Почему для иммерсии кино так необходим звук?
Это связано с реконструкцией реальности в кино. Реальность вокруг нас трёхмерна. Экран, на котором происходит действие, физически плоский. Звук же трёхмерен. Мы смотрим на экран и слышим звук. А дальше начинает работать принцип дополнительности человеческого мозга.
В основе этого структурного сотрудничества звука и изображения лежит принцип симметрии-ассиметрии (видно – слышно) или, если хотите, бинарная оппозиция, являющаяся важным условием познания мира человеком.
Трёхмерный по своей физической природе звук в голове у зрителя “достраивает” физически плоское изображение до “трёхмерного”. Так возникает иллюзия реальности.
Это связано с реконструкцией реальности в кино. Реальность вокруг нас трёхмерна. Экран, на котором происходит действие, физически плоский. Звук же трёхмерен. Мы смотрим на экран и слышим звук. А дальше начинает работать принцип дополнительности человеческого мозга.
В основе этого структурного сотрудничества звука и изображения лежит принцип симметрии-ассиметрии (видно – слышно) или, если хотите, бинарная оппозиция, являющаяся важным условием познания мира человеком.
Трёхмерный по своей физической природе звук в голове у зрителя “достраивает” физически плоское изображение до “трёхмерного”. Так возникает иллюзия реальности.
Мотор! Камера! Начали!
Или камера, мотор! Начали?
Наверное, не для всех очевидно, но во время киносъёмки звук и изображение записываются отдельно на разные устройства. Так исторически сложилось. Первые плёночные съёмочные аппараты вообще не имели технической возможности записывать звук. Современные кинокамеры звук записывать могут, но по-прежнему имеют существенные ограничения: например, по количеству каналов для записи.
Сейчас существует несколько способов синхронизации звука и изображения, которые после съёмки попадают на монтаж. Но самым надёжным по-прежнему является использование хлопушки во время съёмок.
Не напрасно она стала одним из самых узнаваемых символов кинопроизводства. То, что это непременный атрибут кинематографа, знает каждый. А вот зачем конкретно нужна хлопушка, и как её правильно использовать – нет.
Помимо того, что хлопушка помогает упорядочить съёмочный материал (на ней указывается сцена, кадр, дубль, локация съёмки и прочая информация), она прежде всего служит для синхронизации звука и изображения.
На изображении мы видим соприкосновение двух половинок хлопушки, а в звуковом файле – характерный всплеск (пик), получающийся от громкого высокого хлопка. Монтажёр совмещает этот пик с изображением закрытой хлопушки и – вуа-ля – теперь звук и изображение синхронны!
Про команду «мотор»
Общепринятая последовательность команд такая.
Сначала даётся команда «мотор!». По этой команде звукорёжиссер запускает запись и отвечает «мотор идёт!». Оператор фокусирует камеру на открытой хлопушке. Раздаётся команда «камера». Запускается камера, и следует ответ от операторской группы «камера идёт». Ассистент режиссёра озвучивает голосом в микрофон сцену-кадр-дубль соответственно тому, как это написано на хлопушке. Сразу после этого хлопушка закрывается, и раздаётся характерный громкий хлопок. Дается команда «приготовились»… три секунды тишины… и следом «начали».
Кстати, не так давно, когда кино снималось на дорогостоящую плёнку, команда «камера» давалась уже после произнесённых вслух кадра-сцены-дубля.
Или камера, мотор! Начали?
Наверное, не для всех очевидно, но во время киносъёмки звук и изображение записываются отдельно на разные устройства. Так исторически сложилось. Первые плёночные съёмочные аппараты вообще не имели технической возможности записывать звук. Современные кинокамеры звук записывать могут, но по-прежнему имеют существенные ограничения: например, по количеству каналов для записи.
Сейчас существует несколько способов синхронизации звука и изображения, которые после съёмки попадают на монтаж. Но самым надёжным по-прежнему является использование хлопушки во время съёмок.
Не напрасно она стала одним из самых узнаваемых символов кинопроизводства. То, что это непременный атрибут кинематографа, знает каждый. А вот зачем конкретно нужна хлопушка, и как её правильно использовать – нет.
Помимо того, что хлопушка помогает упорядочить съёмочный материал (на ней указывается сцена, кадр, дубль, локация съёмки и прочая информация), она прежде всего служит для синхронизации звука и изображения.
На изображении мы видим соприкосновение двух половинок хлопушки, а в звуковом файле – характерный всплеск (пик), получающийся от громкого высокого хлопка. Монтажёр совмещает этот пик с изображением закрытой хлопушки и – вуа-ля – теперь звук и изображение синхронны!
Про команду «мотор»
Общепринятая последовательность команд такая.
Сначала даётся команда «мотор!». По этой команде звукорёжиссер запускает запись и отвечает «мотор идёт!». Оператор фокусирует камеру на открытой хлопушке. Раздаётся команда «камера». Запускается камера, и следует ответ от операторской группы «камера идёт». Ассистент режиссёра озвучивает голосом в микрофон сцену-кадр-дубль соответственно тому, как это написано на хлопушке. Сразу после этого хлопушка закрывается, и раздаётся характерный громкий хлопок. Дается команда «приготовились»… три секунды тишины… и следом «начали».
Кстати, не так давно, когда кино снималось на дорогостоящую плёнку, команда «камера» давалась уже после произнесённых вслух кадра-сцены-дубля.
Звук на киноплёнке
Звуковое кино появилось чуть менее ста лет назад. В 1927 году в США вышел первый звуковой фильм «Певец джаза». Но записывать и воспроизводить звук научились гораздо раньше. Задолго до появления немого кино в 1877 году Томас Эдисон презентовал свой первый фонограф – устройство для записи и воспроизведения звука.
Долгие годы звукозапись и съёмка фильмов развивались параллельно и никак не пересекались. Проблема была в том, чтобы синхронизировать изображение и звук на одном носителе.
Вопрос был решён в конце 20х годов прошлого века с изобретением оптической (фотографической) записи звука. Звуковая дорожка, «рисуемая» световым штрихом (имеющим три ключевых параметра: длину, ширину и освещенность) прямо на кинопленке, располагалась между изображением и перфорацией.
Такая технология просуществовала до 70х годов, когда компания “Dolby” придумала и запатентовала технологию Dolby surround для кодирования четырех независимых каналов (левый, центральный, правый и канал окружения surround) в две оптические дорожки. А в 90е была изобретена уже знакомая многим технология Dolby digital для записи звука на кинопленку цифровым способом – между перфорацией. Широкое распространение получил шестиканальный формат 5.1.
На скриншоте используются оба варианта для совместимости с большим количеством кинопроекторов – аналоговый (оптический) и цифровой. Цифровая фонограмма выглядит как последовательность «qr-кодов» с логотипом «Dolby» в центре.
Звуковое кино появилось чуть менее ста лет назад. В 1927 году в США вышел первый звуковой фильм «Певец джаза». Но записывать и воспроизводить звук научились гораздо раньше. Задолго до появления немого кино в 1877 году Томас Эдисон презентовал свой первый фонограф – устройство для записи и воспроизведения звука.
Долгие годы звукозапись и съёмка фильмов развивались параллельно и никак не пересекались. Проблема была в том, чтобы синхронизировать изображение и звук на одном носителе.
Вопрос был решён в конце 20х годов прошлого века с изобретением оптической (фотографической) записи звука. Звуковая дорожка, «рисуемая» световым штрихом (имеющим три ключевых параметра: длину, ширину и освещенность) прямо на кинопленке, располагалась между изображением и перфорацией.
Такая технология просуществовала до 70х годов, когда компания “Dolby” придумала и запатентовала технологию Dolby surround для кодирования четырех независимых каналов (левый, центральный, правый и канал окружения surround) в две оптические дорожки. А в 90е была изобретена уже знакомая многим технология Dolby digital для записи звука на кинопленку цифровым способом – между перфорацией. Широкое распространение получил шестиканальный формат 5.1.
На скриншоте используются оба варианта для совместимости с большим количеством кинопроекторов – аналоговый (оптический) и цифровой. Цифровая фонограмма выглядит как последовательность «qr-кодов» с логотипом «Dolby» в центре.
⚡️📽️ Вчера мы в авральном режиме (куда без этого?!) завершили (ну почти 😅) финальный микс долгожданного сиквела Холоп 2 от режиссёра Клима Шипенко.
🍿Отличная зажигательная комедия! Ещё лучше, смешнее и масштабнее, чем первый Холоп!
Звукорежиссёр картины – Боря Войт
Монтаж речевой фонограммы, запись и монтаж ADR – Илья Путилин
Монтаж атмосфер и эффектов – Пересвет Муханов
Монтаж специальных эффектов – Саша Хохлов
Шумооформитель – Наташа Зуева
Запись синхронных шумов – Дима Зуев
Монтаж синхронных шумов – Федя Выродов и Дима Румянцев
Премикс речи и синхронных шумов – Никита Ганькин
Премикс атмосфер и эффектов – Женя Зиборов
Финальный микс – Никита Ганькин и Боря Войт
🎦 Премьера 20 декабря.
А с 1 января 2024 года смотрите во всех кинотеатрах страны!
🍿Отличная зажигательная комедия! Ещё лучше, смешнее и масштабнее, чем первый Холоп!
Звукорежиссёр картины – Боря Войт
Монтаж речевой фонограммы, запись и монтаж ADR – Илья Путилин
Монтаж атмосфер и эффектов – Пересвет Муханов
Монтаж специальных эффектов – Саша Хохлов
Шумооформитель – Наташа Зуева
Запись синхронных шумов – Дима Зуев
Монтаж синхронных шумов – Федя Выродов и Дима Румянцев
Премикс речи и синхронных шумов – Никита Ганькин
Премикс атмосфер и эффектов – Женя Зиборов
Финальный микс – Никита Ганькин и Боря Войт
🎦 Премьера 20 декабря.
А с 1 января 2024 года смотрите во всех кинотеатрах страны!
📡 Буквально на днях копии фильма начинают рассылать в кинотеатры по всей стране.
🛰 Кстати, скоро напишем пост про создание цифровых копий DCP и дистрибуцию киноконтента!
А пока ждём всех в кино с 1 января! 🙂
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Очень непростая для нас картина:
👨🔧 Создание виртуального двигателя для воссоздания звуков несохранившихся самолётов.
Подробнее о последней задаче читайте в отдельной статье
https://telegra.ph/Zvuk-samolyotov-v-filme-Vozduh-2023-01-11
#нашипроекты
#проекты
#премьера
#герман
#воздух
#самолёты
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegraph
Звук самолётов в фильме "Воздух" (2023)
18 января 2024 года стартует в прокате фильм Алексея Германа-младшего "Воздух" – один из самых долгих в производстве проектов на нашей памяти. Помимо того, что съёмочный период, в котором мы, к сожалению, ещё не участвовали, был очень тяжёлым и прерывался…
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
🎧 Фрагмент сессии монтажа звуковых эффектов самолётов для фильма «Воздух» (2023) реж.Алексей Герман-младший.
#нашипроекты
#герман
#воздух
#сессия
Подробности про самолеты по ссылке ниже👇 👇 👇
https://telegra.ph/Zvuk-samolyotov-v-filme-Vozduh-2023-01-11
#нашипроекты
#герман
#воздух
#сессия
Подробности про самолеты по ссылке ниже
https://telegra.ph/Zvuk-samolyotov-v-filme-Vozduh-2023-01-11
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Звукозрительный контрапункт
В работе звукорежиссёра, как известно, много разных выразительных ресурсов. Часто мы имеем дело не только с громкостями, тембрами, акустикой и фактурами звука, а ещё и со смыслами, возникающими при сопоставлении звука и изображения. Один из классических приёмов – звукозрительный контрапункт.
Ещё в 1928 году, на заре звукового кино, Сергей Эйзенштейн предполагал, что “наиболее вероятное использование звука пойдет по линии наименьшего сопротивления и удовлетворения любопытства, в плане натуралистическом, точно совпадая с движением на экране и создавая некоторую "иллюзию" говорящих людей, звучащих предметов.”
В манифесте “Заявка. Будущее звуковой фильмы” он сформулировал основополагающий художественный принцип соединения звука и изображения: “Только контрапунктическое использование звука по отношению к зрительному монтажному куску даёт новые возможности монтажного развития и совершенствования. Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами. Только такой "штурм" дает нужное ощущение, которое приведёт впоследствии к созданию нового оркестрового контрапункта зрительных и звуковых образов.”
Что же такое звукозрительный контрапункт как художественный прием? Это намеренное несоответствие смыслов того, что мы видим и того, что слышим, которое при совмещении даёт сильный эмоциональный выразительный эффект, появление новых смыслов. Иногда от несоответствия рождается комический эффект.
Важно, что речь не только о несоответствии музыкального и изобразительного ряда (весёлая музыка – трагические события на экране).
Пример, когда мы видим в кадре лицо слушающего человека, а слышим голос другого героя, тоже своего рода звукозрительный контрапункт.
Также примером может быть звуковое сопровождение “мягкого” пластичного пейзажа “острыми” фоновыми фактурами. Расширение кинокадра за счёт звуков, которые мы слышим, не видя их источника, тоже можно назвать вариантом звукозрительного контрапункта.
В работе звукорежиссёра, как известно, много разных выразительных ресурсов. Часто мы имеем дело не только с громкостями, тембрами, акустикой и фактурами звука, а ещё и со смыслами, возникающими при сопоставлении звука и изображения. Один из классических приёмов – звукозрительный контрапункт.
Ещё в 1928 году, на заре звукового кино, Сергей Эйзенштейн предполагал, что “наиболее вероятное использование звука пойдет по линии наименьшего сопротивления и удовлетворения любопытства, в плане натуралистическом, точно совпадая с движением на экране и создавая некоторую "иллюзию" говорящих людей, звучащих предметов.”
В манифесте “Заявка. Будущее звуковой фильмы” он сформулировал основополагающий художественный принцип соединения звука и изображения: “Только контрапунктическое использование звука по отношению к зрительному монтажному куску даёт новые возможности монтажного развития и совершенствования. Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами. Только такой "штурм" дает нужное ощущение, которое приведёт впоследствии к созданию нового оркестрового контрапункта зрительных и звуковых образов.”
Что же такое звукозрительный контрапункт как художественный прием? Это намеренное несоответствие смыслов того, что мы видим и того, что слышим, которое при совмещении даёт сильный эмоциональный выразительный эффект, появление новых смыслов. Иногда от несоответствия рождается комический эффект.
Важно, что речь не только о несоответствии музыкального и изобразительного ряда (весёлая музыка – трагические события на экране).
Пример, когда мы видим в кадре лицо слушающего человека, а слышим голос другого героя, тоже своего рода звукозрительный контрапункт.
Также примером может быть звуковое сопровождение “мягкого” пластичного пейзажа “острыми” фоновыми фактурами. Расширение кинокадра за счёт звуков, которые мы слышим, не видя их источника, тоже можно назвать вариантом звукозрительного контрапункта.
Друзья! У нас сегодня для вас целых две важных новости 👇 👇
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Фильм "Вызов" (2023) реж.Клим Шипенко, звук к которому делался на нашей студии, номинирован на премию "Золотой орёл" за лучшую работу звукорежиссёра!
Звукорежиссёр картины – Боря Войт.
ХХII Церемония вручения премии «Золотой орел» состоится сегодня 26 января 2024 в 1-м павильоне киноконцерна «Мосфильм».
#нашипроекты
#вызов
#номинации
#золотойорёл2023
#золотойорёл
Звукорежиссёр картины – Боря Войт.
ХХII Церемония вручения премии «Золотой орел» состоится сегодня 26 января 2024 в 1-м павильоне киноконцерна «Мосфильм».
#нашипроекты
#вызов
#номинации
#золотойорёл2023
#золотойорёл
Фильм "Пепел и доломит" (2024) реж. Тома Селиванова, в котором мы делали звук, вошёл в программу Международного Роттердамского кинофестиваля.
🎬
Звукорежиссёр – Никита Ганькин.
#фестивали
#нашипроекты
#проекты
#кинофестивали
#роттердам
#пепелидоломит
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM