РОСТОВ — НАШ И НЕ НАШ
О работе Ростовского научного краеведческого общества
Ростовская газета «Большевистский путь» 16 декабря 1930 разоблачала музейное вредительство:
«Может быть, вы слышали о существовании Ростовского научного краеведческого общества. Если вы не слышали - можете быть спокойны, оно (общество) "существует"...
Остановимся на некоторых разделах работы общества, граничащих не только с бездеятельностью, но и кое с чем другим.
По вине Правления общества книга "Октябрьская революция в Ростове", предназначенная к выпуску, провалялась на складе типографии больше четырех месяцев. Мало того, общество отказывалось от печатания этой работы, имеющей, безусловно, краеведческий интерес. Потребовался нажим соответствующих организаций...
В результате этого на первом плане церковно-монастырский Ростов, с его Успенским собором, звонницей, самуиловым корпусом. Это не наш Ростов. За подобную белиберду должно ответить общество, мало занимающееся настоящей краеведческой работой...
Выводы... В дни, когда страна читает приговор над вредителями Промпартии, нам необходимо проверить научную работу в районе. Наука должна быть поставлена на службу социалистического строительства.
И если общество не способно этого сделать - надо с ним также поступить, как хирург поступает с отростками слепой кишки, когда она тревожит организм».
#РЗ_музей
О работе Ростовского научного краеведческого общества
Ростовская газета «Большевистский путь» 16 декабря 1930 разоблачала музейное вредительство:
«Может быть, вы слышали о существовании Ростовского научного краеведческого общества. Если вы не слышали - можете быть спокойны, оно (общество) "существует"...
Остановимся на некоторых разделах работы общества, граничащих не только с бездеятельностью, но и кое с чем другим.
По вине Правления общества книга "Октябрьская революция в Ростове", предназначенная к выпуску, провалялась на складе типографии больше четырех месяцев. Мало того, общество отказывалось от печатания этой работы, имеющей, безусловно, краеведческий интерес. Потребовался нажим соответствующих организаций...
В результате этого на первом плане церковно-монастырский Ростов, с его Успенским собором, звонницей, самуиловым корпусом. Это не наш Ростов. За подобную белиберду должно ответить общество, мало занимающееся настоящей краеведческой работой...
Выводы... В дни, когда страна читает приговор над вредителями Промпартии, нам необходимо проверить научную работу в районе. Наука должна быть поставлена на службу социалистического строительства.
И если общество не способно этого сделать - надо с ним также поступить, как хирург поступает с отростками слепой кишки, когда она тревожит организм».
#РЗ_музей
МЕСЯЦЕСЛОВ
19 июня - память преподобного Паисия Угличского, основателя Угличского Покровского монастыря. Монастырь затоплен.
Святой - в соборе Ростово-Ярославских святых.
На фото - икона святого Паисия с монастырем в собрании Угличского музея
#госкаталог
#РЗ_месяцеслов
19 июня - память преподобного Паисия Угличского, основателя Угличского Покровского монастыря. Монастырь затоплен.
Святой - в соборе Ростово-Ярославских святых.
На фото - икона святого Паисия с монастырем в собрании Угличского музея
#госкаталог
#РЗ_месяцеслов
ПОЛЬСКО-НЕМЕЦКИЙ МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ в Ярославле
Из статьи: Кищенков М. С. Европейские диаспоры в годы Первой мировой войны на территории Ярославской губернии // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 1: Гуманитарные науки. С. 329-333 – цитирую:
«…Появление в губернии значительного числа лиц польской национальности, находившихся до войны [I Мировая война] в состоянии конфликта с российским правительством (представители польской общественности требовали автономии Польши, что было неприемлемо для властей Российской империи), не осталось незамеченным для полицейских структур.
Несмотря на попытку найти в лице польской диаспоры союзников в борьбе с Германией, власти предпочитали держать беженцев под контролем и пресекать возможные оппозиционные и антиправительственные настроения.
В связи с этим достаточно острым был вопрос о национальной самоидентификации оказавшихся в Ярославской губернии представителей национальных диаспор и о взаимодействии между их представителями.
Так, беженцы из Польши Сигизмунд и Ян Гурские находились в контакте с семейством Каатц. Я. Гурский, студент Демидовского юридического лицея, планировал жениться на дочери Р. Каатца, Марии Каатц, и само семейство Каатц не возражало против этого брака. Но один из близких к Каатцам ярославский немец А. фон Свейковский резко выступил против данного брака, так как Я. Гурский якобы хочет жениться исключительно из материальных соображений и рассчитывает на богатое приданое.
В беседах с семейством Каатц А. фон Свейковский неоднократно высказывал свои предположения, однако не смог добиться положительного для себя результата: брак между Гурским и дочерью Р. Каатца был все-таки заключен. Это привело к конфликту фон Свейковского с семейством Гурских и отчасти послужило поводом для доноса С. Гурского в жандармское управление о русофобских высказываниях и взглядах А. фон Свейковского.
В данном деле интересен факт обострения проблемы национальной самоидентификации.
Жандармы, расследуя донос С. Гурского, отмечали, что А. фон Свейковский «считал себя коренным немцем, а во время войны стал выдавать себя за поляка», ведя в польской среде разговоры о том, что «поляков может спасти только Германия», и упрекая поляков в том, что они «зря связались с русскими», так как войну с Германией и Австро-Венгрией Россия неизбежно проиграет.
Однако попытка войти в доверие к польской диаспоре А. Свейковскому не удалась, и он был отправлен полицейскими властями в ссылку за русофобские высказывания…»
#РЗ_этнография
Из статьи: Кищенков М. С. Европейские диаспоры в годы Первой мировой войны на территории Ярославской губернии // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 1: Гуманитарные науки. С. 329-333 – цитирую:
«…Появление в губернии значительного числа лиц польской национальности, находившихся до войны [I Мировая война] в состоянии конфликта с российским правительством (представители польской общественности требовали автономии Польши, что было неприемлемо для властей Российской империи), не осталось незамеченным для полицейских структур.
Несмотря на попытку найти в лице польской диаспоры союзников в борьбе с Германией, власти предпочитали держать беженцев под контролем и пресекать возможные оппозиционные и антиправительственные настроения.
В связи с этим достаточно острым был вопрос о национальной самоидентификации оказавшихся в Ярославской губернии представителей национальных диаспор и о взаимодействии между их представителями.
Так, беженцы из Польши Сигизмунд и Ян Гурские находились в контакте с семейством Каатц. Я. Гурский, студент Демидовского юридического лицея, планировал жениться на дочери Р. Каатца, Марии Каатц, и само семейство Каатц не возражало против этого брака. Но один из близких к Каатцам ярославский немец А. фон Свейковский резко выступил против данного брака, так как Я. Гурский якобы хочет жениться исключительно из материальных соображений и рассчитывает на богатое приданое.
В беседах с семейством Каатц А. фон Свейковский неоднократно высказывал свои предположения, однако не смог добиться положительного для себя результата: брак между Гурским и дочерью Р. Каатца был все-таки заключен. Это привело к конфликту фон Свейковского с семейством Гурских и отчасти послужило поводом для доноса С. Гурского в жандармское управление о русофобских высказываниях и взглядах А. фон Свейковского.
В данном деле интересен факт обострения проблемы национальной самоидентификации.
Жандармы, расследуя донос С. Гурского, отмечали, что А. фон Свейковский «считал себя коренным немцем, а во время войны стал выдавать себя за поляка», ведя в польской среде разговоры о том, что «поляков может спасти только Германия», и упрекая поляков в том, что они «зря связались с русскими», так как войну с Германией и Австро-Венгрией Россия неизбежно проиграет.
Однако попытка войти в доверие к польской диаспоре А. Свейковскому не удалась, и он был отправлен полицейскими властями в ссылку за русофобские высказывания…»
#РЗ_этнография
РОСТОВСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: конец XIX - начало XX века
Из статьи: Пуневский Я.В. Благотворительная деятельность купечества уездных городов Ярославской губернии в конце XIX – начале XX века // Бизнес. Общество. Власть. 2023. № 1. С. 133-137
«...Одним из наиболее важных объектов благотворительности ростовского купечества было учреждение храмов. Среди наиболее значимых жертвователей на эти цели следует отметить А.И. Хлебникова, Я.Я. и С.Я. Кайдаловых, И.И. Голова, И.И. Балашова, А.П. и И.А. Веснина, И.А. Титова и многих других.
Другой сферой вложения благотворительных капиталов ростовского купечества было общественное призрение. Например, в 1898 г. купцом И.Е. Куприяновым был открыт детский приют на пожертвование в сумме 30 тыс. руб.
При городской управе находились довольно существенные благотворительные капиталы на нужды общественного призрения, которые состояли из пожертвований купцов. Предприниматели Д.А. Мальгин и И.К. Мясников пожертвовали городу свои дома. В доме И.М. Плешанова находились различные учебные заведения, находившиеся в ведении городского самоуправления.
Одно из самых значительных пожертвований сделал А.Л. Кекин. Здание мужской гимназии, построенное в 1910 г. благодаря капиталам А.Л. Кекина, обошлось городскому бюджету в 399 тыс. руб. Отметим, что завещание А.Л. Кекина не было его единственным пожертвованием. Еще в 1886 г. на его деньги в Ростове был устроен водопровод.
Итак, значительная сумма пожертвования позволила обустроить гимназию по высшему разряду. В частности, вскоре после строительства в гимназии появилась своя электрическая станция и система биологической очистки сточных вод...
Делопроизводственная документация ростовской городской управы свидетельствует о том, что наследство А.Л. Кекина состояло из 5-ти имений, которые давали годовую доходность 187 994 руб. Учитывая расходы по их содержанию, чистая доходность имений А.Л. Кекина для городской управы составляла чуть более 40 тыс. руб. в год. Эта сумма вполне позволяла ростовскому городскому самоуправлению содержать мужскую гимназию, названную в честь А.Л. Кекина, без пособий от городского самоуправления и казны.
В 1898 г. купец Н.Д. Кострулин устроил телефонную связь, а в 1903 г. было открыто соединение с Ярославлем. В 1906 г. он передал ее в собственность города. Он же в 1902 г. устроил в Ростове конную железную дорогу...»
#РЗ_Ростов
Из статьи: Пуневский Я.В. Благотворительная деятельность купечества уездных городов Ярославской губернии в конце XIX – начале XX века // Бизнес. Общество. Власть. 2023. № 1. С. 133-137
«...Одним из наиболее важных объектов благотворительности ростовского купечества было учреждение храмов. Среди наиболее значимых жертвователей на эти цели следует отметить А.И. Хлебникова, Я.Я. и С.Я. Кайдаловых, И.И. Голова, И.И. Балашова, А.П. и И.А. Веснина, И.А. Титова и многих других.
Другой сферой вложения благотворительных капиталов ростовского купечества было общественное призрение. Например, в 1898 г. купцом И.Е. Куприяновым был открыт детский приют на пожертвование в сумме 30 тыс. руб.
При городской управе находились довольно существенные благотворительные капиталы на нужды общественного призрения, которые состояли из пожертвований купцов. Предприниматели Д.А. Мальгин и И.К. Мясников пожертвовали городу свои дома. В доме И.М. Плешанова находились различные учебные заведения, находившиеся в ведении городского самоуправления.
Одно из самых значительных пожертвований сделал А.Л. Кекин. Здание мужской гимназии, построенное в 1910 г. благодаря капиталам А.Л. Кекина, обошлось городскому бюджету в 399 тыс. руб. Отметим, что завещание А.Л. Кекина не было его единственным пожертвованием. Еще в 1886 г. на его деньги в Ростове был устроен водопровод.
Итак, значительная сумма пожертвования позволила обустроить гимназию по высшему разряду. В частности, вскоре после строительства в гимназии появилась своя электрическая станция и система биологической очистки сточных вод...
Делопроизводственная документация ростовской городской управы свидетельствует о том, что наследство А.Л. Кекина состояло из 5-ти имений, которые давали годовую доходность 187 994 руб. Учитывая расходы по их содержанию, чистая доходность имений А.Л. Кекина для городской управы составляла чуть более 40 тыс. руб. в год. Эта сумма вполне позволяла ростовскому городскому самоуправлению содержать мужскую гимназию, названную в честь А.Л. Кекина, без пособий от городского самоуправления и казны.
В 1898 г. купец Н.Д. Кострулин устроил телефонную связь, а в 1903 г. было открыто соединение с Ярославлем. В 1906 г. он передал ее в собственность города. Он же в 1902 г. устроил в Ростове конную железную дорогу...»
#РЗ_Ростов
ЯРОСЛАВСКИЕ ЗИМОГОРЫ на Стрелке
«...Ныне Стрелка (полуостров-отмель) служит гл. обр. дровяною пристанью и летом приютом т. наз. зимогоров или будиловцев, т. е. бездомной, безприютной «меньшей братии» нашей, жертв и рабов всесильнаго хмеля, промышляющей крючной работой...»
#РЗ_этнография
«...Ныне Стрелка (полуостров-отмель) служит гл. обр. дровяною пристанью и летом приютом т. наз. зимогоров или будиловцев, т. е. бездомной, безприютной «меньшей братии» нашей, жертв и рабов всесильнаго хмеля, промышляющей крючной работой...»
#РЗ_этнография
Telegraph
ЯРОСЛАВСКИЕ ЗИМОГОРЫ на Стрелке
В 1909 году ярославец Илларион Тихомиров выпустил книжку «Ярославское Поволжье», которая сейчас входит в набор литературы, сохраняющей для нас облик верхневолжских городов начала XX века. В частности – Ярославля. В частности – вот так пишется в книге о ярославской…
ВЕРХ И НИЗ по-ярославски
Листая словарь Г. Мельниченко, все время удивляюсь, насколько народ изобретателен в экономии усилий для присвоения названий тем или иным явлениям. Попалась на глаза страница в словаре, объединяющая слова с корнем верх-
Во-первых, верхом называли и чердак над жилой частью дома, и деревянный настил над двором, и потолок, и крытый ток. Зафиксированы следующие варианты использования - и попробуйте без словаря разберитесь, о чем в каждом случае речь:
Рябину положи на верх.
Слазить на верх, развесить белье.
С верьху спускалась, оступилась и ногу сломала.
Сегодня под верхом лен колотить будем.
Бабы, убирайте быстрей лен под верх, а то сейчас будет дождь.
Во-вторых, верх – сливки, отстой на молоке:
Молоко сливаем в кринки и даем от стояться верху.
Бери смолянки большие с верхом, там верх толстый.
Подайте мне к чаю верху.
Сними верьх с кринок и поставь в печку.
В-третьих, в-четвертых…
В эту словарную группу входят и термины с использованием слова во множественном числе, притом с вариантами: верха/верхи. Опять же это могут быть и те же сливки, точнее – пленка на сливках, и тропка, которая идет рядом с дорогой, но несколько выше ее, либо более высокие места в распутицу: Они шли верхами. А еще, в форме наречия – слово верхами могло означать – очень полно: Смотри-ка, набрали грибов-то, верхами.
Прилагательные от верх – верхний/ая:
- крышка – часть хомута.
- мост – сени на втором этаже дома.
- рундук – настил из досок во дворе (перед спуском с лестницы).
- сарай – двускатный навес на четырех столбах над током для молотьбы в ненастную погоду.
- угол – почетный передний угол в деревенской избе, обычно под иконами.
С тем же корнем и почти тем же смыслом:
Верхник – открытый круглый пирог из кислого теста (единственное слово, в котором верх – это отсутствие на пироге тестяного «верха»!)
Верхник – фартук
Верхница – верхнее продольное основание телеги
Верховка – прибылая вода с
верховьев рек вследствие разлива, ветров, дождей – и макушка головы.
А также: верховка –
низенькая поярковая шляпа с тульей раструбом: Валяют они (катальщики)... и ярославскую верховку, такую же низенькую, но с тульей раструбом. Фото – отсюда
Очень полезно, что в этой группе слов зафиксированы были вариации произношения: ощущаете разницу между верх, верхь и верьх?
#РЗ_словарь
Листая словарь Г. Мельниченко, все время удивляюсь, насколько народ изобретателен в экономии усилий для присвоения названий тем или иным явлениям. Попалась на глаза страница в словаре, объединяющая слова с корнем верх-
Во-первых, верхом называли и чердак над жилой частью дома, и деревянный настил над двором, и потолок, и крытый ток. Зафиксированы следующие варианты использования - и попробуйте без словаря разберитесь, о чем в каждом случае речь:
Рябину положи на верх.
Слазить на верх, развесить белье.
С верьху спускалась, оступилась и ногу сломала.
Сегодня под верхом лен колотить будем.
Бабы, убирайте быстрей лен под верх, а то сейчас будет дождь.
Во-вторых, верх – сливки, отстой на молоке:
Молоко сливаем в кринки и даем от стояться верху.
Бери смолянки большие с верхом, там верх толстый.
Подайте мне к чаю верху.
Сними верьх с кринок и поставь в печку.
В-третьих, в-четвертых…
В эту словарную группу входят и термины с использованием слова во множественном числе, притом с вариантами: верха/верхи. Опять же это могут быть и те же сливки, точнее – пленка на сливках, и тропка, которая идет рядом с дорогой, но несколько выше ее, либо более высокие места в распутицу: Они шли верхами. А еще, в форме наречия – слово верхами могло означать – очень полно: Смотри-ка, набрали грибов-то, верхами.
Прилагательные от верх – верхний/ая:
- крышка – часть хомута.
- мост – сени на втором этаже дома.
- рундук – настил из досок во дворе (перед спуском с лестницы).
- сарай – двускатный навес на четырех столбах над током для молотьбы в ненастную погоду.
- угол – почетный передний угол в деревенской избе, обычно под иконами.
С тем же корнем и почти тем же смыслом:
Верхник – открытый круглый пирог из кислого теста (единственное слово, в котором верх – это отсутствие на пироге тестяного «верха»!)
Верхник – фартук
Верхница – верхнее продольное основание телеги
Верховка – прибылая вода с
верховьев рек вследствие разлива, ветров, дождей – и макушка головы.
А также: верховка –
низенькая поярковая шляпа с тульей раструбом: Валяют они (катальщики)... и ярославскую верховку, такую же низенькую, но с тульей раструбом. Фото – отсюда
Очень полезно, что в этой группе слов зафиксированы были вариации произношения: ощущаете разницу между верх, верхь и верьх?
Про низ будет
отдельный разговор!
#РЗ_словарь
ИСЦЕЛЕНИЕ
В собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника – типографской печати «Сказание какие святые от каких болезней исцеляют и когда память их бывает», с широкой датировкой всем XIX веком. #госкаталог
#РЗ_этнография
В собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника – типографской печати «Сказание какие святые от каких болезней исцеляют и когда память их бывает», с широкой датировкой всем XIX веком. #госкаталог
#РЗ_этнография
О НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ: Иван Билибин
Очерк «Народное творчество Севера» Иван Билибин опубликовал в 1904 году: Мир искусства. СПб., 1904. Т. 12. С. 303—318. Цитирую оттуда текст, который вполне характеризует те процессы, которые наблюдаем и сейчас в сфере производства массового музейного и около музейного сувенира:
«…Народное творчество кончилось. Это значит, что народ перестал быть автором дальнейшего развития своих узоров и рукоделий. Это творчество могло развиваться только на почве замкнутости и значительной отрешенности от окружающего.
Но крестьяне в свободные долгие зимние вечера и теперь занимаются рукодельем, но уж более не творят. И тут-то и надо явиться к ним на помощь, вырвать из их рук пошлые рукодельные приложения к разным «Нивам», которые бабы вымолили на подержание у местной матушки или лавочницы, и дать им их же деревенские старые образцы и дальнейшую художественную разработку их, втолковав им, что это-то и красиво; но бабы, по большей части, не верят и упорно вышивают по канве розаны и попугаев.
К сожалению, художники наши еще мало занимаются разработкой орнаментальных и декоративных мотивов. Таких помощников поддержания правильного народного ручного труда очень мало; один, два и обчелся. Из молодежи большинство черпает свои историко-этнографические познания из мест, подобных бутафорской в академии художеств, стремясь писать громадные никому ненужные полотна на исторические темы.
В губернских городах земская постановка художественной помощи крестьянскому рукоделью поставлена ниже всякой критики. Отношение часто бывает открыто недоброжелательное, так как и эти руководители думают, что какой-нибудь великолепный свой старинный узор есть отсталость и регресс, а попугай из «Нивы» культурность и прогресс, а не пошлость, как оно есть на самом деле…»
Очерк «Народное творчество Севера» Иван Билибин опубликовал в 1904 году: Мир искусства. СПб., 1904. Т. 12. С. 303—318. Цитирую оттуда текст, который вполне характеризует те процессы, которые наблюдаем и сейчас в сфере производства массового музейного и около музейного сувенира:
«…Народное творчество кончилось. Это значит, что народ перестал быть автором дальнейшего развития своих узоров и рукоделий. Это творчество могло развиваться только на почве замкнутости и значительной отрешенности от окружающего.
Но крестьяне в свободные долгие зимние вечера и теперь занимаются рукодельем, но уж более не творят. И тут-то и надо явиться к ним на помощь, вырвать из их рук пошлые рукодельные приложения к разным «Нивам», которые бабы вымолили на подержание у местной матушки или лавочницы, и дать им их же деревенские старые образцы и дальнейшую художественную разработку их, втолковав им, что это-то и красиво; но бабы, по большей части, не верят и упорно вышивают по канве розаны и попугаев.
К сожалению, художники наши еще мало занимаются разработкой орнаментальных и декоративных мотивов. Таких помощников поддержания правильного народного ручного труда очень мало; один, два и обчелся. Из молодежи большинство черпает свои историко-этнографические познания из мест, подобных бутафорской в академии художеств, стремясь писать громадные никому ненужные полотна на исторические темы.
В губернских городах земская постановка художественной помощи крестьянскому рукоделью поставлена ниже всякой критики. Отношение часто бывает открыто недоброжелательное, так как и эти руководители думают, что какой-нибудь великолепный свой старинный узор есть отсталость и регресс, а попугай из «Нивы» культурность и прогресс, а не пошлость, как оно есть на самом деле…»
НИЗУ-НИЗОВЫЙ КУПЕЦ?
В общем понятие «низ» в прямом смысле говорит о положении описываемого явления, тэкскэть, ниже наблюдателя, в переносном – имеет внятный отрицательный намек. Продолжая тему, листаем академический словарь русских народных говоров, изучаем низ-низа-низы-низбины.
В первой группе видим низ в таких значениях (с примерами употребления):
Низ – низина; территория, прилегающая к реке: Они низом подались. Кто на низу живут, у тех всегда и капуста и помидоры свои. Они живут на низу, в старой хате. По низам у нас покосы. В людях-то низы, картошки-то вот какие, а у нас бугор, ничего не растет. Болотистое место.
- низ – книзу: Ну зелье под низ отбивают, свирепку, траву какую.
- низА – низовье: На баржах дручок сплавляли в низа.
- низЫ: Низкий заливной луг. Сено на низах скошено. Косют низы - луга так называют зле реки.
Те же низы – название южной части России или северного зарубежья , куда люди уходили на заработки: Идем на низы - на заработки, деньгу зашибать, лопатой счастье загребать. Поехал на низ. В низ, в немецку сторону, в шведскую сторону. Так выражают поморы направление своего пути, идучи Северным океаном в Норвегию или на о. Новую землю.
А еще низы – подвальное помещение пли нижний атаж жилого дома: В низах у нас окна не прорублены. На верхах кватиранты живут. Низы под соленьем занимаем.
Особенности произношения:
Низбенный – низкий: Низбенный дом-от.
Низбина – низина: Болото, а то низбина.
Низевать – промышлять в низовьях: Ниже ловили пустоверцы, выше — с марицы, усть-чилемы низевали.
Низевой – нижний, низовой: Низевая Печора не - Нижняя Печора.
Низедь – низина: Коровы-те пасутся ноне на низеди.
Низом – снизу: Низом вода пошла из чану-то.
Выраженьица кстати пришлись: Ha низ послали березки считать – означало ссылку в Сибирь.
Низко заезжать – свататься к бедной девушке: «Если “прожитошному, естешному” мужику приглянулась у бедняка “баская девка, казистая, хороший товар”, то он низко заезжает».
И почти частушечно:
Полюбил ей паренек,
Низу-низовый купец,
Разудалый молодец – мы ведь понимаем, что молодец то был из ушлых богатеев?
Запала в душу трава СВИРЕПКА.
#РЗ_словарь
В общем понятие «низ» в прямом смысле говорит о положении описываемого явления, тэкскэть, ниже наблюдателя, в переносном – имеет внятный отрицательный намек. Продолжая тему, листаем академический словарь русских народных говоров, изучаем низ-низа-низы-низбины.
В первой группе видим низ в таких значениях (с примерами употребления):
Низ – низина; территория, прилегающая к реке: Они низом подались. Кто на низу живут, у тех всегда и капуста и помидоры свои. Они живут на низу, в старой хате. По низам у нас покосы. В людях-то низы, картошки-то вот какие, а у нас бугор, ничего не растет. Болотистое место.
- низ – книзу: Ну зелье под низ отбивают, свирепку, траву какую.
- низА – низовье: На баржах дручок сплавляли в низа.
- низЫ: Низкий заливной луг. Сено на низах скошено. Косют низы - луга так называют зле реки.
Те же низы – название южной части России или северного зарубежья , куда люди уходили на заработки: Идем на низы - на заработки, деньгу зашибать, лопатой счастье загребать. Поехал на низ. В низ, в немецку сторону, в шведскую сторону. Так выражают поморы направление своего пути, идучи Северным океаном в Норвегию или на о. Новую землю.
А еще низы – подвальное помещение пли нижний атаж жилого дома: В низах у нас окна не прорублены. На верхах кватиранты живут. Низы под соленьем занимаем.
Особенности произношения:
Низбенный – низкий: Низбенный дом-от.
Низбина – низина: Болото, а то низбина.
Низевать – промышлять в низовьях: Ниже ловили пустоверцы, выше — с марицы, усть-чилемы низевали.
Низевой – нижний, низовой: Низевая Печора не - Нижняя Печора.
Низедь – низина: Коровы-те пасутся ноне на низеди.
Низом – снизу: Низом вода пошла из чану-то.
Выраженьица кстати пришлись: Ha низ послали березки считать – означало ссылку в Сибирь.
Низко заезжать – свататься к бедной девушке: «Если “прожитошному, естешному” мужику приглянулась у бедняка “баская девка, казистая, хороший товар”, то он низко заезжает».
И почти частушечно:
Полюбил ей паренек,
Низу-низовый купец,
Разудалый молодец – мы ведь понимаем, что молодец то был из ушлых богатеев?
Запала в душу трава СВИРЕПКА.
#РЗ_словарь
«ОТ ЦВЕТА К СВЕТУ» в ГМИИ
Сегодня в ГМИИ имени Пушкина завершается выставка к 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга. Завершающий зал выставки посвящен недавно погибшей Анне Чудецкой, хранительнице фонда Вейсберга в Отделе личных коллекций ГМИИ.
В сообщении на странице ГМЗРК отмечен вклад искусствоведа Александра Доминяка, благодаря которому работы Вейсберга обогатили собрание «Ростовского кремля».
Сегодня в ГМИИ имени Пушкина завершается выставка к 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга. Завершающий зал выставки посвящен недавно погибшей Анне Чудецкой, хранительнице фонда Вейсберга в Отделе личных коллекций ГМИИ.
В сообщении на странице ГМЗРК отмечен вклад искусствоведа Александра Доминяка, благодаря которому работы Вейсберга обогатили собрание «Ростовского кремля».
Telegram
Ростовский кремль: музей-заповедник
МУЗЕЙНЫЕ ВЫСТАВКИ
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина сегодня заканчивает работу выставка к 100-летию со дня рождения художника Владимира Вейсберга «От цвета к свету».
Музей-заповедник «Ростовский кремль» участвует в выставке…
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина сегодня заканчивает работу выставка к 100-летию со дня рождения художника Владимира Вейсберга «От цвета к свету».
Музей-заповедник «Ростовский кремль» участвует в выставке…
По сложившейся в телеграме традиции предлагаем вашему вниманию подборку каналов историко-культурной, этнографической и краеведческой направленности, с большинством авторов которых дискутируем, дополняем и порой репостим друг друга:
Ростовская земля. [club55810383|@zalesje]
О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике Северо-Восточной Руси — свежо, весело и без понтов;
Ростов Великий и Ростовская земля. @gmz_RK
Блог музейщиков Музея-заповедника «Ростовский кремль».Региональная история, культурное наследие Ростовской земли;
Sevprostor. @severprostor
Заполярная пастораль. Русская и финно-угорская этнография, история, народная кухня на материале Русского Севера;
Меряфутурист (Меряния). [club168175911|@merjanin]
Изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря историческая и этнофутуристическая;
Криватроп. @kriwatrop
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья. Сакральная география, изыскания, традиция, походы и экспедиции;
Встреча Руси и Чуди. @rusichud
Языковая история Севера – о том, что в нём русское, а что чудское;
Чертог Медведя. @bjornens_palats
Авторский канал о Швеции, викингах и путешествиях. Автор живёт в Стокгольме и делится уникальным контентом из Скандинавии и не только;
Байки дядюшки Огневита. @ognevit_tales
Канал ведущего «Непарадного путеводителя». Факты и размышления из областей беларуской археологии, истории и лингвистики, краеведческие заметки. А еще немного птиц и другой живности;
Череповецкая губерния. [club40110439|@cherepovesi]
Череповесь, Череповской край и Русский Север в прошлом, настоящем и будущем;
Пока горит солнце. @pokagoritsolnce
Канал о народной культуре центральных и южных великорусов преимущественно на примере традиций Рязанского края;
Дёржанская Карелия. @djorzhakarjala
Канал, посвящённый истории и культуре дёржанских (зубцовских) карел. Эта небольшая диалектная группа, оторванная от остальных тверских карел, более двух веков существовала практически в полной изоляции;
Цирк, пельменная и синагога [id212656043|@rossiyshka]
Сюр и невыносимая легкость бытия в Костроме и области. Авторский ироничный канал на стыке фотографии, иронии и краеведения;
Дом Смодора - Центр визуального наследия @smodor_space
История реставрации дома галичского фотографа Михаила Смодора в реальном времени. Фотограф и реставратор взялись восстанавливать историческое пространство и исследовать фотоархивы деревенских фотографов.
Ростовская земля. [club55810383|@zalesje]
О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике Северо-Восточной Руси — свежо, весело и без понтов;
Ростов Великий и Ростовская земля. @gmz_RK
Блог музейщиков Музея-заповедника «Ростовский кремль».Региональная история, культурное наследие Ростовской земли;
Sevprostor. @severprostor
Заполярная пастораль. Русская и финно-угорская этнография, история, народная кухня на материале Русского Севера;
Меряфутурист (Меряния). [club168175911|@merjanin]
Изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря историческая и этнофутуристическая;
Криватроп. @kriwatrop
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья. Сакральная география, изыскания, традиция, походы и экспедиции;
Встреча Руси и Чуди. @rusichud
Языковая история Севера – о том, что в нём русское, а что чудское;
Чертог Медведя. @bjornens_palats
Авторский канал о Швеции, викингах и путешествиях. Автор живёт в Стокгольме и делится уникальным контентом из Скандинавии и не только;
Байки дядюшки Огневита. @ognevit_tales
Канал ведущего «Непарадного путеводителя». Факты и размышления из областей беларуской археологии, истории и лингвистики, краеведческие заметки. А еще немного птиц и другой живности;
Череповецкая губерния. [club40110439|@cherepovesi]
Череповесь, Череповской край и Русский Север в прошлом, настоящем и будущем;
Пока горит солнце. @pokagoritsolnce
Канал о народной культуре центральных и южных великорусов преимущественно на примере традиций Рязанского края;
Дёржанская Карелия. @djorzhakarjala
Канал, посвящённый истории и культуре дёржанских (зубцовских) карел. Эта небольшая диалектная группа, оторванная от остальных тверских карел, более двух веков существовала практически в полной изоляции;
Цирк, пельменная и синагога [id212656043|@rossiyshka]
Сюр и невыносимая легкость бытия в Костроме и области. Авторский ироничный канал на стыке фотографии, иронии и краеведения;
Дом Смодора - Центр визуального наследия @smodor_space
История реставрации дома галичского фотографа Михаила Смодора в реальном времени. Фотограф и реставратор взялись восстанавливать историческое пространство и исследовать фотоархивы деревенских фотографов.
Ростов Великий и Ростовская земля pinned «По сложившейся в телеграме традиции предлагаем вашему вниманию подборку каналов историко-культурной, этнографической и краеведческой направленности, с большинством авторов которых дискутируем, дополняем и порой репостим друг друга: Ростовская земля. [cl…»
Forwarded from Газетная пыль
«ПЕЧЫРАЯСЬ!»
Уже несколько дней на улицах деревень Койгородской волости ежедневно можно наблюдать странное шествие. Идут парни или девицы, одетые в шубы с вывороченной вверх шерстью; лица у них вымазаны сажей, в руках у них пучки крапивы. Маленькие дети, играющие на улице, и подростки, исполняющие обязанности нянек, завидя ряженых, с плачем и с криками «печыраясь, печыраясь!» (крапивники по-зырянски) бегут по домам. Ряженые хватают запоздавших и плачущих от испуга детей и секут их крапивой.
Пройдя по всей деревне и постегав порядком детей и подростков лет 12-15, ряженые скрываются.
Такие картины повторяются ежегодно с половины июня до половины июля каждый день. Объясняют такой обычай различно. Одни говорят, что «печыраясь» ходят по распоряжению властей и следят, чтобы дети не ходили в озимые поля и не сбивали цвет ржи; другие говорят, что «печыраясь» ходят и запрещают крестьянам работать (?!). Очевидно, какое-то распоряжение властей было неправильно понято. Но если этот обычай возник из неправильно понятого распоряжения властей, то пора бы обратить на это внимание и объяснить не понятое, а то зачем же позволять бить и пугать детей? Местная интеллигенция считает этот обычай сохранившимся от языческих времен и утратившим в настоящее время всякий смысл. Не пора ли во имя любви к детям искоренить его?
«Северный край». 1903. № 168
@pylgazet
Уже несколько дней на улицах деревень Койгородской волости ежедневно можно наблюдать странное шествие. Идут парни или девицы, одетые в шубы с вывороченной вверх шерстью; лица у них вымазаны сажей, в руках у них пучки крапивы. Маленькие дети, играющие на улице, и подростки, исполняющие обязанности нянек, завидя ряженых, с плачем и с криками «печыраясь, печыраясь!» (крапивники по-зырянски) бегут по домам. Ряженые хватают запоздавших и плачущих от испуга детей и секут их крапивой.
Пройдя по всей деревне и постегав порядком детей и подростков лет 12-15, ряженые скрываются.
Такие картины повторяются ежегодно с половины июня до половины июля каждый день. Объясняют такой обычай различно. Одни говорят, что «печыраясь» ходят по распоряжению властей и следят, чтобы дети не ходили в озимые поля и не сбивали цвет ржи; другие говорят, что «печыраясь» ходят и запрещают крестьянам работать (?!). Очевидно, какое-то распоряжение властей было неправильно понято. Но если этот обычай возник из неправильно понятого распоряжения властей, то пора бы обратить на это внимание и объяснить не понятое, а то зачем же позволять бить и пугать детей? Местная интеллигенция считает этот обычай сохранившимся от языческих времен и утратившим в настоящее время всякий смысл. Не пора ли во имя любви к детям искоренить его?
«Северный край». 1903. № 168
@pylgazet
ПОРЕЧСКИЕ ЦВЕТЫ
В 2017 году в нашем блоге Александр Морозов публиковал воспоминания Наталии Борисовны Ждановой/Пыховой. Цитирую оттуда о цветочных растениях, преимущественно - уличных:
«…На окнах обязательная герань, столетник, спаржа и жасмин, который цвел зимой маленькими белыми цветочками. Позднее появились гортензии, зимовавшие под кроватью и цветок «декабрист». Фикусы были в каждом доме, так сказать собиратели пыли.
Раз уже пошла речь о цветах, надо упомянуть и об уличных цветах. Ноготки, елочки бордюрные, анютины глазки и дикие кустовые розы - основной нехитрый набор, который красовался в палисадниках.
Позднее местное население узнало и более диковинные цветы. И все благодаря заводскому садовнику Николаю Ивановичу. В его обязанности входило выращивать цветочную рассаду для заводской территории и клубной. Это был очень вежливый, спокойный и приветливый человек. Мы, дети, с любопытством смотрели, как он поливал рассаду цветов и заботливо укрывал ее матами, сделанными из тростника. А это особое искусство поречан.
Мы стали потихоньку ему помогать. Он не возражал, только всегда просил быть аккуратными, что мы и делали.
В мае начинали рассаду раскладывать по ящичкам и развозить на места посадки. Мы, конечно, помогали с особым рвением, т.к. нам разрешалось самим сажать цветы в клумбы и поливать. Поливали мы ее до тех пор, пока она не укоренится. Слабые и поломанные растения Николай Иванович разрешал брать домой.
Вот тогда-то около домов и появились астры, львиный зев, маргаритки, циннии и другие доселе невиданные цветы. С клумб цветов никто не рвал. Наоборот, осенью собирали семена, чтобы развести новый сорт около дома.
Немного воспоминаний о нашей улице. Это была улица, которую асфальтировали первую. Там люди со всего поселка шли на работу и с работы, а также в школу, расположенную в бывшем барском доме. Все дома были аккуратно побелены и покрашены. У каждого дома палисадник с цветами. Улицу у дома мели вениками.
По канаве росла трава-мурава, подорожник и растение, которое мы назвали «просвирками» и ели. Видно, это было с войны заведено, в голодные годы ели всё, что было съедобным. Удивительно, но крапивы и лопухов около домов не было…»
В 2017 году в нашем блоге Александр Морозов публиковал воспоминания Наталии Борисовны Ждановой/Пыховой. Цитирую оттуда о цветочных растениях, преимущественно - уличных:
«…На окнах обязательная герань, столетник, спаржа и жасмин, который цвел зимой маленькими белыми цветочками. Позднее появились гортензии, зимовавшие под кроватью и цветок «декабрист». Фикусы были в каждом доме, так сказать собиратели пыли.
Раз уже пошла речь о цветах, надо упомянуть и об уличных цветах. Ноготки, елочки бордюрные, анютины глазки и дикие кустовые розы - основной нехитрый набор, который красовался в палисадниках.
Позднее местное население узнало и более диковинные цветы. И все благодаря заводскому садовнику Николаю Ивановичу. В его обязанности входило выращивать цветочную рассаду для заводской территории и клубной. Это был очень вежливый, спокойный и приветливый человек. Мы, дети, с любопытством смотрели, как он поливал рассаду цветов и заботливо укрывал ее матами, сделанными из тростника. А это особое искусство поречан.
Мы стали потихоньку ему помогать. Он не возражал, только всегда просил быть аккуратными, что мы и делали.
В мае начинали рассаду раскладывать по ящичкам и развозить на места посадки. Мы, конечно, помогали с особым рвением, т.к. нам разрешалось самим сажать цветы в клумбы и поливать. Поливали мы ее до тех пор, пока она не укоренится. Слабые и поломанные растения Николай Иванович разрешал брать домой.
Вот тогда-то около домов и появились астры, львиный зев, маргаритки, циннии и другие доселе невиданные цветы. С клумб цветов никто не рвал. Наоборот, осенью собирали семена, чтобы развести новый сорт около дома.
Немного воспоминаний о нашей улице. Это была улица, которую асфальтировали первую. Там люди со всего поселка шли на работу и с работы, а также в школу, расположенную в бывшем барском доме. Все дома были аккуратно побелены и покрашены. У каждого дома палисадник с цветами. Улицу у дома мели вениками.
По канаве росла трава-мурава, подорожник и растение, которое мы назвали «просвирками» и ели. Видно, это было с войны заведено, в голодные годы ели всё, что было съедобным. Удивительно, но крапивы и лопухов около домов не было…»
РОСТОВСКИЕ БЕЛОРУСЫ
В 2009 году на конференции «История и культура Ростовской земли» Ирина и Алексей Киселевы сделали доклад «Этнолокальная группа белорусов в Ростовском районе» (опубл. в сборнике материалов конференции в 2010 году).
Цитирую оттуда фрагменты:
«…В начале ХХ в. «сельцо» Заречье (447 десятин земли) принадлежало потомственной дворянке Екатерине Михайловне Губастовой. К 1910 г. большая часть земель была запущена. В поместье находилось два дома: двухэтажный кирпичный и одноэтажный деревянный, сад с акациями, липовая аллея, пруд, выложенный кирпичом.
В настоящее время урочище «Старое Заречье» представляет собой возвышенность, ограниченную шоссейной дорогой с юга и р. Сарой с севера и востока.
Наиболее раннее упоминание о белорусах в регионе относится к январю 1910 г. Будущие основатели Заречья (всего 19 фамилий) являлись выходцами из 11 деревень 5 волостей Лепельского уезда Витебской губернии…
…Основная причина отъезда белорусов в центральную Россию - малоземелье.
«Повсюду висели объявления с приглашением крестьян в
Ярославскую губернию на вечное поселение».
Информанты упоминали о
так называемых «розглядах»: «посылали от деревни избранных... пять-шесть мужиков. Они ехали, год жили в какой-то местности, испытывали погодные условия, в общем, всё на свете. И потом приезжали и говорили: вот так и так.
Они... ехали в Щёлково под Москву... Потом ездили в Сибирь, но им там тем более не понравилось: их там съела гнус, мошкара... В числе «розглядов» называли «деда Наума» и Павла Кузьмича Клопа. О последнем рассказывали, что белорусы «сердились на него, потому что он им-то место выбрал здесь: ведь у нас кругом болота, участки дальше не распашешь. Он, говорят, нас в болотину сунул»…
…Сначала белорусы жили в двухэтажном доме и работали на помещицу. Вскоре она продала им свое имение и уехала в г. Сергиев посад . Для покупки поместья приехавшим крестьянам была выделена государственная ссуда в размере 55 000 руб. сроком на 50 лет. С утверждением Советской власти и отменой прежних денежных отношений выплаты были прекращены.
Из-за недостатка пахотной земли в 1,5 км к югу от «старого» Заречья было основано «новое» Заречье. При расчистке участков из выкорчеванного леса строились дома.
Землю для постройки распределяли по жребию, каждый должен был самостоятельно обрабатывать свой участок: «Мать рассказывала, была полянка, и такая красивая, цветочки росли голубенькие какие-то и всё прочее. И за это место между мужиками шла целая война. Дело дошло до кольев. А потом бились, бились. Кто кого одолеет. Потом догадались жребий бросить. И по жребию досталось это место дедушке материному отцу»…
…Говоря о 1930-х гг., информанты прежде всего вспоминают о коллективизации и раскулачивании: «В колхоз загоняли, сундуки грабили, скот забирали... Так скот не гоняли в деревню, в лесу где-то доили». В 1931 г. в д. Заречье был образован колхоз «Белорусский труженик».
Из его первых председателей упоминались Петр Петрович Грак», Василий Фомич Северин (1940-1942 гг.), Петр Фомич Северин (1943-1944 гг.), при котором колхоз достиг своего расцвета.
Часть сообщений посвящена истории Заречья в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Часто упоминающийся эпизод - бомбежка деревни немецкими самолетами: «А рядом сосны стояли.
Была такая легенда, будто немцы приняли это за заводские трубы...
Маскировка четкая, сидели с керосином. А он [житель] почему-то не закрыл окошки, и якобы вот он летел, дело вечером было, он взял, опустил на этот свет из окошка ночью зимой эти зажигалки, и одна зажигалка... угодила прямо в дом... и оба дома одного хозяина, и спалил». В ходе боевых действий из жителей Заречья и хуторов погибло 16 человек…»
Интересно, что на сайте архивной службы Яробласти 2.06.2024 была опубликована статья о «Белорусском труженике» в Заречье - без упоминания работы Киселевых. А зря: историография темы публикации вес придает.
В 2009 году на конференции «История и культура Ростовской земли» Ирина и Алексей Киселевы сделали доклад «Этнолокальная группа белорусов в Ростовском районе» (опубл. в сборнике материалов конференции в 2010 году).
Цитирую оттуда фрагменты:
«…В начале ХХ в. «сельцо» Заречье (447 десятин земли) принадлежало потомственной дворянке Екатерине Михайловне Губастовой. К 1910 г. большая часть земель была запущена. В поместье находилось два дома: двухэтажный кирпичный и одноэтажный деревянный, сад с акациями, липовая аллея, пруд, выложенный кирпичом.
В настоящее время урочище «Старое Заречье» представляет собой возвышенность, ограниченную шоссейной дорогой с юга и р. Сарой с севера и востока.
Наиболее раннее упоминание о белорусах в регионе относится к январю 1910 г. Будущие основатели Заречья (всего 19 фамилий) являлись выходцами из 11 деревень 5 волостей Лепельского уезда Витебской губернии…
…Основная причина отъезда белорусов в центральную Россию - малоземелье.
«Повсюду висели объявления с приглашением крестьян в
Ярославскую губернию на вечное поселение».
Информанты упоминали о
так называемых «розглядах»: «посылали от деревни избранных... пять-шесть мужиков. Они ехали, год жили в какой-то местности, испытывали погодные условия, в общем, всё на свете. И потом приезжали и говорили: вот так и так.
Они... ехали в Щёлково под Москву... Потом ездили в Сибирь, но им там тем более не понравилось: их там съела гнус, мошкара... В числе «розглядов» называли «деда Наума» и Павла Кузьмича Клопа. О последнем рассказывали, что белорусы «сердились на него, потому что он им-то место выбрал здесь: ведь у нас кругом болота, участки дальше не распашешь. Он, говорят, нас в болотину сунул»…
…Сначала белорусы жили в двухэтажном доме и работали на помещицу. Вскоре она продала им свое имение и уехала в г. Сергиев посад . Для покупки поместья приехавшим крестьянам была выделена государственная ссуда в размере 55 000 руб. сроком на 50 лет. С утверждением Советской власти и отменой прежних денежных отношений выплаты были прекращены.
Из-за недостатка пахотной земли в 1,5 км к югу от «старого» Заречья было основано «новое» Заречье. При расчистке участков из выкорчеванного леса строились дома.
Землю для постройки распределяли по жребию, каждый должен был самостоятельно обрабатывать свой участок: «Мать рассказывала, была полянка, и такая красивая, цветочки росли голубенькие какие-то и всё прочее. И за это место между мужиками шла целая война. Дело дошло до кольев. А потом бились, бились. Кто кого одолеет. Потом догадались жребий бросить. И по жребию досталось это место дедушке материному отцу»…
…Говоря о 1930-х гг., информанты прежде всего вспоминают о коллективизации и раскулачивании: «В колхоз загоняли, сундуки грабили, скот забирали... Так скот не гоняли в деревню, в лесу где-то доили». В 1931 г. в д. Заречье был образован колхоз «Белорусский труженик».
Из его первых председателей упоминались Петр Петрович Грак», Василий Фомич Северин (1940-1942 гг.), Петр Фомич Северин (1943-1944 гг.), при котором колхоз достиг своего расцвета.
Часть сообщений посвящена истории Заречья в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Часто упоминающийся эпизод - бомбежка деревни немецкими самолетами: «А рядом сосны стояли.
Была такая легенда, будто немцы приняли это за заводские трубы...
Маскировка четкая, сидели с керосином. А он [житель] почему-то не закрыл окошки, и якобы вот он летел, дело вечером было, он взял, опустил на этот свет из окошка ночью зимой эти зажигалки, и одна зажигалка... угодила прямо в дом... и оба дома одного хозяина, и спалил». В ходе боевых действий из жителей Заречья и хуторов погибло 16 человек…»
Интересно, что на сайте архивной службы Яробласти 2.06.2024 была опубликована статья о «Белорусском труженике» в Заречье - без упоминания работы Киселевых. А зря: историография темы публикации вес придает.
www.rostmuseum.ru
Киселев Ал-й Вал., Киселева И.А. (Ростов). Этнолокальная группа белорусов в Ростовском районе. c. 288-300 - Киселев Ал-й Вал.,…
Ростов Великий и Ростовская земля pinned «РОСТОВСКИЕ БЕЛОРУСЫ В 2009 году на конференции «История и культура Ростовской земли» Ирина и Алексей Киселевы сделали доклад «Этнолокальная группа белорусов в Ростовском районе» (опубл. в сборнике материалов конференции в 2010 году). Цитирую оттуда фрагменты:…»
ИЮЛЬ РОСТОВСКОЙ КУПЧИХИ: 1852-1853
На конференции «История и культура Ростовской земли» 2003 года Елена Крестьянинова делала обзор дневника Анны Маракуевой, а в материалах конференции приложением к статье по этому докладу опубликовала из этого дневника выборку по сельскохозяйственным работам. Листаем и читаем календарь огородных работ жены ростовского купца. Публикатор делает оговорку: даты даны по новому стилю. Зря, мне кажется.
«…1 июля пололи чабер и петрушку
7 июля брала клубнику
8 июля выдирали репу семенную, брали клубнику
9 июля выдирали репу и вешали на шесты, брали клубнику, варили варенье
13 июля начали косить, окосили пожню
14 сенокосили, драли репу
15 июля сушили сено, драли репу
16 июля начали сушить сено, пололи морковь, цикорий, свеклу, обирали клубнику, варенье из черники на меду
14 июля пололи цикорий, бобы, лук, начали сушить сено…
18 июля М.И. купил огурцов в огороде
19 июля собирали чернику в лесу
20 июля выдрали последнюю репу
22 июля пололи цикорий, сушили сено, начали околачивать семя репное
23 июля околотили половину семени
24 июля начали обирать вишню, скосили 2 пожни, сметали стог
26 июля нашли 2 гриба
27 июля сушили сено
28 июля пололи чабер, лук, морковь, свеклу
29 пололи огурцы, крыжовник, брали зеленый крыжовник
30 июля пололи капусту…»
На конференции «История и культура Ростовской земли» 2003 года Елена Крестьянинова делала обзор дневника Анны Маракуевой, а в материалах конференции приложением к статье по этому докладу опубликовала из этого дневника выборку по сельскохозяйственным работам. Листаем и читаем календарь огородных работ жены ростовского купца. Публикатор делает оговорку: даты даны по новому стилю. Зря, мне кажется.
«…1 июля пололи чабер и петрушку
7 июля брала клубнику
8 июля выдирали репу семенную, брали клубнику
9 июля выдирали репу и вешали на шесты, брали клубнику, варили варенье
13 июля начали косить, окосили пожню
14 сенокосили, драли репу
15 июля сушили сено, драли репу
16 июля начали сушить сено, пололи морковь, цикорий, свеклу, обирали клубнику, варенье из черники на меду
14 июля пололи цикорий, бобы, лук, начали сушить сено…
18 июля М.И. купил огурцов в огороде
19 июля собирали чернику в лесу
20 июля выдрали последнюю репу
22 июля пололи цикорий, сушили сено, начали околачивать семя репное
23 июля околотили половину семени
24 июля начали обирать вишню, скосили 2 пожни, сметали стог
26 июля нашли 2 гриба
27 июля сушили сено
28 июля пололи чабер, лук, морковь, свеклу
29 пололи огурцы, крыжовник, брали зеленый крыжовник
30 июля пололи капусту…»