Формаслов: книги, стихи, литература
1.32K subscribers
1.58K photos
115 videos
889 links
Канал журнала-издательства "Формаслов": стихи, рассказы, интервью, статьи о книгах, кино и искусстве.
Журнал: https://formasloff.ru
Вопросы и предложения: @anny_markina @hoagoa
加入频道
Яна-Мария Курмангалина // Об изучении современной поэзии в школе: литературный опрос

Ефим Бершин
(Поэт, прозаик, г. Москва)

— Нужно ли изучать современную поэзию в школе?
 — Для начала неплохо бы определиться с терминами. Что такое современная поэзия? Ахматова с Цветаевой современны? А Мандельштам? А Лермонтов? Стихи этих и многих других поэтов, давно ставших классиками русской литературы, намного более современны, чем подавляющее большинство стихотворений написанных сегодня. Почему? Потому что поэзия — это не газетная информация и не горячие отклики на происходящие события. Пушкинское «Я вас любил…» — это на все времена. Поэзия — способ познания мира иными, ненаучными средствами. Если хотите, ее надо изучать хотя бы для самосохранения. Потому что поэзия воспитывает ассоциативное творческое мышление. Утрата ассоциативного мышления — путь к старению народа и его последующему исчезновению.

— Как говорить о современной поэзии на уроках, чтобы это имело эффект?
— Россия – литературоцентричная страна. У нас пишут все или почти все. Так сложилось веками. При этом великих поэтов всегда мало, как и должно быть. Тем не менее они появляются во все времена. Большой поэт — это поэт, сумевший в стихах соединить свою личность с окружающим миром, с историей, с мирозданием, с Богом. В этом случае рождаются открытия, а правильно поставленные рядом слова обретают новые смыслы. Детям нужно объяснить, что слова в поэзии — это не только то, что мы используем в обиходе. Слово обладает не только смыслом, но и звуком, музыкой, цветом и даже запахом. Разве не интересно будет детям, если их попросить определить цвет и запах, к примеру, мандельштамовского «Невыразимая печаль открыла два огромных глаза…»? Попросить выучить наизусть то или иное стихотворение, а потом разобрать не только его смысл, но и все вышеперечисленное.

— Каких современных поэтов вы бы порекомендовали для изучения в школе?
— Сегодня, на мой взгляд, хорошо работают примерно 10-15 поэтов. Однако никого для изучения в школе я бы пока не рекомендовал. Если написанное сегодня сохранит свое значение хотя бы через двадцать лет, тогда уже можно пробовать. А пока рано.

#формаслов
#светская_жизнь
Айлинн Лэйн

***

Слышишь, мой воин, души во мне не ищи.
Я ведь только щит. Простой деревянный щит.
Я еще сгожусь. А рубцы от вражеского меча —
выставляй меня вперед и не замечай.
Не гляди, что из трещинки льется прозрачный сок,
будто я — все еще древо,
живое
и вижу сон,
будто только-только ударили топором,
будто гром, всего лишь — над лесом раздался гром…
Не смотри. Не слушай. Забудь. И я — замолчу.
Сколько ударов мне выдержать по плечу?
Я ведь щит. Я затем и создана, чтобы — в бой,
чтобы — рядом, чтоб от бед закрывать собой…
Ничего не спрашивай. Не проси меня говорить.
Не кори меня, не кори.
Не ищи души во мне и душу мою не рви.
Что я могу сказать тебе о любви?
Где росло мое дерево, там не в чести слова.
Там умели строить жилища и воевать,
там шли на медведя без ропота на устах,
там растили детей, не жалея для них кнута,
там смеялись, дрались, сжав зубы и кулаки…
Бывает ли слово крепче такой руки?
Высекать, рубить, ненужное — сжечь дотла.
Так и я когда-то в том краю родилась.
Я, наверное, такая же, как они…
Я не помню, кто в бою меня обронил.
Я не помню… Не проси меня вспоминать.
…в чем вина моя? Неужели я не сильна?
Не проси.
Но когда решишь, что я подвела —
разруби меня пополам.
Не жалей меня. Жалость эта пуста.
Я ведь мертвое дерево, закованное в металл, —
ни корней, что меня питали бы от земли,
ни ветвей, что зеленели бы и цвели.
Как спасенья ищет гонимый бурной рекой —
я теперь становлюсь едина с твоей рукой.
Не ищи души. Я щит. Я всего лишь вещь.
Не смеши меня — откуда тут крови течь?
Отболело, позабылось, молчу, молчу…
…подержи меня у сердца еще чуть-чуть.
Так мне кажется, я снова жива, жива,
и как будто гладит корни мои трава,
и как будто и во мне — вот, стучит, стучит…
Не молчи, пожалуйста, не молчи.
Там, откуда я, слова — бесполезный звук,
но мне кажется, я вот-вот ими отзовусь.
Я вот-вот скажу…
Не слушай. Прости, прости…
Не вини меня, не чести.
…я не помню, кто я. Может быть, просто вещь.
Только, знаешь, я желаю тебя беречь.
Чтобы — рядом, чтобы — снова тепло руки…
И как будто — оживают внутри ростки.
И кровит беспомощно трещинка. И кричит —
залечи…
Яна-Мария Курмангалина // Об изучении современной поэзии в школе: литературный опрос

Алексей Кубрик
(Поэт, филолог, эссеист, г. Москва)

— Нужно ли изучать современную поэзию в школе?
—В середине 90-х я пошел преподавать литературу в старших классах именно потому, что мне хотелось читать лицеистам стихи поэтов XX века, включая в культурный обиход тех авторов, которых не было в школьной программе. Думаю, что на интертекстуальных связях поэзия держится не меньше, чем на подтекстах. Так, например, рядом со стихотворением Цветаевой «Вот опять окно…» я ставил стихотворение Бориса Слуцкого «Было бы окно: хоть одно…», которое моя бабушка вырвала из отрывного календаря и повесила на картонке у себя над кроватью. Третьим к нему я давал стихотворение Ивана Жданова «Камень плывёт в земле…», в котором есть такая строчка: «…то, что снаружи крест, то изнутри окно…». Вопросы придумывал самые разные. И получал ответы всегда интересные, даже у тех, кто о поэзии имел весьма смутное представление.

— Как говорить о современной поэзии на уроках, чтобы это имело эффект?
 — О поэзии нужно говорить как о деле, на котором держится всё, что у тебя есть: дом, друзья, работа, хобби, дорога…

— Каких современных поэтов вы бы порекомендовали для изучения в школе?
— Очень удобно включать те тексты, которые есть в Национальном корпусе русского языка. Там есть лексико-грамматический поиск, при помощи которого можно выделить два слова и поискать тех авторов, у которых эти слова тоже как-то живут рядом. Можно воспользоваться вкусом редакторов толстых журналов или теми книгами, которые в pdf формате есть на сайте «Новой карты русской литературы». Я обычно делаю небольшие подборки тех поэтов, с которыми знаком лично и стихи которых люблю перечитывать. Имена называть не буду, чтобы не делать ложные рамки у этой картины. Знающие меня, знают, о ком я говорю.

#формаслов
#светская_жизнь
Олег Ушаков // Где-то на парковке

Это место больше похоже на автомобильную свалку, чем на парковку, подумал Кирилл. С той лишь разницей, что машины тут расставлены аккуратно, словно начальник свалки страдает навязчивым стремлением к порядку.

Мелькнула мысль о розыгрыше. Может быть, начальник нанял команду умельцев, которые устраивают масштабные розыгрыши? Топ-менеджеров выводят из зоны комфорта и всё такое. Вероятно, его накачали наркотиками и привезли в этот проклятый ТЦ, который шеф выкупил на всю ночь. Ведь Кирилл не помнил, как попал в торговый центр, как ходил по магазинам и оплачивал покупки. Очень смахивает на розыгрыш. Сейчас начальник сидит у экрана с блокнотиком и делает отметки: плюс 15 баллов — за бег трусцой с пакетами, минус 30 — за потерю самообладания. А эти тела в машинах — галлюцинации, вызванные действием наркотических препаратов, или куклы, или 3D-анимация. Мало ли что можно придумать, когда у тебя куча бабла и ты не спишь по ночам, потому что ты старый, злой, больной на голову миллионер, у которого ничего в жизни не осталось, кроме работы…

От злости и обиды у Кирилла задёргалось нижнее веко. Его заперли на парковке, чтобы проверить на прочность. Вот же скоты! Он забрался на крышу помятой легковушки и огляделся с видом полководца, изучающего поле предстоящего сражения. Он увидел ещё больше побитых развалюх. Кое-где одни машины лежали на других, как спаривающиеся жабы.

В детстве они часто играли в царя горы. Сначала возились с машинками, строя песочные дороги, тоннели, дома и парковки, а потом превращали песочную гору в арену. Выстоять против старшего брата было сложно, поэтому Кирилл делал ставку на скорость и хитрость. Он бил по ногам и кидался песком, вынуждая брата закрывать глаза, оступаться и терять драгоценные секунды. Подлая тактика приносила плоды. Будь братом — насри квадратом, как любил говорить брат.

Стоя на крыше легковушки, Кирилл поднял руки и показал средние пальцы. Наверняка здесь повсюду развешаны камеры. На, смотрите! Пусть шеф и его шестёрки знают, что их раскусили. Он царь горы, а не подопытная крыса.

Читать полностью: https://formasloff.ru/2023/06/15/oleg-ushakov-gde-to-na-parkovke/

#формаслов_проза
Светлана Михеева // Если бы не Петров… (О книге О. Дозморова «Хорошие песни»)

Лирический герой Дозморова из книги в книгу настолько равен самому себе, что везде и всегда оставляет практически одинаковые следы (с небольшими отклонениями, как, например, изменяется след от воздействия на ногу камешка, попавшего в ботинок). И в «Хороших песнях» автор как будто бы остался равен самому себе. И это раздражает. И раздражение разгоняется, нарастает. Так же, как раздражает и привычное дозморовское самобичевание, усиленное до дурного тона. И, кажется, после десятка страниц — автор опять в тупике, над ним по-прежнему нависает обаяние его даровитых товарищей (Бориса Рыжего в первую очередь), с которыми он не в силах спорить то ли от собственной убежденности в их превосходстве, то ли от давления литературной общественности, вынуждающей человека быть чьим-то современником. Мол, вот это — поэты, остальные — то ли последыши, то ли сироты, то ли примазавшиеся. «Лучшие умирают, / И остаёмся мы — / Средней руки поэты», — в 2010 году говорит Дозморов. Изменилось ли что-то с тех пор?

В «Хороших песнях» по-прежнему бродит Рыжий, но это уже образ памяти, эдакий призрак: «Это Рыжий, скажете. Не Рыжий. / Это собственный одномоментный свет». Автор «анализирует судьбу» и не находит, «за что бы зацепиться» (не отсюда ли снова взирает на нас Ходасевич?). Однако же теперь он разговаривает с позиции того, кто «крантик прикрутил как поэт». «Ведь недостаточно писать / постпетербургские стишки / и переупаковывать/ в них пионерские грешки»,— говорит «дядюшка Олег», самохарактеризуясь в одном из стихотворений как «стиховор». Перед нами — утративший иллюзии (и как будто бы поэтические амбиции) лирический герой. Однако эта позиция усталого реалиста, обремененного ностальгией, не лишена кокетливой требовательности:

Мне надо, чтобы не любили,
А замерли в недоумении
Среди золы, полыни пыли,
Как бы в заброшенном имении…

Читать полностью: https://formasloff.ru/2023/06/15/svetlana-miheeva-esli-by-ne-petrov-o-knige-o-dozmorova-horoshie-pesni/

#формаслов_критика
Какие слова мы пропустили?
Николай Гумилёв:
Или, бунт на борту обнаружив, / Из-за пояса рвет пистолет, / Так что сыпется золото с кружев, / *** *** манжет.
Anonymous Quiz
44%
С розоватых брабантских
20%
С желтоватых фламандских
16%
С паутинок испанских
20%
С грязноватых пиратских
Полёт разборов, серия 87, часть 2 // Илья Кондрашов

спросите

через перекрестье
прицела

когда совпадая
с сердцем на выдохе
он останавливается
продолжая зрачок
в отверстии яблока

простите меня
зачем же семечко
попадает в землю

29 — 30.11.2022

Представляем подборку стихотворений Ильи Кондрашова и рецензии Марии Мельниковой, Дмитрия Гвоздецкого, Нади Делаланд и Бориса Кутенкова о ней: https://formasloff.ru/2023/06/15/poljot-razborov-serija-87-chast-2-ilja-kondrashov/

#ПолетРазборов #формаслов_стихи
Яна-Мария Курмангалина // Об изучении современной поэзии в школе: литературный опрос

Евгений Коновалов
(Поэт, литературный критик, г. Ярославль)

— Нужно ли изучать современную поэзию в школе?
— Убежден, что нет. Русская поэзия по своему богатству занимает одно из первых мест в мире  — что в девятнадцатом веке, что в первой половине века двадцатого. Не счесть разнообразных (и заведомо ценных) поэтических миров, коими можно увлечь школьника, хочется думать, к его удовольствию. Учителю даже и делать тут особенно ничего не нужно — ведь стихи давно написаны. Что же до современной поэзии, то субстанция сия туманна, гадательна, а ценность того или иного нынешнего автора еще только предстоит выяснить. Слишком уж велика случайность, предвзятость и конъюнктура литературного процесса. А школа — дело ответственное. Да и часов на литературу в учебной нагрузке, по моим представлениям, едва ли хватит на современную поэзию. Классику бы успеть узнать толком.

— Как говорить о современной поэзии на уроках, чтобы это имело эффект?
— Насчет нужности современной поэзии на уроках я уже всё сказал. Думаю, говорить следует о том, что у языка есть особое измерение, помимо коммуникативного его назначения. О том, что отличает первое попавшееся от единственно нужного слова. О том, чем рэп-баттлы отличаются от поэзии. О том, что она утешает, но не должна обманывать. Что жизнь поэта, его судьба и его стихи странно связаны. Что одно определяет другое, а всё вместе они задают трагедию и предназначение. О том, что каждый из нас может ощутить речевую сердцевину давно умершего человека. Что сама эволюция человеческого вида шла рука об руку с эволюцией языка как средства нашего мышления. А, следовательно, поэзия — это не просто удачное выражение наших чувств или зарифмованная острота, но антропологический трамплин колоссальной протяженности и с далеко идущими перспективами.

— Каких современных поэтов вы бы порекомендовали для изучения в школе?
— Если разобраться, школа — не для ознакомления с чем-либо любопытным или необычным, а для формирования вкуса. Вкус ведь, извините, формируется на основе классических образцов, и здоровый консерватизм здесь никогда не вреден. Лично я буду доволен, если выпускник школы хотя бы не будет испытывать стойкое отвращение к запоминанию стихов наизусть. Учитывая нынешние реалии, поверьте, это уже много. А если кого-то всё-таки рекомендовать, то давайте учтем, что школа еще и как-то воспитывает. Догматика и поэзия вообще плохо уживаются, но хорошая воспитательная поэзия, пожалуй, не будет лишней именно в школе. В этой связи я бы рекомендовал не так давно умерших поэтов: Бориса Чичибабина и Зинаиду Миркину. Содержательная насыщенность, серьезность, внятность и формальная традиционность их стихов должны облегчить их восприятие в школе.

#формаслов
#светская_жизнь
Алексей Ленивец

Трамвай

Решил: «Без вопросов!» И вышел в морозный
Февраль.
На полозьях — рассвет вдалеке.
Фонарь над сугробом
желтеет мимозой.
Как в сумке опоссума,
спрятан в руке

Счастливый билет.
Я спешу за трамваем.
Он тоже спешит, натянув провода.
Врезается улица в площадь — тараном,
А дальше —
без края до звезд города.

Кондуктор глядит безучастно,
как время.
Зюйд-весты рисуют стрекоз на окне.
Я еду туда,
где ни в чем не уверен,
А выйду —
где кто-то уверен во мне.


Скорые

Мимо бегут и бегут бесконечно
скорые,
в жесткой участвуя гонке.
Вышел взахлеб накуриться диспетчер.
Смена кончается,
беды — нисколько.

Рвутся сирены из пробок, из правил.
Плещет, срываясь, материя мира.
С брючины фельдшер
Red Bull вытирает,
врач ей:
— Попробуй хозяйственным мылом.

Снова закат чужеродным наростом
вылез на тоненькой ветке дороги.
— Через сто метров налево, —
нервозно
голос стальной в навигаторе дрогнул.

Скорые мчатся — поселки, районы.
Возле подъезда сантехник Савелий,
бабка Евлампия, ангел Григорий,
скорую встретив,
кивают:
— Успели!

#формаслов_стихи
Александр Хан // Во тьме Большого Невзначая (о сборнике Б. Кутенкова «память so true»)

Стиль Бориса Кутенкова, его поэзию не спутать ни с чем — этот голос узнается с первых слов-нот.

Прежде всего заметны эксперименты с языком, что достаточно очевидно в наши дни. Но для Кутенкова характерна именно экспериментальность в антиинновационной форме (поиск нового внутри старой формы, почти архаичной), и это поначалу вызывает опасение диспропорции что и как вместо удивления неожиданностью образов. Современная лексика не в классической форме выглядит как прием, не отвечающий в данном случае теме: кэпслок, мудак, соцсетей, дедлайн… И все же синтез поп-дискурса («под киркоровский цвет синий-синий») и сиюминутного вокабуляра не может не подкупать, ведь это еще поиск, который завершится годам к сорока. А пока что — сплошные первочастные квадраты, в которых удобно, но в них не накопить на билет до Бога, не доехать до него, хотя в них можно попросить взаймы, и взаймы дадут, но получится ли доехать на деньги, взятые взаймы у другого, — большой вопрос.

буду пьяна судима орел и решка
в темных глазах — волнистые снегири
камень в мое ребро одолжи безгрешный
дай на билет до бога — верну конечно

музыки вдоволь у веток
бери
бери

Читать полностью: https://formasloff.ru/2023/06/15/aleksandr-han-vo-tme-bolshogo-nevznachaja/

#формаслов_рецензии
Этот июль, самый дождливый и самый тревожный, будто выткан из потаённого страха и скрытых надежд. Пока бесконечная хмарь пытается вытащить из нас остатки стойкости, мелькающее в ливневых просветах солнце обещает — буря пройдёт. «Когда спускаешься вниз до конца, дорога может вести только вверх». А теперь — «Формаслов» №85.

Напоминаем, у нас есть паблик в ВК, подписывайтесь, если еще не успели: https://vk.com/formasloff

*
Поэзия:
София Дарий // был(а) очень давно
Анна Гринка // Из-под полы
Магнитный момент // Дмитрий Песков, Людмила Кубалова, Николай Архангельский, Людмила Климович
Екатерина Малиновская // Нагретый воздух говорит
*
Проза:
Виктория Лебедева // Пойдем погуляем
Антон Барышников // Сказки в алфавитном порядке
Галия Аржуханова // Парус
Магнитный момент // Ирина Назарова, Людмила Коробейникова, Любовь Злая, Алиса Рахматова
*
Детлит:
Михаил Придворов // Люда, люди и верблюд
Инга Сомс // Ка-ни-ку-лы!
Елена Сыч // Ромашковый Ёж
Лев Григорян // Как Владик злую колдунью перехитрил
*
Критика и публицистика:
Литературного критика Людмилу Вязмитинову вспоминают Кирилл Анкудинов, Светлана Богданова, Дмитрий Гвоздецкий, Наталья Черных, Кирилл Марков, Евгений Абдуллаев, Клементина Ширшова, Ростислав Ярцев, Елена Черникова, Александр Марков, Анна Голубкова, Ольга Балла, Андрей Грицман
Интервью с Полиной Барсковой — о Сьюзен Зонтаг, блокадной поэзии и практике перевода
Михаил Квадратов и Егор Фетисов анализируют романы Джулиана Барнса, Алексея Сальников и Евгения Чижова
Рецензия Анны Аликевич на новую поэтическую книгу Анны Мамаенко
О литературных итогах первой половины 2022 года — Ольга Аникина, Дмитрий Бавильский, Анна Берсенева, Кирилл Анкудинов, Ольга Бугославская, Анна Нуждина, Татьяна Веретенова, Сергей Костырко, Михаил Гундарин
Рецензия Елены Сафроновой на книгу рассказов Элины Суховой
В #ПолетеРазборов:
стихи Алексея Комаревцева и рецензии на них Валерии Исмиевой, Ирины Чудновой, Дмитрия Гвоздецкого, Исмаила Мустапаева, Евгении Риц
стихи Егора Моисеева и рецензии на них В. Исмиевой, Е. Риц, И. Мустапаева, Д. Гвоздецкого, Людмилы Казарян
В #театр_и_кино Пётр Воротынцев — о феномене «Чебурашки»
В #киноcкоп Сергей Лёвин — о выведении киноманьяков на чистую воду
В #ликбез Сергей Сумин — о фанфиках на кафкианские сюжеты

Спасибо, что остаетесь с нами!

Новый номер до 15 августа будет доступен на главной странице, анонсы публикаций появятся в нашей ленте в ВК и в Телеграм.
https://formasloff.ru/
Сегодня день рождения у замечательного прозаика, человека большой души и по совместительству нашего редактора Вячеслава Харченко! Дорогой Слава! Пиши-пиши, выпускай новые книги (желательно у нас :)), обнимай кота, будь крепок и светел. Мы тебя очень любим!

#формаслов_редакция