ЗАМЕТКИ СЕМИРЕКА // АТАМАНСКАЯ СОТНЯ
919 subscribers
10.2K photos
1.93K videos
199 files
6.87K links
Исторія казачества - дореволюціонная и современная. Въ частности ​памятныя​ даты, традиціи, событія, фольклоръ, фотографіи, книги, стихи, живопись и многое другое...

Нашъ ботъ для связи съ нами @atamana_bot
加入频道
Операция «Возмездие» 1995

После неудачного новогоднего штурма г. Грозный, в начале января 1995 года была проведена реорганизация группировок российских войск. На Северном направлении две группировки – «Север» и «Северо-восток» – были объединены в одну – «Север» – под общим командованием генерал-лейтенанта Льва Рохлина.

В ночь со 2 на 3 января начался третий этап военной операции, получившей кодовое наименование «Возмездие». В Грозном завязались ожесточённые уличные бои.

Была изменена тактика боя - отказ от штурма и переход к классической схеме уличных боёв - «сталинградская» тактика: создание опорных пунктов в многоэтажных зданиях; ведение наступления с использованием небольших мобильных штурмовых групп; массированное использование снайперов и, главное, эффективное использование артиллерии.

19 января дворец Дудаева был взят.
​​3 января 1774 года жители Кундравов, вместе с кундравинскими казаками сдали крепость пугачевским бунтовщикам.

Село Кундравы расположено на берегу озера Кундравы. Есть легенда, что здесь жил башкир Кундряс и озеро получило название от этого имени. В начале XVШ века по высочайшему указу "О заселении земель" из Шадринского уезда переселяют 70 душ казаков с женами и детьми в слободу "Кундравов-куль". К 1750 году здесь уже образовалось земледельческое поселение, где были построены торговые лавки, мастерские ремесленников. В 1754 году построена церковь, а в 1758 она была освящена и названа именем пресвятой Параскевы Пятницы.

Целой серией правительственных постановлений создается Оренбуржское казачье войско, в состав которого входят и кундравинские казаки. Местным казакам жилось непросто. Следовавшие одна за другой войны не только требовали от казачества постоянного "налога кровью", но и совершенно разорили многих их них. Когда 3 января 1774 года пугачевский полковник Грязнов подошел с отрядом работных людей из Златоуста, жители Кундравов открыли ворота и впустили бунтовщиков. Весь гарнизон крепости перешел на сторону восставших. 29 мая 1774 года Пугачев сжег крепость. Вместе с ней сгорела и церковь. Священники были казнены.
3 января 1818 года умер #Платов Матвей Иванович - генерал от кавалерии, атаман, герой Дона. Похоронен в склепе новочеркасского Вознесенского собора. Там он покоится рядом с останками трех других героев Дона - В.В.Орлова, И.Е.Ефремова и Я.П.Бакланова.

По случаю столетия со дня рождения Платова при Николае 1 в Новочеркасске "вихрю-атаману" был поставлен памятник работы известного скульптора П.Клодта (после революции 1917 г. памятник разрушен).
Донские казаки в чекменях

#Чекмень — верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном. Обычно изготавливался из сукна. Застёгивали чекмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу.
#историяодежды
История о том, кем бы мог стать главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.

Часть пути Мелехова прошел уроженец хутора Семимаячного станицы Верхнекундрюченской Области Войска Донского Тимофей Тимофеевич Шапкин. За участие в Первой Мировой он был награжден Георгиевскими крестами 4-й, 3-й и 2-й степеней, а также Георгиевской медалью. Дослужиться он успел до чина подхорунжего.

В январе 1918 года Шапкина рядовым мобилизовали в ряды Добровольческой армии, но уже в мае направили на должность командира сотни в формировавшийся Донской 6-й казачий полк. В августе 1919 года полк был передислоцирован под Царицын, и в составе 4-го Донского корпуса под командованием генерала Константина Мамантова он громил тылы Красной армии. Интересно, что ранее Донской 6-й казачий полк в течение двух лет (с 1915-го по 1917-й) возглавлял все тот же Мамантов.

Однако удача скоро отвернулась от белых. Шапкин с боями отходил за Дон, продолжал сражаться с красными на новороссийском направлении, а затем на Кубани, и, конечно, начинал задумываться о разумности дальнейшего сопротивления.

Повод для перехода в стан красных подкинули поляки. Как и многие белые офицеры, Тимофей Шапкин воспользовался им и влился в РККА со всей своей сотней. И вот бывший подъесаул уже командир эскадрона 82-го кавалерийского полка, воевавшего под началом 1-й Конной армии Буденного, тылы которого Шапкин топтал еще в августе-сентябре 1919-го.

Карьера кавалериста быстро пошла в гору. В мае 1920 года он уже командир 82-го кавполка, а в августе того же года - командир 2-й кавалерийской бригады. Он бил поляков, войска Врангеля, махновцев, и к 1922 году был награжден двумя орденами Красного Знамени. Третий орден ему вручили за «отличия в боях с басмачеством».

Кроме того, Шапкин стал первым донским казаком, дослужившимся до генерал-лейтенанта Красной армии. Его 4-й кавалерийский корпус принял участие в Сталинградской битве. В районе Котельниково он сдерживал войска наступавшей немецкой группировки Эриха фон Манштейна, пытавшейся деблокировать окруженную под Сталинградом 6-й армии Паулюса. Корпус Шапкина смог задержать немецкое контрнаступление до подхода основных войск.

На снимке Тимофей Шапкин на должности командира 2-й кавалерийской дивизии имени М. Ф. Блинова (фото из Новочеркасского музея истории донского казачества).
Белый казачий атаман Красильников Иван Николаевич
24 июня 1888 - 04 января 1920

#фотоархив @atamana100

Происходил из оренбургских казаков, однако большую часть жизни прослужил в к Сибирском казачьем войске.
Вместе с армией Колчака Красильников проделал Великий Сибирский Ледяной Поход под руководством В.О. Каппеля. Скончался Иван Николаевич от тифа 4 января 1920 года в Иркутске, полыхавшем в это время антиколчаковским восстанием.
​​Железные #дороги России в начале ХХ века.

Протяжённость российских железных дорог в период с 1880 по 1917 гг. резко удвоилась, то есть за 37 лет, было построено 58 251 км. Таких темпов строительства новых железнодорожных линий в истории России не было ни до, ни после (впоследствии больше усилий уходило на строительство вторых путей, модернизацию и электрификацию железных дорог, чем на строительство новых линий).

К 1917 году по длине железных дорог Российская Империя занимала второе место в мире, уступая лишь США.

Прокладкой железных дорог занималось как государство, так и частные предприятия. За 1861—1870 гг. государство вкладывает в железнодорожное строительство 2,5 млрд руб., а за период 1890—1903 гг. уже 5,5 млрд руб. На 1890 год в казне находилось 29% железных дорог, в 1891—1901 гг. в результате массовых выкупов частных дорог в казну и строительства новых эта доля доходила до 69,6%.

Кроме казённых и находящихся в концессии дорог (Николаевская, Московско-Нижегородская, Петербурго-Варшавская, Вологдо-Вятская, Самаро-Златоустовская и др.) были построены также многочисленные частные системы (Рязано-Уральская железная дорога, Московско-Ярославская, Киево-Брестская и др.). В это же время были созданы многие существующие ныне вокзалы крупных городов.

Именно в начале XX века была построена самая грандиозная железная дорога России и мира — Транссибирская магистраль, соединившая европейскую часть страны и Урал с Дальним Востоком. Ещё одна стратегическая магистраль — Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) — была построена на территории соседнего Китая, но утрачена при большевистской власти.
Господи, умом ли или мыслью, словом или делом я согрешил - прости меня.

Молитвы на сон грядущим
#молитва
Семиреченский казак Зубов из поселения #Токмак
Башня Бурана в окрестностях #Токмак, Сырдарьинская область.

Путешествие по Сибири и Туркестану Поля А. Лаббе с 15 мая по 15 ноября 1897 г.
#вэтотдень 4 января 1969 года Краснодарский крайисполком принял решение о создании вновь Кубанского казачьего хора, новым художественным руководителем которого стал Сергей Чернобай.
Век живи, век учись: мне казалось, что уже были рассмотрены все категории государственных крестьян, ан нет, оказалось, что одну упустил. Речь о войсковых обывателях.

#генеалогия

Сословие войсковых обывателей было образовано в 1765 году. К нему были причислены потомки казаков, служивших в слободских казачьих полках, и однодворцы, служившие в ландмилиции. Поэтому права и обязанности войсковых обывателей были схожи с правами однодворцев, несколько различаясь от губернии к губернии. Так, в некоторых губерниях за войсковыми обывателями сохранили права на винокурение, а где-то на добычу соли.

Сохранились и обязанности. В случае какого-либо военного конфликта войсковые обыватели формировали полки и уходили на войну. До присоединения Новороссии войсковые обыватели несли дозорную службу, защищая границы от набегов кочевых народов с Юга. В мирное время в полках числилось около 1000 человек, при начале войны они доукомплектовывались по штату военного времени.

До 1837 года войсковые обыватели находились под управлением сначала местных воевод, а затем особого управления Военного министерства. С 1837 года военные обыватели были переданы в ведение Министерства государственных имуществ, их число на тот момент составляло примерно 400 тысяч человек. При реформе 1866 года войсковые обыватели были причислены к государственным крестьянам. Наибольшее число войсковых обывателей было в Екатеринославской и Харьковской губерниях, образовавшихся из слободских полков, затем в Воронежской, Орловской, Тамбовской, Астраханской, Херсонской, Белгородской, Курской, Тульской и Казанской.

Отследить генеалогию войсковых обывателей можно по метрическим книгам и ревизским сказкам из региональных архивов. Чтобы найти сведения о переселенцах, рекомендую обратиться в РГИА, Ф. 379 Оп. 1. Больше сведений должно храниться в РГВИА.

#генеалогия_источники
#семья На скамейке стоит мальчик Иванов Иван Игнатьевич (1911 – 1990). Рядом с ним его отец Иванов Игнат Семёнович (18.. – 1920) – старший урядник Семиречинского 1-го казачьего полка и мать – Иванова Анна Ивановна. #историяСмКВ
Как это было...
Старообрядцы на Дону.


Старообрядчество на Дону издавна занимало сильные позиции: приверженцами "старой веры" себя они не считали, а именовались древлеправославные христиане.

Когда в конце XVII – начале XIX века в Войске стало увеличиваться казачье население, было принято решение заселить Левобережье Дона и реки Сал. Методы были разными: по жеребьевке, по решению суда, #старообрядцы же прибывали на новые места исключительно по своей инициативе.

Юрт станицы Атаманской в 1896 году насчитывал 1 875 православных и 2 363 старообрядца (вместе с единоверцами), а из всех хуторов Атаманской станицы наибольшая численность старообрядцев была в Гурееве (562 человека из общего количества жителей 1 246). В хуторах имелось 4 отдельных старообрядческих молельных дома, священнослужителями были Пётр Хрусталёв, Авраамий Мартынов, отец Григорий Кирсанов, известным старообрядческим священнослужителем был Григорий Епифанович Давыдов.
До 1905 года строить церкви с куполами старообрядцам не разрешали, молельни могли быть как в отдельном помещении, так и в жилом, семья в таком случае обитала на "низах", а "верхи" отводились для сборов на молитву (после 1905 года отношение к старообрядцам изменилось - им было разрешено регистрировать старообрядческие общества, строить храмы с куполами).
В 1908 году станицу Атаманскую посетил Атаман Сальского Округа М.А. Ушаков, который побывал в старообрядческом храме, где был встречен хлебом - солью, отстоял на молебне, по окончанию которого провозгласили многолетие Государю - Императору, Наследнику и всему Царствующему дому. Старообрядческий епископ Геннадий в марте 1914 года назначил руководить приходом местночтимого св. отца Иоанна Осиповича Текучёва - этот старообрядческий служитель после выселения из станицы перенёс иконы и престол в город Котельниково.

Переходили в Православие редко: в 1867 - 68 годах в Войске у старообрядцев родилось 4 000 младенцев, из них крестили по православным обрядам всего 12 (в Православную веру крестили казаков станицы Атаманской - Родиона Зипунникова, Фёдора Карасёва, Якова Князева, Ивана Уелина, жену казака Параскеву Сафронову, дочерей Устинью и Агриппину - их приобщили к единоверческой церкви. Священник Троицкой церкви Евгений Воскобойников присоединил к Православию вдову урядника Анну Быкадорову с дочерью Агафьей, а также детей казака Фёдора Подскребалина — Кирилла и Исмаила).

Нравы у старообрядцев были выдержанными и строгими, пьянство не поощрялось и переселенцы зачастую удивлялись: "Во дають казаки, над одной поллитрой усю свадьбу сидять" (свидетельство твёрдых моральных устоев — данные Переписи 1897 года, когда в хуторе Гурееве не было отмечено ни одного разведённого):
"В семьях старообрядцев ещё довольно прочно держится тот высоконравственный древний обычай казачества, в силу которого совершеннолетний сын часто не смеет при гостях сесть в присутствии отца, а почтенные отцы семейств выслушивают и исполняют с покорностью всё, даже прихотливые желания своих престарелых родителей".
Старший урядник Лейб - Гвардии Атаманского полка Марк Авдеевич Мохов, донской казак - старообрядец станицы Голубинской.
#старообрядцы
Л.А. Гуреева (казачка хутора Гуреева), своём рассказе "Жила была девочка - казачка", так описывает обычаи старообрядцев:
"У Карасёвых росла дочь - красавица, желанница Евдокия. Как замуж поспело, так и отдал её родитель за своих дальних родственников, не спросясь никого, а уж Дусю не спрашивал тем более. "Всё в семью, и не обидят, свои же!". Евдокия тоже была казачьего ндраву - супротив воли родителей и благословенья общины пошла! Вопреки воле отца она прибыла к настоятелю церкви отцу Анисиму и говорит: "Не хочу жить с ним, отдали родители без мово желания. Разводите!" Священник в утайке от родителей отписал в Москву, в Епархию, письмо с просьбой о разводе. Ответ был: "Наложить епитимию, развенчать!" Тут уж хуторцы взбугрились: "Никаких разводов! Чего это отец Анисим против общины идёть?! Не хотит нас слушать, так у нас свой уставщик есть, Донской, природный - Симеон Маркин.
А Анисим пусть в свою Москву едет, не быть московским порядкам на Дону!" Свёкор Ефим Карасёв в крепком подпитии пришёл к настоятелю "разбираться", да так ругался, Божечки ж ты мой! О чём Анисим тут же отрапортовал по инстанции: "Лично ко мне в дом заходил в пьяном виде и называл всячески неприличными словами". И пошло противостояние. Казаки тоже не лыком шиты, следом накатали кучу писем жалобных на о. Анисима.
#Старообрядцы в приход перестали ходить, касса теряется. Старообрядческий уставщик Симеон Маркин и рад. Копеечка за требы — в карман, "шкандал" ему на руку. Не послушались старообрядцы предписания Архиепископа о расторжении брака, на том и стояли. И Евдокия смирилась. Далее у Карасёвых род хороший пошёл, отчаянный, в боях славный: казаки Быкадоровы, Карасёвы, Текучёвы, Харитины. Евдокия в этом тоже преуспела, кучу детишек нарожала".

На Левобережье Дона имелись хутора 1-го Донского Округа, где старообрядцев было большинство: в Овчинникове — 236 из 410 человек, в Колодезном половина придерживалась старой веры, в Февралёве каждый 4-й, много их было в Харсееве, Подгорном, а в хуторе Черлёном, станицы Баклановской, все казаки были старообрядцами (хутора Февралёв и Черлёный исчезли при затоплении Цимлянского водохранилища).
Благодаря настойчивости старообрядческого священника П.А. Авчинникова в хуторе Овчинникове была зарегистрирована община и в 1906 году построена новая Успенская церковь. На день Вознесения Господня, в 1913 году, прихожане Успенской церкви совершили торжество поднятия колокола, отслужили Божественную литургию и пошли Крестным ходом к колодцу, где освятили воду, после этого освятили ею колокол и водрузили на колокольню храма. В церкви не было иконостаса и общее собрание постановило: "Мы, граждане хутора Овчинникова, собравшись для разрешения церковных вопросов, в присутствии хуторского Атамана урядника Ивана Текучёва и священника Стефана Яковлевича Гусева, положили единодушно сделать облог, по мнению священника, как он положит с семьи, на сооружение иконостаса. Сбор начать с 1 января 1914 года"
.

В августе 1916 года со дня основания храма исполнилось 10 лет: торжественно отпраздновали Престольный праздник, при колокольном звоне был совершён Крестный ход вокруг церкви, священник Стефан Гусев обратился к верующим с просьбой жить в мире и любви, избегать нехристианских обычаев и пороков...

А.П. Овчинникова (казачка хутора Овчинникова), родилась в старообрядчестве, однако венчалась в приходе Русской Православной церкви, так как муж был "новой веры". После развода забрала двоих детей и вышла замуж второй раз, за казака - старообрядца Наума Текучёва, дочерей от первого мужа Александру (10 лет) и Екатерину (8 лет) присоединила к старообрядчеству. Первый муж за это стал преследовать старообрядческого священника Стефана Гусева. И вот заседатель 1-го Донского Округа высылает повестку о. Стефану о прибытии в хутор Жуков для дачи объяснения "по делу о совращении детей казачки А. Овчинниковой из православия в старообрядчество". В ответ Анна Петровна обратилась в Областное Правление с просьбой исключить детей из метрических книг греко - российской церкви, и просьбу удовлетворили.

Продолжение ниже ⤵️⤵️⤵️
Продолжение, начало выше ⤴️⤴️⤴️

Однако через год новые гонения - о. Стефана вызвали в станицу #Цимлянская, где судебный следователь пытался вменить ему статью Уголовного Уложения, опять о совращении в старообрядчество. Наконец, прокурор Усть - Медведицкого Окружного суда информировал Атамана станицы Терновской, что "дело прекращено, подписка о не отлучке А.П. Текучёвой отменена"...

В Первую Мировую в 39-м Донском казачьем полку служили старообрядцы, в том числе из станицы Атаманской. К ним 25 марта 1916 года приехал старообрядческий священник о. Димитрий Смирнов и Приказом командования все казаки - старообрядцы были сняты с нарядов, отозваны из окопов, они исповедались, батюшка отслужил молебен. Утром — новый молебен "О победе над врагом," казаки пропели "многолетие" о. Димитрию...

И в 1930–1940 годы старообрядцы втайне от властей отправляли свои обряды, совершали таинства и требы: В.Д. Трегубову, жительницу станицы Атаманской, в 1945 году, в 6-летнем возрасте крестили в бочке (ночью, чтобы никто не знал, в станицу приехали священнослужители из Сталинграда, совершили обряд крещения). Деды самой Валентины Даниловны Трегубовой были священнослужителями - старообрядцами, но несмотря на это, в 1960 годы, когда она крестила своего старшего сына в старообрядческой церкви в Котельниково, как "невенчанную по уставлениям общины", в храм её не пустили, и пришлось стоять с мужем неподалёку (жила она в хуторе Сиротском, переименованном позже в Комиссаровский)...

Использован материал В.А. Дронова, члена Союза краеведов России.