#смотритесами
Сергей Попов о выставке Андрея Красулина «Единорог» в DIEHL Gallery:
В берлинской галерее DIEHL открылась персональная выставка Андрея Красулина, одного из наиболее активных художников старшего поколения. Красулин уже более года живет и работает здесь, в Берлине. Среди множества релоцировавшихся российских авторов он единственный в столь почтенном возрасте — в этом году ему исполняется 89 лет. При этом здесь он полностью в своей среде — один из классиков послевоенного неомодернизма с причудливой и динамичной эволюцией: от монументальных заказов советского времени до герметичных объектов недавнего.
Красулина наконец исследуют в недавние годы — одна за одной идут его большие музейные выставки, последняя из которых завершилась в эти дни в музее современного искусства PERMM в Перми. Все они не повторяются, а позволяют каждый раз иначе пересобрать великого художника, активности которого хватит, кажется, ещё на ряд ретроспектив. Так кажется и из-за того, что на выставках множество камерных вещей, и из-за того, что творческих линий Красулина несколько, и все они между собой сложно соотносятся. Это позволяло теоретикам связывать его искусство как с минимализмом, так и с arte povera — направлениями, диаметрально противоположными. Действительно, Красулин с лёгкостью соединяет противоположности, а чётких дефиниций избегает. Тем он и интересен в наше время, когда все, прежде разложенное по полочкам, воспринимается предсказуемо скучным.
Берлинская выставка называется необычно для избегающего нарратива Красулина: «Единорог». Так называется один из найденных объектов, который вызвал такую ассоциацию у автора, точнее, не автора, а скорее апроприатора: Красулин изредка пользуется возможностью перенести на территорию искусства исчерпавшую себя для жизни вещь. Это один из его методов, и такие объекты он ласково называет «самородками». На выставке ещё несколько таких: один из самых выразительных, «Лопата», вынесен на обложку каталога.
Большинство работ здесь выполнено за истекший год, с прошлой весны по нынешнюю. Красулин, как и многие покинувшие Россию деятели культуры, пережил сильные испытания — и от неожиданности перемен, и от их драматизма. Его искусство в принципе нельзя назвать безмятежным. Но ни в какой излишней экспрессии эти переживания не выражены. Есть вещи экспериментальные — например, объекты из мешковины, застывшие на стене с убедительностью каменных рельефов. Есть вещи, сделанные буквально в одно касание. Даже в крошечных зарисовках Красулин предстаёт скорее немного отстранённым созерцателем вечности, чем суетным свидетелем.
У выставки есть подзаголовок — «Работы с 1960 по 2023 год». Она собрана гораздо хитрей и изящней показа новинок. Немецкому зрителю, незнакомому с работами Красулина, приданы в поддержку два десятка живописных, графических и скульптурных вещей, создающих атмосферу микроретроспективы. Новые объекты перекликаются с ранними: линии протягиваются на десятилетия, при этом приемы и методы все время варьируются. Так Красулина представила Евгения Киселёва-Аффлербах, до недавнего времени куратор Пушкинского музея, где красулинские работы регулярно встречались в групповых выставках.
Пространство, расположенное во дворе, — не основное для галереи Диля. Оно открыто недавно и называется Remise (можно перевести как «возвращение» или «отсрочка»). Здесь показывают вновь открытых классиков, имена, требующие смены контекста. Первой такой фигурой был К.П. Бремер, крупный немецкий автор, также близкий минималистскому искусству, чьё наследие Фолькер помог осмыслить в том числе и музеям. Русских, как и восточноевропейских художников Диль последовательно показывает на протяжении трёх десятилетий. Изысканный вкус и безупречный анализ всегда позволяли Фолькеру отбирать исключительно важных авторов, словно недостающих в большой европейской панораме искусства. То, что Красулин вошёл в их число, говорит о смене героев в сложившемся пантеоне шестидесятников. На первый план выходят настоящие находки и новации в искусстве, а не политизированные и обусловленные рынком случаи.
⏳До 11 июня 2023 года
Сергей Попов о выставке Андрея Красулина «Единорог» в DIEHL Gallery:
В берлинской галерее DIEHL открылась персональная выставка Андрея Красулина, одного из наиболее активных художников старшего поколения. Красулин уже более года живет и работает здесь, в Берлине. Среди множества релоцировавшихся российских авторов он единственный в столь почтенном возрасте — в этом году ему исполняется 89 лет. При этом здесь он полностью в своей среде — один из классиков послевоенного неомодернизма с причудливой и динамичной эволюцией: от монументальных заказов советского времени до герметичных объектов недавнего.
Красулина наконец исследуют в недавние годы — одна за одной идут его большие музейные выставки, последняя из которых завершилась в эти дни в музее современного искусства PERMM в Перми. Все они не повторяются, а позволяют каждый раз иначе пересобрать великого художника, активности которого хватит, кажется, ещё на ряд ретроспектив. Так кажется и из-за того, что на выставках множество камерных вещей, и из-за того, что творческих линий Красулина несколько, и все они между собой сложно соотносятся. Это позволяло теоретикам связывать его искусство как с минимализмом, так и с arte povera — направлениями, диаметрально противоположными. Действительно, Красулин с лёгкостью соединяет противоположности, а чётких дефиниций избегает. Тем он и интересен в наше время, когда все, прежде разложенное по полочкам, воспринимается предсказуемо скучным.
Берлинская выставка называется необычно для избегающего нарратива Красулина: «Единорог». Так называется один из найденных объектов, который вызвал такую ассоциацию у автора, точнее, не автора, а скорее апроприатора: Красулин изредка пользуется возможностью перенести на территорию искусства исчерпавшую себя для жизни вещь. Это один из его методов, и такие объекты он ласково называет «самородками». На выставке ещё несколько таких: один из самых выразительных, «Лопата», вынесен на обложку каталога.
Большинство работ здесь выполнено за истекший год, с прошлой весны по нынешнюю. Красулин, как и многие покинувшие Россию деятели культуры, пережил сильные испытания — и от неожиданности перемен, и от их драматизма. Его искусство в принципе нельзя назвать безмятежным. Но ни в какой излишней экспрессии эти переживания не выражены. Есть вещи экспериментальные — например, объекты из мешковины, застывшие на стене с убедительностью каменных рельефов. Есть вещи, сделанные буквально в одно касание. Даже в крошечных зарисовках Красулин предстаёт скорее немного отстранённым созерцателем вечности, чем суетным свидетелем.
У выставки есть подзаголовок — «Работы с 1960 по 2023 год». Она собрана гораздо хитрей и изящней показа новинок. Немецкому зрителю, незнакомому с работами Красулина, приданы в поддержку два десятка живописных, графических и скульптурных вещей, создающих атмосферу микроретроспективы. Новые объекты перекликаются с ранними: линии протягиваются на десятилетия, при этом приемы и методы все время варьируются. Так Красулина представила Евгения Киселёва-Аффлербах, до недавнего времени куратор Пушкинского музея, где красулинские работы регулярно встречались в групповых выставках.
Пространство, расположенное во дворе, — не основное для галереи Диля. Оно открыто недавно и называется Remise (можно перевести как «возвращение» или «отсрочка»). Здесь показывают вновь открытых классиков, имена, требующие смены контекста. Первой такой фигурой был К.П. Бремер, крупный немецкий автор, также близкий минималистскому искусству, чьё наследие Фолькер помог осмыслить в том числе и музеям. Русских, как и восточноевропейских художников Диль последовательно показывает на протяжении трёх десятилетий. Изысканный вкус и безупречный анализ всегда позволяли Фолькеру отбирать исключительно важных авторов, словно недостающих в большой европейской панораме искусства. То, что Красулин вошёл в их число, говорит о смене героев в сложившемся пантеоне шестидесятников. На первый план выходят настоящие находки и новации в искусстве, а не политизированные и обусловленные рынком случаи.
⏳До 11 июня 2023 года
#чтогдекогда
Сергей Попов о ярмарке графики «Контур». Часть 1:
В Нижнем Новгороде последние дни проходит ярмарка современного искусства «Контур». Это новая инициатива, заметная среди множества порой бессмысленных столичных ярмарок, расплодившихся по весне как кролики. Здесь найден точный формат: только графика, все виды искусства на бумаге.
Около тридцати галерей, не только из столиц, но и из регионов, приехали на подземную парковку отеля «Sheraton Kremlin» и, кажется, не пожалели: продажи начались еще до официального открытия. Галеристы рапортовали от успехах, правда, в разных сегментах: кто-то продаёт оригинальные или тиражные вещи в диапазоне ₽15,000 — ₽25,000, кто-то — по несколько сотен тысяч рублей за единицу. Место выбрано не случайно: инициатор ярмарки — владелец отеля «Sheraton Kremlin», известный коллекционер и меценат Дмитрий Володин, весьма ценящий этот вид искусства. Ему помогает Майя Ковальски, куратор местного ЦСИ «Терминал А», где поддерживают локальных художников.
Стенды выстроены компактно, на стендах плотно: внимательный просмотр экспозиции может занять час и более. Вещи почти во всех галереях висят в несколько рядов, классики встречаются порой вперемешку с молодёжью. Общий настрой драйвовый, хотя, говорят, после превью в будние дни почти не было людей. Однако регионам требуется какое-то время на раскачку.
К плюсам здешней ситуации можно отнести активный институциональный фон и прокачанное комьюнити коллекционеров. К минусам — неготовность широкой аудитории к восприятию тонких работ на бумаге. Это и плюс в то же время: новичков не напугать ценами; с рисунком, как и с фотографией, каждый может себя идентифицировать. Вслед за поверхностным восприятием придут и знания: на ярмарке предлагается программа круглых столов и артист-токов об особенностях медиума и его коллекционирования. Правда, их пришлось переносить на выходные: слушателей в будни не набиралось совсем.
⏳До 28 мая 2023 года
Сергей Попов о ярмарке графики «Контур». Часть 1:
В Нижнем Новгороде последние дни проходит ярмарка современного искусства «Контур». Это новая инициатива, заметная среди множества порой бессмысленных столичных ярмарок, расплодившихся по весне как кролики. Здесь найден точный формат: только графика, все виды искусства на бумаге.
Около тридцати галерей, не только из столиц, но и из регионов, приехали на подземную парковку отеля «Sheraton Kremlin» и, кажется, не пожалели: продажи начались еще до официального открытия. Галеристы рапортовали от успехах, правда, в разных сегментах: кто-то продаёт оригинальные или тиражные вещи в диапазоне ₽15,000 — ₽25,000, кто-то — по несколько сотен тысяч рублей за единицу. Место выбрано не случайно: инициатор ярмарки — владелец отеля «Sheraton Kremlin», известный коллекционер и меценат Дмитрий Володин, весьма ценящий этот вид искусства. Ему помогает Майя Ковальски, куратор местного ЦСИ «Терминал А», где поддерживают локальных художников.
Стенды выстроены компактно, на стендах плотно: внимательный просмотр экспозиции может занять час и более. Вещи почти во всех галереях висят в несколько рядов, классики встречаются порой вперемешку с молодёжью. Общий настрой драйвовый, хотя, говорят, после превью в будние дни почти не было людей. Однако регионам требуется какое-то время на раскачку.
К плюсам здешней ситуации можно отнести активный институциональный фон и прокачанное комьюнити коллекционеров. К минусам — неготовность широкой аудитории к восприятию тонких работ на бумаге. Это и плюс в то же время: новичков не напугать ценами; с рисунком, как и с фотографией, каждый может себя идентифицировать. Вслед за поверхностным восприятием придут и знания: на ярмарке предлагается программа круглых столов и артист-токов об особенностях медиума и его коллекционирования. Правда, их пришлось переносить на выходные: слушателей в будни не набиралось совсем.
⏳До 28 мая 2023 года