ку-ку
39K subscribers
13.3K photos
562 videos
5 files
2.87K links
Курьер культуры. Аналитика, инсайды и неочевидное про мир искусства

Автор: искусствовед Ксения Коробейникова — основательница «ку-ку клуба» для музейщиков и канала «ку-ку киндер»

С вопросами и предложениями к @kseniakorobeynikova

№ 4777876370
加入频道
#вдень

100-летия знаменитого павильона СССР на Венецианской биеннале, где предъявили современное русское искусство, показываю реконструкцию проекта Ольги Певзнер из статьи-открытия в журнале «Искусствознание».

Есть ошибочное мнение, которое мне давеча озвучил уважаемый читатель «ку-ку», что русский авангард покорил Запад в рамках «Русских сезонов». Триумф был, но театральный и декоративный. Живопись осталась в стороне. Дягилев показал ее однажды и с упором на его любимый «Мир искусства». Выставка провалилась. А когда «Сезоны» окончательно переехали в Париж, антрепренер переключился на западных художников, оставив из русских только Льва Бакста, Наталию Гончарову и Михаила Ларионова и однажды пригласив Наума Габо и Антуана Певзнера.

Если говорить о признании авангарда, то это Берлинская выставка 1922 года. Тогда впервые на Западе показали нашу на тот момент современную живопись и скульптуру. Представители левых течений получили безусловное признание. А, например, сезаннисты, то есть «Бубновый валет» успеха там не имели.

Многие из Берлинских работ, которые не успели вернуться на родину, показали повторно в Венеции в 1924-ом. Среди них — Любовь Попова, Варвара Степанова, Александр Родченко. Новое дал так и не выставленный в Венеции Казимир Малевич, Александра Экстер, Давид Штеренберг. Советский павильон на биеннале произвел фурор.

Европейское признание двух наших звездных художников Василия Кандинского и Марка Шагала произошло еще до Первой мировой войны. «Немец» Кандинский и «парижанин» Шагал воспринимались без привязки к «русскому». Как, впрочем, и сегодня, поэтому их показывают главные мировые музеи.

Жаль, что никто из наших не сделал выставку, посвященную 100-летию павильона. Ведь большая часть работ сохранилась. А о его реконструкции в Венеции в диалоге с современными авторами остается только мечтать
#непроходитемимо

Хорошая история, которую адаптировал бы кто-нибудь из художников-мэтров для передачи опыта младшим коллегам. Писатель Константин Образцов совместно с ЭКСМО запускает челлендж, в котором начинающие авторы будут коллективно писать книгу под его кураторством.

Участники по очереди создадут фрагменты текста, по-своему развивая сюжет общего художественного произведения. Без брифа и синопсиса, только в диалоге и в рамках творческой лаборатории. Все этапы создания книги покажут в прямых эфирах, раскрыв писательскую кухню. Каждый желающий может присоединиться. Детали найдете в ВК-сообществе Образцова.

На фото Нацмузея Беларуси «Портрет Кирилла Кустодиева» кисти Бориса Кустодиева
#представьтесебе

Музей русского импрессионизма начал работать с современным искусством, выделив ему этаж на выставке «Журнал красивой жизни». Это первый русский «Татлер» глянец — «Столица и усадьба», выходивший в 1910-х.

Его оформляли Лев Бакст, Александр Бенуа, Валентин Серов и другие первые имена. К ним в диалог из современных авторов взяли Владимира Виноградова & Александра Дубосарского, Кирилла Кто, Владислава Мамышева-Монро… Их работы из 44 музеев и 14 частных коллекций (рекордное число лендеров для выставки в России за 2,5 года) от Калининграда до Томска.

Получилось, как обычно в этом музее, изящно и многослойно. После выставки — идеальной для лета — хочется вырваться из столицы в усадьбу. Вот их список
#поестьсовкусом

музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского и бар El Copitas открыли в Доме Мурузи китайскую закусочную и бар «Пища династии Минь». Это тотальная инсталляция Александра Бродского, из которой не хочется выходить. После того, как накормят готовящейся 2 недели уткой по-пекински из похожего на космический объект спецаппарата и нальют азиатский спирит или драфтовый коктейль в улочке с накренившимися кабинками, — и подавно.

Почему китайка? В эмиграции Бродский больше всего любил китайскую еду. О присуждении Нобелевки узнал в китайском ресторане. А в его полутора комнатах стояло много китайских вещиц, которые привез отец поэта.

Коллеги из музея прошли ад, чтобы открыть место: даже по уже традиции судились с соседями и после голосования жильцов стали старшими по дому. Но оно того стоило — в Питере теперь есть свой чайна-таун, и потрясный