Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.11K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
Дача Фаберже. "Дважды утраченная".

В Осиновой роще под Петербургом находится дача Карла Фаберже, с историей менее известной, чем работы ювелира.

Дача была построена в 1900 году по проекту Карла Шмидта.
После революции, когда хозяева были вынуждены покинуть дом (Карл Фаберже нелегально уехал за границу, сын Агафон оказался в тюрьме), в здании несколько  месяцев квартировали красноармейцы. Всё, что можно было найти ценного из обстановки, было растащено, разбито или изуродовано. Главный тайник хозяина - Агафона Фаберже, лучшего в России знатока и оценщика драгоценных камней, обнаружен не был. Его нашли позднее люди, которые пришли фиксировать акты вандализма. Из тайной комнаты-сейфа были вывезены десять ящиков, наполненных редкими камнями, украшениями, медалями, картинами и другими предметами искусства. Куда их вывезли и где находится сокровища сейчас - неизвестно.

Здание отремонтировали, сделали перепланировку и разместили в нём детский сад. Тогда же по дому водили экскурсии. Оказалось, что это были его лучшие годы в  послереволюционную эпоху.

В начале 2000-х здание совсем обветшало и было закрыто, но стало объектом культурного наследия. Наступило его самое печальное время - ожидание реставрации. 

Появились правообладатели, обещавшие музей, но не прикрывавшие какие-то свои планы даже имитацией работ. За это время исчезали остатки убранства, отделка печей и каминов… 

В 2017 году из-за откровенной разрухи (и многочисленных публикаций фотографий дачи в соцсетях) собственника все-же сменили на, казалось бы, "идеального" с точки зрения охраны памятников:

Правообладателем стало «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» - АУИПИК, созданное Минкультом "в целях совершенствования системы управления объектами культурного наследия".

Но АУИПИК к 2022 г. никаких работ не начинал. В здании провалилась крыша и стали рушиться стены. 

Под волной возмущения общественности даже многое повидавший КГИОП не выдержал и подал судебный иск на "коллег" по охране культурного наследия. 

И вот обнадеживающая новость:
По решению Арбитражного суда Москвы дача в Осиновой роще должна быть отреставрирована. В течение 12 месяцев собственник обязан выполнить противоаварийные работы, а в течение 36 месяцев - реставрацию. Вынесено и постановление о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица.

Всё-же хорошо, что у нас целых два органа охраны…

Может ли "принудительная реставрация" для изысканного особняка в стиле модерн быть хорошей? Есть ли заинтересованность у недобросовестного правообладателя выполнять научную реставрацию (и под какие, кстати, цели?) - вопросы с понятными ответами, но похоже, что
при действующих законах отношение к ОКН не изменить, и у нас "принудительные работы" остаются единственным работающим методом реставрации. Если удастся успеть.
Дача Фаберже в Осиновой роще.

(к предыдущему посту)
Фото:
1,2 - 1907 г.
3-5, 7 - Живой город, (2022 г.)
6, 8-9 - sleepy_f (2009 г.)
Думала - публиковать этот пост или нет - очень он “рекламный” получается (а такой цели у меня нет), но в связи с постоянными новостями о сносе старых деревянных домов под Петербургом и особенно в глубинке, поняла, что нужно писать о том, какими могли бы быть наши хоть и старинные, но никому не нужные деревянные здания. И как важно людям, имеющим финансовые возможности, уметь “увидеть” неявную красоту этих домов. Также скажу, что интерьеры тут не являются предметом критики или идеальным решением - люди просто делали их с душой.

Владельцы переехали из Москвы в Ростов Великий, купив пустующий дом, чем-то их "зацепивший". Они попробовали представить, как бы дом развивался с приходом благ цивилизации, и стали воплощать свои идеи, сохранив старую планировку и детали интерьеров. Хозяева восстановили главную изразцовую печь и добавили камин в нижней гостиной зоне, использовали исторические элементы, вплоть до дверных щеколд, чтобы передать атмосферу конца XIX - начала XX века.

Детали собирались по крупицам. По словам хозяев, русский антиквариат сейчас - огромная редкость, поэтому многие старинные предметы были привезены из Франции, где они какое-то время работали.

Реконструкция велась 10 лет.
Уже через несколько лет стало понятно, что для небольшой семьи дом великоват, и так он он стал гостевым домом с чуднЫм названием: O'27 Silvuplé.

Интерьеры получились совершенно домашние, тёплые, и всё-же женские, что можно бы и покритиковать, но обещала, что не буду - очень уж они милые. Давайте назовём их просто стилем “фьюжн”.

Остроумно были решены проблемы с известными удобствами при номерах - в некоторых помещениях для устройства санузлов использовалась имитация бывших печей, где-то они встроены в "тёщину комнату".

Душой дома стали гостиная с камином и печью, и веранды с домашней обстановкой для гостей. Кажется, что стоит только туда зайти … то услышишь знакомое: "Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле" (с).

Фото - со страницы гостевого дома в соцсети. #деревянный_дом #отели #реставрация
Мост в никуда?

В этом году проекту Большого Смоленского моста исполняется 75 лет:

Его строительство было предусмотрено Генеральным планом Ленинграда 1948 года.

На плане развития показана почти "османовская" лучевая система дорог, бульваров и звездчатых площадей, пронизывающая все районы города. От площади с правого берега Невы показан мост, и за ним - связующая дуговая линия, идущая через весь город до юго-запада - к проспекту Стачек.

С приходом 2000-х о строительстве моста заговорили вновь, как о части новой транспортной магистрали. Схемы с мостом, развязками, и очередностью строительства публиковались на сайтах районных администраций.

В 2022 году, после двадцатилетнего проектирования за государственные (наши) деньги, горожанам был явлен проект, выполненный негосударственным застройщиком. Это шестиполосный мост, с линиями общественного транспорта, велодорожками, трехметровыми тротуарами, и - гигантской развязкой для скоростных магистралей.

Других ненужных подробностей - "куда ехать дальше за мостом" и "зачем он скоростной" - нам не презентовано. Пока обсуждается вопрос сохранения исторических зданий, сносимых из-за развязки (ради этого меняют городской закон №820-7 об охране дореволюционных зданий). Важно отметить, что градозащитники представили свой вариант с компактными съездами, позволяющий здания сохранить (изобр. 5-6). Но реакции властей никакой, кроме заявления "Альтернативы нет".
Важно в этом предложении то, что если не рассматривать этот мост как скоростную магистраль, а проектировать как связь между районами и общую разгрузку транспортной сети, то это решение возможно.

Сейчас же за самым широким в городе разводным мостом скоростного движения, в конце Большого Смоленского проспекта получается тупик с коллапсом: железнодорожное депо, “Платформа 5 километр”, и вокруг - узкие улицы без проезда на ту сторону пути.
#генплан_спб