Через объектив архитектора
2.17K subscribers
723 photos
1 video
54 links
Канал Тимофея Шапкина с историями об архитектуре и авторской фотографией

@Tim_Shapkin
加入频道
Работа в стол

Недавно общался с коллегами по поводу их участия в конкурсе на новый музей архитектуры и дизайна в Хельсинки. Результаты пока неизвестны, но все 623 анонимные конкурсные работы можно посмотреть тут. Участок проектирования в задании показался мне очень знакомым. Это южный порт Хельсинки, на который каких то 10 лет назад проводился уже другой конкурс, в тот раз на музей Гуггенхайма. Тогда на конкурс прислали 1715 работ, что на моей памяти стало абсолютным рекордом. Позже мэрия города отказалась его строить из-за его дороговизны и, внимание, “слишком ценного участка города”.

На этом моменте хотелось бы поговорить про боль каждого архитектора, а и именно о работе “в стол”. На примере данного конкурса можно грубо посчитать сколько рабочих человеко-часов архитекторов ушло коту под хвост. Примем, что на одну конкурсную работу уходит минимум 200 часов работы, умножим на 1715 и получим 343000 рабочих часов ценных специалистов. Цифра эквивалентна 40 годам жизни, которые просто выкинули на помойку. Более того, работу большинства участников никто не оплачивал. Призовые деньги получают только первые несколько мест.

Вдруг, в 2024 году мэрия Хельсинки решили все отыграть обратно. Заново попросили наивных архитекторов со всего мира нарисовать еще один музей и, вероятно, опять все отменить. Архитекторы тратят очередные сотни часов жизни ради призрачной надежды быть той самой командой, удостоенной права реализовать свой замысел. Абсолютно беспощадная система на мой взгляд, ни в одной другой профессии я такого не встречал.
#рекомендация
Мы часто наблюдаем как starchitects строят памятники самим себе, когда архитектура рождается ради архитектуры. Я же надеюсь, что мои читатели придерживаются принципа архитектура ради людей. Ключевая характеристика человекоцентричного подхода - удобство использования. Юля и Виталик Шалетри пишут как раз об этом на канале Эргономика всего. Подписываемся, интересно будет не только архитекторам
Туристификация

В высокогорное поселение Ушгули в этом году довели асфальтовое покрытие, хлынул поток туристов и, как следствие, пропало впечатление аутентичности и первооткрывателя. Среди сванских башен теперь можно встретить множество ярких вывесок “кафе” или “сдаю дом”. Гостевые дома строят как попало, без уважения к местным традициям. Локальное население целиком переключились на более доходное обслуживание турпотока.

Продолжение👇
Места, с высоким туристическим потенциалом обычно проходят 3 стадии:

1.Труднодоступное место, единичные туристы. Отсутствие туристической инфраструктуры. Аутентичная архитектура и среда.

2.Появилась транспортная доступность, резко растет поток туристов. Туристическая инфраструктура в плохом состоянии. Нетронутая веками визуальная среда замусоривается рекламой и диссонирующими объектами (Ушгули перешло на этот этап)

3.Хорошая транспортная доступность, много туристов. Инфраструктура и визуальная среда приведена в порядок. Действуют дизайн-коды и регламенты. (хороший пример швейцарской деревушки)

Поэтому если вы стремитесь увидеть аутентичные горные деревни Грузии, то лучше ехать в Тушетию вместо Сванетии. А в Ушгули приезжайте лет через 10, когда дело дойдет до 3-го этапа. Что касается моих фотографий, где не видно никакого визуального загрязнения среды, отвечаю: я старательно подбирал ракурсы
Отсечь все лишнее

Любой процесс формообразования в архитектуре можно условно поделить на 2 метода: аддитивный и субтрактивный. Аддитивный метод можно сравнить с игрой в кубики Лего, поочередное добавление элементов из которых вырастает общий объем. Русский авангард, к примеру, полностью построен на основе данного метода. Субтрактивный подход, напротив, можно ассоциировать с работой скульптора, который отсекает все лишнее из одного куска камня. Один из примеров - Casa da Música в Португалии от легендарного Рема Колхаса. В основе формообразования читается параллелепипед от которого отрезали несколько углов и поставили на полотно из травертина

Метод субстракции в архитектуре относительно молод и активно набирает обороты последние несколько десятилетий. Поэтому, если вы стремитесь к подчеркнуто современному, целостному и остроумному дизайну - то данный метод ваш
Батуми парадный и непоказной

Батуми невероятно многослоен. Исторически город много раз переходил из рук в руки между великими державами (Османская империя, РИ, СССР) и маленькой Грузией. Поэтому сегодня мы наблюдаем здесь абсолютно дикий коктейль стилей и подходов в архитектуре. Имеется уютный малоэтажный исторический центр, есть советские панельки с типичным кавказским самостроем, встречается псевдоисторический новострой и современные высотки разной степени качества. “Парадность” архитектуры увеличивается по мере приближения к морю.

Парадоксально, но именно задворки города оказались для меня самыми харизматичными. Это дома, к которым не притрагивалась рука архитектора. Тут и честные пеноблоки, с любовью подобранный по цвету профлист и обязательно щепотка роскоши в виде кованых ограждений. Стиля раздает, несомненно, сушащееся белье в любое время года. Приезжайте, не заскучаете

#города