Деньги в искусство
6.02K subscribers
3.05K photos
15 videos
2 files
656 links
О современной российской арт-сцене и инвестициях в искусство. Канал основан предпринимателем О. Ипатюком и группой экспертов, в числе которых представители ведущих галерей России.

Авторы: С.Попов, А.Хаустова и другие

Для связи: [email protected]
加入频道
#чтогдекогда

Сергей Попов о ярмарке Art Abu Dhabi. Часть 3:


Здешние планки по коллекционированию задают крупные институции, музеи и фонды, привести сюда и наполнить которые было задачей государственного масштаба. И сейчас можно уверенно сказать, что чиновники и руководители Эмиратов с ней справились: Лувр и Гуггенхайм в Абу-Даби стали активными игроками на поле культуры. Их представителей ждали на многих стендах, а некоторые работы даже привозили специально для показа их кураторам. Сообщают, что одна из таких сделок была заключена в отношении большой земляной картины 1972 года иранского художника армянского происхождения, жившего в Италии — Марко Грегориана (стенд Leila Heller, опытнейший дилер в регионе). Цена за эту работу составляла $325,000. Вообще очевиден интерес к авторам, которые происходят из региона, но или получали образование или жили подолгу в Европе. Такие были героями целой выставки внутри ярмарки, представленной фондом Farjam: «Arab Presences: Modern Art and Decolonization. Paris 1908-1988».

Искусство Востока кажется нам не особо понятным в связи со сложностью местных контекстов и способов написания текстов, которые часто интегрированы в визуальное искусство. На самом деле оно не столь загадочно и даже по-своему оказывается близким, из-за схожего круга проблем на протяжении второй половины ХХ столетия: нахождение на периферии мировых финансовых потоков, отсутствие демократической политики (при том что альтернативы ей были очень разными — от монархии до социализма), локальные военные конфликты. В конце концов, на ярмарке представлены в первую очередь страны средиземноморского бассейна, а их многое объединяло ещё во времена Римской империи.

Как раз то, что можно назвать «общим прошлым», интересно для историка, но не для современного художника, и с этой точки зрения важно, как деятели культуры из разных стран моделируют будущее. И здесь вклад России представляется очень значимым и разнообразным, а ее положение — сильно недооцененным. Это могло бы стать двигателем «мягкой силы», культурной экспансии в регионе, но пока об этом приходится только мечтать. Приоритет Китая или Индии в этом плане несопоставимо более отчётлив.
Фото: Денис Лапшин, Евгений Наумов
#смотритесами

Евгений Наумов о выставке Ивана Плюща «Свидетель чужой жизни» в галерее pop/off/art. Часть 1:


Галерея pop/off/art представила новые произведения Ивана Плюща, одного из семи самых перспективных художников России по мнению Forbes 2013 года. Этот вывод, вероятно, во многом был сделан на основании выставки «Скульптуры» 2009 года — первого совместного проекта Ивана и галереи Сергея Попова. Тогда автор представил серию живописных полотен, изображающих искалеченные статуи, играющие роли живых людей. Эти образы, вдохновленные, возможно, Гришей Брускиным или даже Джорджо де Кирико, делают явным интерес Плюща к проблеме времени. Сегодня этот зрелый живописец представляет уже собственные оригинальные визуальные интерпретации прошлого и будущего.

Экспозицию выставки «Свидетель чужой жизни» составили две серии Ивана Плюща: «Тени от слез» (2023) и «Солярис» (2024). Одна из них обращена к прошедшему времени, другая — к грядущему, одна стала воплощением кантовской идеи «мира как явления», другая — «мира для самого себя». Последнее показывает, что художник в своих исследованиях от социального восприятия времени как вместилища ностальгии, «неудобного прошлого», тревожного или светлого будущего перешел к трансцендентальной философии и феноменологии.

Проблема времени, в частности прошлого, в том, что оно не существует нигде помимо человеческого сознания. Именно по этой причине и возможны парадоксы, так удивившие публициста Николая Эппле — одни и те же исторические явления могут отрицаться или считаться основополагающими для формирования самовосприятия. Будущее же, тем более, оказывается всего лишь проекцией человеческих надежд и страхов, воплощенных в философско-религиозные системы пророчащие наступление Золотого Века или Конца Света.

Серия «Тени от слез» в основном представляет работу с восприятием прошлого, о чем свидетельствует направление потоков черной краски к левому краю картины, что в западноевропейских знаковых системах означает движение к зрителю, возвращение домой. Черные силуэты детей выступают метафорой отсутствия точных знания о работе человеческого сознания. Дети еще не имеют личного прошлого, и вынуждены выстраивать восприятие самих себя и окружающего мира по тем отрывочным сведениям, которые им предоставляют взрослые. При этом никто не может предсказать, как эти сведения будут интерпретированы взрослыми людьми в будущем.
#смотритесами

Евгений Наумов о выставке Ивана Плюща «Свидетель чужой жизни» в галерее pop/off/art. Часть 2:


Для человека, вглядывающегося в прошлое, мир уже не существует, но предстает как некое видение, неясное, лишенное деталей, но неизбежно имеющее смысл. Смысл прошлого в настоящем, и история — это наука, объясняющая статус кво. Там мы находим особняки исчезнувших дворянских родов, фигуры ученых в белых халатах, самих себя на школьном концерте, читающих шедевры литературы прошлого, отразившие события, бывшие прошлым уже для их авторов. Даже настоящий момент дан человеку не сам по себе, а в преломлении системы восприятия. Временной лаг составляет доли секунды, но это не исправляет того, что человеческий разум работает с вселенной, которой уже не существует.

Серия «Солярис», как и произведение Станислава Лема, обращена в будущее, которое человек измышляет на основании прошлого. Оригинальный роман помимо трудностей контакта человеческого и нечеловеческого разума рассказывает биографию науки соляристики, переживающей упадок. Композиции этой живописной серии более абстрактны и включают в себя разрозненные неконкретные изображения зданий, интерьеров, операционных столов. Именно они становятся источниками направленных к правой части картины потеков краски.

Будущее не дано человеческому разуму как явление — только как идея, концепция, область спекуляций. Оно закрыто, как закрыты «вещи в себе» или «вещи для самих себя» в учении Канта. Будущее еще не стало феноменом. Отчасти мы создаем его своими руками, отчасти мы фантазируем о нем, основываясь на оптимистических или пессимистических идеях, так или иначе — будущее создается всем человечеством, его руками и его разумом. Поэтому в этой серии Ивана Плюща человеческую фигуру заменяют здания — плод социума и место коллективного общежития индивидов. Поэтому же потеки краски становятся цветными — слиянием потоков мысли и действия многих и многих частных лиц. Будущее по большей части радужно, потому что человеческий разум оказывается не в силах измыслить конец своего существования.

Но если память о прошлом носит коллективный характер, и представление о будущем лишь плод общественной мысли, где же Иван Плющ видит индивидуальное время? Оно оказывается законсервированном в инсталляции «Апофеоз детства» — сложенных в пирамиду разноцветных мячиков. Иммануил Кант мало думал об индивидуальном переживании жизни, оставив этот аспект философии экзистенциалистам. У каждого из посетителей выставки, наверняка, был похожий мяч, с которым он играл, забыв о прошлом и будущем. Для художника этот мяч стал точкой концентрации жизни человека в свободе и радости. И каждый человек, включая Ивана Плюща, принес этот мяч в кучу, чтобы расстаться с миром самости и стать взрослым. И зрителю остается лишь вспоминать детство как явление.

До 1 декабря
#чистаякоммерция

Аукционы 28 ноября — 4 декабря:

Хоть эта неделя не отличается большой и насыщенной выборкой — самое интересное ждет нас завтра! А пока:

ArtInvestment, торги которого завершатся в 12:00 в пятницу (сейчас идут предаукционные торги) на этой неделе нам предлагает «Гипсы в мастерской на Арбате» (1974) Владимира Вейсберга, «Петуха» (1958) Анатолия Зверева, «Кисть» (2005) Юрия Купера, «Композицию с картами» (2007) Владимира Немухина, «Женщину-маяк» Николая Силиса, «Голгофу» (2000) Анатолия Слепышева, «Цветы» (1973) Владимира Яковлева и «Взлетную полосу» (2024) Рубена Монахова. Комиссия аукционного дома составляет 18% от цены молотка.

• В субботу в 18:00 пройдет аукцион от DonFoundation (сейчас идут предаукционные торги), где из списка работ мы выделим: «На пляже» (1987) Владимира Немухина, «VATICAN» (2007) Юрия Шабельникова, «Туман превращений» (1994) Бориса Свешникова, работы Константина Батынкова (лоты 35 и 36) и скульптуры Эрнста Неизвестного (лоты 39 и 40). Обратим ваше внимание на то, что каждое из этих произведений мы видим в каталоге этого аукционного дома далеко не впервые. Комиссия аукционного дома составляет 15% от цены молотка.

• Торги от еженедельного ArtSale привычно завершается во вторник в 12:00 (сейчас идут предаукционные торги). В обновленном сегодня пуле работ отметим «Размышление» (1990) Петра Беленка, «На южном курорте» (1994) Эдуарда Гороховского, графику из серии «Голенькие» (2010) Константина Батынкова, «Рыбу и блюдо» (1994) Валерия Вальрана, 8 эскизов натюрмортов Владимира Краснопевцева, «Девушку» (1961) Евгения Кропивницкого, «Яблоко на стуле» (1977) Юрия Купера, холст и инсталляцию Владимира Немухина, «Новости» (1995) Бориса Свешникова, «Балерину» (1974) Василия Ситникова и «Север» (2000) Сергея Шаблавина. Комиссия аукционного дома составляет 15% от цены молотка.

• Закроют неделю торги АРТМОЛОТКА, которые пройдут в следующую среду в 19:00 (сейчас идут предаукционные торги). Отметили две работы, которые тоже встречали ранее: «Ветер на пляже. Прилуки» (2005) и «Валет геометрический» (2007) Владимира Немухина. Комиссия аукционного дома составляет 19% от цены молотка.

Удачных торгов!
#безкомментариев или реакция на курс рубля

Анна Фобия. Бля. 2022

Печать, т. 1/6, 40х17 см.
#чистаякоммерция

Итоги продаж Осенних торгов VLADEY. Часть 1:

Результаты Осенних торгов от VLADEY можно было выложить под хэштегом #безкомментариев. Но мы не можем оставить вас без них и без традиционного разбора — анализировать даже неудачные торги важно. Прежде всего, обратимся к статистике: из 62 лотов остались непроданными 32 (51,61%), достигли эстимейта 11 (17,74%), а преодолели его всего 3 (4,84%). Вот и все, что вам нужно о дирижировании о сегодняшних торгах.

А теперь — к лирике. 62 лота пронеслись перед нашими глазами с небывалой скоростью: с учетом всех технических проблем трансляция длилась около 1 часа 20 минут. Хорошо иллюстрирует издержки такой динамики непроданный лот с работой Дмитрия Гутова. На нем прервалась трансляция, и прежде чем мы успели сориентироваться после ее восстановления, аукционер переключился на следующий лот.

К слову, Владимир Овчаренко и не скрывал, что «каким-то лотам уделяется большее внимание». Особенно заметна такая стратегия на примере топ-лота Целкова. Это единственная работа, за которую действительно велась борьба, что логично, если обратить внимание на масштаб пиар-кампании вокруг нее. Предшествующий ей Пурыгин ушел в последний момент лишь с одной ставкой после нескольких минут молчания покупателей.

Проблема единственных ставок, которую мы наметили еще при разборе каталога, полностью оправдалась, что не может не расстраивать. При таком разнообразии авторов и действительно высоком качестве работ плохо продавались произведения из всех «групп». И если мы подозревали по прошлым торгам, что советская фотография у VLADEY популярностью не пользуется, то отсутствие продаж у таких авторов, как Борис Орлов, Евгений Михнов-Войтенко, Константин Батынков, Юрий Альберт, Владимир Немухин, Элий Белютин и многих других, крайне удивляет.

Завершилась трансляция анонсом предстоящих торгов формата ВСЕ ПО 100, которые пройдут 7 декабря — вновь во время ярмарки |catalog|. Результаты этих торгов особенно любопытно будет сравнить с предыдущими: домыслы о том, что формат, где все лоты предложены начиная со ставки в сто евро, значительно видоизменил целевую аудиторию аукционного дома, могут наглядно превратиться в реальное наблюдение. Летом мы отмечали, что некоторые непроданные работы с VLADEY RUSSIA перекочевали в следующие за ними ВСЕ ПО 100. Как после этого коллекционеры решатся на серьезную покупку, когда можно сильно сэкономить, понять трудно.

Не скроем, нас удивило решение аукционного дома публиковать наиболее удачные (а в данном случае практически единственные) продажи в своем телеграм-канале в режиме реального времени. Как пишет сам VLADEY, там указаны цены с учетом всех комиссий (которых у них немало). Поэтому конкуренцию, увы, мы не чувствуем.

А теперь главное — полный список результатов с указанием цен «по молотку»:
#чистаякоммерция

Итоги продаж Осенних торгов VLADEY. Часть 2:


Жирным
отмечены работы, ушедшие выше эстимейта, курсивом — не проданные:

1. «Нечитаемый ребус» Сергея Бугаева (Африка)* (эстимейт €3,000 — €4,000) — за €3,500.
2. «Человек и наука» Миши Most`а* (эстимейт €2,000 — €3,000) — за €1,000.
3. «Текст для этой работы...» Кирилла Лебедева (Кто)* (эстимейт €3,000 — €4,000) — за €2,500.
4. «Комната в Пустыне» Анны Паркиной (эстимейт €3,000 — €4,000) — за €2,000.
5. «Борцы» Александра Шишкина-Хокусая (эстимейт €4,000 — €6,000) — за €3,000.
6. «Черное в природе» Дмитрия Гутова (эстимейт €4,000 — €6,000) — не продано.
7.
«Какое дыхание» Константина Звездочетова (эстимейт €4,000 — €6,000) — не продано.
8. Из инсталляции «Радость Моя» Аркадия Петрова* (эстимейт €6,000 — €8,000) — не продано.
9.
Из серии «Городок» Константина Батынкова (эстимейт €8,000 — €12,000) — не продано.
10. «Нео-гео №4 , Нео-гео №5» Юрия Альберта* (эстимейт €12,000 — €15,000) — не продано.
11.
«Без названия» Вадима Сидура (эстимейт €6,000 — €8,000) — не продано.
12. «Портрет девочки» Анатолия Зверева* (эстимейт €6,000 — €8,000) — за €5,000.
13. Из серии «Виды Москвы» Ивана Чуйкова* (эстимейт €5,000 — €8,000) — за €5,000.
14. «Без названия» Семена Файбисовича* (эстимейт €12,000 — €15,000) — не продано.
15.
«Момент» Петра Беленка (эстимейт €20,000 — €25,000) — не продано.
16. «Тотем» Бориса Орлова* (эстимейт €20,000 — €30,000) — не продано.
17. «Натюрморт с водкой» Леонида Пурыгина* (эстимейт €40,000 — €60,000) — €35,000.
18. «Ребенок с шариком» Олега Целкова* (эстимейт €300,000 — €400,000) — за €460,000.
19. «Фрагмент открытки №21» Ивана Чуйкова* (эстимейт €25,000 — €35,000) — за €30,000.
20. «Лунная дорожка» Алексея Каллимы (эстимейт €20,000 — €25,000) — за €24,000.
21. «Кровь с молоком» Константина Звездочетова* (эстимейт €20,000 — €25,000) — за €17,000.
22. «Мама и Родина — самое главное» Константина Звездочетова* (эстимейт €8,000 — €10,000) — не продано.
23. Из серии «Евро — Китай» Тимура Новикова* (эстимейт €10,000 — €15,000) — за €16,000.
24. «Жизнь замечательных Монро» Владислава Мамышева-Монро* (эстимейт €6,000 — €8,000) — за €8,000.
25. «Пенаты» Владислава Мамышева-Монро* (эстимейт €10,000 — €15,000) — не продано.
26. «Врач-санитар» Олега Котельникова* (эстимейт €18,000 — €22,000) — за €17,000.
27. «Золотая баба» Олега Котельникова* (эстимейт €10,000 — €15,000) — не продано.
28. «Мороз и солнце» Инала Савченкова* (эстимейт €6,000 — €8,000) — за €5,000.
29. «Рискующий 4» Леонида Цхэ (эстимейт €15,000 — €20,000) — за €13,000.
30. «ROJO» Влада Кулькова (эстимейт €8,000 — €12,000) — за €8,000.
31. «Планета Эмпатия II» Виктора Алимпиева (эстимейт €4,000 — €6,000) — за €3,000.