Деньги в искусство
6.02K subscribers
3.05K photos
15 videos
2 files
656 links
О современной российской арт-сцене и инвестициях в искусство. Канал основан предпринимателем О. Ипатюком и группой экспертов, в числе которых представители ведущих галерей России.

Авторы: С.Попов, А.Хаустова и другие

Для связи: [email protected]
加入频道
#запомнитеэтотдень

День рождения телеграм-канала «Деньги в искусство»


6 декабря — день начала работы телеграм-канала «Деньги в искусство», когда мы выложили первые установочные тексты. За этот период мы сохранили сформулированные ценности и продолжили двигаться по намеченной траектории в постоянном развитии. В честь небольшого праздника мы обратились к нашим постоянным авторам с вопросом о том, в чем они видят особенность канала «Деньги в искусство» — ознакомиться с их ответами можно в карточках.

За этот год мы взяли более 80 больших и совсем коротких интервью, отсмотрели и осветили 15 ярмарок современного искусства (сегодня будет 16-ая) и зафиксировали порядка 25 аукционов (боюсь представить сколько просмотрели в рамках еженедельной подборки).

Мы благодарим каждого автора, согласившегося писать для нас, каждого рекламодателя, который нам доверился, каждого поддержавшего нас коллегу, каждого пиарщика, оперативно отправившего фотографии нужной экспозиции и, конечно, каждого читателя. Спустя два года ваша реакция — все еще самый важный результат нашей работы. Мы хотим продолжать создавать пространство для диалога, систему включенного наблюдения за арт-рынком и место встречи с искусством.

За этот вроде такой объемный, а вроде совсем короткий период на нас подписалось 3,856 человек — это в два раза больше чем за первый год существования канала. Такая динамика не может не радовать, поэтому если вам близка наша перспектива — делитесь ей с друзьями! Это будет самый большой подарок на день рождения:)

А в комментариях, как и всегда, будем рады вашему отклику/критике/поздравлениям!

Лиза Хосуева, администратор телеграм-канала «Деньги в искусство»
#чтогдекогда

Лиза Хосуева о декабрьском выпуске ярмарки |catalog|’24. Часть 1:

Сегодня завершился первый публичный день третьего выпуска ярмарки catalog. Просмотрев уже опубликованные отзывы в соседних каналах, создается впечатление, что негативных оценок как минимум по организационной и как максимум по содержательной части (помимо вкусовщины) ярмарки практически нет. Число 3 уже говорит о какой-то стабильности: в кинематографе первый фильм — дебют, второй — распутье, векторные и стилевые наметки, а третий — уверенный шаг в выбранном направлении. И организаторы catalog’а его сделали.

Типография Ивана Сытина в очередной раз собирает нескончаемые комплименты. Гостей и участников радует всё — начиная от температуры и логистики и заканчивая историческими интерьерами. Прекрасно устроенный склад, одинаковые по размеру стенды, понятная навигация и неплохая выборка — важные, но уже как будто понятные каждому характеристики catalog’а. Один из немногих тревожащих аспектов — перспектива с этим пространством распрощаться. Говорили, что уже этот выпуск будет проходить в новом месте, но обновления нас, видимо, ждут с апреля. Разговорам о таких перспективах меж галеристов предшествует триггер-ворнинг — сказывается опыт вечных переездов Cosmoscow.

Пресс-показ начался с ностальгии Александра Шарова по прошлому декабрю, когда гости и галеристы подмерзали в типографии. Несмотря на приятное ощущение стабильности, появившееся за столь короткое время, росту и развитию уделено должное внимание. Второй этаж с этого раза был полностью освоен организаторами. И если в прошлый раз публика реагировала на него не очень активно, то в этот — ее тут чуть ли не больше, чем этажом ниже. Сказывается расположение галерей, которое в этот раз внизу сконцентрировало молодые институции, а наверху — крупнейшие. Так по левой стороне второго этажа подряд выстроились стенды организаторов ярмарки — 11.12, a—s—t—r—a и triumph, а в правом крыле собрались Anna Nova, Myth, pop/off/art, FUTURO, XL.

Спорными кажутся шаги к зонированию пространства — идея с распределением мест по результатам жеребьевки, крайне удачно показавшая себя в прошлые разы, в этом выпуске немного деформировалась. Принцип сохранился, но тиражное искусство (печатную графику и фотографию) в виде ЦВК Béton, PENNLAB, ПиранезиLAB, Set Projects и Lumiere определили в одно «крыло».

С апреля прошла ротация участников — 12 галерей заменили на новые. Причиной такого решения были не плохие результаты или слабая заявка, а предоставление возможности попробовать себя на новой ярмарке большему количеству галерей. Пространство типографии действительно ограничивает в возможностях, но это скорее хорошее его качество, ведь 55 галерей, кажется, оптимальное число. Правда, не очень понятно, зачем при таком раскладе предоставлять кому-то (не будем показывать пальцем) два стенда, особенно если взять во внимание тот факт, что в конкретном случае первые два участия какими-либо хорошими продажами не отличились.

К пресс-показу, по данным организаторов, было проведено уже 70 сделок. С утра на стендах красовались таинственные зеленые бумажки с номерками — каталожные альтернативы зеленым точкам-броням, которыми маркировали понравившиеся работы гости ужина коллекционеров. Кто-то уже успел провести обновление стенда, а некоторые авторы ушли в солдаут. К вечеру превью, по смол-токам с галеристами и количеству красных меток, четко улавливалось общее настроение удовлетворенности, приятной усталости и оправдавшихся ожиданий.
Фото: Лиза Хосуева
#чтогдекогда

Лиза Хосуева о декабрьском выпуске ярмарки |catalog|’24. Часть 2:


А теперь от общего к частному. Ярмарка вышла очень органичной, местами даже будто выдержанной в одном стиле — и нет, речь не только о дизайне самого catalog’а, но и о том, что показали галереи. Кто-то продолжил переосмыслять пространство музеев (вспомним стенд Evdokimov Gallery на Cosmoscow), кто-то увел зрителей в сказочные сады и леса, кто-то превратил стенд в место раскопок или настоящую пещеру, а кто-то просто привез новые любопытные работы своих авторов.

Критерий «новизны» стал чуть ли не важнейшим при просмотре всей экспозиции. После череды ярмарок не стоит рассчитывать на то, что глаз замылился — уже показанные ранее серии/работы/проекты сразу бросаются в глаза. Такое решение от молодых институций понять можно, но встречается оно далеко не только у них. Даже при малом количестве авторов в списке всегда можно переизобрести собственный нарратив или сосредоточиться на показе одного автора.

С моно-стендом в этот раз вновь выступила петербургская галерея Myth, доказывающая на практике, что качественный показ, пусть и одного автора, не обязательно связан с риском. Героем их экспозиции стал Вадим Михайлов, ценовой диапазон на работы которого варьируется от ₽200,000 до ₽500,000. Яркий пример навыка переосмысления наблюдаем у галереи Jessica (попутно поздравляем с обретением собственного пространства в Петербурге). Ее дебют состоялся ровно год назад на первом catalog’е, и с тех пор стенды успели примерить на себя роли и придорожной гостиницы, и самой ночной дороги. Завсегдатаи ярмарок не сразу узнали стенд галереи, находящийся сразу слева от входа: его собирали из коммунального паркета, бывших музейных рам и драпировок. Уже привычные авторы показаны в этот раз совсем иначе, со всей институциональной строгостью и расстановкой: керамические объекты Веры Светловой (₽20-200,000), псевдоархеологические объекты Грехта (₽50-300,000) и деревянные пазлы Маши Ша (₽60-100,000).

Другим экспозиционным трендом стала синонимия. Нижегородско-московская галерея FUTURO на каждой ярмарке представляет цельное высказывание. В его основу в этом году легла недавняя выставка Андрея Бергера, посвященная образу «пещеры». Удивительным образом отразились друг в друге графичные композиции Бергера (₽150-1,200,000) и Дани Пирогова (₽40-70,000), которые дополнили «раскопки» артефактов от Артема Брюхова (до ₽50,000).

Соседствует с ней настроенный на одну тональность стенд галереи pop/off/art. Экспозиция разворачивается вокруг главного героя только что завершившейся персональной выставки в ММОМА — Владимира Куприянова. Его фотообъекты (от €6,000 до €16,000) зонируют пространство, превращая его то ли в закулисье, то ли в зазеркалье. Работы молодого автора галереи Шамиля Шааева продолжают эту идею: на стенде представлены две серии художника — с одной стороны колкие флористические композиции с лилиями (₽90-150,000), а с другой — его изучение балета (₽120-300,000). Удивительным образом пластические решения живописи Шамиля перекликаются с барельефами и скульптурами Андрея Красулина (от €3,500 до €25,000) — классика современного искусства и юбиляра этого года (90 лет!). Его бронзовые синодики и растения углубляют природное начало стенда, чему также способствуют холсты греческой художницы Деспины Флессы (€2,400-8,000).

Рифма выстроилась и у ПиранезиLAB с их иллюстративно-нравоучительной графикой Никона Филиппова (₽12-60,000), Игоря Макаревича (₽100-500,000) и Леонида Тишкова (₽50-300,000). Никон полюбился и запомнился еще со своего дебюта на blazar’е, а сейчас его монохромные и раскрашенные листы лишь укрепляют первое впечатление. Вообще, формат отношений «автор — галерея» у лаборатории современной печатной графики совсем особенный: молодые авторы попадают не только в надежные руки команды, но и в нечто напоминающее арт-резиденцию. Атмосфера в мастерской прямо-таки ремесленная.
Фото: Лиза Хосуева
#чтогдекогда

Лиза Хосуева о декабрьском выпуске ярмарки |catalog|’24. Часть 3:


Примерный стенд с точки зрения показа новых (для галереи) и молодых авторов вышел у Anna Nova Gallery. К концу первого дня были раскуплены холсты Саши Кокачевой из серии «Будущее теперь не то, что раньше» (₽240-380,000) — красноречивый результат для первого показа автора на площадке галереи. Стабильно пользуется спросом Петр Дьяков (₽150-1,500,000), который в этот раз представил не только узнаваемые бронзовые объекты, но и объемные работы из акрилового композита. Еще одной дебютанткой стала Ольга Гротова (работы по £1,500). На одной из стен размещена мозаика из ее графических произведений. Уже издалека небольшие листы цепляют своими мерцающими переливами, но только подойдя ближе, понимаешь, в чем дело: по технике они выполнены на бумаге васи с использованием уральской земли и минералов, таких как малахит и азурит.

Говоря о новых именах стоит отметить Катю Косову со стенда PENNLAB. Она представила серию «Трансформация видов», посвященную избавлению от стигматизации животных (₽200-430,000). Главной героиней ее работ стала лошадь с розовыми крылышками — то ли сказочный персонаж, то ли уже «привычная экзотика», ставшая аттракционом для горожан. Косовой соседствует Анастасия Цайдер, чья серия фотографий «Московской летней олимпиады» (без оформления ₽150,000) была продана еще на коллекционерском ужине. На стенде также представлены работы Кристины Сырчиковой (₽75,000 без оформления), чья выставка «Родные пятна» продолжает идти в пространстве галереи на Винзаводе.

Соседи PENNLAB и их коллеги по фотографии, галерея Lumiere, всегда отличается графичным и строгим показом работ. Стенд открывают интригующие своей фрагментарностью произведения Вадима Гущина (от ₽250,000), затем внимание привлекают очень живые и динамичные кадры Бориса Игнатовича (от ₽350,000). Завершают экспозицию узнаваемые снимки Александра Родченко (от ₽400,000) и парадные композиционные планы Аркадия Шайхета (от ₽100,000). Несмотря на авторское разнообразие, экспозиция выстраивается в цельную и лаконичную линию, что характерно для этой институции.

Set Projects — настоящая находка как для сформированных коллекционеров, так и для начинающих. Среди молодых авторов выделяются «руки-лебеди» Ксении Маркеловой (₽20-60,000), а в вишлист практически каждого гостя стенда попали работы Ирины Кориной (₽40,000) и Виктора Алимпиева (₽55,000). Неподалеку расположилась галерея Flor et Lavr, негласно завоевавшая приз зрительских симпатий на последнем blazar’e. Полина Рукавичкина, запомнившаяся проектом «Melting Armour» в музее АРТ4, представила целое разнообразие печатных произведений (₽50-125,000). В неизбежно наполненном визуальным шумом пространстве ярмарки выделяются небесные пейзажи Лидии Руссковой-Хасая (₽80,000).

Кажется, уже везде написали о продаже объектов Игоря Самолета на стенде галереи szena за ₽800,000 и фотографии Николая Бахарева за ₽450,000, расположенной рядом. Удачно дебютировало Объединение: их стенд, словно специально собранный к новогодним праздникам, включал холсты Миши Никатина (₽140-350,000), стабильно продающиеся работы Нади Лихогруд (₽15-150,000), графику Яны Серобабиной (₽20-60,000) и рождественские композиции Дмитрия Жукова (₽90-150,000).

Многое привлекло внимание на стенде Shift, а особенно полароиды Арины Франк (₽80,000) с узнаваемыми «мазками» игольной линии и очень глубокая бескамерная печать Жени Соломатиной (₽130,000). На стенде Ruarts цепляет совместная работа Алексея Луки и Виталия Тюрлика в виде птичьей клетки, сотканной из узнаваемых художественных приемов обоих авторов. У a—s—t—r—a встречает новая, уже почти полностью раскупленная серия от Сергея Сонина и Елены Самородовой: вазы по ₽150,000 и графика за ₽220,000 за тираж. Галерея XL, как всегда, отличается медиавариативностью. Среди работ вновь представлены произведения Ирины Кориной — «Шкаф с сугробами» (₽1,650,000) и ахматовская «Пара дельфинов» (₽1,400,000) с выставки в петербургской галерее Сарай. Отметить хочется и «Филармонию» Дианы Капизовой за ₽200,000.
#чтогдекогда

Лиза Хосуева о декабрьском выпуске ярмарки |catalog|’24. Часть 4:


Чудеса «zero waste потребления» демонстрирует стенд аукционного дома VLADEY, где непроданные на последнем аукционе лоты снова выставлены на продажу. Хочется верить, что в этот раз торговля идет успешнее. А второй стенд OVCHARENKO точно стоит посетить ради холстов Леонида Цхэ с его крайней выставки на Винзаводе.

Подводя итоги обзора-маршрута по ярмарке, вывод о ее успешности кажется очевидным. Организаторы вносят корректировки от выпуска к выпуску, совершенствуют структуру, а списки участников меняются, поддерживая интерес как зрителей, так и галеристов. Среди моментов, от которых хотелось бы избавиться, — повторы. Прежде всего, это повторяющееся присутствие одних и тех же авторов на двух или даже трех стендах. Второе пожелание — активнее обновлять контент от ярмарки к ярмарке, хотя эта проблема остается вечной.

Горизонтальность и профессионализм — два главных слова-описания catalog’а, по версии организаторов и большинства зрителей. Эти характеристики действительно находят отражение в интерьерах типографии, хотя и не без погрешностей. Постепенно вводятся новые форматы, а Ассоциация галерей реализует в рамках ярмарки инициативы по ценообразованию и регулированию рынка. Заложенные основы доказали свою работоспособность и результативность, что неизбежно открывает двери для экспериментов.

Одним из них стал ужин для коллекционеров, вызвавший вопросы у многих галеристов. Сама инициатива понятна и логична: специальные показы давно стали нормой на крупных ярмарках. Однако формат мероприятия — с анонимными записками и номерами — вызвал недопонимание. Он ограничивал возможность прямого и прозрачного диалога между галеристом и покупателем. Хотя прозрачность — ключевой принцип Ассоциации галерей, и хотелось бы, чтобы он оставался неизменным.

Главная особенность уже окрепшего catalog’а — размытый портрет целевой аудитории, и это качество работает ему на пользу. Если посмотреть на зафиксированные сделки, заметно, что они совершенно разного порядка. Ценовой диапазон приобретаемого здесь искусства широк, а галереи-гиганты и молодые организации гармонично сосуществуют, обмениваясь аудиторией без строгого деления внутри ярмарки. В этом контексте логичным выглядит решение делать акцент в декабре на молодежь, а в апреле — на хэдлайнеров. Условие исполняется не на 100%, но задает общий тон. А цельность — главное, что облегчает восприятие любой ярмарки.

Впереди последний день работы catalog’a — возможность закончить сезон и подвести итоги активного осенне-зимнего периода перед глухим январем. Хочется верить, что все мы еще окажемся в залах типографии Ивана Сытина, сохраняя тот энтузиазм и воодушевление, свойственные ярмарке. В первый день все были рады долгожданной встрече, а завтра хочется уловить прощальный и усталый обмен впечатлениями — с ним мы традиционно и вернемся.