Лабарум. Сим победиши
2.31K subscribers
425 photos
114 videos
1.4K links
Мысли о православии и не только (Редактор Павел Даровский). Сообщения оставлять в чате канала.
加入频道
Святые отцы об осуждении священноначалия

Продолжая великопостную тему святоотеческого отношения к осуждению священноначалия, нам стоит привести цитаты самих святых отцов по этому вопросу:

Священномученик Киприан Карфагенский пишет, что осуждать епископа - «это значит - не веровать в Бога, это значит - идти против Христа и против Его Евангелия... Его (Христа) величие и истина утверждают, что ничто и самомалейшее не бывает без ведения и допущения Божия; а ты (письмо к Флоренцию Пупиану) полагаешь, что священники поставляются в Церкви без Его ведома? Ибо верить, что поставляемые недостойны и законопреступны, не есть ли это - верить, что не от Бога и не через Бога поставляются Его священники в Церкви?»

Преподобный Ефрем Сирин
: «Если бы и на самом деле видели пред собою пастыря со слабостями, то и тогда должны остерегаться греха осуждать его: достоин он или недостоин - не наше дело, мы же от этого никакого убытка не понесем. Как не терпит вреда светлое облако, если оно покрыто грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так, подобно сему, и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин».

Преподобный Макарий Оптинский: «По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников... Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь!»

Святитель Иоанн Златоуст: «Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори, почему же он меня учит, а сам того не исполняет? - На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится, а если ты не будешь его слушать, также осудишься. Если не право учит, то не слушай его, хотя бы он был подобен ангелу по жизни, а если право учит, то не на жизнь его смотри, а на учение. Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу творит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога о вас молит. О всем этом размыслите и почтите его, как отца. Но скажешь: «Он грешен и зол». Что тебе за дело? Если и добрый будет за тебя молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство».

Преподобный Иосиф Оптинский: «Грех осуждения или какой еще другой - против власти Богом поставленной - есть грех сугубый. Святой апостол Павел в Послании к Тимофею, как главе и начальнику многих духовных овец и их пастырей, советует ему не принимать обвинений на иереев, а значит, и вообще на старших, не иначе как при двух или троих свидетелях. А ты не начальник и, значит, тем паче не смеешь рассуждать о действиях своего непосредственного начальства. Начальница за свои грехи и грехи ей подвластных даст ответ, но если эти подвластные, вместо молитвы за свою мать к Богу о ниспослании ей силы и разума к продолжению столь трудного послушания, начнут ей противиться и осуждать ее, то вся тяжесть грехов ляжет на них. Вспомни казнь Корея и Дафана и их сонмища, о чем упоминается и в псалмах святого пророка Давида. И теперь ждет уже не развержение земли и не огонь небесный противников власти, а пропасть ада и его вечное пламя».

Из жития св. Виталия Александрийского, обвиненного в блуде, узнаем: «некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: «Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: «Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха»».
Пресс-служба раскольничьей «Православной церкви Украины» сообщает:

«в Стамбуле 21 марта 2021 была совершена Божественная литургия, которую возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей. Его Святейшества сослужили архиереи Вселенского Патриархата, митрополит Гвинеи Георгий (Александрийский Патриархат) и архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий (Православная Церковь Украина).
…была совершена хиротония новоизбранного митрополита Сорока Церквей (историческая епархия вблизи Адрианополя, современного Эдирне) владыки Андрея (Софианопулоса). 
В этот же день была совершена и пресвитерская хиротония…» - говорится в сообщении.

Учитывая, что отсутствие апостольской преемственности в «хиротониях» «ПЦУ» является основной причиной ее непризнания большинством Поместных Церквей, возникает вопрос: а кем теперь считать епископов и священников Константинопольского Патриархата, если в их хиротонии участвовали раскольники, не способные передать ту благодать, которой не обладают сами…?
Forwarded from Правблог
Последняя возможность компромисса с Фанаром исчезла

Константинопольский патриархат позволил участвовать в хиротониях своих священнослужителей представителю «ПЦУ» – лишенному апостольской преемственности выходцу из «Киевского патриархата».

Это означает, что Константинополь продолжает сжигать все мосты и демонстрирует полное нежелание идти на какой-либо компромисс с Поместными Православными Церквами, не признавшими «ПЦУ».

Хоть какой-то компромисс был возможен в случае согласия Фанара на перерукоположение иерархии «ПЦУ». Теперь же стало окончательно ясным, что даже такой вариант фанариоты отвергли и никаких уступок в этом вопросе делать не собираются.

На наш взгляд, без «повышения ставок» в отношении Константинопольского патриархата уже не обойтись. Никакие полумеры уже не помогут.

#Александр_Краев
Ментальный шок

До какой степени слепоты нужно дойти, чтобы человек многократно уличенный в клевете, в кощунстве и черном пиаре, не видящий нужды в покаянии, в силу прошлых заслуг считался еще кем-то «выдающимся миссионером»?

До какой степени слепоты нужно скатиться в ненависти к Церкви, чтобы прелюбодей, бросивший жену с детьми, несмотря на свой священный сан, сбежавший в Англиканскую церковь, отказавшийся от покаяния, проводил какие-то мероприятия поучающие Русскую Церковь «правильной жизни»?

Изумляет не их самоуверенность в своих моральных правах. Изумляют тысячи людей, считающих себя православными, а их воспринимающих в качестве моральных авторитетов и внемлющих им. Неужели дело в радости от каждого вылитого на Церковь ведра помоев? Неужели можно причислять себя к ней и настолько ее ненавидеть?

О каком здравомыслии мы можем говорить? Что им еще нужно сделать для опознания? Съесть младенца на черной мессе?

#Субъективно_Павел_Даровский
Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому

И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственную благода́ть восприе́мь,/ сла́вне Григо́рие,/ и Того́ си́лою укрепля́емь,/ ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́./ Отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́, всеблаже́нне,/ Его́же моли́,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Тропарь преподобному Симеону, Новому Богослову

Боже́ственное озаре́ние, Симео́не о́тче,/ восприя́в в души́ твое́й,/ свети́ло в ми́ре показа́лся еси́ светле́йшее,/ разгоня́я того́ мракобе́сие/ и всех уверя́я иска́ти, ю́же погуби́ша, благода́ть Ду́ха,/ Его́же приле́жно моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Святитель Григорий Великий (Двоеслов): На Великий пост

Поста уставы славные
Открыты волей горнею;
Христос, уставщик Истины,
В том дал пример и правило.


Тем Моисей сподобился
Законы дать блуждающим;
Тем Илия до звезд достичь
Возмог в квадриге огненной.


Тем Даниил, смиритель львов,
Проникнул в тайны Божии;
Тем Иоанн прославился,
Друг Жениха возлюбленный.


В них явлен путь для праведных:
Открой нам путь сей, Господи,
Умножь в нас силу твердую,
Дай свет духовной радости.


Источник: Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. – М.: Наследие, 1998. Перевод Сергея Аверинцева
Григорий Великий Двоеслов о титуле «Вселенский Патриарх»

1/2

Выдержки их писем св. Григорий Двоеслова по поводу принятия Константинопольским Патриархом титула «Вселенским», что было на то время неверно понято св. Григорием как претензия на первенство в Церкви. В наше время, когда эти претензии стали реальность, значение оценок святителя приобрели особое значение (перевод и публикация Николая Манниса):

Из Письма к Патриарху Константинопольскому свят. Иоанну Постнику (595 г.):

«В то время, когда ты, брат мой, был возведен в священный сан, помнишь ли ты, какой мир и согласие церквей ты нашел? Но я не знаю, с какой смелостью и каким гордым высокомерием ты попытался ухватиться за новый титул, который сердца всех твоих братьев мог ввести в соблазн.

Я чрезвычайно удивлен этим, поскольку помню, как ты сознательно скорее уклонялся от принятия епископского сана, нежели искал его. А сейчас, когда имеешь его, то желаешь пользоваться им как будто получил его по честолюбивому желанию…Потому что на самом деле (и говоря это, я плачу и имею величайшую скорбь на сердце) приписываю своим грехам то, что сей брат мой, который получил сан епископа для того, чтобы приводить души других к смиренномудрию, до сего времени сам не смог прийти к нему; потому что тот, кто учит истине других, не согласился научить самого себя, даже когда я умоляю его об этом. 

Я молюсь, чтобы ты дошел до мысли о том, что по причине твоего безрассудного высокомерия колеблется церковный мир, а это противно благодати, что изливается на всех вместе, каковая благодать несомненно имеет силу возрастать настолько, насколько ты сам решишь. И она в самом деле увеличится намного, насколько ты будешь удерживать себя от восхищения горделивого и безумного титула: и ты покажешь соответствующее преуспеяние, если не поддашься чрезмерному возвеличиванию в ущерб своим братьям.

А потому, возлюбленный брат, всем сердцем возлюби смирение, которым можно сохранить согласие всех братьев и единство Святой Вселенской Церкви. Несомненно, апостол Павел, когда слышал говорящих: "Я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов" (1 Кор. 1:13), отнесся с крайним ужасом к рассечению Тела Христова, члены которого полагались под другие главы, говоря: "Разве Павел за вас распялся, или во имя Павлово вы крестились?" (1 Кор. 1:13).

Итак, если тогда он остерегал от подчинения членов Христовых отчасти иным главам, даже если они были самими апостолами, то, что ты скажешь Христу, Который есть Глава Вселенской Церкви в день конечного Суда, пытаясь подчинить все Его члены самому себе, присвоив себе наименование "Вселенский"?

Кому другому, вопрошаю я, предлагается подражать этим распутным титулом, как не тому, кто, презирая легионы ангелов, с которыми был связан, попытался взойти на единственную вершину, чтобы не подчиняться никому и казаться одному выше всех? Тому, кто также сказал: "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему" (Ис. 14:13-14).

Ведь что иное есть твои братья, епископы Вселенской Церкви, как не звезды небесные, жизнь которых и красноречие сияют среди грехов и ошибок людей, как будто среди ночной тьмы? И когда этим гордым наименованием ты желаешь поставить себя выше их, и унизить их имя в сравнении с твоим, то [не говоришь ли]: "Взойду на небеса; возвеличу свой трон выше звезд небесных"?

Не все ли епископы вместе суть облака, которые изливают дождь слов проповедания и блистают светом добрых дел? И когда твое Святейшество презирает их и ставит ниже себя, то, что иное говорит, как не то, что было сказано древним врагом: "Поднимусь выше высот облаков"?».
Григорий Великий Двоеслов о титуле «Вселенский Патриарх»

2/2

Из письма к императору Маврикию (597 г.)

«Кто же это такой, кто, вопреки постановлениям евангельским и каноническим определениям, осмеливается присвоить себе новое наименование? Таковым бы был в действительности тот, кто, желая быть «Вселенским», уничижает остальных. Однако мы знаем, что в Константинопольской Церкви было много таких епископов, которые пали в бездну ереси и сделались не только еретиками, но даже ересиархами. 

Таков был Несторий, который допускал два лица в Иисусе Христе, посреднике между Богом и людьми. Он унизился до иудейского неверия, не признавая того, чтобы Бог мог сделаться человеком. Из вашей же среды вышел и Македоний, который отрицал божественность Святого Духа, единосущную Отцу и Сыну. Если кто-либо в такой церкви присвоит себе имя вселенского, каковым сделает себя главой всех, то выйдет, что всякий раз, когда будет падать называющий себя "Вселенским", то (упаси Боже) будет падать и Вселенская Церковь. Но да будет изглажено из сердца христиан это богохульное имя (nomen blasphemiae), которое оскорбительно для чести всех собратьев, когда оно безрассудно присваивается одним лицом».

Иное письмо императору Маврикию:
«всякий, кто именуется или желает именоваться «Вселенским иерархом», этим своим возвышением становится предтечей Антихриста, потому что высокомерием ставит себя выше всех остальных».

Письмо Александрийскому и Антиохийскому Патриархам Востока: свят. Евлогию и свят. Анастасию:

«Как знают Ваши досточтимые Святейшества, этот Вселенский титул был предложен собором в Халкидоне предстоятелю Апостольского престола, которым, по промыслу Божию, я служу. Но ни один мой предшественник никогда не соглашался принять этот грубый титул (profano vocabulo), поскольку, несомненно, если один патриарх называется Вселенским, то имя Патриарха в отношении других умаляется… Поэтому да не называют Ваши Святейшества в своих посланиях кого-либо Вселенским, чтобы не отнимать от чести, надлежащей вам, предлагая другому то, что не ему не надлежит… Ибо, если это выражение допустимо к употреблению, то честь всех патриархов отрицается: и в то время, как один, которого называют “Вселенским” случайно падет в заблуждение, то не будет ни одного епископа, оставшегося в истине».

В своем ответе Патриарх Александрийский свят. Евлогий «писал к нему, что, согласно его повелению, не использует более титул «вселенский» в письмах к Константинопольскому Патриарху, а самого Григория назвал «вселенским Папой».

Но свят.Григорий в своем ответе с резко отвергает эту любезность:

«Твоя святость также заявила, что не будет отныне использовать гордых титулов, которые происходят от корня тщеславия, письменно к некоторым лицам, и ты сам нам сообщаешь об этом, говоря: "Как вы нам повелели". Прошу тебя, избавь мой слух от этого слова "повеление", поскольку я знаю, кто я таков, и кто вы. По своему чину — вы мне собратья, а по достоинству — отцы мои… Итак, я сказал, что ни в отношении меня, ни кого-либо другого не следует писать ничего такого. И вот, в предисловии письма, которое ты мне направил, ты посчитал, что нужно использовать горделивое наименование, называя меня «Вселенским Папой». Умоляю твое Святейшество, не делай больше так… Я не почитаю за свою честь то, что, знаю, способствует утрате чести моих собратьев. Моя честь — это честь вселенской Церкви. Моя честь — это надежный авторитет моих собратьев. Тогда только я буду по-настоящему почтен, когда никто не лишается чести, которая полагается другим. Потому что, если твое Святейшество называет меня «Вселенским Папой», тогда ты отказываешься от того, что свойственно тебе, поскольку предполагается, что я епископ всей вселенной. Да будут далеко от нас те слова, который внушают самодовольство и ранят милосердие».

Таким образом, Римский святитель свидетельствует нам о безосновательности претензии на «первенство власти» как Римских пап, так и Константинопольских Патриархов.
Гимн No 1 Святого отца нашего Симеона мистическая молитва в которой он призывает Святого Духа, созерцая Его

Прииди, свет истинный!

Прииди, жизнь вечная!

Прииди, сокровенное таинство!

Прииди, безымянное сокровище!

Прииди, неизреченное могущество!

Прииди, непостижимое лицо!

Прииди, непрестанное ликование!

Прииди, невечерний свет!

Прииди, истинная надежда всех стремящихся к спасению!

Прииди, лежащих пробуждение!

Прииди, мертвых пробуждение!

Прииди, могущественный, всегда творящий, претворяющий и изменяющий все одним движением воли!

Прииди, невидимый, совершенно неосязаемый и неизведанный!

Прииди, всегда остающийся неподвижным и (вместе с тем) ежечасно весь движущийся, и приходящий к нам, лежащим в аду – Ты, Который выше всех небес!

Прииди, имя всегда желанное и везде повторяемое, хотя для нас совершенно невозможно сказать, кто Ты, и узнать, каков Ты или откуда Ты!

Прииди, радость вечная!

Прииди, венец неувядающий!

Прииди, порфира великого Бога и Царя нашего!

Прииди, пояс кристалловидный и усыпанный драгоценными камнями!

Прииди, подножие неприступное!

Прииди, царская багряница и поистине самодержавная десница!

Прииди Ты, Которого возлюбила и любит несчастная моя душа!

Прииди Один к одному, ибо я одинок, как Ты видишь!

Прииди, отделивший меня от всех и сделавший одиноким на земле!

Прииди, Сам ставший во мне влечением и сделавший, чтобы я тосковал о Тебе, совершенно недоступном!

Прииди, дыхание мое и жизнь!

Прииди, утешение смиренной моей души!

Прииди, радость и слава и постоянное мое наслаждение!

Благодарю Тебя, что Ты – Сущий над всеми Бог – сделался со мной единым духом неслитно, непреложно, неизменно, и Сам стал для меня всем во всем: пищей неизреченной и получаемой даром, постоянно переполняющий уста моей души и стремительно текущей в источнике сердца моего, одеждой блистающей и опаляющей демонов, очищением, омывающим меня бессмертными и святыми слезами, которые дарует Твое присутствие тем, к кому Ты приходишь.

Благодарю Тебя, что Ты стал для меня светом невечерним и солнцем священным – Ты, Который нигде не можешь скрыться и все наполняешь Твоей славой. Ибо никогда Ты ни от кого не скрывался, но мы всегда скрываемся от Тебя, не желая прийти к Тебе. Да и где Ты скроешься, нигде не имеющий места Твоего отдохновения? Или зачем бы Ты скрылся, не отвращяющийся ни от кого, никем не пренебрегающий?

Итак, ныне вселись в меня, о Владыко, и обитай и пребывай во мне, рабе Твоем, неразлучно и нераздельно до смерти, о Благой, чтобы я и во время исхода моего(из жизни) и после исхода пребывал в Тебе, о Добрый, и соцарствовал с Тобой – Сущим над всеми Богом.

Останься, Владыко, и не оставь меня одного, чтобы враги мои, всегда стремящиеся поглотить душу мою, придя и найдя Тебя пребывающим во мне, убежали прочь, и чтобы они оказались бессильными против меня, увидев, что Ты, Всемогущий, живешь внутри (жизни), в доме смиренной моей души.

Да, Владыко! Как вспомнил Ты меня, когда я жил в мире, и Сам избрал меня, когда я (еще) не знал Тебя, отделив от мира и поставив перед лицом Твоей славы, так и теперь, обитая во мне, сохрани меня всегда стоящим внутри и неподвижным. Чтобы видя Тебя постоянно, я – мертвый – жил, и имея Тебя, я- всегда бедный – был богат и стал богаче всех царей, и вкушая и пия Тебя, и ежечасно облекаясь в Тебя, наслаждался неизреченными благами.

Ибо Ты – всякое благо, и всякая слава, и всякая сладость, и Тебе подобает слава – Святой и Единосущной и Животворящей Троице, Которую все верные в Отце и Сыне и Святом Духе почитают и познают, Которой поклоняются и служат всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Греческая революция и Россия

200 лет греческой революции, освободившей греков от османского ига и позволевшей создать новую греческую государственность – дата значимая для православного мира. В сегодняшней Греции модно вспоминать об участии Англии и Франции в ее освобождении, игнорируя роль России. В духе этого тренда и российские либералы заявляют о непричастности России к греческой революции.

Например, Андрей Кураев пишет о сторонниках версии про участие России в освобождении Греции, что у них: «своя планета со своей отельной историей. Греческое восстание 1821 года готовила масонская ложа «Филики этерия» (за что ей спасибо). Россия отказалась от его поддержки. Не объявила войну Турции».

И действительно, в отличие от Болгарии или южной Грузии, российские войска не освобождали Грецию от турок. Но бросила ли православная Россия единоверный греческий народ? Попробуем разобраться.

Начнем с того, что «Филики этерия» («общество друзей») не являлась масонской ложей. Хотя, будучи тайной организацией, скопировала у масонов элементы структуры, уровней посвящения и конспирацию. Но цели общества отличались от масонских лож: задачей было объединение греков в борьбе за независимость.

Возникло общество в России, в Одессе в 1814 году. Возглавить его согласился Александр Ипсиланти – генерал российской армии греческого происхождения, флигель-адъютант императора Александра I.

Рекомендовал его на главу общества его соплеменник Иоанн Каподистрия – министр иностранных дел Российской империи, который впоследствии станет первым правителем независимой Греции.

Когда Ипсиланти поднял в 1821 году восстание в Валахии и на Балканах, его ядро составили греки из числа российских офицеров. Говоря языком современных аналогий – «отпускники». Официально Россия восстание не поддержала, но тайно оказывала ему активную помощь. Восстание подарило множество героических страниц истории Греции, понеся как победы, так и поражения. В ответ на репрессии османов против греков Россия разорвала свои отношения с Турцией.

В рядах греческих повстанцев сражались многие европейцы. Но и участие россиян было немалым, хотя сегодня их принято считать просто греками, забывая об их второй Родине и ее поддержке.

К 1826 году греки были истощены и несли большие потери. В 1827 году в Лондоне Англия, Россия и Франция подписали конвенцию в поддержку независимости Греции. Предложение союзников Турция отвергла. В результате эскадры Англии, России и Франции прибыли к берегам Греции и в Наваринском сражении разбили турецко-египетский флот 20.10.1827 г. Затем французский десант высадился на берег и помог грекам в разгроме турок.

После этого Англия и Франция оставили борьбу с турками, опасаясь усиления России. В декабре 1827 года Турция вступила в войну с Россией. В процессе войны Россия предприняла мощные наступления на Балканах и Кавказе, а также активно задействовала флот, который блокировал Константинополь… во время войны Англия и Франция оказывали помощь Турции. Война была сокрушительно проиграна Турцией, вынужденной заключить Адрианопольский мирный договор (1829). В числе его условий были освобождение Грузии, Армении, признание турками автономии Сербии и Греции. Через пять месяцев в Лондоне Россией, Англией и Францией Греция была признана независимым государством.

Умалять роль Франции и Англии в поддержке борьбы греков за независимость, конечно, нельзя. В отдельных вопросах эти страны проявили себя действительно активнее России. Но нельзя забывать и двойственной роли, сыгранной ими в российско-турецкой войне 1828-29 годов. Без победы России в этой войне Турция не признала бы ни автономии Греции, ни ее независимости. Нельзя умалять и роль православной России на других, более ранних, этапах греческой революции. Греческая независимость обошлась России в 10 000 жизней ее солдат, в то время как потери Англии составили около 10 солдат, а Франции около 100.

Защита православных единоверцев оставалась миссией России до 1917 года, вопреки клевете ее ненавистников.
Выдача изверженных из сана и бунтующих клириков светской власти

Сторонники бывшего схиигумена Сергия Романова часто обвиняют Екатеринбургскую епархию, в том, что якобы именно она стоит за действиями силовиков в отношении их преданного анафеме лидера и Среднеуральского монастыря.

Не вникая сейчас в суть этих обвинений, мы хотели бы обратить внимание на один интересный аспект: каноническое право, оказывается, четко оговаривает подобные ситуации еще в IV веке:

Правило 5 Антиохийского Собора:

«Аще который пресвитер, или диакон, презрев своего епископа, отлучит сам себе от церкви, и начнет творити особые собрания, и поставит жертвенник, а призываемый епископом не покорится, не восхощет ему повиноваться, и быв призываем единожды и дважды, не послушает: таковый да будет совершенно извержен из своего чина, и отнюдь не может до служения допущен быти, ниже паки восприяти прежнюю свою честь. Аще же упорен будет возмущая церковь, и восставая противу ее: то яко мятежник, да будет укрощаем внешнею властью».

Параллельные правила: (Ап. 31; II Всел. 6; III Всел. 3; IV Всел. 18; Трул. 31, 34; Гангр. 6; Сердик. 14; Карф. 10, 11; Двукр. 9, 13, 14, 15; Василия Вел. 1).

Толкование священноисповедника Никодима (Милаша):
 
«См. толкование 31 Апостольского правила, повторяемого в данном антиохийском правиле. Единственно, что здесь добавлено, это то, что виновный, будучи извержен (τοδτον καθαφεΐσθαι παντελώς), должен быть предан светской власти, которая накажет его как бунтовщика. Это каноническое определение весьма важно, так как показывает, что светская власть не может подвергать наказанию ни одного пресвитера или диакона, пока он в сане, а это может делать лишь церковь своими средствами, подвергая известное лице всем тем наказаниям, налагать которые она имеет право (толков. Ап. 5). Когда эти наказания не помогают, то церковная власть, лишая виновного сана, низводит его в разряд мирян и передает его светской власти, которая наказывает его не как духовное лицо, но как мирянина. Основание для такого канонического определения лежит в самом понятии о священном сане и о значении духовного лица, пока оно в сане. Насколько важное значение имеет это постановление для пресвитеров и диаконов, настолько еще важнее оно для епископов, которые случайно и по несчастию попали в такое положение, что их приходится предавать светской власти. Об этом мы говорим в толковании 48 правила Карфагенского Собора».

В упомянутом толковании на 48 Карфагенского Собора речь идет о епископе, который не подчинился Собору епископов, св. Никодим пишет:

«…как упомянутый епископ отказался повиноваться постановлению собора о возвращении на свою прежнюю кафедру, то правило предписывает предать его государственной власти, которой прелоставляется поступить с ним по своим законам. Этого не должно, впрочем, понимать так, что епископ, как таковой, был передан для наказания государственной власти. В правиле словами Аврелия сказано: «по соблюдении установленного обряда (φολαχθέντος του τύπου της καταστάσεως), вследствие нежелания Крескония покоряться – «таковый да не признается принадлежащим собору» (μη χριθη της σονόδοο υπάρχων)”. Это значит, что, если было соблюдено все, установленное для таких случаев законом, т.е. если известный епископ (в данном случае-Кресконий) был правильно вызван на суд и ему были представлены все дурные последствия его упорства, после чего он все же не пожелал покориться церковному суду, то тогда надлежит считать его не принадлежащим более ведению собора, т.е. не должно считать его более епископом; и как такового, т.е. как вычеркнутого из священнического каталога, следовательно низвергнутого, необходимо передать его светской власти, так как нельзя передать для наказания светской власти то духовное лицо, которое не было предварительно лишено своего сана. Эта же власть наказывает тогда известное лицо, уже лишенное священства, за его упорство и неповиновение надлежащей церковной власти, приблизительно в таком смысле, как это предписывает 5 антиохийское правило и 9 правило двукратного собора».
Тропарь святителю Никифору, патриарху Константинопольскому, исповеднику

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ Я́же веще́й И́стина:/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Ники́форе,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Избранные правила св. Никифора Константинопольского

Сегодня день памяти святителя Никифора, Патриарха Константинопольского, исповедника (~758–828). Святитель, помимо апологетических трудов в защиту истин Православия и почитания святых икон, был автором и церковных правил, некоторые из которых, любопытные, на наш взгляд, для современного читателя, мы публикуем:

Правило 7.
Кто в продолжение двадцати лет, или более, жил развратно, того не должно рукополагать в священный сан, хотя бы потом и являл дела добродетели, ибо священное должно быть неоскверненным.

Правило 9.
Больному, которому угрожает смерть, надлежит давать св. причастие и после вкушения им пищи.

Правило 10.
По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам.

Правило 17.
Монаху дозволено оставить монастырь по трем причинам: а) если игумен еретик, б) если женщины (свободно) приходят в монастырь и в) если дети мирян учатся в монастыре.

Правило 23.
Монахини не должны причащаться у молодого монаха-пресвитера, когда таковый служит и причащает.

Правило 28.
Духовник, приемлющий исповедь (кающихся), должен отлучить от причастия тех, которые исповедывают тайные грехи, но не должен ни воспрещать им посещать церковь, ни открывать их грехи, а должен кротко их наставлять и побуждать к покаянию и молитве, назначая им епитимии, соответственно душевному состоянию каждого.

Правило 45.
Если в каком либо месте нельзя будет найти священника, то некрещенных младенцев может крестить всякий, кто тут окажется налицо. Нет греха: крестит ли отец, или кто бы то ни был, лишь бы только был христианин.

Правило 46.
В церкви, основанные еретиками, можно входить лишь по нужде как в простой дом, и только, когда на средину поставлен будет крест, тут можно будет и петь; однако, в алтарь нельзя входить, ни кадить, ни молиться, ни возжигать лампад или свечей.
Инженеры открытой бездны

Неутихающая полемика вокруг интервью Собчак со «Скопинским маньяком» (Виктором Моховым) обнажила весьма значимую грань в самооценке и мировоззрении определенной части журналистского сообщества. Поддерживая Собчак, ее коллеги в Телеграм пишут:

«На самом деле интервью с Моховым - это большая журналистская удача. Ведь настоящий журналист должен стоять по ту сторону добра и зла, как завещал старик Ницше, и ретранслировать реальность, какой бы она ни была. Пускай и во всем откровенном уродстве, ведь даже в уродстве порой скрыта потаенная красота, и нужно только найти точку входа в этот "Черный вигвам". Другими словами, журналист должен уметь даже не вглядываться в бездну, а ее перед нами открывать. Если тебя такое смущает, то ты не журналист, а обыкновенный инфолакей. Ну или сотрудник пресс-службы».

Это важно. Особенно важно потому, что это - не одиночная позиция. Это идеология людей, сделавших шок своим ремеслом, искусством и бизнесом. Бережливость в отношении к человеческой душе, оценка психологических, моральных и социальных последствий своих действий – вещи чуждые этой идеологии.

Мы видим честность в отвратительной мерзости, которая действительно за гранью добра и зла. Только за гранью этой можно быть со стороны добра, а можно - со стороны зла. Третьего нет. Когда нам говорят о якобы третьей стороне одной грани, это значит, что нашу глупость хотят использовать, чтобы таки затащить нас на сторону зла.

В сказанном нет никакого признака объективности. Им не интересна подлинная красота, доброта и радость хороших людей, вычеркнутых из их медиа-поля. Добро кажется им пресным и безвкусным, не способным вызывать интерес и потому - вычеркнутым из реальности.

Читая эти строки, мы можем понять, что же именно имел в виду змий в Эдемском саду, обещая людям познание…

Авторы не скрывают своих намерений. Хотя, может быть, и не осознают их – открыть врата ада. Они и приоткрывают их в наш мир, каждый раз, подобным «продуктом» пропуская очередную стайку бесов в человеческие души.

И беда не в Собчак, не в Мохове и не в их адвокатах. Беда в том, что их влияние огромно. Давно на смену писателям, именуемым в советские времена «инженерами человеческих душ», пришли журналисты. И наиболее успешными из них часто считаются те, кто лучше всех научился заменять красоту уродством в своей «инженерии души».

#Субъективно_Павел_Даровский
По жалобам украинских раскольников симпатизирующие им власти в регионах Украины начинают «расследование соблюдения эпидемиологических норм» на прошедших 21 марта, на праздник Торжества Православия, крестных ходах, организованных каноничной УПЦ. В частности, масс-медиа сообщают о такой проверке в Запорожье.

Конечно, раскольникам легче в этом вопросе: малолюдность в их храмах и на мероприятиях – нормальное явление и без всякой эпидемии. Тем более, если власти не подвезли бюджетников. Однако, все же играть в эту игру можно и вместе. Вот, например, 13 марта в Мариуполе провело мероприятие (снова-таки с бюджетниками) на котором были ощутимые проблемы с социальной дистанцией… Или там вирус брезгует?
Канонический парадокс на Афоне, в Греции и далее…

Коллеги пишут: «Несмотря на скупую информацию с Афона, можно сделать вывод, что до половины всех святогорских монастырей настроены против признания украинских раскольников и действий патриарха Варфоломея...
…в отношении с Афоном Русская Церковь должна придерживаться, в своём роде, того же подхода, что и в отношении с Александрийской, Кипрской и Элладской церквями: разрывать евхаристическое общение лишь с теми (в данном случае не епархиями, а обителями), которые поддержали п. Варфоломея, признали ПЦУ и сослужат с раскольниками. К остальным же монастырям относиться как к союзникам».

Называются сохранившими верность канонам «монастыри Филофей, Каракал, Ксиропотам, Констамонит, Святого Павла, Дохиар, Григориат, русский Пантелеимонов, сербский Хиландар и болгарский Зограф. Итого 10 из 20-ти».

Но возникает проблема: церковной единицей является епископия. Она, в лице своего епископа, - субъект церковных взаимоотношений. Не монастырь. Потому в разрыве общения «по епархиям» есть каноническая логика, а «по монастырям» - нет. Афон подчинен Патриарху Варфоломею и его имя поминается на службе.

А как же быть тогда с Пантелеимоновым монастырем, по отношению к которому сделано исключение со стороны РПЦ? Счесть это исключение можно лишь икономией. Можно ли расширить ее на 10 обителей? Вероятно да, но сама ситуация будет неоднозначной.

Также как неоднозначна и информация о действиях греческих священников Ангелоса Ангелакопулоса и Матфея Вулканеску, анафематствовавших «ПЦУ», «томос об автокефалии», а также Епифания Думенко и всех, кто пребывает в евхаристическом общении с ним.

В общении с Думенко находится и предстоятель Элладской Церкви, совместно, тоже попавший под анафему этих клириков.

Также многие архиереи и священники ЭПЦ не поддерживают признание украинских раскольников – это давно известно. Такая же ситуация на Кипре и в Александрийской Церкви.

Но кем сегодня, с точки зрения канонов Церкви (мы же из-за попрания канонов и св. Таинств разорвали отношения с Константинополем) станут те клирики, которые разорвут свое общение с признавшими "ПЦУ" предстоятелями? Раскольниками или защитниками чистоты Православия?

С одной стороны, они будут правы в своих действиях. С другой стороны, каноны Церкви допускают только одно основание для разрыва общения со своим предстоятелем: ересь. Других нет и быть не может, так как это есть раскол. Выходит, если завтра вышеупомянутые монастыри Афона не просто откажутся признавать украинских раскольников, но заявят о полной правоте РПЦ и перестанут поминать патриарха Варфоломея, то они тоже будут раскольниками?

Отделение от поддержавшего раскол патриарха Варфоломея нежелающих вступать с ними в общение их же самих сделает раскольниками? Этот канонический казус должен быть разрешен, как противоречащий основам Церкви, Православию и просто здравому смыслу.

На наш взгляд, единственным путем его решения может быть признание еретической новой экклезиологии Фанара, об основаниях для чего мы писали ранее. Конечно же, раз пока осуждение ереси фанариотов всеправославной полнотой невозможно из-за блокирования Фанаром проведения Всеправославного Собора, то возможно ее осуждение на Соборе Поместной Церкви или межцерковном Соборе, тема которого ранее обсуждалась.

В истории Церкви достаточно примеров, когда ереси, восторжествовавшие в Константинопольском Патриархате, осуждались на Соборах в других Поместных Церквях, что в итоге приводило к попранию ереси и очищению самой Константинопольской Церкви.
Новая провокация против РПЦ
(О «великом богослове» и печали раскольничьего безумия)

Говоря про «вождей раскола и виновников несогласия, пребывающих в слепом и упорном безумии» (св. Киприан Карфагенский), нужно быть готовыми к любому оксюморону. Постмодерн сочетает в себе несочетаемое. Сатана, используя еретиков и раскольников, часто выставляет их на посмешище, ликуя тем плодам, которые принесли гордыня и прелесть…

Вот монархисты из царебожного «Движения царский крест» 25 марта заявляют, что 24 марта возле своего дома был избит «диакон» Илья Маслов. «Реплики нападающих дали ясно понять, что избиение напрямую связано с его общественной деятельностью, а так же сотрудничеством с Царским Крестом» - пишут ультрамонархисты. Заметим, что «царский крест» известен своим антисталинизмом, в то время как сам Маслов является сталинистом, что является лишь началом парадоксов.

Вот 26 марта глава левацкой «Свободной России» и, по совместительству, т.н. «гражданской коалиции «Третья сила» Игорь Скурлатов сообщает «Вчера двое монархистов-патриархистов подкараулили Илью и попытались его избить, нанеся ряд ударов в область головы с криками: "Это тебе за Царя (вероятно, за хулу на него? - И.С.) и за Патриарха (Кирилла)». А в тот же день сайт «Аминь» пишет: «вчера вечером, у подъезда своего дома двумя неизвестными жестоко избит известный православный богослов и ревнитель веры диакон Илья Маслов. Ему нанесены телесные повреждения. Нападавшие сопровождали свои действия словами «это тебе за патриарха» и др.». А дальше самое смешное в этой печальной истории: «Диакон Илья известен в православных кругах как жесткий и принципиальный критик церковной политики нынешнего патриарха и его окружения, противник церковного модернизма, экуменизма и неообновленчества, убежденный апологет православной Традиции».

Маслов действительно известен в кругах, враждебно настроенных к РПЦ: от правых раскольников до ультралеваков-воинствующих атеистов. Ненависть, как известно, объединяет.

Радует, что солидарность с «богословом» (не имеющим ни одной богословской работы) готовы проявить как ультрамонархисты, «за сотрудничество с которыми он пострадал», так и ультралеваки, также готовые защитить его от монархистов, жаждущих расправы с ним за «хулу на царя».

С диаконским саном Маслова все еще сложнее: в 2020 г. выяснилось, что бродящий по разным приходам Илья Маслов нигде не проходит по документам, как диакон. Нет никаких следов его хиротонии, а «послужить» в храмы Москвы его пускали как «патриота-единомышленника», документов не проверяя. Маслов разразился праведным гневом за подобные обвинения и предъявил в подтверждение своего священного сана… ничего. Ни удостоверения клирика, ни фотографий хиротонии, ни свидетельств ее участников, ни епархиальных указов, ни обязательного при хиротонии зачисления в штат храма… То есть, вообще ни одного доказательства, способного опровергнуть обвинения в его кощунственном самозванстве. В качестве отвлекающего пиар-хода Маслов подал заявление в церковный суд, требуя подтвердить свой священный сан, к которому в качестве доказательств прикрепил… снова ничего.

И вот теперь «кровавая рука Патриархии» добралась до него. Не до лидеров упомянутых организаций, не до сотен критиков МП слева и справа, не до популярных деятелей, обливших грязью десятки епископов… а до него. Собственно, его попытка сделать пиар на этой истории и обвинить в ней РПЦ – это единственная причина, по которой мы вынуждены уделить внимание этой мерзкой истории.

В самом факте избиения Маслова у нас сомнений нет. К сожалению, это не первая история с ним подобного рода. Его конфликтный характер и страсть к алкоголю в сочетании с симпатией к дешевым питейным заведениям уже не раз приводили к эксцессам. Драки и задержания полицией случались с «ревнителем Православия» и ранее. В частности, в сентябре прошлого года…

В целом же, желаем г-ну Маслову скорейшего выздоровления физического и духовного.
Сочетать ум и красоту, красноречие и вопиющую адекватность – это редкий Божий дар. Присоединяемся к поздравлениям с днем рождения очаровательной Олеси Медведевой! В сегодняшних украинских реалиях публично говорить правду, некуда не уезжать, смело отвечать на оскорбления и угрозы – это уже подвиг. Держите эту планку, и Господь не оставит Вас! Желаем Вам Божьего благословения, долгих лет, сил и здоровья, неиссякаемых смелости и любви!
Грустная для раскольников и Фанара статистика признания «ПЦУ»

«Украинских раскольников к настоящему времени признали только два архиерея Кипрской православной церкви (КПЦ), и поэтому серьезных ограничений для паломников РПЦ по поездкам на Кипр на данный момент не предполагается, сообщил в четверг РИА Новости секретарь по межправославным отношениям отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук.

Власти Кипра ранее заявили, что с 1 апреля открывают границы для туристов из России. Для пребывания на острове им потребуется только отрицательный результат теста на COVID-19.

"Это архиепископ Хризостом, поминающий на богослужениях лидера ПЦУ Думенко, и митрополит Константийский Василий, допустивший сослужение с раскольниками. Разумеется, что для русских паломников церковное общение с ними невозможно. Что касается общения с другими кипрскими иерархами и посещения подведомственных им храмов и монастырей, то каких-либо ограничений для наших паломников на данный момент не предполагается", - сказал Якимчук.

Кафедральный собор, в котором служит глава КПЦ, архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом, находится в Никосии» - сообщает РИА новости.

В общей сложности в Церкви Кипра 9 епархий. Соответственно, в 7 из них украинских раскольников не поминают и не признают. По крайней мере, пока.

Не лучше для раскольников выглядит ситуация и в Греции. В Элладской Православной Церкви их признали:
1) Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II (Афинская архиепископия);
2) митрополит Лангадский Иоанн (Лангадская митрополия);
3) митрополит Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон (Верийская митрополия);
4) митрополит Артский Каллиник (Артская митрополия);
5) митрополит Триккийский и Стагонский Хризостом (Триккийская митрополия);
6) митрополит Димитриадский Игнатий (Димитриадская митрополия);

В общей сложности в Греции расположена 81 епархия.

Напомним, что ни Элладская Церковь, ни Церковь Кипра не признавали украинских раскольников установленным в канонах путем – общим голосованием епископов, как это предписывает 34 Апостольское правило и многие другие. В Элладской Церкви голосования на Соборе не было, а вместо него президиум Собора и предстоятель сделали заявление о признании. В Церкви Кипра на Синод (синоним Собора в Кипрской Церкви) был вынесен вопрос о праве предстоятеля от своего имени (а не от имени Церкви) поминать раскольников, что было принято 10 голосами из 17… В Александрийской же Церкви о признании раскольников просто заявил ее Патриарх, на чем рассмотрение вопроса и было завершено. Именно поэтому, РПЦ разорвала общение со всем Константинопольским Патриархатом (он единственный признавал раскольников большинством своего епископата, вынося решения как на Синоде, так и на Соборе), а с остальными тремя Церквями, якобы признавшими раскольников, разрыв отношений следовал только с их предстоятелями и их единомышленниками, так как решений полноты Церкви в этих случаях не было.

#Советы_полемисту #Фанарские_басни #украинский_раскол
Призыв к коллегам

Уважаемые коллеги из тг-канала «Восточная церковь» вероятно не заметили за последние недели, что конфликт между некоторыми сотрудниками ОВЦС и о. Георгием Максимовым стих. Произошло примирение между о. Георгием и о. Николаем Бабкиным. Наступило прощенное воскресение и затем Великий Пост, для православных - время покаяния и «зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего».

Конфликт – это такая материя, которая легко воспламеняется и тяжело затухает. Каждая сторона в любом конфликте считает себя жертвой агрессии и ведущей не нападение, а оборону. Потому каждое свое действие воспринимает, как ответное, а действия оппонента - как безосновательную агрессию… таковы законы конфликтологии.

Стороны останутся каждая при своем мнении. Компромисса не будет, это очевидно. Но и разжигание конфликта по нарастающей тоже пользы не принесет, о чем мы писали ранее.

Вот и теперь, призываем коллег не подливать масло в затухающий костер. Так как личной коммуникации не имеем, то вынуждены сделать это публично.

С надеждой вспоминаем слова Христовы: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5:9). Присоединяйтесь.