19 октября – день святого апостола Фомы, и наш журнал @foma_ru_glavnoe отмечает свой день рождения. 27 лет🎂
Мы уже знакомили вас с Академией, и рассказывали о наших лекторах. Но ничего бы не случилось, не будь мы частью сплоченного и профессионального коллектива журнала «Фома». Чаще всего эти люди остаются за кадром, но сегодня мы хотим немного это исправить.
Спасибо, дорогие коллеги, что помогаете не сойти сума пути!
Журнал «Фома» — живое подтверждение, что нет ничего невозможного.
С праздником нас, любимый журнал! ❤️
Академия журнала «Фома»
Мы уже знакомили вас с Академией, и рассказывали о наших лекторах. Но ничего бы не случилось, не будь мы частью сплоченного и профессионального коллектива журнала «Фома». Чаще всего эти люди остаются за кадром, но сегодня мы хотим немного это исправить.
Спасибо, дорогие коллеги, что помогаете не сойти с
Журнал «Фома» — живое подтверждение, что нет ничего невозможного.
С праздником нас, любимый журнал! ❤️
Академия журнала «Фома»
🔥 «Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он — Шукшин».
Мальчик из глухой сибирской деревни: каким был путь Василия Шукшина до Москвы? Что сближает его с Гамлетом? Как сложилась литературная карьера? И кто подтолкнул его на создание фильма «Калина красная»?
🎬 О пути известного режиссера, актера и писателя в нашей лекции «Шукшин за час»:
https://youtu.be/f0lO6ln5PRw
🎓 Алексей Варламов – писатель, доктор филологических наук, ректор Литературного института имени А. М. Горького, автор книги «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей».
Академия журнала «Фома»
Мальчик из глухой сибирской деревни: каким был путь Василия Шукшина до Москвы? Что сближает его с Гамлетом? Как сложилась литературная карьера? И кто подтолкнул его на создание фильма «Калина красная»?
🎬 О пути известного режиссера, актера и писателя в нашей лекции «Шукшин за час»:
https://youtu.be/f0lO6ln5PRw
🎓 Алексей Варламов – писатель, доктор филологических наук, ректор Литературного института имени А. М. Горького, автор книги «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей».
Академия журнала «Фома»
«Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».
📚 70 лет назад американское издательство Ballantine Books опубликовало роман-антиутопию Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
⬆️ На фото обложка первого издания.
Академия журнала «Фома»
📚 70 лет назад американское издательство Ballantine Books опубликовало роман-антиутопию Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
⬆️ На фото обложка первого издания.
Академия журнала «Фома»
Красота спасет мир?
Достоевский совершенно четко разделяет красоту на высокую и низменную, то есть горнюю и земную. Человек соединяет в себе две эти противоположности, и в этом — опасность и ужас красоты. Часто земная красота, лишенная духовного начала, принимается за красоту истинную. Она несет в себе гибель, ведь в лучшем случае — она лишь отблеск горней красоты, а в худшем — от дьявола.
Достоевский дает ясное указание на то, что для него истинная красота: «Мир станет красота Христова» (Бесы. Подготовительные материалы. Заметки. Характеристики. Планы сюжета. Диалоги. Июнь 1870 г. Продолжение фантастических страниц). Горняя красота есть красота Христа, Сын Божий отождествляется с красотой, подобно тому, как отождествляется со светом и истиной. Эта мысль часто встречается в учениях православных святых отцов. Скорее всего, от них Достоевский воспринял эту идею. В «Записной тетради 1876–1877 годов», т. е. десятью годами позже «Идиота», он писал: «Христос — 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера...»(ЗТ-2, апрель 1876 г.) Истинная красота в его понимании тождественна Богу. Другими словами, сказать «мир спасет красота» — все равно что сказать: «Христос есть Спаситель мира».
По поводу истины о спасительной красоте философ-мыслитель Н. Лосский заметил: «„Красота спасет мир“ — эта мысль принадлежит не только князю Мышкину („Идиот“) (еще одна ошибка! — A. M.), но и самому Достоевскому». Видимо, с его легкой руки (точнее — пера) именно такая формулировка разлетелась по свету. Но как бы то ни было, Лосский также имеет в виду отнюдь не внешние формы. И если кто-то всерьез верит, что худосочный «эталон красоты» на длинных ногах может спасти мир, то это не имеет ничего общего с глубоким нравственным контекстом романов-притч Достоевского.
📝 Алла Митрофанова — телерадиоведущая, преподаватель кафедры мировой литературы МГИМО @ananev_mitrofanova
Подробнее об этой фразе — тут.
Академия журнала «Фома»
Достоевский совершенно четко разделяет красоту на высокую и низменную, то есть горнюю и земную. Человек соединяет в себе две эти противоположности, и в этом — опасность и ужас красоты. Часто земная красота, лишенная духовного начала, принимается за красоту истинную. Она несет в себе гибель, ведь в лучшем случае — она лишь отблеск горней красоты, а в худшем — от дьявола.
Достоевский дает ясное указание на то, что для него истинная красота: «Мир станет красота Христова» (Бесы. Подготовительные материалы. Заметки. Характеристики. Планы сюжета. Диалоги. Июнь 1870 г. Продолжение фантастических страниц). Горняя красота есть красота Христа, Сын Божий отождествляется с красотой, подобно тому, как отождествляется со светом и истиной. Эта мысль часто встречается в учениях православных святых отцов. Скорее всего, от них Достоевский воспринял эту идею. В «Записной тетради 1876–1877 годов», т. е. десятью годами позже «Идиота», он писал: «Христос — 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера...»(ЗТ-2, апрель 1876 г.) Истинная красота в его понимании тождественна Богу. Другими словами, сказать «мир спасет красота» — все равно что сказать: «Христос есть Спаситель мира».
По поводу истины о спасительной красоте философ-мыслитель Н. Лосский заметил: «„Красота спасет мир“ — эта мысль принадлежит не только князю Мышкину („Идиот“) (еще одна ошибка! — A. M.), но и самому Достоевскому». Видимо, с его легкой руки (точнее — пера) именно такая формулировка разлетелась по свету. Но как бы то ни было, Лосский также имеет в виду отнюдь не внешние формы. И если кто-то всерьез верит, что худосочный «эталон красоты» на длинных ногах может спасти мир, то это не имеет ничего общего с глубоким нравственным контекстом романов-притч Достоевского.
📝 Алла Митрофанова — телерадиоведущая, преподаватель кафедры мировой литературы МГИМО @ananev_mitrofanova
Подробнее об этой фразе — тут.
Академия журнала «Фома»
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Остроумный ответ маэстро: анекдот из жизни скрипача-виртуоза Никколо Паганини 🎻
Академия журнала «Фома»
Академия журнала «Фома»
🕯️ «Богоматерь» Петрова-Водкина
Еще в разгар Первой мировой войны, колоссально тяжелой для русского народа, в 1914–1915 годах Петров-Водкин написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец».
Это не литургическая икона, но по духовной глубине и силе воздействия картина близка к иконе. Богородица изображена фронтально с поднятыми вверх руками — очевидная отсылка к одному из основных иконографических типов изображения Божьей Матери — «Оранта» (от лат. молящаяся).
На заднем фоне полотна, в мерцающей космической синеве, видны образы Богоматери с младенцем Иисусом и Распятие — бытие Божественное и бытие космическое дано как единое целое.
Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир, истощенный в войнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает в самую глубь людской скорби. Молитвенно поднятые руки по-матерински умиряют, оберегают обратившихся к ней людей и одновременно словно взывают к тишине, к вслушиванию в иное, надмирное звучание жизни.
Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты и кротости. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира. Увидеть этот Свет, обратиться к нему, стать причастным ему — есть вечный путь «умиления злых сердец». «Богоматерь» — ответ Петрова-Водкина на весь ужас и хаос военных лет.
🎨 Инна Волошина – искусствовед
Академия журнала «Фома»
Еще в разгар Первой мировой войны, колоссально тяжелой для русского народа, в 1914–1915 годах Петров-Водкин написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец».
Это не литургическая икона, но по духовной глубине и силе воздействия картина близка к иконе. Богородица изображена фронтально с поднятыми вверх руками — очевидная отсылка к одному из основных иконографических типов изображения Божьей Матери — «Оранта» (от лат. молящаяся).
На заднем фоне полотна, в мерцающей космической синеве, видны образы Богоматери с младенцем Иисусом и Распятие — бытие Божественное и бытие космическое дано как единое целое.
Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир, истощенный в войнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает в самую глубь людской скорби. Молитвенно поднятые руки по-матерински умиряют, оберегают обратившихся к ней людей и одновременно словно взывают к тишине, к вслушиванию в иное, надмирное звучание жизни.
Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты и кротости. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира. Увидеть этот Свет, обратиться к нему, стать причастным ему — есть вечный путь «умиления злых сердец». «Богоматерь» — ответ Петрова-Водкина на весь ужас и хаос военных лет.
🎨 Инна Волошина – искусствовед
Академия журнала «Фома»
Стихи — не просто отраженье
Стихий, погрязших в мелочах.
Они — земли передвиженья
Внезапно найденный рычаг.
Они — не просто озаренье,
Фонарь в прохожей темноте.
Они — настойчивость творенья
И неуступчивость мечте.
Они всегда — заметы детства,
С вчерашней болью заодно.
Доставшееся по наследству
Кустарное веретено.
📚 Варлам Шаламов
Академия журнала «Фома»
Стихий, погрязших в мелочах.
Они — земли передвиженья
Внезапно найденный рычаг.
Они — не просто озаренье,
Фонарь в прохожей темноте.
Они — настойчивость творенья
И неуступчивость мечте.
Они всегда — заметы детства,
С вчерашней болью заодно.
Доставшееся по наследству
Кустарное веретено.
📚 Варлам Шаламов
Академия журнала «Фома»
1. Шукшин за час. Мальчик из глухой сибирской деревни: каким был путь великого режиссера, актера и писателя? Рассказывает Алексей Варламов – писатель, доктор филологических наук, ректор Литературного института имени А. М. Горького, автор книги «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Что стоит за идеей «избранности» американцев? Разбираем историю формирования американского характера и американской мечты вместе с кандидатом политических наук, профессором кафедры мировой литературы и культуры МГИМО Владимиром Легойдой.
3. С чего началась «классическая» Германия? Об Обществе по улучшению немецкого языка, трудах историка искусств Винкельмана и интересу к Античности в Германии в лекции кандидата философских наук Петра Резвых.
4. Мужчина и женщина: кто выше? О последовательности творения, сирийском поэте и Троице рассказывает Максим Калинин – филолог, богослов и переводчик.
💞 Делитесь материалами со своими близкими и сохраняйте себе до лучших времен. Приятного просмотра!
#дайджест_академии
Академия журнала «Фома»
2. Что стоит за идеей «избранности» американцев? Разбираем историю формирования американского характера и американской мечты вместе с кандидатом политических наук, профессором кафедры мировой литературы и культуры МГИМО Владимиром Легойдой.
3. С чего началась «классическая» Германия? Об Обществе по улучшению немецкого языка, трудах историка искусств Винкельмана и интересу к Античности в Германии в лекции кандидата философских наук Петра Резвых.
4. Мужчина и женщина: кто выше? О последовательности творения, сирийском поэте и Троице рассказывает Максим Калинин – филолог, богослов и переводчик.
💞 Делитесь материалами со своими близкими и сохраняйте себе до лучших времен. Приятного просмотра!
#дайджест_академии
Академия журнала «Фома»
🔬 Как христианство повлияло на современную науку? — открытая лекция в Пскове от журнала «Фома»
«Наука исключает религию», «религия тормозит научный прогресс», а «наука знает все». И все-таки, «кто прав»?
Наука, которую мы знаем, была заложена еще в XVII веке Галилеем, Декартом, Ньютоном. Эти люди – наследники христианской эпохи. На что они опирались? Из чего возникла научная революция? За что осудили Галилея и сожгли Джордано Бруно? Есть ли связь между атеизмом и современной наукой? Какие принципы лежат в ее основе? И причём здесь христианство?
На открытой лекции философ, выпускник МФТИ, кандидат богословия Виктор Лега (МФТИ, ПСТГУ, МГЛУ, СДА, МДА) расскажет о том, существует ли конфликт науки и религии.
⏰ Когда: 25 октября в 18:00
📍 Где: г. Псков, пространство «Точка кипения»
Встреча состоится в рамках проекта «Христианские корни Запада и России» при поддержке «Президентского фонда культурных инициатив».
Вход свободный. Не пропустите!
Академия журнала «Фома»
«Наука исключает религию», «религия тормозит научный прогресс», а «наука знает все». И все-таки, «кто прав»?
Наука, которую мы знаем, была заложена еще в XVII веке Галилеем, Декартом, Ньютоном. Эти люди – наследники христианской эпохи. На что они опирались? Из чего возникла научная революция? За что осудили Галилея и сожгли Джордано Бруно? Есть ли связь между атеизмом и современной наукой? Какие принципы лежат в ее основе? И причём здесь христианство?
На открытой лекции философ, выпускник МФТИ, кандидат богословия Виктор Лега (МФТИ, ПСТГУ, МГЛУ, СДА, МДА) расскажет о том, существует ли конфликт науки и религии.
⏰ Когда: 25 октября в 18:00
📍 Где: г. Псков, пространство «Точка кипения»
Встреча состоится в рамках проекта «Христианские корни Запада и России» при поддержке «Президентского фонда культурных инициатив».
Вход свободный. Не пропустите!
Академия журнала «Фома»
🔥 Достоевский и Апокалипсис. Глубокий разговор про «Идиота» с Татьяной Касаткиной
«Преступление и наказание» строится вокруг Евангелия, а «Идиот» – вокруг Апокалипсиса. Какие образы и отсылки использует Достоевский?
Кем вдохновлен образ князя Мышкина? Какие эпизоды романа автобиографичны? Как герои относятся друг к другу и к обществу? И при чем тут «Твин Пикс»? Ключи к пониманию интригующего романа – в новом подкасте «Худсовет»:
https://youtu.be/PVdrASFFSQk
🎙 Ведущая: Алла Митрофанова – телерадиоведущая, преподаватель кафедры Мировой литературы МГИМО
🎓 В гостях: Татьяна Касаткина – доктор филологических наук, главный научный сотрудник, заведующая научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ им. А.М. Горького РАН
Выпуск реализован в рамках проекта «Христианские корни Запада и России».
#худсовет
«Преступление и наказание» строится вокруг Евангелия, а «Идиот» – вокруг Апокалипсиса. Какие образы и отсылки использует Достоевский?
Кем вдохновлен образ князя Мышкина? Какие эпизоды романа автобиографичны? Как герои относятся друг к другу и к обществу? И при чем тут «Твин Пикс»? Ключи к пониманию интригующего романа – в новом подкасте «Худсовет»:
https://youtu.be/PVdrASFFSQk
🎙 Ведущая: Алла Митрофанова – телерадиоведущая, преподаватель кафедры Мировой литературы МГИМО
🎓 В гостях: Татьяна Касаткина – доктор филологических наук, главный научный сотрудник, заведующая научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ им. А.М. Горького РАН
Выпуск реализован в рамках проекта «Христианские корни Запада и России».
#худсовет
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Пастернак вживую 🔊
65 лет назад (23 октября 1958) Шведская королевская академия наук присудила Нобелевскую премию по литературе советскому поэту и писателю Борису Пастернаку «за выдающиеся достижения в современной лирическоий поэзии».
Из-за давления со стороны партийного руководства Пастернак был вынужден отказаться от награды, но его все равно исключили из Союза писателей и перестали печатать. В 1989 году полагавшиеся Пастернаку диплом и медаль нобелевского лауреата вручили его сыну.
😍 Послушайте: на этой редкой записи Борис Пастернак читает свое стихотворение «Цвет небесный, синий цвет».
Академия журнала «Фома»
65 лет назад (23 октября 1958) Шведская королевская академия наук присудила Нобелевскую премию по литературе советскому поэту и писателю Борису Пастернаку «за выдающиеся достижения в современной лирическоий поэзии».
Из-за давления со стороны партийного руководства Пастернак был вынужден отказаться от награды, но его все равно исключили из Союза писателей и перестали печатать. В 1989 году полагавшиеся Пастернаку диплом и медаль нобелевского лауреата вручили его сыну.
😍 Послушайте: на этой редкой записи Борис Пастернак читает свое стихотворение «Цвет небесный, синий цвет».
Академия журнала «Фома»
Первая книга Н.В. Гоголя, которая ввела его в большую литературу и принесла успех?
Anonymous Quiz
10%
«Мертвые души»
57%
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
23%
«Шинель»
11%
«Тарас Бульба»
Христианский взгляд на Анну Каренину
Многие произведения русской классики мы читаем и изучаем в школе. Но со временем наше мышление меняется, и мы начинаем смотреть на произведение иначе.
О «новом» прочтении романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» рассказывает Наталья Шакуро в авторской программе Владимира Легойды @vladimirlegoyda «Парсуна»:
https://youtu.be/QRg4KQM3HAc?si=lqO7Iq8zBCeOxBTM
Академия журнала «Фома»
Многие произведения русской классики мы читаем и изучаем в школе. Но со временем наше мышление меняется, и мы начинаем смотреть на произведение иначе.
О «новом» прочтении романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» рассказывает Наталья Шакуро в авторской программе Владимира Легойды @vladimirlegoyda «Парсуна»:
https://youtu.be/QRg4KQM3HAc?si=lqO7Iq8zBCeOxBTM
Академия журнала «Фома»
YouTube
Христианский взгляд на Анну Каренину
Полное видео смотрите по ссылке: https://youtu.be/iO-ILgGkHwE
ПАРСУНА НАТАЛЬИ ШАКУРО
ПАРСУНА НАТАЛЬИ ШАКУРО
Посмотрите, как выглядит остров, с которого Пушкин писал «Сказку о царе Салтане»
Свияжск — это остров-град с богатой историей на Волге недалеко от Казани. Помните: «Мимо острова Буяна…»? Существует мнение, что остров Буян Александр Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане» списал именно со Свияжска. Ведь он выглядит именно так, как в поэме.
На острове с XVI века постоянно строились монастыри и церкви. Меня в Свияжске впечатлила древняя деревянная церковь, построенная без единого гвоздя. А также фреска с изображением святого Христофора с лошадиной головой. Таких икон и изображений осталось очень мало, да и на тех святой Христофор изображен с пёсьей головой. Фотография была сделана, когда я вышла из монастыря и увидела мужчину с собакой.
📸 Мадина Астахова
Академия журнала «Фома»
Свияжск — это остров-град с богатой историей на Волге недалеко от Казани. Помните: «Мимо острова Буяна…»? Существует мнение, что остров Буян Александр Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане» списал именно со Свияжска. Ведь он выглядит именно так, как в поэме.
На острове с XVI века постоянно строились монастыри и церкви. Меня в Свияжске впечатлила древняя деревянная церковь, построенная без единого гвоздя. А также фреска с изображением святого Христофора с лошадиной головой. Таких икон и изображений осталось очень мало, да и на тех святой Христофор изображен с пёсьей головой. Фотография была сделана, когда я вышла из монастыря и увидела мужчину с собакой.
📸 Мадина Астахова
Академия журнала «Фома»
Forwarded from Афиша с журналом «Фома». Москва
Наши друзья устраивают грандиозный фестиваль церковного искусства!
Фестиваль «Видеть и слышать» – это место встречи профессионалов и зрителей, интересующихся русской православной культурой. Он помогает каждому желающему найти опорную точку в богатой церковной традиции, и на её основе выстроить своё творчество, обрести мировоззренческую целостность.
Вас ждут концерты духовной музыки, мастер-классы художников, мастерские для детей и взрослых, лекции по христианскому искусству, ежедневные экскурсии и многое другое.
⏰ КОГДА: 27 октября – 4 ноября
📍 ГДЕ: Московский Дом художника Кузнецкий мост, 11
Подробнее о фестивале читайте тут:
https://academy.foma.ru/videt-i-slyshat
💌 А также подписывайтесь на e-mail рассылку, чтобы получать расписание фестиваля и программу секций прямо на свою почту.
Приходите!
Фестиваль «Видеть и слышать» – это место встречи профессионалов и зрителей, интересующихся русской православной культурой. Он помогает каждому желающему найти опорную точку в богатой церковной традиции, и на её основе выстроить своё творчество, обрести мировоззренческую целостность.
Вас ждут концерты духовной музыки, мастер-классы художников, мастерские для детей и взрослых, лекции по христианскому искусству, ежедневные экскурсии и многое другое.
⏰ КОГДА: 27 октября – 4 ноября
📍 ГДЕ: Московский Дом художника Кузнецкий мост, 11
Подробнее о фестивале читайте тут:
https://academy.foma.ru/videt-i-slyshat
💌 А также подписывайтесь на e-mail рассылку, чтобы получать расписание фестиваля и программу секций прямо на свою почту.
Приходите!
Для чего существуют сказки? Чем так интересны волшебные миры? Что значит «творить свою реальность»? Почему бегство от действительности – не всегда плохо? И что на это скажет Толкин?
Разбираем феномен фэнтези вместе с кандидатом филологических наук, профессором НИУ ВШЭ Марией Штейнман в нашей новой лекции:
https://youtu.be/_fqrcCD1Hzs?si=mHc3ajar-s4e4sUd
Лекция реализована в рамках проекта «Христианские корни Запада и России».
Благодарим «Президентский фонд культурных инициатив» за поддержку и возможность делиться материалами бесплатно!
Академия журнала «Фома»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Псковский государственный университет
В «Точке кипения» ПсковГУ прошла открытая лекция на тему «Как христианство повлияло на современную науку».
Философ, кандидат физико-математических наук и богословия Виктор Лега (МФТИ, ПСТГУ, МГЛУ, СДА, МДА) рассказал слушателям, из чего возникла научная революция и какие христианские положения лежат в основе современной исследовательской работы
Философ, кандидат физико-математических наук и богословия Виктор Лега (МФТИ, ПСТГУ, МГЛУ, СДА, МДА) рассказал слушателям, из чего возникла научная революция и какие христианские положения лежат в основе современной исследовательской работы