Во второе воскресенье после Пятидесятницы мы торжествуем память всех святых, в земле Русской просиявших. Конечно, это торжество растворяется с определенной скорбью, потому что Святая Русь разделена, брат восстал на брата, и извне на Святую Русь идет большая напасть. Но это разделение не доходит до небес. Хотя сейчас мы не можем приехать и поклониться святым преподобным Киево-Печерским, а те наши братья с Украины, которые остались верными, не могут приехать и поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского, тем не менее, этот единый Божественный полк ограждает нас.
И все же наши сердца, конечно, исполняются скорби от того, что идет война, что брат восстал на брата, что храмы разрушаются и изгоняются верные своим храмам. Священники канонической Православной Церкви подвергаются гонениям. Все, что уже не раз бывало в жизни Церкви, и нам пришлось стать свидетелями этого, – не в нашей стране, но в соседних с нами местах, в той части Святой Руси, которая была отделена от нас какое-то время тому назад и которую повели по пути ухода от Святой Руси, от единства православия. Мы видим страшные последствия этого.
Одно из свидетельств нынешнего положения вещей – этот крест, который был нам передан от одного из храмов Донбасса. Он был, как видите, расстрелян и упал с купола. Он был нам передан как память о том, что сейчас происходит. Потому что здесь мы живем довольно спокойно, хотя и знаем, что идет война, воюют и погибают наши братья, наши воины, а кто-то из них, наоборот, сражается и побеждает. Тем не менее, здесь, в нашем граде, мы живем довольно спокойно. Пусть этот крест будет нам напоминанием о необходимости молиться за наших братьев, которые находятся на фронте, которые находятся на той территории в годину гонений на Церковь. Нам важно не оставлять без помощи тех, кто сейчас воюет.
Также мы разместили сегодня икону, спасенную из разрушенной Авдеевки нашими войсками, когда они туда вошли. Это было подразделение, именованное в честь одного из наших святых, – сейчас распространяется такая практика.
Да сохранят нас все святые земли Русской впредь от междоусобной брани. Чтоб нынешняя междоусобная брань была преодолена и был достигнут Богом заповеданный мир, чтобы этот мир был устойчивый, чтобы это был мир единства Святой Руси под покровом всех святых земли Русской, которым да помолимся и сегодня, и каждый день.
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь накануне недели всех святых в земле Русской просиявших,
6 июля 2024 года
И все же наши сердца, конечно, исполняются скорби от того, что идет война, что брат восстал на брата, что храмы разрушаются и изгоняются верные своим храмам. Священники канонической Православной Церкви подвергаются гонениям. Все, что уже не раз бывало в жизни Церкви, и нам пришлось стать свидетелями этого, – не в нашей стране, но в соседних с нами местах, в той части Святой Руси, которая была отделена от нас какое-то время тому назад и которую повели по пути ухода от Святой Руси, от единства православия. Мы видим страшные последствия этого.
Одно из свидетельств нынешнего положения вещей – этот крест, который был нам передан от одного из храмов Донбасса. Он был, как видите, расстрелян и упал с купола. Он был нам передан как память о том, что сейчас происходит. Потому что здесь мы живем довольно спокойно, хотя и знаем, что идет война, воюют и погибают наши братья, наши воины, а кто-то из них, наоборот, сражается и побеждает. Тем не менее, здесь, в нашем граде, мы живем довольно спокойно. Пусть этот крест будет нам напоминанием о необходимости молиться за наших братьев, которые находятся на фронте, которые находятся на той территории в годину гонений на Церковь. Нам важно не оставлять без помощи тех, кто сейчас воюет.
Также мы разместили сегодня икону, спасенную из разрушенной Авдеевки нашими войсками, когда они туда вошли. Это было подразделение, именованное в честь одного из наших святых, – сейчас распространяется такая практика.
Да сохранят нас все святые земли Русской впредь от междоусобной брани. Чтоб нынешняя междоусобная брань была преодолена и был достигнут Богом заповеданный мир, чтобы этот мир был устойчивый, чтобы это был мир единства Святой Руси под покровом всех святых земли Русской, которым да помолимся и сегодня, и каждый день.
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь накануне недели всех святых в земле Русской просиявших,
6 июля 2024 года
Forwarded from Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
В наш приход пророка Илии в Черкизове на Большой Черкизовской от одного из храмов Донбасса-Новороссии передана святыня — Крест, упавший с купола после расстрела храма украинскими формированиями. Расстрела очевидно намеренного, поскольку никаких военных объектов рядом не было.
Будет нам, москвичам, непрестанная память о происходящем и напоминание о том, что мы должны быть крепким, сплочённым, помогающим тылом для сражающихся и для мирных жителей на территориях войны.
А новый Крест мы туда передадим.
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!
Будет нам, москвичам, непрестанная память о происходящем и напоминание о том, что мы должны быть крепким, сплочённым, помогающим тылом для сражающихся и для мирных жителей на территориях войны.
А новый Крест мы туда передадим.
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!
Илиинский приход в Черкизове
Многолетний прихожанин и старший алтарник @hramilii возведен в сан диакона! 6 июня 2024 года, в день памяти блаженной Ксении Петербургской, в Богоявленском храме Истринского района Подмосковья Алексей Игоревич Кравченко хиротонисан во диакона. Место дальнейшего…
Поздравляем диакона Алексия Кравченко с хиротонией во священника!
Отец Алексий, Вы шли к этому высокому служению всю жизнь. Приход @hramilii стал тем садом духовным, в котором Вы возрастали. Аксиос! Здоровья и помощи Божией в пастырском служении!
Отец Алексий, Вы шли к этому высокому служению всю жизнь. Приход @hramilii стал тем садом духовным, в котором Вы возрастали. Аксиос! Здоровья и помощи Божией в пастырском служении!
Всех вас поздравляю с праздником святых славных всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла!
Наша Церковь именуется апостольской неслучайно. Именно апостолы передали нам все христианское учение. Мы только что пели об этом на величании: «…весь мир ученьми своими просветившия…» Даже слова Спасителя, Святое Евангелие мы знаем потому, что его записали и передали нам святые апостолы. Но через апостолов нам пришло еще больше.
Апостолы, будучи собраны в Сионской горнице в день Пятидесятницы, приняли Святого Духа. И распространив Его по всей Церкви, дав возможность всем христианам принять Святого Духа, апостолы основали Святую Церковь. До сего дня Святой Дух пребывает в ней. Именно через Святого Духа мы усваиваем учение Христово, не только потому, что мы размышляем над ним. Хотя над Священным Писанием, над Писанием не только евангельским, но и над Деяниями апостолов и Посланиями апостольскими тоже следует размышлять. Правда одних рациональных рассуждений недостаточно. Необходимо верить в то, что мы читаем, и переживать это, воплощать в жизнь, а это возможно именно потому, что в Церкви пребывает Святой Дух; именно потому, что Святой Дух запечатлел нас в Таинстве Миропомазания. Поэтому мы можем действовать во Христе, действовать сообразно Священному Писанию, которое нам передали святые апостолы.
Восхваляя святых апостолов, будем же в благодарность им достойными последователями, достойными преемниками и учениками Христа и апостолов, которые привели ко Господу весь мир, «вся концы мира», как мы пели, опять же, в величании. А для этого будем изучать Священное Писание, будем молиться и просить у Господа помощи, чтобы нам разуметь Священное Писание, чтоб оно для нас было не просто неким текстом, кому-то интересным, кому-то тяжело читаемым, не просто неким историческим, глубоким и самым печатаемым в мире текстом, а чтобы оно было для нас словами Божиими, пронизывающими всю нашу жизнь, возжигающими в нас верность ко Господу, пребывание в числе учеников Христовых, какими были и святые апостолы!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла,
11 июля 2024 года
Наша Церковь именуется апостольской неслучайно. Именно апостолы передали нам все христианское учение. Мы только что пели об этом на величании: «…весь мир ученьми своими просветившия…» Даже слова Спасителя, Святое Евангелие мы знаем потому, что его записали и передали нам святые апостолы. Но через апостолов нам пришло еще больше.
Апостолы, будучи собраны в Сионской горнице в день Пятидесятницы, приняли Святого Духа. И распространив Его по всей Церкви, дав возможность всем христианам принять Святого Духа, апостолы основали Святую Церковь. До сего дня Святой Дух пребывает в ней. Именно через Святого Духа мы усваиваем учение Христово, не только потому, что мы размышляем над ним. Хотя над Священным Писанием, над Писанием не только евангельским, но и над Деяниями апостолов и Посланиями апостольскими тоже следует размышлять. Правда одних рациональных рассуждений недостаточно. Необходимо верить в то, что мы читаем, и переживать это, воплощать в жизнь, а это возможно именно потому, что в Церкви пребывает Святой Дух; именно потому, что Святой Дух запечатлел нас в Таинстве Миропомазания. Поэтому мы можем действовать во Христе, действовать сообразно Священному Писанию, которое нам передали святые апостолы.
Восхваляя святых апостолов, будем же в благодарность им достойными последователями, достойными преемниками и учениками Христа и апостолов, которые привели ко Господу весь мир, «вся концы мира», как мы пели, опять же, в величании. А для этого будем изучать Священное Писание, будем молиться и просить у Господа помощи, чтобы нам разуметь Священное Писание, чтоб оно для нас было не просто неким текстом, кому-то интересным, кому-то тяжело читаемым, не просто неким историческим, глубоким и самым печатаемым в мире текстом, а чтобы оно было для нас словами Божиими, пронизывающими всю нашу жизнь, возжигающими в нас верность ко Господу, пребывание в числе учеников Христовых, какими были и святые апостолы!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла,
11 июля 2024 года
Архиепископ Савва: «Просвещение, которое нам принесли апостолы, важно суметь воспринять»
На Всенощном бдении праздника мы пели прокимен: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их». В величании мы пели о том, что мы величаем апостолов, которые весь мир ученьями своими просветили и все концы земли ко Христу привели. Но говоря по правде, далеко не все еще ко Христу приведены. Более того, мы знаем из книги «Апокалипсис», или «Откровение», данное Иоанну Богослову, что в конце времен, перед самым концом света останется совсем мало верной паствы.
Объективно говоря, весть о христианстве разнесена во все концы земли. Не осталось, наверное, ни одного места на земле, кроме разве что совсем изолированных островов, где бы не слышали о Христе. В свое время апостолы разнесли весть о Христе по всей известной тогда вселенной, ойкумене – Римской империи. Поэтому те слова, которые мы поем апостолам, действительно, справедливы.
Но вопрос не в том, кого они просветили и где, а в том, слышим ли мы апостолов Христовых? Они те люди, которые донесли до нас слова Спасителя. Они Его ученики, лучше всех знавшие Христа и Его учение. Они первыми приняли Святого Духа, который действует в Церкви до сего дня. Церковь называется апостольской, потому что до сего дня в ней действует тот же Дух, который был ниспослан апостолам.
Апостолы сохранили, записали и принесли людям слово Христово, а что мы делаем с этим даром? Слышим ли мы слово Христово, знаем ли его? Основные события Евангелия, основные притчи Христа мы более-менее знаем, но знаем ли мы хорошо Священное Писание, например, Евангелие от Иоанна? Оно, в некотором смысле, посложнее, чем другие Евангелия, где больше повествуется о некоторых событиях и о притчах. В Евангелии от Иоанна излагается целое сложное богословие, именно поэтому апостол именуется Богословом. Там пересказаны длинные и довольно сложные для понимания без толкования слова Спасителя о судьбах мира, о богословии. Знаем ли мы хорошо слова апостольские, Послания апостолов? Наверное, все-таки недостаточно.
Просвещение, которое нам принесли апостолы, важно суметь воспринять. Не только с радостью петь величание апостолам всем храмом, нам нужно с благодарностью к апостолам отвечать на это просвещение, принимать его, и положить слова апостольские в основание нашей жизни.
Мы хорошо знаем Символ веры. Мы знаем основные евангельские события. Но как важно нам напитываться и напитывать не только наш ум, но и нашу жизнь словами апостолов, которые они нам принесли, передали и которые являются основой жизни Церкви. Без этого какие мы христиане? Как мы можем именовать себя христианами, если мы не знаем и не исполняем слова, которые нам передал Христос через Евангелие или Священное Писание. Апостольские Послания – это такая же часть боговдохновенного, то есть вдохновенного Богом, вдохновенного Святым Духом Священного Писания, как и другие его книги. Будем же, радуясь и восхваляя апостолов, слышать и слушаться их. Да помогут они нам в этом!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла,
12 июля 2024 года
На Всенощном бдении праздника мы пели прокимен: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их». В величании мы пели о том, что мы величаем апостолов, которые весь мир ученьями своими просветили и все концы земли ко Христу привели. Но говоря по правде, далеко не все еще ко Христу приведены. Более того, мы знаем из книги «Апокалипсис», или «Откровение», данное Иоанну Богослову, что в конце времен, перед самым концом света останется совсем мало верной паствы.
Объективно говоря, весть о христианстве разнесена во все концы земли. Не осталось, наверное, ни одного места на земле, кроме разве что совсем изолированных островов, где бы не слышали о Христе. В свое время апостолы разнесли весть о Христе по всей известной тогда вселенной, ойкумене – Римской империи. Поэтому те слова, которые мы поем апостолам, действительно, справедливы.
Но вопрос не в том, кого они просветили и где, а в том, слышим ли мы апостолов Христовых? Они те люди, которые донесли до нас слова Спасителя. Они Его ученики, лучше всех знавшие Христа и Его учение. Они первыми приняли Святого Духа, который действует в Церкви до сего дня. Церковь называется апостольской, потому что до сего дня в ней действует тот же Дух, который был ниспослан апостолам.
Апостолы сохранили, записали и принесли людям слово Христово, а что мы делаем с этим даром? Слышим ли мы слово Христово, знаем ли его? Основные события Евангелия, основные притчи Христа мы более-менее знаем, но знаем ли мы хорошо Священное Писание, например, Евангелие от Иоанна? Оно, в некотором смысле, посложнее, чем другие Евангелия, где больше повествуется о некоторых событиях и о притчах. В Евангелии от Иоанна излагается целое сложное богословие, именно поэтому апостол именуется Богословом. Там пересказаны длинные и довольно сложные для понимания без толкования слова Спасителя о судьбах мира, о богословии. Знаем ли мы хорошо слова апостольские, Послания апостолов? Наверное, все-таки недостаточно.
Просвещение, которое нам принесли апостолы, важно суметь воспринять. Не только с радостью петь величание апостолам всем храмом, нам нужно с благодарностью к апостолам отвечать на это просвещение, принимать его, и положить слова апостольские в основание нашей жизни.
Мы хорошо знаем Символ веры. Мы знаем основные евангельские события. Но как важно нам напитываться и напитывать не только наш ум, но и нашу жизнь словами апостолов, которые они нам принесли, передали и которые являются основой жизни Церкви. Без этого какие мы христиане? Как мы можем именовать себя христианами, если мы не знаем и не исполняем слова, которые нам передал Христос через Евангелие или Священное Писание. Апостольские Послания – это такая же часть боговдохновенного, то есть вдохновенного Богом, вдохновенного Святым Духом Священного Писания, как и другие его книги. Будем же, радуясь и восхваляя апостолов, слышать и слушаться их. Да помогут они нам в этом!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла,
12 июля 2024 года
Всех вас поздравляю с воскресным днем!
Сегодня мы празднуем память святых бессребренников Космы и Дамиана. Они сами изучали медицину, но и Господь за их праведную жизнь и за готовность лечить людей безвозмездно даровал им возможность исцелять людей, даровал им больше силы в области врачевания, чем имели обычные врачи, использовавшие только человеческие методы. Эти святые жили в период гонений на христиан. Их слава была такова, что дошла до императора, и, как тогда водилось, их пытались склонить к поклонению языческим богам. Они отказались. В итоге, исцелив чудесным образом самого императора, которому была послана болезнь, они избежали кончины в этот момент. Но тем не менее, они не избежали насильственной смерти.
Их прежний учитель по медицине, позавидовав, возненавидел их. И эта зависть привела к тому, что он их убил. То есть они все-таки приняли кончину страстотерпцев, несмотря на то, что избежали ее от мучителей и гонителей христиан.
Задумаемся о том, сколь страшен грех зависти. Он нам застилает очи, наш взгляд на жизнь и других людей искажается. Зависть мешаем нам видеть то, что люди, которым мы завидуем, может быть, к нам хорошо относятся, нас любят и уважают. Она мешает нам видеть то хорошее, что есть в нашей жизни. Погружаясь в бездны зависти, мы начинаем скорбеть и печалиться о том, что происходит с нами, начинаем ненавидеть другого человека, хотя он ничего для этого не сделал. Просто ему даровано то, что нам почему-то не даровано, иногда по грехам нашим или по нерадению, иногда потому, что нам это неполезно. Не все, чего нам хотелось бы, бывает нам полезно.
Иногда нам кажется, что нам очень нужна слава наших трудов, успехи в работе, материальные блага, отношение тех или иных людей, высокая должность или выше, чем у нас сейчас. И мы думаем, что если это у нас будет, мы сможем сделать много хорошего. Мы себя оправдываем в нашей зависти своими благими намерениями. Зависть приводит к тому, что мы видим обиды там, где их нет, начинаем изыскивать самый малейший недостаток у другого и усиливать его в наших собственных глазах. Вот как зависть может помрачить ум человека и, как было в житии святых бессребренников Космы и Дамиана, привести к убийству, к причинению зла, к духовному убийству, к клевете или мести ни за что, потому что человек, которому мы завидуем, ничего нам плохого не сделал.
Как нам бороться с завистью? В первую очередь, надо благодарить Господа за то, что у нас есть, что Он нам ниспослал. Даже если это нам кажется недостаточным, даже если нам хочется чего-то большего, у нас есть то, за что можно поблагодарить Господа. Мы могли бы быть более нищими, менее богаты друзьями или какими-то возможностями. Среди более-менее благополучно живущих людей всегда может произойти ситуация, что станет гораздо хуже. Так давайте благодарить Господа за то, что у нас есть, за то, что Он нам посылает именно то, что нам нужно, не больше, но и не меньше. А Он знает, что нам нужно. Если мы будем доверять Господу, то у нас не будет причин для зависти.
Последнее, чем мы можем побороть зависть, – это быть щедрыми по отношению к ближнему и радоваться за него, когда ему хорошо. Даже если нам хочется, чтобы нам было также хорошо, порадуемся за того, кому хорошо. Вспомним притчу Спасителя о работниках, которые пришли в одиннадцатый час, а им дается столько же, сколько пришедшим в первый час. Первые начинают роптать. Но почему же вы завидуете? Почему зависть застилает глаза ваши? Господь щедр и дает твоему ближнему столько же, сколько тебе. Будь щедр к ближнему.
Если мы будем бороться с завистью, то мы и на земле будем более радостными, потому что зависть нас делает глубоко несчастными, помимо того, что она нас может привести к еще большим грехам. Да помогут нам святые бессребренники, избегать зависти, учиться поборать эту крайне вредоносную страсть.
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь накануне Воскресного дня,
13 июля 2024 года
Сегодня мы празднуем память святых бессребренников Космы и Дамиана. Они сами изучали медицину, но и Господь за их праведную жизнь и за готовность лечить людей безвозмездно даровал им возможность исцелять людей, даровал им больше силы в области врачевания, чем имели обычные врачи, использовавшие только человеческие методы. Эти святые жили в период гонений на христиан. Их слава была такова, что дошла до императора, и, как тогда водилось, их пытались склонить к поклонению языческим богам. Они отказались. В итоге, исцелив чудесным образом самого императора, которому была послана болезнь, они избежали кончины в этот момент. Но тем не менее, они не избежали насильственной смерти.
Их прежний учитель по медицине, позавидовав, возненавидел их. И эта зависть привела к тому, что он их убил. То есть они все-таки приняли кончину страстотерпцев, несмотря на то, что избежали ее от мучителей и гонителей христиан.
Задумаемся о том, сколь страшен грех зависти. Он нам застилает очи, наш взгляд на жизнь и других людей искажается. Зависть мешаем нам видеть то, что люди, которым мы завидуем, может быть, к нам хорошо относятся, нас любят и уважают. Она мешает нам видеть то хорошее, что есть в нашей жизни. Погружаясь в бездны зависти, мы начинаем скорбеть и печалиться о том, что происходит с нами, начинаем ненавидеть другого человека, хотя он ничего для этого не сделал. Просто ему даровано то, что нам почему-то не даровано, иногда по грехам нашим или по нерадению, иногда потому, что нам это неполезно. Не все, чего нам хотелось бы, бывает нам полезно.
Иногда нам кажется, что нам очень нужна слава наших трудов, успехи в работе, материальные блага, отношение тех или иных людей, высокая должность или выше, чем у нас сейчас. И мы думаем, что если это у нас будет, мы сможем сделать много хорошего. Мы себя оправдываем в нашей зависти своими благими намерениями. Зависть приводит к тому, что мы видим обиды там, где их нет, начинаем изыскивать самый малейший недостаток у другого и усиливать его в наших собственных глазах. Вот как зависть может помрачить ум человека и, как было в житии святых бессребренников Космы и Дамиана, привести к убийству, к причинению зла, к духовному убийству, к клевете или мести ни за что, потому что человек, которому мы завидуем, ничего нам плохого не сделал.
Как нам бороться с завистью? В первую очередь, надо благодарить Господа за то, что у нас есть, что Он нам ниспослал. Даже если это нам кажется недостаточным, даже если нам хочется чего-то большего, у нас есть то, за что можно поблагодарить Господа. Мы могли бы быть более нищими, менее богаты друзьями или какими-то возможностями. Среди более-менее благополучно живущих людей всегда может произойти ситуация, что станет гораздо хуже. Так давайте благодарить Господа за то, что у нас есть, за то, что Он нам посылает именно то, что нам нужно, не больше, но и не меньше. А Он знает, что нам нужно. Если мы будем доверять Господу, то у нас не будет причин для зависти.
Последнее, чем мы можем побороть зависть, – это быть щедрыми по отношению к ближнему и радоваться за него, когда ему хорошо. Даже если нам хочется, чтобы нам было также хорошо, порадуемся за того, кому хорошо. Вспомним притчу Спасителя о работниках, которые пришли в одиннадцатый час, а им дается столько же, сколько пришедшим в первый час. Первые начинают роптать. Но почему же вы завидуете? Почему зависть застилает глаза ваши? Господь щедр и дает твоему ближнему столько же, сколько тебе. Будь щедр к ближнему.
Если мы будем бороться с завистью, то мы и на земле будем более радостными, потому что зависть нас делает глубоко несчастными, помимо того, что она нас может привести к еще большим грехам. Да помогут нам святые бессребренники, избегать зависти, учиться поборать эту крайне вредоносную страсть.
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь накануне Воскресного дня,
13 июля 2024 года
Воскресное Евангелие начиналось со слов: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно». Конечно, око, с одной стороны, это наши телесные глаза. Но, как объясняют святые отцы, речь идет и о самом нашем разуме, как он воспринимает то, что происходит. Собственно, очи, глаза – это главный способ нашего восприятия действительности. Даже в бытовых выражениях, например, спрашивая, «как ты посмотришь на это?», мы употребляем глагол «смотреть» не в значении «смотреть глазами», а в значении «осмысливать что-то». В воскресном евангельском отрывке говорится о том, что нам надо быть очень внимательными к тому, как мы смотрим на вещи, как мы воспринимаем окружающее.
Когда мы, созерцая что-то глазами, слухом или воспринимая другими способами, которые нам даны, пропуская через наш разум, нашу способность восприятия действительности, нам нужно быть внимательными, чтобы не было затемнения этой способности. Если мы ощущаем злобу или зависть, ненависть, презрение, то, может быть, все-таки в нашем воззрении на вещи что-то не так. Нам нужно очиститься, чтобы воспринимать вещи светло, тогда наша душа и наше восприятие будут светлыми. Это достаточно сложное упражнение. Нам нужно постоянно быть внимательными к себе, к тому, как мы воспринимаем то, что нас окружает, чтобы вовремя остановиться. Нужно быть постоянно внимательными к себе. Это трудно, но это очень нужное упражнение.
Нет ли какой-то червоточины, идущей от нас, в том, как мы воспринимаем вещи и действия окружающих? Иногда очень легко на нечто, кажущееся нам нехорошим, сразу отреагировать резко, с раздражением. Почему? Потому что мы уже восприняли это как некий раздражающий фактор. Но если мы умеем вовремя остановиться, задуматься перед тем, как отреагировать, чтобы наше восприятие не действовало сразу на наши чувства, а сначала пропустить происходящее через призму евангельского учения, через призму того, что в нас вложил Святой Дух, когда снизошел на нас в Таинстве Миропомазания, через призму нашего христианства, и уже после этого реагировать, тогда действительно наше тело, по слову евангельскому, будет светлым.
Будем же трудиться над этим, чтобы со сдержанностью воспринимать то, что происходит вокруг нас, реагировать не сразу. Как говорит апостол Иаков, быть скорыми на слушание, медленными на слова и медленными на гнев. Быть скорыми на слушание – это про то, как мы слышим других. Медленными на слова – это про выдерживание некоторой паузы между тем, что мы слышим, и нашими ответными словами, во время которой мы будем очищать свое восприятие, которое пока что у многих из нас греховное. Да поможет нам в этом Господь!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
воскресная проповедь,
14 июля 2024 года
Когда мы, созерцая что-то глазами, слухом или воспринимая другими способами, которые нам даны, пропуская через наш разум, нашу способность восприятия действительности, нам нужно быть внимательными, чтобы не было затемнения этой способности. Если мы ощущаем злобу или зависть, ненависть, презрение, то, может быть, все-таки в нашем воззрении на вещи что-то не так. Нам нужно очиститься, чтобы воспринимать вещи светло, тогда наша душа и наше восприятие будут светлыми. Это достаточно сложное упражнение. Нам нужно постоянно быть внимательными к себе, к тому, как мы воспринимаем то, что нас окружает, чтобы вовремя остановиться. Нужно быть постоянно внимательными к себе. Это трудно, но это очень нужное упражнение.
Нет ли какой-то червоточины, идущей от нас, в том, как мы воспринимаем вещи и действия окружающих? Иногда очень легко на нечто, кажущееся нам нехорошим, сразу отреагировать резко, с раздражением. Почему? Потому что мы уже восприняли это как некий раздражающий фактор. Но если мы умеем вовремя остановиться, задуматься перед тем, как отреагировать, чтобы наше восприятие не действовало сразу на наши чувства, а сначала пропустить происходящее через призму евангельского учения, через призму того, что в нас вложил Святой Дух, когда снизошел на нас в Таинстве Миропомазания, через призму нашего христианства, и уже после этого реагировать, тогда действительно наше тело, по слову евангельскому, будет светлым.
Будем же трудиться над этим, чтобы со сдержанностью воспринимать то, что происходит вокруг нас, реагировать не сразу. Как говорит апостол Иаков, быть скорыми на слушание, медленными на слова и медленными на гнев. Быть скорыми на слушание – это про то, как мы слышим других. Медленными на слова – это про выдерживание некоторой паузы между тем, что мы слышим, и нашими ответными словами, во время которой мы будем очищать свое восприятие, которое пока что у многих из нас греховное. Да поможет нам в этом Господь!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
воскресная проповедь,
14 июля 2024 года
Самый разгар лета не повод не проводить нашу акцию!
Завтра, как и каждое третье воскресенье месяца принимаем вторсырье на площади перед храмом @hramilii с 9.30 до 11.30.
Завтра, как и каждое третье воскресенье месяца принимаем вторсырье на площади перед храмом @hramilii с 9.30 до 11.30.
Поздравляю с воскресным днем!
Предваряя воскресное евангельское чтение, хотелось бы порассуждать о его содержании. В нем говорится о том, как некий сотник, то есть военачальник, подошел к Спасителю и попросил Его о своем болящем слуге, дабы он исцелился. Спаситель был готов идти к нему, но сотник говорит: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». Спаситель в ответ на такую веру исцеляет слугу сотника и обращается к ученикам, говоря о том, насколько велика вера этого военачальника.
Задумаемся о примере, который нам дает сотник, – об образе наших отношений с Богом. Сотник, будучи военачальником, имел даже большую власть, чем сейчас. Но и в наши дни военачальник имеет большую власть над подчиненными. Ведь если командир распорядится и даст приказ подчиненным идти в какое-либо место, то они будут беспрекословно его исполнять, что называется, повинуйся и не рассуждай. Если командир даст указание совершить то или иное дело, при том, что оно, конечно, остается в рамках закона, а другого мы от Бога, собственно, ждать не можем, то подчиненные будут повиноваться своему командиру. Почему?
С одной стороны, потому что они выбрали путь повиновения своему начальнику, как и мы выбрали путь послушания Богу, исполнения заповедей Божиих, следования тому, куда Господь нас направляет. Он нас направляет не только посредством слов, данных нам в Священном Писании, но и через нашу жизнь, устраивая ее не всегда так, как нам хочется. Но, собственно, и воины не всегда идут туда и делают то, что им хочется, когда им приказывает начальник.
С другой стороны, мы часто об этом слышим сейчас, по-настоящему искренне и от всего сердца воины повинуются своему командиру, когда он о них заботится, когда ему доверяют и знают, что за ним можно пойти.
В евангельском чтении мы читаем, как Господь ответил на просьбу сотника. Он исцелил слугу. Но мы не всегда получаем желаемое в ответ на нашу просьбу. Мы знаем, что Господь нам не дает то, что нам не на пользу. Чувство доверия Христу как Главе нашей Церкви, а мы являемся членами ее, нам нужно в себе взращивать, чтобы мы повиновались Господу не только из страха ради исполнения Его закона, но из любви, доверия, радости следовать за Ним как за Главой воинствующей нашей Церкви в мире сем, чтобы мы вошли в Церковь побеждающую и победившую на Небесах!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь накануне Воскресного дня,
20 июля 2024 года
Предваряя воскресное евангельское чтение, хотелось бы порассуждать о его содержании. В нем говорится о том, как некий сотник, то есть военачальник, подошел к Спасителю и попросил Его о своем болящем слуге, дабы он исцелился. Спаситель был готов идти к нему, но сотник говорит: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». Спаситель в ответ на такую веру исцеляет слугу сотника и обращается к ученикам, говоря о том, насколько велика вера этого военачальника.
Задумаемся о примере, который нам дает сотник, – об образе наших отношений с Богом. Сотник, будучи военачальником, имел даже большую власть, чем сейчас. Но и в наши дни военачальник имеет большую власть над подчиненными. Ведь если командир распорядится и даст приказ подчиненным идти в какое-либо место, то они будут беспрекословно его исполнять, что называется, повинуйся и не рассуждай. Если командир даст указание совершить то или иное дело, при том, что оно, конечно, остается в рамках закона, а другого мы от Бога, собственно, ждать не можем, то подчиненные будут повиноваться своему командиру. Почему?
С одной стороны, потому что они выбрали путь повиновения своему начальнику, как и мы выбрали путь послушания Богу, исполнения заповедей Божиих, следования тому, куда Господь нас направляет. Он нас направляет не только посредством слов, данных нам в Священном Писании, но и через нашу жизнь, устраивая ее не всегда так, как нам хочется. Но, собственно, и воины не всегда идут туда и делают то, что им хочется, когда им приказывает начальник.
С другой стороны, мы часто об этом слышим сейчас, по-настоящему искренне и от всего сердца воины повинуются своему командиру, когда он о них заботится, когда ему доверяют и знают, что за ним можно пойти.
В евангельском чтении мы читаем, как Господь ответил на просьбу сотника. Он исцелил слугу. Но мы не всегда получаем желаемое в ответ на нашу просьбу. Мы знаем, что Господь нам не дает то, что нам не на пользу. Чувство доверия Христу как Главе нашей Церкви, а мы являемся членами ее, нам нужно в себе взращивать, чтобы мы повиновались Господу не только из страха ради исполнения Его закона, но из любви, доверия, радости следовать за Ним как за Главой воинствующей нашей Церкви в мире сем, чтобы мы вошли в Церковь побеждающую и победившую на Небесах!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь накануне Воскресного дня,
20 июля 2024 года
21 июля мы вспоминаем событие явления Казанской иконы Божией Матери в 1579 году в граде Казани при известных всем вам обстоятельствах, когда случился большой пожар, и на одном из пепелищ, согласно видению отроковице, был найден этот святой образ. Через этот образ Божия Матерь даровала многие благодеяния всему нашему народу и нашему Отечеству. Мы помним, что она спасла наше Отечество и в 1612 году, и в 1812 году, и, как гласит предание, во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде совершались крестные ходы с петербургской Казанской иконой, и тогда тоже это осталось не без последствий. Не перечислить все блага, которые Божия Матерь даровала людям, молившимся именно перед этой иконой и обращавшимся со своими скорбями и просьбами.
Именно на сегодняшние события я хотел бы обратить внимание. Незадолго до явления этой иконы Божией Матери в Казани, этот город был взять царем Иваном IV. Казанское ханство было, что называется, ликвидировано, и все население Поволжья было присоединено к Руси.
Таким образом, Русь, которая до сих пор в основном была населена славянскими племенами и этносами, которые исповедовали православие, вобрала в себя новых людей, новые народы, исповедовавшие другие религии. После этого Русь стала распространяться на Сибирь и дальше до Тихого океана, на Астрахань, которая в то время была занята татарами. Именно с этого началось распространение Руси на другие народы, исповедовавшие иные религии. Своим явлением Божия Матерь напомнила современникам этого события и напоминает нам, что, несмотря на присоединение народов, исповедовавших другие религии, Русь остается христианской, что православие является главной верой на Руси. Каждому из нас следует это помнить и не стесняться своей веры ни на людях, ни в светском пространстве; исповедовать свою веру не только в храме, но и в делах, и в словах; когда нужно, защищать нашу веру; объединяться с православными людьми, чтобы общаться с прихожанами и православными вне храма, дабы являть силу единства нашей веры.
Господь сказал, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Конечно, Он посреди нас, когда мы собираемся в храме, но как важно, чтобы Он был посреди нас каждый день, в будничной нашей жизни.
Будем хранить нашу Церковь и нашу веру православную! Будем исповедовать нашу веру гласно, не стесняться этого и, когда нужно, защищать ее, славя Божию Матерь за ее многочисленные благодеяния, благодаря Господа за явление множества ее икон, которыми прославляется Церковь наша!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь в день памяти Казанской иконы Божией Матери,
21 июля 2024 года
Именно на сегодняшние события я хотел бы обратить внимание. Незадолго до явления этой иконы Божией Матери в Казани, этот город был взять царем Иваном IV. Казанское ханство было, что называется, ликвидировано, и все население Поволжья было присоединено к Руси.
Таким образом, Русь, которая до сих пор в основном была населена славянскими племенами и этносами, которые исповедовали православие, вобрала в себя новых людей, новые народы, исповедовавшие другие религии. После этого Русь стала распространяться на Сибирь и дальше до Тихого океана, на Астрахань, которая в то время была занята татарами. Именно с этого началось распространение Руси на другие народы, исповедовавшие иные религии. Своим явлением Божия Матерь напомнила современникам этого события и напоминает нам, что, несмотря на присоединение народов, исповедовавших другие религии, Русь остается христианской, что православие является главной верой на Руси. Каждому из нас следует это помнить и не стесняться своей веры ни на людях, ни в светском пространстве; исповедовать свою веру не только в храме, но и в делах, и в словах; когда нужно, защищать нашу веру; объединяться с православными людьми, чтобы общаться с прихожанами и православными вне храма, дабы являть силу единства нашей веры.
Господь сказал, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Конечно, Он посреди нас, когда мы собираемся в храме, но как важно, чтобы Он был посреди нас каждый день, в будничной нашей жизни.
Будем хранить нашу Церковь и нашу веру православную! Будем исповедовать нашу веру гласно, не стесняться этого и, когда нужно, защищать ее, славя Божию Матерь за ее многочисленные благодеяния, благодаря Господа за явление множества ее икон, которыми прославляется Церковь наша!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь в день памяти Казанской иконы Божией Матери,
21 июля 2024 года
В день памяти Крестителя Руси молимся о здравии бойцов 1й гвардейской Славянской бригады имени святого равноапостольного князя Владимира. Военные передали в @hramilii этот образ Царицы Небесной.
Всех вас поздравляю с воскресным днем!
В воскресенье сочетаются две памяти – память святых отцов Вселенских соборов и память святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси, в некотором смысле крестного дедушки для всех нас. В день памяти святого князя Владимира мы особым образом вспоминаем Крещение Руси. В этот день после литургии совершается благодарственный молебен, украшенный особыми молитвами по этому поводу.
В одной из стихир службы, посвященных Вселенским соборам, вспоминался император Константин. После нескольких веков безбожных гонений на Церковь, святой Константин повел весь народ Римской империи ко Христу. Люди, доверившись, пошли за ним. Семьсот лет спустя народ русский, доверившись святому Владимиру, и точно так же святой Владимир повел Русь ко Христу, крестив ее. Это одна сторона.
Мы знаем, что христианство пришло, наш народ был крещен. Но может произойти и обратный процесс. Возможно, многие из вас уже знают, что в пятницу практически шабаш творился в Париже, такой пир Антихриста, адское зрелище. Это свидетельство того, что та самая Европа, которая приняла христианство при императоре Константине, утратила его и провозглашает антихристианство. Но нас это тоже может коснуться, и в XX веке мы практически к этому пришли. Правда многие остались верными, благодаря этому мы окончательно не вверглись в эту бездну. Но почему это происходит? Ведь не потому, что один человек предлагает бросить христианство и обратиться к Антихристу. Конечно, есть люди, которые трудятся над этим – осознанно или неосознанно. Есть те, которые нарочито трудятся против веры Христовой, но не так открыто. Такие есть и в Европе, и у нас. Но успех их ждет, если мы сами – народ Божий, который, надеюсь, всегда будет Божиим – не сохраним веры Христовой. Нам нужно ее отстаивать в нашей бытовой жизни, семейной, общественной, а для тех, кто занимает государственные должности – в своем государственном служении, – всегда и везде отстаивать Христа, истины Христовой Церкви и веру нашу. Если мы будем отстаивать свою веру, то она сохранится, и никакие посланники Антихриста нас не соблазнят. Насколько можем, вопреки нашим грехам и страстям, мы останемся Христовы.
Вспоминая сегодня Крещение Руси, нашего великого крестителя князя Владимира, будем достойными его наследия. Будем хранить нашу веру, к которой он нас привел, которую он нам подарил и которую наш народ, наши праотцы и праматери многие века хранили. Да поможет нам в этом Господь по молитвам святого князя Владимира!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь накануне Воскресного дня, дня памяти святых отцов шести Вселенских Соборов и равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия,
27 июля 2024 года
В воскресенье сочетаются две памяти – память святых отцов Вселенских соборов и память святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси, в некотором смысле крестного дедушки для всех нас. В день памяти святого князя Владимира мы особым образом вспоминаем Крещение Руси. В этот день после литургии совершается благодарственный молебен, украшенный особыми молитвами по этому поводу.
В одной из стихир службы, посвященных Вселенским соборам, вспоминался император Константин. После нескольких веков безбожных гонений на Церковь, святой Константин повел весь народ Римской империи ко Христу. Люди, доверившись, пошли за ним. Семьсот лет спустя народ русский, доверившись святому Владимиру, и точно так же святой Владимир повел Русь ко Христу, крестив ее. Это одна сторона.
Мы знаем, что христианство пришло, наш народ был крещен. Но может произойти и обратный процесс. Возможно, многие из вас уже знают, что в пятницу практически шабаш творился в Париже, такой пир Антихриста, адское зрелище. Это свидетельство того, что та самая Европа, которая приняла христианство при императоре Константине, утратила его и провозглашает антихристианство. Но нас это тоже может коснуться, и в XX веке мы практически к этому пришли. Правда многие остались верными, благодаря этому мы окончательно не вверглись в эту бездну. Но почему это происходит? Ведь не потому, что один человек предлагает бросить христианство и обратиться к Антихристу. Конечно, есть люди, которые трудятся над этим – осознанно или неосознанно. Есть те, которые нарочито трудятся против веры Христовой, но не так открыто. Такие есть и в Европе, и у нас. Но успех их ждет, если мы сами – народ Божий, который, надеюсь, всегда будет Божиим – не сохраним веры Христовой. Нам нужно ее отстаивать в нашей бытовой жизни, семейной, общественной, а для тех, кто занимает государственные должности – в своем государственном служении, – всегда и везде отстаивать Христа, истины Христовой Церкви и веру нашу. Если мы будем отстаивать свою веру, то она сохранится, и никакие посланники Антихриста нас не соблазнят. Насколько можем, вопреки нашим грехам и страстям, мы останемся Христовы.
Вспоминая сегодня Крещение Руси, нашего великого крестителя князя Владимира, будем достойными его наследия. Будем хранить нашу веру, к которой он нас привел, которую он нам подарил и которую наш народ, наши праотцы и праматери многие века хранили. Да поможет нам в этом Господь по молитвам святого князя Владимира!
---
архиепископ Зеленоградский Савва,
проповедь накануне Воскресного дня, дня памяти святых отцов шести Вселенских Соборов и равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия,
27 июля 2024 года