Что такое рай? Рай есть чувство Бога. Если человек чувствует в себе Бога, он уже в раю. Где Бог, там и царство Божие, там и рай. С тех пор, как Бог Слово сошел на землю и стал человеком, рай стал самой непосредственной земной и человеческой реальностью. Ибо где Господь Христос, там и рай. Если человек хочет почувствовать и узнать, что такое рай, пусть исполнит свою душу евангельским добром, евангельской любовью, евангельской правдой, евангельской истиной, евангельской молитвой и остальными евангельскими добродетелями. Практикуя евангельские добродетели, человек вносит в свое существо божественную истину, божественное добро, и так переживает рай еще здесь, на земле.
Что такое ад? – Ад есть чувство дьявола. Если человек чувствует в себе дьявола, он уже в аду. Ибо там где дьявол, там и ад. Впереди дьявола всегда идут грехи, а за ними ад. Каждый грех излучает в душу человеческую понемногу зла, которое сразу же образует свой малый ад. Если человек умножает грехи в себе, привыкает к ним, его малый ад постепенно превращается во все больший и больший, пока не захватит всю душу. Что такое ад, как не царство греха, зла, дьявола? Там, где царствует грех, уже начинается ад. Грех от дьявола, поэтому и уводит человека в вечное царство греха и зла – ад.
И рай, и ад суть сперва психические реальности, психические переживания, субъективные и индивидуальные, и только потом – трансцендентные реальности в ином мире. Можно сказать, что на земле и рай, и ад по-земному относительны и ограничены, но и один и другой уводят человека после смерти в свои вечные царства: в царство Божие и в царство дьявола. И человеческое добро, и человеческое зло на земле только введение и подготовка для вечной жизни человека или в царстве Божиего Добра – в раю, или в царстве вечного дьявольского зла – во аде.
🪶 Преподобный Иустин (Попович)
📖 О рае русской души
Что такое ад? – Ад есть чувство дьявола. Если человек чувствует в себе дьявола, он уже в аду. Ибо там где дьявол, там и ад. Впереди дьявола всегда идут грехи, а за ними ад. Каждый грех излучает в душу человеческую понемногу зла, которое сразу же образует свой малый ад. Если человек умножает грехи в себе, привыкает к ним, его малый ад постепенно превращается во все больший и больший, пока не захватит всю душу. Что такое ад, как не царство греха, зла, дьявола? Там, где царствует грех, уже начинается ад. Грех от дьявола, поэтому и уводит человека в вечное царство греха и зла – ад.
И рай, и ад суть сперва психические реальности, психические переживания, субъективные и индивидуальные, и только потом – трансцендентные реальности в ином мире. Можно сказать, что на земле и рай, и ад по-земному относительны и ограничены, но и один и другой уводят человека после смерти в свои вечные царства: в царство Божие и в царство дьявола. И человеческое добро, и человеческое зло на земле только введение и подготовка для вечной жизни человека или в царстве Божиего Добра – в раю, или в царстве вечного дьявольского зла – во аде.
🪶 Преподобный Иустин (Попович)
📖 О рае русской души
Здравствуйте, мне 39 лет. У меня сложилась мнение о Боге как о карателе, судии, воздающем наказанием сразу же, за любой проступок. Но мне это не нравится, я не чувствую радости. Как поменять такой взгляд? В каком направлении работать?
Ольга
Отвечает священник Иоанн Загуменов:
Здравствуйте, Ольга!
Мне кажется, Ваши сомнения в Боге как в карателе уже и являются тем шагом, через который Вы меняете свой взгляд на Создателя. И тот факт, что в какой-то момент Вам перестала нравиться мысль о наказывающем Боге, – это и есть отправная точка работы в желанном для Вас направлении.
Если Вы будете чаще обращаться к Писанию, медленно проживать его внутренне, то в итоге Вы как раз будете двигаться к тому, чтобы «поменять такой взгляд».
Наиболее известные цитаты из Писания о любящем Боге: «Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16); «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8); «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13); «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13). Мы часто упускаем из виду эти слова Библии. А еще, не погружаясь в греческий текст Нового Завета или богослужения, иной раз неверно интерпретируем услышанное, прибавляя к этому нередко мазохизм, отчасти свойственный русскому менталитету.
В какую сторону идти – решать Вам, и только Вам. Как я понимаю, сейчас Вы хотите идти в сторону радости. Но в то же время радость у каждого человека обусловлена множеством факторов.
Каждый смотрит на Бога по-своему. И говоря о неизменности христианского вероучения, едва ли мы можем говорить об унификации взгляда на Бога разных верующих. Вера продолжает оставаться крайне личной темой для каждого человека. И глубинные взаимоотношения с Творцом у каждого свои, сугубо индивидуальные (а также отличающиеся динамикой, которая, в свою очередь, чаще всего свойственна людям во время кризисных периодов – в частности, во время кризиса среднего возраста).
Радости Вам, Ольга!
🖼 Христос в пустыне / Иван Крамской / 1872 г. / Третьяковская галерея / Москва
Ольга
Отвечает священник Иоанн Загуменов:
Здравствуйте, Ольга!
Мне кажется, Ваши сомнения в Боге как в карателе уже и являются тем шагом, через который Вы меняете свой взгляд на Создателя. И тот факт, что в какой-то момент Вам перестала нравиться мысль о наказывающем Боге, – это и есть отправная точка работы в желанном для Вас направлении.
Если Вы будете чаще обращаться к Писанию, медленно проживать его внутренне, то в итоге Вы как раз будете двигаться к тому, чтобы «поменять такой взгляд».
Наиболее известные цитаты из Писания о любящем Боге: «Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16); «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8); «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13); «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13). Мы часто упускаем из виду эти слова Библии. А еще, не погружаясь в греческий текст Нового Завета или богослужения, иной раз неверно интерпретируем услышанное, прибавляя к этому нередко мазохизм, отчасти свойственный русскому менталитету.
В какую сторону идти – решать Вам, и только Вам. Как я понимаю, сейчас Вы хотите идти в сторону радости. Но в то же время радость у каждого человека обусловлена множеством факторов.
Каждый смотрит на Бога по-своему. И говоря о неизменности христианского вероучения, едва ли мы можем говорить об унификации взгляда на Бога разных верующих. Вера продолжает оставаться крайне личной темой для каждого человека. И глубинные взаимоотношения с Творцом у каждого свои, сугубо индивидуальные (а также отличающиеся динамикой, которая, в свою очередь, чаще всего свойственна людям во время кризисных периодов – в частности, во время кризиса среднего возраста).
Радости Вам, Ольга!
🖼 Христос в пустыне / Иван Крамской / 1872 г. / Третьяковская галерея / Москва
Хорошо, если вы воздаете похвалы Божией Матери, но угоднее Богу совершение на деле самих добродетелей, а не только хвалы одних уст. Если вы говорите и молитесь о добродетелях, надо, чтобы слова молитвы переходили в дела, в самую жизнь. А то говорить ведь можно много, но без толку. Старец Амвросий однажды сказал одному человеку, просящему у него назидания: «Слов нужно немного, ибо Царство Божие не в слове, а в силе».
Иногда в одном слове душа исполняется самыми святыми чувствами, желаниями и намерениями. Поэтому просим мы, чтобы не слова одни только оставались у нас, а если мы поем и говорим о добродетелях, то должны и совершать эти добродетели, иначе слова будут не в назидание, а в отягощение слушающим и самим себе.
Ибо действительно, как может человек невоздержанный учить воздержанию? У него не может быть на это дерзновения. Или как чревоугодник может говорить о посте, не имея дерзновения на пост, – слово его будет пустое бессилие.
Так, вообще, и все мы, если желаем быть истинными христианами, должны быть ими не на языке только, а на деле, то есть по жизни своей. Тогда не будут соблазняться на нас другие люди, не будут хулить Христово учение и жизнь христиан за то, что житие наше плохое, недостойное имени христианского. А то и турки, магометане и всякие иноверцы, сектанты и просто люди неверующие, видя неподобное житие наше, говорят, что они-то лучше, нравственнее по жизни, нежели мы, люди, которые хвалятся, что они православные христиане, что они знают истинного Бога и Ему служат. Прискорбно слышать это, а слышать это приходится и приходилось мне даже неоднократно.
Поэтому, чтобы не хулилось имя Божие грехов ради наших, возревнуем о добродетелях на деле, а не на словах только, постараемся исправить жизнь нашу, принесем истинное покаяние.
🪶 Преподобный Никон (Беляев), старец Оптинский
📖 На Господа возвергаю надежду
Иногда в одном слове душа исполняется самыми святыми чувствами, желаниями и намерениями. Поэтому просим мы, чтобы не слова одни только оставались у нас, а если мы поем и говорим о добродетелях, то должны и совершать эти добродетели, иначе слова будут не в назидание, а в отягощение слушающим и самим себе.
Ибо действительно, как может человек невоздержанный учить воздержанию? У него не может быть на это дерзновения. Или как чревоугодник может говорить о посте, не имея дерзновения на пост, – слово его будет пустое бессилие.
Так, вообще, и все мы, если желаем быть истинными христианами, должны быть ими не на языке только, а на деле, то есть по жизни своей. Тогда не будут соблазняться на нас другие люди, не будут хулить Христово учение и жизнь христиан за то, что житие наше плохое, недостойное имени христианского. А то и турки, магометане и всякие иноверцы, сектанты и просто люди неверующие, видя неподобное житие наше, говорят, что они-то лучше, нравственнее по жизни, нежели мы, люди, которые хвалятся, что они православные христиане, что они знают истинного Бога и Ему служат. Прискорбно слышать это, а слышать это приходится и приходилось мне даже неоднократно.
Поэтому, чтобы не хулилось имя Божие грехов ради наших, возревнуем о добродетелях на деле, а не на словах только, постараемся исправить жизнь нашу, принесем истинное покаяние.
🪶 Преподобный Никон (Беляев), старец Оптинский
📖 На Господа возвергаю надежду
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, грех ли делать пластические операции, чтобы выглядеть лучше? У меня огромная горбинка, перетерпела много унижений и в школьные годы, и сейчас. Муж говорит, что не надо ничего менять. А я ненавижу свою внешность и стесняюсь людей.
Если хочется выглядеть лучше просто для себя, то это грех? Или, может, раз Бог создал меня такую, то нужно просто терпеть?
Алина
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов @chudo_iva:
Дорогая Алина, я очень сочувствую тому, что у Вас такой неприятный, болезненный, травматичный опыт детства! Это просто ужасно, потому что такой реакции на чужую внешность быть не должно в любом случае. Реакции людей — это часто вещь очень эфемерная. Как видите, Ваша горбинка не помешала Вашему мужу Вас полюбить, потому что в Вас есть намного более важные качества, чем она, понимаете?
Я против пластической операции, потому что любая операция — это очень сильное вмешательство в организм. Вы все равно получите общий наркоз, а он очень подкашивает здоровье, и поэтому я бы поостерегся к нему прибегать. Кроме того, нередко после пластики на носу черты лица так сильно меняются, что Вы можете просто потерять свою индивидуальность — а зачем?
Не стоит идти на поводу у других людей — недостаточно умных и воспитанных — и вредить себе совершенно ненужной операцией. Так что я на стороне Вашего мужа полностью.
Я Вам могу посоветовать с детишками на улицах разговаривать об этом. Детство свое Вы не измените, но кто знает, сколько внешне малопривлекательных девочек и мальчиков своими разговорами Вы спасете от насмешек, поговорив с детьми на улице?
И еще постарайтесь обратить внимание на то, с чем можете поиграть безболезненно — на свой стиль: одежду, прическу, макияж. Посмотрите фото современных моделей: многие из них очень далеки от канонов красоты, но они не стесняются особенностей своей внешности.
Пожалуйста, не травмируйте себя ненужной операцией.
С Богом!
Если хочется выглядеть лучше просто для себя, то это грех? Или, может, раз Бог создал меня такую, то нужно просто терпеть?
Алина
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов @chudo_iva:
Дорогая Алина, я очень сочувствую тому, что у Вас такой неприятный, болезненный, травматичный опыт детства! Это просто ужасно, потому что такой реакции на чужую внешность быть не должно в любом случае. Реакции людей — это часто вещь очень эфемерная. Как видите, Ваша горбинка не помешала Вашему мужу Вас полюбить, потому что в Вас есть намного более важные качества, чем она, понимаете?
Я против пластической операции, потому что любая операция — это очень сильное вмешательство в организм. Вы все равно получите общий наркоз, а он очень подкашивает здоровье, и поэтому я бы поостерегся к нему прибегать. Кроме того, нередко после пластики на носу черты лица так сильно меняются, что Вы можете просто потерять свою индивидуальность — а зачем?
Не стоит идти на поводу у других людей — недостаточно умных и воспитанных — и вредить себе совершенно ненужной операцией. Так что я на стороне Вашего мужа полностью.
Я Вам могу посоветовать с детишками на улицах разговаривать об этом. Детство свое Вы не измените, но кто знает, сколько внешне малопривлекательных девочек и мальчиков своими разговорами Вы спасете от насмешек, поговорив с детьми на улице?
И еще постарайтесь обратить внимание на то, с чем можете поиграть безболезненно — на свой стиль: одежду, прическу, макияж. Посмотрите фото современных моделей: многие из них очень далеки от канонов красоты, но они не стесняются особенностей своей внешности.
Пожалуйста, не травмируйте себя ненужной операцией.
С Богом!
«Кто не примет Царства Божьего, как дитя, тот не войдет в него»: кто не полюбит в самой глубине своего сознания, своим сердцем и душой, другого образа жизни, кто затем не начнет медленного и трудного возврата к нему, тот не поймет никогда последней и глубочайшей сущности христианства и не услышит его тайного благовестия.
Для чего тысячу дней и тысячу ночей стоял на камне в лесной гуще в одиночестве Серафим Саровский, как не для того, чтобы в самом конце этого длинного подвига собирания души, просветления сознания, очищения ума вернуться наконец к подлинной детскости, то есть именно к целостности; как не для того, чтобы снова увидеть Божий мир и в нем каждого человека как брата, как радость, ибо с этими словами: «Радость моя!» – обращался он к каждому приходящему к нему.
Да, мир растет в знании, в технике, в умении, как мы говорим, управлять силами природы; и все это будет ни к чему, все это ни на йоту не улучшит жизни на земле, пока каждый из нас не приимет в самое сердце того, что один великий поэт (П. Клодель) назвал «вечной детскостью Бога».
🪶 Протопресвитер Александр Шмеман
📖 Проповеди и беседы
📷 Алена Кочеткова
Для чего тысячу дней и тысячу ночей стоял на камне в лесной гуще в одиночестве Серафим Саровский, как не для того, чтобы в самом конце этого длинного подвига собирания души, просветления сознания, очищения ума вернуться наконец к подлинной детскости, то есть именно к целостности; как не для того, чтобы снова увидеть Божий мир и в нем каждого человека как брата, как радость, ибо с этими словами: «Радость моя!» – обращался он к каждому приходящему к нему.
Да, мир растет в знании, в технике, в умении, как мы говорим, управлять силами природы; и все это будет ни к чему, все это ни на йоту не улучшит жизни на земле, пока каждый из нас не приимет в самое сердце того, что один великий поэт (П. Клодель) назвал «вечной детскостью Бога».
🪶 Протопресвитер Александр Шмеман
📖 Проповеди и беседы
📷 Алена Кочеткова
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Надо ли ругать и наказывать детей? Послушайте, что рассказывает о своем детстве протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
В последнее время начал замечать, что многие девушки, да и молодые люди тоже, носят в качестве серёжки в ухе крестик. Как мне реагировать на такие вещи? На данный момент, когда я сталкиваюсь с такими людьми, то воздерживаюсь от взаимодействия с ними, так как не имею намерения получать услуги или кооперацию от людей, которые потенциально могут умышленно или по незнанию глумиться над православными символами.
Отвечает иерей Виктор Никишов @pop_nikishoff:
Каноны молчат о том, как носить нательный крестик в Церкви. Есть только благочестивая традиция носить его на веревочке или цепочке именно на шее и прятать под одежду. Люди, надевшие крест, не всегда благочестивы и творят порой ужасные вещи, которых мы не видим. Не является ли это тоже глумлением над святыней? Мы же не будем проверять всех на благочестие?
Если человек носит крестик в качестве серьги, как Вы определили, с какой целью человек сделал это? И почему Вы решили, что это глумление? Важны ведь мотивы человека, почему он так сделал. А лезть к нему с расспросами, как минимум, некорректно.
Попробуйте вместо осуждения попытаться оправдать этого человека. Возможно, он делает только первые шаги в направлении ко Христу и неумело пытается обозначить то, что ему интересно христианство. И не стоит ему помогать, так как это может спугнуть. Мы не все талантливые миссионеры: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено» (Мф. 7:1–2).
А еще очень правильный христианский поступок — в сердце своем помолиться о человеке и о его спасении. Там, где осуждение — там лукавый, а там, где открытость навстречу другому, тепло, мир в сердце и любовь — там Господь.
А взаимодействие с этим человеком, вполне возможно. Вы однажды сможете ему рассказать подробнее о Христе, и он увидит в Вас проводника и помощника.
Отвечает иерей Виктор Никишов @pop_nikishoff:
Каноны молчат о том, как носить нательный крестик в Церкви. Есть только благочестивая традиция носить его на веревочке или цепочке именно на шее и прятать под одежду. Люди, надевшие крест, не всегда благочестивы и творят порой ужасные вещи, которых мы не видим. Не является ли это тоже глумлением над святыней? Мы же не будем проверять всех на благочестие?
Если человек носит крестик в качестве серьги, как Вы определили, с какой целью человек сделал это? И почему Вы решили, что это глумление? Важны ведь мотивы человека, почему он так сделал. А лезть к нему с расспросами, как минимум, некорректно.
Попробуйте вместо осуждения попытаться оправдать этого человека. Возможно, он делает только первые шаги в направлении ко Христу и неумело пытается обозначить то, что ему интересно христианство. И не стоит ему помогать, так как это может спугнуть. Мы не все талантливые миссионеры: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено» (Мф. 7:1–2).
А еще очень правильный христианский поступок — в сердце своем помолиться о человеке и о его спасении. Там, где осуждение — там лукавый, а там, где открытость навстречу другому, тепло, мир в сердце и любовь — там Господь.
А взаимодействие с этим человеком, вполне возможно. Вы однажды сможете ему рассказать подробнее о Христе, и он увидит в Вас проводника и помощника.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Настоящий христианин никогда не унывает. Даже если речь идет о труднодостижимых вещах.
📹 Берем пример с батюшки Иоанна ☝🏼
📹 Берем пример с батюшки Иоанна ☝🏼
Здравствуйте. На крещении дочки меня попросили зажечь свечу. Я зажег зажигалкой, после чего кто-то ещё зажёг свечу от моей свечи. Большая ли это оплошность и считается ли крещение состоявшимся? Спасибо.
Александр
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов @chudo_iva:
Дорогой Александр!
Крещение совершается, если над тем, кого крестят, была произнесена формула Крещения. Это все, что требуется. Еще одно условие — чтобы тот, кого крестят, был согласен с основными догматами христианской веры и засвидетельствовал это во время совершения Таинства. Если крестят ребенка, это делают за него его восприемники — крестные родители, когда читают Символ веры.
Свечи — это символы Вашей жертвы на храм (все-таки сколько-то они стоят) и просто традиционно принятый способ освещения в храме, особенно использовавшийся в те далекие времена, когда электричества еще и в помине не было.
Никакого метафизического смысла в свечах нет. Поэтому, например, если свечи гаснут во время молитвы или венчания, или крещения — это момент чисто технический: сквозняк образовался, ветерок подул, фитиль был слишком вощеный. Дополнительных смыслов искать не следует.
Зажигать свечу можно и от спички, и от зажигалки совершенно спокойно. Так что ничего плохого Вы не сделали и Крещение Вашей дочурки, конечно же, состоялось.
С Богом!
Александр
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов @chudo_iva:
Дорогой Александр!
Крещение совершается, если над тем, кого крестят, была произнесена формула Крещения. Это все, что требуется. Еще одно условие — чтобы тот, кого крестят, был согласен с основными догматами христианской веры и засвидетельствовал это во время совершения Таинства. Если крестят ребенка, это делают за него его восприемники — крестные родители, когда читают Символ веры.
Свечи — это символы Вашей жертвы на храм (все-таки сколько-то они стоят) и просто традиционно принятый способ освещения в храме, особенно использовавшийся в те далекие времена, когда электричества еще и в помине не было.
Никакого метафизического смысла в свечах нет. Поэтому, например, если свечи гаснут во время молитвы или венчания, или крещения — это момент чисто технический: сквозняк образовался, ветерок подул, фитиль был слишком вощеный. Дополнительных смыслов искать не следует.
Зажигать свечу можно и от спички, и от зажигалки совершенно спокойно. Так что ничего плохого Вы не сделали и Крещение Вашей дочурки, конечно же, состоялось.
С Богом!
Слава Великому Господу Богу!
Радостно дух мой воспой,
Сердцем стремлюсь я к Святому чертогу,
Там, где Иисусе сладчайший мой.
Ты в моей жизни едина надежда,
В скорбях, болезнях Тобой я живлюсь.
Будь Ты мне радость, покров и одежда,
Сам на всю жизнь я Тебе предаюсь.
О, мой прекрасный и чудный Спаситель,
Дай мне Твою благодать.
Ты в моей жизни единый Учитель,
Был Ты всегда мне отец мой и мать.
Славой Небесной всегда восхищаюсь,
Жизнь суетой не прельщает земной,
Духом и сердцем своим устремляюсь,
К жизни Небесной с ее красотой.
Там в Небесах все святые соборы,
И мириады бесплотных духов,
Все воспевают божественным хором :
«Свят, Свят, Свят наш Господь Саваоф!»
Там у престола Великого Бога
Божия Матерь стоит,
В Славе Величия, в Силе Божественной
Жизнь нашу грешную в мире хранит.
Дух мой и сердце всегда веселится,
Ты мой Создатель и Бог и Отец .
И душа моя грешная к Небу стремится,
Там всем скорбям и болезням конец.
Слава Великому Господу Богу!
Радостно дух мой воспой.
Сердцем стремлюсь я к Святому чертогу,
Там, где Иисусе сладчайший мой.
🪶 Преподобный Серафим Вырицкий
Радостно дух мой воспой,
Сердцем стремлюсь я к Святому чертогу,
Там, где Иисусе сладчайший мой.
Ты в моей жизни едина надежда,
В скорбях, болезнях Тобой я живлюсь.
Будь Ты мне радость, покров и одежда,
Сам на всю жизнь я Тебе предаюсь.
О, мой прекрасный и чудный Спаситель,
Дай мне Твою благодать.
Ты в моей жизни единый Учитель,
Был Ты всегда мне отец мой и мать.
Славой Небесной всегда восхищаюсь,
Жизнь суетой не прельщает земной,
Духом и сердцем своим устремляюсь,
К жизни Небесной с ее красотой.
Там в Небесах все святые соборы,
И мириады бесплотных духов,
Все воспевают божественным хором :
«Свят, Свят, Свят наш Господь Саваоф!»
Там у престола Великого Бога
Божия Матерь стоит,
В Славе Величия, в Силе Божественной
Жизнь нашу грешную в мире хранит.
Дух мой и сердце всегда веселится,
Ты мой Создатель и Бог и Отец .
И душа моя грешная к Небу стремится,
Там всем скорбям и болезням конец.
Слава Великому Господу Богу!
Радостно дух мой воспой.
Сердцем стремлюсь я к Святому чертогу,
Там, где Иисусе сладчайший мой.
🪶 Преподобный Серафим Вырицкий
Как хочется нам иной раз продолжать жить так, как будто ничего не происходит; нам хочется отодвинуть скорбь, ужас, трагедию внешнего мира за пределы своего бытия, хочется сказать: меня-то, нас-то не коснется. Будем продолжать надеяться, что в некотором маленьком домушке, и не из кости драгоценной, а так, из щепочек каких-нибудь, как у трех поросят, как-то мы устоим, минует нас ветер. Но как в той сказке — подует волк, и ничего не останется от избушки, сделанной из соломы, — так и эти упования, что можно отсидеться во времена, когда Промысл Божий управляет судьбами человеков.
Вспоминаю слова, написанные А.Ф. Лосевым из лагеря его некогда по человеческому союзу жене, а потом спутнице по иноческому деланию: «Кто видел мало зла, тот ужасается и убивается. Кто знает, что мир лежит во зле, тот пребывает спокойным». Действительно, христианин должен знать, что мир лежит во зле, что это не что-то новое, пришедшее вот сейчас, и не ужасаться, не трепетать, но знать, что Бог победит зло этого мира. И тот, кто с Богом, тому нечего бояться.
В книге монахини N «Плач третьей птицы» в конце есть очень мудрые слова о том, что, несомненно, все ускоряющая свой бег колесница истории несется туда, куда и предсказано в Откровении Иоанна Богослова. И не нашими немощными человеческими силами остановить этот бег. Но в нашей возможности сойти с нее, с колесницы, которая везет людей в могилу. В нашем праве, и никто не отнимает этого права, не участвовать во грехе, не способствовать неправде, не примиряться внутренне со злом — это то, что всегда остается за христианином, какие бы ни были внешние условия и что бы ни происходило в окружающем нас мире.
✍️Протоиерей Максим Козлов, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
📖Отрывок из книги «Промысл — штука нелинейная»
Вспоминаю слова, написанные А.Ф. Лосевым из лагеря его некогда по человеческому союзу жене, а потом спутнице по иноческому деланию: «Кто видел мало зла, тот ужасается и убивается. Кто знает, что мир лежит во зле, тот пребывает спокойным». Действительно, христианин должен знать, что мир лежит во зле, что это не что-то новое, пришедшее вот сейчас, и не ужасаться, не трепетать, но знать, что Бог победит зло этого мира. И тот, кто с Богом, тому нечего бояться.
В книге монахини N «Плач третьей птицы» в конце есть очень мудрые слова о том, что, несомненно, все ускоряющая свой бег колесница истории несется туда, куда и предсказано в Откровении Иоанна Богослова. И не нашими немощными человеческими силами остановить этот бег. Но в нашей возможности сойти с нее, с колесницы, которая везет людей в могилу. В нашем праве, и никто не отнимает этого права, не участвовать во грехе, не способствовать неправде, не примиряться внутренне со злом — это то, что всегда остается за христианином, какие бы ни были внешние условия и что бы ни происходило в окружающем нас мире.
✍️Протоиерей Максим Козлов, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
📖Отрывок из книги «Промысл — штука нелинейная»
Начала болеть спина. Записалась на оздоровительный массаж. Массажист отличный специалист. Попросил меня снять цепочку с крестиком, вел себя совсем некорректно, проводил рукой по грудям. Чувствовала, что это неправильно, но с массажа не ушла. Теперь чувствую себя грязной. Мне стыдно рассказать всё это на исповеди, но мне так плохо. Впадаю в уныние, не знаю, как покаяться.
Отвечает священник Виктор Никишов @pop_nikishoff:
Бог Вас благословит!
При массаже спины цепочка обычно не мешает, ее достаточно закрепить выше шеи. Также уверен, что дотрагиваться до половых органов пациента при массаже мышц категорически неприемлемо. Иначе это уже нечто другое, но точно не массаж.
Вам стоит для чистоты эксперимента обратиться к другому специалисту. Попробовать и сравнить.
По поводу того, что Вы не ушли с массажа в тот момент, когда массажист проводил сомнительные манипуляции: да, это ошибка. Нужно четко обозначать посторонним людям Ваши границы. Иначе получается какая-то излишняя покорность и ненужное смирение.
Сейчас, чтобы освободиться от всего этого, Вам просто необходимо пойти на исповедь и рассказать о том, что было — ровно так же, как написали в письме. И на будущее крепко запомнить этот урок и никогда, ни в какой ситуации себя не предавать. Даже если Вы в кабинете не массажиста, а врача, и происходит что-то смущающее Вас и непонятное — лучше лишний раз спросите. Нормальный специалист никогда не посмеется над Вами, а подробно объяснит, что и зачем делается. А если будет смех или что-то подобное — это признак того, что Вы, скорее всего, попали к недоброкачественному специалисту.
Не стоит рисковать собой и своим здоровьем, доверяясь таким людям. Кто знает, может быть, эта история убережет Вас от какой-то более серьезной ошибки в будущем: Вы запомните свои ощущения и больше не станете поддаваться на непонятные Вам манипуляции из чувства ложного стыда и смущения.
Божьей помощи Вам!
Отвечает священник Виктор Никишов @pop_nikishoff:
Бог Вас благословит!
При массаже спины цепочка обычно не мешает, ее достаточно закрепить выше шеи. Также уверен, что дотрагиваться до половых органов пациента при массаже мышц категорически неприемлемо. Иначе это уже нечто другое, но точно не массаж.
Вам стоит для чистоты эксперимента обратиться к другому специалисту. Попробовать и сравнить.
По поводу того, что Вы не ушли с массажа в тот момент, когда массажист проводил сомнительные манипуляции: да, это ошибка. Нужно четко обозначать посторонним людям Ваши границы. Иначе получается какая-то излишняя покорность и ненужное смирение.
Сейчас, чтобы освободиться от всего этого, Вам просто необходимо пойти на исповедь и рассказать о том, что было — ровно так же, как написали в письме. И на будущее крепко запомнить этот урок и никогда, ни в какой ситуации себя не предавать. Даже если Вы в кабинете не массажиста, а врача, и происходит что-то смущающее Вас и непонятное — лучше лишний раз спросите. Нормальный специалист никогда не посмеется над Вами, а подробно объяснит, что и зачем делается. А если будет смех или что-то подобное — это признак того, что Вы, скорее всего, попали к недоброкачественному специалисту.
Не стоит рисковать собой и своим здоровьем, доверяясь таким людям. Кто знает, может быть, эта история убережет Вас от какой-то более серьезной ошибки в будущем: Вы запомните свои ощущения и больше не станете поддаваться на непонятные Вам манипуляции из чувства ложного стыда и смущения.
Божьей помощи Вам!
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
«Райсовет»: Грехопадение
Наш журнал — это множество проектов, рассказывающих о Церкви и людях в ней.
Один из них — «Райсовет» — подкаст, герои которого искренне делятся своей болью и личным опытом веры.
Очередной его выпуск посвящен грехопадению Адама и Евы. Четыре пастыря разбирают самые различные вопросы, связанные с главной драмой в истории человечества. В частности, отвечают на вопрос
— Справедливо ли Бог поступил с Адамом, закрыв ему вход в рай? 👇🏻👇🏻👇🏻👇🏻👇🏻
🎞 Полная версия видео 📹
Наш журнал — это множество проектов, рассказывающих о Церкви и людях в ней.
Один из них — «Райсовет» — подкаст, герои которого искренне делятся своей болью и личным опытом веры.
Очередной его выпуск посвящен грехопадению Адама и Евы. Четыре пастыря разбирают самые различные вопросы, связанные с главной драмой в истории человечества. В частности, отвечают на вопрос
— Справедливо ли Бог поступил с Адамом, закрыв ему вход в рай? 👇🏻👇🏻👇🏻👇🏻👇🏻
🎞 Полная версия видео 📹
Отче, благословите! Я школьник, мне предложили устроиться на работу аниматором, развлекать детей на праздниках в костюмах. Допустима ли для православного такая работа? Не считается ли это лицедейством, которое, вроде как, осуждалось Церковью?
Максим
Отвечает священник Иоанн Загуменов:
Божьего благословения, Максим!
Театр и актеры никогда не предавались Церковью безусловному осуждению, и все зависело от конкретной эпохи.
Одно время театр был непосредственно связан с языческими религиозными культами, отсюда в ту эпоху и было соответствующее отношение к театру — как к языческому действию. Гладиаторские бои, травля зверей, шутовские представления нередко были связаны с прямым оскорблением христиан. Иногда во время античных театральных представлений христиан даже казнили, устраивая после этого оргии. В таких условиях быть актером для христианина было недопустимо.
Сейчас совершенно иные условия. Никто не казнит христиан на театральных постановках за их вероисповедание. Сегодня, скорее, наоборот, чувства верующих в Российской Федерации охраняются законодательством. А многие актеры — глубоко верующие добродетельные люди, постоянные прихожане храмов.
Также, если говорить о современных условиях жизни, мы придем к пониманию, что большинство людей сегодня — не монахи. И театр едва ли будет отвлекать человека от молитвенного делания — потому что жизнь сегодняшнего человека (особенно семейного) вне монастыря не только и не столько состоит из молитвенного делания.
Театр, как и любой другой вид искусства, можно оценивать лишь по его плодам, которые они дают тем или иным людям, в том числе, отдельно взятому человеку. Каждый видит театр и актерское искусство так, как ему показали и как он захотел его увидеть.
Анимация — это вообще отдельный вид искусства. И Вы же можете придумывать такие сценки и конкурсы, которые будут учить тех же детишек быть добрее, смелее. На Вашем месте я бы спокойно работал аниматором и не переживал бы. Лишь бы сцены и образы не содержали чего-либо пошлого.
Успехов в Ваших трудах, Максим!
Максим
Отвечает священник Иоанн Загуменов:
Божьего благословения, Максим!
Театр и актеры никогда не предавались Церковью безусловному осуждению, и все зависело от конкретной эпохи.
Одно время театр был непосредственно связан с языческими религиозными культами, отсюда в ту эпоху и было соответствующее отношение к театру — как к языческому действию. Гладиаторские бои, травля зверей, шутовские представления нередко были связаны с прямым оскорблением христиан. Иногда во время античных театральных представлений христиан даже казнили, устраивая после этого оргии. В таких условиях быть актером для христианина было недопустимо.
Сейчас совершенно иные условия. Никто не казнит христиан на театральных постановках за их вероисповедание. Сегодня, скорее, наоборот, чувства верующих в Российской Федерации охраняются законодательством. А многие актеры — глубоко верующие добродетельные люди, постоянные прихожане храмов.
Также, если говорить о современных условиях жизни, мы придем к пониманию, что большинство людей сегодня — не монахи. И театр едва ли будет отвлекать человека от молитвенного делания — потому что жизнь сегодняшнего человека (особенно семейного) вне монастыря не только и не столько состоит из молитвенного делания.
Театр, как и любой другой вид искусства, можно оценивать лишь по его плодам, которые они дают тем или иным людям, в том числе, отдельно взятому человеку. Каждый видит театр и актерское искусство так, как ему показали и как он захотел его увидеть.
Анимация — это вообще отдельный вид искусства. И Вы же можете придумывать такие сценки и конкурсы, которые будут учить тех же детишек быть добрее, смелее. На Вашем месте я бы спокойно работал аниматором и не переживал бы. Лишь бы сцены и образы не содержали чего-либо пошлого.
Успехов в Ваших трудах, Максим!
Конец рабочего дня – малый праздник для семьи.
Вот что пишет об этом пастырь прошлого века –
митрополит Владимир (Богоявленский):
Счастлив тот дом, на который сияет солнце истинного праздника, где родители и дети вместе идут в храм Божий, где муж не знает большего удовольствия и отдохновения, как оставаться дома, в кругу своих присных.
Добрая книга, общая прогулка, празднование какого-нибудь семейного события, посещение серьезных благонастроенных знакомых, где радость и веселие не преступают надлежащей меры и границ, не суть ли это радости, которые действительно служат отдыхом для тела и души? Да, где бывает именно так, там созревает и спеет брачное счастье, там расцветает семейный мир, там и дети растут как юные растения под влиянием солнечного света и теплоты.
И если мы не забудем еще, что праздник по воле Божией должен быть днем благотворительности, в который мы должны посещать вдов и сирот в их печали, то мы будем в праздник иметь столько благочестивых удовольствий, что для нас такие, например, вопросы: «Возможно ли целый день молиться?» или «Защищать праздники не значит ли защищать праздность?» – покажутся глупостью.
Так как праздничный день крепко сближает друг с другом отдельные семейства, высшие и низшие, в храме Божием и чрез благотворительную деятельность, то он действует как день мира и любви.
📖 Два райских дара Божия в человечестве
Вот что пишет об этом пастырь прошлого века –
митрополит Владимир (Богоявленский):
Счастлив тот дом, на который сияет солнце истинного праздника, где родители и дети вместе идут в храм Божий, где муж не знает большего удовольствия и отдохновения, как оставаться дома, в кругу своих присных.
Добрая книга, общая прогулка, празднование какого-нибудь семейного события, посещение серьезных благонастроенных знакомых, где радость и веселие не преступают надлежащей меры и границ, не суть ли это радости, которые действительно служат отдыхом для тела и души? Да, где бывает именно так, там созревает и спеет брачное счастье, там расцветает семейный мир, там и дети растут как юные растения под влиянием солнечного света и теплоты.
И если мы не забудем еще, что праздник по воле Божией должен быть днем благотворительности, в который мы должны посещать вдов и сирот в их печали, то мы будем в праздник иметь столько благочестивых удовольствий, что для нас такие, например, вопросы: «Возможно ли целый день молиться?» или «Защищать праздники не значит ли защищать праздность?» – покажутся глупостью.
Так как праздничный день крепко сближает друг с другом отдельные семейства, высшие и низшие, в храме Божием и чрез благотворительную деятельность, то он действует как день мира и любви.
📖 Два райских дара Божия в человечестве
Нам необходимо убегать от «малых» грехов, потому что, если мы вознамеримся одновременно и Богу угождать, и не отказываться от «легких» грехов, то что может быть более ненавистным для Него, чем наше желание соединить Небо с адом, тьму со светом, огонь с водой и святость со злом?
Эти грехи, хотя и кажутся небольшими, но обладают огромной тяжестью, потому что оскорбляют Всесвятого Бога. Так же и величайшее зло, причиняемое кем-либо твари, является ничтожным по сравнению с тем, какое причиняется Творцу. Устыдимся же той легкости, с какой мы совершаем поступки, неугодные Богу. Будем исполнять заповеди Господни – все без исключения – и решимся не только не совершать этих малых грехов, но и совершенно не допускать, чтобы наше сердце склонялось к ним. Если же нам случится впасть в них по немощи естества и воли, то не допустим, чтобы наше сердце увлеклось ими, но возненавидим их, покаемся и исповедуемся в них и будем просить Господа, – да укрепит Он нас Своей благодатью, чтобы нам снова в них не впасть.
Задумаемся также о множестве зол, которое привносят в нашу душу «легкие» грехи. Как болезнь расслабляет тело, так малые грехи удаляют от нашей души всякое добро и расслабляют ее, уничтожая добродетели, доставляющие человеку благоухание святости. Каждый грех, хотя и кажется легким, удаляет нас от плодов духовной жизни, поставляет нас вдалеке от Святых Тайн и препятствует нашему единению с Владыкой Христом, как и пророк Исайя говорит: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом» (Ис. 59:2).
Этот малый, казалось бы простительный, грех делает нашу душу холодной для любви, умерщвляет благочестие, иссушает слезы умиления, угашает покаяние и препятствует вселению в нас благодати Христовой. Однако еще большим злом является то, когда мы от малых грехов с легкостью переходим к тяжким, смертным грехам, которые совершенно губят несчастного человека. Эти грехи делают бессильными добрые навыки души и препятствуют получению помощи от Бога.
🪶 Преподобный Никодим Святогорец
📖 Поучения
Эти грехи, хотя и кажутся небольшими, но обладают огромной тяжестью, потому что оскорбляют Всесвятого Бога. Так же и величайшее зло, причиняемое кем-либо твари, является ничтожным по сравнению с тем, какое причиняется Творцу. Устыдимся же той легкости, с какой мы совершаем поступки, неугодные Богу. Будем исполнять заповеди Господни – все без исключения – и решимся не только не совершать этих малых грехов, но и совершенно не допускать, чтобы наше сердце склонялось к ним. Если же нам случится впасть в них по немощи естества и воли, то не допустим, чтобы наше сердце увлеклось ими, но возненавидим их, покаемся и исповедуемся в них и будем просить Господа, – да укрепит Он нас Своей благодатью, чтобы нам снова в них не впасть.
Задумаемся также о множестве зол, которое привносят в нашу душу «легкие» грехи. Как болезнь расслабляет тело, так малые грехи удаляют от нашей души всякое добро и расслабляют ее, уничтожая добродетели, доставляющие человеку благоухание святости. Каждый грех, хотя и кажется легким, удаляет нас от плодов духовной жизни, поставляет нас вдалеке от Святых Тайн и препятствует нашему единению с Владыкой Христом, как и пророк Исайя говорит: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом» (Ис. 59:2).
Этот малый, казалось бы простительный, грех делает нашу душу холодной для любви, умерщвляет благочестие, иссушает слезы умиления, угашает покаяние и препятствует вселению в нас благодати Христовой. Однако еще большим злом является то, когда мы от малых грехов с легкостью переходим к тяжким, смертным грехам, которые совершенно губят несчастного человека. Эти грехи делают бессильными добрые навыки души и препятствуют получению помощи от Бога.
🪶 Преподобный Никодим Святогорец
📖 Поучения
Великое дело Божие сотворим, если утешим печального, ибо печаль производит духовную смерть. Хорошо читать святые книги, ходить в храм, но надо и утешить ближнего, если есть в том нужда…
Ни в каких случаях, ни при каких обстоятельствах не унывайте, не отчаивайтесь. Уныние убивает энергию, необходимую для получения в сердце Духа Святого. Унылый теряет молитву и умирает для духовных подвигов.
Знайте, что в минуту уныния и отчаяния не Господь оставляет вас, а вы оставляете Господа. Хотя бы и очень скорбно было вам, но призовите мысленно Господа Иисуса Христа, живущего в сердце вашем. Он ждет вашего зова.
🪶 Схиигумен Савва (Остапенко)
Ни в каких случаях, ни при каких обстоятельствах не унывайте, не отчаивайтесь. Уныние убивает энергию, необходимую для получения в сердце Духа Святого. Унылый теряет молитву и умирает для духовных подвигов.
Знайте, что в минуту уныния и отчаяния не Господь оставляет вас, а вы оставляете Господа. Хотя бы и очень скорбно было вам, но призовите мысленно Господа Иисуса Христа, живущего в сердце вашем. Он ждет вашего зова.
🪶 Схиигумен Савва (Остапенко)
Вопрос читателя:
Здравствуйте, не могу принять прошлое своего молодого человека.
Он хороший, и мы настроены на брак. Я воспитана в вере, и мне всегда хотелось, чтобы мы с женихом были друг у друга первыми. В нашем случае это уже невозможно, поскольку у моего парня до меня было блудное прошлое. Я тоже до него встречалась, но никогда не переходила красную линию. Факт наличия у него интимных отношений меня удручает и ранит. Как избавиться от этих мыслей и чувств?
Анна
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов @chudo_iva:
Здравствуйте!
Дорогая Анна, молитесь о том, чтобы сейчас то, что было в прошлом, не нарушило того доброго, что есть в настоящем.
Когда будете на исповеди, непременно расскажите священнику о своих переживаниях, попросите, чтобы он помолился о Вас и дал совет. Может быть, он после исповеди задаст Вам какой-то вопрос, который поможет лучше сориентироваться в Вашей ситуации.
В чем суть Ваших переживаний — я понимаю. Именно поэтому Церковь и учит о полном обоюдном воздержании супругов до брака. Если жить такой чистой жизнью — массы проблем просто не возникнет. Причем воздержание касается не только тела, но и души. Потому что одно дело — если человек много раз влюблялся, совсем другое — если посчастливилось создать брак с первой любовью. Это всегда бывало редко, это идеал.
И, кстати, идеал, который недостижим и с Вашей стороны, потому что отношения у Вас тоже были. Так о чем же Вы переживаете? И Вы влюблялись, и парень влюблялся. У парня был грех, но ведь сейчас он пересмотрел свои принципы, Вы с ним не в блуде, Вы ждете брака… А так и он мог бы вдруг потребовать, чтобы Вы ни в кого не влюблялись в прошлом… Но это уже невозможно. Поменять мы можем только настоящее или будущее, а из прошлого мы должны просто извлекать выводы.
Возможно, Вы не очень уверены в себе, поэтому и ревнуете парня к его прошлому. Не надо. Он выбрал Вас, Вы его, Вы хотите пожениться… что еще нужно? Узнавайте себя получше, поговорите со священником и психологом и крепко молитесь о своем семейном счастье.
Помоги Господи!
Здравствуйте, не могу принять прошлое своего молодого человека.
Он хороший, и мы настроены на брак. Я воспитана в вере, и мне всегда хотелось, чтобы мы с женихом были друг у друга первыми. В нашем случае это уже невозможно, поскольку у моего парня до меня было блудное прошлое. Я тоже до него встречалась, но никогда не переходила красную линию. Факт наличия у него интимных отношений меня удручает и ранит. Как избавиться от этих мыслей и чувств?
Анна
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов @chudo_iva:
Здравствуйте!
Дорогая Анна, молитесь о том, чтобы сейчас то, что было в прошлом, не нарушило того доброго, что есть в настоящем.
Когда будете на исповеди, непременно расскажите священнику о своих переживаниях, попросите, чтобы он помолился о Вас и дал совет. Может быть, он после исповеди задаст Вам какой-то вопрос, который поможет лучше сориентироваться в Вашей ситуации.
В чем суть Ваших переживаний — я понимаю. Именно поэтому Церковь и учит о полном обоюдном воздержании супругов до брака. Если жить такой чистой жизнью — массы проблем просто не возникнет. Причем воздержание касается не только тела, но и души. Потому что одно дело — если человек много раз влюблялся, совсем другое — если посчастливилось создать брак с первой любовью. Это всегда бывало редко, это идеал.
И, кстати, идеал, который недостижим и с Вашей стороны, потому что отношения у Вас тоже были. Так о чем же Вы переживаете? И Вы влюблялись, и парень влюблялся. У парня был грех, но ведь сейчас он пересмотрел свои принципы, Вы с ним не в блуде, Вы ждете брака… А так и он мог бы вдруг потребовать, чтобы Вы ни в кого не влюблялись в прошлом… Но это уже невозможно. Поменять мы можем только настоящее или будущее, а из прошлого мы должны просто извлекать выводы.
Возможно, Вы не очень уверены в себе, поэтому и ревнуете парня к его прошлому. Не надо. Он выбрал Вас, Вы его, Вы хотите пожениться… что еще нужно? Узнавайте себя получше, поговорите со священником и психологом и крепко молитесь о своем семейном счастье.
Помоги Господи!
Только тогда, когда человек понимает предельную значимость каждого момента своей жизни и всего того материального, в чем он живет, — только тогда он может начать относиться к жизни правильно. То есть осознавать, что другого мира и другой жизни — не будет. У нас с Вами не будет второго такого же интервью. Если будет — то совсем другое. Момент, который Вы переживаете здесь и сейчас, со всеми его возможностями совершения выбора, — никогда не повторится. А значит, это самый важный и самый значимый момент в Вашей жизни, потому что «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Из этого понимания исключительности каждого мгновения, каждого человека, каждого предмета проистекает предельная напряженность жизни. Не расслабленность, не успокоенность, а именно предельно напряженная жизнь.
Вообразите, летит лайнер. Пассажиры расслаблены — у них все хорошо. Но ведь пилот и штурман чувствуют себя совершенно по-другому. У них одно неправильное движение — и всё, сотни смертей. И человек, который не ощущает ценности каждого мгновения, напоминает пассажира — «летим, едим, читаем книжку, все хорошо». А тот, кто ощущает себя постоянно на гребне соприкосновения человеческой жизни и Божьей милости, напоминает пилота: он не может откинуться на спинку кресла и задремать. Потому что каждую секунду он несет ответственность.
Такая внутренняя напряженность — неизбежное следствие реальности Божьего присутствия в мире. Человек понимает, что ему и надо «дергаться» именно потому, что все нормально. Ведь если не напрячься в текущий момент, в следующий нормально ничего уже не будет.
🪶 Протоиерей Павел Великанов
📖 Что христиане называют чудесами? И можно ли просить их у Бога?
📷 Мария Пеннанен
Вообразите, летит лайнер. Пассажиры расслаблены — у них все хорошо. Но ведь пилот и штурман чувствуют себя совершенно по-другому. У них одно неправильное движение — и всё, сотни смертей. И человек, который не ощущает ценности каждого мгновения, напоминает пассажира — «летим, едим, читаем книжку, все хорошо». А тот, кто ощущает себя постоянно на гребне соприкосновения человеческой жизни и Божьей милости, напоминает пилота: он не может откинуться на спинку кресла и задремать. Потому что каждую секунду он несет ответственность.
Такая внутренняя напряженность — неизбежное следствие реальности Божьего присутствия в мире. Человек понимает, что ему и надо «дергаться» именно потому, что все нормально. Ведь если не напрячься в текущий момент, в следующий нормально ничего уже не будет.
🪶 Протоиерей Павел Великанов
📖 Что христиане называют чудесами? И можно ли просить их у Бога?
📷 Мария Пеннанен
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Муж и жена видят друг друга в той красоте, какую каждый из нас в себе самом не может видеть...
Послушайте пронзительные слова митрополита Антония Сурожского о браке.
4 августа 2003 года митрополит Антоний почил. В память об известном проповеднике и великом пастыре мы подготовили цикл материалов, которые будут публиковаться ближайшие дни в нашей ленте.
#НеделяАнтонияСурожского_с_журналом_Фома
Послушайте пронзительные слова митрополита Антония Сурожского о браке.
4 августа 2003 года митрополит Антоний почил. В память об известном проповеднике и великом пастыре мы подготовили цикл материалов, которые будут публиковаться ближайшие дни в нашей ленте.
#НеделяАнтонияСурожского_с_журналом_Фома
Бог может давать нам благодать, но пока мы не потрудимся сами, эта благодать будет оставаться чем-то внешним, чуждым нам, и она не сможет нас спасти без нашего собственного участия. А когда мы терпим брань от своих страстей, боремся с ними, то благодать, невидимо помогающая нам, усваивается нашей душе, нашему сердцу.
Между человеком и Богом невозможны «юридические» отношения: Бог любит человека и от него ожидает любви. Можно даже сказать так: нас спасает не только любовь Божия к нам, но и наша любовь к Богу. Но любовь – это не то, что доказывается словами. Здесь нужны дела, которые свидетельствовали бы о том, кому или чему отдаем мы в действительности свое сердце. Мы любим мир, любим свои страсти, любим, как это ни страшно, грех. Это противоестественная любовь, и она, конечно, несовместима с любовью к Богу.
И потому нам постоянно дается возможность выбора между Богом и тем, что Богу противно. И в зависимости от того, что мы выбираем, определяется наш путь. Выбираем верность Богу и утверждаемся в любви к Нему. Выбираем мир, собственные страсти, грех и утверждаемся во зле.
Человек очень испорчен. Это и прародительский грех, и греховные навыки, в которых он утвердился в жизни до обращения к Богу. Поэтому необходима постоянная борьба, постоянный труд самоисправления. И благодать участвует в этом труде, в этой борьбе, незримо помогая христианину и укрепляя его.
🪶 Игумен Нектарий (Морозов)
📖 На пути к Богу
📷 Евгения Константинова
Между человеком и Богом невозможны «юридические» отношения: Бог любит человека и от него ожидает любви. Можно даже сказать так: нас спасает не только любовь Божия к нам, но и наша любовь к Богу. Но любовь – это не то, что доказывается словами. Здесь нужны дела, которые свидетельствовали бы о том, кому или чему отдаем мы в действительности свое сердце. Мы любим мир, любим свои страсти, любим, как это ни страшно, грех. Это противоестественная любовь, и она, конечно, несовместима с любовью к Богу.
И потому нам постоянно дается возможность выбора между Богом и тем, что Богу противно. И в зависимости от того, что мы выбираем, определяется наш путь. Выбираем верность Богу и утверждаемся в любви к Нему. Выбираем мир, собственные страсти, грех и утверждаемся во зле.
Человек очень испорчен. Это и прародительский грех, и греховные навыки, в которых он утвердился в жизни до обращения к Богу. Поэтому необходима постоянная борьба, постоянный труд самоисправления. И благодать участвует в этом труде, в этой борьбе, незримо помогая христианину и укрепляя его.
🪶 Игумен Нектарий (Морозов)
📖 На пути к Богу
📷 Евгения Константинова