"Женскiе курсы высших архитектурных знанiй"
В журнале "Зодчий" за 1906 г. встретилось неприметное объявление:
"Мин. Нар. Просвещения разрешило Е. Ф. Багаевой и Л. П. Молас открыть в СПб. женские архитектурные курсы с программой, приближающейся к программам высших учебных заведений. На курсы принимаются лица женского пола с аттестатами средне-учебных заведений".
(Уважаемое издание не сочло событие значимым, разместив объявление между сообщением о строительстве рабочего поселка и ремонте музея).
Так в России начиналось высшее архитектурное образование для женщин.
Курсы были открыты на частные средства (иным образом путь “в вышку” был заказан), зато к учебе допускались "лица женского пола без различия сословий и вероисповеданий" - при наличии аттестата об образовании, либо сдав экзамен по математике и физике.
Объём курсов соответствовал требованиям высших учебных заведений ведомства Министерства торговли и промышленности, а программа была довольно интенсивной и даже новаторской:
За основу взяли программу архитектурного отделения Императорской академии художеств, изучив и программу Института гражданских инженеров. Но “принимая во внимание то, что эти программы далеко не признаны совершенными” Совет курсов постарался избежать "чрезмерной энциклопедичности, многопредметности и разрозненности", сделав акцент на практических занятиях - придерживаясь опыта европейских вузов.
Поблажек девушкам не давали, и учебный процесс был напряженным, как обычно на архитектурных отделениях:
Слушальницами изучались как общие предметы, так и специальные (перечень см. фото 2)
Обязательными были предметы художественного направления: рисование, архитектурное черчение, теория теней, перспектива, история искусств, архитектурная композиция.
Обучение было рассчитано на 4 года, с обязательной летней практикой на стройке и выполнением дипломного проекта.
Об уровне подготовки лучше всего говорит преподавательский состав и Совет курсов:
архитекторы Н. Е. Лансере, М. С. Лялевич, А. А. Бернардацци, Л. С. Васильев, О. Р. Мунц, Б. К. Рерих, академики Г.Н. Косяков, В. А. Щуко, художники Н. К. Рерих и С. Ю. Судейкин - всего около 40 преподавателей.
С 1912 г. директором курсов был Н. К. Рерих,
С 1914 г. директором курсов становится академик В. А. Щуко.
В 1912 г. курсы были приравнены к высшему учебному заведению и стали называться «Женскими курсами высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой».
Темы дипломных работ были интересны:
1911 г. - Театр и Курорт
1913 г. - Академия художеств
1915 г. - Государственные термы
1916 г. - Мавзолей.
К сожалению, найти их не удалось.
Несмотря на серьёзную подготовку и признание статуса высшего образования, выпускницы не имели права на звание «архитектор», и защитив дипломную работу, получали лишь свидетельство с указанием пройденных предметов. Они могли работать «помощницами у господ архитекторов», устроиться «в сфере прикладных искусств», выполнять графические работы в открытом при курсах Бюро строительных и графических работ, и помогать преподавателям. Тут конечно имело место предвзятое отношение именно “архитектурного бомонда”
(продолжение далее)
#былое
В журнале "Зодчий" за 1906 г. встретилось неприметное объявление:
"Мин. Нар. Просвещения разрешило Е. Ф. Багаевой и Л. П. Молас открыть в СПб. женские архитектурные курсы с программой, приближающейся к программам высших учебных заведений. На курсы принимаются лица женского пола с аттестатами средне-учебных заведений".
(Уважаемое издание не сочло событие значимым, разместив объявление между сообщением о строительстве рабочего поселка и ремонте музея).
Так в России начиналось высшее архитектурное образование для женщин.
Курсы были открыты на частные средства (иным образом путь “в вышку” был заказан), зато к учебе допускались "лица женского пола без различия сословий и вероисповеданий" - при наличии аттестата об образовании, либо сдав экзамен по математике и физике.
Объём курсов соответствовал требованиям высших учебных заведений ведомства Министерства торговли и промышленности, а программа была довольно интенсивной и даже новаторской:
За основу взяли программу архитектурного отделения Императорской академии художеств, изучив и программу Института гражданских инженеров. Но “принимая во внимание то, что эти программы далеко не признаны совершенными” Совет курсов постарался избежать "чрезмерной энциклопедичности, многопредметности и разрозненности", сделав акцент на практических занятиях - придерживаясь опыта европейских вузов.
Поблажек девушкам не давали, и учебный процесс был напряженным, как обычно на архитектурных отделениях:
Слушальницами изучались как общие предметы, так и специальные (перечень см. фото 2)
Обязательными были предметы художественного направления: рисование, архитектурное черчение, теория теней, перспектива, история искусств, архитектурная композиция.
Обучение было рассчитано на 4 года, с обязательной летней практикой на стройке и выполнением дипломного проекта.
Об уровне подготовки лучше всего говорит преподавательский состав и Совет курсов:
архитекторы Н. Е. Лансере, М. С. Лялевич, А. А. Бернардацци, Л. С. Васильев, О. Р. Мунц, Б. К. Рерих, академики Г.Н. Косяков, В. А. Щуко, художники Н. К. Рерих и С. Ю. Судейкин - всего около 40 преподавателей.
С 1912 г. директором курсов был Н. К. Рерих,
С 1914 г. директором курсов становится академик В. А. Щуко.
В 1912 г. курсы были приравнены к высшему учебному заведению и стали называться «Женскими курсами высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой».
Темы дипломных работ были интересны:
1911 г. - Театр и Курорт
1913 г. - Академия художеств
1915 г. - Государственные термы
1916 г. - Мавзолей.
К сожалению, найти их не удалось.
Несмотря на серьёзную подготовку и признание статуса высшего образования, выпускницы не имели права на звание «архитектор», и защитив дипломную работу, получали лишь свидетельство с указанием пройденных предметов. Они могли работать «помощницами у господ архитекторов», устроиться «в сфере прикладных искусств», выполнять графические работы в открытом при курсах Бюро строительных и графических работ, и помогать преподавателям. Тут конечно имело место предвзятое отношение именно “архитектурного бомонда”
(продолжение далее)
#былое
"Женскiе курсы высших архитектурных знанiй"
(продолжение, начало)
Архитектурный критик Г. Лукомский, посетив в 1909 отчетную выставку курсов, пишет что она «серьёзна и специальна» и представляет «несомненный интерес для лиц, следящих за развитием архитектурной формы и для занимающихся архитектурой вообще», и “как много ценного и полезного в деле подготовки помощников архитекторов, которые должны быть аккуратными выполнителями и, вместе с тем, людьми с богато развитым вкусом”. Но в итоге выносит приговор об «отсутствии начала творческого и созидательного, которое не входит как в цели преподавания, так и в самую сущность женского дарования»… Это распространенное отношение ученицы и основатели выдержали с достоинством, и с 1909 до 1917 г. учредительницы и блистательный Совет вели борьбу за расширение прав выпускниц и предоставление им звания “архитектор” - с получением прав производства строительных работ.
Невзирая на "мнения", практикантки и выпускницы успешно работали: например, известен чертеж фасада проекта Казанского вокзала, великолепно исполненного, с подписью «Чертила Евгения Дольник» - ученица Щуко и Ильина, работавшего у Щусева (из статьи Т. В. Лысовой)
До 1912 г. учащихся было около 10 на курс, а с 1912 года наладилась настоящая реклама (а не журнал “Зодчiй”) - и поступивших было 52 человека.
В 1918, когда курсы временно закрылись, Багаева писала советскому правительству:
«…созданное мною училище, чрез выпускаемых образованных инструкторш прольет свет на все отделы нашей промышленности как кустарной, так и фабричной и постепенно поднимет их в уровень с заграничными или даже выше их. <…> оно поможет, чрез будущих руководителей развиваться художественно народным труженикам и этим выполнит задачу, поставленную ему при его организации, при поддержке Комиссариата Народного Просвещения»
В 1918 Е. Ф. Багаева скончалась, курсы немного продержались, и даже в 1922 стали Архитектурным институтом, но в дальнейшем история перемолола и его.
(фото 3-10 - по материалам А. А. Шахановой и Т. В. Лысовой) #былое
(продолжение, начало)
Архитектурный критик Г. Лукомский, посетив в 1909 отчетную выставку курсов, пишет что она «серьёзна и специальна» и представляет «несомненный интерес для лиц, следящих за развитием архитектурной формы и для занимающихся архитектурой вообще», и “как много ценного и полезного в деле подготовки помощников архитекторов, которые должны быть аккуратными выполнителями и, вместе с тем, людьми с богато развитым вкусом”. Но в итоге выносит приговор об «отсутствии начала творческого и созидательного, которое не входит как в цели преподавания, так и в самую сущность женского дарования»… Это распространенное отношение ученицы и основатели выдержали с достоинством, и с 1909 до 1917 г. учредительницы и блистательный Совет вели борьбу за расширение прав выпускниц и предоставление им звания “архитектор” - с получением прав производства строительных работ.
Невзирая на "мнения", практикантки и выпускницы успешно работали: например, известен чертеж фасада проекта Казанского вокзала, великолепно исполненного, с подписью «Чертила Евгения Дольник» - ученица Щуко и Ильина, работавшего у Щусева (из статьи Т. В. Лысовой)
До 1912 г. учащихся было около 10 на курс, а с 1912 года наладилась настоящая реклама (а не журнал “Зодчiй”) - и поступивших было 52 человека.
В 1918, когда курсы временно закрылись, Багаева писала советскому правительству:
«…созданное мною училище, чрез выпускаемых образованных инструкторш прольет свет на все отделы нашей промышленности как кустарной, так и фабричной и постепенно поднимет их в уровень с заграничными или даже выше их. <…> оно поможет, чрез будущих руководителей развиваться художественно народным труженикам и этим выполнит задачу, поставленную ему при его организации, при поддержке Комиссариата Народного Просвещения»
В 1918 Е. Ф. Багаева скончалась, курсы немного продержались, и даже в 1922 стали Архитектурным институтом, но в дальнейшем история перемолола и его.
(фото 3-10 - по материалам А. А. Шахановой и Т. В. Лысовой) #былое
Арифмометр для архитектора (лайфхак-1914)
Быстрый и лёгкий способ вычисления квадратного корня при помощи арифмометра, необходимого каждому инженеру и архитектору!
(если кому-то нужно - у меня есть полная инструкция на трех страницах).
А более подробная брошюра с описанием всех счётных вычислениий высылалась изобретателем за 30 копеек.
#технологии
Быстрый и лёгкий способ вычисления квадратного корня при помощи арифмометра, необходимого каждому инженеру и архитектору!
(если кому-то нужно - у меня есть полная инструкция на трех страницах).
А более подробная брошюра с описанием всех счётных вычислениий высылалась изобретателем за 30 копеек.
#технологии
Сохранили
Здание завода «Красный гвоздильщик» – знаковый памятник конструктивизма Якова Чернихова, и его единственный реализованный проект – наконец отреставрировано и отмечено премией «Золотой Трезини» за лучшую реставрацию промышленного объекта.
Год назад я писала о проекте, и про культовую книгу Чернихова «Архитектурные фантазии» с графическими композициями - здесь, по ссылке её можно скачать).
В бывшей водонапорной башне (высотой 35 м) устроено обзорное помещение, на кровле - смотровая площадка, к которым ведут новая лестница и встроенный лифт, а прежний канатный цех - реконструирован под трехуровневое атриумное пространство бизнес-центра.
Внук Якова Чернихова, архитектор Андрей Александрович Чернихов, предлагал создать в этом здании музей конструктивизма, но концепции, соответствующей новаторскому духу авангарда, не закладывали – первостепенным было сохранение памятника архитектуры.
Внимание к «Красному гвоздильщику» появилось после визита Захи Хадид в Петербург в 2004 г, попросившей отвезти её к неизвестной никому из сопровождавших её людей башне заброшенного завода.
#реставрация #авангард
Здание завода «Красный гвоздильщик» – знаковый памятник конструктивизма Якова Чернихова, и его единственный реализованный проект – наконец отреставрировано и отмечено премией «Золотой Трезини» за лучшую реставрацию промышленного объекта.
Год назад я писала о проекте, и про культовую книгу Чернихова «Архитектурные фантазии» с графическими композициями - здесь, по ссылке её можно скачать).
В бывшей водонапорной башне (высотой 35 м) устроено обзорное помещение, на кровле - смотровая площадка, к которым ведут новая лестница и встроенный лифт, а прежний канатный цех - реконструирован под трехуровневое атриумное пространство бизнес-центра.
Внук Якова Чернихова, архитектор Андрей Александрович Чернихов, предлагал создать в этом здании музей конструктивизма, но концепции, соответствующей новаторскому духу авангарда, не закладывали – первостепенным было сохранение памятника архитектуры.
Внимание к «Красному гвоздильщику» появилось после визита Захи Хадид в Петербург в 2004 г, попросившей отвезти её к неизвестной никому из сопровождавших её людей башне заброшенного завода.
#реставрация #авангард
Девы и совы (дом С. В. Муяки)
Первые в России Высшие женские архитектурные курсы располагались на Ковенском 17, и выбор здания показался мне интересным.
Построенный за год - к 1903 г. по проекту популярного архитектора А. С. Хренова (знаменитого и своими фирменными табличками), дом предназначался для «меблированных комнат».
Здание причисляют к модерну. Но структура фасада – самая обычная для эклектичных доходных домов – с равномерной разбивкой на типичные проёмы, объединенных пилястрами в три этажа. Лишь углы выделены широкими окнами с пологими арками.
А вот декор здания и аттики-фронтоны заявляют о новом стиле.
Модерн ли это? - вряд-ли, скорее «оформление под модерн», а в изобилии декора - и эклектика вплоть до рококо. Кажется, по желанию заказчика было собрано “всё самое красивое”.
Однако тонкая и "женственная" проработка деталей вызывала молву, что в доме планировали роскошные «номера». На мысль наводил и лифт с затейливой ковкой, с круглой в плане кабиной, похожий на птичью клетку, и с кожаным диванчиком на двоих - что редкое удобство. Лифт приводился в движение паровой машиной. Росписи потолков комнат также смущают и отдают вкусовщиной, не характерной для доходных домов (хороших фото нет).
Посмотреть на неработающий лифт и потолки можно лишь по предварительной договоренности, а горожанам с улицы можно любоваться великолепными входными дверьми модерна и -
- рельефами с испуганными женскими ликами, среди болотных лилий. На головах у них - когтистые совы, клююще-терзающие локоны…
Этот сюжет с ночными хищницами (говорят, символами лёгкого поведения у славян) опять отсылает к слухам о здании, и конечно, открытые в нём женские курсы давали повод для иронии.
Мне больше нравится мысль о сове как символе ночных размышлений и постоянной спутнице Афины - богини мудрости, решившей, возможно, так наказать нерадивых дев, а возможно, и напутствовать - на будущее…, но за идеи ув. архитектора Хренова, конечно, не ручаюсь.
#старые_дома
Первые в России Высшие женские архитектурные курсы располагались на Ковенском 17, и выбор здания показался мне интересным.
Построенный за год - к 1903 г. по проекту популярного архитектора А. С. Хренова (знаменитого и своими фирменными табличками), дом предназначался для «меблированных комнат».
Здание причисляют к модерну. Но структура фасада – самая обычная для эклектичных доходных домов – с равномерной разбивкой на типичные проёмы, объединенных пилястрами в три этажа. Лишь углы выделены широкими окнами с пологими арками.
А вот декор здания и аттики-фронтоны заявляют о новом стиле.
Модерн ли это? - вряд-ли, скорее «оформление под модерн», а в изобилии декора - и эклектика вплоть до рококо. Кажется, по желанию заказчика было собрано “всё самое красивое”.
Однако тонкая и "женственная" проработка деталей вызывала молву, что в доме планировали роскошные «номера». На мысль наводил и лифт с затейливой ковкой, с круглой в плане кабиной, похожий на птичью клетку, и с кожаным диванчиком на двоих - что редкое удобство. Лифт приводился в движение паровой машиной. Росписи потолков комнат также смущают и отдают вкусовщиной, не характерной для доходных домов (хороших фото нет).
Посмотреть на неработающий лифт и потолки можно лишь по предварительной договоренности, а горожанам с улицы можно любоваться великолепными входными дверьми модерна и -
- рельефами с испуганными женскими ликами, среди болотных лилий. На головах у них - когтистые совы, клююще-терзающие локоны…
Этот сюжет с ночными хищницами (говорят, символами лёгкого поведения у славян) опять отсылает к слухам о здании, и конечно, открытые в нём женские курсы давали повод для иронии.
Мне больше нравится мысль о сове как символе ночных размышлений и постоянной спутнице Афины - богини мудрости, решившей, возможно, так наказать нерадивых дев, а возможно, и напутствовать - на будущее…, но за идеи ув. архитектора Хренова, конечно, не ручаюсь.
#старые_дома
Внезапно.
А помнится, у меня к фонарям и урнам были небольшие претензии...
/Анонс заседания Градсовета/
А помнится, у меня к фонарям и урнам были небольшие претензии...
/Анонс заседания Градсовета/
Telegram
Фонтанка SPB Online
В Петербурге рассмотрят проект Триумфального столпа в Лахте. Он будет в полтора раза выше Александровской колонны.
Анонс заседания градсовета размещен на сайте КГА, памятный знак в честь победы над Швецией в Северной войне там значится вторым вопросом. …
Анонс заседания градсовета размещен на сайте КГА, памятный знак в честь победы над Швецией в Северной войне там значится вторым вопросом. …