степной новиоп
4.5K subscribers
2.53K photos
140 videos
23 files
2.5K links
журналист «радио свобода» @idelrealii, в основном известен под псевдонимом тодар бактемир

астрахань • ереван • тель-авив

пишу о регионализме, языках, идентичностях и правах меньшинств. в постах личное мнение, а не позиция редакции
加入频道
с удивлением обнаружил, что на google street view появилось много новых снимков астраханской области. что города регулярно переснимают, фиксируя новые здания и заведения, это понятно, но тут гугл почему-то решил отснять много глухих сёл, например, на юге икрянинского района, куда он раньше не заезжал. в общем, если хотите дистанционно побродить по дельте волги грустной степной ранней весной, теперь для этого больше возможностей
в недавнем материале «вёрстки» среди рассказов нерусских россиянок есть монолог астраханской казашки. казалось бы, ничего удивительного, но я рад повышению видимости этой группы — несмотря на её значительную численность (в одной только астраханской области казахов больше, чем адыгейцев, ногайцев, хакасов или карел — во всей россии), репрезентации за пределами региона у неё совсем мало. есть ощущение, что даже в дальних уголках казахстана астраханские казахи куда более на слуху, чем в соседнем волгограде, не говоря уже о москве, где их вообще принимают за иностранцев

в общем, круто, но вынесенный у йорги в качестве тизера кусочек этого монолога хочется поправить — «корсаками» астраханские ксенофобы называют не всех нерусских, а в первую очередь именно казахов, реже — ногайцев. вообще, корсак — это такая степная лиса, чья узкая морда вроде бы напоминала русским колонистам азиатские черты этих народов. средневолжские татары, армяне и многие другие традиционные астраханские меньшинства с этим слюром в свой адрес не сталкиваются — это было бы так же странно, как назвать африканца «чуркой» или якута «жидом». казахов, впрочем, так называть тоже не нужно — это сильное оскорбление. в моём материале о языке и идентичности казахов в дельте волги была любопытная история одного володаровца о «хороших» местных русских, которые сами готовы побить «плохого» приезжего русского, назвавшего казаха «корсаком»
пьеса в двух актах. девушка ругает российское общество за ксенофобию и осуждает дискриминацию немецких туристов русскими бабушками в деревнях (это ж надо было такой экзотический кейс выбрать), и тут же сама пишет: а буряты, мол, дикие, буйные и всех обманывают. и ничего не щёлкает, вообще ничего
хорошие товарищи-волонтёры попросили разместить: на завтра в москве, район беляево, очень нужен переводчик или переводчица на французский (хватит даже уровня a2) примерно с 9-10 утра до 12 для сопровождения девочки из одной из стран африки на псих.-пед. комиссию для её устройства в школу. волонтёр для общения с комиссией есть, нужно только перевести родителям, что им скажут. красный крест готов заплатить за перевод 1-2 тысячи рублей. если вы готовы сходить, напишите @ustreka
йорги пишет: «в московскиx пригородаx по маршрутам движения электричек на забораx и гаражаx вместо привычныx граффити футбольныx ультрас и ксенофобскиx лозунгов появились антивоенные надписи вроде „не все москали орки“. то ли футбольные фанаты сочувствуют украине, то ли противники z-операции заняли их места»

всё бы хорошо, но «не все москали орки» — это не антивоенная надпись. это эгоцентричное высказывание в стиле «паспорта хорошего русского», и в этом эгоцентризме большая проблема российского общества. если хочешь высказаться о войне, выскажись осмысленно и с фокусом на тех, кого она затрагивает в первую очередь. расскажи об ужасах, с которыми встречаются мирные жители украины, осуди действия российских политиков и военных, поделись ссылкой на гуманитарный сбор или иди в железнодорожные партизаны. это как с визами: можно считать визовую политику эстонии и обсуждения запрета выдачи шенгена россиянам несправедливыми, но ныть об этом сейчас в высшей степени неэтично. «злая европа обижает русских», «я весь такой антивоенный, почему украинцы меня всё равно в реплаях нахуй шлют» и «не все россияне плохие» — это заявления одного порядка, которые выглядят неуместно и глупо. сейчас такой период, когда русским и россиянам — по крайней мере, как коллективным общностям, — лучше всего помолчать и сделать что-нибудь полезное. а как-либо обелять себя и свою страну — ну камон, блин, отличное время выбрали, ничего не скажешь
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
этот флешмоб и сам по себе мерзкий, но проводить его в астрахани — двойное кощунство. очень позорный видос
всё так. напомню, что завоёванная и присоединённая к российскому государству в 1556 году астрахань была не «ничейной пустой землёй», а суверенным государством — астраханским ханством, последний хан которого дервиш-али бежал в мекку вместе с большинством жителей покорённой столицы. я уж не говорю о том, что до этого столица золотой орды сарай-бату и даже столица хазарского каганата итиль тоже были на территории современной астраханской области. кстати, вплоть до советской эпохи россия сама воспринимала астрахань как «экзотическую далёкую колонию», а не «обычную русскую область». этому куча примеров в путевых заметках 19 века и даже в специфике управления регионом в российской империи, см. мой материал об истории заселения астраханской области и её уникальной идентичности
самый смешной, косноязычный и бесполезный из рашатудейных пропагандистов роман антоновский (тот самый, который «светский тигр и бонвиван — вы испытаете много сарказмов») снял видео, в котором он представляет мощное оружие против западного нарратива о деколонизации россии

грандиозная ответка русских имперцев новиопским сепаратистам заключается, внимание, в поддержке отделения шотландии от британии, каталонии от испании, бретани от франции. одно непонятно — почему антоновский считает это каким-то противоречием и противодействием? я, как искренний новиопский сепаратист, давно и последовательно поддерживаю как распад россии, так и независимость шотландии, каталонии и многих других регионов. давить империи — всегда благое дело. если путинская пропаганда согласится со мной во второй части — ну хорошо, но как это поможет им бороться с первой?
есть на реддите такое сообщество ask a russian, созданное для того, чтобы иностранцы задавали вопросы о жизни в россии, а россияне отвечали. лет пять назад я его подобрал в полуживом виде с 300 подписчиками и одним вопросом в месяц, за пару лет раскачал до 8000 активных юзеров, а потом сдал модераторские полномочия и ушёл, потому что радикально изменилась атмосфера. если в первые месяцы российская публика там была преимущественно прогрессивной, глобализованной, толерантной и оппозиционной, то потом (после массового наплыва пользователей «пикабу», например) спектр ответов приблизился к репрезентативному срезу российского общества с поправкой на возраст и владение английским. короче, начали появляться путинисты, ксенофобы, гомофобы и иже с ними. мне, честно говоря, просто больно было видеть, как адекватный и любопытный аргентинец задаёт осмысленный вопрос о региональных различиях или культуре коренных народов сибири, а в ответ получает панамку расистских хуёв, так что я перестал читать, но тут вот зашёл впервые за долгое время

вижу вопрос, причём на русском: «возможно ли, что в будущем россия сможет стать действительно демократическим, федеративным, децентрализованным государством? что вы думаете об этом?» задаёт его башкир, эмигрировавший в турцию. заметьте, никаких намёков на сепаратизм в формулировке нет, вопрос совершенно нейтральный и базовый. как вы думаете, что ему отвечают?

1. «ты давай турцию демократизируй, там как раз выборы скоро. в россию не лезь больше. ты свалил, вот тебя и ненавидят, что за глупый вопрос»
2. «нет, не допустим. хватит с нас девяностых»
3. «надеюсь, что невозможно»
4. «вы говорите так, как будто это что-то хорошее. в россии сейчас всё отлично. я думаю, мы на верном пути»
5. «ссср тоже вон децентрализовали, теперь с украиной ебёмся»

и ведь это пишут молодые люди, в основном среднего класса и выше, чаще из крупных городов, владеющие английским и сидящие на нёрдовском сайте! и если такое пишут даже они, этот спектр комментов действительно отвечает на вопрос автора треда, причём глубже, чем он ожидал. это не просто личные мнения юзеров, это прямой ответ целого общества на вопрос о том, можно ли сделать россию демократической децентрализованной федерацией. нельзя, потому что россия как государство в нынешних границах, россия как идея и идентичность неизлечимы и неотделимы от империализма, колониализма и просто сволочизма
увидел в канале «ми — коми» милую беседу из каких-то комментов вконтакте. очень напоминает ситуацию, о которой я писал пару лет назад: в тиктоке кто-то запостил видео с марийской песней, в комментах люди мирно обсуждали её на марийском, и тут пришёл русский и написал: «а на русском общаться можно? или создайте отдельный чат и общайтесь себе». имперцев настолько бесит языковое разнообразие, что они специально заходят на страницы на языках народов россии, куда их никто и не звал, и просят пользователей уйти оттуда в закрытые чаты, чтобы «тарабарщина» не смущала их светлый славянский взор. если вдуматься, это просто запредельный уровень трэша. буквально «три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны». так что общайтесь по-коми, по-марийски и на других прекрасных языках как можно больше и чаще — пусть тварей корёжит
Forwarded from Марьям
Добрый вечер! У меня объявление для фолловеров из Санкт-Петербурга и Ленобласти, я помню, вы сюда добавились одними из первых. Ищу волонтера, готового съездить в псковский цвсиг (адрес есть, график приема узнаю) и сделать передачу для кубинки и ее детей. Нужны лекарства, одежда, обувь, гигиенические средства для маленьких детей, детское питание и еда. В первую очередь ищу человека, далее буду исходить из его возможностей, сможет ли он найти и закупить необходимое на месте или с вашей помощью соберем посылку, отправим ему, а он купит только скоропортящиеся продукты и лекарства. В распоряжении женщины есть холодильник, так что можно передать даже скоропортящиеся продукты. Расходы на закупки и дорогу возмещаем по чекам.
Антибиотики выписал врач, но рецепт наружу передать не получится, только если кто-то сможет купить на месте, в Москве, насколько я знаю, с этим строго. Антибиотики нужны в количестве 21 капсулы, один и второй. Список всего необходимого ниже.

Лекарства:
- Амоксициллин в капсулах
- Цефалексин в капсулах
- Бенадрил для взрослых
- Лоратадин для 2-ух летнего ребёнка
- Любое обезболивающее
- Парацетамол

Одежда и обувь для детей. Мальчику месяц, девочке 2 года. Размер обуви девочки 25. Боди для новорожденного, носки, шапочка. Для девочки любая одежда.

Больше всего им нужны подгузники 2 размера, влажные салфетки для детей, крем под подгузник, масло для детей, мыло и шампунь для детей.

Еда: у них нет кухни, поэтому могут принять только готовую к употреблению пищу в банках, йогурты, молоко, майонез, масло, сладости (печенья, конфеты), хлеб, соки, пюрешки для детей и молочная смесь Nutrilon 2.

Этим объявлением можно делиться, контакт мой телеграм @gopniki_delinquents
кремлёвская «жизнь насекомых» смеётся над российским репатриантом, который встретил в тель-авиве местного фаната путина, не владеющего русским и не бывавшего в россии, и загрустил. вали, мол, из израиля, раз там такое же «выжженное поле ватников», — пишет товарищу репатрианту «жн»

тут, наверное, надо объяснить, почему путинизм людей из непостсоветских стран не имеет почти ничего общего с внутрироссийским и не должен оцениваться так же жёстко. эту разницу отлично описал филолог-классик, политолог и главред «карнеги.ру» александр баунов в недавнем интервью дудю (одно из лучших на канале, рекомендую посмотреть). путин и путинская россия действительно имеют немало фанатов по всему миру — в латинской америке, индии, африке, в странах южной европы, на балканах. на примере настроений в греческом обществе баунов объясняет, что путина любят не как человека и даже не как политика, а только как функцию — функцию противовеса засилью америки, которую многие в странах второго и третьего мира привыкли обвинять в своей бедности и в несправедливости мирового порядка вообще

иностранцы, которые говорят вам: «путин — красавчик», чаще всего считают его гарантом недопущения полной американской гегемонии и потому защитником их собственных стран, но никем более. они обычно не знают почти ничего о его внутренней политике, а россию, вопреки политическим симпатиям к её роли на мировой арене, считают страшным холодным гулагом, в котором они точно не хотели бы жить — и это показательнее всего. среди тех иностранцев, кто топил за путина-красавчика и его «искандеры», грозящие глобальному западу, велика доля людей, которые сейчас осуждают войну и поддерживают украину — россия для них хороша как красивая функция, но не как реальный актор с руками в крови

действительно, если ваша страна не пострадала от русского империализма, логично приоритизировать борьбу с империализмом американским. а в борьбе с главным имперским врагом логично и морально оправданно формировать альянсы хоть с самим чёртом. таким образом, путинистов «дальнего зарубежья» можно обвинить в недостаточной информированности, но на них нет ответственности за начатые путиным войны, репрессии, аннексии, притеснения меньшинств и прочая и прочая — они об этом могут вообще толком не знать, а если и знают, то любят его совсем не за это
степной новиоп
Photo
узнал тут любопытное. принято считать, что единственный дореволюционный хурул (калмыцкий буддийский храм), сохранившийся до наших дней, стоит в селе речное харабалинского района астраханской области. в самой калмыкии все хурулы снесли большевики, а в районе речного жили преимущественно казахи и русские и, видимо, борьба с религией была направлена на церкви и мечети, так что хурул выстоял и частично сохранил исторический облик, хотя и успел «поработать» сельским клубом и зернохранилищем. уникальность сохранного досоветского хурула — одна из причин претензий калмыцкого национального движения на астраханские земли, в состав калмыцкой автономной области никогда не входившие (спорят также о территориях наримановского и лиманского районов, где юридических оснований для претензий куда больше)

в общем, оказывается, хошеутовский хурул уникален своей стариной только с оговорками — хурул галсанг в селе джалыково лаганского района калмыкии тоже может претендовать на некоторую историческую аутентичность. когда после распада ссср местные жители решили возродить молельный дом, они смогли договориться о передаче здания бывшего магазина, которое было собрано из стройматериалов снесённого в 1930-х бергутинского хурула. более того, в 1993 году глава района смог вернуть в новооткрытый хурул 62 ритуальных предмета из того же снесённого бергутинского хурула, которые пережили советский период на музейных стендах. конечно, это не то же, что «живая» дореволюционка в речном, но сюжет с возвращением религиозного значения собранному из обломков хурула сельпо — красивый и важный. постом выше — фотки хошеутовского и джалыковского хурулов соответственно
казахи составляют 0,45% от населения россии, но 2,9% от погибших в украине российских солдат

обе цифры выглядят достаточно маленькими, но, если посчитать, это оверрепрезентация в шесть с лишним раз!

на примере астраханской области, где живёт больше всего российских казахов, получается куда нагляднее даже при чуть меньшем расхождении этих долей. астраханские казахи составляют 16% от населения региона, но 61% от погибших на войне астраханцев, и это речь только о смертях, признанных региональными властями
Работы по мотивам нашей рубрики #голоса_нацмен_ок от авторки проекта Космоножка

— Бытовой российский нацизм настолько является частью жизни, что даже не отслеживается его носителями. В России живёт много национальностей, но если нужно изобразить рекламную семью россиян, это будет светловолосая голубоглазая парочка с такими же детишками, но ни в коем случае не калмыки, не буряты, не ингуши, не татары. О некоторых национальностях никто и не слышал, потому что официально их как бы нет (про поморов, например, слышали что-нибудь?). Зато есть люди второго и третьего сорта — "чурки", "хачи", "узкоглазые", "не брат ты мне, гнида черножопая". И при этом те, кто называет людей так, искренне считают, что "денацификация" требуется другой стране.
Ну-ну.