Китай. 80-е и не только
16.3K subscribers
2.62K photos
66 videos
18 files
1.45K links
Авторский канал Ивана Зуенко

"Долгие восьмидесятые" в Китайской Народной Республике. История, культура, прямая речь

Письма в редакцию: https://yangx.top/ivanzuenko
加入频道
Ламповая фоточка из 80-х. Описание происходящего претенциозно и вызывает сомнения, но лица и одежда true.
Я уже дискутировал на тему, когда же начались китайские «длинные 80-е». Теперь давайте обсудим, когда они закончились.

Скажу сразу: в своей работе, посвященной эволюции Центр-региональных отношений в КНР, я беру рамки 1976-1994 год. Выбор последнего удивляет даже китайских коллег, но, если разобраться, всё логично – в 1994 году была осуществлена кардинальная реформа фискальной системы, изменившая финансовые возможности Центра и регионов и поменявшая характер их взаимоотношений.

Однако же этот пример представляется слишком частным. Глобально же кандидатов на роль «выходной точки» из условных «длинных 80-х» может быть три:

Июнь 1989 – Тяньаньмэнь, конец романтического периода реформ, заморозка политических преобразований и конец китайской «перестройки»

Январь-февраль 1992 – инспекционная поездка Дэн Сяопина на юг Китая, пропаганда достижений политики реформ и открытости, ознаменовавшая собой переход ко второму раунду реформ после длительной интерлюдии 1989-92 годов.

Октябрь 1992 – 14-й съезд КПК, решения которого закрепили завещание Дэн Сяопина как в плане призыва «продолжать рыночные реформы», так и в плане организации высшей власти (было пересмотрено Председателем Си во второй половине 2010-х)

Однако, веховые события предопределяют развитие общества на годы вперёд, но не характеризуют его «здесь и сейчас». Иначе говоря, примерно до конца 1990-х Китай оставался в том препубертатном периоде своего развития, который со всеми его поисками себя и шатаниями характере для «длинных 80-х».

Количество перешло в качество при новом премьере Госсовета Чжу Жунцзи, занимал высшие партийные и государственные посты с 1997-98 годов.

Именно он в начале 90-х в первые годы после возвращения к «реформам» отвечал за эксперименты с приватизацией и фискальной реформой. Именно с его работой в качестве главы правительство связано полномасштабное претворение рыночных принципов в экономике, чего не было ни в 1980-е годы, когда «плановик» Чэнь Юнь уравновешивал «рыночника» Чжао Цзыяна, ни тем более на рубеже 80-90-х, когда Госсовет возглавлял махровый консерватор Ли Пэн.

На рубеже 90-х и нулевых Китай стал капиталистическим (да-да-да), и внешне это было связано с приходом на пост главы правительства Чжу Жунцзи.

А окончательно цикл капиталистических реформ замкнулся в 2001 году, когда КНР вступила в ВТО. С тех пор политику Пекина можно называть «политикой реформ и открытости» только из желания продемонстрировать преемственность к истории КПК 80-90-х и подкрепить свою власть авторитетом Дэн Сяопина. (Кстати, интересно, почему Председатель Си окончательно не откажется от этого атавизма?). По сути, это уже обычная «поддерживающая» политика обычного капиталистического, интегрированного в глобальную экономику государства. Реформы нулевых-десятых носили декоративный характер. Задачи модернизации были выполнены. Цвет времени поменялся.

Впрочем, в рамках этого канала фокус нашего внимания будет смещён чуть назад, и за рубеж 1997-98-го мы выбираться практически не будем.

Мотивировка интуитивна – уже в 2001 году это был совсем не тот Китай препубертатного периода, которым он был еще в 1997 году.
Вдогонку предыдущей записи - стильная фоточка из 1985-го. Wham! на площади Тяньаньмэнь.
Кстати, вы обратили внимание на картинку, которая выбрана в качестве аватарки канала?

Это кадр из фильма Цзя Чжанкэ «Платформа». В нём, на мой взгляд, отражён дух 80-х.

Движение вперёд, увлекающее и оставляющее очень мало шансов подумать о том, что же происходит. Колебания влево-вправо. И всё это под лозунгом 为人民服务 (факсимиле Мао Цзэдуна) на старой стене шаньсийского города Фэньян как символ ограниченности рамок движения. Одежда и стиль непередаваемы.

Вообще же, «Платформа» твёрдо занимает место № 1 в моём личном рейтинге китайских фильмов о 80-х. Это настоящая сага, рисующая не только изменения в жизни страны, но и судьбу целого поколения, к которому относился, кстати, и сам режиссёр – Цзя Чжанкэ, родившийся в 1970 году. Самый пронзительный и точный фильм о настроениях 80-х. Один из основных шедевров «шестого поколения китайских кинорежиссёров».

Топ-3 рейтинга выглядит так:

1. Платформа 站台 (Цзя Чжанкэ, 2000)

2. Летний дворец 颐和园 (Лоу Е, 2006) –
другая сага о судьбе поколения, молодость которого пришлась на 80-е. Опять же очень автобиографично – Лоу Е родился в 1965 году. Хронологические рамки сдвинуты – фильм начинается примерно за год до событий на площади Тяньаньмэнь, но доводит повествование до начала 21 века. Чаще всего картина «продаётся» как рассказ о «6-4» (подавлении выступлений на Тяньаньмэнь), но реально смысл фильма значительно шире. Медленное завораживающее кино о том, что как создаётся миф о молодости.

3. Инцидент с чёрной пушкой 黑炮事件 (Хуан Цзяньсинь, 1985) –
производственная «чёрная комедия» прямиком из середины 80-х. Кайфан и антишпионская паранойя. Бюрократизм и интерьеры инвалютных кафе. 100% стиль 80-х. Не шедевр, но если учесть, что в зрелые годы тот же Хуан Цзяньсинь снял такие «блокбастеры», как «Рождение партии» и «Рождение государства», то очень даже ничего.
Из дневников Юрия Владимировича Чудодеева о поездке по Китаю (январь 1986-го):

"Шэньчжэнь огорожен от остального Китая колючей проволокой. Для поездки туда китаец должен иметь специальный пропуск (без него ему не продадут билета). Иностранцам билеты продают только за валютные юани (вайхуй). Строгий контроль при выходе на платформу.

Вагоны, хоть и сидячие, но классом выше, чем обычное китайское ин-цзо, с мягкими креслами. В вагонах намного чище. Чувствуется, что едут «новые китайцы», которые не позволяют себе курить и сорить на пол".

#дневники #лаоваи_в_Китае
А вообще нелегко в те годы было путешествовать по Китайской Народной Республике. Хотя, как по мне, намного интереснее, чем сейчас!

Вот что пишет в своих дневниках Ю.В. Чудодеев (январь 1986-го):

"В Сямэне мы долго задерживаться не собирались. Спешили в Гуанчжоу. Но буквально на следующий день выяснилось, что пароход на юг только что ушел. А ходит он один раз в 5 дней!

Ради экономии наших денег после долгих сомнений, колебаний и размышлений мы решили дальнейший путь проделать не на автобусе (60 юаней до Гуанчжоу) и тем более не на самолёте (90 юаней), а ждать следующего парохода.

Итак, мы застряли в Сямэни почти на неделю. Дольше, чем предполагали, получив тем самым возможность лучше познакомиться с городом. А город действительно оказался замечательным. И не только своей «открытостью» (в 20 км от Сямэни, в Хули, работала специальная экономическая зона), но своими музеями и храмами".

* билет 4 класса на пароход «Сямэнь-Гуанчжоу» стоил в 20 юаней (каюта на 8 человек, нары в два этажа)

#дневники #лаоваи_в_Китае
Вот они "новые китайцы", о которых пишет Чудодеев. Шэньчжэнь, ориентировочно 1983 год.
Наши внимательные подписчики (а нас уже 400!) заметили, что в подписи к одной из недавних фотографий допущена досадная ошибка. На площади Тяньаньмэнь запечатлена не группа Modern Talking, а не менее культовая группа 80-х Wham («…last Christmas, I gave you my heart but the very next day you gave it away…») Всё верно! Это Wham.

Ребята были первой западной поп-группой, выступившей в КНР. Они пробыли в стране 10 дней, в течение которых дали два концерта – один перед 12-тысячной аудиторией «Рабочего спортзала» 北京工人体育馆 в Пекине 7 апреля 1985 года и еще один перед 5 тысячами зрителей в Гуанчжоу три дня спустя.

Вот еще один фотопруф. Джордж Майкл и Эндрю Риджли на Великой стене.
Советский стажёр Ю.В. Чудодеев свидетельствует (1985/86 учебный год):

"Шанхайские и гуанчжоуские красавицы липнут к иностранцам, кокетничают с тобой, даже стоя к тебе спиной и весьма умеючи завлекая некоторых в свои сети.

Встречаются иногда и типичные проститутки (я сам не встречал, но о таких рассказывали наши стажеры из Пекина), которые предлагают себя на ночь – и комнату достанут! – за 100 инвалютных юаней (вайхуй). Судя по всему, и в Шанхае таких немало – видимо, не всех выслали".

Кстати, он же пишет о доступности презервативов:

"В Шанхае повсюду пропаганда поздних браков. Для того, чтобы иметь одного ребёнка. В аптеке можно бесплатно получить презервативы – ограничение деторождения на практике!"

(Здесь и ранее: Чудодеев. Советский стажёр в Китае. Дневниковые записки о стажировке в университете Фудань. 2014. С. 142, 221).

#дневники #лаоваи_в_Китае
Китайские красавицы 80-х. Показ мод на площади Тяньаньмэнь. 1986 год.
Чудодеев неоднократно упоминает в своих дневниках «вайхуй» - юани для иностранцев.

Полное наименование этой штуки - 中国银行外汇兑换券 (валютный сертификат). Сокращенно «вайхуйцзюар», или просто «вайхуй». Что-то типа инвалютных чеков в развитом СССР.

Официально иностранцы могли использовать в КНР только такие деньги, которые принимались в специальных "инвалютных магазинах". По факту это было, конечно же, неудобно, так как уже с начала 1980-х в обычных магазинах и рынках был и ассортимент шире, и цены ниже.

В то же время инвалютные магазины по-прежнему предоставляли доступ к особо котируемой японской электронике. Поэтому китайские нувориши стремились получить «вайхуй», а иностранные студенты и служащие – от них избавиться.

Официальный курс был 1:1. Нелегально «вайхуй» менялись на обычные юани по другому курсу. В 1985-86 гг. Чудодеев называет курс 1 вайхуй на 1,3-1,5 юаня, причем указывает, что в конце стажировки (лето 86-го) обмен уже не вызывал ажиотажа у местного населения, хотя за год до этого иностранец воспринимался, прежде всего, как источник инвалютных юаней.

В Пекине, Шанхае и Гуанчжоу фарцовщиков (по-китайски 黄牛) крышевали подразделения МГБ (госбезопасность), для которых поймать иностранца на формально запрещенной сделке было одним из самых легких способов его скомпрометировать. В то же время многие сотрудники МГБ пользовались доступом к этому «рынку», чтобы обогащаться самим и выступали в качестве фарцовщиков самостоятельно – свою «клиентуру» они уже не трогали.

Ввели вайхуй в 1980 году (первая партия была выпущена в 1979-м, еще одна - в 1988-м). С 1986-го в бывших "инвалютных магазинах" официально разрешили расплачиваться жэньминьби, поэтому "вайхуй" поступенно теряли актуальность. Окончательно их оборот был прекращён в январе 1995 года.

#слова_эпохи
100 инвалютных юаней (первая партия выпуска, 1979 г.). Ровно столько в 1986 году стоило... см. выше.
Последние пару дней по соцсетям гуляет картинка, согласно которой, начиная с 1990 года, китайской экономике обещают неизбежный скорый крах. На самом деле еще в 1986-м при появлении первых признаков "перегрева" китайской экономики, ей пророчили коллапс. А советские специалисты были уверены в провале китайских реформ с самого начала ))

«К 2000 году Китай не войдет в число передовых, экономически развитых стран мира из-за невозможности реализовать свои планы по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции. В экономическом отношении он безусловно будет отставать от Советского Союза». (Проблемы Дальнего Востока, 1979. № 2)

"Ни порывы националистической истерии деклассированной черни, ни макиавеллистская возня явных торговцев антисоветизмом, тайно алчущих мещанского капитализма, не дадут решения о том, каков выход Китая из глубокого исторического тупика, а лишь усугубят его тупиковое состояние. Выход же один – диктатура пролетариата. И в КНР многие знают это". (Проблемы Дальнего Востока. 1979. № 4).
#пятничные_80_е. Самая красивая китайская женщина эпохи Гун Ли 巩俐.

Родилась в 1965-м в Шэньяне. С 1985-го училась в Центральной академии театрального искусства (Пекин), и ещё студенткой снялась у Чжан Имоу в его прорывной картине "Красный гаолян" (1987).

В последующее десятилетие сыграла во всех культовых фильмах Чжан Имоу, включая "Жить", "Подними красный фонарь", "Цю Цзюй идёт в суд". Такой же символ кино пятого поколения режиссёров, как и сам Чжан Имоу. И, наконец, просто красавица! (с)
Российские разработчики готовят компьютерную игру про историю "длинных 80-х" - первую часть интересующего нас периода, 1976-1985:

"Ориентировочно в марте ожидается стратегия "Китай: Наследие Мао" от отечественных инди-разработчиков Kremlingames.

1976 год, отгремела бурная "культурная революция", суровые времена хунвэйбинов и публичной критики подходят к концу. Раскол в отношениях с СССР и его союзниками не только глубок, как никогда. но угрожает вновь перейти в горячую форму — вновь. Старый и больной Мао Цзэдун вот-вот оставит Китай своим товарищам из КПК. Холодная война переходит в новую фазу, и только вам решать, каким станет Китай и какое место он займёт в быстро меняющемся мире.

Что это за игра?
Текстовая стратегия. Текстовая стратегия, как жанр, представляет собой стратегическое управление через систему статистических показателей, баланс переменных, механику "да-нет", и различные квестовые элементы управления, а не через привычные для других видов стратегических игр перемещения отображённых визуально юнитов. Центральное внимание уделяется экономическому микроменеджменту, регулированию законов государства, решению проблемных ситуаций и т. д.

Большое внимание в текстовых стратегиях уделяется формированию правящего кабинета, т. к. именно он проводит внутреннюю и внешнюю политику, и его составом определяется то, каким станет государство. Что такое руководство Китая в 1976 году? Банка с пауками, и вам предстоит в неё влезть. В игре кадры сведены в несколько альтернативных политических линии, распределяющиеся между тремя политическими направлениями, с дополнительным делением на фракции (леворадикалы, умеренные, консерваторы, реформисты, либералы). Притирка людей из различных групп, линий, и фракций становится одной из важнейших задач игрока.

Возглавьте Китайскую Народную Республику в период с 1976 по 1985.

Постройте крепкую плановую экономику, проведите рыночные реформы, пригласив инвесторов со всего мира, или же воплотите мечту коммунистов об автоматизированном планировании - будущее китайской экономики в ваших руках.

Расширяйте своё влияние, станьте хозяином Азиатского региона, дотянитесь до Европы, заставьте СССР признать Китай старшим братом - неспокойный мир Холодной войны даёт массу возможностей.

Следите за тем, что происходит в партии - политики мечтают подняться повыше, плетут интриги и заговоры. Ваши сопартийцы могут стать вашими надёжными помощниками или смертельными врагами.

Игра будет в реальном времени, как "Ostalgie". Внешняя политика будет разрабатываться на основе "Кризиса в Кремле", но с добавлением механизма агентурных сетей из "Ostalgie", внутренняя же политика будет на основе "Ostalgie", но с задействованием механики "Кризиса в Кремле". Система доктрин будет новая, с особенностями китайской специфики.

В игре будет дана возможность вернуть Гонконг и Макао, а также заставить Тайвань отказаться от "Трех народных принципов" и встать на путь реинтеграции в Китай. За время игры, Тибет и Синьцзян могут попробовать выйти из состава Китая. Вы сможете как попытаться помешать этому, так и попробовать или выстроить отношения с ними на новых основаниях, или вернуть их в состав Китая силой.

Китай богат, но его богатства нужно ещё организовать и использовать. Потенциал китайского народа огромен, но его ещё нужно реализовать. Идеи Мао популярны в мире, но от бесконечных потрясений теряют популярность на родине. Путей развития много, но выбрать можно лишь один. Какой выберете вы?"

Полный текст анонса со скриншотами: https://m.vk.com/wall-58569409_134568

За наводку спасибо телеграм-каналу Российской маоистской партии t.me/maoism_ru
На футбольном Кубке Азии-2019 сборная КНР обыграла сборные Кыргызстана и Филиппин и гарантированно вышла в плей-офф турнира. Самое время вспомнить о футбольных успехах Китая в 80-х.

Вы будете смеяться, но и футбол в 80-е был получше нынешнего ))

Именно в 80-е годы Китай достиг своих наивысших футбольных успехов, которые в дальнейшем удалось только повторить, но не превзойти.

В 1984-м на сборная Китая дошла до финала Кубка Азии, где проиграла сборной Саудовской Аравии. В 1990-м китайский клуб «Ляонин Дунъяо» 辽宁东药 выиграл Кубок чемпионов Азии. (Это достижения были повторены в 2004 и 2013 гг. соответственно).

Вообще же сборная Китая дебютировала в Азиалях в июне 1976-го, еще при жизни Мао, и сходу заняла 3-е место. Дело происходило в Иране, еще до Исламской революции. Сборная Ирана победила в турнире.

В дальнейшем китайцы неизменно выходили в финальную часть Азиаля и, как правило, входили в топ-4:

1980 (Кувейт) – играли в финальной части, но не вышли в плей-офф

1984 (Сингапур) – серебро + нападающий Цзя Сюцюань стал лучшим игроком и бомбардиром турнира

1988 (Катар) – дошли до полуфинала, в матче за 3-е место проиграли Ирану.

1992 (Япония) – бронза

В конце 80-х была создана профессиональная футбольная лига. Сразу несколько футболистов уехало играть в Европу. Будущее китайского футбола казалось безоблачным.
Тот самый серебряный 1984-й:

Икона китайского футбола 80-х – Цзя Сюцюань 贾秀全 . С призом лучшему игроку Кубка Азии. (Кстати, первый его обладатель в истории и единственный китаец, получивший этот приз).

Родом из Даляня, играл за армейский клуб «Ба И» 八一. Зимой 1988-го вместе с соотечественником Лю Хайгуном уехал играть в Европу – в… югославский «Партизан».
Продолжаем наши спортивные выходные в стиле 80-х.

Пожалуй, самый яркий китайский футболист эпохи – крайний нападающий Гу Гуанмин 古广明 по кличке «Вьюн» 鲵鳅 (ницю). Названный так за низкий рост, высокую скорость и техничный дриблинг.

Родился в Гуанчжоу, там же играл за команду провинции Гуандун, а в 1987-м стал вторым китайцем, переехавшим играть в Европу – в чемпионат Германии («Дармштадт»). После завершения карьеры тренировал команды в родном Гуандуне.
А первый китайский легионер в Европе (по-китайски 留洋 – «оставшийся за океаном») – Се Юйсинь 谢育新. 18-летнего юниора присмотрели скауты голландского клуба «Зволле», и в феврале 1987-го Се уехал в Европу.

Долго там не задержался, и уже спустя два года вернулся в Китай, но в историю вошёл. И в 1988-м вполне заслужил быть на обложке китайского журнала "Мир футбола" 足球世界.