Лабарум. Сим победиши
2.31K subscribers
425 photos
114 videos
1.4K links
Мысли о православии и не только (Редактор Павел Даровский). Сообщения оставлять в чате канала.
加入频道
Православие и социализм

Церковь, будучи не от мира сего (Ин. 18:36), не имеет своей политической доктрины, вопреки желанию многих ее навязать. Конечно, Церковь приветствует милосердие, заботу о сиротах и вдовах. Церковь благословляет власти, намеренные содействовать укреплению и распространению православной веры. Но при этом и всякую власть воспринимает по заповедям св. Апостолов: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2:13-14). 

Весьма ясно отношение Церкви к государству выражено в т.н. «Соловецком послании» (Обращении православных епископов из Соловецкого лагеря, май 1926 года):

«…Церковь не касается перераспределения богатств или их обобществления, так как всегда признавала это правом государства, за действия которого не ответственна. Церковь не касается и политической организации власти, ибо лояльна в отношении правительств всех стран, в границах которых имеет своих членов. Она уживается со всеми формами государственного устройства от восточной деспотии старой Турции до республики Северо-Американских Штатов…

У каждого верующего есть свой ум и своя совесть, которые и должны указывать ему наилучший путь к устроению государства. Отнюдь не отказывая вопрошающим в религиозной оценке мероприятий, сталкивающихся с христианским вероучением, нравственностью и дисциплиной, в вопросах чисто политических и гражданских Церковь не связывает их свободы, внушая им лишь общие принципы нравственности, призывая их добросовестно выполнять свои обязанности, действовать в интересах общего блага…».

Поэтому идеи некого «православного социализма», которые сейчас снова муссируются в определённой части патриотической среды, не противоречат учению Церкви, как и не выражают его.

Но вместе с тем, не стоит забывать и тех рисков, которые определенные аспекты социализма несут (как образца советского, так и различных западных образцов: от т.н. «христианского социализма» до социализма либерального) в себе для семейных ценностей:

«При сохранении текущего уровня рождаемости европейское население к концу двадцать первого столетия сократится до 207 миллионов человек – то есть до тридцати процентов от сегодняшнего. Колыбель западной цивилизации станет и ее могилой.
Почему это происходит? Одна из причин – социализм, прекрасный идеал европейских интеллектуалов на протяжении нескольких поколений. “Если посулить каждому государственную пенсию, дети перестанут быть страховкой против старости,- полагает доктор Джон Уоллес из университета Джона Хопкинса.- Если женщина зарабатывает более чем достаточно, чтобы чувствовать себя экономически независимой, она не станет во что бы то ни стало искать себе мужа. А если можно заниматься сексом просто так, не имея в виду зачатия, – сегодня это верно как для католической Италии, так и для светской Британии,- зачем выходить замуж и жениться?”

Освобождая мужей, жен и детей от семейных обязанностей, европейские социалисты устранили общественную потребность в семье. Как следствие, институт семьи начал отмирать. А с этим институтом начала отмирать и Европа. Между тем третий мир каждые пятнадцать месяцев дает прирост населения в сто миллионов человек – население Мексики; к 2050 году третий мир прирастет сорока новыми Мексиками, тогда как Европа потеряет столько человек, сколько проживает ныне на территории Бельгии, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии и Германии. Если не произойдет божественного вмешательства – или если европейских женщин вдруг не обуяет желание иметь столь же многочисленные семьи, какие были у их бабушек,- грядущее будет принадлежать третьему миру. Как подытожил в «Полых людях» Т.С. Элиот: «Вот так закончится мир,/Не взрыв, но всхлип»
- предсказывал сегодняшние реалии двадцать лет назад Патрик Бьюкенен.
Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому

Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние,/ богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче,/ Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Тропарь Собору преподобных отцев Киево-Печерских

Егда́ снидо́сте во гро́бы/ и саме́х себе́ заключи́сте,/ тогда́, стра́сти умертви́вше плотски́я,/ спогребо́стеся Христу́, Богоно́снии,/ и диа́вольския в подзе́мных разруши́сте огра́ды.// Сего́ ра́ди А́нгели венцы́ с Небе́с вам подаю́т.
Выдержки из «Исповедания православной веры» святителя Григория Паламы:

«…Дух Самоипостасный, от Отца исходящий и через Сына посылаемый, то есть: являемый, причина и Он всего созданного, как в нем совершаемого, Тот же Самый как Отец и Сын и равночестен, кроме нерожденности и рожденности. Он был послан от Сына к Своим ученикам, значит, был являем; ибо каким другим образом был бы послан Тот, Который вездесущий? Итак, не только от Сына, но тоже от Отца и через Сына посылается, и придет являемый от Себя Самого, потому что послание, то есть явление Духа, есть общее дело. Является же не по сущности, ибо никто никогда не видел или же объяснил Божию Сущность, но по благодати и силе и энергии, которые общие Отцу и Сыну и Святому Духу. Свойственна каждому из Них Его собственная Ипостась и все, что стремится к ней.

Общее есть не только пресущая Сущность, которая абсолютно безымянна, неявляема и непричащаема, яко превыше всякого имени и явления и причастия, но тоже благодать и сила и энергия и блеск и царствие и нетленность и, одним словом, все, чем Бог причащается и соединяется по благодати со святыми ангелами и человеками, без лишения своей простоты, ни частностью и разнообразием сил и энергий. Итак, есть у нас один всемогущий Бог во едином Божестве. Ибо от совершенных Ипостасей никогда не зарождается составление, ни может могущественное, потому что имеет силу или силы, когда-то из-за этого быть искренно названно составленным…

…Мы держим все церковные предания, письменные и неписьменные, и прежде всего тайное и всесвятое служение и причастие и общение и собрание, от которого другие служения получают свое совершенство и где в воспоминании Того, Который истощил Себя неистощимо и воплотился и страдал нас ради, священнодействуются и богодействуются, по Того божественному повелению и по Его собственному действию, самые божественные предметы, Хлеб и Чаша, и делаются жизнодательным Телом и Кровью, и даруются в несказанное Причастие и общение тем, которые благочестиво приступают.
Всех не исповедающих и не верующих в то, как Святый Дух провещал через пророков, как повелел Господь, когда Он явился нам во плоти, как свидетельствовали Им посланные Апостолы, и как Отцы наши и их преемники нас учили, но выдумывающих их личные ереси или следовавших до конца за теми, которые их плохо научили, мы отвергаем и предаем анафеме…

…Мы принимаем тоже все святые Соборы, проведенные Божиею благодатию в свое время и место для утверждения благочестия в евангельской жизни; к ним принадлежат те, которые проведены в этом великом городе в славной церкви Святой Божественной Премудрости (Св. Софии) против Варлаама Калабрийского и против Акиндина, который был за него и думал, как он, и спешил, чтобы его с хитростью оправдать; которые учили, что общая благодать Отца и Сына и Святого Духа, и свет будущего века, в который праведные будут сиять яко солнце, как это Христос предъявил, когда Он сиял на Горе, и просто всякая сила и энергия Триипостасного Божества, и все, что неким образом различается от Божественной природы – что все это созданно, рассекая этим злочестиво единое Божество в созданное и несозданное, а тех, которые благочестиво исповедуют, что этот Пребожественный Свет несозданный и всякая сила и энергия Божественная – ибо ничего от всего принадлежащего по природе к Богу не возникло недавно – они называют двубожниками и многобожниками, точно как нас называют иудеи, савеллиане и ариане. Но мы изгоняем и первых, и последних как настоящих безбожников и многобожников, и мы их окончательно отсекаем от полноты благочестивых – как это и сделала Святая Соборная Апостольская Христова Церковь Синодиком и Томосом Святогорским, верующие во Единое, Триипостасное и Всемогущее Божество, никогда не отпадающее от единства и простоты из-за сил или Ипостасей…»

Полный текст
Святитель Григорий Палама – один из величайших богословов в истории Церкви. Он прославлен своими трудами как полемист, борец с ересями, аскет, апологет исихазма… Конечно, более всего известны его богословские работы посвященные нетварным энергиям Божества. В частности,

О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте  

О Божественном соединении и разделении  

О Божественных энергиях и их причастии  

И многие другие.

Темы работ св. Григория настолько глубоки, что писать о них в рамках формата телеграм-постов нам представляется крайне сложным.

Вместе с тем мы хотим порекомендовать нашим читателям самостоятельное ознакомление с трудами великого богослова. Ведь в том числе и для этого Церковь вспоминает о нем на второй неделе Великого поста.

Труды святителя Григорий Паламы
В Уржумской епархии 27 марта 2021 года в день поминовения усопших освящена часовня в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших за веру в годы гонений на Церковь. Расположена часовня на месте захоронения бывшего Вятского лагерного пункта №2 в п. Сорда Верхнекамского района Кировской области. Чин освящения совершил Епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн в сослужении других клириков епархии – сообщают в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Кирс.


«На севере Верхнекамского района Кировской области в 1938 году возник Вятский лагерь НКВД - Вятлаг. Тысячами жизней оплачены были кубометры древесины. Многие здесь приняли смерть за верность Богу. Кладбища Вятлага - скорбь и память всей России, всюду живут потомки узников Вятлага. Смерть — таинство. Тело в могиле ожидает воскресения. Поэтому на них ставят кресты, символ молитвы. Мы молимся о них, они молятся о нас. Возвращенные имена, незабытые могилы. Земля Вятлага становится Полем Памяти».


Подробнее о Вятлаге
Однажды в Америке и не только

21 год назад эти слова об Америке были написаны одним из лидеров ее консерваторов Патриком Дж. Бьюкененом в его книге «Смерть Запада». Наблюдая за происходящим в мире спустя 20 лет, для нас актуально понять, как готовился этот перелом, попытки культивировать который мы не раз еще увидим и в нашей стране.

«…мы совсем недавно пережили культурную революцию, в результате которой господствующие высоты заняла новая элита. Через овладение средствами внушения идей, образов, мнений и ценностей – телевидение, искусство, индустрию развлечений, образование – эта элита исподволь создает новую нацию. Уже не только этнически и расово, но и культурно и этически мы более не “люди одной нации под Богом”.

Миллионы людей ощущают себя чужаками в собственной стране. Они отворачиваются от масс-культуры с ее культом животного секса и гедонистических ценностей. Они наблюдают исчезновение старинных праздников и увядание прежних героев. Они видят, как артефакты славного прошлого исчезают из музеев и заменяются чем-то уродливым, абстрактным, антиамериканским; как книги, запомнившиеся им с раннего детства, покидают школьную программу, уступая новым авторам, о которых большинство никогда не слышало; как низвергаются привычные, унаследованные от поколений предков моральные ценности; как умирает взрастившая этих людей культура ‑вместе со страной, в которой они росли.

На протяжении жизни одного поколения многим американцам довелось увидеть, как развенчивают их Бога, ниспровергают их героев, оскверняют культуру, извращают моральные ценности, фактически вытесняют из страны, а самих называют экстремистами и лжецами за Приверженность идеалам предков. “Чтобы мы любили свою страну, нужно иметь нечто, за что ее возможно любить”,- заметил Берк. Во многих, слишком во многих отношениях нынешнюю Америку любить не за что. Она , остается, конечно же, великой державой, но величие необязательно подразумевает благо. Немало таких людей, которые больше не чувствуют Америку своей. Не мы покидаем Америку, говорят они, это она нас покидает. Невольно вспоминаются слова Еврипида: “Нет большей горести на свете, нежели утратить родину”.

…Все, что вчера считалось постыдным – прелюбодеяние, аборты, эвтаназия, самоубийство,- сегодня прославляется как достижения прогрессивного человечества. Ницше говорил о переоценке всех ценностей: Прежние добродетели становятся грехами, а прежние грехи превращаются в добродетели.

Каждые несколько лет, с появлением очередного общественного лидера, заявляющего что-нибудь вроде: “Американцы – христианская нация”, в стране начинается форменная истерия. Да, когда-то американцы были христианской нацией, большинство граждан США по-прежнему причисляет себя к христианам. Но нынешнюю доминирующую культуру правильнее называть постхристианской, или даже антихристианской, поскольку ценности, ею прославляемые, суть антитезис древнего христианского учения.

“Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” – такова первая из заповедей, услышанных Моисеем на горе Синай. Однако новая культура отвергает Бога Ветхого завета и возжигает благовония на алтарях глобальной экономики. Киплинговы “боги рынка” отодвинули с пьедестала Бога Библии. Секс, слава, деньги, власть – вот новые боги новой Америки.

Два народа, две страны… Старая Америка уходит, зато новая набирает силу. Новые американцы – поколение 1960‑х и более поздние – не испытывают привязанности к старой Америке. Они считают ее лживой, двуличной, реакционной, консервативной страной – и потому отряхивают ее пыль со своих ног и с успехом строят новую Америку. Культурная революция в их глазах была славной революцией; с другой стороны, для миллионов людей эта революция – катастрофа, которая отняла у них родную страну и поселила в культурной пустыне, в этической канализации. Эти люди не хотят жить в новой Америке и не желают за нее сражаться…».
Битва смыслов

Дело, конечно, вкуса. Лично я рэп не воспринимаю. Но любители этого направления считают данный продукт https://youtu.be/GQ3EU3vyOLA высококачественным. Развитие в России рэпа с христианским смыслом – бесспорно крайне важное направление культурной борьбы за сохранение православной самоидентификации. В первую очередь, среди молодежи.

Ранее наш канал уже писал об этом. Мы часто ценим книгу или фильм, музыку или иные произведения искусства просто за их православное содержание. Но если мы говорим о массовой культуре, то нам нужен сегодня высококачественный конкурентоспособный продукт, сочетающий в себе как православные смыслы, так и популярные формы. Это тоже проповедь, это тоже борьба за сохранение христианской идентичности, это тоже битва за будущее.

#Субъективно_Павел_Даровский
Все главное – впереди

В Калифорнии законодатели рассматривают законопроект о запрете консервативным христианам работать в полиции. Нет, звучит все иначе: «о запрете представителям групп ненависти». Но под определение «групп ненависти» попадают противники абортов, смены пола и ЛГБТ-браков.

А в это время Nike выпустил новый продукт: Кроссовки под названием Satan Shoes с «человеческой кровью» в подошве. В ролике говорится, что всего будет выпущено 666 пар, каждая стоимостью $1018. В подошве Nike Air Max 97 - краситель якобы с каплей человеческой крови – сообщает о. Александр Овчаренко.

В США готовятся к принятию поправки в Закон о гражданских правах.

Республиканец Том Коттон утверждает, что в результате его принятия «с миллионами американцев будут обращаться как с гражданами второго сорта и им будут угрожать судебными исками просто за то, что они верят, что мужчины это мужчины, а женщины – женщины».

Театр в Миннеаполисе отказался показать постановку "Золушки" из-за того, что почти все актеры в ней - белые. Это не единственная проблема "Золушки". У героини с принцем гетеросексуальная пара. А в сюжете - ни одного трансгендера…

Еще в IV веке свят. Василий Великий сформулировал: «Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием».

Часто ли мы слышали раньше недоумение нашим неприятием содомии? «Это же их частное дело. Зачем вы поднимаете этот вопрос?» - спрашивали нас недоумевающие сограждане. И это было их дело. Но потом они вышли на площади, затем они пришли в фильмы с требованием пропагандировать их, потом в храмы, требуя их венчать и изображая содомитами наших святых. Теперь они требуют запретить даже упоминания о нормальной семье. И поддержать решение собственной церкви о признании содомии грехом стесняется уже Папа Римский. И это - не удивительно. Ведь ЛГБТ-«браки» поддерживает 67% американцев (в Европе уровень поддержки еще выше). 75% белых католиков и 72% белых протестантов в США - также за ЛГБТ-«браки», согласно статистике.

«Разве можно навязывать людям веру в Христа? Разве Он не учил уважать свободу?» - осекали гуманисты попытки сохранять христианские ценности в обществе. И христиане уступили. И теперь во многих городах Европы запрещают ставить рождественские елки, а ношение нательного креста становится причиной для увольнений в некогда христианской Англии и предметом запрета во французских школах…

«Разве можно сатанистов и трансгендеров ущемлять в правах?» - недавно возмущались правозащитники. И вот с ущемлёнными правами оказываются христиане и гетеросексуалы…

Мы же понимаем, что защита прав на эвтаназию, легализация наркомании и прочие «достижения» будут развиваться тем же путем?

Или нам кажется, что Америка и Европа - это где-то далеко, за пределами нашей жизни? А Прибалтика? А Украина? А Москва?

Выставка «Body Worlds» продолжается в Москве. А несмотря на запрет пропаганды гомосексуализма, телеэфир наполнен представителями именно этой ориентации и часто именно они определяют информационную повестку, даже по церковным вопросам на ТВ…

А в это время Синод Сербской Церкви выступил против Проекта закона об однополом партнерстве, который активно лоббируют в сербском парламенте. «Упомянутый проект закона для Сербской Церкви неприемлем, потому что огромное большинство предложенных постановлений находится в противоречии с Евангелием Христовым и совокупным опытом и практикой Церкви, на которых духовно и морально укоренен наш сербский народ, как и вся европейская цивилизация» - говорится в заявлении Синода.

Идет Великий Пост. Церковь отметила неделю свят. Григория Паламы – апологета исихазма. Того исихазма, в котором Господь касается человеческого сердца, обожая душу, освящая ее фаворским светом. От Аризоны до Дальнего Востока по сей день творится Иисусова молитва. Ничего еще не закончилось. Свет в мире не угас. Главная битва еще впереди.
Кривое Зазеркалье

На свою радость, автор тг-канала «Батюшка Лютер» нашел у св. Ефрема Сирина слова о том, что Антихрист «не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, но с презрением отвергает все культы, чтобы можно было пленить церковь». Узнав, что Антихрист будет для видимости отвергать ереси, выдавая себя за ревнителя, автор радостно определяет, что все противники ересей… работают на Антихриста. И смешивает между собой потом «в одну шайку-лейку» всех своих оппонентов, начиная от «зилотов»-раскольников и завершая хоть и спорными, но вполне церковными авторами…

Интеллектуальный кульбит, способный вызвать просто восхищение по степени своей абсурдности и наглости.

Наглости, так как сам автор, активно повествующий о необходимости реформы РПЦ, является Георгием Видякиным. Это бывший священник РПЦ, запрещенный в служении за прелюбодеяние, оставление жены с детьми и переход в Англиканскую церковь, клириком которой на Кипре он теперь и является, о чем мы ранее писали.

В кривом Зазеркалье современного англиканства, где женщины становятся епископами, а в храмах, названных христианскими, венчают гомосексуалистов, места для реформаторских инициатив Видякина уже не осталось? Или англикане не готовы воспринимать авторитет блудного перебежчика?

В любом случае, попытка еретика научить православных сторониться противников ересей совсем не удивляет. Если сатана, искушая Господа в пустыне, использовал цитаты из Священного Писания, то почему бы падшему священнику в своих попытках искусить верных не использовать цитаты святых отцов?

Авторитет св. Ефрема Сирина не вызывает сомнений, в отличие от извращенных интерпретаций его цитат. Приведем же и мы слова св. Ефрема в отношении еретиков и подобных «реформаторов»:

«Еретиков, как хульников и врагов Божиих, Писание называет не человеками, но псами, волками, свиньями и антихристами, как говорит Господь: "Не давайте святыни псам…" (Мф. 7, 6). И Иоанн говорит: "Теперь появилось много антихристов" (1Ин. 2, 18). И их-то не надлежит ни любить и питать, ни молиться, ни есть вместе с ними, ни принимать их в дом к себе, ни приветствовать, чтобы не принять участия в лукавых делах их.

Никогда не води дружбы с еретиками, не ешь и не пей с ними, не будь спутником их в дороге, не входи ни в дом, ни в собрание их, потому что у них нечисто все, что ни есть, как говорит Павел: «Для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). Итак, ограждай душу свою, возлюбленный; не сдружайся с еретиками, чтобы не приобщиться к обществу их. Им, как сказал Господь, а, следовательно, и пребывающим с ними, нет отпущения грехов ни в нынешнем веке, ни в будущем. Ибо каждый пожнет, что посеял».

#Павел_Даровский
Актуальная инициатива от читателей

Читатели прислали нам ссылку на инициативу на https://www.roi.ru/70683/ с предложением ее поддержать. К сожалению, не можем. И вот почему: вероятно, замысел инициативы основан на лучших намерениях. Но использованные термины очень широки по своему значению. Авторы предлагают запретить и криминализировать любое продвижение тематики нетрадиционных сексуальных отношений. При чем нет ни уточнений, ни хотя бы конкретизации формата этого «продвижения». Например, наш канал периодически освещает какие-то события, связанные с навязыванием ЛГБТ-«ценностей» в США и Европе… Исходя из абстрактной формулировки мы также попадем «под статью». Убеждены, что подобные инициативы, кроме желания защитить традиционные ценности в обществе, требуют еще юридической грамотности, чтобы лечение не оказалось хуже болезни…

Наш подписчик Юрий пишет: «А что мешает договориться нескольким крупным православным и консервативным тг/vk-каналам совместно разработать, запустить и активно продвигать свои инициативы...? Это действующий инструмент, которым не пользуются».

Согласны с Юрием. К сожалению, мешает нам плохая координация. Может быть, пора как-то использовать наши возможности там, где позиции совпадают и совместные инициативы могут послужить Церкви и обществу?
Признает ли Церковь крещение еретиков?

#Спрашивали_отвечаем #Советы_полемисту

Ранее читатели просили нас осветить этот вопрос. Давайте попробуем в нем разобраться. Представления Церкви в этом вопросе первоначально были спорными, так как не была согласована единая терминология. Это часто вводит в заблуждение при чтении древних святых отцов.

Например, енкратитов разные святые отцы относят то к раскольникам, то к еретикам. Их учение имело много общего с христианством, но при этом было под большим влиянием гностиков и содержало в себе вещи антихристианские, «отвергая изначальное создание Божие и косвенно порицая Того, Который сотворил мужеский пол и женский для рождения людей» - пишет св. Ириней Лионский (около 130-202 гг.) в своем труде «Против ересей», относя енкратитов к еретикам. А, например, св. Ипполит Римский (около 170 - 235 гг.) считал их раскольниками. В первом правиле свят. Василия Великого (около 330—379 гг.) также енкратиты приравнены к раскольникам.

То есть гностики и другие явные «нехристиане» (хоть и использовавшие имя Христа) считались еретиками, а другие еретические течения, с не столь значительными искажениями Христианства, считались у некоторых отцов расколами «разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание» (св. Василий Великий), а у других также ересями.

В зависимости от степени отдаления от Церкви оценивалась необходимость крещения обращенных из этих ересей в Православие.

Определённость в этот вопрос внес Трулльский (VI Вселенский) Собор своим 95-м правилом:

«Присоединяющихся к православию и к части спасаемых из еретиков, приемлем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, македониан, новатиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятидневников, или тетрадитов, и аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия кафолическая и апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть, помазуя святым миром во первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголом: печать дара Духа Святаго. А о бывших павлианами, потом к кафолическая церкви прибегших, постановлено: перекрещивати их непременно. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотчестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из галатския страны) всех, которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем якоже язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати писания, и тогда уже крещаем их. Такожде и манихеев, валентиниан, маркионитов, и им подобных еретиков. Несториане же должны творити рукописания и предавати анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севера, и прочих начальников таковых epeсей, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение».

То есть, как мы видим, способ приема в Церковь зависит от степени искажения Истины и отделённости от Церкви той ереси, из которой принимается бывший еретик. В настоящее время, например, католиков РПЦ принимает через отречение от их заблуждений, протестантов – через миропомазание, остальных – через крещение.

В этом вопросе есть важная деталь: у святых отцов или Соборов мы не находим утверждений про действительность крещения или миропомазания еретиков вне контекста приема их в Церковь. Например, Церковь не отпевает еретиков, даже если бы при жизни приняла их в свои члены без крещения. Из чего приходим к выводу, что лишенная спасительной полноты форма Таинства, совершаемая еретиками вне Церкви, наполняется полноценной благодатью только при соединении человека с Православной Церковью как Телом Христовым.
Грузинская Церковь: очищение в Чкондидской епархии

Долгие годы в Грузинской Церкви, как и во многих других Церквях, формировалось профанарское либеральное лобби. Одним из его неформальных лидеров является митрополит Потийский и Хобский Григоли (Григорий). Митрополит тесно связан с фанарскими иерархами, в частности, с митрополитом Иоанном (Зазиуласом) Пергамским – одним из главных идеологов концепции Константинопольского престола как «первого без равных». Владыка Григорий давно ведет работу по насаждению профанарского богословия в Грузии через «Новый грузинский университет». Через последний издается литература, проводятся конференции, обучается в магистратуре духовенство, организовывается обучение за рубежом, о чем мы ранее писали.

Другим лидирующим иерархом среди профанарских епископов считался митрополит Чкондийский Петр (Цаава), запрещённый в служении в 2019 году и отправленный на покаяние в монастырь. Причиной этого решения стала клевета на епископат и Патриарха Грузинской Церкви. Монастырю опальный архиерей предпочел телеэфиры, где продолжил информационную борьбу со своей Церковью…


Как выяснилось, после назначения на Чкондидскую кафедру нового архиерея митрополита Стефана, в самой епархии сложилась фактическая секта, не готовая воспринимать никакого другого лидера, кроме митрополита Петра и отвергающая соборные решения Грузинской Церкви.

Итогом разногласий стал штурм епархиального управления и драка https://yangx.top/hrizmasimpobedishi/1790 .

И вот сегодня сообщается, что митрополит Стефан отлучил от Евхаристии 11 клириков из числа сторонников митрополита Петра за «участие в попытках разделить Грузинскую Православную Церковь и попытки не подчиняться ей».

От причастия отлучены монахи Васили Гвилава, Амвроси Схулухия, Давид Хелая, Маркоз Цулая, Микаэл Джалагония, монахиня Сосана Болквадзе и другие.

Согласно распоряжению митрополита, причастие запрещено также мирянам, «принимавшим участие в нападении на резиденцию митрополита Чкондидского и в оскорблении священника».

«Возвращение права на причастие будет возможно на основании раскаяния, написанного на имя Митрополита Чкондидского Стефана», — говорится в документе.

До этого Синод Грузинской Православной Церкви (в случае с ГПЦ Синод тождественен Собору, так как включает в себя весь епископат) принял ряд других решений, отражая атаки на Церковь со стороны сторонников Фанара, о чем мы писали подробно.

Вокруг Грузинской Церкви идет борьба. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II пользуется огромным авторитетом в Церкви и Грузии. Вмешательство внешних сил во внутренние дела ГПЦ весьма затруднительно именно из-за его огромного авторитета. Но ему уже 88 лет и его состояние здоровья вызывает тревогу. Это понимают все заинтересованные стороны: от Вашингтона до Стамбула, от Стамбула до Тбилиси. Вероятно, впереди у Грузинской Церкви еще не одно искушение, еще не один скандал.
Forwarded from Правблог
Ересь фанарского "папизма" должна получить соборную оценку со стороны Русской и других Поместных Церквей

Специалист по истории Церкви и истории Греции Афанасий Зоитакис:

"На данный момент нет осуждения учения об абсолютном первенстве Константинопольского патриархата со стороны Поместных Церквей. Более того, даже те, кто не согласен с действиями Фанара на Украине, продолжают находиться с ним в евхаристическом общении, исключение – только Русская Церковь. Церковных соборов, где новая экклезеология Константинополя была бы осуждена, пока не прошло".

Константинополь свое новое учение о Церкви официально пока не оформил. "Когда их обвинили в папизме, они начали отрицать, что нисколько не претендуют на это и лишь реализуют те полномочия, которые им, мол, исторически принадлежали. То есть, они пока от этого открещиваются, хотя де-факто претендуют на роль не "сестры", но "матери" Поместных Церквей", - отметил эксперт.

В то же время многие специалисты по каноническому праву отмечают, что искажение учения о Церкви со стороны Константинопольского патриархата действительно присутствует – прежде всего, его претензия на неограниченные права и первенство в православном мире в ущерб соборности, что особенно проявилось за последнее время. Некоторые близкие к Фанару богословы придают всему этому уже "догматическое наполнение", утверждая, что "как Бог-Отец главный в Троице, так и Вселенский патриарх главный в Православной церкви". По мнению Зоитакиса, свою оценку "новая экклезиология" Константинополя рано или поздно должна получить со стороны вселенского православия – всех Поместных Православных Церквей.

Наш комментарий:

надеемся, что первый шаг на этом пути сделает Русская Православная Церковь.

Напомним, что осенью должен состояться архиерейский собор РПЦ, по итогам которого и могли бы быть зафиксированы необходимые позиции.
«Святее святых отцов»

О избыточной ревности пишет Апостол Павел: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по разуму» (Рим 10:2).

Порою некоторые наши братья по вере, в искреннем благом стремлении защитить Православие от ересей, настолько увлекаются этим занятием, что являют «ревность не по разуму», превосходя в своей категоричности святых отцов и вступая с ними в противоречие.

Так, в частности, когда идет речь о принятии раскаявшихся еретиков в Православие, некоторые отвергают церковную практику принимать крещенных во имя Отца, Сына и Святого Духа еретиков через миропомазание или покаяние, считая ее еретическим влиянием. Стремясь защитить Православие, по своему невежеству сами его попирают. Ведь чем же, кроме попрания Православия, можно счесть попрание авторитета самих Вселенских Соборов, через которые, как верит Православная Церковь, сам Дух Святой открывает нам волю Божию? Между тем именно такая практика определена 95-м правилом Трулльского (VI Вселенского) Собора, о чем мы подробно писали ранее.

Попирая данное правило, некоторые «ревнители» тем самым отвергают и веру святых отцов, его утвердивших. А вместе с ними отцов II Вселенского Собора, утвердивших 7 его правило, а также отцов Лаодикийского Собора, утвердивших свое 7-е правило, так как они говорят о том же.

В поисках примера в истории Церкви иногда приводят период в XVIII веке, когда Константинопольская Церковь перекрещивала всех еретиков. История послуживших тому причин назидательна:

«В 1718 г. патриарх Иеремия III в ответ на запрос рус. царя Петра I Алексеевича заявил в послании, что перекрещивать новообращенных в Православие католиков и протестантов нет необходимости. В 1751 г. в епархии Никомидия (ныне Измит, Турция) распространялась проповедь монаха Авксентия Диакона, к-рый выступал против заблуждений латинян и армян и утверждал также, что их обряды крещения являются недействительными. Патриархия во главе с патриархом Кириллом V (1748-1751, 1752-1757) некоторое время пыталась игнорировать растущее возбуждение среди христиан в К-поле и его окрестностях, тем более что патриарх Кирилл сочувствовал взглядам проповедника. Но в 1752 г. патриарх Паисий II, уже в 4-й раз возведенный на престол, приказал Авксентию прекратить проповедь, но подчинения не добился. Посланный из Патриархии дидаскал Критий, который пытался давать разъяснения толпе и обличить неправоту Авксентия, едва не был ею растерзан. Большинство простонародья и часть греч. знати оказались на стороне проповедника и уже почти открыто требовали низложения патриарха Паисия. Патриархия, всерьез опасаясь бунта, видимо, обратилась за помощью к османским властям, и те, пригласив Авксентия якобы на аудиенцию к великому везиру, утопили его в Босфоре. В ответ возбужденная толпа христиан в К-поле подвергла патриарха Паисия побоям, что заставило его бежать из города. Толпа требовала вернуть на престол Кирилла V, и вскоре Порта уступила, дабы избежать дальнейших осложнений ситуации. Вернувшийся на престол Кирилл V, несмотря на несогласие многих архиереев, издал определение («Орос») о необходимости впредь перекрещивать католиков и армян, переходящих в Православие. Большинство архиереев КПЦ выступали против принятого определения; под их давлением в 1757 г. Кирилл V был низложен и на престол возведен Каллиник III. Но его высказывания о возможной отмене «Ороса» вскоре вызвали у простонародья подозрения в его симпатиях к латинянам. Мнения большинства других иерархов народ не брал в расчет; из-за слухов Каллиник III был объявлен «франком», избит толпой и изгнан из Патриархии. Его преемник патриарх Серафим II (1757-1761) уже не решался продолжать обсуждение спорного вопроса и с этого времени в КПЦ закрепилось решение в пользу перекрещивания новообращенных» - сообщает Православная энциклопедия.

Как мы видим, даже в этом историческом эпизоде Константинопольская Церковь вынуждено попрала каноны не по причине вероучительного характера, а под угрозами возревновавшей не по разуму толпы.