Лабарум. Сим победиши
2.23K subscribers
425 photos
114 videos
1.4K links
Мысли о православии и не только (Редактор Павел Даровский). Сообщения оставлять в чате канала.
加入频道
Ответы на вопросы про отставку архиепископа Артемия

Коллеги из «Религия сегодня» опубликовали вопросы по поводу отставки архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия https://yangx.top/religiontoday/1364. Интересуются и читатели. Попробуем ответить.

Так как мы не Синод, то на истину не претендуем, но белорусскую ситуацию знаем неплохо, включая обстановку в Гродненской епархии, регулярно следим за ситуацией, о ней и пишем.

Итак:

1. Коллеги спрашивают, почему владыку Артемия не попросил уйти на покой белорусские органы, чтобы избежать лишнего шума.

Сам этот странный вопрос говорит о том, что коллеги не знакомы ни с личностью владыки Артемия, ни с церковно-государственными отношениями в РБ. Это в оппозиционной пропаганде митрополит Вениамин подчинен Лукашенко и спецслужбам. Вообще дико ставить вопрос, почему отставку епископа проводит Синод его Церкви, а не светские спецслужбы.

Причину отставки владыки Артемия нужно искать не в его противостоянии светской власти, как это пытается представить оппозиция, а в его противостоянии священноначалию.

В октябре 2020 года, став Экзархом всея Белоруссии, митрополит Вениамин взял курс на деполитизацию БПЦ и снижение в ней политического противостояния. Были заявления, решения Синода и т. Д. … Вместо политических оценок Экзарх выбрал путь постов и молитв «за мир в стране» и т. п. инициатив. В октябре Экзарх приехал в Гродненскую епархию и попытался замирить там противников и сторонников власти. Пресёк политическую активность провластной игуменьи Гавриилы, запретил ей собирать подписи за отставку владыки Артемия и т. п. Попытался увещевать и владыку Артемия, но получил отпор. Взявший манеру громить власть прямо с амвона архиепископ подчиняться предстоятелю не стал (что редко, но бывает в церковной жизни) и стал спорить с ним прямо на амвоне (что вовсе «экзотика»).

Новую волну конфликта вызвал запрет Экзарха исполнять в церкви националистический гимн «Магутны Божа».

Митрополит Вениамин долго старался воздерживаться от провластных заявлений. Но всякий его контакт с властью сразу интерпретировался оппозицией как ее поддержка. По мнению оппозиции, БПЦ должна была всем составом уйти в партизаны.

И да, именно оппозиция объявила в своем «Реанимационном пакете реформ» о планах автокефалии. Том самом, от которого потом пыталась откреститься, когда это вызвало скандал. И да, именно владыка Артемий стал символьным лидером не просто оппозиционеров из БПЦ, а именно сторонников национализма и автокефалии.

В Синодах БПЦ и РПЦ это терпели 8 месяцев, надеясь на вразумление и затихание конфликта. Но вместо этого получили порцию новых интриг и провокаций. И вот…

2. К чему такая спешка?

Если же говорить о быстром утверждении Синодом РПЦ решений Синода БПЦ, то рискнем предположить, что дело в провокации, которую начали отыгрывать белорусские автокефалисты. Подробнее об этом мы писали здесь https://yangx.top/hrizmasimpobedishi/2320 .

Потому, чтобы не давать почвы для дезинформационных вбросов, что якобы «Москва против», решение было быстро утверждено. Так мы предполагаем, а не утверждаем.

3. Что будет с Гродненской епархией?

Да, там будут проблемы. Больше или меньше. Но они были уже. Епархия была на пути раскола. Теперь же просто те, кому политика или конкретные персоналии важнее, чем Церковь – выберут себе другое занятие. На свой вкус.

4. Артемий может стать параллельным духовным центром.

Да, может. Но он и так им был. Де-факто, вл. Артемий стал символом и духовным лидером «национального» и автокефального крыла БПЦ. И по сценарию автокефалистов именно он должен был сыграть ключевую роль в будущем церковном проекте. Потому к худшему точно не изменилось ничего.

И еще: вл. Артемий страдает рядом хронических заболеваний (мы знаем про 4 серьезных диагноза), в т.ч. влияющих на поведение. Это стало причиной того, что владыку окружила группа священников (членов одной семьи), фактически руководящая от его имени и определяющая его позицию по ключевым вопросам. Потому определение Синода «по состоянию здоровья» вовсе не пустой звук, а вполне реальная причина всей этой грустной истории.
Перспективы Филарета

Филарет со своим «Киевским Патриархатом», конечно, постоянный раздражитель для «ПЦУ», Госдепа и Фанара, как пишут коллеги. Да, он живое доказательство, что никакого «объединения украинского православия» не состоялось. Как было до вмешательства Фанара три юрисдикции, так их три и осталось. Что никакого оправдания вмешательству Фанара не было и нет…

Но именно поэтому в «ПЦУ» и на Фанаре стараются не замечать факта раскола с Филаретом и восстановления им своей юрисдикции. Просто упорно делают вид, что ничего не произошло. Все в порядке.

Видели греческие церковные календари? Там Филарет числится как архиерей «ПЦУ». И на сайте «ПЦУ» он до сих пор первый в списке епископата, подписан «почетным патриархом» несуществующего Патриархата…

Они с нетерпением ждут, когда «дед» отойдет на суд ко Господу, а «митрополит Епифаний» будет его отпевать, как «наставника и учителя, стоявшего у истоков ПЦУ», а патриарх Варфоломей пришлет свои глубокие соболезнования «соратнику по уврачеванию украинского раскола». Филарета впишут в новые учебники, а его выступления и заявления с разоблачениями константинопольского томоса, предательства «Епифания» и т. п. откровениями тщательно будут стирать из СМИ и Ютуба. Потому и важно сохранить их архив сейчас. Чтобы потом удивленные потомки узнали правду, как основатель украинского раскола оказался за бортом своего детища и стал его обличителем…

Кто из людей может знать: может быть, если при своей оставшейся земной жизни бывший монах Филарет так и не принесет покаяния в своем грехе раскола, именно эти обличения послужат у Господа к облегчению его участи?

#Субъективно_Павел_Даровский
Forwarded from Woman in Church
Я знаю, многие, очень многие этого ждали больше года.

Начался новый этап большого грантового конкурса "Православная инициатива".

Сжатые (очень сжатые) сроки приема заявок, с 7 июня по 5 июля. Реализация проектов уже с августа 2021 и до 20 января 2022.

Суммы грантов повысились до 1 млн руб на пилотные и 1,8 млн руб на сетевые и инфраструктурные.

Особое внимание в этом году -- северным территориям и реализации гражданских инициатив среди коренных малочисленных народов.

Все подробности -- в извещении, опубликованном на сайте конкурса: pravkonkurs.ru
Кому и зачем нужна Церковь и снова про Белоруссию

Коллеги из «Религия сегодня» продолжают дискуссию на тему ситуации в Белорусской Церкви и роли Церкви вообще.

Рассмотрим основные тезисы наших коллег:

1. «Оппозиция и Тихановская не за автокефалию»

С момента возникновения нашего канала мы регулярно даем аналитику по церковной ситуации в Белоруссии. Потому разбирать этот тезис не будем, да простят нас коллеги. Укажем лишь на то, что Тихановская встречалась с представителями Константинопольского Патриархата, что его представители активно ведут работу с ее штабом, что группа Василевич-Гелясов проводит ряд встреч и мероприятий за рубежом, направленных на организацию поддержки автокефалии в других конфессиях и православных Поместных Церквях, что в Координационный совет белорусской оппозиции из числа клириков БПЦ входят исключительно сторонники константинопольской автокефалии, что представители оппозиции организовывали совместные мероприятия «БАПЦ» и «ПЦУ»… И не мы же придумали, что Тихановскую поддерживают США? Нет? Это же не секрет? А рассмотрение в США РПЦ в качестве противника и публично заявленная и осуществляемая поддержка Фанара и «ПЦУ» — это секрет?

А то, что госпожа Тихановская после начавшегося скандала в 2020 г. внешне открестилась (пока) от идей автокефалии, так это разумно. Кому же нужен конфликт с миллионами верующих БПЦ, не жаждущих раскола? Петр Порошенко тоже накануне своих президентских выборов в 2014 г. клялся в верности УПЦ и даже на ее Синоде выступал и обещал ее защищать.

Желающие легко могут в поиске на нашем канале запустить аббревиатуру БПЦ и найти все наши посты с нужной информацией. Просим понять, что лимит 4000 знаков не позволяет дублировать тексты.

2. «БПЦ должна была осудить насилие со стороны власти».

На самом деле ответ зависит от того, для чего конкретно вам нужна Церковь. Если как социальный институт борьбы «за все хорошее», то вероятно. Но проблема в том, что в истории Церкви это не основная функция. Основная – Евхаристия и Евангельская проповедь.

Можно долго дискутировать на эту тему.

Например, подобно возмущенным иудеям, обсуждать, почему Христос не выступил против римской власти? Там ведь и бичевали, и колесовали, и распинали, сдирали кожу... Не чета РБ.

Или почему сторонники политизации Церкви приводят в пример 3–5 имен святых? Ведь современниками диких политических расправ в Римской империи, Византии, Османской империи и т. д. были тысячи святых. Но они несли другое служение, избегая политики…

Или как выжила Церковь в СССР? Или как выживали совсем «не сергианские» приходы фанариотов в оккупированной Гитлером Европе?

Апостол учит, что Церковь должна быть нелицеприятна (Иак. 2:1). И если БПЦ должна была осудить насилие власти, то одновременно нужно было осудить и насилие оппозиции.

Потому что мы на НЕХТЕ и Ко читали призывы перед выборами готовить коктейли Молотова. И там же смотрели видео, как после 9 августа они летят в ОМОН. Потому, осуждая ОМОН, нужно осудить и тех, кто пытался его убивать по заранее заготовленному плану. Ведь, в отличие от поднятого на улице камня, коктейль делается заранее и предназначен сжечь человека живьем. Не верите? Можем сбросить несколько еще непотертых постов НЕХТЫ…

И еще хочется спросить: почему такая обязанность возложена именно на БПЦ?

Что там с осуждением патриархом Варфоломеем насилия полиции во Франции? Или что там с осуждением режима Эрдогана за насилие над курдами (видели жуткие кадры с танками?) или репрессий после попытки переворота? А как там Александрийский патриархат обличает египетские власти?

Такой софистикой можно заниматься очень долго.

Но стоит ли? Или это снова «другое»? Потому «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» и так будет проще всем. Нам, например, политика неинтересна, за исключением аспектов ее влияния на Церковь. Тем и живем. А подыгрывать в попытках сделать из Церкви инструмент политической борьбы под видом «выполнения нравственного долга» мы не хотим: «ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор. 2:2).
Движение «Миряне» призывает верующих Украинской Православной Церкви прийти к Верховной Раде для защиты своих прав

Общественный союз «Миряне» призвал верующих Украинской Православной Церкви прийти во вторник, 15 июня 2021 года, к 10:00 к стенам Верховной Рады для защиты своих прав. Соответствующее обращение глава ОО «Миряне», журналист и православный верующий Василий Макаровский опубликовал на страницах в социальных сетях и YouTube-канале проекта.

«Все вы знаете, что на протяжении последних двух лет в Украине действуют два закона, которые полностью нарушают конституционные права верующих Украинской Православной Церкви, – напомнил Василий Макаровский. – Один из них (№2673-VIII) помогает отбирать рейдерам наши храмы, другой (№2662-VIII) – отбирает имя нашей Украинской Православной Церкви. Только за последние два этих года было захвачено силой или противозаконно переписано около 200 наших храмов <...> Вмешательство государства в дела Церкви, дискриминация УПЦ и продвижение другой – "правильной", избранной конфессии – стало позорной традицией со времен Порошенко, и, к сожалению, эта традиция так или иначе продолжается при новой власти».

Он констатировал, что миряне УПЦ уже неоднократно обращались к властям из-за этих преступных законов и дискриминации Церкви, и даже лично передали в Офис Президента Украины более 1 миллиона подписей в защиту своих прав.

«Нашу боль, миллион подписей, словно не заметили. Что же, если в Офисе Президента или Верховной Раде почему-то не могут предложить свой вариант решения проблемы, мы дадим им наш», – подчеркнул Василий Макаровский.

Он сообщил, что талантливые юристы из числа православных мирян подготовили два законопроекта, «которые разорвут этот круг переадресаций наших обращений и отменят антицерковные законы».

«Во вторник мы публично подаем эти законопроекты в Офис Президента и Верховную Раду. Поэтому мы призываем всех неравнодушных православных христиан прийти под стены Верховной Рады, чтобы помолиться и помочь народным избранникам вернуть конституционные права гражданам Украины.15 июня в 10:00. До встречи на этом месте», – призвал глава ОО «Миряне» - сообщает СПЖ.
Ватикано-фанарский диалог на фоне «Синодального пути» РКЦ

Папа Франциск не принял отставки архиепископа Мюнхена и Фрайзинга кардинала Маркса. О том, что Рейнхард Маркс подал в отставку стало известно 4 июня. Причина решения кардинала заключается в осмыслении им скандалов, связанных с сексуальным насилием и растлением в Католической церкви.

Однако, у несостоявшейся отставки архиепископа есть еще одна сторона: вопрос назревающего раскола среди католиков Германии и в Римско-католической церкви в целом.

Вот что пишет сайт Ватикана:

«Кардинал ссылается на расследование, которое, по его мнению, свидетельствует об ошибках управления, а также на недавнюю полемику, показавшую, что не все представители Церкви хотят разделить эту ответственность и признать вину также и на институциональном уровне, «отвергая всякий тип реформы и инновации в том, что касается кризиса сексуальных злоупотреблений». По мнению кардинала Маркса, эта реформа необходима, и она может быть основана только на «синодальном пути».

То есть, фактически отставка Маркса была шантажом Ватикана и, как выяснилось, успешным.

«Синодальный путь» - не случайный термин. Под ним подразумевается реформа отношения Католической церкви к безбрачию клира, женскому священству, евхаристическому общению с протестантами, отношению к ЛГБТ-союзам и практикам. Именно кардинал Маркс, в бытность главой конференции католических епископов Германии, стал главным лоббистом его продвижения в ФРГ. При этом данные реформы презентуются как якобы способ избежать сексуального насилия в РКЦ…

Нынешний глава конференции епископ Георг Бетцинг также является сторонником «Синодального пути» и ранее заявлял по поводу решения Конгрегации веры, определяющего гомосексуализм грехом: «Документ, который в своей аргументации так явно исключает любой прогресс в богословских и гуманитарных научных знаниях, приведет к тому, что пастырская практика будет игнорировать его. Нам нужна переоценка однополых партнерств и дальнейшее развитие сексуальной морали церкви. Конгрегация доктрины веры показывает состояние церковного учения, которое отражено в нескольких римских документах. Точка зрения, высказанная Святым престолом, будет, конечно, включена в обсуждения Синодального пути. Однако тема успешных взаимоотношений будет рассматриваться более широко и с учетом необходимости и пределов развития церковного учения. …стоит задача переосмыслить половую доктрину Церкви в реалиях сегодняшних дней. Чтобы подчеркнуть особую ценность брака, нет необходимости обесценивать другие формы партнерства, которые, очевидно, также существуют».

О саботаже указанного решения Конгрегации веры со стороны немецких католиков мы писали ранее.

Как мы видим, подтверждаются слухи о том, что определение греховности гомосексуализма Конгрегацией веры было принято не благодаря, а вопреки Папе, так и не поставившего под ней свою одобрительную визу. Избегая прямой конфронтации с еще сохраняющими определённые позиции в Ватикане консерваторами, Папа, тем не менее, поддерживает именно либеральных реформатов в РКЦ. Наглядно это видно как по событиям в Германии, так и по ситуации в США, где Ватикан запретил отлучать от церкви Байдена и других политиков, поддерживающих ЛГБТ и аборты.

1 июня Джо Байден официально объявил июнь месяцем ЛГБТ (Pride Month), а Белый дом на это время украшен ЛГБТ-символикой.
В тот же день католический епископ  Лексингтона (Кентукки) Джон Стоу принял участие в онлайн-молебне в поддержку представителей ЛГБТ - пишет Cruxnow. «Геи должны делиться своей способностью любить» - заявил он на предшествующем молебну мероприятии.

А 4 июня на экуменическом мероприятии, организованном Флорентийским университетом, патриарх Варфоломей заявил, что «Бог вдохновил объединить Римско-католическую и Православную Церкви в общей евхаристической чаше», и про необходимость «сотрудничества и общих инициатив перед современными большими вызовами, всегда основанное на стремлении к единству в Божественной Евхаристии». Формат инициатив очевиден.
Продолжается давление на Грузинскую Церковь по вопросу признания «ПЦУ» и привилегий Фанара

11 июня помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Рикер встретился с Грузинским Патриархом-Католикосом Илией II и епископатом Грузинской Церкви.

Рикера сопровождали посол США в Тбилиси Келли Дегнан и другие члены делегации. Рикер передал Патриарху Илии приветствие президента Джо Байдена и государственного секретаря Энтони Блинкена.

Г-н Рикер также отметил важную роль, которую играют в Грузии Православная Церковь и лично Патриарх Илия, так как он также говорил об углублении сотрудничества между Соединенными Штатами и Грузией.

Как напоминает коллега, Филипп Рикер был активным участником давления на Элладскую Церковь накануне признания ее предстоятелем украинских раскольников.

3 июня Патриарха Илию посетил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль вместе с членами правительства, участвующими в продвижении «ПЦУ».

18 ноября 2020 года Патриарха Илию посещал тогдашний госсекретарь США Майкл Помпео.

Основной вопрос встречи один и тот же: признание украинской раскольничьей «ПЦУ». Происходит все это на фоне активных попыток профанарских и проамериканских сил расколоть ГПЦ изнутри и спровоцировать ее конфронтацию с РПЦ на фоне абхазской ситуации, а также с Антиохийской Церковью, как дружественной РПЦ. Одновременно в либеральных СМИ развивается невиданная доселе антицерковная информационная кампания, начавшаяся с обвинений в якобы жестоком обращении с детьми в одном из детских домов Грузинской Церкви.

Очевидно, что Грузинская Церковь, вместе с Иерусалимской, выбрана приоритетом фанаро-американской политики, из-за чего и подвергается давлению «кнутом и пряником». Причем «кнут» явно преобладает…

Хватит ли в Грузинской Церкви понимания, что, признав «ПЦУ», она поставит себя в подчиненное положение перед Фанаром, признает ранее заявленные Фанаром привилегии, включая право «отзывать» автокефалии, монополию на варения мира, право суда над ее клириками и вмешательства в ее любые внутренние вопросы? Захочет ли Грузинская Церковь поставить себя в подчиненное положение и отсчитывать свою автокефалию лишь с момента ее признания Константинополем в 1990 году? Смирятся ли грузинские православные с курсом Фанара на широкий экуменизм и унию с РКЦ? Согласятся ли изменить свое отношение к ЛГБТ и браку? Покажет время. Наша надежда на Христа и Царицу Небесную, выбравшую Грузию Своим уделом.
Как ксендзы нашей Церкви диагнозы ставят

Вот что говорит католический священник Вячеслав Барок (из белорусского поселка Россоны Витебской области) по поводу отставки православного Гродненского архиепископа Артемия на покой и решений Синодов БПЦ и РПЦ:

«По состоянию здоровья» - считаю, что эта формулировка очень точная и верная. Владыку послали по состоянию здоровья, но состояние здоровья подвело не архиерея, а Церкви. Это событие показало, что Церковь тяжело больна. Сам Артемий, конечно, имеет проблемы со здоровьем, но, как показал прошлый год, эти проблемы не помешали 68-летнему иерарху служить…

…Церковь больна. Эта болезнь действительно мешает БПЦ служить славе Божьей и на благо людей. Ведь на службе у режима и его меркантильных интересов дело обстоит не так.

…меня беспокоит БПЦ, потому что я беспокоюсь о католической церкви и всех христианах. И если одна Церковь больна, то, может быть, другая тоже больна, потому что болезнь заразна. Эта болезнь в подчинении не Богу и Истине Евангелия, а земной власти, и она может быстро распространиться на католическую церковь ...»

Так было можно? Кто-то может представить себе вмешательство православного священника в какой-нибудь Польше в кадровые вопросы Римско-католической церкви? Публичные оскорбления в адрес основной Церкви страны, требования, чтобы она поддерживала местную оппозицию?

А переживания насчет «заразной болезни» нам понятны. В РПЦ, ни в России, ни в Белоруссии, ни в других странах не вывешиваются ЛГБТ-флаги на храмах, не благословляются в храмах содомиты, не ведется дискуссия о допустимости абортов, а тему женского священства у нас обсуждают только маргиналы. В РПЦ, милостью Божьей, нет необходимости напоминать отдельным документом, что содомия – грех. А наш Предстоятель, хоть и не имеет статуса непогрешимости, но не стесняется называть грех грехом…

Потому да, вполне вероятно, что на фоне взаимных опасений, стоит соблюдать здравый карантин. Чтобы не вернуться к белорусским реалиям XVI-XVII веков, когда католики тоже поучали белорусских православных как верить, где искать «не больную церковь», а несогласных гноили в тюрьмах и физически уничтожали.

И не хотелось бы упрекать современников преступлениями их предшественников, но уж слишком похожа категоричность нынешняя на категоричность ту, времен Брестской унии. А взаимоуважение и межконфессиональный мир требуют, как минимум, корректности с обеих сторон.

Владыке Артемию хотелось бы сказать с должным уважением к его сану: «Ваше Высокопреосвященство, не собирают с доброго дерева плодов католической поддержки с оскорблениями в адрес своей Церкви…»

#Субъективно_Павел_Даровский
Тропарь Недели святых отцов I Вселенского Собора

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак Недели святых отцов I Вселенского Собора

Апо́стол пропове́дание, и оте́ц догма́ты,/ Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины,/ истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.
В православном Телеграме возмущены мерзостью от бельгийской сборной - плакатом к прошедшему матчу с Россией (плакат №1). Найти в нем можно все: и оскорбление чувств верующих, и разжигание розни, и сатанизм, и русофобию. Негодование болельщиков на стадионе они вызвали преклонением колен перед BLM. Такая избирательная толерантность.

Но «красные дьяволы» отыграли и уедут, оставив впечатление о деградирующей Европе и успешной футбольной игре. После них останется лишь вопрос: почему очередное кощунство снова осталось без должной реакции…

А вот наши соотечественники из неоязыческих групп и сект останутся с нами, в России. И они сами, и их призывы ненавидеть христиан и сжигать храмы, распространяемые в соцсетях (плакат №2), будут с нами, являясь частью нашего общества. Несмотря на криминализацию этих действий. И призывы к запрету подобного останутся призывами, так как реального правового механизма их реализации нет.

Такое вот у нас «засилье православия», о котором говорят антиклерикалы.
«Им нужно сломить и дискредитировать Церковь»

Архиепископ Схалтский Спиридон (Абуладзе) имеет своеобразную репутацию в Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Порою, его высказывания неоднозначны. Но при этом владыка считается человеком очень прямолинейным, чуждым привычной архиерейской дипломатичности.

Даже критики владыки признают его заслуги. Его епархия расположена в исламизированном крае, где строительство каждого храма, установка каждого креста требовала преодоления сопротивления. Еще в тяжелый 1997 г. им был основан детский дом в Застафони, а в 2004 году – детский пансионат Ниноцминда в Самцхе-Джавахети, в которых были спасены жизни сотням сирот, включая детей-инвалидов. Таких учреждений, официальных и организованных в соответствии с мировыми стандартами, во взаимодействии с профильными госорганами, теперь немало в ГПЦ. Но тогда, на фоне войн, голода, отсутствия в жилых домах света и воды владыка совершил небывалое дело…

Но именно православные детские дома, и, в первую очередь, пансионат Ниноцминда оказался в центре скандала, разгоревшегося в Грузии и ставшего центром внимания всех СМИ.

Однако толчком для этого стали совсем другие события:

17 апреля владыка Спиридон не допускает в пансионат Ниноцминда омбудсмена Нино Ломджария для проверки. Причина, названная владыкой: лоббирование омбудсменом интересов ЛГБТ, их браков и усыновлений: «они просят легализации однополых браков и поэтому я не могу допустить их к детям», «они мои дети, и я не могу допустить этих грязных и развратных людей к ним». При этом остальные контролирующие инстанции в пансионат допускаются.

В ответ в СМИ появляются публикации о насилии над детьми в пансионате без каких-либо реальных доказательств.

К «всемирному дню борьбы с гомофобией» 15 оппозиционных партий в Грузии, во главе с Единым национальным движением (партия Саакашвили), подписывают соглашение о совместной защите прав ЛГБТК+.

Реагируя на это, 17 мая владыка Спиридон, известный своей бескомпромиссностью в подобных вопросах, предает анафеме все 15 партий…

И вот после этого информационная кампания против ГПЦ, в детских домах которой якобы «применяют насилие, включая сексуальное, к детям», разгорается в СМИ с полной силой. Начинаются организованные оппозицией акции протеста.

По данным МВД Грузии информация о насилии над детьми в Ниноцминда попадала в ведомство за последние 5 лет 4 раза и во всех случаях никаких подтверждений не было выявлено.

Однако, несмотря на это, на основании публикаций СМИ Тбилисский суд принимает решение о переводе детей из пансионата в другие учреждения. ГПЦ заявляет о создании спецкомиссии и о вероятности использования детей в антицерковной кампании.

Архиепископ Спиридон заявил:

«Считаем, что это решение является неверным. Однако это решение суда, и мы вынуждены ему подчиниться. Суд опирался на клеветнические заявления неправительственных организаций, якобы здесь происходит что-то плохое. Если где-то происходит что-то плохое, это ведь требует доказательств», - заявил владыка Спиридон.

По его же словам, дети не хотят уходить из пансионата.

«…это все происходит лишь потому, что мы не пустили сюда Нино Ломджария. Еще раз заявляю, мы поступили очень правильно, что не пустили их, поскольку это те люди, которые пропагандируют гомосексуализм, лесбиянство, содомские грехи. Несколько раз в год шлют государству ультиматумы с требованием скорейшим образом узаконить однополые браки. …таких людей нельзя подпускать не только к детям, а их вообще нельзя пускать в семью. Этих людей не должно быть в Грузии», - заявил владыка Спиридон.

Наши источники в Грузинской Церкви сообщают нам, что вокруг православных детских учреждений развернута настоящая охота: «В кустах дежурят люди с камерами, выпускникам предлагают деньги за клевету, три ведущих телеканала страны постоянно клевещут на Церковь. Патриарх – самый уважаемый человек в стране, согласно социологии. Им нужно изменить все, сломить и дискредитировать Церковь, только тогда они получат Грузию».

Параллельно с этим ГПЦ подвергается давлению США и Фанара.
Память Отцов Первого Вселенского Собора

"Мы сегодня совершаем с благоговением и благодарностью память Отцов Первого Вселенского Собора, которые перед лицом лжи, поднявшейся на Христа, провозгласили церковную веру о том, что Он – поистине Сын Божий и Бог, равный Отцу и Духу.

Мы живем в век, когда вера кажется такой простой и очевидной; но она не всегда была таковой, и она не была таковой для многих. В это раннее время, когда человеческий ум в ужасе предстоял перед непостижимостью Божественного Откровения, людям, искушенным земной мудростью, особенно трудно было принять Христа как Живого Бога, непостижимого, не ограниченного ни временем, ни пространством, но, однако, пришедшего плотью жить среди нас, ставшего человеком, во всем подобным нам, кроме греха.

То же самое искушение, из столетия в столетие, стоит перед лицом всех тех, кто погружен в мысли о земле и не готов встать перед тайной Божией и принять верой слово истины, Самим Богом сказанное.

С тем большим благоговением должны мы относиться к тем, кто в те дальние для нас времена, но времена близкие ко дням земной жизни Спасителя сохранил для нас и провозгласил во всей славе эту веру. Благодаря им мы поклоняемся во Христе Живому Богу; благодаря им мы знаем, что Бог непостижимый был Человеком и все человеческое принял на Себя, все освятил, все очистил, все сроднил с Богом таинственным и непостижимым.

С каким благоговением должны мы относиться к человеку и к тому миру, в котором это совершилось! Воплощение Христово, воплощение Слова Божия говорит нам о том, что человек настолько велик, что он не только может быть храмом Божиим, местом Его вселения, пребывания, но может сродниться с Ним так, как нам явлено в чуде Воплощения.

И еще эта тайна открывает перед нами величие всего созданного мира, потому что Сын Божий не только стал Сыном Человеческим, но Слово стало плотью; Бог не только стал Человеком, но и соединился с созданным веществом нашего мира. И мы видим, что тварь вся создана Богом так, что она может, опять-таки, быть не только храмом и местом Его пребывания, но соединиться с Самим Божеством.

Если бы только мы могли это помнить, если только мы могли бы смотреть друг на друга и прозревать эти дивные глубины человеческие, озираться вокруг и видеть, что тварь призвана к славе Божией, тогда мы строили бы иной мир, иные человеческие отношения, иначе обращались бы с веществом этого мира; жизнь стала бы тогда благочестием и благоговением!

Вдумайтесь в это. Апостол нам говорит, что мы должны не только в душах, но и в телесах наших прославить Бога; он возвещает, что придет время, когда Сын все покорит, и тогда, покорившись Отцу, Ему все предаст, и будет Бог “всяческая во всем”. Работаем ли мы над тем, чтобы эта слава осенила, охватила, пронизала нас, каждого человека вокруг, всю тварь?.. Вступим в этот путь созидания благоговейного, трепетного, но и ликующего о славе Божией и о славе твари и станем вместе с Богом строителями вечности. Аминь".

Митрополит Антоний Сурожский, 1970 г.
Кондак мученику Иустину Философу

Прему́дростию Боже́ственных твои́х слове́с, Иусти́не,/ Це́рковь Бо́жия вся украси́вшися,/ жития́ твоего́ све́тлостию мир освеща́ет,/ излия́ния же ра́ди кро́ве вене́ц прие́м/ и со А́нгелы предстоя́ Христу́,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Тропарь праведному Иоанну Кронштадтскому

Правосла́вныя ве́ры побо́рниче,/ земли́ Росси́йския печа́льниче,/ па́стырем пра́вило и о́бразе ве́рным,/ покая́ния и жи́зни во Христе́ пропове́дниче,/ Боже́ственных Та́ин благогове́йный служи́телю/ и дерзнове́нный о лю́дех моли́твенниче,/ о́тче пра́ведный Иоа́нне,/ цели́телю и преди́вный чудотво́рче,/ гра́ду Кроншта́дту похвало́/ и Це́ркви на́шея украше́ние,/ моли́ всеблага́го Бо́га// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.
Тропарь преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному

Богоно́снаго Анто́ния ревну́я смиренному́дрию,/ а́ки не́киим врачество́м зе́лием сне́дным/ исцеля́л еси́ боля́щия, преподо́бне Агапи́те,/ тем и врача́ неве́рна уве́рив,/ наста́вил еси́ на путь спасе́ния./ Уврачу́й и на́ша боле́зни// и моли́ся Го́сподеви о воспева́ющих тя.
Тропарь преподобному Иустину (По́повичу), Челийскому

Правосла́вия сла́дость, некта́р прему́дрости, о́тче преподо́бне, излия́л еси́ в сердца́ ве́рных я́ко бога́тство: житие́м свои́м и уче́нием показа́лся еси́ жива́я кни́га Ду́ха, Иусти́не Богому́дре, моли́ Христа́ Бо́га Ло́госа да оло́госит тя почита́ющих.
Опровержения архиепископа Артемия

Архиепископ на покое Артемий (Кищенко), недавно снятый с Гродненской кафедры, дал интервью Радио «Свобода».

Предыстория здесь, по этой ссылке.

Владыка опровергает обвинения в автокефализме и его опровержения из этого интервью уже активно цитируются:

«Я не говорю ни о каком расколе… У нас даже речи не было ни о какой автокефальной церкви, как на Украине. Это вообще нереальная вещь, у нас все культовые здания принадлежат Белорусскому экзархату, и никакой приход не сможет иметь храм другой юрисдикции. Этот вопрос еще не созрел даже для обсуждения. Это домысел и лжеобвинение. Никакого разделения в нашей пастве нет, наоборот, мы призываем к солидарности, единству».

Обратим внимание: владыка не отвергает идею автокефалии в принципе, не декларирует верность РПЦ, а говорит лишь о сценарии «как на Украине» и «вопрос еще не созрел». И главным препятствием указаны не каноны, а юридическая невозможность отъема храма у Белорусского Экзархата РПЦ.

А если автокефалия «не как на Украине», а целиком, всем Экзархатом, под давлением новой власти? Ведь именно так планировал и Порошенко на Украине, просто вышло «как всегда» …

Кстати, бывшие митрополиты УПЦ Драбинко и Шостацкий тоже опровергали свое намерение уйти в раскол, пока «внезапно» не оказались на «соборе» раскольников…

Дальше владыка развивает мысль:

«…В будущем жизнь покажет. Конечно, каждый народ имеет право на самостоятельную церковь… Но сейчас на уровне епархии такой вопрос не поднимается…»

Но тезис про «каждый народ, имеющий право на самостоятельную Церковь» - тезис украинский, родом из «ПЦУ», даже не с Фанара. Ведь Фанар до сих пор отказывает в автокефалии Финляндской и Американским Церквям… В канонах его тоже не найти. Подчеркнем: во всем интервью ни одного акцента на важность единства с РПЦ.

Своеобразно владыка понимает и значение «солидарности и единства». То есть, если в его епархии игуменья Гавриила (Глухова) ругает оппозицию – это политизация и разделение. А если владыка Артемий ругает власть, то это призыв к единству и консолидации. Обстоятельство, что после запрета митрополитом Вениамином политизировать церковную жизнь игуменья вняла призыву экзарха, а владыка Артемий его проигнорировал, конечно же, не упоминается.

Продвижение в епархии националистической символики владыка фактором разделения не считает.

«Это древний белорусский гимн «Магутны Божа, уладар сусвету» - поясняет владыка Артемий свое нежелание исполнять призыв экзарха не исполнять этот гимн.

«Магутны Божа» написан в 1943 г. Натальей Арсеньевой, сотрудницей профашистской «Минской газеты», женой офицера Белорусской краевой обороны, созданной по постановлению командующего СС и полиции генерального округа Беларусь Курта фон Готберга, действовавшей при 36-й ваффен-дивизии СС. И гимном он стал именно среди белорусских коллаборационистов, сбежавших на Запад от Красной армии, а в Белоруссии гимн начал внедряться уже с 90-х годов…
 
«в одном из приходов детский коллектив… спел "Магутны Божа", что посчитали государственным преступлением» - поясняет владыка свою «вину». Одно из исполнений гимна клириками епархии здесь https://www.youtube.com/watch?v=rOOaJG0SKVg .

Дальше в том же «искреннем» духе.

Развивая борьбу за солидарность, владыка обвиняет своего преемника на кафедре в «поведении обер-прокурора» и называет его «человеком от мира сего». Вероятно, в отличие от самого владыки Артемия.

Журналист: «…Андрей Стрижак назвал вас "отличной кандидатурой на пост главы православной церкви в новой Беларуси", а диакон Андрей Кураев написал о вас, что вы – «совесть белорусской церкви»?»

«– Что вы такое говорите, я спать не буду…» - отвечает владыка шуткой, скромно, не опровергая возможность такого развития событий.

P.S. Осудить отставку вл. Артемия, как «расправу», уже успели ксендзы РКЦ, клирики Константинопольского Патриархата, ресурсы раскольничьей «ПЦУ»…
Нас уже 3000. Не очень много в масштабах ТГ, но очень много с учетом нашей тематики: церковная аналитика, апологетика, полемика с еретиками, раскольниками, фанариотами и антиклерикалами, история Церкви, догматика и каноны. Темы не для всех. Потому благодарны каждому из подписчиков за хорошую компанию.

Благодарим дружественные каналы за поддержку и рекомендуем те каналы, которые с пользой читаем сами:

Слово Патриарха https://yangx.top/SlovoPatriarha

Епископ Савва (Тутунов) - https://yangx.top/kartezianec

Голос Патриархии Владимир Легойда https://yangx.top/vladimirlegoyda

Зам Легойды Вахтанг Кипшидзе https://yangx.top/angry_opposum

Синодальный отдел по благотворительности https://yangx.top/church_charity и его пресс-секретарь Василий Рулинский https://yangx.top/vrulinskiy

ИПО УПЦ https://yangx.top/upc_news

Заместитель ОВЦС УПЦ о. Николай Данилевич https://yangx.top/MykolayDanylevych

Костромская семинария https://yangx.top/seminaria44

Митрополит Лука (Коваленко) https://yangx.top/Lekarzp

Наши единомышленники в главном:

Центр "Хризма" https://yangx.top/chrisma_center

Правблог - https://yangx.top/pravblog1

На камне и на песке (Сергей Стефанов) https://yangx.top/cerkovj

Роман Голованов https://yangx.top/romagolovanov

Пастырь и паства https://yangx.top/UOCpip

Мирослава Бердник https://yangx.top/Varjag2007

ТюренковЪ у аппарата! https://yangx.top/tyurenkov

Андрей Афанасьев https://yangx.top/Andrafanaslive

Слово (о.Вячеслав Фомин) https://yangx.top/Word_orthodoks

Отличные проекты:

«Паки и паки... Иже херувимы...» https://yangx.top/churchslavic

БОГОСЛОВ.РУ https://yangx.top/bogoslovru

Экзегет.Ру https://yangx.top/ekzeget

Евангелие https://yangx.top/gospeleveryday

Православный календарь https://yangx.top/pravcalendar

Читаем св. отцов https://yangx.top/consensuspatrum

О молитве https://yangx.top/O_molitve

Азбука веры https://yangx.top/azbyka

Журнал "Фома" https://yangx.top/foma_ru

Благословенный Кавказ https://yangx.top/blagokavkaz

Приходы.Ру https://yangx.top/prichodru

Бутово https://yangx.top/Butovo1937


Единомышленники и отличные авторы с саном и без:

О.Андрей Ткачев https://yangx.top/o_andrey_tkachev

Самый-самый о. Александр Овчаренко https://yangx.top/ovchapriest

Иерей и апологет Георгий Максимов https://yangx.top/OtecGeorgy

Борец о. Геннадий Шкиль https://yangx.top/gennadyshkil

Миссионер Сергей Худиев https://yangx.top/sergey_hudiev

Профессор Александр Дворкин https://yangx.top/iriney_center

Записки миссионера https://yangx.top/mission_tomsk

Отличные церковные СМИ:

Православие.Ru https://yangx.top/pravoslavie_ru

Союз православных журналистов https://yangx.top/cu_ua

Расколам.net https://yangx.top/antiraskol

Церковь в Телеграм:

Епископ Питирим (Творогов) https://yangx.top/pitirimtvorogov

Епископ Виктор (Коцаба) – УПУ https://yangx.top/bishopvictor

Екатеринбургская епархия https://yangx.top/eparhia96

Рязанская епархия https://yangx.top/ryazeparh_logos

Одесская епархия https://yangx.top/odeparh

Семинариум https://yangx.top/SymSem

Rebrik sacerdos (о.Александр Авдюгин) https://yangx.top/avdjugin

Chudo-iva (о.Андрей Ефанов) https://yangx.top/chudo_iva

о.Альвиан Тхелидзе https://yangx.top/alwian

о.Дмитрий Карпенко https://yangx.top/karpenkodm

Православие в телеге https://yangx.top/pravoslavieVtelege

о.Геннадий Елин https://yangx.top/gencek

о. Игорь Рябко https://yangx.top/Kerigma_orthodox


Церковные и светские СМИ и блоги, которые мы читаем:


РНЛ https://yangx.top/ruskline_ru

Центр информации УПЦ https://yangx.top/church_information_center

Первый Козацкий https://yangx.top/kozakTv1

Woman in Church https://yangx.top/evgeniya_e_zh

«Россия не Европа» https://yangx.top/RossiyaNeEvropa

Балканский телеграф https://yangx.top/BalkanTelegraf

Сыны монархии https://yangx.top/SonOfMonarchy

Анастасия Попова https://yangx.top/korrzak

Андрей Медведев https://yangx.top/MedvedevVesti

Черногория новости https://yangx.top/VillaEdelweissMontenegro/2135

"Верю - не верю" https://yangx.top/veryuneveryu

Анна Шафран https://yangx.top/annashafran

Егор Холмогоров https://yangx.top/holmogortalks

Консервативна Я https://yangx.top/konservativnaya

Леся из Страны https://yangx.top/lesyamivseuronili

Вадим Новинский https://yangx.top/v_novynskyi

Марина Ахмедова https://yangx.top/Marinaslovo

Восточная Церковь https://yangx.top/Easternchurch

Русский ориенталист https://yangx.top/russ_orientalist
Презумпция строительства храма

Очередные вести с информационной передовой при всего лишь (как казалось бы) строительстве храма. «А еще в Церкви едят живых детей» - иронизирует коллега. Все верно: если оставлять информационный вакуум вокруг своих действий, его заполнят другие.

Снова и снова будем повторять с настойчивостью попугая: в наше время строительство храма требует подготовительной работы среди жителей района, где планируется строительство. Они должны понимать что и где строится, какую пользу это принесет району и им непосредственно. Они должны поддерживать идею строительства храма в своем большинстве, или, хотя бы, занимать твердую нейтральную позицию.

Думаете это нереально? У епархии нет сил и средств для подобной предварительной работы? Неправда, в 90% случае это достижимо имеющимися силами. Главное – правильный подход. Если нужно – обращайтесь к нам, мы бесплатно проконсультируем и поможем организовать подготовительную работу. Системно вести такую работу мы не можем, а помочь точечно – осилим, если Бог даст.

Только делать это нужно на этапе именно предварительном, пока никакого скандала нет, пока местные антиклерикалы не подняли против Церкви вой в СМИ, на запугали ужасами будущего храма местных жителей, не сбились в группы для противодействия, не сформировали в общественном сознании презумпцию виновности Церкви. Тогда есть шансы, что оправдываться от всевозможных надуманных обвинений не придётся.