#анонс #конференция #археология #наука #иаран
Друзья, коллеги,
Стали известны точные даты проведения VI (XXII) Всероссийского археологического съезда.
VI (XXII) Всероссийский археологический съезд состоится 5–9 июня 2022 г. в Самаре. Формат мероприятия: очное участие и zoom-конференция.
Предполагается, что оргкомитет съезда соберется очно в Самаре, секции будут проводиться онлайн.
Подробнее о направлениях работы съезда и данные организаторов и кураторов здесь.
Друзья, коллеги,
Стали известны точные даты проведения VI (XXII) Всероссийского археологического съезда.
VI (XXII) Всероссийский археологический съезд состоится 5–9 июня 2022 г. в Самаре. Формат мероприятия: очное участие и zoom-конференция.
Предполагается, что оргкомитет съезда соберется очно в Самаре, секции будут проводиться онлайн.
Подробнее о направлениях работы съезда и данные организаторов и кураторов здесь.
#иаран #наука #археология #археонаходка
Сотрудники Подмосковной экспедиции Института археологии РАН во время раскопок в Троице-Сергиевой Лавре в слое конца XV – XVI века обнаружили редчайшую находку: матрицу для тиснения на кожаном поясе или на монашеском парамане (параманд, додекаортон – часть монашеского облачения, четырехугольный наспинный плат с подшитыми к углам шнурами. Шнуры, которые связывают вместе на груди, образуют крест, а сам плат держится на спине).
Матрица представляет собой тонкую прямоугольную пластину размерами 25 × 20 × 4 мм из цветного металла. На лицевой стороне матрицы вытеснена зеркально читаемая трехстрочная надпись, выполненная уставом: ВСТР / ѢТНЬ / ЕХ ҃ ВО (Сретение Христово).
Надпись на матрице очень близка к тиснению на поясе из саркофага который был найден в 1836 году в притворе кремлевской церкви Спаса на Бору. Вскоре погребение отождествили с супругой великого князя Симеона Ивановича, Марией, которая умерла в 1399 году. В 1472 году ее останки были найдены нетленными. Известно, что их перезахоронили, облачив в новые монашеские одеяния. В настоящее время параман великой княгини Марии находится в Музеях Московского Кремля.
В настоящее время известно очень мало находок штампов, которыми наносились клейма на параманы и пояса. Согласно опубликованным данным, два костяных штампа были найдены в Минске (и Новгороде, еще одна бронзовая древнерусская матрица - в Гродеке (Польша).
Вероятно, технологией тиснения по коже владел узкий круг ремесленников, работавших при монастырях. Близкое сходство троицкой матрицы и оттиска на парамане из Кремля позволяет предположить, что они сделаны в одной мастерской. Это свидетельствует о знакомстве мастеров Москвы или Троицкого монастыря с этим редким видом ремесла.
Ранее предполагалось, что центров изготовления монашеских кожаных поясов было только два: в XI–XIII веках технику тиснения по коже металлическими матрицами с использованием горячего масла или воска могли освоить в одном из монастырей Киева, а с XIV века ее начали применять в Новгороде. Находка из Троице-Сергиевой Лавры позволяет расширить этот круг.
Сотрудники Подмосковной экспедиции Института археологии РАН во время раскопок в Троице-Сергиевой Лавре в слое конца XV – XVI века обнаружили редчайшую находку: матрицу для тиснения на кожаном поясе или на монашеском парамане (параманд, додекаортон – часть монашеского облачения, четырехугольный наспинный плат с подшитыми к углам шнурами. Шнуры, которые связывают вместе на груди, образуют крест, а сам плат держится на спине).
Матрица представляет собой тонкую прямоугольную пластину размерами 25 × 20 × 4 мм из цветного металла. На лицевой стороне матрицы вытеснена зеркально читаемая трехстрочная надпись, выполненная уставом: ВСТР / ѢТНЬ / ЕХ ҃ ВО (Сретение Христово).
Надпись на матрице очень близка к тиснению на поясе из саркофага который был найден в 1836 году в притворе кремлевской церкви Спаса на Бору. Вскоре погребение отождествили с супругой великого князя Симеона Ивановича, Марией, которая умерла в 1399 году. В 1472 году ее останки были найдены нетленными. Известно, что их перезахоронили, облачив в новые монашеские одеяния. В настоящее время параман великой княгини Марии находится в Музеях Московского Кремля.
В настоящее время известно очень мало находок штампов, которыми наносились клейма на параманы и пояса. Согласно опубликованным данным, два костяных штампа были найдены в Минске (и Новгороде, еще одна бронзовая древнерусская матрица - в Гродеке (Польша).
Вероятно, технологией тиснения по коже владел узкий круг ремесленников, работавших при монастырях. Близкое сходство троицкой матрицы и оттиска на парамане из Кремля позволяет предположить, что они сделаны в одной мастерской. Это свидетельствует о знакомстве мастеров Москвы или Троицкого монастыря с этим редким видом ремесла.
Ранее предполагалось, что центров изготовления монашеских кожаных поясов было только два: в XI–XIII веках технику тиснения по коже металлическими матрицами с использованием горячего масла или воска могли освоить в одном из монастырей Киева, а с XIV века ее начали применять в Новгороде. Находка из Троице-Сергиевой Лавры позволяет расширить этот круг.
www.archaeolog.ru
В Троице-Сергиевой лавре найдена матрица для тиснения клейм на монашеском облачении
В апреле 2022 г. на территории Троице-Сергиевой Лавры при спасательных раскопках, приводящихся Подмосковной экспедицией Института археологии РАН, обнаружена редкая находка
Матрица для тиснения на коже из Троице-Сергиевой лавры и параманд и пояс из погребения великой княгини Марии.
Друзья, коллеги,
5–6 мая в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический» пройдет Круглый стол, посвященный памяти нашего коллеги, доктора исторических наук Олега Васильевича Шарова, который ушел из жизни 21 ноября 2021 года.
Олег Васильевич был в расцвете творческих сил, и до последних дней он думал о перспективах возможных работ и открытий.
География его полевых исследований поражает своим размахом – за сорок лет непрерывной экспедиционной работы Олег Васильевич принимал участие и руководил археологическими исследованиями на памятниках от Крайнего Севера и Ледовитого океана до Северного Причерноморья.
Основное внимание на Круглом столе предполагается уделить материалу, собранному во время археологических экспедиций под руководством Олега Васильевича в Крыму, на Тамани, в Молдавии в 1990–2021 гг. Часть докладов будет посвящена обширной полевой деятельности неутомимого и преданного своему делу археолога, воспоминаниям его друзей и коллег.
5 мая Круглый стол будет проходить в очно-заочном формате в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический»., 6 мая - только очный формат.
5–6 мая в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический» пройдет Круглый стол, посвященный памяти нашего коллеги, доктора исторических наук Олега Васильевича Шарова, который ушел из жизни 21 ноября 2021 года.
Олег Васильевич был в расцвете творческих сил, и до последних дней он думал о перспективах возможных работ и открытий.
География его полевых исследований поражает своим размахом – за сорок лет непрерывной экспедиционной работы Олег Васильевич принимал участие и руководил археологическими исследованиями на памятниках от Крайнего Севера и Ледовитого океана до Северного Причерноморья.
Основное внимание на Круглом столе предполагается уделить материалу, собранному во время археологических экспедиций под руководством Олега Васильевича в Крыму, на Тамани, в Молдавии в 1990–2021 гг. Часть докладов будет посвящена обширной полевой деятельности неутомимого и преданного своему делу археолога, воспоминаниям его друзей и коллег.
5 мая Круглый стол будет проходить в очно-заочном формате в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический»., 6 мая - только очный формат.
www.archaeolog.ru
Круглый стол памяти Олега Васильевича Шарова
Круглый стол памяти Олега Васильевича Шарова, 5 мая 2022 г., Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический»
За два месяца до Победы
Одним из самых значительных событий в истории советской и российской археологии исследователи называют Всесоюзное археологическое совещание, которое прошло в Москве в начале весны 1945 года. Совещание сыграло огромную роль в дальнейшем развитии археологии в СССР: оно не только подвело итог деятельности советской археологии за 27 лет, но и определило, каким будет ее дальнейшее развитие. Собственно, само проведение этого Совещания уже было знаком наступивших перемен.
Инициаторами Совещания стали ученики Василия Алексеевича Городцова – русского и советского археолога, профессора Московского университета, который долго и безуспешно пытался возобновить в СССР традицию археологических съездов. Такие съезды проводились в Российской империи с 1869 года раз в три года в разных городах, причем место проведения определялось по региону, с историей и археологией которого было связано большинство докладов.
Дореволюционные съезды обладали обширным научным содержанием, выходящим за рамки археологии, и включали секции по этнографии и фольклору, церковной истории и языкознанию. Последний, 16-й археологический съезд должен был состояться в 1914 году в Пскове, но был отменен из-за начавшейся войны. Попытки созыва нового съезда в 1920-е гг. не были успешны, а репрессии 1930-х гг. не оставляли даже надежду на саму возможность организации такого мероприятия.
На Всесоюзном археологическом Совещании 1945 года была восстановлена преемственность советской археологии с дореволюционным периодом российской археологической науки. Идеологический пресс государства ослаб, и впервые за много лет с трибуны прямо говорили о том, что советская археология усвоила опыт археологических исследований в дореволюционной России и без опасения называли имена классиков российской археологии. Впервые было объявлено, что будет возобновлена традиция проведения археологических съездов – правда, тематика заседаний уже определялась только археологической наукой.
Вторым важным результатом ВАС было создание централизованного плана исследований в масштабах Советского Союза. Так, был принят и опубликован перспективный пятилетний план археологических исследований в СССР, включающий не только изучение археологических памятников России, но и союзных республик. Было решено, что выдача Открытых листов и сбор отчетов о полевых исследованиях будут проводится в Московском отделении ИИМК. Эти решения позволили в дальнейшем преодолеть разобщенность между различными археологическими учреждениями страны. Фактически «период раздробленности» научных институтов страны закончился, а центр управления археологической наукой в СССР переместился из Ленинграда в Москву.
Третий раздел программы Совещания был связан с вопросами археологического законодательства и охраны археологических памятников в СССР. Обсуждения на съезде положило начало созданию общесоюзного законодательства в этой области. Действовавшее законодательство в области охраны археологического наследия было признано недостаточным и устаревшим, и в 1947–1949 гг. были приняты постановления Совета Министров СССР и РСФСР об охране памятников культуры и археологии.
За два месяца до окончания войны были приняты решения, которые изменили советскую археологию. У нее появилось прошлое – история длиной в 100 с лишним лет, и будущее, к которому она должна была стремиться. В этом будущем были спасательные раскопки перед масштабным строительством, программы по изучению как древнерусских городов, так и малоизученных регионов, международные археологические экспедиции, публикации серий научных изданий по основным хронологическим периодам и изучение этногенеза и культуры различных народов СССР в тесном сотрудничестве с антропологами и лингвистами – все то, что сейчас нам кажется естественным и самим собой разумеющимся.
Одним из самых значительных событий в истории советской и российской археологии исследователи называют Всесоюзное археологическое совещание, которое прошло в Москве в начале весны 1945 года. Совещание сыграло огромную роль в дальнейшем развитии археологии в СССР: оно не только подвело итог деятельности советской археологии за 27 лет, но и определило, каким будет ее дальнейшее развитие. Собственно, само проведение этого Совещания уже было знаком наступивших перемен.
Инициаторами Совещания стали ученики Василия Алексеевича Городцова – русского и советского археолога, профессора Московского университета, который долго и безуспешно пытался возобновить в СССР традицию археологических съездов. Такие съезды проводились в Российской империи с 1869 года раз в три года в разных городах, причем место проведения определялось по региону, с историей и археологией которого было связано большинство докладов.
Дореволюционные съезды обладали обширным научным содержанием, выходящим за рамки археологии, и включали секции по этнографии и фольклору, церковной истории и языкознанию. Последний, 16-й археологический съезд должен был состояться в 1914 году в Пскове, но был отменен из-за начавшейся войны. Попытки созыва нового съезда в 1920-е гг. не были успешны, а репрессии 1930-х гг. не оставляли даже надежду на саму возможность организации такого мероприятия.
На Всесоюзном археологическом Совещании 1945 года была восстановлена преемственность советской археологии с дореволюционным периодом российской археологической науки. Идеологический пресс государства ослаб, и впервые за много лет с трибуны прямо говорили о том, что советская археология усвоила опыт археологических исследований в дореволюционной России и без опасения называли имена классиков российской археологии. Впервые было объявлено, что будет возобновлена традиция проведения археологических съездов – правда, тематика заседаний уже определялась только археологической наукой.
Вторым важным результатом ВАС было создание централизованного плана исследований в масштабах Советского Союза. Так, был принят и опубликован перспективный пятилетний план археологических исследований в СССР, включающий не только изучение археологических памятников России, но и союзных республик. Было решено, что выдача Открытых листов и сбор отчетов о полевых исследованиях будут проводится в Московском отделении ИИМК. Эти решения позволили в дальнейшем преодолеть разобщенность между различными археологическими учреждениями страны. Фактически «период раздробленности» научных институтов страны закончился, а центр управления археологической наукой в СССР переместился из Ленинграда в Москву.
Третий раздел программы Совещания был связан с вопросами археологического законодательства и охраны археологических памятников в СССР. Обсуждения на съезде положило начало созданию общесоюзного законодательства в этой области. Действовавшее законодательство в области охраны археологического наследия было признано недостаточным и устаревшим, и в 1947–1949 гг. были приняты постановления Совета Министров СССР и РСФСР об охране памятников культуры и археологии.
За два месяца до окончания войны были приняты решения, которые изменили советскую археологию. У нее появилось прошлое – история длиной в 100 с лишним лет, и будущее, к которому она должна была стремиться. В этом будущем были спасательные раскопки перед масштабным строительством, программы по изучению как древнерусских городов, так и малоизученных регионов, международные археологические экспедиции, публикации серий научных изданий по основным хронологическим периодам и изучение этногенеза и культуры различных народов СССР в тесном сотрудничестве с антропологами и лингвистами – все то, что сейчас нам кажется естественным и самим собой разумеющимся.
#иаран #наука #археология #археонаходка #экспедиция_иаран
Череп коня, коготь медведя и украшения из бронзы и янтаря: экспедиция ИА РАН исследовала на левом берегу реки Неман некрополь V–VI веков, принадлежащий племени скалвов - племени, населявшего земли в нижнем течении реки Неман и на восточном побережье Куршского залива во второй половине I – начале II тысячелетия. Это первые за последние 80 лет исследования скалвского некрополя в этом регионе: в последний раз раскопки могильника скалвской культуры на территории современной Калининградской области проводили в 1939 году возле города Тильзит (Советск).
На сегодняшний день первые письменные упоминания о западнобалтском племени скалвов относятся к XIII веку. Некрополь Ливенское датируется эпохой Великого переселения народов, V–VI веками нашей эры. Археологические изыскания с привлечением современных методов фиксации, проведение дополнительных междисциплинарных исследований позволит узнать больше об истории региона и населении, обитавшем в этих землях задолго до сообщений о них в орденских хрониках.
Некрополь Ливенское находится в лесу, на берегу реки Шешупе. Он не был потревожен ни грабителями, ни последующей застройкой. Это обстоятельство позволило археологам полноценно изучить могильник, определить его хронологические рамки и понять, как изменялась погребальная обрядность в течение почти двух веков.
В могильнике находились грунтовые погребения, совершенные по обряду ингумации (то есть трупоположения) и кремации (трупосожжения). Изучение стратиграфии могильника показало, что более древними являются погребения с ингумациями: они были совершены ранее, чем погребения с кремациями. На многих погребениях сохранились остатки каменных кладок. Антропологи провели первичное обследование останков и установили, что в могильнике погребены мужчины и женщины всех возрастных групп, но для получения более детальной информации потребуются дополнительные исследования.
Археологи собрали значительную коллекцию артефактов, среди которых – украшения, детали костюма, предметы быта. В числе самых интересных находок – бронзовые арбалетовидные фибулы, украшенные припаянными серебряными пластинками с пуансонным орнаментом: подобные фибулы характерны для погребений западных балтов в V веке. Еще одна находка, характерная для этой части балтского мира в V–VII веках – бронзовые браслеты с расширяющимися концами. Также исследователи обнаружили разнообразные проволочные перстни, поясные пряжки, изготовленные из бронзы и небольшие бусины из янтаря, в том числе выточенные на токарном станке.
Кроме украшений и деталей костюма, в одном из погребений был найден железный втульчатый топор и небольшой черешковый нож. Часть погребального инвентаря – это керамические лепные сосуды.
Но самые яркие находки, характеризующие погребальный обряд скалвов – это захоронения с останками животных. Часть из них типичны для западных балтов. Например, это захоронения частей туш молодых лошадей, причем в могилы помещали только головы животных. Любопытно, что в таких захоронениях кроме останков животного, может полностью отсутствовать другой погребальный инвентарь.
Исключение из этого ряда составляет захоронение целой туши молодой лошади с удилами, рядом с которыми находились янтарные бусы и бронзовые спиральные кольца. Еще одна интересная находка связана с другим животным, занимающим важное место в мифологических представлениях балтов – в одной из кремаций археологи обнаружили сожженную когтевую фалангу медведя. Когтевые фаланги медведей нередко встречаются в могильниках с кремациями на территории Восточной Европы на протяжении всего I тысячелетия.
Череп коня, коготь медведя и украшения из бронзы и янтаря: экспедиция ИА РАН исследовала на левом берегу реки Неман некрополь V–VI веков, принадлежащий племени скалвов - племени, населявшего земли в нижнем течении реки Неман и на восточном побережье Куршского залива во второй половине I – начале II тысячелетия. Это первые за последние 80 лет исследования скалвского некрополя в этом регионе: в последний раз раскопки могильника скалвской культуры на территории современной Калининградской области проводили в 1939 году возле города Тильзит (Советск).
На сегодняшний день первые письменные упоминания о западнобалтском племени скалвов относятся к XIII веку. Некрополь Ливенское датируется эпохой Великого переселения народов, V–VI веками нашей эры. Археологические изыскания с привлечением современных методов фиксации, проведение дополнительных междисциплинарных исследований позволит узнать больше об истории региона и населении, обитавшем в этих землях задолго до сообщений о них в орденских хрониках.
Некрополь Ливенское находится в лесу, на берегу реки Шешупе. Он не был потревожен ни грабителями, ни последующей застройкой. Это обстоятельство позволило археологам полноценно изучить могильник, определить его хронологические рамки и понять, как изменялась погребальная обрядность в течение почти двух веков.
В могильнике находились грунтовые погребения, совершенные по обряду ингумации (то есть трупоположения) и кремации (трупосожжения). Изучение стратиграфии могильника показало, что более древними являются погребения с ингумациями: они были совершены ранее, чем погребения с кремациями. На многих погребениях сохранились остатки каменных кладок. Антропологи провели первичное обследование останков и установили, что в могильнике погребены мужчины и женщины всех возрастных групп, но для получения более детальной информации потребуются дополнительные исследования.
Археологи собрали значительную коллекцию артефактов, среди которых – украшения, детали костюма, предметы быта. В числе самых интересных находок – бронзовые арбалетовидные фибулы, украшенные припаянными серебряными пластинками с пуансонным орнаментом: подобные фибулы характерны для погребений западных балтов в V веке. Еще одна находка, характерная для этой части балтского мира в V–VII веках – бронзовые браслеты с расширяющимися концами. Также исследователи обнаружили разнообразные проволочные перстни, поясные пряжки, изготовленные из бронзы и небольшие бусины из янтаря, в том числе выточенные на токарном станке.
Кроме украшений и деталей костюма, в одном из погребений был найден железный втульчатый топор и небольшой черешковый нож. Часть погребального инвентаря – это керамические лепные сосуды.
Но самые яркие находки, характеризующие погребальный обряд скалвов – это захоронения с останками животных. Часть из них типичны для западных балтов. Например, это захоронения частей туш молодых лошадей, причем в могилы помещали только головы животных. Любопытно, что в таких захоронениях кроме останков животного, может полностью отсутствовать другой погребальный инвентарь.
Исключение из этого ряда составляет захоронение целой туши молодой лошади с удилами, рядом с которыми находились янтарные бусы и бронзовые спиральные кольца. Еще одна интересная находка связана с другим животным, занимающим важное место в мифологических представлениях балтов – в одной из кремаций археологи обнаружили сожженную когтевую фалангу медведя. Когтевые фаланги медведей нередко встречаются в могильниках с кремациями на территории Восточной Европы на протяжении всего I тысячелетия.
archaeolog.ru
Череп коня и коготь медведя: в Калининградской области исследован некрополь племени скалвов
Весной 2022 г. отрядом Самбийской экспедиции ИА РАН под руководством И.Р. Ужастовой проведены охранно-спасательные работы на грунтовом могильнике Ливенское
#анонс #новые_книги #книги #археология #наука #как_пройти_в_библиотеку
С вами наша традиционная рубрика "Новые поступления в библиотеку ИА РАН":
- Pontica varia - Poleis e città, culti e rappresentazioni religiose, thiasoi orfici, organizzazione del commercio, "giustizia privata" nella periferia nord-orientale del mondo greco (secoli VII-IV ac). Автор: Bravo Benedetto.
Результаты раскопок, проведенных за последние 120 лет российскими и украинскими археологами на стоянках древнегреческих колоний в Северном Причерноморье, а также единичные случайные находки, сделанные в этих местах, представляют большое количество разнообразного материала для изучения различных аспектов как полисов средиземноморской колониальной периферии, контактировавшей со скифскими кочевниками, так и греческого мира в целом. Основное внимание автора этой книги сосредоточено на филолого-исторической интерпретации эпиграфических и литературных текстов с учетом исследований археологов - насколько это возможно, поскольку автор не является археологом;
- "Вестник Дагестанского научного Центра РАН", № 83, 2021 г. Разделы: общая биология, история и археология, языкознание. В разделе "История и археология" опубликованы статьи Б.Г. Алиева " Степень достоверности ген. И.Ф. Бларамберга о Дагестане в контексте описания истории и этнографии народов Кавказа"; Б.Г. Алиева, М.Я . Мирзабекова "Об этнической идентификации ококов и Ших-мурзы Окоцкого"; М.И Абдулаевой "Миграции на Северо-Восточный Кавказ в XIX - начале XX века (причины и последствия); Д.К. Джумаевой "Историческая основа соверменного этнокультурного движения ногайцев Астраханской области". Махачкала, 2021;
- Неполивная керамика средневекового Хорезма (IX-XIV вв.). Автор: С.Т. Сайпов. Автореферат диссертации на соискание степени доктора философии (PhD) по истории. Ташкент, 2022;
- Городские жилища средневекового Хорезма. Автор: А.К.Алимбетов. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по историческим наукам. Ташкент, 2022;
- Древняя и средневековая культура Верхней и Средней Ахангаранской долины. Автор: Б.И. Исабеков. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по историческим наукам. Ташкент, 2022.
С вами наша традиционная рубрика "Новые поступления в библиотеку ИА РАН":
- Pontica varia - Poleis e città, culti e rappresentazioni religiose, thiasoi orfici, organizzazione del commercio, "giustizia privata" nella periferia nord-orientale del mondo greco (secoli VII-IV ac). Автор: Bravo Benedetto.
Результаты раскопок, проведенных за последние 120 лет российскими и украинскими археологами на стоянках древнегреческих колоний в Северном Причерноморье, а также единичные случайные находки, сделанные в этих местах, представляют большое количество разнообразного материала для изучения различных аспектов как полисов средиземноморской колониальной периферии, контактировавшей со скифскими кочевниками, так и греческого мира в целом. Основное внимание автора этой книги сосредоточено на филолого-исторической интерпретации эпиграфических и литературных текстов с учетом исследований археологов - насколько это возможно, поскольку автор не является археологом;
- "Вестник Дагестанского научного Центра РАН", № 83, 2021 г. Разделы: общая биология, история и археология, языкознание. В разделе "История и археология" опубликованы статьи Б.Г. Алиева " Степень достоверности ген. И.Ф. Бларамберга о Дагестане в контексте описания истории и этнографии народов Кавказа"; Б.Г. Алиева, М.Я . Мирзабекова "Об этнической идентификации ококов и Ших-мурзы Окоцкого"; М.И Абдулаевой "Миграции на Северо-Восточный Кавказ в XIX - начале XX века (причины и последствия); Д.К. Джумаевой "Историческая основа соверменного этнокультурного движения ногайцев Астраханской области". Махачкала, 2021;
- Неполивная керамика средневекового Хорезма (IX-XIV вв.). Автор: С.Т. Сайпов. Автореферат диссертации на соискание степени доктора философии (PhD) по истории. Ташкент, 2022;
- Городские жилища средневекового Хорезма. Автор: А.К.Алимбетов. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по историческим наукам. Ташкент, 2022;
- Древняя и средневековая культура Верхней и Средней Ахангаранской долины. Автор: Б.И. Исабеков. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по историческим наукам. Ташкент, 2022.
#иаран #наука #археология #археонаходка #экспедиция_иаран
В последние дни апреля в Большом Гнездниковском переулке во время работ по прокладке инженерных коммуникаций было обнаружено белокаменное надгробие: почти квадратная массивная плита, рассчитанная на установку в стену храма. Надпись в центре плиты окружает пышная резная рама, в рисунке которой преобладают переработанные растительные мотивы – листья аканфа. Этот изобразительный мотив активно использовали в архитектурном декоре эпохи раннего нарышкинского стиля с последней трети XVII века.
Прямоугольное поле плиты заполняет длинная надпись в десять строк, причем последняя строка заходит на раму. Надпись выполнена рельефно, «обронной» резьбой, то есть вокруг букв выбран камень и они высоко выступают над утопленным фоном.
Ученые ИА РАН прочитали надпись: в ней говорилось о смерти 18-летней Марии Плещеевой из старомосковского служилого рода Плещеевых, которая была похоронена на некрополе церкви Николая Чудотворца в Гнездниках в ноябре 1702 года.
Надписи надгробий XVI-XVII веков достаточно понятны нам сегодня, хотя и отстоят от наших дней лет на 400-500. Читать их, при всей усложненности вязи, проще, чем скорописные документы. «Вид вязи менялся: в эпоху Ивана Грозного буквы стоят как ряд одинаковых палочек, соединительные элементы мало заметны, а пропорции вытянуты; ко второй половине XVII века они замысловато закрутились, а сами надписи стали многословнее. Но построение текста остается неизменным и следует определенной формуле: его открывает указание на год, месяц и день смерти; часто указан и святой, память которого приходится на этот день (соответственно, следует формула: "Иже во Святых Отца нашего"; далее идет почти обязательная формула смерти "преставися раб/раба Божий/я", указания на родство (сын, дочь, жена) и статус (князь, инок, схимник и др.). В конце XVII века указывали еще час смерти и число прожитых лет. Так, благодаря устойчивости, читается структура надписи – ее можно уловить даже при утрате очень многих букв», – отметил Леонид Беляев.
Как пояснил ученый, даже сведения об усопшем описывались в соответствии с определенным каноном. Так, в надписях до конца XVII века указание года обычно открывает крупная, хорошо очерченная буква З («земля»), которая обозначает число 7000; за ней в конце XVI и почти весь XVII век следует Р («рцы»), то есть 100. Далее ученым остается разобрать одну или две последние цифры, и год прочитан. Обозначение года закрывается двумя буквами: «глаголь» и «он», которые могут быть повторены дважды: первая озвучивает окончание числительного, которое читалось не как буквы, а как цифры, например, «семь тысяч сто десятого». Вторая пара букв «го», как правило, была сокращением от слова «год». Одну из этих пар обычно выносят над строкой, а поверх самих букв года ставят продолговатый изогнутый значок, титло, которое указывает, что буквы здесь обозначают цифры.
В последние дни апреля в Большом Гнездниковском переулке во время работ по прокладке инженерных коммуникаций было обнаружено белокаменное надгробие: почти квадратная массивная плита, рассчитанная на установку в стену храма. Надпись в центре плиты окружает пышная резная рама, в рисунке которой преобладают переработанные растительные мотивы – листья аканфа. Этот изобразительный мотив активно использовали в архитектурном декоре эпохи раннего нарышкинского стиля с последней трети XVII века.
Прямоугольное поле плиты заполняет длинная надпись в десять строк, причем последняя строка заходит на раму. Надпись выполнена рельефно, «обронной» резьбой, то есть вокруг букв выбран камень и они высоко выступают над утопленным фоном.
Ученые ИА РАН прочитали надпись: в ней говорилось о смерти 18-летней Марии Плещеевой из старомосковского служилого рода Плещеевых, которая была похоронена на некрополе церкви Николая Чудотворца в Гнездниках в ноябре 1702 года.
"В лѢто от Сотворения мира 7211го году // а от Рождества Христова 1702го но//еврия 20 (..) числу во 2 четверти 6го ча//са нощи на память иже во святых // отца нашего Павла архиепископа // Константина града исповедника // преставися раба Божия ближнего стольни//ка Семеона Феодоровича ПлещѢева дщерь // девица Мария Симоновна // от рождества свое(го) в 19(е) лѢто".«Мастер использовал вязь – особый вид письма, при котором знаки причудливым образом соединяются друг с другом: срастаются, вписываются, ставятся друг под другом, сокращаются (для чего используют специальный знак – титло) а также выносятся над строкой. Такое письмо требует большого искусства и в исполнении, и (отчасти) в прочтении. Тщательно нарезанное, оно создает исключительно красивые шрифтовые композиции. Образец такой искусной, чрезвычайно изощренной и изобретательной работы представляет найденная плита. Но дело не только в красоте. Очень интересен текст», – сказал заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, доктор исторических наук Леонид Беляев.
Надписи надгробий XVI-XVII веков достаточно понятны нам сегодня, хотя и отстоят от наших дней лет на 400-500. Читать их, при всей усложненности вязи, проще, чем скорописные документы. «Вид вязи менялся: в эпоху Ивана Грозного буквы стоят как ряд одинаковых палочек, соединительные элементы мало заметны, а пропорции вытянуты; ко второй половине XVII века они замысловато закрутились, а сами надписи стали многословнее. Но построение текста остается неизменным и следует определенной формуле: его открывает указание на год, месяц и день смерти; часто указан и святой, память которого приходится на этот день (соответственно, следует формула: "Иже во Святых Отца нашего"; далее идет почти обязательная формула смерти "преставися раб/раба Божий/я", указания на родство (сын, дочь, жена) и статус (князь, инок, схимник и др.). В конце XVII века указывали еще час смерти и число прожитых лет. Так, благодаря устойчивости, читается структура надписи – ее можно уловить даже при утрате очень многих букв», – отметил Леонид Беляев.
Как пояснил ученый, даже сведения об усопшем описывались в соответствии с определенным каноном. Так, в надписях до конца XVII века указание года обычно открывает крупная, хорошо очерченная буква З («земля»), которая обозначает число 7000; за ней в конце XVI и почти весь XVII век следует Р («рцы»), то есть 100. Далее ученым остается разобрать одну или две последние цифры, и год прочитан. Обозначение года закрывается двумя буквами: «глаголь» и «он», которые могут быть повторены дважды: первая озвучивает окончание числительного, которое читалось не как буквы, а как цифры, например, «семь тысяч сто десятого». Вторая пара букв «го», как правило, была сокращением от слова «год». Одну из этих пар обычно выносят над строкой, а поверх самих букв года ставят продолговатый изогнутый значок, титло, которое указывает, что буквы здесь обозначают цифры.
Оформление найденной плиты указывает на период упрочения связей России с Европой. В частности, на это указывает характерный признак переходного периода: год смерти указан сначала от Сотворения мира (так отсчитывали время в Древней Руси и Московском царстве), а затем и от Рождества Христова, (как было принято в западном христианстве). «Традиции пока перевешивают новшества: в обоих случаях год написан не арабскими цифрами, а буквенной цифирью, где буква, над которой поставлено титло, превращалась в цифру. Поэтому привычный нам 1702-й выглядит как буквы ЗСАI (7211 от Сотворения мира), и как буквы АЩВ (от Рождества Христова)», – объяснил Леонид Беляев.
При работе со сложной надписью применяются другие способы: ее обычно не читают сразу всю, а срисовывают буква за буквой, проставляя понятные части формулы и оставляя просветы для непонятных, чтобы заполнить их позже. Также исследователи используют фотосъемку, в том числе под разными углами или небольшими фрагментами, макросъемку небольшими фрагментами. Еще один из методов, позволяющих прочитать трудно разбираемый текст – лазерное сканирование. Оно помогает выявить почти невидимые глазу следы букв, так как поверхность плиты часто бывает повреждена или затерта. Использование современных неразрушающих методов исследования позволяет сохранить облик надписи и всей плиты, а также дает возможность работать с объектом другим ученым, не видевшим сам предмет.
Находка плиты неожиданно помогла внести уточнения в историю России начала XVIII века. Дело в том, что оказалась она в переулке не случайно: ее нашли недалеко от того места, где с XVII века стояла приходская церковь Гнездниковской слободы во имя святого Николая. В церкви хоронили и других Плещеевых: в частности, в их числе был и отец Марии, Семен Федорович (+ 1683), и его брат, Федор Федорович (+1702): об этом известно из описания надгробных плит, которые были сделаны в конце XIX века. Известно, что Федор был близок к Петру I, умер молодым, в 30 лет, от горячки, и царь даже распорядился сделать его восковую маску. Любопытно, что он умер в тоже время, что и его племянница Мария, в начале 20-х чисел ноября 1702 года. Возможно, безвременная кончина дяди и племянницы была связана с заразной болезнью.
Род Плещеевых – один из старомосковских служилых родов. Он восходит к XIV веку и внесен в Бархатную книгу – родословную книгу наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. В XVII веке было несколько ветвей Плещеевых, и на сегодняшний день их биографии изучены далеко не полностью. Текст надгробия уточняет эти знания, начиная от даты смерти: в литературе обычно указывают, что Федор Плещеев умер в 1701 году, но на обеих плитах отчетливо читается 1702-й.
«К сожалению, мы не можем познакомиться с другими материалами Никольской церкви и ее некрополя: в 1930 году храм был разрушен. И находка в переулке – случайно уцелевший, но ценный фрагмент нашего прошлого», – сказал Леонид Беляев.
Исторических сюжетов, которые возникают при изучении плиты, очень много. Дальнейшие исследования будут вестись совместно с Музеем истории города Москвы, в который уже передана находка. Они должны раскрыть, почему одна из семей Плещеевых связана с церковью в Гнездниках, и уточнить интересную судьбу их земельной собственности для владельческой истории Москвы.
При работе со сложной надписью применяются другие способы: ее обычно не читают сразу всю, а срисовывают буква за буквой, проставляя понятные части формулы и оставляя просветы для непонятных, чтобы заполнить их позже. Также исследователи используют фотосъемку, в том числе под разными углами или небольшими фрагментами, макросъемку небольшими фрагментами. Еще один из методов, позволяющих прочитать трудно разбираемый текст – лазерное сканирование. Оно помогает выявить почти невидимые глазу следы букв, так как поверхность плиты часто бывает повреждена или затерта. Использование современных неразрушающих методов исследования позволяет сохранить облик надписи и всей плиты, а также дает возможность работать с объектом другим ученым, не видевшим сам предмет.
Находка плиты неожиданно помогла внести уточнения в историю России начала XVIII века. Дело в том, что оказалась она в переулке не случайно: ее нашли недалеко от того места, где с XVII века стояла приходская церковь Гнездниковской слободы во имя святого Николая. В церкви хоронили и других Плещеевых: в частности, в их числе был и отец Марии, Семен Федорович (+ 1683), и его брат, Федор Федорович (+1702): об этом известно из описания надгробных плит, которые были сделаны в конце XIX века. Известно, что Федор был близок к Петру I, умер молодым, в 30 лет, от горячки, и царь даже распорядился сделать его восковую маску. Любопытно, что он умер в тоже время, что и его племянница Мария, в начале 20-х чисел ноября 1702 года. Возможно, безвременная кончина дяди и племянницы была связана с заразной болезнью.
Род Плещеевых – один из старомосковских служилых родов. Он восходит к XIV веку и внесен в Бархатную книгу – родословную книгу наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. В XVII веке было несколько ветвей Плещеевых, и на сегодняшний день их биографии изучены далеко не полностью. Текст надгробия уточняет эти знания, начиная от даты смерти: в литературе обычно указывают, что Федор Плещеев умер в 1701 году, но на обеих плитах отчетливо читается 1702-й.
«К сожалению, мы не можем познакомиться с другими материалами Никольской церкви и ее некрополя: в 1930 году храм был разрушен. И находка в переулке – случайно уцелевший, но ценный фрагмент нашего прошлого», – сказал Леонид Беляев.
Исторических сюжетов, которые возникают при изучении плиты, очень много. Дальнейшие исследования будут вестись совместно с Музеем истории города Москвы, в который уже передана находка. Они должны раскрыть, почему одна из семей Плещеевых связана с церковью в Гнездниках, и уточнить интересную судьбу их земельной собственности для владельческой истории Москвы.