Belarusian posting
29 subscribers
345 photos
1 video
42 files
91 links
加入频道
Forwarded from шушпинчик
Belarusian posting
О России в царствование Алексея Михайловича, Григорий Карпович Котошихин, ср. XVII в. Ссылка: clck.ru/3DT3xS (не оцифровано) Ссылка: clck.ru/3DT42x (1-е издание СПб, 1840 г.) Текст: clck.ru/3DT4Xg
Глава 1. О царех и царицах, и о царевичах, и о царевнах, и о женитбе царской каким обычаем бывает веселие.

28. /.../ А как приспеет время учити того царевича грамоте, и в учители выбирают учителных людей, тихих и не бражников; а писать учить выбирают из посолских подьячих; а иным языком, Латинскому, Греческого, Неметцкого, и никоторых, кроме Руского научения, в Росийском государстве не бывает.

Глава 8, а в ней 11 статей. О владетелстве царств и государств, и земель, и городов, которые под Росийским царством лежат, и тех государств о воеводех.

4. /.../ А пишетца та титла "всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец" не изстари, внове, при нынешнем царе, как учинились в вечном подданстве Малая Росия, войско Запорожское, гетман Богдан Хмелницкой с казаками и со всеми Черкаскими городами. Великою Росиею прозвано Московское государство; Белая Росия Белорусцы, которые живут около Смоленска и Полотцка и в-ыных городех.
Радзивиловский список повести временных лет, конец XV в.

907 г. И заповеда Олег дать воемъ на 2000 корабль по 12 гривенъ на ключь, и потомъ даяти оуглады на Роускыа грады: первое на Киевъ, таже на Черниговъ, на Переаславль, на Полотескъ, на Ростовъ, на Любечь, и на прочаа городы, по темъ бо городомъ седяху велиции князи, подъ Олгом соуще.
Forwarded from шушпинчик
Iter in Moschoviam, Августин Майерберг, ~1665

Ссылка: clck.ru/3DWrGp
Forwarded from шушпинчик
Belarusian posting
Iter in Moschoviam, Августин Майерберг, ~1665 Ссылка: clck.ru/3DWrGp
Путешествие в Москву.

[Перемены в Русском царстве вплоть до царя Алексея Михайловича] Русское царство, которое мы ныне называем Московским, некогда широко простиралось вдоль обоих берегов Днепра. Однако в начале XI столетия по христианскому летосчислению, сначала с одной стороны Поляками, а затем с другой Литовцами, оно подверглось натиску и было сильно ослаблено долгими, почти 400 летнимими войнами. Весь участок Борисфена от истока до устья, с Белой и Чёрной, или Красной, иначе Малой Русью, был постепенно отторгнут у Русских князей Поляками и Литовцами во многих походах. Литовский великий князь Витовт в 1414 году также отнял у них Великий Новгород и Псков. Однако когда Иван (III) Васильевич старший с отвагой свергнул с себя и с Москвы Татарское иго, в 1477 году, в правление в Польше Казимира III, после семилетней осады вернул Великий Новгород. После того, как Северские князья перешли к нему от его зятя Александра (Казимировича) Литовского, он почти полностью подчинил его (Север) себе. Его сын и преемник Василий (III Иванович) в 1509 году, в результате измены духовенства, вернул Псков, а 5 лет спустя, с помощью перебежчика Михаила Глинского, отнял у Жигимонта I Смоленск.


[Протяжённость Руси] Имя Руси очень обширно и включает в себя всё от Сарматских гор и реки Тиры, по-местному Днестра, через Волынь до Борисфена и Полоцких земель, восходит к пределам Малой Польши, старой Литвы и Ливонии до Финского залива, и всё от Карелов и Лопарей и Северного океана вдоль пределов Скифских земель до Ногайских, Волжских и Перекопских Татар. Под Великой Москвичи подразумевают ту область, которая охватывает земли, заключённые между Ливонией, Белым морем, Татарами и пределами Борисфена, и которую обычно именуют Москвой. Под Малой подразумеваются области Брацлавская, Подольская, Галицкая, Саноцкая, Перемышльская, Львовская, Белзская с Холмской, Волынская и Киевская — лежащие между Скифскими пустынями, реками Борисфеном, Припятью и Вепрём, Малой Польшей и Карпатскими горами. Под Белой — находящиеся между реками Припятью, Борисфеном и Двиной: Новогрудок, Минск, Мстиславль, Смоленск, Витебск и Полоцк с их областями. Все эти земли действительно некогда находились в Русском владении; но по причине войн разных времён, благодаря удаче и силе Поляков и Литовцев, они были утрачены.

[Москва] /.../ Да и сам город, получивший своё имя от протекающей мимо него из Тверской области речки, передал его всей Руси и всем населяющим её народам с таким успехом, что уже много лет в мире её обычно именуют Москвой, а жителей — Москвичами. Однако сами они, не зная или пренебрегая новым, всегда именуют себя старым именем "Русские": которое либо от Руса, брата или потомка Леха, первого Польского князя; либо от древнейшего города Русы, расположенного в 60 верстах от Великого Новгорода; либо от светлого цвета волос, который на Славянском наречии назвается "русым"; либо от народа Роксолан; либо от древнего слова "Россея", означающего рассеяние или распространение.
Forwarded from шушпинчик
Kronika wszytkyego swyata, Мартин Бельский, Краков, 1551

О Польше.


[Русь] Русская земля двояка: Великая и Малая; Великая Русь — вся Москва, простирающаяся до Великого Океана, Татарского, другие пишут Ледовитого. Малая Русь — все те Русские земли, которые под Польским королевством в Сарматии, и вместе с Москвой они занимают третью часть Европы.


[Литва] Литовская земля тоже является Русью, потому что Литва пришла к ним с морских берегов, как я часто писал. Лифляндцы тоже проживают в Русских краях, они пришли недавно в эти края из Германии, где сегодня проживают со своим Орденом.

Ссылка: clck.ru/3DcDj6
Русины в Великом княжестве Литовском

Средневековая Литва росла за счет собственной идентичности? Завоевание огромных территорий Руси означало, что Литовское государство наполнилось подданными с иной культурой, религией и языком. Парадоксально, но именно завоеватели поддались влиянию своих новых подданных, а не наоборот.

Немногие европейские страны росли такими темпами и в таких масштабах, как средневековая Литва. В начале 13 века литовские князья контролировали территорию, похожую на сегодняшнюю Литовскую Республику. Но им хватило ста лет, чтобы подчинить себе всю территорию нынешней Белоруссии и огромную часть Украины.

История литовских завоеваний – это также поучительная история о том, что экспансия в долгосрочной перспективе может принести даже большую выгоду побежденным, чем завоевателям. В границы Великого княжества Литовского входили территории с давними и почетными государственными традициями: ряд русинских княжеств, во главе с Киевом. Поначалу почти вся власть осталась в руках узкой элиты, происходящей из собственно Литвы и Жемайтии. Однако ситуация быстро изменилась.

Точные цифры привел Ежи Сухоцкий, автор книги « Становление и состав политической нации в Великом княжестве Литовском в эпоху позднего средневековья». Что показывают его исследования?

На рубеже XIV и XV веков (как раз тогда, когда Великое княжество Литовское вступило в унию с Польшей) властные элиты - состояли из русинов лишь чуть более чем на 3 процента. Почти 97% дворян, которым было разрешено занимать важные должности и заниматься законодательной деятельностью, были членами литовских родов. В первой половине XV века доля русинов на политических верхах возросла почти до 19%.

Таким образом пятая часть элиты в якобы замкнутом кругу власти теперь стала людьми чуждыми по языку, культуре и особенно религии литвинам. Уже во второй половине XV века русины составляли 37% литовской элиты. На рубеже XV и XVI веков – уже 41%.
Русины в польской армии в 16 веке. Чтобы сделать карьеру, им пришлось сменить язык, имя и даже религию.

Дорогие подписчики, немного оффтоп, поскольку временные рамки средних веков прерваны данным постом. Однако, считаю многим будет очень интересно почитать на эту тему.
Со времен Казимира Великого русины составляли 30% населения королевства Польского. Во времена Польско-Литовской унии их в XVI веке было около 20%.

По площади Речь Посполитая была второй или третьей страной на континенте. Настоящий гигант. Но по численности населения историки помещают ее скорее в середину европейского рейтинга. Русинам не было предоставлено никаких шансов на социальное продвижение. Ну, если только они не решили полонизироваться.

Хотя русины были второй по численности народностью в стране после поляков, а войны, которые велись при Сигизмунде Старом, велись преимущественно на востоке и юго-востоке, где они проживали, путь к какому-либо продвижению был для них по существу закрыт. Из всех ротмистров (офицеры) только 1,5% были русинами (всего скромные тринадцать человек за семь десятилетий!). Профессор Марек Плевчинский подчеркивает, что возможность сделать карьеру в армии была напрямую связана с готовностью к полонизации.

Среди небольшой группы русских ротмистров королевской армии было всего два человека, придерживавшихся родной культуры. Остальных можно считать «русинами по происхождению, поляками по национальности», а в половине случаев даже поляками, имеющими только русинские корни.
Мужчины, которые хотели добиться успеха, женились на польках, выучивали польский язык и брали польские имена. Однако, ещё одним важным критерием была религия.

Масштабность полонизации привели к тому, что в XVI веке «русскость» все меньше и меньше относилась к культуре и языку. Привязанность к православной вере была самым сильным элементом. Термины «русин» в разговорной речи обозначали не только этническое понятие, но и людей православного вероисповедания.

Возьмём в качестве примера род Боратыньских. В конце XV века главой русского рода был православный Ивашко. Однако его сыновья решили перекреститься в католичество. Дополнительно они приняли польские имена. "Только после смены религии один из сыновей начал стремительную военную карьеру", - подчеркивает профессор Плевчинский.

Не только на командных должностях, но и среди обычных солдат предпочтение отдавалось людям, решившим стать поляками. 60% русинов в армии имели смешанные польско-русские имена, 14% - чисто польские имена. Лишь 26% сохранили родное имя.
«Несомненно, Королевская армия сыграла роль в процессе полонизации русинского населения», — резюмирует профессор Плевчинский. Один из православной церкви сокрушался:

Дети русского дворянства, обучаясь в католических школах, академиях и колледжах, приучаются к Римской Церкви. После окончания школы одни идут на военную службу, другие — ко двору какого-нибудь католического дворянина.
Forwarded from Записки о Средневековье
Да без проблем

Zigmantas Kiaupa, Jurate Kiaupiene, Albinas Kuncevicius, Historia Litwy Od czasów najdawniejszych do 1795 roku, PWN 2008.
Jerzy Kłoczowski, Młodsza Europa, PIW 2003.
Jerzy Suchocki, Formowanie się i skład narodu politycznego w Wielkim Księstwie Litewskim późnego średniowiecza , PWN 1983.
Forwarded from шушпинчик
Estat de l'empire de Russie et grande duché de Moscovie, Жак Маржерет, Париж, 1607

Ссылка: clck.ru/3DfJju
Forwarded from шушпинчик
Belarusian posting
Estat de l'empire de Russie et grande duché de Moscovie, Жак Маржерет, Париж, 1607 Ссылка: clck.ru/3DfJju
Предуведомление читателю.

Русское царство является частью страны, которую в старину называли Скифией. Словом "Скифы" ещё и сегодня называют Татар, которые прежде владели Русью, и великие князья прежде держали её в вассальной зависимости от Татар, зовущихся Крымскими. Эти Русские, с некоторых пор, после того, как они сброисили Татарское иго и христианский мир начал узнавать о них, прозвались Москвичами, по имени столицы Москвы, которая носит княжеский титул, но не является первым городом страны, так как князь именовался некогда Владимирским великим князем и прожолжает называться Владимирским и Московским князем по сей день. Таким образом, можно сказать, что является ошибочным не только для нас, удалённых от них, но и среди ближайших соседей, называть их Москвичами, а не Русскими. Сами же они, когда их спрашивают, какой они народности, отвечают "Russac", что значит Русский; а если их спросить, откуда они, они отвечают: "is Moscova" — из Москвы, Вологды, Рязани или других городов. Но также нужно понимать, что есть две Руси, а именно: та, что носит царский титул, и которую Поляки называют Белой Русью; другая — Чёрная Русь, которая подчинена Польскому королевствую и примыкает к Подолью. Господином именно этой Чёрной Руси именует себя Польский король в своих титулах, когда говорит: "Великий князь Литовский, Русский, Прусский и т. д.". Об этом я хотел предуведомить читателя, чтобы он знал, что Русские, о которых здесь идёт речь, — это те, которых в прошлом называли Скифами, а затем, ошибочно — Москвичами, поскольку жители только одного города могут называться Москвичами; как если бы всех Французов стали называть Парижанами, потому что Париж — столица Французского королевства, и то с большим основанием, поскольку Париж является столицей с древности, а Москва только последние сто или двести лет. Также сокращённый титул их князя — "Zar Hospodar y Veliquei knes N. fsia Russia", что в переводе означает: "Король, Господин и Великий князь такой-то всех Русских", или "всей Руси", поскольку это также можно понимать и в этом смысле; но не как Москвичей или Москвы. И чтобы можно было различать Чёрную Русь от этой, всё, что находится за рекой Днепр, Поляки называют Белой Русью; в противном случае, без этого различия, в данном сочинении могли бы возникать недоразумения, в котором говорится только о Белой Руси, некогда Скифии, а ныне Москве.
Туров – город в «Рустей стране».

❗️«Русь» и «Русь» встречаем мы в памятниках истории Белой Руси. Возьмем для примера «Житие» св. Кирилла Туровского.

Родился он в «Рустей стране». Молитвы, им составленные, употребляли «вернии рустии людие». Вторым Златоустом (Иоанн Златоуст – византийский проповедник конца IV – начала Vв.) Кирилл «в Руси паче всех восиа (воссиял)».

🔸Не просто так это название («Русь») употреблялось веками. Это свидетельство русского самосознания, а развилось оно на Руси благодаря христианской вере, почему «русин» стало синонимом «православного».

#Западнорусские_княжества
"Строити" у рускай мове ВКЛ