

Дорогие Али Шалгам, Ахмад Джаббар, Лума Джуда, Мустафа Аль-Хуссини, Муртада Хашем, Шамиль Аль-Рамид, Руа Саад, Махмуд Мохсен, Мустафа Фадл, Муханнед Карим, Тахсин Фаза, а также Джасем Аль-Асади, Джаафар Джотери, Тамара Аль-Аттийя и все остальные наши иракские друзья и коллеги! Пусть весь год вы будете благополучны!
كل عام وانتم بخير

Наше сердечное спасибо нашим меценатам, - это люди, которые вносят существенный вклад в создание нашего современного цифрового мира, и особенно ценно, что именно они помогают нашему путешествию в глубокую древность.

Наши благодарности и поздравления руководителям российских учреждений: академику Николаю Макарову, академику Виталию Наумкину, Эльбрусу Кутрашеву, Ринату Бахитову, Владимиру Дубровскому, Аликберу Аликберову, Елизавете Лихачевой, Василию Кузнецову, Асе Энговатовой, Илье Смирнову, Денису Волкову, Илье Архипову, Дмитрию Коробову, Арчилу Балахванцеву и всем остальным, кто поддерживает нас в нашей работе.

Спасибо вам, дорогие коллеги, с кем мы были в поле: руководителю раскопок на Ваджефе Шахмардану Амирову, Рабадану Магомедову, Наталье Петровой, Максиму Меньшикову, Йоргу Фассбиндеру, Марко Мюллеру, Дмитрию Редневу, Лике Гусак - да хранят вас небесные силы!

Спасибо тем, кто трудится с нами "на берегу" - Дмитрию Кесе, Артему Сигитову, Алисе Немировской, Эрику Янковскому, а вместе с ними Галине Колгановой и Анастасии Ясеновской, ибо "человек не остров, а часть материка, часть целого".

Спасибо вам, дорогие коллеги-арамеисты и ассириологи, с кем я мысленно сверяю свои шаги и чувствую вашу дружескую поддержку - Сергею Лёзову, снова Илье Архипову, Веронике Афанасьевой, Наталье Козловой, Николасу Постгейту, Алексею Лявданскому, Марии Сологубовой, Кириллу Биттнеру и всем, кого я здесь не назвал. Пусть с вами будут мир и удача!

Спасибо Вам, дорогие коллеги, ведущие дружественных телеграм-каналов, кто говорит о нас доброе слово и чье незримое (а иногда реальное) присутствие я всегда ощущаю: Олегу Базалееву, Ольге Поповой, Екатерине Маркиной, Борису Александрову, Максиму Лебедеву, Василию Новикову, Руслану Мамедову, Князю Черкасскому, снова Рабадану Магомедову - пусть этот список не будет иметь конца!

Спасибо вам, дорогие подписчики и читатели; отдельное спасибо тем, с кем мы в дороге давно (в алфавитном беспорядке )): Виталию Федрушкову, Косьме Индикоплову, Дмитрию Беляеву, Анне К., Альфе, Валентине Кулибиной, Глебу Соболеву, Якобу Панкину, Анатолию, Beholder'y, PriZrak'u, Тойво и всем остальным, даже если Вас почему-то нет в этом списке!

Желаю всем хороших праздников, здоровья родным и близким, мира, радости и удачи!

А тем, кому выпадет встречать новый год в одиночестве, в беде, печали или болезни - желаю, чтобы Хозяин Миров, кем бы он ни был, донес нас невредимыми до того времени, когда наступит светлая полоса, когда и на нашей улице будет настоящий праздник.

В качестве открытки - халафская плошка из коллекции Иракского Музея.
Мастерицы или мастера, создавших ее, нет на свете уже семь тысяч лет, но рука и душа их с нами.
Всех с наступившим Новым Годом!

Спасибо за поздравления и добрые слова! Драгоценную для меня картинку прислал Михаил Арсеньевич Семенов Тянь-Шанский, и с его разрешения я ею хочу поделиться.

"Эта птица действительно живёт здесь рядом с нами, - пишет он, - и может быть, приносит удачу... Зимородок редок в наших краях, он то исчезает на полгода, то вдруг появляется и быстро исчезает, на месте не сидит, любит сидеть в тени и в густых кустах, где его почти не видно, так что когда он тут появился в конце декабря, да еще и посидел на солнышке, я, по крайней мере, действительно был счастлив..."

Зимородки прилетают на зиму в иракские Плесы, и мы их там видели. Так что это и наша синяя птица...

Они, конечно, не "родятся зимой", скорее всего, когда-то он назывался "земородок", потому что птенцы вылупляются в норках в земле. А уже письменный язык внёс свою народную интерпретацию, чтобы название стало поэтичнее)

Что ещё пишут о синей птице?

"Зимородки моногамны, хотя среди самцов встречаются такие, которые заводят несколько семей. Чтобы стать парой, самец преподносит самке пойманную рыбку. Если самка примет дар, то предложение принято. Пара создается только на теплое время года. Зимой зимородки разлетаются по отдельности, но весной возвращаются к старому гнезду, где пара воссоединяется."

С Новым Годом! Удачи нам всем!
Когда-то на истфаке я, грешным делом, посматривал свысока на новистов, на их Чемберленов и Даладье, с многотысячелетней перспективы нашей древней истории. Но вот сегодня мы побывали в таких местах, по сравнению с которыми убейдская и халафская посуда, и даже докерамический неолит - "газетное время", как мама говорила. Это выходы девонских песчаников в Белогорке на реке Оредеж, не очень далеко к югу от Петербурга: 400 миллионов лет назад, примерно за 160 млн. лет до динозавров. В этих выходах находят окаменелости лопастеперых рыб, предков четвероногих - то есть нас с вами. Иными словами, обрывы над этой скромной речкой объединяют, в том числе, Месопотамию с Сибирью и с Америкой и вообще всех, кто бегает на четырех лапах и ходит на двух ногах, а также плавает...

В процессе реализации плана ГОЭЛРО на Оредеже был построен каскад малых гидроэлектростанций. Одна из них находилась здесь, в Белогорке; может быть, на месте старой мельницы? Она давала 175 кВт, была разрушена в войну, восстановлена в 1949-53 гг., но в 73-м по приказу министра энергетики генерация прекратилась. Попытки восстановить ее пока не увенчались успехом, а место прекрасное, недалеко от города, туристы ездили бы сюда, пили бы глинтвейн, постигали бы палеонтологию и 175 кВт не помешали бы гостинице и ресторану. Да и музею. Согласитесь - работающий генератор приятнее руин... Хотя лопастеперые рыбы, конечно, смотрят на это философски, как и наши древние ямутбальцы...

О геологии Оредежа можно прочесть здесь.
Наш читатель Сергей Платонов прислал в чат такое замечательное фото девонских песчаников. И пока я не добрался до своего рабочего места, я решил написать сюда ещё один "оффтоп выходного дня" о том, как я вообще попал к этим обрывам.

В 1990 году в Кезево, Дружной Горке и где-то ещё Сергей Сельянов, будущий известный продюсер, снимал свою вторую полнометражную режиссерскую работу. Вашего покорного слугу позвали сняться там в эпизоде, а моя любимая девушка работала там помрежем (с "хлопушкой") и поэтому всегда была рядом с камерой. Главную роль играл Юрий Шевчук. Я приезжал на пару-тройку дней, Юрий Юлианович был на работе и мы с ним не пересекались, а Маша с ним подружилась, бывала дома у них с Эльмирой и немного рассказывала о ней.

Собственно, эти зимние сосны почему-то и напомнили мне об Эльмире.

Когда мы тусовались в Кезево и снимался "Духов день", ей оставалось жить полтора года. Она умерла от рака мозга весной 1992 года, кажется, от той же самой опухоли, что и начинатель нашей экспедиции Абдуламир Хамдани. Необыкновенный человек и незаурядная артистка,  она и была "Актриса Весна" - позволь нам дожить до весны...

Многие, кто слушал рок,
помнят, какой тогда произошел тектонический сдвиг у ДДТ: на смену сложным, замысловатым текстам вышли пронзительные, парадоксальные и вместе с тем понятные каждому "Актриса Весна" и "Черный пёс Петербург".

"Я сижу в темноте, шевелю рукой...
Я завесил все окна тяжёлым сном, холодным льдом..."

Эльмире было 24 года, их сыну, кажется, пять, когда ее не стало. Даже немного зная о ней и глядя на ее фото, очевидно, что своей жизнью и своей смертью она создала целое явление русской поэзии и музыки. Как часто за большою судьбой стоит любимый и любящий спутник.

"Вы сидите вдвоем, вспоминая иное
Расположение волн на Неве"
Скоро мы двинемся наконец вперед к Убейду 3, но прежде я хочу напомнить о статье Натальи Петровой о Самаррской культуре, которую мы выкладывали в нашу библиотеку. Примерно за 7000 лет до халифата на месте этого знаменитого города стоял неолитический поселок, где была найдена своеобразная керамика, давшая название этой культуре. Подробнее - у Натальи Петровой. Замечу здесь только вот что:

Самарра - культура Центральной Месопотамии, но у нее есть связи с Сирией (Телль Багуз) и с Загросом. Она датируется концом 7-го тыс. до н.э. и общепринятая точка зрения, основанная на заслуженном авторитете Джоан Отс, заключается в том, что Самарра повлияла на Убейд 0, т.е. на самый ранний засвидетельствованный этап "нашей" южномесопотамской жизни. Проблема, однако, в том, что Самаррская культура формировалась в конце 7-го тыс., а раскопанные слои Убейд 0 того же времени - это поздняя фаза Убейда 0. Его ранний этап скрыт под грунтовыми водами Телля Уэйли и нам пока неизвестен. Поэтому картина взаимодействия может оказаться более сложной.

Желающие могут здесь усмотреть давно нам знакомый антагонизм между ма'дан и хадер, "неотесанными болотными людьми с Юга" (условный Убейд 0) и "цивилизованными земледельцами" (условная Самарра), где последние прислали первым свои более продвинутые горшки. Но даже это не очевидно, потому что на "южно-болотном" Телле Уэйли тоже засвидетельствовано земледелие.

И в самом деле, как пишет Наталья Юрьевна на с.33, "Керамика самаррского облика из телля Уэйли в Южной Месопотамии изучалась с целью определения сырья и пигментов, которые применялись при росписи. Как показал анализ, обнаруженная на поселении самаррская керамика не являлась импортной, она местного (убейдского) производства [Blackham, 1996, p. 2, 13]."

Словом, читайте про Самарру, кто хочет погрузиться в хитросплетения неолитических культур Двуречья. На иллюстрации - самаррские черепки с Ярым-Тепе 1, раскопанного под руководством Николая Мерперта. Внимательные читатели, привыкшие к нашей керамике, увидят там некоторые знакомые мотивы, которые будут присутствовать на нашей посуде до самого конца Убейда. Но крупные зигзаги, занимающие большую часть черепка, претят нашему южноубейдскому духу 😉

В диагностике керамики еще большее значение, чем орнамент, имеет ее конструирование. Обратите внимание на профиль "в" внизу: там хорошо видна техника двухслойного лоскутного налепа, с помощью которой собирали самаррскую посуду. Отдельные лоскуты видны на свежем изломе и прорисованы для читателей.

Н.Ю. замечает, что уже в Самаррской культуре мог использоваться поворотный механизм в процессе росписи и на некоторых этапах формообразования. Но до формовки на быстром круге еще очень далеко.
Итак, Убейд 3
5200-4900 до н.э. (Р. Валле; все эти цифирки очень условные, в качестве общего ориентира)

Первое знакомство современного человечества с эпохой Убейд началось именно с этой его фазы, когда на Телле Эль-Убейд недалеко от Ура в 1923-1924 г., и в самом Уре в 1929-1930 гг., были проведены раскопки и глубокая шурфовка под руководством Леонарда Вулли. В 1940-41 гг. Сетон Ллойд, Таха Бакир и Фуад Сафар копали Укейр к северу от Вавилона, а в 1947-49 гг. они же, без Таха Бакира, копали Эриду, и в 1960 г. Джоан Отс сопоставила их результаты с довоенными находками на Телле Хадж Мухаммад близ Урука, на самом Уруке и с находками Вулли в Убейде и Уре. Она сформулировала то, что видели и другие: мы имеем дело с одной большой культурной общностью, которая, не теряя преемственности, делится на периоды Убейд 1, 2, 3 и 4. В результате более поздних раскопок Жана-Луи Юо на Уэйли к ним добавится Убейд 0.

Что же увидел Вулли на Телле Убейд? Была заложена траншея 4*30 м, в которой быстро дошли до аллювиального грунта, решили, что материк, и дальше копать не стали. В этой траншее обнаружились следы примитивных жилищ из глины с отпечатками тростника, и характерная керамика того типа, который мы сейчас называем Убейд 3-4, из чего Вулли заключил, что убейдские деревни были первоначальными поселениями в Южном Двуречье, что они стояли на островах (иногда их называют turtle-backs, "черепашьи спины"), и были примитивны, несмотря на богатую фантазию их художников-керамистов. Эта история про убейдские деревни "на спинах черепах" до сих пор странствует даже по профессиональной литературе.