#иаран #экспедиции_иаран #археология #наука
Выставка «Средневековый некрополь Успенской церкви. Раскопки и открытия в Кондопоге» начала работу в Музее Кондопожского края. Основу экспозиции составили археологические находки и антропологические реконструкции, выполненные по результатам спасательных археологических исследований 2023—2024 гг. на месте ранее существовавшей Успенской церкви.
Церковь XVIII века, памятник деревянного зодчества и одна из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере, была полностью уничтожена в 2018 году в пожаре. По заказу Министерства культуры Российской Федерации в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских был разработан проект воссоздания сгоревшей церкви. В 2019 г. при подготовке к работам на участке строительства был выявлен объект археологического наследия «Культурный слой под объектом культурного наследия Успенская церковь (деревянная) 1774 г.». к изучению которого приступил Кондопожский отряд Института археологии РАН.
Первоначальные археологические работы предполагали исследование архитектурных остатков храма перед началом восстановительных работ, но, после того, как археологи обнаружили большое количество погребений, цель исследований изменилась, и вместо локальных спасательных работ начались полноценные научные раскопки. Исследования открыли самый крупный в Онежском крае средневековый некрополь, не поврежденный позднейшим строительством. Хорошая сохранность останков, редкая для Севера с его песчаными почвами, позволила антропологам провести исследования и создать первую трехмерную реконструкцию внешности средневекового человека из региона Онежского озера.
На выставке посетители могут увидеть как археологические находки, собранные при исследовании некрополя Успенской церкви. Археологические исследования позволили собрать данные различные источников и создать более полное представление о средневековой культуре и быте Русского Севера. Иконы, воссоздаваемые для Успенской церкви, церковные книги, модель храма, графическая реконструкция внешнего облика женщины, жившей здесь в XVI в. и похороненной на церковном кладбище. Особое место на выставке занимают фотографии находок. Благодаря формату макросъемки артефакты, которые могут показаться зрителю неприметными, показывают свою истинную красоту.
https://vk.com/video-48613829_456271405
Выставка «Средневековый некрополь Успенской церкви. Раскопки и открытия в Кондопоге» начала работу в Музее Кондопожского края. Основу экспозиции составили археологические находки и антропологические реконструкции, выполненные по результатам спасательных археологических исследований 2023—2024 гг. на месте ранее существовавшей Успенской церкви.
Церковь XVIII века, памятник деревянного зодчества и одна из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере, была полностью уничтожена в 2018 году в пожаре. По заказу Министерства культуры Российской Федерации в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских был разработан проект воссоздания сгоревшей церкви. В 2019 г. при подготовке к работам на участке строительства был выявлен объект археологического наследия «Культурный слой под объектом культурного наследия Успенская церковь (деревянная) 1774 г.». к изучению которого приступил Кондопожский отряд Института археологии РАН.
Первоначальные археологические работы предполагали исследование архитектурных остатков храма перед началом восстановительных работ, но, после того, как археологи обнаружили большое количество погребений, цель исследований изменилась, и вместо локальных спасательных работ начались полноценные научные раскопки. Исследования открыли самый крупный в Онежском крае средневековый некрополь, не поврежденный позднейшим строительством. Хорошая сохранность останков, редкая для Севера с его песчаными почвами, позволила антропологам провести исследования и создать первую трехмерную реконструкцию внешности средневекового человека из региона Онежского озера.
На выставке посетители могут увидеть как археологические находки, собранные при исследовании некрополя Успенской церкви. Археологические исследования позволили собрать данные различные источников и создать более полное представление о средневековой культуре и быте Русского Севера. Иконы, воссоздаваемые для Успенской церкви, церковные книги, модель храма, графическая реконструкция внешнего облика женщины, жившей здесь в XVI в. и похороненной на церковном кладбище. Особое место на выставке занимают фотографии находок. Благодаря формату макросъемки артефакты, которые могут показаться зрителю неприметными, показывают свою истинную красоту.
https://vk.com/video-48613829_456271405
VK Видео
Уникальные артефакты, которые нашли на месте восстановления Успенской церкви, представили в Кондопоге
Уникальные артефакты, которые нашли на месте восстановления Успенской церкви, представили сегодня в Кондопоге. Ученые, священнослужители, представители управления по охране объектов культурного наследия республики собрались на конференцию, приуроченную к…
#анонс #иаран
1 ноября в Гербовом зале города Москвы (библиотека им. Добролюбова, филиал Музея Москвы) открывается выставка «Рисуем археологию».
Это выставка археологического рисунка, посвященная одному из важных этапов научного исследования археологических предметов – графическому представлению вещей.
На выставке будут представлены рисунки находок, полученных в ходе археологических экспедиций Института археологии РАН, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Государственного исторического музея. Они сделаны как археологами, так и профессиональными художниками, работающими в этой области.
Организаторы выставки: Институт археологии РАН, Музей Москвы, Гербовый зал города Москвы, Департамент культуры города Москвы.
Подробности
1 ноября в Гербовом зале города Москвы (библиотека им. Добролюбова, филиал Музея Москвы) открывается выставка «Рисуем археологию».
Это выставка археологического рисунка, посвященная одному из важных этапов научного исследования археологических предметов – графическому представлению вещей.
На выставке будут представлены рисунки находок, полученных в ходе археологических экспедиций Института археологии РАН, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Государственного исторического музея. Они сделаны как археологами, так и профессиональными художниками, работающими в этой области.
Организаторы выставки: Институт археологии РАН, Музей Москвы, Гербовый зал города Москвы, Департамент культуры города Москвы.
Подробности
#анонс #иаран #наука
Друзья,
Сегодня в онлайн-формате пройдет очередной международный семинар «Вещь: время и место». Семинар посвящен проблемам комплексного изучения (включая атрибуцию, интерпретацию и др.) памятников культуры, опыту извлечения информации из вещественных источников разных видов.
Начало: 16:00
О программе семинара и возможности подключения
Друзья,
Сегодня в онлайн-формате пройдет очередной международный семинар «Вещь: время и место». Семинар посвящен проблемам комплексного изучения (включая атрибуцию, интерпретацию и др.) памятников культуры, опыту извлечения информации из вещественных источников разных видов.
Начало: 16:00
О программе семинара и возможности подключения
#КСИА #книги_иаран #как_пройти_в_библиотеку #археология #наука
При раскопках на территории Московского Кремля в Большом Кремлевском сквере в 2019–2021 годах археологи нашли пять поливных керамических чашек, которые в археологических публикациях называют елейницами (слезницами), так как подобные сосуды в первую очередь известны как погребальный инвентарь. Но в последние годы такие чашки все чаще находят вне погребального контекста, что позволяет говорить о том, что по своему основному назначению они все-таки не были связаны с погребальным ритуалом.
Кремлевские чашки были обнаружены в слоях усадебной застройки середины – последней четверти XV века. Одна из них имеет сложный штампованный декор: нижний ряд содержит однотипные оттиски зверя, разделенные двумя концентрическими окружностями, в среднем ряду – одинаковые бородатые личины, между которыми изображен солярный символ, похожий на шестеренку. В верхнем ряду находятся изображения зверей из нижнего ряда, между которыми расположены символические «цветы». Судя по тонкой работе, чашка была изготовлена высокопрофессиональным мастером, возможно, по специальному заказу.
Мужское лицо на оттиске показано в фас. Прическа показана условно, в виде двух одинаковых дуг, которые расходятся от макушки головы и переходят в контур лица и подбородка. Листовидные глаза с округлыми зрачками смотрят прямо на зрителя, брови изображены вместе с верхним краем глаза и переходят в очертания носа. Он переходит в усы, с едва отпечатанными точками волос. Рот с растянутыми до краев лица губами чуть приоткрыт. Небольшая аккуратная борода показана частыми штрихами.
Зверь на чашках, скорее всего, волк. Он изображен с приподнятым кверху задом, как будто он спускается вниз по склону. Его голова смотрит вперед, пасть раскрыта, язык высунут. Одна передняя лапа поднята вверх и согнута под острым углом, вторая – согнута под прямым углом, задние лапы чуть изогнуты. Поднятый вверх хвост разделяется на три части и приобретает форму распустившегося цветка. Как отмечают исследователи, такой «процветший» хвост – не просто орнаментальная деталь: по представлениям европейских народов, сила животного заключена именно в хвосте.
Волк в славянской культуре связан с определенным знаковым рядом ассоциаций и мифологических функций. Этот хищник относится одновременно к верхнему и нижнему миру, выполняя функции посредника между тем и этим светом. По представлениям славян, человек, превращающийся в волка, съедает солнце или луну при затмении, мифологизированные персонажи русских сказаний – Волх Всеславьевич, Вольга Святославович, князь XI века Всеслав Полоцкий – обладали волшебным свойством превращаться в волка и чудесной силой и храбростью. В представлениях многих народов волк является символом предводителя военной дружины, а сама дружина – волчьей стаей.
На сосуде из Московского Кремля зверь, похожий на волка, показан в как существо-посредник, принадлежащее подземному и небесному миру - это подтверждается соседством солярных и лунных символов. В то же время зверь стоит рядом с человеком или мифическим героем. Возможно, оттиски на керамической чашке отображают сюжет, в котором есть мифический волк и герой, который обладает силой, властью и, вероятно, оборотническими свойствами. Мир средневековых символов жил и развивался под влиянием соответствующих своему времени идеологических представлений о мироздании, власти и силе. Эти представления, по-видимому, и отразил гончар в оттисках на уникальной поливной глиняной чашке.
Больше о керамической чаше из Кремля можно узнать с статье К.И.Панченко «Поливные керамические чашки из раскопок 2019–2021 гг. в Московском Кремле», опубликованной в 275 выпуске «Кратких сообщений Института археологии».
Выпуск доступен в электронной библиотеке ИА РАН, также вышла печатная версия
При раскопках на территории Московского Кремля в Большом Кремлевском сквере в 2019–2021 годах археологи нашли пять поливных керамических чашек, которые в археологических публикациях называют елейницами (слезницами), так как подобные сосуды в первую очередь известны как погребальный инвентарь. Но в последние годы такие чашки все чаще находят вне погребального контекста, что позволяет говорить о том, что по своему основному назначению они все-таки не были связаны с погребальным ритуалом.
Кремлевские чашки были обнаружены в слоях усадебной застройки середины – последней четверти XV века. Одна из них имеет сложный штампованный декор: нижний ряд содержит однотипные оттиски зверя, разделенные двумя концентрическими окружностями, в среднем ряду – одинаковые бородатые личины, между которыми изображен солярный символ, похожий на шестеренку. В верхнем ряду находятся изображения зверей из нижнего ряда, между которыми расположены символические «цветы». Судя по тонкой работе, чашка была изготовлена высокопрофессиональным мастером, возможно, по специальному заказу.
Мужское лицо на оттиске показано в фас. Прическа показана условно, в виде двух одинаковых дуг, которые расходятся от макушки головы и переходят в контур лица и подбородка. Листовидные глаза с округлыми зрачками смотрят прямо на зрителя, брови изображены вместе с верхним краем глаза и переходят в очертания носа. Он переходит в усы, с едва отпечатанными точками волос. Рот с растянутыми до краев лица губами чуть приоткрыт. Небольшая аккуратная борода показана частыми штрихами.
Зверь на чашках, скорее всего, волк. Он изображен с приподнятым кверху задом, как будто он спускается вниз по склону. Его голова смотрит вперед, пасть раскрыта, язык высунут. Одна передняя лапа поднята вверх и согнута под острым углом, вторая – согнута под прямым углом, задние лапы чуть изогнуты. Поднятый вверх хвост разделяется на три части и приобретает форму распустившегося цветка. Как отмечают исследователи, такой «процветший» хвост – не просто орнаментальная деталь: по представлениям европейских народов, сила животного заключена именно в хвосте.
Волк в славянской культуре связан с определенным знаковым рядом ассоциаций и мифологических функций. Этот хищник относится одновременно к верхнему и нижнему миру, выполняя функции посредника между тем и этим светом. По представлениям славян, человек, превращающийся в волка, съедает солнце или луну при затмении, мифологизированные персонажи русских сказаний – Волх Всеславьевич, Вольга Святославович, князь XI века Всеслав Полоцкий – обладали волшебным свойством превращаться в волка и чудесной силой и храбростью. В представлениях многих народов волк является символом предводителя военной дружины, а сама дружина – волчьей стаей.
На сосуде из Московского Кремля зверь, похожий на волка, показан в как существо-посредник, принадлежащее подземному и небесному миру - это подтверждается соседством солярных и лунных символов. В то же время зверь стоит рядом с человеком или мифическим героем. Возможно, оттиски на керамической чашке отображают сюжет, в котором есть мифический волк и герой, который обладает силой, властью и, вероятно, оборотническими свойствами. Мир средневековых символов жил и развивался под влиянием соответствующих своему времени идеологических представлений о мироздании, власти и силе. Эти представления, по-видимому, и отразил гончар в оттисках на уникальной поливной глиняной чашке.
Больше о керамической чаше из Кремля можно узнать с статье К.И.Панченко «Поливные керамические чашки из раскопок 2019–2021 гг. в Московском Кремле», опубликованной в 275 выпуске «Кратких сообщений Института археологии».
Выпуск доступен в электронной библиотеке ИА РАН, также вышла печатная версия
archaeolog.ru
КСИА. Вып. 275
#выставка_иаран #иаран
Сегодня в Гербовом зале Москвы (Музей Москвы) начала работу выставка археологического рисунка «Рисуем археологию». Выставка работает всего один месяц, с 1 по 29 ноября, не пропустите!
Приходите просто так или записывайтесь на экскурсии и мастер-класс по археологическому рисунку. Для участия в экскурсии необходимо пройти бесплатную регистрацию на TimePad и самостоятельно приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы.
9 ноября в 16:00 об археологическом рисунке, различных стилях и техниках археологической графики расскажет участник выставки «Рисуем археологию», младший научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии РАН Юлия Владимировна Кузьминова. Регистрация
16 ноября в 12:00 ждем вас на мастер-классе «Создание рисунка археологической находки». Участники познакомятся с базовыми принципами создания рисунков археологических находок и выполнят рисунок под руководством Анны Сергеевны Дементьевой, одного из авторов выставки «Рисуем археологию», автора курса археологического рисунка для аспирантов МГУ им. М. В. Ломоносова. Карандаши и бумага не нужны, все необходимые материалы предоставим. Регистрация
23 ноября в 14:00 состоится авторская экскурсия, которую проведет один из участников выставки «Рисуем археологию», автор курса археологического рисунка для аспирантов МГУ им. М. В. Ломоносова, сотрудник Института археологии РАН Анна Сергеевна Дементьева. Регистрация
Количество мест ограничено, советуем записаться пораньше.
Сегодня в Гербовом зале Москвы (Музей Москвы) начала работу выставка археологического рисунка «Рисуем археологию». Выставка работает всего один месяц, с 1 по 29 ноября, не пропустите!
Приходите просто так или записывайтесь на экскурсии и мастер-класс по археологическому рисунку. Для участия в экскурсии необходимо пройти бесплатную регистрацию на TimePad и самостоятельно приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы.
9 ноября в 16:00 об археологическом рисунке, различных стилях и техниках археологической графики расскажет участник выставки «Рисуем археологию», младший научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии РАН Юлия Владимировна Кузьминова. Регистрация
16 ноября в 12:00 ждем вас на мастер-классе «Создание рисунка археологической находки». Участники познакомятся с базовыми принципами создания рисунков археологических находок и выполнят рисунок под руководством Анны Сергеевны Дементьевой, одного из авторов выставки «Рисуем археологию», автора курса археологического рисунка для аспирантов МГУ им. М. В. Ломоносова. Карандаши и бумага не нужны, все необходимые материалы предоставим. Регистрация
23 ноября в 14:00 состоится авторская экскурсия, которую проведет один из участников выставки «Рисуем археологию», автор курса археологического рисунка для аспирантов МГУ им. М. В. Ломоносова, сотрудник Института археологии РАН Анна Сергеевна Дементьева. Регистрация
Количество мест ограничено, советуем записаться пораньше.
mosmuseum.ru
Рисуем археологию / Музей Москвы
Рисунки находок, полученных в ходе археологических экспедиций Института археологии РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, Государственного исторического музея. Они сделаны как археологами, так и профессиональными художниками
#анонс #иаран
Анонсы: что готовит нам грядущая неделя?
Сегодня начала работу выставка археологического рисунка «Рисуем археологию». Выставка работает с 1 по 29 ноября в Гербовом зале Москвы (Музей Москвы).
В Музее-заповеднике «Дмитровский кремль» открыта выставка «Древние воины защитники Руси», на которой представлены реконструкции предметов воинского вооружения и работы фотохудожника Андрея Бронникова.
6 ноября в 16:00 в музее-заповеднике «Куликово поле» состоится лекция, посвященная одной из важнейших для изучения Куликовской битвы – предметам вооружения. Лектор: Курмановский Владимир Сергеевич, научный сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН. Подробнее - на сайте музея.
9 ноября в 16:00 состоятся экскурсия по выставке «Рисуем археологию». Экскурсию проведет участник выставки, младший научный сотрудник отдела археологии каменного века ИА РАН Юлия Владимировна Кузьминова. Для участия необходимо пройти бесплатную регистрацию на TimePad и приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы.
Анонсы: что готовит нам грядущая неделя?
Сегодня начала работу выставка археологического рисунка «Рисуем археологию». Выставка работает с 1 по 29 ноября в Гербовом зале Москвы (Музей Москвы).
В Музее-заповеднике «Дмитровский кремль» открыта выставка «Древние воины защитники Руси», на которой представлены реконструкции предметов воинского вооружения и работы фотохудожника Андрея Бронникова.
6 ноября в 16:00 в музее-заповеднике «Куликово поле» состоится лекция, посвященная одной из важнейших для изучения Куликовской битвы – предметам вооружения. Лектор: Курмановский Владимир Сергеевич, научный сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН. Подробнее - на сайте музея.
9 ноября в 16:00 состоятся экскурсия по выставке «Рисуем археологию». Экскурсию проведет участник выставки, младший научный сотрудник отдела археологии каменного века ИА РАН Юлия Владимировна Кузьминова. Для участия необходимо пройти бесплатную регистрацию на TimePad и приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы.
#КСИА #книги_иаран #как_пройти_в_библиотеку #археология #наука
В 1922 году шведский археолог Нильс Оберг ввел в научный оборот находку 1880 года – золотое ожерелье, найденное в квартале Альбайсин, самой древней части Гранады в Южной Испании. Основными компонентами ожерелья были цилиндрические пронизки, ромбические разделители и подвески-лунницы. В археологической литературе за ними закрепилось название «Гранада-Альбайсин», но - сюрприз! - все последующие ожерелья это типа были найдены в Северном Причерноморье.
Ожерелья этого типа, вероятно, возникли в Северном Причерноморье в позднеантичное время. Судя по находкам в погребениях, они сочетались как с понтийскими элементами костюма, так и с германскими, например, с двупластинчатыми фибулами. Постепенно синтез понтийских и восточногерманских элементов стал базой варварского «княжеского» убора, и мода на металлические нашивки на одежду распространилась в Европе вместе с сармато-аланами. Затем золотые аппликации вошли в интернациональный «княжеский» костюм гуннского времени и полностью утратили какую-либо этнокультурную окраску, и в Гранаду «понтийское» ожерелье попало во время переселения алан в 406–409 годах.
Подробнее об этом читайте в статье А. В. Мастыковой «Золотые ожерелья гуннского времени типа Гранада-Альбайсин в Северном Причерноморье», опубликованной в выпуске № 274 «Кратких сообщения Института археологии».
В 1922 году шведский археолог Нильс Оберг ввел в научный оборот находку 1880 года – золотое ожерелье, найденное в квартале Альбайсин, самой древней части Гранады в Южной Испании. Основными компонентами ожерелья были цилиндрические пронизки, ромбические разделители и подвески-лунницы. В археологической литературе за ними закрепилось название «Гранада-Альбайсин», но - сюрприз! - все последующие ожерелья это типа были найдены в Северном Причерноморье.
Ожерелья этого типа, вероятно, возникли в Северном Причерноморье в позднеантичное время. Судя по находкам в погребениях, они сочетались как с понтийскими элементами костюма, так и с германскими, например, с двупластинчатыми фибулами. Постепенно синтез понтийских и восточногерманских элементов стал базой варварского «княжеского» убора, и мода на металлические нашивки на одежду распространилась в Европе вместе с сармато-аланами. Затем золотые аппликации вошли в интернациональный «княжеский» костюм гуннского времени и полностью утратили какую-либо этнокультурную окраску, и в Гранаду «понтийское» ожерелье попало во время переселения алан в 406–409 годах.
Подробнее об этом читайте в статье А. В. Мастыковой «Золотые ожерелья гуннского времени типа Гранада-Альбайсин в Северном Причерноморье», опубликованной в выпуске № 274 «Кратких сообщения Института археологии».
archaeolog.ru
КСИА. Вып. 274
#анонс #иаран #наука #археология #выставка_иаран # #
Анонсы: что готовит нам грядущая неделя?
С 11 по 15 ноября в музее-заповеднике «Куликово поле» состоится 7-я международная конференция «Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов». Планируется обсудить актуальные проблемы и новые материалы, связанные с изучением слабо исследованных периодов в истории Восточной Европы, выделяемых в эпохи «римских влияний» и «Великого переселения народов» (середина I – IV и конец IV – VII в. н.э.). Конференция будет посвящена памяти недавно ушедшего от нас замечательного коллеги, друга и активного участника всех прошлых конференций Андрея Михайловича Обломского (1957–2023). Подробнее здесь
11 ноября в 19:00 в онлайн формате состоится международный семинар «Иерихон 2024», организаторы: Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, Институт археологии РАН и музейный комплекс РФ в Иерихоне. В рамках семинара состоится показ фильма «Василий Хитрово: мягкая сила Российской империи».После просмотра фильма автор идеи и научный руководитель проекта, заместитель руководителя Научной секции ИППО, генеральный директор научно-издательского центра «Индрик» Кирилл Вах расскажет о создании фильма. Для подключения к семинару необходимо связаться с организаторами по адресу [email protected]
12 ноября в 19:00 приходите на лекцию «Памятники наскального искусства на реке Пегтымель: экспедиция к чукотским петроглифам» в Московский лекторий РГО. Лекторы – Елена Леванова, заведующая Центром палеоискусства ИА РАН, и Юрий Свойский, руководитель лаборатории RSSDA, специалист Центра палеоискусства ИА РАН. На лекции расскажут о предварительных результатах исследований на Чукотке Петроглифического отряда ИА РАН, разведке на самый дальний пункт Пегтымельских петроглифов и заполярной традиции наскального искусства древних зверобоев Чукотки. Вход бесплатный, требуется регистрация, подробности на сайте РГО.
15 ноября в музее-заповеднике «Изборск» открывается выставка «Изборск открытый город: к 100-летию В.В.Седова». Выставка подготовлена совместно с Институтом археологии РАН и посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося российского археолога-слависта, академика РАН Валентина Васильевича Седова.В экспозицию вошли предметы археологии из коллекции музея-заповедника «Изборск», полевые дневники, подлинная чертёжная документация, картотека рисунков находок, фотографии, мемориальные предметы из семейного архива, предоставленные сыном ученого – Владимиром Валентиновичем Седовым, археологом-славистом, доктором искусствоведения, членом-корреспондентом РАН. Выставка будет работать до 9 февраля 2025 г.
16 ноября в 12:00 в рамках выставки «Рисуем археологию» пройдет мастер-класс по археологическому рисунку, который проведет один из участников выставки археологического рисунка «Рисуем археологию», сотрудник Института археологии РАН Анна Сергеевна Дементьева. Мероприятие бесплатное, для участия необходимо пройти регистрацию на TimePad и самостоятельно приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы.
А завтра, 9 ноября в 16:00 мы ждем вас на авторской экскурсии, которую проведет один из участников выставки археологического рисунка «Рисуем археологию» Юлия Владимировна Кузьминова. Для участия в экскурсии по выставке «Рисуем археологию» необходимо пройти регистрацию на TimePad и самостоятельно приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы, филиале Музея Москвы.
Анонсы: что готовит нам грядущая неделя?
С 11 по 15 ноября в музее-заповеднике «Куликово поле» состоится 7-я международная конференция «Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов». Планируется обсудить актуальные проблемы и новые материалы, связанные с изучением слабо исследованных периодов в истории Восточной Европы, выделяемых в эпохи «римских влияний» и «Великого переселения народов» (середина I – IV и конец IV – VII в. н.э.). Конференция будет посвящена памяти недавно ушедшего от нас замечательного коллеги, друга и активного участника всех прошлых конференций Андрея Михайловича Обломского (1957–2023). Подробнее здесь
11 ноября в 19:00 в онлайн формате состоится международный семинар «Иерихон 2024», организаторы: Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, Институт археологии РАН и музейный комплекс РФ в Иерихоне. В рамках семинара состоится показ фильма «Василий Хитрово: мягкая сила Российской империи».После просмотра фильма автор идеи и научный руководитель проекта, заместитель руководителя Научной секции ИППО, генеральный директор научно-издательского центра «Индрик» Кирилл Вах расскажет о создании фильма. Для подключения к семинару необходимо связаться с организаторами по адресу [email protected]
12 ноября в 19:00 приходите на лекцию «Памятники наскального искусства на реке Пегтымель: экспедиция к чукотским петроглифам» в Московский лекторий РГО. Лекторы – Елена Леванова, заведующая Центром палеоискусства ИА РАН, и Юрий Свойский, руководитель лаборатории RSSDA, специалист Центра палеоискусства ИА РАН. На лекции расскажут о предварительных результатах исследований на Чукотке Петроглифического отряда ИА РАН, разведке на самый дальний пункт Пегтымельских петроглифов и заполярной традиции наскального искусства древних зверобоев Чукотки. Вход бесплатный, требуется регистрация, подробности на сайте РГО.
15 ноября в музее-заповеднике «Изборск» открывается выставка «Изборск открытый город: к 100-летию В.В.Седова». Выставка подготовлена совместно с Институтом археологии РАН и посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося российского археолога-слависта, академика РАН Валентина Васильевича Седова.В экспозицию вошли предметы археологии из коллекции музея-заповедника «Изборск», полевые дневники, подлинная чертёжная документация, картотека рисунков находок, фотографии, мемориальные предметы из семейного архива, предоставленные сыном ученого – Владимиром Валентиновичем Седовым, археологом-славистом, доктором искусствоведения, членом-корреспондентом РАН. Выставка будет работать до 9 февраля 2025 г.
16 ноября в 12:00 в рамках выставки «Рисуем археологию» пройдет мастер-класс по археологическому рисунку, который проведет один из участников выставки археологического рисунка «Рисуем археологию», сотрудник Института археологии РАН Анна Сергеевна Дементьева. Мероприятие бесплатное, для участия необходимо пройти регистрацию на TimePad и самостоятельно приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы.
А завтра, 9 ноября в 16:00 мы ждем вас на авторской экскурсии, которую проведет один из участников выставки археологического рисунка «Рисуем археологию» Юлия Владимировна Кузьминова. Для участия в экскурсии по выставке «Рисуем археологию» необходимо пройти регистрацию на TimePad и самостоятельно приобрести билет на выставку в Гербовом зале Москвы, филиале Музея Москвы.
archaeolog.ru
Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов
7-я международная конференция «Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов», 11–15 ноября 2024 г., Государственный музей-заповедник "Куликово поле"
#КСИА #книги_иаран #как_пройти_в_библиотеку #археология #наука
В 1721 году благодаря экспедиции Д. Г. Мессершмидта были открыты каменные стелы Южной Сибири – енисейские эпитафии, сохранившие руническую письменность древнего населения этих мест. Через 168 лет исследователь Сибири Николай Михайлович Ядринцев открыл орхонские эпитафии схожего письма, и в 1893 году Вильгельм Людвиг Петер Томсен и Василий Васильевич Радлов смогли дешифровать орхоно-енисейские тексты.
Енисейские тексты содержали погребальные плачи и были нанесены на грубые, вертикально установленные камни. Археологические исследования показали, что все эпитафии были нанесены только на каменные изваяния энеолита, ранней и поздней бронзы и на менгиры раннего железного века, то есть на монументы, которые стояли в степях Енисея за несколько тысячелетий до появления эпохи рунического письма.
Как полагают исследователи, такое использование стел может объясняться мировоззренческими установками писавших: намеренно нанося поминальные надписи на древние камни, носители рунического письма не позволяли себе изменить их форму и поверхность и, возможно, связывали появление этих камней с первотворением мироздания. Все енисейские надмогильные надписи IX–XI веков содержали текст-плач от имени умершего, а у основания камня была высечена лично-семейная тамга, отмечающая наследственную принадлежность по мужской линии.
Анализ внешних признаков эпитафийных стел енисейской традиции позволил выявить последовательность обряда: сначала переносили из степи стоявшую там вертикальную стелу и устанавливали ее возле восточной или юго-восточной стороны каменного кургана, имитировавшего личное жилище и содержавшего погребение по обряду трупосожжения. Затем на стеле высекали тамгу, а после этого от тамги к вершине на камень наносили строки поминальной надписи, которая строилась по определенному канону: начиналась с указания личного имени умершего и воспроизводила горестный плач самого умершего об утраченной им жизни. Вероятно, этот порядок действий отражал убеждение, что душа человека вечна, и по окончании земной жизни она воплощается в камне.
Подробнее - в статье Кызласова И. Л. «Порядок создания енисейских эпитафий», опубликованной в 273 выпуске «Кратких сообщений Института археологии»
В 1721 году благодаря экспедиции Д. Г. Мессершмидта были открыты каменные стелы Южной Сибири – енисейские эпитафии, сохранившие руническую письменность древнего населения этих мест. Через 168 лет исследователь Сибири Николай Михайлович Ядринцев открыл орхонские эпитафии схожего письма, и в 1893 году Вильгельм Людвиг Петер Томсен и Василий Васильевич Радлов смогли дешифровать орхоно-енисейские тексты.
Енисейские тексты содержали погребальные плачи и были нанесены на грубые, вертикально установленные камни. Археологические исследования показали, что все эпитафии были нанесены только на каменные изваяния энеолита, ранней и поздней бронзы и на менгиры раннего железного века, то есть на монументы, которые стояли в степях Енисея за несколько тысячелетий до появления эпохи рунического письма.
Как полагают исследователи, такое использование стел может объясняться мировоззренческими установками писавших: намеренно нанося поминальные надписи на древние камни, носители рунического письма не позволяли себе изменить их форму и поверхность и, возможно, связывали появление этих камней с первотворением мироздания. Все енисейские надмогильные надписи IX–XI веков содержали текст-плач от имени умершего, а у основания камня была высечена лично-семейная тамга, отмечающая наследственную принадлежность по мужской линии.
Анализ внешних признаков эпитафийных стел енисейской традиции позволил выявить последовательность обряда: сначала переносили из степи стоявшую там вертикальную стелу и устанавливали ее возле восточной или юго-восточной стороны каменного кургана, имитировавшего личное жилище и содержавшего погребение по обряду трупосожжения. Затем на стеле высекали тамгу, а после этого от тамги к вершине на камень наносили строки поминальной надписи, которая строилась по определенному канону: начиналась с указания личного имени умершего и воспроизводила горестный плач самого умершего об утраченной им жизни. Вероятно, этот порядок действий отражал убеждение, что душа человека вечна, и по окончании земной жизни она воплощается в камне.
Подробнее - в статье Кызласова И. Л. «Порядок создания енисейских эпитафий», опубликованной в 273 выпуске «Кратких сообщений Института археологии»
archaeolog.ru
КСИА. Вып. 273