Покорение Чукотки
Впервые русские землепроходцы оказались на Чукотке в сороковых годах XVII века. И практически сразу же русская экспедиция подверглась нападению враждебно настроенных к чужакам чукчей. Уйдя от погони, русские сумели организовать Средноколымский острог, ставший первым русским поселением на земле чукчей.
После этого была осуществлена экспедиция Семёна Дежнёва, а после неё — поход казака Чудинова. Отряд Чудинова столкнулся с яростным сопротивлением в связи с требованием у одного племени уплаты ясака. Казаки убили нескольких чукчей и захватили в плен их женщин. Последовало затяжное сражение, в ходе которого русским пришлось бежать с Чукотки.
После этого мирная жизнь чукчей закончилась. В 1727 году на Чукотку отправили большой отряд казаков во главе с Шестаковым и Павлуцким. Они должны были провести переговоры с главами некоторых племен, но у них ничего не вышло. Началась русско-чукотская война, причём силы были неравны. У чукчей было лишь примитивное оружие: каменные копья и луки, а у русских — огнестрельное оружие. Но, несмотря на это, чукчи смогли убить обоих предводителей русских отрядов и перебить много русских воинов.
Лишь во время правления Екатерины II удалось осуществить присоединение Чукотки к России. И то для этого пришлось действовать хитростью и подкупами. Но военные конфликты на чукотской земле продолжались вплоть до 1920 года.
Все исследователи, побывавшие на Чукотке в давние времена, описывали чукчей как народ настоящих воинов. Они всегда храбро сражались и прекрасно обращались с оружием. В битвах с соседними племенами юкагиров и коряков чукчи одерживали победу. Кроме того, они не считали своих врагов за людей, и только русских признали в равном себе статусе. Произошло это потому, что народ Чукотки очень удивило русское огнестрельное оружие, и они признали его силу и силу владеющих им людей.
Из-за своего презрения к другим племенам чукчи почти никогда не создавали межплеменных альянсов, предпочитая действовать каждый сам за себя. Даже после нескольких разгромных побед России в войне с Чукоткой коренные жители не стали объединяться с соседями. Также чукчи между собой были поделены на отдельные кланы, которые друг с другом не контактировали. Именно из-за этой разобщённости русским в войне с чукчами удалось одержать победу над конкретными кланами, но не над всеми чукчами сразу. Но и они все в итоге покорились, завоевание Чукотки Россией состоялось.
Впервые русские землепроходцы оказались на Чукотке в сороковых годах XVII века. И практически сразу же русская экспедиция подверглась нападению враждебно настроенных к чужакам чукчей. Уйдя от погони, русские сумели организовать Средноколымский острог, ставший первым русским поселением на земле чукчей.
После этого была осуществлена экспедиция Семёна Дежнёва, а после неё — поход казака Чудинова. Отряд Чудинова столкнулся с яростным сопротивлением в связи с требованием у одного племени уплаты ясака. Казаки убили нескольких чукчей и захватили в плен их женщин. Последовало затяжное сражение, в ходе которого русским пришлось бежать с Чукотки.
После этого мирная жизнь чукчей закончилась. В 1727 году на Чукотку отправили большой отряд казаков во главе с Шестаковым и Павлуцким. Они должны были провести переговоры с главами некоторых племен, но у них ничего не вышло. Началась русско-чукотская война, причём силы были неравны. У чукчей было лишь примитивное оружие: каменные копья и луки, а у русских — огнестрельное оружие. Но, несмотря на это, чукчи смогли убить обоих предводителей русских отрядов и перебить много русских воинов.
Лишь во время правления Екатерины II удалось осуществить присоединение Чукотки к России. И то для этого пришлось действовать хитростью и подкупами. Но военные конфликты на чукотской земле продолжались вплоть до 1920 года.
Все исследователи, побывавшие на Чукотке в давние времена, описывали чукчей как народ настоящих воинов. Они всегда храбро сражались и прекрасно обращались с оружием. В битвах с соседними племенами юкагиров и коряков чукчи одерживали победу. Кроме того, они не считали своих врагов за людей, и только русских признали в равном себе статусе. Произошло это потому, что народ Чукотки очень удивило русское огнестрельное оружие, и они признали его силу и силу владеющих им людей.
Из-за своего презрения к другим племенам чукчи почти никогда не создавали межплеменных альянсов, предпочитая действовать каждый сам за себя. Даже после нескольких разгромных побед России в войне с Чукоткой коренные жители не стали объединяться с соседями. Также чукчи между собой были поделены на отдельные кланы, которые друг с другом не контактировали. Именно из-за этой разобщённости русским в войне с чукчами удалось одержать победу над конкретными кланами, но не над всеми чукчами сразу. Но и они все в итоге покорились, завоевание Чукотки Россией состоялось.
Трезвые бунты
В середине XIX века в Российской империи практиковалось удивительное: всё взрослое мужицкое население «приписывалось» к местным питейным заведениям и обязано было выпивать «норму» — для того, чтобы трактиры и кабаки вовремя пополняли государственную казну «напойными деньгами», как было принято ещё со времён Грозного. Если же по итогам выделенного срока заведение не добирало необходимую сумму с продажи алкоголя, то его владельцы могли потребовать эти деньги с крестьянских дворов с «приписанными» мужиками. Отказывавшихся отдавать не пропитое могли прилюдно высечь. Кабатчики, не жалея народ, самовольно поднимали стоимость на выпивку.
И люди устали. На Руси — вопреки стереотипам — повально не пили до этих времён. Да и некогда было — между сельскохозяйственными работами и строгими православными постами.
Одновременно в десятках и сотнях сёл объявлялись твёрдые бойкоты трактирам. Поначалу испуганные кабатчики сбавили цены. Но это не помогло, народ отказывался пить. Ничего не изменилось даже когда виноторговцы стали бесплатно раздавать водку. Показательная ситуация сложилась в конце 1858 года в Саратовской губернии, уезде Балашовском. Почти пять тысяч человек заявили твёрдое нет местным кабакам. Крестьяне организовали собственный народный дозор и самостоятельно расправлялись с односельчанами, нарушившими бойкот. К непьющим крестьянам присоединяются и городские жители, и священники, и местные мелкие чиновники, и даже помещики. Эта дружная волна недовольства настолько поразила и испугала виноторговцев, что те обратились к правительству.
Правительство Александра II в ответ запретило в марте 1858 года трезвость официально. Властям на местах было приказано всячески подавлять и разгонять «общества трезвости» и более не допускать народного воздержания от водки. И по всей стране той же весной вспыхнули бунты. Народ уничтожал трактиры и кабаки повсеместно: 12 губерний Российской империи — от запада страны до волжских берегов — накрыло «трезвенническими бунтами». Особенно сильно громили виноделов и торговцев в Вольске, где проходила выставка вина.
Восставших пытались утихомирить силами местных полицейских, надзирателей и солдат, но народ разоружил правительственные войска и выпустил из тюрем заключённых по «питейным делам». Правительство стянуло в Вольск дополнительные силы и подавило восстание. Было арестовано более сотни самых активных крестьян. С них не только взяли огромные штрафы в пользу восстановления разбитых питейных заведений, но и сослали на каторгу. Многие погибли во время подавления восстания. И так было по всей России. Жестоко расправлялись и с теми, кто поддерживал борющихся за собственное право на трезвость крестьян. Солдат лишали всех прав, медалей и нашивок, наказывали шпицрутенами и ссылали на чёрные заводские работы. Более 11 тысяч человек было сослано и брошено в тюрьмы по итогам антиалкогольных бунтов. Правительство дало судьям неограниченную власть расправы над бунтовщиками, чтобы и прочий люд более не стремился «к трезвости без официального на то разрешения».
Однако народные волнения всё-таки хоть как-то, но заставили задуматься правительство над алкогольной проблемой. 26 октября 1860 года была отменена откупная система, которая должна была войти в силу через два года (при этом в 1861 году было упразднено и крепостное право). Вводится акцизная система. Теперь вместо определенного числа откупщиков, имеющих право торговать водкой, это мог делать любой торговец, заплативший акциз.
В середине XIX века в Российской империи практиковалось удивительное: всё взрослое мужицкое население «приписывалось» к местным питейным заведениям и обязано было выпивать «норму» — для того, чтобы трактиры и кабаки вовремя пополняли государственную казну «напойными деньгами», как было принято ещё со времён Грозного. Если же по итогам выделенного срока заведение не добирало необходимую сумму с продажи алкоголя, то его владельцы могли потребовать эти деньги с крестьянских дворов с «приписанными» мужиками. Отказывавшихся отдавать не пропитое могли прилюдно высечь. Кабатчики, не жалея народ, самовольно поднимали стоимость на выпивку.
И люди устали. На Руси — вопреки стереотипам — повально не пили до этих времён. Да и некогда было — между сельскохозяйственными работами и строгими православными постами.
Одновременно в десятках и сотнях сёл объявлялись твёрдые бойкоты трактирам. Поначалу испуганные кабатчики сбавили цены. Но это не помогло, народ отказывался пить. Ничего не изменилось даже когда виноторговцы стали бесплатно раздавать водку. Показательная ситуация сложилась в конце 1858 года в Саратовской губернии, уезде Балашовском. Почти пять тысяч человек заявили твёрдое нет местным кабакам. Крестьяне организовали собственный народный дозор и самостоятельно расправлялись с односельчанами, нарушившими бойкот. К непьющим крестьянам присоединяются и городские жители, и священники, и местные мелкие чиновники, и даже помещики. Эта дружная волна недовольства настолько поразила и испугала виноторговцев, что те обратились к правительству.
Правительство Александра II в ответ запретило в марте 1858 года трезвость официально. Властям на местах было приказано всячески подавлять и разгонять «общества трезвости» и более не допускать народного воздержания от водки. И по всей стране той же весной вспыхнули бунты. Народ уничтожал трактиры и кабаки повсеместно: 12 губерний Российской империи — от запада страны до волжских берегов — накрыло «трезвенническими бунтами». Особенно сильно громили виноделов и торговцев в Вольске, где проходила выставка вина.
Восставших пытались утихомирить силами местных полицейских, надзирателей и солдат, но народ разоружил правительственные войска и выпустил из тюрем заключённых по «питейным делам». Правительство стянуло в Вольск дополнительные силы и подавило восстание. Было арестовано более сотни самых активных крестьян. С них не только взяли огромные штрафы в пользу восстановления разбитых питейных заведений, но и сослали на каторгу. Многие погибли во время подавления восстания. И так было по всей России. Жестоко расправлялись и с теми, кто поддерживал борющихся за собственное право на трезвость крестьян. Солдат лишали всех прав, медалей и нашивок, наказывали шпицрутенами и ссылали на чёрные заводские работы. Более 11 тысяч человек было сослано и брошено в тюрьмы по итогам антиалкогольных бунтов. Правительство дало судьям неограниченную власть расправы над бунтовщиками, чтобы и прочий люд более не стремился «к трезвости без официального на то разрешения».
Однако народные волнения всё-таки хоть как-то, но заставили задуматься правительство над алкогольной проблемой. 26 октября 1860 года была отменена откупная система, которая должна была войти в силу через два года (при этом в 1861 году было упразднено и крепостное право). Вводится акцизная система. Теперь вместо определенного числа откупщиков, имеющих право торговать водкой, это мог делать любой торговец, заплативший акциз.
Какой была Москва прежде, чем стать белокаменной
Московский кремль – один из символов России, он узнаваем мгновенно во всем мире. Гордость россиян вызывает не даром и заслуженно. И потому, что одна из самых красивых крепостей, и потому, что Москва чуть ли не единственная мировая столица, которая сумела сохранить древние стены и башни. Но нынешний кремль лишь четвертый с момента основания города, раньше были и другие. Так 685 лет назад, 25 ноября 1339 года, Иваном Калитой был заложен дубовый кремль Москвы.
В древности на месте города были глухие леса с множеством речек, самые большие из которых Москва-река, Пресня, Неглинная, Яуза. Но люди здесь селились охотно, по данным историков к XII веку это были, в основном, славяне-вятичи. Так что вокруг нынешнего центра Москвы было много укрепленных деревень – городищ.
Годом основания города считается 1147, когда впервые был упомянут в Лаврентьевской летописи. Там рассказывается как Юрий Долгорукий позвал своего родственника князя Черниговского Святослава Ольговича «в Москов» на встречу.
Понятно, что к тому моменту это было уже серьезное поселение, поскольку «учинен был обед силен», а закатить такой пир, чтобы он еще и в летописи попал можно только в крупном хозяйстве.
Так почему же мы говорим, что Москву основал Юрий Долгорукий, если и до него она существовала? А потому, что именно он первым распорядился не просто укрепить поселение, а возвести здесь крепость – кремль.
Москва имеет явное стратегическое значение — тут сходятся различные дороги. В Ростов на север, во Владимир на восток, в Чернигов на юго-запад, Смоленск на запад, в Новгород Великий. Причем были как сухопутные дороги, так и водные пути, что немаловажно. Через Москву-реку, Оку и Волгу шли они на Восток, а через Новгород Великий – в Европу.
Деревянная крепость построенная Боголюбским просуществовала недолго – в 1177 году его сжигает рязанский князь Глеб. Но великий князь Всеволод Большое Гнездо очень быстро восстанавливает.
Его наследники все больше ценят Москву, так Владимир Всеволодович уже предпочитает большую часть времени проводить здесь, а не в родовом Юрьеве Польском. То есть уже задолго до князя Даниила она начинает выполнять столичные функции, резиденции правителей.
Значительно кремль пострадал не от рук врагов, а от пожара 1331 года. Но тогда стены лишь починили, и саму крепость кардинально не меняли. А вот пожар 1337 года уничтожил их полностью.
Москва горела всю свою историю, пока была деревянной. А тот пожар 1337 года вообще был страшным – он уничтожил весь город. Достаточно сказать, что одних только церквей погибло 18. Сгорел и весь кремль.
И вот спустя два года князь Иван Калита начинает строительство новой крепости. На этот раз она совершенно, принципиально, другая, хоть и по-прежнему деревянная. Начало строительства мы знаем с точностью до одного дня – 25 ноября 1339 года в Москве начали возводить дубовый кремль. «Того же лета заложен град Москва дубов», читаем мы в XVIII томе Полного собрания русских летописей. А завершили строительство уже «в великое говение», которое пришлось на 31 марта 1340 года. То есть за одну зиму возвели.Традиционные стены делали в виде срубов, а затем наполняли их камнями и землей. Калита же распорядился сделать кремль из дубовых бревен. Но каких! Они были гигантскими – аршин в обхвате. То есть не менее 70 см толщины.
А вот как именно были они сложены до конца не ясно. Известно описание, что бревна лежали «одно на другом» стеною. Но вряд ли это был обычный сруб, там явно должно было быть некое особое крепление. Вот этого пока не знаем, найденный фрагмент кремля Калиты, который можно увидеть в Государственном историческом музее, вероятно, принадлежал какой-то из башен и сложен иначе.
Выдержали они и военные действия. Наверное, могли простоять достаточно долго, но в 1367 году Дмитрий Донской решил, что столице нарождающегося государства нужен каменный кремль. Так Москва стала Белокаменной. Но дубовые ее стены надолго оставались в народной памяти.
Московский кремль – один из символов России, он узнаваем мгновенно во всем мире. Гордость россиян вызывает не даром и заслуженно. И потому, что одна из самых красивых крепостей, и потому, что Москва чуть ли не единственная мировая столица, которая сумела сохранить древние стены и башни. Но нынешний кремль лишь четвертый с момента основания города, раньше были и другие. Так 685 лет назад, 25 ноября 1339 года, Иваном Калитой был заложен дубовый кремль Москвы.
В древности на месте города были глухие леса с множеством речек, самые большие из которых Москва-река, Пресня, Неглинная, Яуза. Но люди здесь селились охотно, по данным историков к XII веку это были, в основном, славяне-вятичи. Так что вокруг нынешнего центра Москвы было много укрепленных деревень – городищ.
Годом основания города считается 1147, когда впервые был упомянут в Лаврентьевской летописи. Там рассказывается как Юрий Долгорукий позвал своего родственника князя Черниговского Святослава Ольговича «в Москов» на встречу.
Понятно, что к тому моменту это было уже серьезное поселение, поскольку «учинен был обед силен», а закатить такой пир, чтобы он еще и в летописи попал можно только в крупном хозяйстве.
Так почему же мы говорим, что Москву основал Юрий Долгорукий, если и до него она существовала? А потому, что именно он первым распорядился не просто укрепить поселение, а возвести здесь крепость – кремль.
Москва имеет явное стратегическое значение — тут сходятся различные дороги. В Ростов на север, во Владимир на восток, в Чернигов на юго-запад, Смоленск на запад, в Новгород Великий. Причем были как сухопутные дороги, так и водные пути, что немаловажно. Через Москву-реку, Оку и Волгу шли они на Восток, а через Новгород Великий – в Европу.
Деревянная крепость построенная Боголюбским просуществовала недолго – в 1177 году его сжигает рязанский князь Глеб. Но великий князь Всеволод Большое Гнездо очень быстро восстанавливает.
Его наследники все больше ценят Москву, так Владимир Всеволодович уже предпочитает большую часть времени проводить здесь, а не в родовом Юрьеве Польском. То есть уже задолго до князя Даниила она начинает выполнять столичные функции, резиденции правителей.
Значительно кремль пострадал не от рук врагов, а от пожара 1331 года. Но тогда стены лишь починили, и саму крепость кардинально не меняли. А вот пожар 1337 года уничтожил их полностью.
Москва горела всю свою историю, пока была деревянной. А тот пожар 1337 года вообще был страшным – он уничтожил весь город. Достаточно сказать, что одних только церквей погибло 18. Сгорел и весь кремль.
И вот спустя два года князь Иван Калита начинает строительство новой крепости. На этот раз она совершенно, принципиально, другая, хоть и по-прежнему деревянная. Начало строительства мы знаем с точностью до одного дня – 25 ноября 1339 года в Москве начали возводить дубовый кремль. «Того же лета заложен град Москва дубов», читаем мы в XVIII томе Полного собрания русских летописей. А завершили строительство уже «в великое говение», которое пришлось на 31 марта 1340 года. То есть за одну зиму возвели.Традиционные стены делали в виде срубов, а затем наполняли их камнями и землей. Калита же распорядился сделать кремль из дубовых бревен. Но каких! Они были гигантскими – аршин в обхвате. То есть не менее 70 см толщины.
А вот как именно были они сложены до конца не ясно. Известно описание, что бревна лежали «одно на другом» стеною. Но вряд ли это был обычный сруб, там явно должно было быть некое особое крепление. Вот этого пока не знаем, найденный фрагмент кремля Калиты, который можно увидеть в Государственном историческом музее, вероятно, принадлежал какой-то из башен и сложен иначе.
Выдержали они и военные действия. Наверное, могли простоять достаточно долго, но в 1367 году Дмитрий Донской решил, что столице нарождающегося государства нужен каменный кремль. Так Москва стала Белокаменной. Но дубовые ее стены надолго оставались в народной памяти.
Откуда Взялась Пословица: "Тамбовский Волк Тебе Товарищ"?
Знаете, говорят, что пословицы — это мудрость веков, но некоторые из них могут вызвать больше вопросов, чем ответов.
1. Историческое происхождение пословицы
Пословица "Тамбовский волк тебе товарищ" уходит своими корнями в историю Тамбовской области, которая всегда славилась своими густыми лесами и дикой природой. Волк, как один из главных обитателей этих лесов, стал символом региона. Однако, если вы думаете, что пословица — это просто описание дикого животного, то вас ждёт неожиданное открытие. Истинное происхождение этой фразы связано не только с природой, но и с социальными и историческими событиями, происходившими в Тамбове и его окрестностях.
2. Тамбовское восстание и появление выражения
Одна из наиболее популярных версий происхождения пословицы связана с Тамбовским восстанием 1920-1921 годов. Во время Гражданской войны в России Тамбовская губерния стала ареной ожесточённого крестьянского сопротивления против большевиков, которое вошло в историю как "Антоновское восстание". Крестьянские повстанцы, которых поддерживали местные жители, активно сопротивлялись нововведённым порядкам и раскулачиванию. Волк в данном контексте стал своего рода символом сопротивления, свободы и непримиримости.
Когда сторонники новой власти пытались найти поддержку среди местного населения, они сталкивались с недоверием и холодным приёмом. Фраза "Тамбовский волк тебе товарищ" означала, что люди не видели в пришедших с идеологией большевиков друзей и не желали сотрудничать. Таким образом, волк стал символом тех, кто не принимает чужаков и не желает быть "товарищем".
3. Сарказм и народное творчество
Другая версия происхождения выражения связана с народным юмором и сарказмом. В русском фольклоре волк часто олицетворяет не только дикую природу, но и упрямство, независимость и опасность. Тамбовский регион был известен своими волками, и местные жители знали, что волк — не лучший "товарищ", когда речь заходит о выживании в суровых условиях.
Фраза стала способом выразить недоверие к человеку, который претендует на дружбу или помощь, но в действительности вызывает подозрения. Грубо говоря, если кто-то пытается навязать вам свои условия, а вы ему не доверяете, вы можете ответить: "Тамбовский волк тебе товарищ", подразумевая, что лучше держаться от него подальше.
4. Современное использование
Сегодня фраза "Тамбовский волк тебе товарищ" используется как ироничный или саркастический ответ в тех случаях, когда кто-то пытается представить себя другом или союзником, но его намерения вызывают сомнения. Это своего рода способ подчеркнуть, что не всякому, кто пытается войти в доверие, стоит верить.
Знаете, говорят, что пословицы — это мудрость веков, но некоторые из них могут вызвать больше вопросов, чем ответов.
1. Историческое происхождение пословицы
Пословица "Тамбовский волк тебе товарищ" уходит своими корнями в историю Тамбовской области, которая всегда славилась своими густыми лесами и дикой природой. Волк, как один из главных обитателей этих лесов, стал символом региона. Однако, если вы думаете, что пословица — это просто описание дикого животного, то вас ждёт неожиданное открытие. Истинное происхождение этой фразы связано не только с природой, но и с социальными и историческими событиями, происходившими в Тамбове и его окрестностях.
2. Тамбовское восстание и появление выражения
Одна из наиболее популярных версий происхождения пословицы связана с Тамбовским восстанием 1920-1921 годов. Во время Гражданской войны в России Тамбовская губерния стала ареной ожесточённого крестьянского сопротивления против большевиков, которое вошло в историю как "Антоновское восстание". Крестьянские повстанцы, которых поддерживали местные жители, активно сопротивлялись нововведённым порядкам и раскулачиванию. Волк в данном контексте стал своего рода символом сопротивления, свободы и непримиримости.
Когда сторонники новой власти пытались найти поддержку среди местного населения, они сталкивались с недоверием и холодным приёмом. Фраза "Тамбовский волк тебе товарищ" означала, что люди не видели в пришедших с идеологией большевиков друзей и не желали сотрудничать. Таким образом, волк стал символом тех, кто не принимает чужаков и не желает быть "товарищем".
3. Сарказм и народное творчество
Другая версия происхождения выражения связана с народным юмором и сарказмом. В русском фольклоре волк часто олицетворяет не только дикую природу, но и упрямство, независимость и опасность. Тамбовский регион был известен своими волками, и местные жители знали, что волк — не лучший "товарищ", когда речь заходит о выживании в суровых условиях.
Фраза стала способом выразить недоверие к человеку, который претендует на дружбу или помощь, но в действительности вызывает подозрения. Грубо говоря, если кто-то пытается навязать вам свои условия, а вы ему не доверяете, вы можете ответить: "Тамбовский волк тебе товарищ", подразумевая, что лучше держаться от него подальше.
4. Современное использование
Сегодня фраза "Тамбовский волк тебе товарищ" используется как ироничный или саркастический ответ в тех случаях, когда кто-то пытается представить себя другом или союзником, но его намерения вызывают сомнения. Это своего рода способ подчеркнуть, что не всякому, кто пытается войти в доверие, стоит верить.