об искусстве и прочих бесах
1.1K subscribers
2.01K photos
42 videos
9 files
290 links
художественные записки, арт рекомендации и прочие бесы мира культуры

авторский канал Артèма Гозбенко

исследователь культуры, политолог, преподаватель, писатель

для связи — @artanddemons

18+
加入频道
моему брату сегодня — 5 лет!

недавно у него случился следующий разговор с мамой:

— мама, а кого ты поддерживаешь в конфликте Палестины и Израиля?
— не знаю, сынок... а кого ты?
— да на самом деле там один народ, они просто назвали себя по-разному.. назвали, и воюют.


неужели у пятилетнего мальчика разума и подлинно человеческого чувства больше, чем у лидеров мира?

Ганди прошёл великий путь и проделал огромную рефлексию, чтобы произнести: различие между разнородными и однородными семьями мнимое. все мы — члены одной семьи.

а малышу из сибири эта мысль пришла просто так, в форме откровения.

дорогие, давайте вспомним советы Экзюпери и современных психологов, будем обнимать своих деток, сестёр и братьев 800 раз в день, будем прислушиваться к ним, будем дарить и принимать любовь. быть может, тогда у нас ещё будет шанс.

#записки #ганди #читать
⚡️ новый канал об искусстве!

моя прекрасная подруга Аня, искусствовед из Петербурга, с которой мы обошли сотню музейных залов, исколесили всю Ленобласть в поисках фактуры, фресок и красоты, наконец создала свой канал!

канал только появился, в нём Аня уже порекомендовала арт-события в Петербурге, и заверила меня, что дайджесты будут и для Москвы!

а прямо сейчас (инсайт) готовится новый обзор на одно из художественных событий.

пока Аня пишет, мы — подписываемся и поддерживаем этот проект!

https://yangx.top/davay_kritikuy
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
на картине Георга Керстинга «Каспар Давид Фридрих в своей мастерской» есть важная делать на заднем плане — окно ровно рассеченное крестом.

крест — символ той оптики, через которую человек европейской культуры смотрит на мир. какие бы авангардные опции видения мы не приобрели в течении жизни, некоторые изначальные категории первой культуры едва ли отделимы от нас как таковых.

недавно поднимался из метро и увидел Москву в том самом ракурсе, в котором видел впервые — возвышающиеся башни Воскресенских ворот. этот снизу-вверх созданный вид так и остался первым впечатлением, об экзистенциальной значимости которого мне однажды рассказывал мифический житель Стамбула в болгарской церкви на берегу Босфора.

#фотовпечатления #записки #стамбул #москва #живопись #теория
а я говорил, что в канале Ани будут прекрасные тексты об искусстве, и был прав! репостну только первую часть с картинками, дальше читайте в канале!
“Чтобы создать искусство, мы обязаны изучать историю и из этого контекста пытаться предсказать будущее”, - заключает Такаси Мураками.

Сегодня поговорим, пожалуй, об одном из самых известных в России представителей японского нео-поп-арта. О нем сейчас пишут большие научные статьи, диссертаций мне не попадалось, но думается, что это лишь вопрос времени.
Мураками - это тот художник, который вызывает эмоцию, чаще в спектре. Сочетание “высокого” и “низкого” в его творчестве порой вызывает диссонанс, но он быстро проходит, если принять правила его мира и отречься от ожиданий. Массовые фигурки "мультяшек", ставшие символом отаку-культуры (этакая фанбаза манги и анимэ), соседствуют у него с полотнами, отсылающими к традиции классического японского искусства с его цветами, птицами и тиграми. Мураками вступает в диалог со всей историей искусств, но не всегда в очевидных формах. Так, его “Оммаж Фрэнсису Бэкону” в немного измененном виде перекочевал на обложку пластинки “Graduation” Канье Уэста.
«Бег. Восемь Снов». Юрий Бутусов по пьесе Михаила Булгакова. Театр Вахтангова.

я шёл на этот спектакль с некоторой опаской: уже видел совершенно гениальную постановку Бутусова «Сын» в РАМТе, но боялся, что либо увижу очень то же самое, либо не смогу оправдать модерновые приемы в важном для меня тексте.

все опасения были напрасными! спектакль — потрясающий пример сочетания фирменного почерка режиссера и какого-то невероятного уважения к тексту.

с одной стороны, можно было увидеть все характерные для Бутусова фишки: нарочитая провокационность, гротескный грим, сюрреализм, граничащий с шизофренией. с другой, в каждой части была видна невероятная работа с текстом: отдельно зачитывались отрывки пьесы, будто не подходящие к режиссерскому сюжету, звучащие параллельно, словно возникал сам Булгаков.

Бутусов постигал текст через категорию сна. это и концептуально понятный элемент, но мы, скорее к сожалению, сегодня имеем возможность в этом сне оказаться. Бег — пьеса о белой эмиграции, о россиянах, вынужденно оказавшихся в самых разных местах от Стамбула до Парижа. тараканьи бега, принятие статуса иностранца, безденежье, нищета и блеск — всё это атрибуты белой эмиграции, всё это не только сны, но и кошмары эпохи.

ещё недавно, когда апрельским Стамбулом я общался с русскими эмигрантами, вынужденно уехавшими после февраля 2022, я невольно вспоминал Булгакова, Бунина, Бродского… прошло сто лет и снова Стамбул, снова русская эмиграция.

снова Бег.

#записки #театр #стамбул
иду по переходу между выходами метро на Таганке. на одном из ларьков, внешне ничем не отличающимся от прочих, метровыми буквами написано ХАЛЯВА. ниже, правда, подписана некоторая, выраженная в валюте этой страны стоимость, но она вполне соответствует выше акцентированному слову. что именно продается так щедро в центре нашего Вавилона я не выяснил.

а ведь тяга к бесплатному так и рождает мысли. утром стоит задаться вопросом, какой ценой прошли недавно завершившиеся вечер и ночь. и если всё вычитается, делится, а долг не набегает, то, вероятно, можно выдохнуть?

#доброеутро #фотовпечатления #москва