Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.11K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
Бурлаки повсюду

(в дополнение к посту коллеги @moneyandpolarfox)

Изобразительное искусство - лучший свидетель того, что бурлацкий труд в XVIII-XIX веках использовался повсеместно, и особенно в Европе. И кстати женщины там, как и в России, тянули бурлацкую лямку. Интересно, что в русском искусстве нет жанровых картин с женщинами-бурлачками, в отличие от европейского. Видимо у нас это считалось позорным явлением, и даже художникам духу не хватало для изображений. Но возможно, женщины не соглашались позировать, в том числе из-за суеверий (известно, что Репин платил натурщикам-бурлакам по 20 копеек за сеанс).

На европейских гравюрах XVIII-XIX веков бурлаки – это часть пейзажа (1).

А вот к примеру, немецкий рисунок (2) - с женщинами в шляпках, которые буксируют лодки на канале Эльба-Любек - напоминает сюжет из легкой прогулки в фильме «Трое в лодке не считая собаки» (по книге Дж. К. Джерома) - как вполне обычная, жанровая картинка.

Но уже голландцы начала XIX в. смотрят критичнее и показывают своё отношение к использованию людей-буксировщиков эзоповым языком - «Голландский канал и буксирный путь» 1800 г. (3) - повозку молодой зеленщицы везут собаки, а позади лодку тянут буквально падающие мужчина и женщина.

Ближе к концу XIX в. картины стали гораздо гораздо трагичнее:

4 - Лайош-Деак-Эбнер "Бурлаки", Австро-Венгрия, 1880 г.
5 - Телемако Синьорини "Тропа" , Италия, 1864 г.
6 - Фрэнк Брэнгвин "Бурлаки" Англия, 1906 г.
7 - Онорэ Домье "Перевозчик лодки", Франция, 1856-1860 г.

Но официально труд бурлаков был запрещён только в Германии в середине XIX в, и в СССР – в 1929 году. В остальных странах он просто сошел на нет естественным путём... В Германии же бурлакам поставлены несколько памятников - например этот, экспрессивный, в Эбербахе (8)

(не удивляйтесь пожалуйста - посты об архитектуре ещё будут – это ненадолго, и называется «архитектор в отпуске»))
#живопись
Спасаем дом

Три месяца назад был у меня пост об уникальном деревянном памятнике древнего Каргополя – доме купца Лёхова, проект восстановления которого с созданием арт-резиденции победил в Конкурсе культурных инициатив. Но выделенных денег оказалось крайне мало даже для противоаварийных работ. Сейчас дело движется - в том числе и с нашей помощью удалось кое-что собрать 💸 🎉 💰

На сайте появилась плашка-отчет (проверила – при переводе денег она сразу обновляется), и работы уже ведутся!

Но средств ещё недостаточно, сбор сильно замедлился, а сметы растут... Давайте поможем дому - можно перевести любую небольшую сумму. И скоро на канале появятся отличные фотографии с русского Севера! А пока – фото начала противоаварийных работ с участниками проекта!

💳 Помогающая ссылка ➡️ https://art-kargopol.ru/sbor-sredstv/
Построить рай на земле.
(продолжение поста)

Первый архитектор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (в дальнейшем ВДНХ), Вячеслав Олтаржевский должен был проектировать “рай на земле”, где демонстрировалось всё лучшее, созданное природой и человеком в СССР. Но его вдохновляли не образы земных дворцов с фонтанами, а идеи космического масштаба. Средствами архитектуры он хотел обозначить символы Вселенной.

Главная площадь Механизации должна была представлять модель Солнечной системы. Её Центр - это центр вселенной с Солнцем, которое явилось в виде скульптуры Ленина. Девять главных павильонов - девять планет Солнечной системы, расположенных на плане довольно точно по отношению к “солнцу”.

Стилистика павильонов выставки была созвучна действительно современным идеям - и модернизма, и неоклассике Ивана Фомина, но никак не сталинской эклектике. Формы были лаконичны, с акцентами на скульптурах, рельефах и мозаике - что очень похоже на ар-деко.

Для понимания пятилетней истории проекта и строительства ВСХВ напомню, что Олтаржевский в 1934 г.  вернулся из США, где работал с 1924 года “с целью ознакомления с американской архитектурой и техникой строительства”. В США, начав с работы строителем высотки, он закончил экстерном Нью-Йоркский университет, и далее сделал блестящую карьеру архитектора. Это позволило ему подать документы на гражданство США. Судя по всему, возвращаться он не планировал.

Тем непостижимее, что в 1934 году он появляется в Москве. Исследователей это наводит на мысли, что скорее всего архитектора “уговорили”. Вернувшись, Олтаржевский участвует в конкурсе на проект ВСХВ и побеждает благодаря удачному планировочному решению.

Но дело пошло не гладко. Задание, требования к экспозиции и её размещению постоянно менялись. Внешний вид “временных” на тот момент павильонов не устраивал начальство, поставки материалов и прокладка сетей срывались, а открытие выставки, намеченное к 20-летию Октябрьской революции, в 1937 году, откладывалось.
(продолжение здесь)
#ссср
Построить рай на земле (продолжение, начало здесь)

Обострила ситуацию и опасная шутка про строительство метро - «Если Олтаржевский строит рай на земле, то что тогда строит Каганович под землей? Преисподнюю!»

К 1937 году вокруг стройки начались интриги завистников, а затем - доносы.
“В бой вступили центральные газеты, публиковавшие, как это было принято в те годы, доносы архитекторов и инженеров друг на друга” -
- пишет исследователь Ольга Никологорская в книге "Олтаржевский". Особенно отличился известнейший авангардист Эль Лисицкий, назначенный на должность главного художника выставки. Он написал на архитектора более 30 доносов. Как известно, Лисицкий тоже в прошлом с успехом работал за границей, и ему было чего опасаться в 1937. Была и затаённая обида на Олтаржевского, который отверг несколько его проектных предложений.

Павильоны Олтаржевского разобрали, “Механизацию” построили по принципу ангара из арочных ферм, которые научились строить по проектам американца Альберта Кана, остальные павильоны соревновались между собой в украшательстве.

Доносы сделали свое черное дело - большинство руководителей стройки были приговорены к высшей мере, а Олтаржевскому присудили 15 лет лагерей, но отправили в “шарашку” проектировать новый город Воркуту. Выпустят архитектора уже в 1943 году по настоянию Сталина - нужен был его опыт высотного строительства, наработанный в США. И Олтаржевский далее много строит - в том числе московскую высотку - гостиницу "Украина", пишет книги, доживет до космической эры, прожив 85 лет. И самое интересное - его “планетарная” планировочная схема выставочного комплекса была сохранена и в современном ВДНХ.

А когда-то гениальный Эль Лисицкий умрёт забытый в 1941 году в Москве от туберкулёза, так и не создав в сталинскую эпоху ничего выдающегося.

(использованы материалы из книги О. Никологорской "Олтаржевский").
Здесь - нью-йоркская графика Олтаржевского

#советская_архитектура
#ссср
Вавилон

В дополнение к предыдущим постам о ВДНХ и её первом архитекторе, Вячеславе Олтаржевском - его американская графика и любопытный факт:

Помимо проектирования в США высотных зданий, в 1929 году он построил фешенебельный курорт "Королевские сосны" в Нью-Джерси, на котором неоднократно был замечен Аль Капоне. Есть основания считать, что приезжал главарь мафии и любитель роскоши на любимый курорт не только отдохнуть, но и "по делам бизнеса". Не случайно, как писали тогда журналисты, "в холле отеля попадались «серьезные джентльмены, под пиджаками которых угадывались очертания пистолетов» И хотя вкус Аль Капоне (точнее - его отсутствие) высмеивали, выбор шикарного курорта был безукоризненным… И поскольку мастерская Олтаржевского в Великую депрессию на хороших заказах не бедствовала, возникла легенда о его связях и “крыше” в лице главы американской мафии.

Впрочем, как раз в этом Олтаржевского на допросах в 1938 году в московском НКВД не обвиняли. Члена Американского Института архитекторов, преподавателя архитектуры Колумбийского университета, автора нескольких небоскребов и зданий Всемирной торговой выставки в Чикаго 1933 года, вернувшегося в СССР под впечатлением беседы с Бухариным в Париже отдавать стране опыт, силы и талант, от строительства “горизонтальных небоскрёбов” в Воркуте освободил более могущественный "поклонник архитектуры".

На фото:
Альбом рисунков с видами Нью-Йорка "Современный Вавилон", изданный в 1933 г. в США.
#советская_архитектура
#сша