Лариса Бравицкая
6.86K subscribers
2.15K photos
172 videos
1.72K links
加入频道
В Музее Фаберже в Петербурге открылась изумительная Выставка Бориса Григорьева.
Несмотря на довольно успешную жизнь в эмиграции, в отличие от многих других наших соотечественников, Григорьев умер довольно рано, в 52 года.
Причиной смерти послужил хронический стресс, вызванный невыносимой тоской по Родине.

До почти 2010-х годов широкой публике было почти ничего не известно о Борисе Григорьеве, имя которого в СССР было предано забвению.

О самом художнике я уже писала, можно прочесть здесь:
👇👇👇

https://yangx.top/bravolara/1978


Открывшаяся на днях Выставка Григорьева в Музее Фаберже уникальна.
Большинство представленных работ из частных коллекций.

Для тех, кто не сможет посетить Выставку, публикую немного фотографий этих работ.
Ну, сколько здесь поместится …(тесна телега для меня…)

Выставка продлится до 24 января.

И еще, Выставка открылась в только что отреставрированном крыле дворца Нарышкиных-Шуваловых, соединив воедино весь ансамбль дворца.

Лишний раз мое восхищение и признательность за такую высоко художественную, интеллигентную реставрацию.

Музей Фаберже стал одним из лучших выставочных залов России и мира.
Тот самый редкий случай, когда большие деньги оказались в правильных руках.

@Лариса Бравицкая
АЛЕКСАНДРУ АЛОВУ - 100 ЛЕТ.
В творческом союзе с однокурсником Наумовым, они сняли прекрасные фильмы:
«Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран 43» с Аленом Делоном, «Старая крепость», «Тревожная молодость», «Павел Корчагин», с Василием Лановым в главной роли, «Скверный анекдот» и др.

Он ушел на фронт в 18, дошел до Вены простым солдатом, получил контузию и ранение в голову.
Много позже министр культуры Фурцева упрекнет режиссеров, что в их фильме «Мир входящему» замызганные шинели:
«Где вы видели такие грязные шинели!». Шрам на лице Алова побелеет и сдерживая гнев он ответит: «Вы эту шинель только с мавзолея видели, а я в ней протопал четыре года».
За этот антифашистский фильм режиссеры потом получат несколького международных призов.

Они были совсем разные. Наумов активный, подвижный, Алов, напротив, спокойный, сосредоточенный.
Точный в определениях, институтский товарищ Параджанов сказал, что Алов похож на молодого Пушкина, только в гимнастерке, а еще - на подстреленную лань.

В те годы из окопов на студенческую скамью во ВГИК шагнули: Алов, Басов, Озеров, Чухрай, Вышинский, Бондарчук, Сегель, Ростоцкий, Вятич, Ордынский, Фигуровский, Иванов и многие, многие другие.
Поколение 1921–1923 г.р., вчерашние школьники, мальчишки, ценой собственной жизни остановили фашизм. «Выбитое поколение», так их называли.
Были в институте и штатские, кто по возрасту не попал на фронт: Рязанов, Швейцер, Кулиджанов, Наумов…
Студенты-фронтовики снисходительно называли их «статские рябчики» и с достоинством носили свои гимнастерки, украшенные орденами и нашивками за ранения.

Алов и Наумов были ассистентами у своего мастера Савченко, когда тот снимал «Тараса Шевченко».
На этой картине Савченко умер. Посмотрев фильм, Сталин сделал ряд замечаний, но ему боялись сказать, что некому передать его замечания, режиссера нет….
Тогда Ромм и Пырьев предложили завершить картину Савченко его ученикам.
Вот так и началось совместное творческое сотрудничество и крепкая дружба Алова и Наумова.

Картины они снимали по собственным сценариям, в процессе кропотливой работы над которыми углублялись в исторический и литературный материал.
Наверное, одним из лучших фильмов творческого тандема можно считать «Бег», с изумительными актерскими работами Владислава Дворжецкого, Михаила Ульянова, Евгения Евстигнеева, Алексея Баталова, Людмилы Савельевой.

Консультантом картины была сама Елена Сергеевна Булгакова.
День начинался с ее слов режиссерам: «Этот эпизод надо поправить – так решил Михаил Афанасьевич, он приходил ко мне во сне».
Она говорила, что Булгаков каждую ночь является ей во сне и придавала своим снам особое значение.
Алов и Наумов сочинили эпизод, которого нет у Булгакова: не желая покидать Россию, белые офицеры решают застрелиться. Но перед этим, вызывают гробовщика (прекрасный актер Николай Сергеев) и говорят:
– Надо похоронить трех человек
– А где же покойники? Кого хоронить?
Тогда полковник (Олег Ефремов) отвечает: «Хоронить нужно нас».

Булгакова посмотрела этот эпизод и говорит, что Михаил Афанасьевич просит этот эпизод переснять, и что нужно сделать так: гробовщик стягивает зубами перчатку со своей руки, проводит пальцем по щетине на лице штабс-капитана (Михаил Глузский) и произносит: «Побриться бы надо, покойника брить трудно».
Общалась ли она действительно во сне с Булгаковым или нет, об этом мы никогда не узнаем, но предложение было потрясающим.
На следующий день после рабочего просмотра картины Елена Сергеевна умерла.

И все-таки война его догнала. Мужественно преодолевая последствия ранений и контузий, мучительные боли, он с трудом ходил, опираясь на палочку, и продолжая при этом оставаться удивительно светлым, с чувством юмора и желанием творить.

Умер Александр Алов, как и подобает солдату, на посту.
Это случилось прямо на съемочной площадке экранизации романа фронтовика Ю.Бондарева
«Берег», в последний съемочный день на натуре в городе Кулдига. Ему было 59 лет.

@Лариса Бравицкая
Александр Александрович АЛОВ

26 сентября 1923-12 июня 1983 (59 лет)

ДЕНЬ ПАМЯТИ

@Лариса Бравицкая
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
СЕГОДНЯ ПРАЗДНУЕТ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Ильдар АБДРАЗАКОВ. Прославленному басу, народному артисту, двукратному обладателю премии Грэмми исполнилось 46 лет.
Вчера я была приглашена на Гала-Концерт, приуроченный к открытию VI Фестиваля Ильдара Абдразакова.
Исполнялись арии и дуэты из классических опер Фауст, Вертер, Кармен, Дон Жуан, Любовный напиток, Свадьба Фигаро, Искатели жемчуга.

Всемирно известный мексиканский тенор Рамон Варгас исполнил арию Ленского из оперы Евгений Онегин, конечно же, на русском языке.

И вот, что я вам скажу:
Когда испанец Дерибас строит русский город Одессу, грузин Багратион и шотландец Барклай бьются на полях сражений, Витус Беринг, Крузенштерн и Беллинсгаузен открывают новые земли, потомок Ганнибала и шотландца Лермонта становятся первыми поэтами России, француз Петипа ставит балеты, Кваренги и Растрелли строят дворцы…- разговоры об отмене русской культуры и русских может возникнуть только в воспаленной голове психически больных.
Русский определяется не национальностью, а духом.

Как недавно сказал замечательный дирижер Фабио Мастранджело: «Я не могу представить свою судьбу без России».

Вчера русская культура в лице башкира Абдразакова, мексиканца Варгаса, осетина Гергиева на сцене легендарной Имперской Мариинки в очередной раз обняла весь мир!

С сегодняшнего дня Фестиваль начинает свой путь по городам России.

А я, мои дорогие подписчики, специально для вас умудрилась заснять финальное выступление двух прославленных певцов.

@Лариса Бравицкая
В СЕРЕДИНЕ XIX века между Россией и Америкой началась борьба за рынок сбыта для своих товаров в Японии. Завоевать Японию в качестве торгового партнера было делом непростым.
Дело в том, что с 1639 года Япония закрылась для иностранцев, появление чужеземца в стране восходящего солнца каралось смертной казнью и только китайским и голландским торговым судам, в виде исключения, разрешалось войти в порт Нагасаки.

Россия и Америка почти одновременно направляют в Японию военно-морские эскадры.
Русской эскадрой командует вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин, американской - коммодор Мэтью Перри.
Русская экспедиция была направлена не только для установления политических и торговых отношений с Японией, но и для инспекции русских владений
на Аляске.

В результате, японцы подписали торговые договоры с обеими странами, только достигнуто это было по-разному.
Коммодор Перри, демонстрируя военную мощь Америки и угрожая расстрелять из пушек город Эдо (Токио), тупо запугал японцев.

Ефимий Васильевич Путятин без всяких угроз умудрился провести мирные переговоры и наладить торговые отношения, закрепив их Договором.

Почему об этом событии вспоминаю сегодня?
В этой длительной экспедиции секретарем адмирала Путятина был писатель Иван Александрович ГОНЧАРОВ.

За время экспедиции (два с половиной года) Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах, на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океанов, высадился на берегу Охотского моря, в Аяне, проехал сухим путём через всю Россию, вернулся в Петербург и написал беспрецедентную по тем временам книгу «Фрегат Паллада», поразившую русского читателя разнообразием незнакомого мира.

Сегодня День памяти русского писателя И.А. ГОНЧАРОВА.

18 июня 1812-27 сентября 1891
(79 лет)


@Лариса Бравицкая

Моему любимому Ивану Александровичу я и посвящаю сегодняшнюю ЗАМЕТКУ.

👇👇👇
РОДИЛСЯ ГОНЧАРОВ в Симбирске, рос барчуком, никто не следил за его воспитанием, хозяйственностью он никогда не отличался, за время учебы в Московском университете имение не навещал, забрал свою часть наследства деньгами и обосновался в Петербурге, где его близкими друзьями стали супруги Майковы, а сын Аполлон - его учеником.
У главы семейства, известного художника Николая Майкова, был свой литературно-художественный кружок, где издавался рукописный журнал и альманах. Он и предложил 26-летнему Гончарову публиковаться в одном из номеров. Так увидели свет его первые повести и стихи.
В кружке Майкова, за неторопливость и вальяжность его прозвали Принц де Лень, а он и не обижался, и даже посмеивался над шутками, подписывая этим именем некоторые свои письма.

У Майковых он встретит свою «Ольгу Ильинскую». 17-летняя Екатерина станет женой одного из Майковых. Обаятельная, с острым живым умом и писательским талантом, она покорит всех, включая Гончарова.
Однако, все его романтические увлечения оканчивались тем, что девушки заключали брак с другими.
Он будто боялся женщин, какая-то осторожность, недоверчивость к себе и другим удерживала его от брака.

Он начинает публиковать главы из первой части романа «Обломов», и вот тут, как раз и возникает возможность кругосветного путешествия, Аполлон Майков отказался от участия в экспедиции Путятина.
Что тут началось! Его охватил невероятный восторг, примерно как Обломова, когда тот, под влиянием Штольца, решит сделать предложение Ольге.
Как заведений, с утра до вечера, он бегает по инстанциям, собирает рекомендации, ищет того, кто представит его адмиралу, добивается разрешения на участие в экспедиции и заграничную командировку.

Путешествие длилось 2 года, он опишет его в книге «Фрегат „Паллада“», главы которой публиковались в журналах три года, а он, в течении этого времени, предавался созерцанию и только через пять лет вернулся к «Обломову».

Замысел романа появился, когда ему было примерно столько же, сколько и его герою.
Да и внешность Ильи Ильича, «тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами», с округлившейся талией, выпадающими волосами и нетипично мягкими полными руками, очень напоминала самого автора, «кругленького, пухлого, с сонливо-спокойным взглядом светлых глаз».
И даже в обстановке кабинета писателя «много несомненно обломовского: тот же диван стоял у стены, уже изрядно усиженный, картина косовато висела над ним. Положительно те же туфли-шлепанцы высовывались из-под дивана».(И.Ясинский).

Хоть и вальяжен был Гончаров, но однажды вызовет на дуэль Тургенева.
Вначале, писатели подружились, а потом…
Как-то раз Тургенев пригласил близких друзей, среди них и Гончарова, на обед, где зачитал только что законченное «Дворянское гнездо». Тут же был обвинен Гончаровым в том, что большинство персонажей и сюжетных линий украдены из его неоконченного «Обрыва» и потребовал убрать из романа часть эпизодов.
Не желая ссориться, Тургенев пойдет навстречу, но через два года, когда выйдет «Накануне», Гончаров вновь обвинит автора в подражании «Обрыву».
Тут уж Тургенев обиды не снесет и предложит обратиться к критикам и цензорам. Третейский суд постановил, что хоть произведения и имеют некоторые общие черты, но все-таки не повторяют друг друга, а схожесть их только в том, что они «возникли на одной и той же русской почве».
Конфликт был улажен, но дружба закончилась навсегда.

Каждое произведение он писал подолгу: «Обыкновенную историю» четыре года, «Обломова»- более десяти лет, а «Обрыв», - называл «дитя моего сердца» - целых двадцать.
Умер в одиночестве от воспаления легких.
Перед смертью сжег в камине большую часть своих рукописей, писем, просил не публиковать его личных переписок и дневников, а судить о нем лишь по его произведениям.

@Лариса Бравицкая
❗️❗️❗️
Вчера наш водитель был в Отделе МВД Басманного района (по поводу похищенных с моей машины зеркал)

В ОТД.МВД он разговорился с вагнеровцем, которого 7 суток «маринуют» в отделении, по русски говорит плохо.

Мужика взяли на вокзале, забрали награды, 3 млн руб (за 9 месяцев зарплата), посадили в камеру до выяснения личности.

7 дней боец просидел в камере!
Вчера его выпустили из камеры, но!
Ни денег, ни наград не возвращают!

Сегодня ему уезжать на фронт!

Об этой ситуации узнала только что, фамилию бойца водитель не узнал, по виду мужик, возможно, с Кавказа

Хочу напомнить, что Первую Мировую войну мы выиграли на полях сражений, но проиграли в тылу.
Вторую Мировую мы выиграли тылом.
Третью мировую………..

АДРЕС ОТДЕЛА МВД:
Новая Басманная 33 стр.1
«СЕГОДНЯ ТЕАТР обязан быть не только ярким, человечным, но и умным, ибо и он формирует духовный мир современников.
Поэтому, если мы в своем творчестве идем верным путем, можно не бояться оказаться непонятым. В зале сидит умный друг»

Георгий Александрович ТОВСТОНОГОВ

28 сентября 1915-23 мая 1989
(73 года)

ДЕНЬ ПАМЯТИ


@Лариса Бравицкая
ТОВСТОНОГОВ ПРЕЗИРАЛ все эти бессодержательные внешние выверты, любую демонстрацию режиссерской изобретательности и самоутверждения;
занимался проникновением в глубину произведения, видел не слова, а куски жизни, постигал великую тайну и разгадывал ее.
Его спектакли, эпические произведения, еще называли «сценическими романами».
Влияние Товстоногова на развитие русского психологического театра ставит его в ряд великих режиссеров XX века: Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова, Попова, Эфроса.

Он родился в Петербурге, в семье инженера Александра Толстоногова и студентки консерватории Тамары Папиташвили, был крещен в Спасо-Преображенской церкви.
Получил классическое воспитание: музыка, французский язык, музеи, живопись.
После революции решили поехать в Тифлис, при смене паспортов изменили фамилии. Так они стали Товстоноговыми.
В Тифлисе, пойдет в немецкую гимназию.
Позднее, когда он станет прославленным режиссером, то всех удивит: с Жан-Поль Сартром будет говорить на чистом французском, Генрихом Бёллем - на чистом немецком, а еще, он прекрасно знал грузинский.
В школе начнёт заниматься в драмкружке.
Когда молодые режиссеры Николай Маршак (брат Самуила Маршака) и артист Константин Шах-Азизов (Константин Муромцев) создадут в Тифлисе ТЮЗ, он будет первым, кто примет в этом живейшее участие: и осветителем, и монтировщиком, и помощником, и ассистентом режиссера, и актером.
Через ТЮЗ пройдут драматург Анатолий Гребнев, М. Хуциев, Л. Кулиджанов, Б. Окуджава.
Он мечтал учиться режиссуре в Московском институте театрального искусства им. А. В. Луначарского.
Но отец убедил сына поступить в Закавказский институт путей сообщения.
Закончив первый курс института, сдав зачеты, он уедет в Москву и станет студентом режиссерского ф-та института театрального искусства, откуда его отчислят, в связи с арестом и расстрелом отца, но после знаменитой фразы Сталина «сын за отца не отвечает», его восстановят.
Карьеру начнет в Тбилисском русском драм.театре им.Грибоедова, потом будут Центральный детский театр в Москве и др.театры, пока он не окажется в Ленинграде, где станет сначала глав.режем театра Ленкома, а потом, возглавит загибающийся БДТ, с раздутой труппой, непонятно какими спектаклями и пустым залом.
На первом собрании заявит «Я несъедобен» и безжалостно вычистит 2/3 забуревшей, обленившейся труппы.
«Театр - это добровольная диктатура».
А я к его словам добавлю, что в театре только тогда возможны процветание, успешное развитие, триумф, когда во главе стоит диктатор с ясной программой, четкой политикой, идеологией, бескомпромиссно отсекающий всякое кумовство.
Диктатор - гений, высочайшей культуры, высочайшей идеи, каким и был Товстоногов.
Впрочем, это касается не только театра.
Он работал на износ и требовал отдачи от всего театрального коллектива.
«История лошади», «Мещане» с уникальным Лебедевым, «Пять вечеров» - с Шарко и Копеляном, «Горе от ума» с Юрским и Лавровым, «Варвары» с Дорониной и Луспекаевым, «Ханума» с Макаровой и Стржельчиком и «Идиот» - вершина, признанный шедевр театрального искусства, настоящая театральная сенсация.
После премьеры зал аплодировал стоя 32 минуты. Со всех уголков страны люди устремились в Ленинград, чтоб увидеть никому доселе неизвестного актера Смоктуновского.
Как-то раз, в театр устроилась уборщицей интеллигентного вида женщина, проработала один день и уволилась. Только так она смогла увидеть «Идиота».
«На дне» - стал последним его спектаклем, где со всей товстоноговской мощью он явил историю о трагической расплате за безверие.

Однажды он сказал, что настоящий мужчина должен умереть или на коне, или за рулем.
Спустя сутки, возвращаясь из театра, в районе Марсова Поля, он внезапно почувствовал резкую боль в груди, свернул на обочину, заглушил мотор и умер от инфаркта.
Ушел последний великий режиссер XX века.

@Лариса Бравицкая
Не искал, где живётся получше,
Не молился чужим парусам:
За морями телушка — полушка,
Да невесело русским глазам!
Может быть, и в живых я остался,
И беда не накрыла волной
Оттого, что упрямо хватался
За соломинку с крыши родной.

Алексей Леонидович РЕШЕТОВ, один из самых значительных русских поэтов конца XX века.

3 апреля 1937-29 сентября 2002 (65 лет)

ДЕНЬ ПАМЯТИ


@Лариса Бравицкая
ЕГО ОТЦА, известного хабаровского журналиста Решетова, арестовали по доносу и расстреляли в 37-м, домашнюю библиотеку свалили во дворе и сожгли.
Мать выгнали с работы, вскоре арестовали и отправили, сначала в Караганду, а затем, в лагерь на Каму, где женщины-заключенные работали на лесосплаве. Бревна вмерзали в лед, вот их изо льда и вырубали женщины.
«Играет щепками река. А в небе серый гусь-салага Летит, отстав от косяка, Куда-то в сторону ГУЛАГа»
Полугодовалый Алеша и его двухлетний брат остались на руках у бабушки.

В 1945-м, после освобождения мамы, бабушка с внуками приехали к ней на поселение.
А она с волнением ждала своих маленьких сыновей с подарками: все пять лагерных лет рисовала, сшивала и прятала маленькие самодельные книжки в переплете из толя, которым покрывали бараки.
Ты слышишь, мама, я пришел –
Твой милый мальчик, твой Алеша.
Нигде я, мама, не нашел
Таких людей, как ты, хороших.


Через два года строителей Соликамскстроя перебросили в соседние Березники.
Там он окончил школу, горно-химический техникум.
Потомок русских офицеров и грузинских аристократов стал
горным электромехаником на Березниковском калийном комбинате. Был награжден «Шахтерской славой» третьей степени.
Личная жизнь не складывалась, семейное счастье обрел незадолго до смерти, венчался в церкви, ее звали Тамара.

Он не поехал в Москву поступать в Литинститут, не стремился к столичной жизни и славе и, оставаясь шахтером, стал признанным уральским поэтом.
«Пускай себе шумная слава Меня не задела крылом, И я своей строчкой корявой Пытался бороться со злом…»

Он выбрал для себя особый путь. Это ни жизнь советского литератора с соответствующими компромиссами и обслуживанием власти, ни напротив, диссидентство с участием в борьбе с властью. Его осознанный путь - отказ от любых литературных процессов, внутренняя свобода, независимость. Он был выше этого, понимая, Кому он обязан талантом. Стихи свои высоко не ставил, говорил, если нравятся кому-то - так и слава Богу.

Мы Библию редко читаем,
Нам всем подавай детектив.
О чем же тогда мы мечтаем,
Какого мы царства хотим?
Раздумывать долго не надо –
Погрязшие в блуде и зле,
Хотим мы кромешного ада,
Хоть он уже есть на земле.

Имеющий, казалось, все основания озлобиться, он любил Россию такой, какая она есть: «За великий базарный, “Древнерусский язык”», «Лежит моя милка В колымской тайге С фанерною биркой На левой ноге»,
«На базаре играет Инвалид на пиле, И друг друга лобзают Лебедя на ковре»
и за это, такое русское,
Потерпи, дорогая,
Не вздыхай, не грусти,
Не всегда, полагаю,
Будет нам не везти.
Теплотою весенней
Зимний сменится хлад.
Близ беды и спасенье», –
Мудрецы говорят.


Однажды его спросили, хотел бы он поменять свою жизнь?
Он подумал и ответил:
«Я бы не хотел, ведь это значит, что и детство свое отдать, а я ни на что его не сменяю. В детстве настолько ты благодарен солнышку, звездам, что и ночь наступает – хорошо, и утро – хорошо. За все ты только благодарен бесконечно...»

При жизни получил одну премию от пермской газеты, за границей никогда не был, сборники его выходили редко, в трудное время его поддерживал Виктор Астафьев.

Доживаю последние годы,
Может, даже последние дни.
Подступают летейские воды,
Но меня не пугают они.
Как положено, жил я на свете,
Не кривил православной душой.
Я не знаю, как там меня встретят,
Но проводят меня хорошо.


Умер в шестьдесят пять от профессионального заболевания шахтеров - хронической подземной астмы.

АЛЕКСЕЙ РЕШЕТОВ
29 сентября - ДЕНЬ ПАМЯТИ

@Лариса Бравицкая
«Все в жизни имеет смысл только в том случае, если это освятила любовь»

Олег Николаевич ЕФРЕМОВ
1 октября 1927-24 мая 2000
(72 года)


@Лариса Бравицкая
ОЛЕГ ЕФРЕМОВ, великий реформатор театра, верный ученик и последователь Станиславского, уникальный режиссер, выдающийся актер и абсолютный лидер. Таким, как он, всегда тесно в предлагаемых обстоятельствах, они рождены для созидания собственной истории.
Вокруг вчерашнего выпускника Школы-Студии МХАТ моментально сплотился коллектив единомышленников, во главе которого стоял вдохновитель со своей программой, идеологией, репертуарной политикой и принципами студийности.
В отличие от диктатора Товстоногова, Ефремов отказался от вертикальной структуры управления, спектакль создавали все, как равные, отказ от званий, равнозначная для всех зарплата.
«Современник» моментально стал популярным. Живая энергия молодых, талантливых актеров, яркие постановки, полное отсутствие театральности.
Слова Станиславского: «В театре я больше всего ненавижу театр», - стали главными для Ефремова. «Современник» был живым организмом, с дыханием, пульсом, сердцебиением и удивительно чуткой реакцией на происходящие события за его стенами.

Потом будет МХАТ, которым он всю жизнь восхищался и безмерно любил, и куда он пришел по приглашению «стариков», остро сознающих, что старый театр давно нуждается в свежей крови, поставил там ряд выдающихся спектаклей, а роль Зилова («Утиная охота»), в его исполнении, станет вершиной актерского мастерства.
Он обладал невероятной мужской харизмой, не влюбиться в него было невозможно. Сама Фурцева к нему неровно дышала и давала разрешения на постановку таких острых спектаклей, чего не дозволялось больше никому.
А для него главной любовью, смыслом жизни был театр, любой намек на отягощающий семейный быт, моментально разрушал любые отношения.
В кино он создал целую галерею ролей, вошедших в Золотой Фонд киноискусства:
немой художник Федор («Гори, гори, моя звезда»), Виктор («Мама вышла замуж»), Доктор Айболит, следователь Максим Подберезовиков («Берегись автомобиля»), участковый Григорий («Здравствуй и прощай»)….таксист Саша («Три тополя на Плющихе»)…дождь, «Нежность», крупный план, пронзительные глаза….и все!
За несколько секунд в кадре, он не сыграл, а прожил жизнь своего героя.
Говорят, Пахмутова поначалу отказывалась писать музыку к фильму, но когда ей показали уже отснятую эту сцену, произнесла:«Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова».

В 1998 году МХАТ отмечал 100-летие. Я присутствовала на этом торжестве.
Вечер вел сам Олег Николаевич.
Было довольно странное решение сценического пространства: большие круглые столы, за каждым из которых сидели актеры и «важные персоны». Видимо, так решили напомнить о ресторане «Славянский базар», где и родилась идея создания театра.
Поздравительные номера от театральных коллективов на авансцене - одна история; разгул за столами - другая, а между ними Ефремов, умный, глубокий, страдающий, он говорил очень важные слова о Станиславском и Немировиче-Данченко, о русском театре, пути его развития, о том, что необходимо делать, чтобы сохранить наш великий театр.
Но его не слушали. Я смотрела на бесконечно мною любимого, трагически одинокого Ефремова, и к горлу подкатывал ком.
Потом, в ресторане театра был банкет. Все приглашенные расселись по своим компаниям. Его вчерашние амбициозные ученики, с легкостью ворвавшиеся на руководящие театральные посты и должности, что-то шумно обсуждали, веселились, выпивали и не обращали внимания на своего учителя
А он подсаживался то к одним, то к другим, пытался поговорить, что-то обсудить, но его уже никто не слышал.

Так, на моих глазах закончилась великая эпоха русского театра, театра - семьи, бескорыстного служения и священнодействия, духа и веры в вечную силу искусства, и на смену пришел новый век прагматичного, циничного бизнеса.

Через два года Ефремов умер.
Похоронили его на Новодевичьем кладбище, рядом со Станиславским.

@Лариса Бравицкая
«РУССКИЙ НАРОД за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». 

Василий Макарович ШУКШИН
25 июля 1929-2 октября 1974
(45 лет)

ДЕНЬ ПАМЯТИ

@Лариса Бравицкая
«ВЫ - СОЛЬ ЗЕМЛИ,» - с такими словами обращается Спаситель к Своим ученикам.

«Разве не мы — артисты, художники, писатели — истинная соль земли?» — задается вопросом герой романа Василия Немировича-Данченко «Каиново племя».

«Способный и трудолюбивый крестьянин…есть соль земли русской» - дает определение выдающийся государственный деятель Столыпин.

Из всех выше перечисленных определений и выходит, что солью земли по-праву является
Василий Макарович ШУКШИН, из крестьян, художник - творец, его слово (книги, сценарии, фильмы) - бесконечное признание в любви к России и простому русскому народу, а шукшинские герои-«чудики», простые и искренние, и есть олицетворение того самого русского характера, непостижимого не только иностранцам, но и многим нашим «властителям умов».
Быть солью земли, это право надо выстрадать.


Шукшину было четыре года, когда арестовали и по решению тройки расстреляли отца, простого крестьянина. Отчим погиб на фронте.

Он с детства привык к тяжёлому крестьянскому труду, учился в школе -семилетке в Сростках, в Бийском автомобильном техникуме, потом, трудился разнорабочим, грузчиком, маляром, такелажником на заводах и стройках страны, служил старшим матросом-радистом на флоте, успел поработать и.о. директора вечерней школы, сдать экзамены и поступить во ВГИК на режиссерское отделение к великому Ромму, где его однокурсниками стали Тарковский, Митта, Файт, Гордон.

Писать начал в студенческие годы о том, что знал, понимал, откуда сам вышел:
о тяжелой крестьянской доле и простых, деревенских жителях.
В своих произведениях он воспевал и защищал бесконечно родных и любимых деревенских «чудиков».

Все творчество Шукшина - поиск истины в вековом укладе,- обращение к традиционным ценностям, противостояние морали «города» и «села», пронизанное саднящей болью и внутренним протестом против высокомерного взгляда городских снобов на русскую деревню. Для него был важен прежде всего человек - личность, а не его социальный статус и положение в обществе.

Сам Шукшин снялся более чем в 30 картинах.
Дебют, еще студента ВГИКа, состоялся в фильме «Два Фёдора», где он сыграл фронтовика, подобравшего и усыновившего мальчишку-беспризорника.

Потом будут председатель колхоза в «Когда деревья были большими», директора комбината в «У озера», маршал Конев в «Освобождении», Василия Улыбина в «Даурии», хлебороб-тракторист Иван Расторгуев из «Печек-лавочек», вор-рецидивист Егор Прокудин из «Калины красной», боец Пётр Лопахин из «Они сражались за Родину».

Василий Макарович настолько неотделим от своих героев, настолько правдив, искренен и понятен, что завоевал огромную народную любовь и благодарность.

Он мечтал снять фильм о Степане Разине. Но советские чиновники от кинематографа не позволили осуществиться грандиозному замыслу экранизации его романа
«Я пришел дать вам волю!»

За короткий срок отпущенных ему земных лет, он написал:
РОМАНЫ
Любавины,
Я пришёл дать вам волю!

ПОВЕСТИ и ПЬЕСЫ
Бум бум
Там, вдали…
Калина красная
А поутру они проснулись
Брат мой…
До третьих петухов
Позови меня в даль светлую
Точка зрения
Энергичные люди

РАБОТЫ НАД ФИЛЬМАМИ
Из Лебяжьего сообщают (сценарист, режиссёр, актёр)
Живёт такой парень (сценарист, режиссёр)
Ваш сын и брат (сценарист, режиссёр) (1965)
Странные люди (сценарист, режиссёр)
Пришёл солдат с фронта (сценарист)
Ваня, ты как здесь? (сценарист)
Печки-лавочки (сценарист, режиссёр, актёр)
Калина красная (сценарист, режиссёр, актёр)

125 РАССКАЗОВ.

2 октября - ДЕНЬ ПАМЯТИ

@Лариса Бравицкая
150 лет ИВАНУ ШМЕЛЕВУ, «певцу сияющей православной души».
Возможно, для кого-то из вас мои слова покажутся крамольными, но уверена: писать, творить, созидать поистине великие произведения, может только тот, кто в страданиях кристаллизовал свою душу и пришел к величайшему, духовному смыслу бытия.
Таким был великий русский писатель Иван Шмелев.
Он родился в Замоскворечье, в купеческой семье.
Образованием его занималась мать, знания «вколачивала» розгами. Здоровущая баба-кухарка держала, а мать секла ребенка до бесчувствия. Пока готовилась экзекуция, он маленький, худенький, прижимал кулачки у груди молил икону Казанской Божьей матери, «спаси, помоги!» Потом, его растерзанное тельце вносили в баню, это все равно, что солью посыпать открытые раны.

Он окончит гимназию, начнет писать произведения, где «стонет и ноет русская душа…» - они сразу полюбятся читателям, - и женится на Ольге Охтерлони – дочери генерала, героя обороны Севастополя.
По предложению набожной Ольги, они отправятся в свадебное путешествие по святым местам, на остров Валаам.
Вскоре в семье родится единственный, горячо любимый сын Сережа.
От революционного хаоса и голода, семья уедет в Крым. Здесь Шмелев переживет самые трагические годы своей жизни.

В 1915-м, Сережа был мобилизован, но вскоре заболел желтухой, на фронте был отравлен газом, признан негодным к службе и уволен.
Вернулся к родителям в Крым инвалидом, с пораженными туберкулезом легкими.
После разгрома армии Врангеля, начался массовый исход.

Уже в эмиграции Шмелев опишет в письме, как его сын «задыхающийся русский офицер больной, честно дравшийся 5 лет, на пристани просил взять отца и мать - и его, если можно.…и не взяли ни его, ни нас…не взяли в суматохе, да! И мы, не имея сил, остались… и - потеряли сына»

25-летнего Сережу, инвалида, арестовали, продержали в сырой камере, а потом, взяли и расстреляли, без всякого суда.
Шмелев долго об этом не знал, искал его, ходил по кабинетам, посылал запросы, молил, писал: «Без сына, единственного, я погибну.… У меня взяли сердце. Помогите….криком кричу – помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не повинен ни в чем. Помогите.».
Помочь ему было уже невозможно.
А он все продолжал писать.
Наконец, на запрос Луначарскому ответил Калинин: «…расстрелян, потому что в острые моменты революции под нож революции попадают часто в числе контрреволюционеров и сочувствующие ей. То, что кажется так просто и ясно для нас, никогда не понять Шмелеву».
Понять это, действительно невозможно.
Никто так и не сможет объяснить несчастному отцу, за что расстреляли его сына.
Этот вопрос будет мучить его до конца жизни.
После всего пережитого Шмелев постарел, страшно похудел, превратился в согнутого старика, глубокие морщины избороздили лицо, грустные серые глаза потухли и глубоко запали.

Убитые горем Шмелевы покидают Россию.
Во Франции он напишет знаменитый и страшный роман-эпопею «Солнце мертвых», впоследствии переведен на 13 языков.
А еще, в их жизнь, как утешение, войдет маленький мальчик Ив Кутырин-Жантийом, сын племянницы жены Шмелева и француза. Мальчика крестили в православной церкви с именем Ивистион, крестным стал Шмелев, всем сердцем полюбивший Ивушку и воспитавший мальчика в русском духе и в вечной любви к России. Это для него он напишет «Лето Господне» и первый рассказ начнет словами: «Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество…»
В эмиграции он напишет удивительную прозу, пронизанную духом Христовой любви, раскроет глубину русской души и простоту православной веры.
Внезапная смерть жены, его Ангела-Хранителя, станет для него еще одним тяжелейшим ударом.
Он переедет в монастырь, под Парижем, где умрет на следующий день, после приезда.

Всю жизнь он жил верой, что когда-нибудь обязательно вернется в Россию, мечтал умереть в родной Москве и быть похороненным на Донском кладбище, рядом со своим отцом.
Спустя 50 лет, прах Шмелева и его жены был перенесен в Россию и захоронен в Донском монастыре.
@Лариса Бравицкая
«Я знаю: чистая наша Россия будет. Увенчанная страдалица... Будем же верить, что отыщется затерянный путь к правде, что истинная Россия себя найдёт...»

150 лет Ивану Сергеевичу ШМЕЛЕВУ
3 октября 1873- 24 июня 1950
(76 лет)

@Лариса Бравицкая