Добрый день, друзья. Начались вступительные экзамены в Московскую духовную академию: волнительная пора для множества юношей и девушек, которые твердо решили связать свою жизнь со служением Богу и Церкви Христовой.
Дорогие наши абитуриенты! Хочу пожелать вам концентрации внимания и сил, терпения, позитивного отношения к вступительным испытаниям, которые вы будете проходить в эти дни. Это сложно. Пусть эти сложности станут еще одной проверкой, которая поможет вам взвесить собственные намерения и понять, ваш ли это путь, или, пока не поздно, стоит изменить свой выбор. Вновь загляните в тайники своего сердца, оглянитесь на свою жизнь, помолитесь и подумайте, готовы ли вы встать на путь служения, на котором вас ожидает немало испытаний, трудностей и искушений. Готовы ли вы жертвенно отдавать свои таланты, время и все последующие годы жизни другим людям.
Абитуриентам бакалавриата, Регентского и Иконописного отделений, которые только готовятся приехать в Академию - желаю успешной подготовки к экзаменам. От того, насколько качественно и трудолюбиво вы сейчас подготовитесь, зависит поступление и ваша жизнь в течение следующих четырех-пяти лет. Лично буду проверять у вас навык чтения на церковнославянском языке, знание молитв и тропарей всех двунадесятых праздников. С каждым из поступающих на бакалавриат и Регентское отделение намерен встретиться и побеседовать.
Особенные мои слова к девушкам. Помните, что прежде всего вы идете учиться, получать знания и профессиональные навыки, чтобы научиться с молитвой совершать дело руководителя церковного хора. Не секрет, что у вас есть и другая цель - обрести спутника жизни и выйти замуж за будущего священнослужителя. Это, в общем-то, хорошо. Но цель Московской духовной академии - давать знания поступившим. А значит, готовьтесь прежде всего посвящать максимум времени учебе и богослужению. Не ищите своего, посвятите эти ближайшие годы получению новых знаний и навыков, молитве и духовной жизни. А Господь, несомненно, устроит потом и ваши семьи.
Дорогие наши абитуриенты! Хочу пожелать вам концентрации внимания и сил, терпения, позитивного отношения к вступительным испытаниям, которые вы будете проходить в эти дни. Это сложно. Пусть эти сложности станут еще одной проверкой, которая поможет вам взвесить собственные намерения и понять, ваш ли это путь, или, пока не поздно, стоит изменить свой выбор. Вновь загляните в тайники своего сердца, оглянитесь на свою жизнь, помолитесь и подумайте, готовы ли вы встать на путь служения, на котором вас ожидает немало испытаний, трудностей и искушений. Готовы ли вы жертвенно отдавать свои таланты, время и все последующие годы жизни другим людям.
Абитуриентам бакалавриата, Регентского и Иконописного отделений, которые только готовятся приехать в Академию - желаю успешной подготовки к экзаменам. От того, насколько качественно и трудолюбиво вы сейчас подготовитесь, зависит поступление и ваша жизнь в течение следующих четырех-пяти лет. Лично буду проверять у вас навык чтения на церковнославянском языке, знание молитв и тропарей всех двунадесятых праздников. С каждым из поступающих на бакалавриат и Регентское отделение намерен встретиться и побеседовать.
Особенные мои слова к девушкам. Помните, что прежде всего вы идете учиться, получать знания и профессиональные навыки, чтобы научиться с молитвой совершать дело руководителя церковного хора. Не секрет, что у вас есть и другая цель - обрести спутника жизни и выйти замуж за будущего священнослужителя. Это, в общем-то, хорошо. Но цель Московской духовной академии - давать знания поступившим. А значит, готовьтесь прежде всего посвящать максимум времени учебе и богослужению. Не ищите своего, посвятите эти ближайшие годы получению новых знаний и навыков, молитве и духовной жизни. А Господь, несомненно, устроит потом и ваши семьи.
Очень рад тому, что ректором Санкт-Петербургской духовной академии назначен умный и достойный человек. Я не раз убеждался в профессиональных качествах отца Силуана, в высоте его образования. Он почти мой земляк, родом из Орла. Это скромный, благородный, смиренный монах, который неизменно хорошо относится к людям.
Буквально на последнем ученом совете он прошел конкурс на должность преподавателя Московской духовной академии. Я надеюсь, что будучи ректором СПбДА он останется и преподавателем Московской духовной академии, будет периодически приезжать к нам, читать лекции и работать с нашими студентами.
Я сегодня по телефону поздравил отца Силуана с назначением. Мы одновременно засвидетельствовали желание тесного и открытого сотрудничества наших духовных академий. Единство центральных образовательных духовных учебных заведений должно служить на пользу Русской Православной Церкви и вообще Православию в мире. Очень рад, что такая замечательная и благоприятная возможность осуществится при ректорстве отца - а в скором будущем владыки - Силуана (Никитина). Искренне желаю ему благословенных успехов и помощи от Господа в предстоящем служении.
Буквально на последнем ученом совете он прошел конкурс на должность преподавателя Московской духовной академии. Я надеюсь, что будучи ректором СПбДА он останется и преподавателем Московской духовной академии, будет периодически приезжать к нам, читать лекции и работать с нашими студентами.
Я сегодня по телефону поздравил отца Силуана с назначением. Мы одновременно засвидетельствовали желание тесного и открытого сотрудничества наших духовных академий. Единство центральных образовательных духовных учебных заведений должно служить на пользу Русской Православной Церкви и вообще Православию в мире. Очень рад, что такая замечательная и благоприятная возможность осуществится при ректорстве отца - а в скором будущем владыки - Силуана (Никитина). Искренне желаю ему благословенных успехов и помощи от Господа в предстоящем служении.
Дорогие друзья, с праздником первоверховных апостолов Петра и Павла, с окончанием Петрова поста!
Сегодня я совершил Божественную литургию в храме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре, а после - пообщался с братией обители, несколькими преподавателями и учащимися Сретенской семинарии, временно исполняющим обязанности ректора которой я был назначен на последнем заседании Священного Синода нашей Церкви.
Я прекрасно понимаю, что многие обеспокоены будущим Сретенской семинарии и Московской духовной академии, поэтому хочу немного прояснить суть происходящего.
Центральная и крупнейшая богословская школа Русской Православной Церкви - Московская духовная академия - как известно, хотя и именуется Московской, находится в Сергиевом Посаде.
Чтобы давать серьезное образование на высших ступенях, необходима определенная культурная и интеллектуальная среда, необходимы преподаватели, готовые давать это образование. В Сергиев Посад сложно привлекать на постоянной основе новых качественных преподавателей, они высоко ценят собственное время и чаще всего не готовы тратить целый рабочий день для поездки в Посад, чтобы прочитать одну-две лекции. В целом магистратура и аспирантура нуждаются в том, чтобы находиться в самом центре культурных и академических событий. В случае Московской духовной академии этот центр должен быть расположен в Москве.
Сегодня я совершил Божественную литургию в храме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре, а после - пообщался с братией обители, несколькими преподавателями и учащимися Сретенской семинарии, временно исполняющим обязанности ректора которой я был назначен на последнем заседании Священного Синода нашей Церкви.
Я прекрасно понимаю, что многие обеспокоены будущим Сретенской семинарии и Московской духовной академии, поэтому хочу немного прояснить суть происходящего.
Центральная и крупнейшая богословская школа Русской Православной Церкви - Московская духовная академия - как известно, хотя и именуется Московской, находится в Сергиевом Посаде.
Чтобы давать серьезное образование на высших ступенях, необходима определенная культурная и интеллектуальная среда, необходимы преподаватели, готовые давать это образование. В Сергиев Посад сложно привлекать на постоянной основе новых качественных преподавателей, они высоко ценят собственное время и чаще всего не готовы тратить целый рабочий день для поездки в Посад, чтобы прочитать одну-две лекции. В целом магистратура и аспирантура нуждаются в том, чтобы находиться в самом центре культурных и академических событий. В случае Московской духовной академии этот центр должен быть расположен в Москве.
У Московской духовной академии впереди серьезные изменения. Потому что, на мой взгляд, на данном этапе духовное образование в МДА находится не на том уровне, на котором должно быть в главной Академии Русской Православной Церкви. Причин тому множество, и немаловажная - удаленность от столицы, которая влечет за собой массу других. Московская духовная академия призвана стать современным богословским центром православного мира. Могу привести в пример Санкт-Петербургскую духовную академию, ректором которой я был в течение 10 лет. Она сейчас является первым в рейтинге нашей Церкви духовным вузом, во многом - благодаря расположению в центре Петербурга.
Комиссия, созданная решением Священного Синода, - не формальность. Мы (имею в виду членов комиссии) начинаем работать в ближайшие дни. Задача созданной комиссии - оценить возможность реализации различных решений имеющейся проблемы. Одно из возможных решений действительно связано со Сретенской семинарией. Со временем обучение на бакалавриате будет проходить в Сергиевом Посаде. В этом же году в соответствии с графиком экзаменов будет произведён набор в Сретенскую семинарию как на бакалавриат, так и в магистратуру. И учеба будет проходить там же. Без всяких перемещений. Такие перемены требуют постепенности. Сретенская семинария повысит свой уровень аккредитации, став Академией, что нельзя назвать отрицательным. Ведь уровень и масштаб, заданные владыкой Тихоном, по сути давно вывели семинарию на ступень Академии.
Бакалавриат - это та ступень богословского образования, когда будущий священно- или церковнослужитель вводится в христианский способ существования, образ жизни. И для этого лучше всего подходит монастырская среда с многолетней традицией. Через несколько лет обучение на бакалавриате будет проходить только в сердце русского Православия - Троице-Сергиевой Лавре.
Комиссия, созданная решением Священного Синода, - не формальность. Мы (имею в виду членов комиссии) начинаем работать в ближайшие дни. Задача созданной комиссии - оценить возможность реализации различных решений имеющейся проблемы. Одно из возможных решений действительно связано со Сретенской семинарией. Со временем обучение на бакалавриате будет проходить в Сергиевом Посаде. В этом же году в соответствии с графиком экзаменов будет произведён набор в Сретенскую семинарию как на бакалавриат, так и в магистратуру. И учеба будет проходить там же. Без всяких перемещений. Такие перемены требуют постепенности. Сретенская семинария повысит свой уровень аккредитации, став Академией, что нельзя назвать отрицательным. Ведь уровень и масштаб, заданные владыкой Тихоном, по сути давно вывели семинарию на ступень Академии.
Бакалавриат - это та ступень богословского образования, когда будущий священно- или церковнослужитель вводится в христианский способ существования, образ жизни. И для этого лучше всего подходит монастырская среда с многолетней традицией. Через несколько лет обучение на бакалавриате будет проходить только в сердце русского Православия - Троице-Сергиевой Лавре.
Однако, как я уже сказал, это не произойдет моментально, не факт, что это коснется хотя бы кого-то из нынешних студентов Сретенской семинарии. Полагаю, что должна произойти естественная смена поколений: все бакалавры должны окончить обучение там, куда и поступали, а затем Московская (Сретенская) духовная академия будет осуществлять набор только в магистратуру и аспирантуру. И на это решение тоже можно взглянуть положительно.
Мы находимся в процессе исследования. Нам благословлено обозначить такой путь, который действительно принесет благо Церкви. Самая крупная духовная школа страны должна давать наиболее качественное образование и выпускать грамотных проповедников, богословов, священников и церковных администраторов. К сожалению, без серьезных структурных изменений это не представляется возможным. И опять же, к сожалению, это не так легко сделать.
Мне кажется, что стоит сказать еще и о том, что всякий священнослужитель с самых ранних ступеней, вступая на путь служения Церкви Христовой, дает присягу. В ней он обещает в том числе во всем следовать решениям священноначалия. Когда вопрос не касается догматики или христианской этики, оспаривание решений священноначалия сложно назвать положительным явлением. Это в определенном смысле протест против Церкви внутри нее самой, и это вряд ли может привести к чему-то хорошему. Тем более когда речь идет о вопросах по большей части материальных и организационных, об устройстве административно-хозяйственного аспекта жизни Церкви, который может принимать разные формы и решаться по-разному. Такие решения не всегда приятны тем, кого они затрагивают, но противление им показывает священнослужителя не с самой хорошей стороны, такие действия приобретают негативную этическую окраску.
Мы находимся в процессе исследования. Нам благословлено обозначить такой путь, который действительно принесет благо Церкви. Самая крупная духовная школа страны должна давать наиболее качественное образование и выпускать грамотных проповедников, богословов, священников и церковных администраторов. К сожалению, без серьезных структурных изменений это не представляется возможным. И опять же, к сожалению, это не так легко сделать.
Мне кажется, что стоит сказать еще и о том, что всякий священнослужитель с самых ранних ступеней, вступая на путь служения Церкви Христовой, дает присягу. В ней он обещает в том числе во всем следовать решениям священноначалия. Когда вопрос не касается догматики или христианской этики, оспаривание решений священноначалия сложно назвать положительным явлением. Это в определенном смысле протест против Церкви внутри нее самой, и это вряд ли может привести к чему-то хорошему. Тем более когда речь идет о вопросах по большей части материальных и организационных, об устройстве административно-хозяйственного аспекта жизни Церкви, который может принимать разные формы и решаться по-разному. Такие решения не всегда приятны тем, кого они затрагивают, но противление им показывает священнослужителя не с самой хорошей стороны, такие действия приобретают негативную этическую окраску.
Конечно, мне очень легко сейчас встать на позицию того, кто настаивает на подчинении авторитету Церкви. Знаю, как трудно даются перемены, на личном опыте. Но я искренне хочу, чтобы те, кто обеспокоен будущим Церкви, действительно меня поняли. И помогли не мне, а Церкви нашей в разрешении возникшей уже достаточно давно, но ставшей особенно острой в последнее время проблеме, важной для всех нас, священнослужителей и мирян, студентов и преподавателей семинарий и академий. Проблеме создания серьезной и глубокой системы образования, которая бы готовила церковно- и священнослужителей, способных дать ответ вызовам современности, способным найти такой язык, такие слова, такие действия и образы, которые будут привлекать людей ко Христу, в Его Церковь.
Важная мысль, которую я хотел бы донести, - ни о каком разрушении Сретенской семинарии, Сретенского монастыря и вообще чего бы то ни было речи нет. Даже если будет принято решение об оптимизации учебных процессов двух духовных учебных заведений, ничто разрушаться не будет. Ни традиции, ни наработанные обеими духовными школами замечательные методики, ни уклад монастырской жизни. И, конечно, никто не собирается никого никуда переселять, не собирается отбирать у обители храмы и здания. Никто не будет делить студентов и братию. Все это надуманные слухи и страхи. Все, что создано в прошлые годы трудами владыки Тихона, братией обители, семинарией и благодетелями, - это величайший дар Богу и Его Святой Церкви. И за это - низкий поклон и благодарность создателям чуда на Сретенском бульваре. Никто из нас не способен ничего забрать в иной мир, кроме дел добра и любви, кроме того, что каждый из нас искренне и по силам приносит к подножию Креста Христова.
Важная мысль, которую я хотел бы донести, - ни о каком разрушении Сретенской семинарии, Сретенского монастыря и вообще чего бы то ни было речи нет. Даже если будет принято решение об оптимизации учебных процессов двух духовных учебных заведений, ничто разрушаться не будет. Ни традиции, ни наработанные обеими духовными школами замечательные методики, ни уклад монастырской жизни. И, конечно, никто не собирается никого никуда переселять, не собирается отбирать у обители храмы и здания. Никто не будет делить студентов и братию. Все это надуманные слухи и страхи. Все, что создано в прошлые годы трудами владыки Тихона, братией обители, семинарией и благодетелями, - это величайший дар Богу и Его Святой Церкви. И за это - низкий поклон и благодарность создателям чуда на Сретенском бульваре. Никто из нас не способен ничего забрать в иной мир, кроме дел добра и любви, кроме того, что каждый из нас искренне и по силам приносит к подножию Креста Христова.
С воскресным днем, дорогие друзья, с днем памяти бессребреников Космы и Дамиана!
Сегодня те из нас, кто был в церкви за богослужением, могли услышать слова тринадцатой главы послания святого апостола Павла к церкви Коринфа - слова о любви. Апостол говорит, что можно говорить ангельскими языками, уметь пророчествовать, знать тайны, иметь такую сильную веру, которая может переставлять горы, раздать свое имение нищим, стать мучеником, но если делать это не имея любви - то от этого нет никакой пользы, это все бессмысленно, не нужно, бесцельно.
Апостол говорит, что любовь больше мученичества, больше духовных практик, больше чудотворения и знания тайн. Об этом же говорит и Господь Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин. 13:35). То есть не по тому, какие одежды мы носим, какие поем песнопения и каких строгих правил придерживаемся в жизни. А по тому, любим ли мы друг друга.
А ведь любовь - вещь не абстрактная.
Сегодня апостол Павел говорит о том, что такое любовь. Эти слова каждый церковный человек слышал много раз, и, возможно, от многократного повторения они, в некотором смысле, могли потерять свою остроту и жизненную силу. Любовь долготерпит. Любовь милосердствует. Любовь не завидует. Не превозносится и не гордится. Любовь не бесчинствует. Любовь не ищет своего. Не раздражается. Не мыслит зла. Не радуется неправде, но сорадуется истине. Любовь всё покрывает. Любовь всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Любить тяжело. К любви стремится душа наша, но любовь тяжела. Если любить было бы просто - люди действительно любили бы друг друга, особенно мы, христиане, которым Господь явно дал заповедь новую: любить друг друга (Ин. 13:34). Важные для человека духовные вещи, например, молитва, любовь, соблюдение заповедей - требуют тяжелых усилий. Казалось бы, именно те вещи, для которых мы созданы, то, что ожидает нас в вечной жизни в Царствии Божием - так тяжело исполнять здесь, на земле. Они встречают множество помех - в нас самих, в других людях, в обстоятельствах жизни. Любить тяжело, и именно поэтому любовь стоит во главе угла христианства. Мы должны любить несмотря ни на что. Можно сказать, что любить - наш долг. Чаще всего - трудный, связанный с самоограничением, с подчинением собственной воли, с усилиями и тратой времени.
Наши усилия в любви - не бесполезны. Да, это тяжело, но и в Царствии Божием мы не научимся любить друг друга по мановению волшебной палочки. В этой жизни мы учимся любить, настраивая свой инструмент всю жизнь, чтобы и в жизни, и, особенно, у порога смерти он не зазвучал фальшиво. И иногда действительно переживаем минуты легкости, когда хочется любить всех, когда сердце открыто, когда душа поет. Но, возможно, те молитвы, те поступки любви, которые мы можем считать своими худшими молитвами и делами - возможно, они в очах Божиих выше тех, которые даются нам легко и с чувством особенной восторженности. Потому что тяжелая любовь, молитва через силу, духовные упражнения полностью зависят от подчинения нашей воли Божественному призыву, в то время как чувства переменчивы и, порой, зависят от погоды больше, чем от наших усилий.
Сегодня те из нас, кто был в церкви за богослужением, могли услышать слова тринадцатой главы послания святого апостола Павла к церкви Коринфа - слова о любви. Апостол говорит, что можно говорить ангельскими языками, уметь пророчествовать, знать тайны, иметь такую сильную веру, которая может переставлять горы, раздать свое имение нищим, стать мучеником, но если делать это не имея любви - то от этого нет никакой пользы, это все бессмысленно, не нужно, бесцельно.
Апостол говорит, что любовь больше мученичества, больше духовных практик, больше чудотворения и знания тайн. Об этом же говорит и Господь Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин. 13:35). То есть не по тому, какие одежды мы носим, какие поем песнопения и каких строгих правил придерживаемся в жизни. А по тому, любим ли мы друг друга.
А ведь любовь - вещь не абстрактная.
Сегодня апостол Павел говорит о том, что такое любовь. Эти слова каждый церковный человек слышал много раз, и, возможно, от многократного повторения они, в некотором смысле, могли потерять свою остроту и жизненную силу. Любовь долготерпит. Любовь милосердствует. Любовь не завидует. Не превозносится и не гордится. Любовь не бесчинствует. Любовь не ищет своего. Не раздражается. Не мыслит зла. Не радуется неправде, но сорадуется истине. Любовь всё покрывает. Любовь всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Любить тяжело. К любви стремится душа наша, но любовь тяжела. Если любить было бы просто - люди действительно любили бы друг друга, особенно мы, христиане, которым Господь явно дал заповедь новую: любить друг друга (Ин. 13:34). Важные для человека духовные вещи, например, молитва, любовь, соблюдение заповедей - требуют тяжелых усилий. Казалось бы, именно те вещи, для которых мы созданы, то, что ожидает нас в вечной жизни в Царствии Божием - так тяжело исполнять здесь, на земле. Они встречают множество помех - в нас самих, в других людях, в обстоятельствах жизни. Любить тяжело, и именно поэтому любовь стоит во главе угла христианства. Мы должны любить несмотря ни на что. Можно сказать, что любить - наш долг. Чаще всего - трудный, связанный с самоограничением, с подчинением собственной воли, с усилиями и тратой времени.
Наши усилия в любви - не бесполезны. Да, это тяжело, но и в Царствии Божием мы не научимся любить друг друга по мановению волшебной палочки. В этой жизни мы учимся любить, настраивая свой инструмент всю жизнь, чтобы и в жизни, и, особенно, у порога смерти он не зазвучал фальшиво. И иногда действительно переживаем минуты легкости, когда хочется любить всех, когда сердце открыто, когда душа поет. Но, возможно, те молитвы, те поступки любви, которые мы можем считать своими худшими молитвами и делами - возможно, они в очах Божиих выше тех, которые даются нам легко и с чувством особенной восторженности. Потому что тяжелая любовь, молитва через силу, духовные упражнения полностью зависят от подчинения нашей воли Божественному призыву, в то время как чувства переменчивы и, порой, зависят от погоды больше, чем от наших усилий.
Резолюция Святейшего Патриарха Кирилла на рапорте по итогам работы комиссии по оптимизации учебного процесса в Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.
"1. В целях реализации решения Священного Синода (Журнал №75 от 09.07.2019) поручить ректору Московской духовной академии, врио ректора Сретенской духовной семинарии, архиепископу Верейскому Амвросию с привлечением специалистов указанных учебных заведений приступить к разработке документации, необходимой для реализации сетевого взаимодействия между Московской духовной академией и Сретенской духовной семинарией при условии сохранения всех текущих ступеней образования в обоих духовных учебных заведениях.
2. В качестве профилей специализации для Сретенской духовной семинарии определить пастырско-миссионерский, церковно-исторический и профиль церковнославянской филологии.
Для Московской духовной академии определить следующие профили: православное богословие, библеистика, греческая христианская литература, русская духовная словесность, история и теория церковного искусства.
3. В течение 2019-2020 учебного года подготовить переход на сетевое взаимодействие между Московской духовной академией и Сретенской духовной семинарией с возможностью дальнейшего расширения круга вовлекаемых в этот процесс других церковных и светских ВУЗов и иных научных учреждений."
"1. В целях реализации решения Священного Синода (Журнал №75 от 09.07.2019) поручить ректору Московской духовной академии, врио ректора Сретенской духовной семинарии, архиепископу Верейскому Амвросию с привлечением специалистов указанных учебных заведений приступить к разработке документации, необходимой для реализации сетевого взаимодействия между Московской духовной академией и Сретенской духовной семинарией при условии сохранения всех текущих ступеней образования в обоих духовных учебных заведениях.
2. В качестве профилей специализации для Сретенской духовной семинарии определить пастырско-миссионерский, церковно-исторический и профиль церковнославянской филологии.
Для Московской духовной академии определить следующие профили: православное богословие, библеистика, греческая христианская литература, русская духовная словесность, история и теория церковного искусства.
3. В течение 2019-2020 учебного года подготовить переход на сетевое взаимодействие между Московской духовной академией и Сретенской духовной семинарией с возможностью дальнейшего расширения круга вовлекаемых в этот процесс других церковных и светских ВУЗов и иных научных учреждений."
С Успением Пресвятой Богородицы, дорогие друзья!
Все мы обречены на разлуки в жизни. Самая большая из разлук - смерть. Мы верим, что смертельная разлука одновременно - встреча. Встреча с Богом и близкими, ушедшими прежде. Мы не знаем, каково там, за границей вечности. Не знаем, как будем чувствовать себя там, каким образом мыслить и что увидим или почувствуем. Но верующих во Христа обнадеживает праздник Успения. Потому что из этого события духовной истории человечества мы знаем, что за гробом ждет встреча - Сына с Матерью, любимых, родителей и детей, друзей, близких. И верю, что если Господь допустил для Своей Матери, то есть для самого близкого человека, возможность умереть, значит, в мире ином верующих в Него людей ожидает самая настоящая жизнь.
Все мы обречены на разлуки в жизни. Самая большая из разлук - смерть. Мы верим, что смертельная разлука одновременно - встреча. Встреча с Богом и близкими, ушедшими прежде. Мы не знаем, каково там, за границей вечности. Не знаем, как будем чувствовать себя там, каким образом мыслить и что увидим или почувствуем. Но верующих во Христа обнадеживает праздник Успения. Потому что из этого события духовной истории человечества мы знаем, что за гробом ждет встреча - Сына с Матерью, любимых, родителей и детей, друзей, близких. И верю, что если Господь допустил для Своей Матери, то есть для самого близкого человека, возможность умереть, значит, в мире ином верующих в Него людей ожидает самая настоящая жизнь.
Дорогие братья и сестры! Подошло к концу мое послушание в качестве ректора Московской духовной академии. На сегодняшнем заседании Священного Синода мне определено быть ректором Сретенской семинарии и наместником Сретенского монастыря в Москве. Хочу поблагодарить всех, с кем мы работали в этом году: духовенство и сотрудников, преподавателей и студентов. Расставаться всегда непросто. Мое сердце исполнено благодарностью всем, кто был рядом в этом году. Спасибо вам за этот год! Прошу вас: не оставляйте меня в своих молитвах.
Инстаграм-аккаунт архиепископа Амвросия https://instagram.com/archbishop.ambrose
Митрополит Амвросий pinned «Инстаграм-аккаунт архиепископа Амвросия https://instagram.com/archbishop.ambrose»
Дорогие друзья, с воскресным днем и днем знаний!
Поздравляю с началом нового учебного года студентов и преподавателей моих родных Московской и Санкт-Петербургской духовных академий и Сретенской духовной семинарии.
Сегодня за Божественной литургией в Сретенском монастыре я молился о вас и чувствовал вашу молитвенную поддержку. Хочу сказать вам несколько простых, очевидных, но необходимых в этот день слов.
Завтра вы снова сядете за парты и начнете новый учебный год. Это будет большой год, год-приключение, год-узнавание себя и близких. Год познания Бога в тишине библиотечных залов, в храмах, наполненных ароматом молитвы, в аудиториях, посредством общения с мудрыми людьми. Помните, что итогом всякого нашего познания, всякого учения и вообще всех усилий верующего - является Бог. Ищите только Его. Старайтесь обращаться к Нему во всех случаях, особенно, когда вам это будет казаться неуместным. Не возводите преград между Ним и собой, поскольку для Него нет преград. Ни грехи наши, ни вообще что-либо в этом мире не может отгородить нас от Него, ничто не может разлучить нас от любви Божией (см. Рим. 8:35).
Будьте терпеливыми и сосредоточенными. Поставьте себе целью этого года научиться не отвлекаться на внешние раздражители, особенно информационные. В наше время тот, кто научится фильтровать входящую информацию - уже добьется многого. Не бойтесь прилагать усилия, напрягаться и делать невозможное. Невозможного нет, особенно для человека верующего, вы знаете. Относитесь к учебе, как к службе. Отслужите ее, сделайте ее достойным временем, посвященным Богу. Что трудно сделать ради себя, ради Него сделать легче. Будьте смелыми и идите до конца. Тем более, что конца нет.
Прошу ваших молитв обо мне и заверяю в своих молитвах. Теперь буду молиться о вас в стенах Сретенского монастыря, где мне Церковью определено нести послушание наместника и ректора. Господь да благословит всех нас!
Поздравляю с началом нового учебного года студентов и преподавателей моих родных Московской и Санкт-Петербургской духовных академий и Сретенской духовной семинарии.
Сегодня за Божественной литургией в Сретенском монастыре я молился о вас и чувствовал вашу молитвенную поддержку. Хочу сказать вам несколько простых, очевидных, но необходимых в этот день слов.
Завтра вы снова сядете за парты и начнете новый учебный год. Это будет большой год, год-приключение, год-узнавание себя и близких. Год познания Бога в тишине библиотечных залов, в храмах, наполненных ароматом молитвы, в аудиториях, посредством общения с мудрыми людьми. Помните, что итогом всякого нашего познания, всякого учения и вообще всех усилий верующего - является Бог. Ищите только Его. Старайтесь обращаться к Нему во всех случаях, особенно, когда вам это будет казаться неуместным. Не возводите преград между Ним и собой, поскольку для Него нет преград. Ни грехи наши, ни вообще что-либо в этом мире не может отгородить нас от Него, ничто не может разлучить нас от любви Божией (см. Рим. 8:35).
Будьте терпеливыми и сосредоточенными. Поставьте себе целью этого года научиться не отвлекаться на внешние раздражители, особенно информационные. В наше время тот, кто научится фильтровать входящую информацию - уже добьется многого. Не бойтесь прилагать усилия, напрягаться и делать невозможное. Невозможного нет, особенно для человека верующего, вы знаете. Относитесь к учебе, как к службе. Отслужите ее, сделайте ее достойным временем, посвященным Богу. Что трудно сделать ради себя, ради Него сделать легче. Будьте смелыми и идите до конца. Тем более, что конца нет.
Прошу ваших молитв обо мне и заверяю в своих молитвах. Теперь буду молиться о вас в стенах Сретенского монастыря, где мне Церковью определено нести послушание наместника и ректора. Господь да благословит всех нас!
Дорогие братья и сестры, от имени братии нашей обители приглашаю вас в ближайшие выходные дни разделить радость праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы - престольного дня Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
Всенощное бдение в храме Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской начнется в субботу 7 сентября в 18 часов, а Божественная литургия - утром в 9:45 в воскресенье 8 сентября.
Вместе обратимся к Пресвятой Богородице с благодарностью за попечение о нашем Отечестве и будем просить Ее и впредь не оставлять нас. Мы все нуждаемся в примере Ее жизни и доверия Богу, в Ее незримой молитве за нас и действенной помощи.
Буду рад видеть всех вас на Ее празднике в Сретенской обители!
Всенощное бдение в храме Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской начнется в субботу 7 сентября в 18 часов, а Божественная литургия - утром в 9:45 в воскресенье 8 сентября.
Вместе обратимся к Пресвятой Богородице с благодарностью за попечение о нашем Отечестве и будем просить Ее и впредь не оставлять нас. Мы все нуждаемся в примере Ее жизни и доверия Богу, в Ее незримой молитве за нас и действенной помощи.
Буду рад видеть всех вас на Ее празднике в Сретенской обители!
С воскресным днем, дорогие друзья! Сегодня Церковь читает евангельский отрывок о богатом юноше. Мы все знаем фразу про верблюда и игольное ушко, о том, что богатому неудобно войти в Царство Небесное.
Но что такое богатство? Начиная с какого состояния человек становится богатым? Почему богатство делает неудобным вхождение в Царство?
Юноша спрашивает Христа о том, как ему наследовать вечную жизнь. Господь отвечает: соблюдай заповеди, данные Богом. Но юноша соблюдает их, он благочестив и добродетелен. Юноше хочется большего. “Чтобы стать совершенным - раздай имение и следуй за Мною” - говорит Христос. И юноша отходит опечаленным.
Если пристально вглядеться в евангельские слова, то можно заметить, что Господь не говорит “богатые не наследуют вечную жизнь”. Наоборот, он говорит юноше: достаточно соблюдения заповедей. Соблюдай их и спасешься. Но вот чтобы достичь Царствия Небесного, которое может быть не только за гробом, но и здесь и сейчас, необходимо избавиться от всего, что связывает сердце.
В нынешнем евангельском рассказе не говорится о том, что богатство само по себе делает невозможной вечную жизнь. Юноша богат и соблюдает заповеди, он благочестив и знает Бога. Евангельский юноша наследует вечную жизнь. Но не потому, что соблюдение правил автоматически сделает его бессмертным. Но потому, что это может сделать и сделает Бог: “Человекам это невозможно, но не Богу. Ибо Богу все возможно”. Но богатство конечно будет большой и сложной помехой для вхождения в Царство Божие здесь и сейчас, то Царство, которое находится внутри нас. И опять таки, Господь не говорит о полной невозможности, но говорит о том, что это будет неудобно.
“Богатым” в таком евангельском смысле можно быть не только деньгами, недвижимостью или стадами коз. Богатство - это все то, о чем каждый из нас думает, как о своей собственности. Это все то, что может связать человеческое сердце, не позволит обрести свободу, чтобы быть способным пойти за Христом и обрести Царство уже сегодня. Это может быть и привязанность к кому-то из людей. Это может быть и привязанность к своему образу жизни, даже самому благочестивому, к комфорту в своей среде. Это может быть и привязанность к собственным, казалось бы, явным благословениям от Бога: духовным дарам, способности чувствовать других, талантам к каким-либо наукам или искусствам, талантам к добродетельной жизни, способности красиво проповедовать или замечательно вести хозяйство. Можно вовсе не иметь имущества, но быть привязанным к собственному статусу, к общественному мнению, к репутации, к особому отношению других, к возможности одеваться в отличную от других одежду, способности понимать сложные тексты или музыку, к собственным принципам и идеалам, в конце концов, к собственной красоте. Неспособность отказаться от чего-либо, связывающего сердце, осложняет вхождение в Царствие Небесное.
Потому что Божие Царство - царство любви, а не собственничества. В Царстве Божием нет ничего моего, но есть Бог и любовь.
Но что такое богатство? Начиная с какого состояния человек становится богатым? Почему богатство делает неудобным вхождение в Царство?
Юноша спрашивает Христа о том, как ему наследовать вечную жизнь. Господь отвечает: соблюдай заповеди, данные Богом. Но юноша соблюдает их, он благочестив и добродетелен. Юноше хочется большего. “Чтобы стать совершенным - раздай имение и следуй за Мною” - говорит Христос. И юноша отходит опечаленным.
Если пристально вглядеться в евангельские слова, то можно заметить, что Господь не говорит “богатые не наследуют вечную жизнь”. Наоборот, он говорит юноше: достаточно соблюдения заповедей. Соблюдай их и спасешься. Но вот чтобы достичь Царствия Небесного, которое может быть не только за гробом, но и здесь и сейчас, необходимо избавиться от всего, что связывает сердце.
В нынешнем евангельском рассказе не говорится о том, что богатство само по себе делает невозможной вечную жизнь. Юноша богат и соблюдает заповеди, он благочестив и знает Бога. Евангельский юноша наследует вечную жизнь. Но не потому, что соблюдение правил автоматически сделает его бессмертным. Но потому, что это может сделать и сделает Бог: “Человекам это невозможно, но не Богу. Ибо Богу все возможно”. Но богатство конечно будет большой и сложной помехой для вхождения в Царство Божие здесь и сейчас, то Царство, которое находится внутри нас. И опять таки, Господь не говорит о полной невозможности, но говорит о том, что это будет неудобно.
“Богатым” в таком евангельском смысле можно быть не только деньгами, недвижимостью или стадами коз. Богатство - это все то, о чем каждый из нас думает, как о своей собственности. Это все то, что может связать человеческое сердце, не позволит обрести свободу, чтобы быть способным пойти за Христом и обрести Царство уже сегодня. Это может быть и привязанность к кому-то из людей. Это может быть и привязанность к своему образу жизни, даже самому благочестивому, к комфорту в своей среде. Это может быть и привязанность к собственным, казалось бы, явным благословениям от Бога: духовным дарам, способности чувствовать других, талантам к каким-либо наукам или искусствам, талантам к добродетельной жизни, способности красиво проповедовать или замечательно вести хозяйство. Можно вовсе не иметь имущества, но быть привязанным к собственному статусу, к общественному мнению, к репутации, к особому отношению других, к возможности одеваться в отличную от других одежду, способности понимать сложные тексты или музыку, к собственным принципам и идеалам, в конце концов, к собственной красоте. Неспособность отказаться от чего-либо, связывающего сердце, осложняет вхождение в Царствие Небесное.
Потому что Божие Царство - царство любви, а не собственничества. В Царстве Божием нет ничего моего, но есть Бог и любовь.
Впервые я увидел его в 1985 году, когда первый раз приехал в лавру паломником на летний праздник преподобного Сергия. В памяти отчетливо сохранились те дни. На акафист я пошел в Трапезный храм. Как только огромный хор запел «Царю Небесный» перед малой вечерней, мой взор устремился в сторону его регента – большого, крепкого, энергичного архимандрита. Звучали великолепные стихиры на монастырские подобны, изумительные припевы акафиста Преподобному. Да, это был не приходской хор из бабушек — здесь пело почти пятьдесят человек! Ничего подобного в своей жизни я не видел и не слышал. Советские годы – и такое Торжество Православия! Я был восхищен. С детской завистью смотрел на тех, кто пел в хоре. И даже помыслить не мог, что через несколько лет окажусь на их месте: кто я такой – провинциальный мальчишка – перед этими людьми, обладающими сильными красивыми голосами!
⠀
Архимандрит Матфей во многом определил мою судьбу. Благодаря всему тому, что он дал мне, я смог организовать еще один студенческий хор в Московской духовной семинарии, а через несколько лет – хор Сретенского монастыря.
⠀
По-прежнему, надеюсь на его помощь, молитву, любовь и участие в моей жизни.
Вечная память великому регенту двадцатого столетия архимандриту Матфею (Мормылю), 10 лет со дня преставления которого мы сегодня отмечаем.
⠀
Архимандрит Матфей во многом определил мою судьбу. Благодаря всему тому, что он дал мне, я смог организовать еще один студенческий хор в Московской духовной семинарии, а через несколько лет – хор Сретенского монастыря.
⠀
По-прежнему, надеюсь на его помощь, молитву, любовь и участие в моей жизни.
Вечная память великому регенту двадцатого столетия архимандриту Матфею (Мормылю), 10 лет со дня преставления которого мы сегодня отмечаем.
Рано утром начал звонить мобильный телефон. Звонили настойчиво: что-то случилось. Первая мысль, рассеявшая сон: «Отец Матфей!». Я взял трубку и услышал: «Батюшка умер. – Царствие Небесное! Именно о нем я и подумал», – ответил я, выключил телефон и совершил о новопреставленном первую молитву. В то же утро в академическом храме Санкт-Петербургской духовной академии мы отслужили заупокойную литию.
https://monastery.ru/zhurnal/tserkov/po-matfeevski/
https://monastery.ru/zhurnal/tserkov/po-matfeevski/
Сегодня за Божественной литургией Церковь читала притчу о злых виноградарях. Евангельские притчи - это не только информация или рассказ о Царствии Божием и о Боге. Скорее, притчи Христа - призыв к нам. Притчу недостаточно просто узнать, только услышать или даже прокомментировать. Притча требует личного отношения, личной воли: принять или не принять сказанное. Согласиться или не согласиться. Изменить свою жизнь или остаться прежним. Сказать «да» или сказать «нет».
Каждый из нас, будучи поставлен промыслом Божиим на свое особое служение, будь он рабочим или руководителем корпорации, школьным учителем или священником, должен постараться не только совершать свое служение с максимальной отдачей, не только стараться быть добрым служителем, но и осознавать всё имеющееся у него как принадлежащее только Богу. Наша работа должна совершаться нами перед лицом Божиим, Ему мы должны приносить и результаты наших трудов. Это не значит, что каждый из нас должен забыть о заработке, о прокормлении своей семьи и прочем. Но нам следует не бояться перемен и стараться сделать наш труд таким, чтобы он был полезен не только нам одним, чтобы мы могли разделить его плоды с другими, чтобы он мог делать мир вокруг нас прекрасным: таким, каким он задуман Богом.
Сегодняшнее Евангелие - хороший повод нам, считающим себя народом избранным, новым Израилем, сравнить свои поступки с тем, что ожидает от нас Творец. Повод подумать, слушаем ли мы тех людей, чьим голосом пытается нам напомнить о Себе Хозяин виноградника. Потому что впереди, мы знаем, нас ожидает пришествие Сына Его. Которого мы должны будем готовы встретить, подготовив плоды, которые доверено нам возделывать в этом мире.
И печально будет оказаться бесплодными и пустыми, когда придет Он. И страшно будет взрастить плоды, но так с ними свыкнуться, что считать своими. Ведь история отношений человечества с Богом говорит о том, что довольно часто бывало такое, что люди, которые воображали себя наследниками Его, имеющими благодать, духовные богатства и права на наследство, оказывались отвергнутыми. И сегодняшнее Евангелие - предостережение всем нам.
Предостережение не с целью испугать, но чтобы спасти нас от возможных последствий. Оградить нас от нас же самих, от зла, которое мы способны сотворить, руководствуясь порой даже самыми благими целями, от погибели вечной.
Каждый из нас, будучи поставлен промыслом Божиим на свое особое служение, будь он рабочим или руководителем корпорации, школьным учителем или священником, должен постараться не только совершать свое служение с максимальной отдачей, не только стараться быть добрым служителем, но и осознавать всё имеющееся у него как принадлежащее только Богу. Наша работа должна совершаться нами перед лицом Божиим, Ему мы должны приносить и результаты наших трудов. Это не значит, что каждый из нас должен забыть о заработке, о прокормлении своей семьи и прочем. Но нам следует не бояться перемен и стараться сделать наш труд таким, чтобы он был полезен не только нам одним, чтобы мы могли разделить его плоды с другими, чтобы он мог делать мир вокруг нас прекрасным: таким, каким он задуман Богом.
Сегодняшнее Евангелие - хороший повод нам, считающим себя народом избранным, новым Израилем, сравнить свои поступки с тем, что ожидает от нас Творец. Повод подумать, слушаем ли мы тех людей, чьим голосом пытается нам напомнить о Себе Хозяин виноградника. Потому что впереди, мы знаем, нас ожидает пришествие Сына Его. Которого мы должны будем готовы встретить, подготовив плоды, которые доверено нам возделывать в этом мире.
И печально будет оказаться бесплодными и пустыми, когда придет Он. И страшно будет взрастить плоды, но так с ними свыкнуться, что считать своими. Ведь история отношений человечества с Богом говорит о том, что довольно часто бывало такое, что люди, которые воображали себя наследниками Его, имеющими благодать, духовные богатства и права на наследство, оказывались отвергнутыми. И сегодняшнее Евангелие - предостережение всем нам.
Предостережение не с целью испугать, но чтобы спасти нас от возможных последствий. Оградить нас от нас же самих, от зла, которое мы способны сотворить, руководствуясь порой даже самыми благими целями, от погибели вечной.
С праздником Рождества Пресвятой Богородицы, дорогие братья и сестры!
Сегодня, как и всякий раз в Богородичный праздник, Церковь обращалась к евангельскому отрывку о Марфе и Марии. Христос входит в дом Марфы в Вифании, где ее сестра, Мария, садится у ног Господа и слушает Его учение, вникает и размышляет. А Марфа суетится, считая, что делает самое важное в данный момент дело - готовит угощение для великого Гостя. Марфа просит Господа сказать Марии, чтобы та помогла ей. На что Господь отвечает: «Марфа, ты беспокоишься о многом, а Мария избрала одно действительно необходимое. И оно уже не отнимется от нее».
Мария сидит у ног Господа Иисуса. Такая ситуация была типичной для взаимоотношений учителя и ученика. Но в то время невозможно было даже предположить, что учеником может быть женщина. Эту возможность принесло время Нового Завета. С момента Рождества Пресвятой Богородицы женщина в мире поставлена на совершенно иной пьедестал - именно Этой рожденной ныне Деве предстоит стать Матерью Воплощенного Слова Божия. Женщине в Новом Завете доверена такая честь, которой не сподобился и не сподобится ни один мужчина. И несмотря на то, что и сегодня мы можем слышать голоса отдельных людей о некоем несовершенстве или умаленности женщины по сравнению с мужчиной, Господь наш Иисус Христос это ветхозаветное мнение не раз опровергает в Евангелии. В том числе - сегодняшним указанием на сидение Марии у ног Христа.
Рождество Пресвятой Богородицы - это праздник венца многовекового приготовления Богом человечества к тому моменту, когда Он сможет стать одним из нас. Наконец, веками возделываемое, подобно нежному цветку, человечество смогло дать свой самый лучший плод Богу - рожденную Отроковицу, Которая сможет стать Его Матерью. Это праздник сокровенного роста человечества, руководимого Богом. Роста в любви, добре и духовной свободе. И неслучайно именно с этого праздника начинается церковный новый год: родилась Мария и началась история мира Нового Завета.
Сегодня, как и всякий раз в Богородичный праздник, Церковь обращалась к евангельскому отрывку о Марфе и Марии. Христос входит в дом Марфы в Вифании, где ее сестра, Мария, садится у ног Господа и слушает Его учение, вникает и размышляет. А Марфа суетится, считая, что делает самое важное в данный момент дело - готовит угощение для великого Гостя. Марфа просит Господа сказать Марии, чтобы та помогла ей. На что Господь отвечает: «Марфа, ты беспокоишься о многом, а Мария избрала одно действительно необходимое. И оно уже не отнимется от нее».
Мария сидит у ног Господа Иисуса. Такая ситуация была типичной для взаимоотношений учителя и ученика. Но в то время невозможно было даже предположить, что учеником может быть женщина. Эту возможность принесло время Нового Завета. С момента Рождества Пресвятой Богородицы женщина в мире поставлена на совершенно иной пьедестал - именно Этой рожденной ныне Деве предстоит стать Матерью Воплощенного Слова Божия. Женщине в Новом Завете доверена такая честь, которой не сподобился и не сподобится ни один мужчина. И несмотря на то, что и сегодня мы можем слышать голоса отдельных людей о некоем несовершенстве или умаленности женщины по сравнению с мужчиной, Господь наш Иисус Христос это ветхозаветное мнение не раз опровергает в Евангелии. В том числе - сегодняшним указанием на сидение Марии у ног Христа.
Рождество Пресвятой Богородицы - это праздник венца многовекового приготовления Богом человечества к тому моменту, когда Он сможет стать одним из нас. Наконец, веками возделываемое, подобно нежному цветку, человечество смогло дать свой самый лучший плод Богу - рожденную Отроковицу, Которая сможет стать Его Матерью. Это праздник сокровенного роста человечества, руководимого Богом. Роста в любви, добре и духовной свободе. И неслучайно именно с этого праздника начинается церковный новый год: родилась Мария и началась история мира Нового Завета.