об искусстве и прочих бесах
1.1K subscribers
2.01K photos
42 videos
9 files
290 links
художественные записки, арт рекомендации и прочие бесы мира культуры

авторский канал Артèма Гозбенко

исследователь культуры, политолог, преподаватель, писатель

для связи — @artanddemons

18+
加入频道
О чём задумался, сержант?

#фотовпечатления
Еду в вечернем метро. Вчера.

На станции Киевская, что символически нагружает и без того непростую сцену, заходит мужчина. На кепке — «Z», на чехле телефона — «z», на портфеле — «z».

Помню, как в компьютерных играх и старых комиксах этими «Zzz» обозначался сон. А во сне, сами поминаете, чего-то только не почудится, каких-то только дров не наломаешь, какую тарабарщину за правду не примешь.
об искусстве и прочих бесах
Прямой Эфир. 25 июня, 17:00 (MSK) Дорогие, в это воскресенье пройдёт новый прямой эфир! Это будет разговор с Полиной Колозариди, авторкой канала провода+болота, куратором образовательной программы про цифровую гуманитаристику в ИТМО. Мы поговорим о современном…
Дорогие, напоминаю о завтрашнем эфире и желаю добрых снов.

Позволю себе предположить, что многим сегодняшние события показались уникальными. Однако именно это “уникальное” показывает, как важно мыслить шире. Попробуйте выдохнуть, налить горячего чая или только что приобретенного прекрасного вина, и немного подумать. Открутить новостную ленту, вспомнить разные “события” последних дней, а в определенном смысле - даже года, etc.

Тогда окажется, что то “уникальное”, что происходило “сегодня” - это лишь повторение того, что до этого много раз происходило совсем недалеко, только наблюдали вы за этим не из окна, а через экран смартфона.

Как же важно помнить, что если что-то “ужасное” происходит не на соседней улице, а будто бы далеко-далеко, то вас это касается невероятно. Как минимум, касается в том, как вы отреагируете, что вы скажете об этом не другому человеку, а самому себе, в сердцах, перед сном.

Лучше меня этот пассаж ещё в XVII веке сформулирован Джон Донн:

Нет человека, который был бы как Остров,
сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши;
и если Волной снесет в море береговой Утес,
меньше станет Европа,
и также если смоет край Мыса и разрушит
Замок твой и Друга твоего;
смерть каждого Человека умаляет и меня,
ибо я един со всем Человечеством,
а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол;
он звонит и по Тебе.


#записки
Утро, дорогие. Уже сегодня, в 17.00 (MSK), пройдёт наш прямой эфир. Очень жду вас!
Мы начинаем через 3 минуты! Заходите)
Дорогие, наш эфир только что подошел к концу, и мы смогли провести прекрасный разговор, даже не смотря на грозу в Ленинградской области и прочие внешние трудности)

Мы поговорили о жизни “между жанрами”, о том, ждём ли мы “ответа институции”, и попытались немного разобраться в том, как живут, соотносятся и влияют на нас история/культура/техника.

Уверен, что получился потрясающий набор вопросов для дальнейшего “думания о”. Спасибо всем кто был с нами, и кто планирует посмотреть/послушать запись!
Национализм и кофе с Лучано Паваротти

Варю сегодня в турке остатки своего итальянского кофе. Вместе со мной завтракает Лучано. Ну, то есть живет в моих наушниках. Пока я наливаю чёрный, долго томившийся, кофе, главный лирический тенор эпохи настырно пропевает:

La donna è mobile
Qual piuma al vento,
Muta d’accento — e di pensiero.


Сердце красавицы, мол, склонно к изменам и переменам, как ветер мая. Как будто я сам не знаю.

Сегодня для меня началось лето. Что ни говори, а идентичности, которыми мы жонглируем каждый день, влияют и на категорию времени. Я — всё ещё студент, поэтому и настоящее лето, началось сегодня, когда я защитил курсовую.

А ведь курсовая, это ни эссе, ни какая-то проходная работа. Есть в ней что-то рубежное, что-то, что «внукам» будешь рассказывать.

И что я расскажу? Вот что: как даже в «свои» «тёмные» «времена» на отлично защитил работу о том, что национализм - это плохо.

Но это я им скажу, шестилетним. Вам же скажу так:

Современные научные школы, осмысляющие национализм, работают в логике конструктивизма. Тут всё просто: национальность и этничность — это конструкт. Мои кудри и нос не говорят о том, что я — еврей. То, что моя мама родилась в Бухаре, не говорит о том, что я — узбек. Об этом говорит общество.

Но, спрашиваю я мыслителей, если это конструкт, то от него можно отказаться? Или, по крайней мере, перестать считать случайный набор черт поводом для реальных конфликтов, насильственных.

Я сегодня вместе с теоретиком космополитизма Мартой Нуссбаум постарался сделать этот прыжок. Прыжок к пониманию, что «другого» по сути не существует, и, как говорил важнейший для меня Ганди, если сделать шаг вперёд, то мы поймем, что все мы — члены одной семьи.

Вот такой прыжок. А сейчас прыгаю в сторону Ленинградского вокзала. Куда, а главное — зачем, ещё обязательно напишу.

#записки #ганди
Господь говорил герою Венедикта Ерофеева:

Поезжай, поезжай в Петушки! В Петушках — твоё спасение, и радость твоя, поезжай.

Как у него Петушки, так у меня Петербург.

Я уже давно перестал задавать вопросы, почему я всё время еду в Петербург. Еду и еду, так надо. Здесь уже было всё: и встречи, и потери, и снова — обретения, и публичные выступления, и невероятные знакомства, и те самые прогулки, когда ты по крупицам, по обломкам фраз, по фасаду и запаху ещё не известного кафе — «собираешь» город.

Смотря вглубь себя, а это дело непростое и страшное, я всë-таки вижу, что однажды перееду сюда «полностью».

А, может, буду жить по завету песни Лидии Клемент:

Мы — ленинградцы с тобой по призванию,
Хоть не всегда в Ленинграде
живём.


Последнее фото — вчерашнее дорожное из тверских лесов, остальное — мои петербургские #фотовпечатления разных периодов.

#петербург
Развалины это мы

Так гласит один стритарт, который мы увидели сегодня в Выборге.

Руины во всём городском пространстве действительно играют значимую роль. При этом, по всюду — реставрационные работы замка, домов, дорог.

Показалось, что городу не хватает какого-то артменеджера. Человека, который бы, как Карыч в Смешариках, осуществлял «общее художественное руководство». Деньги, судя по всему есть, — об этом говорят масштабы строительных работ, но никакого общего нарратива, или, прости боже, месседжа, будто бы нет.

С другой стороны, быть может, обитатели больших городов и едут в места типа Выборга, чтобы отдаться хаотичной жизни объектов и вещей.