Центр «Хризма»
6.48K subscribers
2.93K photos
548 videos
2 files
4.54K links
Православный исследовательский центр «Хризма» (кратко - Центр «Хризма») занимается аналитикой в области церковной жизни.

Сайт:
zen.yandex.ru/media/id/5f244705fd3f2b5772973d28/

Обратная связь: @Chrizma_bot

Поддержать нас: 2200 7009 5904 2036 (Т-Банк).
加入频道
16 апреля 2016 г. Константинопольский патриарх Варфоломей вместе с главой Элладской церкви архиепископом Иеронимом сопровождает папу Франциска на греческом острове Лесбосе. Глава Константинопольской церкви дал самые положительные оценки Турции за помощь мигрантам в их стремлении убежать от войны. Тогда про защиту границ Греции и её национальной безопасности никто не говорил.

#Греция
#Константинопольский_патриархат
Православный богослов Жан-Клод Ларше о необходимости «цифровой детоксикации» во время постов:
«Время поста открывает для всех возможность отбросить искусственные и виртуальные отношения социальных сетей, чтобы вновь открыть глубокие, конкретные и действительные отношения с членами семьи, друзьями, а также чтобы быть более внимательным к ближним. Также время поста даёт возможность вновь обрести тишину и уединение, которые так нужны для ведения и развития духовной жизни».

Читайте сделанный нами перевод выступления господина Ларше:
https://stbasil.center/2018/08/23/zhan-klod-larshe-otkljuchites-ot-socsete/

#пост
Опроса ВЦИОМа не существует

«Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) по заказу кочетковского «Свято-Филаретовского института» провёл телефонный опрос об отношении граждан православного исповедания к русификации богослужения. Заголовок и подзаголовок отчёта ВЦИОМа манипулятивны почти в стиле «жёлтой» прессы: «Православные россияне высказываются за смену языка богослужения», «Три четверти опрошенных православных поддержали инициативу патриарха Кирилла о частичной русификации богослужения».

Новость разошлась по федеральным СМИ, представители условно «либерального» церковного фланга торжествующе заявляют о необходимости и благотворности языковой реформы.

Между тем, результаты «опроса» некорректны, а сама его конструкция манипулятивна. Возьмём для примера хотя бы первый вопрос: «на каком языке в православных храмах совершается богослужение?» 27% опрошенных сказали «на русском языке», 13% - «на старославянском, древнеславянском», 9% - церковнославянском, 4% - старорусском, древнерусском, 1% - и на церковнославянском, и на русском языках, 1% - на славянском. 37% просто сказали, что не знают.

Надо ли долго объяснять, что для большинства наших маловоцерковлённых (и не всегда грамотных) современников церковнославянский, древнеславянский, старорусский и т. д. - это одно и то же, обозначающее по сути в данном (богослужебном) контексте церковнославянский язык? Авторы исследования представили результаты так, что русскому языку соответствует один вариант ответа, тогда как церковнославянскому - фактически четыре варианта. Тем самым намеренно искусственно раздробляется и занижается процент ЦСЯ.

Кроме того, в сознании многих людей церковнославянский язык - это высокая форма русского, а общая понятность большинства молитв (кстати, 94% опрошенных ВЦИОМом полностью или частично понимают молитвы, произносимые в храмах) на церковнославянском языке помогает воспринимать его как «русский». Так, мой воцерковляющийся родственник с удивлением узнал, что любимая им «Сугубая ектения» в исполнении одного хора, оказывается, поётся не на русском (как он думал), а на церковнославянском!

Французский социолог Пьер Бурдьё в знаменитом эссе «Общественного мнения не существует» (1973 г.) писал об этом: «зачастую в вопросах или в предлагаемых ответах (...) предлагают несколько раз в различных формулировках одну и ту же позицию». Эти и другие «уловки», по Бурдьё, «связаны с условиями, в которые поставлены составители вопросников». Красноречиво, да?

И это далеко не все недостатки «опроса». Так, вызывает сомнение как то, что невоцерковлённая аудитория опроса ВЦИОМа, при всём уважении к нашим согражданам, может иметь мнение по вопросу богослужебного языка, так и то, что мы - люди Церкви - должны это мнение как-то учитывать. Пьер Бурдьё писал: «всякий опрос мнений предполагает, что все люди могут иметь мнение или, иначе говоря, что производство мнения доступно всем. Этот первый постулат я оспорю, рискуя задеть чьи-то наивно демократические чувства. (...) Постулат предполагает, будто все мнения значимы. Я считаю возможным доказать, что это вовсе не так и что факт суммирования мнений, имеющих отнюдь не одну и ту же реальную силу, ведёт к производству лишённых смысла артефактов». В связи с этим опрос о языке богослужения был бы гораздо корректней при его проведении среди хотя бы насколько-то воцерковлённых людей.

Мы видим подтверждение слов Бурдьё в совершенно некорректном «опросе» ВЦИОМа. Перефразируя французского социолога (труды которого сотрудники ВЦИОМа обязаны знать с университетской скамьи), можно подытожить: никакого «опроса» ВЦИОМа не существует, а к представленной этой организацией «аналитике» следует относиться исключительно как к дезинформации и манипуляции. Это, кстати, делает ВЦИОМ весьма похожим на украинский «Центр Разумкова». А мы в данном случае склонны доверять Бурдьё, а не бурде.

Автор: #Евгений_Иванов , канд. полит. наук

#социология
#язык_богослужения
#церковнославянский_язык

Результаты «опроса» ВЦИОМ:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10181
Поздравляем болгарских братьев и сестёр с национальным праздником - Днём освобождения Болгарии от османского ига!

Вечная память павшим за освобождение православного народа Болгарии!


Иллюстрация: картина Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского «Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года».
Коллеги из "Религии сегодня" записали весьма любопытное интервью с Сергеем Кузнецовым, занимавшим пост первого секретаря посольства СССР при Ватикане. Хотели ли бы выделить лишь несколько интересных моментов, озвученных советским дипломатом.
1. Ватикан - это крупный политический игрок на международной арене, одним из основных направлений деятельности которого является прозелитизм (обращение в католицизм представителей других конфессий).
2. В диалоге с православной церковью Ватикан преследует одну стратегическую цель - подчинение себе православных. Эта магистральная линия не зависит от личности понтифика, занимающего папский престол, и не изменится в дальнейшем.
3. По вопросу урегулирования украинского кризиса весьма наивно рассчитывать на посредническую роль Ватикана. Папа практически после каждых контактов с представителями нашей стороны встречается с униатами и выражает им свою поддержку.
4. Интересно отмечена роль митрополита Никодима (Ротова): он несомненно обладал харизмой, но не был значимым богословом. Был одержим идеей добиться объединения с католической церковью с сохранением главенства папы.
5. Говоря о роли Мальтийского ордена, дипломат отметил, что он имеет черты элитарного клуба. Однако в действительности члены ордена - это лишь рабочие лошадки, используемые руководством ордена для продвижения своих интересов. 

С. Кузнецов высказал довольно много интересных мыслей и оценок относительно подходов Ватикана к выстраиванию как межгосударственных так и межцерковных отношений. Хорошо бы нашей церковной дипломатии начать учитывать опыт светских коллег.

#Ватикан #католицизм #Мальтийский_орден
Forwarded from Raskolam.net
3 марта 2020 года посол Соединенных Штатов по вопросам международной религиозной свободы Сэмюель Браунбек в интервью Orthodox Times заявил, что лоббирование ПЦУ со стороны его государства – не вмешательство во внутренние дела Церкви, а поддержка территориальной целостности Украины.

https://bit.ly/32OwPpD
Андрей Шишков, о взглядах которого мы как-то писали, покинул пост секретаря Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Об этом господин Шишков сообщил на своей странице в социальной сети «Фейсбук», присовокупив, что «принял предложение присоединиться к большому и интересному научно-образовательному проекту».

По ряду признаков мы предполагали, что в ближайшее время может произойти уход Андрея Шишкова, высказывания которого не только подвергались критике консервативной церковной общественности, но и не вполне вписывались в «официальный» церковный мейнстрим.

Будем надеяться, что малозаметный, но на самом деле функционально значимый пост секретаря СББК займёт человек, для которого святоотеческое Предание будет приоритетом.
Forwarded from Правблог
⚡️​​Черногорско-Приморская митрополия Сербской Православной Церкви ответила на вопросы нашего канала. Ее представители отдельно отметили, что сказанное является официальной позицией митрополии.

1. Посольство Украины в Черногории официально призвало черногорскую сторону не считать митрополита Онуфрия митрополитом Киевским и всея Украины, указывая, что таковым является глава "ПЦУ" Епифаний. Вы согласны с таким утверждением?

- Митрополия Черногорская и Поморская, как неотъемлемая часть Сербской Православной Церкви, неоднократно говорила о том, что возглавляемую Епифанием Думенко структуру не считает канонической Церковью, впрочем как и подавляющее большинство Поместных Православных Церквей. Что думает по этому поводу показал и народ Украины, который на выборах проголосовал против Петра Порошенко, невзирая на его "заслуги" при получении томоса для т.н Православной церкви Украины.

2. Также посольство подчеркнуло, что Митрополит Онуфрий якобы не имеет право представлять православных верующих Украины. Тем самым намекая на то, что это прерогатива только Епифания из "ПЦУ". Как вы считаете - правильно ли когда представители власти начинают указывать какая конфессия "правильная", а какая - нет?

- Заявление Посольства Украины в Черногории наглядно свидетельствует о тенденции и желании государства, а также госслужащих (как Украины, так и Черногории) вмешиваться во внутренние дела Церкви, и самим определять устройство Церкви. С другой стороны, это во многом говорит об образованности, тактичности и основной культуре представителя Посольства, который сделал данное заявление.

3. Приезд Митрополита Онуфрия принёс благо или негативно сказался на отношениях Украины и Черногории?

- Как народ Черногории принял приезд в Черногорию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия можно было увидеть на Крестных ходах в четверг (27.02.2020) и субботу (29.02.2020), когда реки людей с молитвой в сердцах прошли по улицам Подгорицы, благодаря Бога за благословения Великого Равноапостольного князя Владимира, Киево-Печерских святых и всех святых на земле Украинской просиявших, которые с собой принёс Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

#эксклюзив_Правблога #Черногория

#Николай_Потера
Какое будущее у Православия в Южной Америке?

29 февраля, в день рождения патриарха Константинопольского Варфоломея, в Аргентине прошла интронизация нового митрополита Буэнос-Айресского - Иосифа (Боша). Хотя он коренной аргентинец, но получил многолетнее греческое богословское образование. А как отметил на церемонии греческий парламентарий Максим Харакопулос, «любой, кто получил греческое образование, есть настоящий грек, также как и ромей». Православная Церковь, на взгляд Харакопулоса, несёт национальную миссию и должна сохранять национальное самосознание.

На интронизацию прибыл глава Американской архиепископии Елпидофор (Ламбриниадис) - «духовный отец» митрополита Иосифа. Елпидофор заявил, что этот день является «историческим» для Константинопольского патриархата, Аргентины и Православия в целом, поскольку архипастырем стал коренной аргентинец.

Елпидофор заявил, что якобы «Вселенский патриархат имеет попечение обо всех регионах мира, где нет отдельной поместной автокефальной Церкви». И несмотря на то, что в странах мира есть православные диаспоры, не относящиеся к Константинополю, «ответственность Вселенского патриархата - регулировать и координировать церковную жизнь этих стран диаспоры». Тем самым дан недвусмысленный посыл к усилению соответствующей работы в Южной Америке - подобно тому, как сам Елпидофор озаботился объединением православных в США.

Между тем, в Южной Америке имеются структуры Русской, Сербской, Антиохийской, Польской и других Церквей. Буэнос-Айрес является центром Аргентинской и Южноамериканской митрополии Русской Православной Церкви и аналогичной епархии РПЦЗ. Возглавляющий митрополию высокопреосвященнейший Игнатий в интервью Аналитическому центру свт. Василия Великого говорил:
«Далеко не все священники-латиноамериканцы константинопольского патриархата, с которыми я знаком, разделяют позицию своего патриарха».

В сложившихся условиях представляется необходимым с одной стороны, содействовать объединению русского Православия в этом регионе (интеграция структур РПЦ/РПЦЗ, собирание пребывающих в расколе «осколков» РПЦЗ), с другой стороны, развивать православную миссию среди коренных латиноамериканцев, в том числе в сотрудничестве с антиохийцами, сербами, поляками и др.

Именно Русская Церковь, а не Константинополь, несёт в Южной Америке вселенскую православную миссию. Возможно, именно сейчас определяется то, каким будет будущее Православия в этом стратегически важном регионе.

Ознакомиться с жизнью православных в Южной Америке, помочь митрополии РПЦ можно через следующие ресурсы:


Сайт Аргентинской и Южноамериканской епархии.

Образовательный портал Аргентинской и Южноамериканской епархии.

Страница митрополита Аргентинского и Южноамериканского Игнатия в социальной сети «Фейсбук».

Сайт миссионерского общества «Южный Крест».

#Константинопольский_патриархат #РПЦ #миссия #Южная_Америка
Недавно почил выдающийся церковный учёный Алексей Иванович Сидоров. Я считаю его поистине великим человеком и в моей жизни он принял большое участие. Записал на видео свои воспоминания о нем:
https://www.youtube.com/watch?v=Q2FqoYgyMDU
Forwarded from ОВЧА
Клирик "ПЦУ" за рубежом перешел не просто в какую-то из конфессий Поместных Церквей, а в Архиепископию, которая в составе РПЦ.
И не просто перешел, а согласился на перерукоположение! Т.е. он мог перейти в Варфоломеевскую Церковь, что, кстати, он и должен был сделать согласно «томоса» без всякого рукоположения, но перешел в МП с перерукоположением!

Все они прекрасно понимают! Понимают, что их «сан» - фальшивка…

Подробно читай на сайте Церковное Обозрение
Вместо поздравления с 8 марта

В преддверии празднования 8 марта позвольте предложить несколько поправок в Конституцию.

Считаем, надо ввести в Конституцию поправки, закрепляющие:
- рабство мужчины перед женщиной;
- матриархат (де-факто везде и всегда матриархат, женщина "разрешает" или "позволяет", либо она достаточно хитра, чтобы мужчина почувствовал себя главным);
- мужчина по факту своего существования обязан отчислять 50% своего дохода в «Бабфонд», остальные 50% конкретной женщине, которая его выберет;
- выполнять все желания женщины всегда, особенно когда мужчина при смерти;
- 8 марта сделать "Юрьевым днем", когда мужчина имеет право менять свою хозяйку.

Для особо серьёзных товарищей - это ирония. Простите, но после горячего спора с феминистками складывается впечатление, что именно о подобных поправках многие из них мечтают.
Forwarded from Правблог
Александрийский патриархат предложил компромисс по Украине.

Митрополит Зимбабвийский и Ангольский Серафим очертил три пункта "решения украинского вопроса".

Во-первых, он советует признать факт того, что вопрос предоставления автокефалии для Украины давно созрел.

Во-вторых, иерарх предлагает совершить перерукоположение "епископата" "ПЦУ".

В-третьих, митрополит исходит из того, что Митрополит Онуфрий должен быть назначен главой общего "синода" УПЦ и "ПЦУ", а Епифаний - его заместителем.

В целом, ничего нового не прозвучало. Предложения представителя АПЦ во многом сходятся с пунктами т.н. "плана Влахоса", о котором мы писали ранее.

"...сторонниками Константинополя уже разработана своя "церковная формула Штайнмайера". Речь идёт о плане по урегулированию "украинский ситуации", который вышел из-под пера митрополита Иерофея (Влахоса).

В нем все чётко прописано. Греки согласны на проведение Всеправославного собора или совещания. Однако при этом подчеркивается, что итогом соответствующих обсуждений должно стать утверждение предоставленной Фанаром автокефалии Украине.

Что же касается "ПЦУ" и УПЦ, то в отношении них предлагается ввести некий "переходной режим", основой функционирования которого станет принцип епископских собраний в диаспоре. Проще говоря, иерархи канонической Церкви, и руководство раскольников объединяются в некую общую управленческую структуру, где за ними остаётся право поминать своего Патриарха - Кирилла или Варфоломея".

Впрочем, далеко не факт, что предложение представителя АПЦ сейчас актуально. Перерукоположение Епифания и ко как для Фанара, так и для "ПЦУ" станет серьезным ударом. Это ещё могло произойти в ситуации признания раскольников только Константинополем. На данный момент в упомянутом выше шаге нет острой необходимости, поскольку "ПЦУ" уже имеет "евхаристическую" связь с несколькими Поместными Церквями.

#мнение #Фанар

#Николай_Потера

https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/35655-kuriaki-tis-orthodojias-kai-oukraniki-krisi
Успешная дипломатия патриарха Иринея

После завершившегося на днях визита в США патриарх Сербский Ириней был весьма удовлетворён позицией Соединённых Штатов и выразил надежду на то, что она «достигнет ушей правителя Черногории».

И достигла: премьер-министр Черногории Душко Маркович (очевидно, не без ведома Мило Джукановича) сформировал рабочую группу по диалогу с Сербской Православной Церковью. Первая встреча с представителями Церкви намечена на 11 марта.

Маловероятно, что черногорские власти отступятся от своей позиции по закону о «свободе вероисповедания». Да и от США вряд ли можно ожидать особой любви к СПЦ. Однако патриарху Иринею и Сербской Церкви, видимо, удалось теперь получить дополнительное время (это важно независимо от перспектив переговоров с рабочей группой), а также вынудить черногорские власти вести дополнительные консультации с заокеанскими коллегами и одновременно показать, что у Джукановича не получается заручиться поддержкой Константинополя для реализации автокефалистского проекта а-ля Порошенко.

Отметим, что для патриарха Иринея не стало препятствием то, что его собеседником в Госдепе США был не сам Помпео, а «всего лишь» его заместитель Филипп Рикер. Ведь есть вещи важнее собственного ранга и многих прочих соображений.

#Сербская_Православная_Церковь #Черногория #США

http://www.gov.me/vijesti/222415/Premijer-Markovic-formirao-ekspertski-tim-za-pregovore-sa-Mitropolijom.html
Похоже, Церковь Кипра сдает свои позиции.

В принципе, этого следовало ожидать, особенно в свете последних заявлений главы Кипрской Церкви.

«Проблема Православия лично для меня, и я верю и для патриарха Варфоломея, заключается не в том, признаю ли я автокефалию Украинской Церкви. Для меня это ничего не говорит. Я мог признать их вчера, сегодня и завтра. Для меня в этом нет проблем. Проблема для меня - это проблемы Православия...".

Архиепископ Кипра указал, что для него важно благо православия, подчеркнув, что «мы церковные работники, мы покинем этот мир и должны сделать все возможное для Православия".

Говоря о тех, кто противостоит украинской "автокефалии", архиепископ Хризостом сказал: «Те, кто против, если они действительно хотят правильного Православия, должны приземлиться и оставить великие слова, и только через наше смирение Христос, Который дает нам полноту жизни, может помочь Церкви".

Что касается тех "автокефалий", которые Фанар дал "с объемами, четко определяющими их границы" архиепископ Хризостом подчеркнул, что этому нужно подчиниться:

«Пример, который у нас есть, это Церковь Кипра. У нас более 300 000 киприотов-греков в Англии, другие в Канаде, в Австралии. Мы когда-нибудь отправляли туда нашего епископа, чтобы окормлять их? Вместо этого мы призываем их следовать за епископом, назначенным Фанаром, под юрисдикцию которого подпадают эти районы».

https://orthodoxia.info/news/αρχιεπίσκοπος-κύπρου-με-ενδιαφέρει-τ/
По ту сторону улыбок

После успешной для сербов встречи в Аммане патриарх Ириней совершил результативный визит в США. Сербский предстоятель показывает «высший пилотаж» дипломатии, сохраняя стратегический союз с Москвой и умудряясь получать тактически важные выгоды от Госдепа и Фанара по черногорскому вопросу. Отметим встречу патриарха Иринея с архиепископом Елпидофором – главой Американской архиепископии Константинопольского патриархата.

Вероятно, главным событием в вояже патриарха Иринея стал чрезвычайный собор СПЦ в Северной, Центральной и Южной Америке, по итогам которого улажены нестроения, угрожавшие единству сербского Православия и выгодные Фанару.

Следует внимательно отнестись к ситуации в американском Православии, в том числе к развитию взаимодействия в США Русской и Сербской Православной Церквей по самым разным линиям.

#Православие_в_США #Сербская_Православная_Церковь #Константинопольский_патриархат

Полностью:
https://stbasil.center/2020/03/07/successful-diplomacy-of-patriarch-daniel/
О субботе христианина

Святитель Григорий Двоеслов:

"Всё то, что написано в Ветхом Завете о субботе, мы принимаем и храним духовно, и поелику суббота есть день покоя, то наша истинная суббота есть сам Искупитель наш Господь Иисус Христос, даровавший временный и вечный покой душам праведных".
(Послание к гражданам Римским)

#суббота
С Воскресным днём!

Священник Даниил Сысоев
:
«Сегодня в первое воскресенье Великого поста мы с вами празднуем победу Православия над всеми ересями и лжеучениями, которые диавол воздвигал против Церкви Божией, и вспоминаем, в частности, победу Православия над ересью иконоборчества (...). Что такое ересь? (...) И зачем Церковь противодействует ей? (...)

Это когда человек создает себе некую веру, которая ему удобна. (...) Ересь создается человеком по человеческим меркам, и происходит от гордыни. (...) Люди берут чистое слово Божие и разбавляют его, чтобы оно было понятнее, человеческими измышлениями, разъясняют вопреки слову Божию. (...) Так возникли все лжеучения, так возникло Римо-католичество, протестантизм, сектантство.

Церковь, чтобы оградить нас от этого зла установила чин анафематствования
».

Читать полностью:
https://mission-center.com/2013-07-01-05-26-11/16695-dan-sisoev-propoved-torzestvo-pravoslaviy

#Воскресный_день
«Православный лидер в Иерусалиме заслуживает места на экране католического радара»

С таким заголовком вышла статья Джона Аллена - редактора авторитетного издания «Крукс» (Crux), одного из ведущих американских экспертов по Ватикану (https://cruxnow.com/news-analysis/2020/02/orthodox-leader-in-jerusalem-merits-a-spot-on-catholic-radar-screen/).

Амманская инициатива показала, что патриарх Феофил может выступать как примиритель в межправославных отношениях и лидер общеправославного масштаба. В связи с этим Аллен пишет: «в экуменических попытках вовлечь Православие Папа Франциск и его команда много поработали над поддержанием хороших отношений и с Константинополем, и с Москвой, но это сложно, когда те и другие даже не разговаривают друг с другом. В этом отношении Рим может найти в Феофиле интересного собеседника». «Во-вторых, - считает Аллен, - католицизм и Православие имеют общие интересы во многих местах, и возможно нигде больше, чем на Ближнем Востоке, где растущая волна преследований, совершаемых джихадистами, угрожает самому выживанию христианства на земле его зарождения. В этом контексте созидание общего дела является экзистенциальным императивом, и знание того, кто является потенциальными творцами перемен, имеет решающее значение».

Аллен приходит к выводу, что, «несмотря на недостатки, Феофил является потенциальной силой, как в регионе, так и в [Православной] Церкви, в которую католицизм значительно вкладывается… И это, если коротко, означает, что он человек, которого необходимо знать».

Что ж, американский аналитик по сути прямо указывает католикам на необходимость использовать межправославные нестроения в интересах Ватикана. По-своему он прав. Православие сегодня, к огромному сожалению, вследствие действий Константинополя лишено единой субъектности во всемирном масштабе. А когда рядом с тобой (и тем более против тебя) действует единый мобилизованный субъект (Римо-католическая церковь), православные будут сдавать позиции. Одним из подтверждений этому является произошедшее за последний год укрепление и продвижение католиков почти во всех странах православного мира.

При этом Русская Православная Церковь вполне может прекратить заигрывания с Ватиканом (переведя отношения с ним с экуменической на сугубо прагматическую основу), а также стать «маяком» здорового церковного консерватизма для всего православного мира.

Ранее на нашем канале приводилось мнение американского протестантского аналитика о том, что разделение между православными выгодно Ватикану https://yangx.top/stbasil_center/510

https://cruxnow.com/news-analysis/2020/02/orthodox-leader-in-jerusalem-merits-a-spot-on-catholic-radar-screen/

#Ватикан #Иерусалимский_патриархат
#РПЦ