Контражур Ирины Павловой
5.12K subscribers
4.27K photos
101 videos
3 files
828 links
加入频道
Начала вспоминать папины афоризмы, наши семейные мемы, – они прекрасны, я их обожаю.
Например, когда мама начинала его пилить, что он подшофе откуда-то явился, он с совершенно трезвым видом произносил довольно длинную тираду: «Лизок, не бойся, когда я выпиваю, до энтропии дело никогда не дойдет, дойдет всего лишь до поведения квантовых систем с бесконечно большим числом степеней свободы!».
На глупые вопросы папа всегда отвечал: «Не обязательно быть яйцом, чтобы разбираться во вкусе яичницы!».
Если кто-то жаловался на то, что его все достало – папа говорил: «Радио – великое открытие: одно движение руки – и ничего не слышно!». Но один его афоризм был для меня особенным.
В моем школьном табеле посреди гуманитарных пятерок и твердых технических четверок обязательно красовалась одна вечная тройка: по поведению.
И мама начинала вопить папе: «Василий, надо же что-то делать, она же с таким табелем в институт не поступит!».
И папа всегда на это философски отвечал: «Не так важно высшее образование, как среднее соображение!».
Это выражение мы все потом часто повторяли, но не оно было нашим главным семейным мемом.
А вот когда мама в очередной раз завопила про тройку по поведению, отец внезапно изменил концепцию, и, при нас, при детях, иронично взглянув на маму поверх очков, спросил вдруг: «И что, считаешь, теперь её с этой тройкой замуж не возьмут?».
С нами всеми случилась коллективная истерика.
И вот это сразу намертво впечаталось в лексикон.
Что бы я потом ни вытворяла и за что бы меня когда-либо ни ругали – это было моим ответом на все претензии: «И что, меня теперь за это замуж не возьмут?!».
Павлов, влившийся в семью, этот папин мем время от времени тоже слышал и стал повторять.
Однажды я написала очень острую и довольно опасную статью. А её взяли да напечатали.
Герман, с которым мы тогда еще дружили, сказал Юрке: «Зря она так. Можно было бы и поаккуратнее!».
Павлов, совершенно машинально, на автомате, ответил: «И что, считаешь, её теперь за это замуж не возьмут?!».
День рождения Алексея Германа.
Когда-то мы с мужем очень любили этот день, и встречали его на даче Германа в Сосново, где всегда было шумно, пьяно и весело.
Я знала этого человека в пору его изгойства, я знала его в пору его невероятной славы и обласканности, мы тесно дружили семьями – даже не стану сейчас объяснять, до какой степени «тесноты». Иначе пришлось бы вспомнить и рассказать слишком много всего личного, а я долго и усердно трудилась над тем, чтобы это личное – смешное, трогательное, прекрасное, а иногда и ужасное – забыть, выкинуть из головы.
Про его фильмы и его роль в нашем кинематографе тут и так довольно всего понаписано.
Добавить могу лишь, что даже когда после нескольких лет очень тесной личной дружбы мы вступили в пору лютой и непримиримой вражды, мы с Павловым, включив телевизор и случайно «напоровшись» на «Лапшина», «Двадцать дней без войны» или «Проверку на дорогах», которые мы помнили наизусть до последней реплики, смущенно говорили друг другу: «ну, пять минуточек посмотрим, и переключим».
И ни разу не смогли переключить: совершенство этих лент нас захватывало, завладевало глазами профессиональных кинематографистов, и против этой магии и этой силы мы были бессильны.
А потом говорили друг другу: «Такой-сякой, там-там-тарарам, – но какое же кино делал!».
Он мог работать только через сопротивление.
В так называемой «зоне комфорта» он находиться не мог совершенно, он в ней задыхался. То есть не только физически и морально – а и творчески: это было ему категорически противопоказано.
А вот в атмосфере всеобщей злости и ненависти не просто мог, а и любил: просто расцветал в ней.
Он это знал.
Накануне новой картины ему было нужно со всеми перессориться, всех проклясть, всех тяжело и непоправимо обидеть (а если этого было нельзя – то самому тяжело и непоправимо обидеться незнамо за что – и он, вот так вот, обижался за что-нибудь на Авербаха или Хейфица), оказаться в человеческом вакууме, и сделать кино «всем назло».
Он во время съемок нарывался на выговоры начальства, разругивался вусмерть со съемочной группой, которая начинала его тихо ненавидеть (когда на съемках «20 дней без войны» его с головы до ног оплевал верблюд – вся группа без исключения аплодировала верблюду!); он срывал все административные сроки и рушил все сметы, лишая студию премии, а начальству доставляя неприятности, переругивался с актерами, рассказывая им, признанным корифеям актерского искусства, что они – тупые бездари, клацал зубами на собственных операторов, директоров картин, еще Бог знает на кого, и тогда его настигал творческий кураж.
Он органически не мог работать в мире и любви – только через злость, войну со всеми и сопротивление.
К нему шли работать, гордясь и хвастаясь его приглашением, а опытный ленфильмовский народ помалкивал и хихикал в ладошку: посмотрим, что вы запоете через пару недель.
И всё равно: все завидовали тем, кого он позвал!
Когда его стали холить и лелеять, и с утра до вечера рассказывать ему, какой он гений – его гений забуксовал. Мастерство осталось, куда денется, но копить и культивировать в себе злость и самому себе устраивать препятствия и сопротивление так долго, как он делал две свои последние ленты, оказалось непродуктивно и разрушительно.
Я не стану тут давать оценки и делать разбор двух его последних лент.
Скажу только, что как бы трагичны и мучительны ни были события, показанные в предыдущих его картинах, фильмы эти хотелось смотреть и пересматривать всегда.
А вот две последние и досмотреть-то за один присест можно только по приговору суда, ценой тяжелого насилия над самим собой.
Удивительное дело, – обидчивый и склочный ленфильмовский народ, обычно долго державший обиды, – прощал ему все его выходки, вообще – прощал его за всё легко и быстро.
На студии высоко ценили не приятный характер, а фильмы, которые человек делал.
Завидовали не машинам-квартирам-дачам и вхожести к начальству – а только таланту.
И потому прощали.
Когда кино заканчивалось и начинались неприятности – он переносил эти неприятности стоически.
После закрытия «Моего друга Ивана Лапшина» – на всех студиях страны висел приказ Министерства, чтоб режиссера А.Г. Германа в связи с полной профнепригодностью не принимать на работу ни чучелом, ни тушкой, ни вторым, ни сценаристом – никем.
Именно в ту пору, когда стало нечего жрать, и начали продавать отцово столовое серебро, вместо имени Лёши в заголовках сценариев, подаваемых на студию, стало появляться имя Кармалиты: его сценарий бы просто не приняли, а у неё принимали.
Сценарий «Торпедоносцев» писался на наших с Юркой глазах, и уж я-то знаю, кто был автором этого сценария. И Семен Аранович, разумеется, знал. И когда фильм выдвинули на Госпремию СССР, он честно спросил Лёшу: Светку оставлять в группе выдвинутых, или убрать?
Деньги были нужны, работы не было, ревнивый Лёша подумал пару минут и сказал: оставляй, хоть денег получим!
Так она стала сценаристом и лауреатом Госпремии.
Год спустя, во время очередной их ссоры, в Репино, при большом стечении народу, в ответ на его реплику «Да кто ты вообще такая?!!!», она рявнула:
– Я – Лауреат Государственной премии СССР, а вот ты – кто такой?!
Я не смотрю парадные телепередачи про него: что они мне нового расскажут про него, кроме засахаренного вранья?
Мы с ним как бы помирились незадолго до его смерти, но я внутри себя так и не смогла простить ему того, что он сделал с Юриной и моей жизнью.
Но теперь, когда их уже никого нет на свете, я понимаю, что я – не участница этой драмы, а просто свидетель и жертва. И что если Юра простил, то какое я имею право не прощать?
И злое мстительное чувство меня понемногу отпустило, наконец…
Не стану врать, будто полностью. Но хотя бы частично.
Лично для меня – это и есть главный итог.
Мне очень нравится монолог Германа, который я публикую ниже.
Всё, рассказанное в этом монологе – правда. Вранья там нет ни слова.
Примерно так же работали на «Ленфильме» Венгеров (у которого и учился кинорежиссуре Герман), Аранович, Аристов и Лопушанский.
И делали настоящее кино, которому хоть 100, хоть 200 лет – «сносу не будет».
Но в ту пору не было актерских агентов, да и продюсерская власть была чисто кабинетной, на площадке царь и бог был режиссер – и это очень развязывало руки.
Ссылка на оригинал в конце.
Максим Буткo:
АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН О МАССОВКЕ
В «Проверке на дорогах» под заминированным мостом проплывает баржа с советскими военнопленными. Их изображали зэки (основная статья — изнасилование). «Какие лица! — повторял вслед за папой Константин Симонов. — Какие лица!» Особенно ему нравился комбриг в центре. В жизни комбриг был барменом-валютчиком из гостиницы «Европейская». Симонов умер и не узнал, что это уголовники. Я не признался: он был советский человек, он бы меня проклял.
Но где еще я мог взять шестьсот мужчин в возрасте от 18 до 50, которые согласятся побриться наголо? И главное, ну-ка набери в гражданской массовке столько интересных лиц! А именно они — тот раствор, который делает картину, который может погрузить зрителя в правду. Артист сам по себе — никогда. Он — персонаж, вставленный в жизнь, он кого-то изображает. Жизнь в кино — это массовка. Но если артиста с ней соединить, попадаешь в плен мира, который существует по своим законам. И дальше зритель никуда не денется.
Что такое «Андрей Рублев»? Что там есть? Потрясающий Солоницын? Да ничего подобного. Просто Тарковский посадил его в мир, который сотворил, где хохочут, где плавают, где — «летююю», он слился с этим миром, и получилось потрясающее кино.
Если картина снимается семь лет, то четыре года из них я смотрю массовку. Все, что крупным зерном, все лица, которые попадают в камеру, утверждаются, одеваются, гримируются мной. До пуговиц, до соплей, до небритости. Тут же стоит фотограф и снимает. Общий план, крупный план. Нет, не то. В дерьме обвалял, шапку переодел — хлоп! — получилось. Иногда же гримируешь, гримируешь, одеваешь, одеваешь — и все впустую. «Мой друг Иван Лапшин» я хотел закончить так: улица, дождь, играет оркестр, мужчина что-то выговаривает девочке, она вырывает руку, идет, выводит нас на подъезд, в подъезде стоят люди и среди них мои молодые мама и папа. Они слушают дождь. Маму нашли, папу нашли. Курсанта милицейского училища. Похож необычайно. Одели, загримировали. Но камера наехала — и все выдала: стоит баран, тупой баран. Не нужен мне такой папа.
А вот сцена митинга на экскаваторном заводе в «Двадцати днях без войны» удалась, хотя там массовка — 5000 человек. Их согнали по звонку Рашидова на воскресенье, цех оцепили милицией, чтобы не сбежали, и они там писались. Мне было нужно, чтобы толпа стояла, не шелохнувшись. Добиться этого не получалось — кто-нибудь да мяукнет. Тогда мы повсюду развесили динамики, по моему сигналу из них без предупреждения рявкнуло: «Вставай, страна огромная…» — и все замерли. Получился совершенно застывший цех, который слушает Никулина.
Для этого эпизода мы скупали повсюду драные ватники. Проходили каждый шов: сначала напильником, потом — паяльником. В «Двадцати днях без войны» мы вообще ничего не шили. Симонов обратился к людям с просьбой приносить на студию старую одежду. И нам понесли — ботики, шубки, варежки, женские пальто, перешитые из немецких шинелей, в которых ходило полстраны. Артистам они очень помогали: в подлинных вещах труднее соврать.
Даже под подлинное радио труднее схалтурить. Я на «Мой друг Иван Лапшин» специальную ассистентку бросил на подбор исчезнувших мелодий. Вычислил, что они должны быть, ведь композиторов сажали. Нашли, но вытащить удалось чуть-чуть. Оказалось, что и по звуковой дорожке у нас цензурованная хроника: «На собрании присутствовал министр транспорта товарищ…», а дальше — «др…др…др…». У «врагов народа» стерты фамилии. Должности оставлены, лица оставлены. А фамилии по всей хронике — а это десятки километров пленки — стерты. Этот бугорок на пленке стереть можно только вручную. Монтажеры сидели и «цк…цк…цк». Тысячи фамилий.
А еще трудно соврать в подлинных декорациях, отыскать которые иногда стоит бешеных усилий. Например, поезд образца 1942 года в «Двадцати днях без войны». Перед началом съемок мы послали в Ташкент найти старые паровозы и вагоны замдиректора Веню Рымаря. Он прежде работал в рыбном магазине на Невском. Под угрозой увольнения ему было запрещено встречаться с любой местной властью и показывать кому бы то ни было сценарий. Но я не знал, что Симонов попросил первого секретаря ЦК Узбекистана Рашидова о всесторонней помощи, и Рашидов эту помощь пообещал.
Веня снял номер в гостинице, и его тут же стали осаждать разные номенклатурные боссы, например, председатель горисполкома г. Ташкента. Веня лег на дно, перебрался в какую-то хибарку, не отвечал ни на какие звонки. Мы, приехав, обнаружили Веню, счастливого тем, что его никто не нашел. Но и никаких паровозов найдено не было. Пришлось самому идти на поклон к Рашидову. На свое несчастье, я взял с собой Никулина, которому на все поезда было наплевать, а не наплевать было на комнату для какого-то клоуна, и он с порога про этого клоуна завел. Я надавил ему на ногу как на тормоз — заткнись со своим клоуном, у меня нет поезда, на котором ты поедешь, — и жалуюсь Рашидову, что нам дали состав, полный дерьма, без единого стекла, а берут, как за спальные вагоны. Тот снял трубку: «Министра железнодорожных путей. Рашидов говорит. Ты что же… табулды-табулды-оп-твою-табулды-табулды-на-хрен… уважаемые гости из Москвы… табулды-табулды, чтоб завтра же!.. Какие еще проблемы?»
И бараки в «Мой друг Иван Лапшин» настоящие. Все, кто в Лапшине играл, жили в этих бараках. В картине есть эпизод: на крыльце воровской хазы парень мнет бабе голую грудь. Мял он ее восемь часов. После съемки женщина ко мне подошла: «Товарищ режиссер, помогите. Что ж он, лапал меня лапал, а закончить отказывается». Подзываю парня. «Да ну ее, она старая». Баба стоит в стороне, не отходит, ждет. Капитан переговорил с солдатами из оцепления. Безрезультатно. Из группы тоже никто не соглашается. Вернулся, развел руками: сам бы это сделал, но при мне жена. «Ладно, понимаю. Дайте на бутылку портвейна». Дал.
Заброшенная деревня в «Проверке на дорогах» тоже настоящая. Мы искали ее по всей России. Считалось, что у нас полно брошенных деревень. На самом деле их не было. Потому что в ту же секунду такую деревню или разбирали на дрова, или для потехи сжигали. Нашли в Калининской губернии… Единственная улица, восемь изб, скрипят оторванные двери, лежат иконки на порогах. Я увидел и просто задохнулся.
Очень милая женщина из цеха комбинированных съемок предложила удлинить улицу до 20 домов. Подписали договор. Они сделали избы с крышами, снегом, величиной в два телевизора, повесили на веревках. Смотрим отснятый материал. Идет Ролан Быков по улице, что-то кричит, а сзади на веревках болтаются десять домов. И сколько я после работал с комбинаторами, столько они мне вешали дома на веревках. Я их боюсь и ненавижу. И стараюсь как-то справляться без них.
В «Хрусталев, машину!» есть эпизод на железнодорожной станции. И в нем все настоящее — и станция, и ее жители. Настоящее снимать всегда интересно, но и непросто: на той же станции шла такая пьянь! Раз в середину съемки въехал состав. Тепловоз высокий. Оттуда высунулся машинист, попытался помахать нам рукой и с трехметровой высоты навернулся вниз. Его подняли, засунули назад, окровавленная морда снова появилась в окне, заулыбалась, и это поехало дальше. Своих пьяных со съемочной площадки я гоню нещадно. Лишь однажды допустил и даже сам напоил.
Репетировали объяснение на пристани Миронова и Руслановой, и вдруг перед ней морячок в белом кителе начал танцевать танго тридцатых годов. Пьяный механик с судна. Пришел и танцует. Чудно, дивно, но дождь, снимать нельзя. Договорились, что завтра повторит. Утром механик сидит в своей каюте, составляет ведомости, хмурый, не подступись. Сниматься отказывается. Достаю водку, предлагаю выпить за знакомство, всаживаю в него всю бутылку — «Хрен с тобой, пошли танцевать».
А еще у меня кадры по сто метров, потому что, когда кино сшивают из маленьких кусочков, теряется иллюзия реальности, и людям из массовки надо эти сто метров прожить. Они готовы. Но очень боятся не запомнить последовательность действий. Жена одного станционного персонажа из «Хрусталев, машину!» жаловалась, что он из-за съемок супружеских обязанностей не выполняет, только ходит и твердит свою реплику: «Я вообще-то техник, но заведую водокачкой». При этом каждые съемки он мне говорил: «Я вообще-то техник, но работаю водокачкой». Я, естественно, орал: «Заведую, идиот, за-ве-ду-ю!» — он плакал и каялся. Но стоило включить камеру, и снова раздавалось: «Я вообще-то техник, но работаю водокачкой».
Или бабушка из той же картины, которая отсидела 20 лет и при виде энкавэдэшной формы по-прежнему обмирала. Таким я вставляю в ухо микрофончик без провода. Артист из массовки идет, а рядом на четвереньках ползет ассистент режиссера и командует: правей, левей, понюхал палец, почесался, остановись, гад. Иногда человека из массовки надо похвалить, иногда на него прицыкнуть, иногда напугать, иногда подкупить.
На роль серых офицеров в «Трудно быть богом» мне привели двух литовцев. Лица поразительные. Но ничего по-русски не понимают. Ни-че-го. Я им говорю: «Триста долларов в день. Может, вспомните русский язык? Но увижу, что в голове переводите, — катитесь». Через пять минут вернулись два Ломоносовых.
При этом массовка должна понимать, что они соучастники художественного процесса, наши друзья и братья. И не дай бог им кто-то хамит! На «Лапшине…» мне не спалось ночью, и я пошел по гостинице искать собеседника. Никого не нашел и от горя уснул в костюмерной в куче шмоток. Проснулся от скандала: «Что значит ветром? Что значит в Волгу? Полезайте и принесите!» Костюмерша орет на статиста, которого мы выдернули с конференции научных работников и упросили сняться. У него накануне сдуло шляпу. Пришел объясняться, а ему не возвращают паспорт. Я выпрыгиваю из тряпья. Перед одним извиняюсь, другую покрываю матом, слезы, рев, ее успокаивают, его успокаивают, все братаются, а я уползаю досыпать.
Хамить, материться и драться на съемках позволено только мне. Потому что снимать кино и быть не хамом нельзя. Вся массовка придет из актерского отдела «Ленфильма» плюс две дочки портнихи. Декорация будет сделана из дешевого шпунта, и в два раза меньше, чем надо. Артисты будут саботировать и капризничать.
Одному артисту перед командой «Мотор!» я давал оглушительную пощечину. У артиста были пустые глаза. А после пощечины пустыми глаза хотя бы первые несколько секунд точно не будут. В «Двадцати днях без войны» мы старались, чтобы исторических персонажей играли похожие на них люди.
Собственно, такой исторический персонаж в картине был один — первый секретарь ЦК Узбекистана Юсупов на заводском митинге. В ресторане в Фергане заметили певца. Похож. Сняли. Через два года вызываем этого лабуха на озвучку. И вдруг входит толстый узбек. Уже абсолютный секретарь обкома. Депутатский значок, значок «Отличник кинематографии», еще что-то, кейс сзади несет холуй. Баа! С тех пор снялся в тринадцати фильмах. Кого ж ты, дорогой, играл? Играл начальников: начальника партизанского отряда, начальника оборонного завода. Ну, молодец. Иди к микрофону, произноси свою речь. А мне требовалось, чтобы в конце голос дрогнул. И в нужный момент я схватил его за ширинку. Голос сразу стал осипшим.
Гурченко регулярно говорил гадости, чтобы думала о том, какая я сволочь, а не о зрителях на площадке. Ей нельзя думать о зрителях. Она начинает показывать. И она сыграла блестяще, но меня ненавидела. Даже организовала против меня бунт. Формальный предлог — дал поджопника капитану милиции, которого вообще следовало убить: мы пять часов ждали погоды, а когда разволокло, у него, видите ли, созрел бешбармак, и он, не предупредив, снял оцепление, и на нас с воплем «Никулин, Никулин!» ринулась громадная толпа. Съемочный день был сорван.
Когда капитан, покушав свой бешбармак, вернулся, я его сапогом и припечатал. Бунтовщики требовали, чтобы я извинился и изменился. А я уехал. День не снимаем, два не снимаем, на третий явились с повинной. «Ну что, довольны? Будем закрывать картину? Симонов вам этого не простит. Зато вас всегда будет уважать Людмила Марковна». Договорились — да, я деспот, да, я хам, но все претензии — после съемок.
Усмирять Ролана Быкова было проще. Что такое Ролик? Божественно талантливый артист и плут. Американские сигареты он уходил курить в кадр, где у него никто не стрельнет. В буфете выгребал из кармана жуткую мелочь и считал до тех пор, пока чье-то сердце не выдерживало. И стоило ему закапризничать — я натравливал на него своего директора Феликса Михайловича Эскина. Дальше было так: по коридору шел Эскин с тремя огромными бухгалтерскими книгами и счетами, за ним плелся Ролик. Эскин складывал, умножал, щелкал и объявлял сумму, которую Ролик должен вернуть. Потом среди ночи или ранним утром раздавался страшный стук в мою дверь. Я в трусах, за дверью Ролик: «Алексей, я столько всего про тебя плохого говорю! Я говорю, что ты идиот, буржуин, куль масла. И я задумался, а почему я так много плохого про тебя говорю? И я понял — это потому, что я тебя люблю. Можно я у тебя поживу?» Прошел в квартиру, прилипая носками к паркету, и лег спать.
В конце концов, и Люська Гурченко меня полюбила. Артисты не прощают поражения. А если успех, если победа — тебе простят всё. Простят и полюбят. А на следующей картине снова будут ненавидеть, а потом снова так же искренне любить.
Вообще мгновенный переход от любви к ненависти и обратно — наше национальное свойство. Классический, несчетное количество раз повторявшийся эпизод: ужинаем с Андреем Мироновым в вагоне-ресторане. За соседним столиком — шахтерская семья. Муж поднимается с бутылкой и стаканом: «Товарищ Миронов, разрешите познакомиться. Я — Иванов, супруга Галя и дочка Леночка. Леночка, поздоровайся с дорогим нашим артистом». Миронов встает, говорит, что очень благодарен, но, с вашего позволения, выпьет лимонаду за шахтеров, за жену Галю, за дочку Леночку, за подземный труд. Проходит полчаса: «Товарищ Миронов, я не понимаю, почему, товарищ Миронов, вы отказываетесь выпить с простым рабочим? Не уважаете?» И, наконец, финальное: «Жидовская морда, брезгуешь с русским человеком!..»
Таков наш народ. Такова наша жизнь. Такая у меня массовка. Другое дело, что же с этим народом веками делали: и пороли, и в солдаты на 25 лет забривали, и землю давали-отбирали, и сажали, и убивали. Генерал, начальник астраханской милиции, с удовольствием вспоминал, как в 1935 году они избавили город от бродяг: втыкали в скамейку на пристани иголки, острием наверх. Бродяга сойдет с парохода, они его на эти иголочки посадят, еще и машинного масла на ватник капнут, подожгут, он поорет, повырывается и больше в Астрахань ни ногой.
А тот капитан с бешбармаком после поджопника только дико меня зауважал.
Когда запретили «Двадцать дней без войны», меня вызвал секретарь горкома по идеологии Лопатников, бывший директор какого-то провинциального театра. Как всегда бывает в таких ситуациях, при закрытых дверях мы курили, почти дружили, и он мне объяснял, что в фильме все очень точно, атмосферу я очень точно передал, и артистка-истеричка очень похожа. Но если это образ советской артистки в кино, то такого быть не может. Военного журналиста Никулин сыграл замечательно. Но если это у меня образ советского писателя на экране — это никуда не годится. И когда я умру, про меня, грубияна и драчуна, снимут фильм, и это будет образ советского режиссера, и играть меня будет кто-то вроде Вячеслава Тихонова.
Мне на мой посмертный образ в чужом кино наплевать. У меня другие надежды и страхи.
…После войны папе дали квартиру на Мойке, возле Пушкинского дома, и он часто писал, что боится: вдруг войдет Александр Сергеевич и спросит: «А ты что тут делаешь? Пшёл вон…»
Я папу понимаю. Каждую из своих картин я б с удовольствием снял заново.
( Запись и монтаж монолога – Лилия Гущина)
https://www.facebook.com/groups/1400694493482122/posts/3032322536985968/
С Праздником чудотворной иконы Казанской Божьей Матери!
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице!
Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе.
Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти.
Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя.
*********
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят.
С. М. Городецкий

Когда-то именно к этой иконе в Казанском соборе в СПб, прихожанкой которого я была какое-то время, я непременно подходила, чтобы о чём-то попросить.
Мне один из клириков этого собора тогда сказал: «Вы бы у Казанской не просили ничего, она сама всё видит и знает, как правильно всё управить. Вы бы просто с благоговением благодарили её, за то, что она с нами. Того и будет достаточно!».
С тех пор так и стала делать.
*********

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.
Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.
Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий.
Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города.
Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.
Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор.
В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.
Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.
В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.
Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной.
Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.
Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей.
Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…
Доподлинно же известно другое.
Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю.
Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам.
Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.
Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.
Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках.
А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…
Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского.
Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра.
С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.
А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска».
Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.
17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.
Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор.
Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.
Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо.
Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить.
Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.
Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.
https://pravoslavie.ru/1947.html?fbclid=IwZXh0bgNhZW0CMTAAAR3lXR_PrqxMPDyqVClfJwux0EBlh7DmNlFu1XfpiQ6-sHf0MBz3EHACDKE_aem_KU-PB9fhnQRbaU60bv2uPw
Казанская икона Божией Матери.
Воскресенье.
Солнце жарит как оголтелое с 6 утра, в тени +33, сколько на солнце - боюсь даже предполагать, воздух абсолютно неподвижный - ни ветерка.
Собралась в храм.
Просто попыталась надеть на себя платье - не успела сделать в нём по квартире трёх шагов, как пришлось его снять: насквозь мокрое. В храме кондиционера нет, - боюсь, не выдержу службу чисто физически, а падать в храме в обморок - как-то не очень.
Отменяем - хотя бы до появления ветра.
Собралась было уже на пляж: надела на себя купальник - результат примерно тот же, что и с платьем. Сидеть всё время в воде - не вариант (вода +28).
Передумала.
Раз так, останусь дома, опущу ламбрекен и жалюзи, включу кондиционер, буду работать.
Других вариантов не осталось.
В прошлом году в этот день исполнилось бы 75 лет одному из самых талантливых писателей-сатириков России Михаилу Задорнову.
Я тот юбилей пропустила, «отдам должок» сейчас.
Я с Задорновым была знакома мало и шапочно, нас познакомила Шура Яковлева в Калининграде, в 1993 году. Я не знаю, каким он был человеком, знаю только, что был он русским патриотом. А кем должен был стать сын известного писателя, автора знаменитых исторических романов, и столбовой дворянки?
Когда он умер от рака, я помню, половина моей ленты в фейсбуке (тогда еще недостаточно вычищенной) плясала и улюлюкала.
Я просто спросила, не учили ли их родители почтению к чужой смерти.
Огребла тоже, под самую завязку.
Мне никогда не нравилось, что авторов скетчей для эстрады или «стендапов» называют писателями-сатириками.
Если это так – то кто тогда Гоголь и Салтыков-Щедрин?
Но, поскольку для этого рода деятельности другого названия не придумали – пусть будет так.
Хотя лучшие из них писали и кое-что менее эфемерное, чем эстрадные скетчи. Горин, к примеру, – пьесы. Задорнов – статьи и эссе.
Одно из этих эссе меня просто потрясло.
Сейчас, когда грядёт Олимпиада без нас, оно выглядит еще актуальнее, чем прежде.
Я тут в ДР Михаила Задорнова публикую только часть этого эссе. Но очень советую зайти по ссылке и прочесть его целиком.
Потому что оно актуально не только в части Олимпиады.
Поразительно: это эссе читается так, словно написано не 12 лет тому назад, а точнёхонько сегодня.

«…Шестьдесят лет назад, жарким летом 1952 года, во всемирных Олимпийских играх впервые приняли участие советские спортсмены. Без анаболиков и гормонов роста, без промоутеров и сумасшедших призовых фондов они взяли там 22 золотые медали и 19 бронзовых. Оставив позади по числу наград всю Европу, Австралию и уступив только США.
У тяжелоатлета Евгения Лопатина одна кисть была малоподвижной (её перебило пулемётной очередью в бою под Ерзовкой, где Лопатин командовал ротой противотанковых ружей). Он взял на Играх серебро!
Гимнаст Грант Шагинян был хромым (его ранило в ногу в 1943-м), что не помешало ему завоевать две золотые и две серебряные медали, совершенно покорить зрителей выступлением на коне и обогатить спортивный мир термином «вертушка Шагиняна».
У борца Якова Пункина на ковре подёргивалось плечо – нервный тик после контузии (из-за неё, треклятой, он в бессознательном состоянии попал в плен и прошёл через ряд концентрационных лагерей). Это не сделало менее беспощадным его коронный приём – бросок с прогибом. Он взял на тех Играх золото. (И не надо говорить, что всех, кто вернулся из немецких концентрационных лагерей, посадили в наши).
Тяжелоатлет Василий Удодов всего за семь лет до выступления в Хельсинки весил 29 кило и не мог самостоятельно передвигаться (семнадцатилетним он был угнан немцами из Ростова и, в конце концов, оказался в Бухенвальде). Удодов выиграл золотую медаль.
Бухенвальд прошёл и гимнаст Виктор Чукарин – он попал туда из другого лагеря смерти, Бременфорда. Отходя, фашисты заперли его с другими пленниками в трюме баржи, но, к счастью, потопить баржу не успели. На той Олимпиаде Чукарин выиграл абсолютное первенство, получив четыре золотых и две серебряных медали.
У боксёра Сергея Щербакова не сгибалась ступня (боец отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД, короче, спецназовец-диверсант, он получил ранения, которые едва не привели к ампутации ноги). На Олимпиаде стал серебряным призёром.
Чемпионом в беге на три тысячи метров с барьерами мог стать Владимир Казанцев. Он уверенно лидировал, но, неудачно преодолев яму с водой, порвал связку и завоевал только серебряную медаль. Знал ли его соперник – американец Гораций Ашенфельтер, что Казанцев воевал с 41-го года и на Калининском фронте получил тяжёлую контузию?
Гребец Юрий Тюкалов, взявший в Хельсинки золотую медаль, был блокадником. Детство он провёл за тушением зажигательных бомб и предыдущую медаль – «За оборону Ленинграда» – получил в 12 лет.
Эти имена можно перечислять долго: фронтовики, блокадники, узники концлагерей, чудом не попавшие в газовую печь, и составили костяк советской сборной.
Казалось бы, после того, что эти люди пережили и хлебнули, согласно всем учебникам психологии, им оставалось только засесть дома мышью и до конца жизни прятать хлеб под подушку.
Но – нет! Они повели себя ровно наоборот! Показали всему миру, что радость жизни – лучший допинг! Что Олимпиада после ужасов войны – семечки. Что прыгнуть на искалеченных ногах дальше всех – ерунда, если ты сумел уцелеть в окопе, проутюженном танком.
Гитлеру, затеявшему жуткую войну ради появления на свет сверхчеловека, создать такового не удалось. Зато спровоцировать – получилось. Развязанная им война таки создала сверхлюдей, богов, олимпийцев. Советских олимпийцев.
Шестьдесят лет назад советские спортсмены выступали за Родину так же, как воевали, – с равной неукротимостью. Притом что с точки зрения современной спортивной медкомиссии все они инвалиды. Она бы их на соревнования не выпустила. Ну, разве что к параолимпийцам…»
https://vz.ru/opinions/2012/8/8/592407.html?fbclid=IwZXh0bgNhZW0CMTEAAR2Li6j4zh_pymUVdv6ze5z_GrfXr-ORm-jitdmtWDPkQSoAcyViEaPVIzs_aem_xlvq31hU6DA3sS-owMdgIA
Из нержавеющего.

Т а р е л к и н (один).
Решено!.. не хочу жить... Нужда меня заела, кредиторы истерзали, начальство вогнало в гроб!.. Умру. Но не так умру, как всякая лошадь умирает, - взял, да так, как дурак, по закону природы и умер. Нет, - а умру наперекор и закону и природе; умру себе в сласть и удовольствие; умру так, как никто не умирал!.. Что такое смерть? Конец страданиям; ну и моим страданиям конец!..
Что такое смерть? Конец всех счетов! И я кончил свои счета, сольдировал долги, квит с покровителями, свободен от друзей!.....
...Да, почтенные посетители, восскорбим душами о Тарелкине!..
Не стало рьяного деятеля - не стало воеводы передового полку. Всегда и везде Тарелкин был впереди. Едва заслышит он, бывало, шум совершающегося преобразования или треск от ломки совершенствования, как он уже тут и кричит: вперед!! Когда несли знамя, то Тарелкин всегда шел перед знаменем; когда объявили прогресс, то он стал и пошел перед прогрессом - так, что уже Тарелкин был впереди, а прогресс сзади!
Когда пошла эмансипация женщин, то Тарелкин плакал, что он не женщина, дабы снять кринолину перед публикой и показать ей... как надо эмансипироваться.
Когда объявлено было, что существует гуманность, то Тарелкин сразу так проникнулся ею, что перестал есть цыплят, как слабейших и, так сказать, своих меньших братий, а обратился к индейкам, гусям, как более крупным.
Не стало Тарелкина, и теплейшие нуждаются в жаре; передовые остались без переду, а задние получили зад!
Не стало Тарелкина, и захолодало в мире, задумался прогресс, овдовела гуманность...
У каждой вандербильдихи есть своя эллочка-людоедка, и не одна.
А вот на всех эллочек-людоедок личных вандербильдих не напасёшься.
Если бы все великие люди были теми напомаженными санта-клаусами, какими их описывают льстивые биографы, только представьте себе, какой бы херни они понаписали и понаснимали!
АРАНОВИЧ

23 июля – 90 лет со дня рождения Семена Арановича.
Создателя фильмов «Летняя поездка к морю», «Торпедоносцы», «Противостояние», «Рафферти» и многих еще.
Выдающегося режиссера, с которым мы с Юрой много лет дружили, болезнь и смерть которого в 1996 году была для нас огромной личной утратой.
Вместе с бессменными соратницами Семена – Адой Ставиской и Тамарой Агаджанян – мы сделали о нем большую (и, как мне кажется, очень красивую – во всех смыслах) книгу «Аранович».
Сделали в 1998 году, когда всё рухнуло.
И мы – рухнули.
Но появилась эта книга, и она спасла нас тогда.
Семен с того света спас четверых близких ему людей.
Сегодня фейсбук услужливо подбрасывает напоминание о юбилейном 23 июля 2014, когда ему было 80.
Я весь тот день писала о нем – вспоминала.
Перечитала сейчас эти километры собственных воспоминаний, сижу пришибленная.
Думаю о том, как я по нему соскучилась. Просто ужасно.
Ужасноужасноужасно.
Мы долгие годы приятельствовали, а подружились близко, по-настоящему, после разрыва с Германом, и нашего, и его.
И мы, и он, очень мучились и этим разрывом, и причинами этого разрыва, мучились молча, и сошлись так близко, думаю, именно поэтому.
Мы друг другу не могли его заменить, но дружба наша стала для нас троих – Семена, моего мужа и меня – чем-то вроде лекарства.
Вообще, когда дружишь с человеком, когда перезваниваетесь по утрам и вечерам, встречаетесь чуть не ежедневно, когда вместе выпиваете и болтаете обо всем на свете – о пустяках и о важном, о жизни и об искусстве, о друзьях и врагах – как-то не думаешь о громадной разнице в возрасте и о том, что вот, ты – и рядом великий человек.
Как-то думаешь совсем о другом, и говоришь ему «ты», и орешь в спорах, и говоришь ему «не пори херню», и он тоже орет и обижается, и говорит тебе «дура», а потом вы оба приходите к выводу, что вы оба гении…
Ну, как-то так.
А потом включаешь телевизор, и там – его кино, и ты рыдаешь, и звонишь ему, и кричишь в трубку: «Семен, твою мать, Сенька, ё-моё, ты хоть знаешь, кто ты таков?»
И буквально слышишь, как он польщенно улыбается на том конце провода, и ждет комплиментов, потому что любит комплименты, и ты говоришь ему их, в самых превосходных степенях, и снова слышишь, что он счастлив…
А потом как-то оказывается, что он – начальник, и его все ненавидят, и на него все катят бочку, и лаешься с друзьями-приятелями, доказывая, что нет, вы неправду говорите, вы не понимаете. Хотя знаешь, что кое-что, конечно, правда, и что лучше бы он этого не делал.
Но он твой друг, и вокруг него близких становится всё меньше, и уж всяко ты не будешь тем, кто нанесет ему еще один удар и не будешь тем, кто спрячется в кусты под напором общественного мнения.
Потом он снимает великий фильм - на немецкие деньги. А русских денег так и не дали. И фильм не окончен, и уже не будет окончен, и этот немыслимой силы удар вы переживаете вместе. Хотя и по-разному...
А потом он болеет, и ближний круг сужается еще сильнее, и внезапно обнаруживаешь, что в этом ближнем его круге остались только самые верные. Семья, Тома, Ада, Юра Клепиков, мы с Павловым, и А.А. Собчак.
Потом он умирает, и все сразу забывают и про то, как травили его, и про то, как убили… Делают вид, что ничего этого как бы и не было...
Хотя – всё было, и я даже спустя 30 лет помню каждого, поименно.
И еще про одну вещь не могу не сказать.
Я давно уже заметила, что с почти каждым крупным художником, вступившим в пору серьезной зрелости, происходит одна ужасная вещь.
Он начинает избавляться от старых друзей.
Хоть со скандалом, хоть тихо и незаметно – но избавляется.
Это на моих глазах происходило многажды. Не счесть случаев.
И, одновременно, что-то невероятно важное, любимое и прекрасное, исчезало в творчестве такого человека.
Какие-то внутренние струны, от которых дрожало сердце, и переполняло счастье, даже если произведения были трагическими.
А потом они, произведения этих художников, становились вдруг ватными, плоскими, скучными...
Ну, в общем, одновременно с исчезновением друзей, как-то внезапно исчезал и талант.
Я эти вещи друг с другом никогда не связывала, думая, что талант просто «износился» и усох, чисто по возрастному принципу.
Но потом поняла, что это не так.
Мастера избавлялись не от друзей.
Они избавлялись от неудобной правды, которую друзья имели право высказать и высказывали.
С ними можно было соглашаться или не соглашаться, но они не молчали и их надо было выслушивать.
Эти, вошедшие в возраст классики, просто создавали вокруг себя своего рода ватный кокон, зону вечного комфорта, где нет друзей, где есть только холуи, которые с утра до вечера талдычат: «генийгенийгений»!
И вот как только эта зона вечного комфорта вокруг художника смыкалась, таланту наступал каюк.
Оставалось мастерство, опыт, а вот того внутреннего трепета, страха, что не поймут и не оценят, или еще худшего страха – «а вдруг не получится, а вдруг все увидят, что я – не гений» – вот его не оставалось.
И внезапно оказывалось, что этот внутренний сердечный тремор и был сердцевиной таланта.
А поддерживали этот тремор люди, которые в любой миг – днем и ночью – имели право сказать творцу правду.
Не всегда говорили, но имели право.
И их не стало.
А холуи – что с них взять. Они пол помоют, а сердечного волнения и трепета не возродят.
Семен Аранович был всегда – до последнего своего дня – окружен людьми, способными ему говорить правду.
Он ее терпеливо слушал, хотя кривился и ругался.
Он обижался и орал.
Но даже в своих пацанах-студентах эту страсть к правде и к праву говорения правды вслух воспитывал неукоснительно.
Он и в себе её всегда воспитывал, что тоже было не легко, но у него получалось.
И вот еще что.
Ему не дали возможности доснять фильм «Agnus Dei» – последнюю его работу. Фильм так и остался незавершённым. От него, от этого фильма, осталось всего 45 минут подмонтированного материала и короткая Юрина запись о съемках – Юра в ту пору от безработицы пошел к Семену на картину работать вторым режиссером, и впоследствии опубликовал этот свой рассказ «о фильме, которого не было».
Я этот фрагмент несостоявшегося фильма пересматривала бессчетное количество раз.
Все 45 минут показа пыталась проглотить ком в горле.
Даже не потому, что вновь увидела, какой пронзительности и человеческой мощи, какого высокого художества материал снял Семен.
А просто потому, что снова подумалось: вот, Олега Янковского уже нет. Даже по этому материалу видно, что роль в «Agnus Dei» могла бы стать фантастической силы венцом его карьеры. Не стала.
Калягину и Басилашвили ничего подобного больше даже и не предлагали. А ведь их обоих роли в этом фильме могли бы вывести на совершенно новый уровень и совершенно новый масштаб.
Витя Сухоруков ничего похожего в жизни и до того не играл, и вряд ли теперь уже сыграет – где сегодня такой материал-то взять и такого режиссера?
От того, как там играет Игорь Скляр просто дух захватывает. И тоже – ничего подобного – ни прежде, ни потом.
Кинематографическая судьба сестер Кутеповых – да что, кинематографическая, просто судьба – могла бы стать совсем иной, будь это кино завершено и показано.
Фактуры в операторской работе Володи Брылякова, в построении кадра, в работе со светом – ошеломительны.
Крохотный клочок музыки Каравайчука, вставленный в материал, пробирает до спинного мозга.
И вот смотрела я эти 45 минут подмонтированного материала, и думала: немцы, немцы за это заплатили! Благодаря немецким деньгам это было снято в год 50-летия Победы… В чёрную бесснежную зиму, с тоннами спрея и искусственного снега снималась Блокадная зима и была-таки снята.
А наши ничего не дали, у них был секвестр...
Я даже не хочу заглядывать в список снятого в 94-м-95-м и выпущенного на экран в 96-м – список фильмов, на которые деньги нашлись-таки. Не хочу заглядывать в этот постыдный список снятого и выпущенного в том году, когда не нашлось денег для Арановича, ибо страшно. Ибо хочется зарыдать в голос от горя и обиды за неснятый фильм Семена и этот «парад испорченных судеб»...
Ну да, художники обычно неласковы, скандальны, со скверными характерами, не умеют двух маток сосать, не к тому начальству прислоняются (прислоняются, чего уж там, не будем строить иллюзий!).
А в результате погибают вместе со своими фильмами.
Но теперь Семён продолжает жить уже самостоятельно.
Без чьей-либо помощи и поддержки.
Фильмами своими. Которых у него никто не отнимет никогда.
Семён, дорогой, любимый, с днем рождения!
P.S. Сегодня, в день его 90-летия, я публикую тут фрагменты из нашей книги – мой текст и Юрин.
******
Ирина ПАВЛОВА
«Agnus dei»
О будущем фильме Арановича по сценарию Житинского я узнала в самолете, везущем группу российских кинематографистов на Берлинский кинофестиваль. Семен Аранович с картиной «Год собаки» участвовал в конкурсе. Он вытащил из «закромов» бутылку виски и начал рассказывать идею своей новой картины. Видно, она уже давно жгла его изнутри, распирала, и хотелось делиться ею с каждым, кто готов был слушать,—а я была готова. Идея показалась мне сумасшедшей, и я этого от собеседника скрывать не стала. Обидчивый и самолюбивый, Аранович, паче чаяния, не рассердился, продолжая убеждать меня в том, что история гениальная. Сюжет про молоденькую девочку-диверсантку, заброшенную в партизанский край, в тыл к немцам, специально, чтоб ее поймали и казнили и чтоб гибель ее послужила патриотической пропаганде; сюжет, в котором переплетались и рифмовались «любовь-кровь» (а в моей голове еще вертелось и «морковь»), меня не впечатлил.
Но после фестиваля, на котором Аранович был награжден «Серебряным медведем», он позвонил мне, мы встретились на студии, и он снова стал рассказывать ту историю про девочку-партизанку. Он был увлекающим рассказчиком. И постепенно я тоже увлеклась этой историей. Собственно, ему от меня ничего не было нужно. Ну, разве сторонний взгляд. Ему нужен был кто-то, с кем спорить, на ком оттачивать будущую структуру, кто сразу скажет «бред!», а он вот возьмет—и разубедит.
В сценаристы он позвал Александра Житинского. Хотел, чтоб сценарий написал кто-то, у кого хватит чувства юмора облечь эту жуткую историю во вполне обыденную форму. Чтоб ужасная трагедия не «поперла» сразу. Это было крайне важно для Арановича, который все время твердил: «Случай-то, конечно, экстраординарный, но мировоззрение, из которого все выросло, было вполне распространенным. Почти естественным. Ну да: заведомо отправить на муки и смерть девочку, чтоб “раскрутить” потом историю ее гибели в прессе. Ну и что? Так надо! Подумаешь. Мало что ли у нас девчонок! Страна большая, не обеднеем...»
Позже я прочла сценарий. <…>
Трудно было поверить, что из этого получится что-то более значимое, чем латиноамериканское мыло.
Да, авторская изобретательность Житинского смогла увязать в этом лихом хороводе одни сюжетные концы с другими концами. Да, отличающее Арановича природное чувство достоверности обещало, что этот дикий сюжет получит качественную огранку и не будет слишком резать глаз. Но уж больно трудно было себе представить соединение подлинности фактур блокадного Ленинграда и разухабистой клюквы фабулы...
Аранович, в общем-то, рассчитывал всех удивить.
О главном он молчал. О том, что хочет делать эту работу как «кино в кино», «театр в театре». <…>