Игнат RS
1.48K subscribers
4.18K photos
263 videos
8 files
746 links
Не все мы умрем,
но все изменимся.
[email protected]
加入频道
Сербский монастырь на территории Косово и Метохии Высокие Дечаны в очередной раз попал в список семи объектов культурного наследия Европы, находящихся под наибольшей угрозой. Этот список составлен общеевропейской федерацией ассоциаций, созданной с целью популяризации и защиты культурного наследия и природной среды Европы «Europa nostra».

Наряду с Высокими Дечанами в списке исторические, культурные и природные объекты Австрии, Испании, Хорватии, Македонии, Италии и Греции.

По мнению игумена монастыря Высокие Дечаны архимандрита Саввы Яньича очередное признание факта, что монастырь Высокие Дечаны находится под угрозой, может способствовать защите сербского культурного наследия на территории Косово и Метохии. Сербские храмы и монастыри,по мнению священнослужителя, как часть культурного наследия, служат единству, а не разделению народов.

Высокие Дечаны, один из наиболее значимых средневековых сербских монастырей, попадает в список «Europa nostra» не первый год. Как сам монастырь, так и прилегающие к нему монастырские земли, являются объектом притязаний со стороны радикально настроенных албанцев. С 1999 г. в монастыре произошло несколько инцидентов, включая обстрел из гранатомета. Обитель до сих пор находится под охраной итальянского контингента КФОР.

#Косово - это #Cербия

https://pravoslavie.ru/138666.html
Новая книга вышла в издательстве Сретенского монастыря

СЛОВО К СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Свт. Николай Велимирович

В сборник вошли отрывки из произведений знаменитого проповедника, объединенные единой целью — ответить на самые важные из тех вопросов, которые сегодня встают перед совестью современного христианина. Они связаны с тем, что называется повседневными заботами. Мысли святителя Николая помогают нам принять правильное решение или не совершать необдуманные поступки, отрезвляют ум, погруженный во мглу мирской суеты. Читая святителя и мысленно общаясь с ним, мы можем по-новому увидеть вещи и явления, окружающие нас, кажущиеся нам привычными, понять суть происходящего, увидеть свою собственную жизнь через призму евангельской правды.
Слова, сказанные и написанные несколько десятилетий назад, кажутся обращенными напрямую к нашему современнику, обремененному множеством проблем, забот и вопросов.
Когда в ленте инстаграма в пятый раз появляется красиво сфотографированная физиономия очередного набирающего обороты юного батюшки-миссионера с предательской пометкой РЕКЛАМА, сразу понимаешь, что ничем хорошим это не кончится.
Русь уходящая

Овчинников – это целое явление и эпоха в русской культуре

Упокой Господи раба Твоего Николая !

Известный реставратор, педагог и выдающийся копиист произведений древнерусской и грузинской монументальной живописи. Адольфа Николаевича в равной мере увлекал процесс реставрации и реконструкции великих произведений живописи. Множество созданных им копий хранится и экспонируется в музеях страны. В 2016 году он передал в дар государству свою обширную коллекцию копий, которая стала основой «Иконотеки А.Н. Овчинникова», открывшейся в 2018 году в Москве.

Всю свою жизнь Адольф Николаевич посвятил делу спасения памятников восточнохристианской иконописи, проработав во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря с 1956 года до дня смерти. Заслуженный работник культуры РСФСP, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, он был награжден орденами Почета, Св. Александра Невского, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

https://pravoslavie.ru/138733.html
Святая мученица Милица Ракич

17 апреля 1999 г. в результате бомбардировки НАТО погибла трехлетняя Милица Ракич.

Сербы считают ее мученицей и пишут на фресках и иконах.

Она стала символом страданий невинных жертв агрессии и бомбардировок Сербии и Черногории силами стран НАТО в 1999 г.

За время агрессии было убито 88 малолетних детей.
Правительство Черногории подпишет Договор с Сербской Церковью

Премьер Здравко Кривокапич сообщил в Twitter, что правительство Черногории готово к подписанию договора с Сербской Православной Церковью.

«Правительство Черногории готово к подписанию Договора с СПЦ. Я разговаривал с Его Святейшеством Патриархом Сербским Порфирием, и скоро мы определимся с временем подписания Договора. Этот вопрос не может быть предметом политизации и интриг с целью заработать какие-нибудь политические дивиденды. Если СПЦ им довольна, то мне непонятно, почему недовольны некоторые, кто сегодня представляются ее защитниками», – написал Крикокапич в своем профиле.

Последнее видимо относится к критике со стороны ряда просербских политических лидеров и сил, которые с не меньшей активностью, чем социалистические демократы из прежнего режима критикуют сейчас Кривокапича. За дело или нет, в безумном черногорском котле понять не всегда возможно.

(Вернее, до конца понять невозможно никогда, но на 80% уловить суть можно, если сильно постараться)
Тем не менее, в сухом остатке нынешнее правительство готово к подписанию договора о взаимоотношениях с крупнейшей доминирующей в стране Сербской Православной Церковью.

Аналогичные договоры еще в 2012 г. подписаны по отдельности с Католической церковью, исламской и иудейской религиозными общинами. Однако прежняя власть предпочитала всячески издеваться над Сербской Церковью, вместо того, чтобы подписывать какие-то договоры с ней, пока, впрочем, народ в массовом порядке не вышел на улицы, а потом не прокатил демократических социалистов на выборах. Другой вопрос, что народ раскачивался на что-то подобное почти четверть века.

О подготовке Договора с Сербской Церковью неоднократно говорил православный министр юстиции Владимир Лепосавич, который, кстати, не собирается добровольно уходить со своего поста, не смотря на огромное давление на него и правительство.
Текст Договора будет обнародован только при подписании.
Еще немного и, глядишь, Высшая школа экономики богословский факультет откроет.
Тогда заживем.
Вчера на отпевании Адольфа Николаевича Овчинникова в храме на Ордынке молился владыка из Грузии – митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай (Пачуашвили). В конце он тоже произнес очень теплое отеческое слово.

Владыка оказался в Москве промыслительно. Если бы он был в Грузии и, узнав о случившемся, захотел приехать, то просто бы не успел это сделать. «Когда я узнал, то первое, что подумал, что Господь так соизволил, чтобы мы из Грузии как-то высказали свои слова перед Адольфом Николаевичем, потому что мы обязаны ему всей страной, и я ему обязан сам лично». Владыка сказал, что с его уходом завершилась целая эпоха, значимая эпоха не только для России и Грузии, но и для всего православного мира. «Более чем четверть века он провел в Грузии, живя в пещерах и буквально спасая росписи, которые для нас одни из самых значительных, то, что сохранилось – это фрески Гареджийской пустыни. Фрески, которые абсолютно не сохранились, многие из них сохранились благодаря Адольфу Николаевичу и созданным им копиям».

«Практически я не могу назвать реставраторов и живописцев, которые непосредственно не учились у него». Овчинников выучил в советские годы целое поколение мастеров, многие из которых личные друзья владыки. Целая школа реставрации и иконописи основана на опыте Адольфа Николаевича. Владыка особо благодарен усопшему, что в любом разговоре с ним можно было услышать только очень глубокие вещи.

«Я хочу принести молитву, – сказал грузинский старец, – и поблагодарить русский народ за существование такого величайшего человека, который внес абсолютно неоценимый вклад в развитие нашей культуры, наших с вами отношений и для будущего».
Эта история про фрески и пещеры особенно меня поразила. Трудно сейчас представить как вообще все это выглядело в те годы. Какой-то чудак живет в грузинских пещерах и зачем-то копирует всеми забытые фрески. Живет там, где многие столетия назад жили христианские подвижники и служилась Божественная литургия. Русский человек по имени Адольф. Это история то ли из патерика то ли из «Андрея Рублева» Тарковского.

Потом от его близких я узнал, что с конца 1960-х - начала 1970-х и до конца 1980-х гг. Овчинников каждый год ездил в Грузию на три месяца копировать фрески. Он работал в Бетании, Атени, Ачи, Давид-Гареджи и других местах. Тогдашние его ученики - грузины стали большими учеными, профессорами и докторами наук, известными светилами. Он преподавал в Грузии копирование, и ученики потом приезжали к нему в Россию на стажировку.

Когда владыка сказал про эти пещеры с фресками, в голове у меня пролетело, что Адольф Николаевич, провел последний год своей жизни именно в такой вот пещере. Действительно, его маленькая квартира в многоэтажке на Большой Спасской, заставленная иконами, картинами, копиями, артефактами и книгами, больше всего напоминала пещеру отшельника. Зайдя в нее, ты попадал в какой-то иной мир, иную ушедшую эпоху, которой просто уже нет места там за дверями – в многолюдной Москве. В этой пещере он лежал и готовился к уходу в окружении совсем небольшого числа верных людей. В окружении икон и ангелов, взиравших со сделанных им же копий и отреставрированных икон. Эта квартира-пещера была древним, обветшалым храмом, где все перемешано: фрески и чайники, лекарства и святыни, кресты и иконы, книги, журналы, свечи и керамика. В пещеру эту к нему, как к древнему подвижнику, приходили священники, с которыми он почти не говорил, и причащали его Святых Христовых Таин.
И причащался он, находившийся в пограничном состоянии, очень осознанно. Это было заметно на физическом уровне – как на него действовала благодать и как он, почти отрешенный от внешнего мира, ждал ее и чаял. Как все прекрасно чувствовал и понимал. Он как будто выныривал из другого мира и жадно приобщался благодати. Для меня лично это был какой-то особый опыт, ранее не изведанный.
Так было и в последний день его земной жизни, на память Марии Египетской: совсем уже исхудавший, находящийся на границе этого и горнего миров раб Божий Николай четко осознавал, что происходит и причастился Тела и Крови Христовых, чтобы через несколько часов отойти к Небесному Отцу.
Владыка Николай на отпевании и р.Б. Николай в своей пещере после Причастия на Димитрия Солунского 2019 г.
У «Никеи» в серии «Неопалимая купина. Богословское наследие ХХ века» вышла книга прп. Иустина (Поповича) «Философские обрывы».

Книга в свое время очень вдохновила ближайших учеников Иустина, сыгравших значительную роль в жизни Сербской Церкви конца XX – нач. XXI вв. Она уже издавалась в России, но с немного другим названием – «Филосовские пропасти». В этот раз издан перевод, выполненный в обители прп. Иова Почаевского (Мюнхен) под редакцией митрополита Марка (Арндта).

Из аннотации:
«Философские обрывы» — одна из самых удивительных и впечатляющих богословских книг ушедшего века. Ни на что не похожий стиль размышлений прп. Иустина (Поповича) сплавляет в себе философию и лирику, богословскую мысль и напряженную поэтическую силу. Написанные в период между двумя мировыми войнами, эти очерки, собранные автором в цельную книгу, обращают читателя к драматическим «последним вопросам» бытия, погружают в пропасть отчаяния обезбоженного мира и возводят его к спасительному упованию Богочеловечества.
Марихуана для Сербии

Тему легализации марихуаны, большой полезности и чудодейственных свойствах конопли в Сербии активно разгоняют последние лет пять и особенно активно в последние пару. Включили форсаж, также как с однополой повесткой.
Эту тему активно освещает центральная пресса: про очередные заявления, открытия, мнения экспертов. Фестивали с концертиками проводят. Говорится о том, как царица полей конопля спасет народное хозяйство и здоровье стремительно вымирающей и стареющей нации.

20 апреля, например, «Социальный канабис-клуб» провел в Белграде вполне себе легальное собрание и шествие по случаю «неофициального Мирового дня канабиса». Несли забавные плакаты: «Свободу канабису», «Справедливость для конопли» и тому подобное. На митинге замечены и пару довольно известных политиков.

Но это еще ладно. В тот же день сам министр здравоохранения Сербии Златибор Лончар заявил в беседе с журналистами, что Сербия как член ООН выполнит решение и исключит марихуану из списка наркотиков. Правда, он при этом оговорился, что важно не нарушить сербское законодательство и не навредить здоровью граждан. Тема, мол, очень щепетильная и ее решение надо предоставить специалистам. Пообещал министр решить вопрос сей «самым лучшим образом».

Что имелось в виду до конца так и не понятно, но понятно, что весь этот треск вокруг освобождения марихуаны вовсе не про целебные свойства, а просто для того, чтобы иностранные туристы, в первую очередь из западной Европы, могли раскуриться как люди после поедания чевапов в центре Белграда.

Рабочие места опять же появятся и все такое.
Патриарх Порфирий о подписании договора между Сербской Церковью и правительством Черногории

Патриарх Сербский Порфирий 22 апреля сообщил о том, что достигнуто согласие с премьером Черногории Здравко Кривокапичем по вопросу подписания Основополагающего договора между государством Черногория и Сербской Православной Церковью. Уже есть предварительная договоренность, что Патриарх отправится в Черногорию для подписания договора после Пасхальных праздников, о чем он еще дополнительно договорится с главой правительства. Об этом он рассказал сегодня в беседе с представителями СМИ.

Патриарх глубоко уверен, что с подписанием Основополагающего договора между СПЦ и государством Черногория, на основе которого будут регулироваться их отношения, поставит точку в периоде непонимания в этом вопросе.
В Договоре, по словам Патриарха, нет ничего тайного, с учетом того, что переговоры ведутся годами, а само содержание будет доступно всем. «Слава Богу, мы достигли согласия с премьером Черногории по вопросу Основополагающего договора, который Церковь должна подписать с государством Черногория, и я абсолютно уверен, что подписание Договора скоро произойдет», – подчеркнул Патриарх.

Упоминая спекуляции и противоречивые заявления в СМИ по этому поводу, Патриарх сказал, что все они не имеют оснований: «Думаю, что мы очень скоро, на радость всех православных христиан и всех членов Сербской Православной Церкви, подпишем этот Договор и он станет окончательно единственным договором, недостававшим в отношениях Церкви и государства в Черногории».
По поводу сроков Патриарх уточнил: «Думаю, это произойдет в ближайшее время, сейчас наступают пасхальные праздники и когда они пройдут, непосредственно с премьером мы легко об этом договоримся».

Патриарх считает, что по поводу этого Договора не должно было быть никаких трений, потому что аналогичные документы подписывают многие государства с церквами и религиозными объединениями. Отвечая на вопрос журналиста, как он смотрит на заявления президента Черногории Мило Джукановича, что подписание Договора сопровождается «закулисными процедурами», и этот процесс недостаточно открыт, Патриарх сказал, что не знаком с этим заявлением, но каждый имеет право на свое видение.
«Что касается Договора, нет ничего скрытного и тайного, и эти переговоры и разговоры ведутся уже годами. В конце концов, содержание Договора будет доступно любому. На основании этого Договора будет регулироваться отношение государства к Сербской Православной Церкви, и отношение Церкви к государству. Не понимаю формулировок президента Черногории, но верю, что и он понимает, что здесь нет никакой проблемы», – заметил Патриарх Порфирий.

Несколько дней назад премьер министр Черногории Здравко Кривокапич сообщил, что правительство готово к подписанию Договора с СПЦ, о чем он уже переговорил с Сербским Патриархом.
Вот вам я, а вот вам война с турками!

23 (11) апреля 1815 г. на «Цвети» – праздник Входа Господня в Иерусалим на соборе в Тетово было объявлено о начале Второго сербского восстания, которое в итоге привело образованию автономного княжества Сербии. Это были первые героические и мучительные шаги от турецкого ига к современной сербской государственности.

Восстание вспыхнуло спонтанно как ответ на волну турецких расправ. Сербские старейшины собравшись в Таково уговаривали народного вождя Милоша Обреновича возглавить борьбу. Он поначалу колебался, но потом дал согласие.

Одевшись в парадную одежду Милош вышел перед собравшимися и сказал свою знаменитую фразу, ставшую крылатой:

«Вот вам я, а вот вам война с турками!»

Самое активное участие в восстании как всегда принимало сербское духовенство. Многие священники были не только вдохновителями борьбы, но и воеводами и сами активно участвовали в сражениях.