Дорогие друзья, с воскресным днем и днем знаний!
Поздравляю с началом нового учебного года студентов и преподавателей моих родных Московской и Санкт-Петербургской духовных академий и Сретенской духовной семинарии.
Сегодня за Божественной литургией в Сретенском монастыре я молился о вас и чувствовал вашу молитвенную поддержку. Хочу сказать вам несколько простых, очевидных, но необходимых в этот день слов.
Завтра вы снова сядете за парты и начнете новый учебный год. Это будет большой год, год-приключение, год-узнавание себя и близких. Год познания Бога в тишине библиотечных залов, в храмах, наполненных ароматом молитвы, в аудиториях, посредством общения с мудрыми людьми. Помните, что итогом всякого нашего познания, всякого учения и вообще всех усилий верующего - является Бог. Ищите только Его. Старайтесь обращаться к Нему во всех случаях, особенно, когда вам это будет казаться неуместным. Не возводите преград между Ним и собой, поскольку для Него нет преград. Ни грехи наши, ни вообще что-либо в этом мире не может отгородить нас от Него, ничто не может разлучить нас от любви Божией (см. Рим. 8:35).
Будьте терпеливыми и сосредоточенными. Поставьте себе целью этого года научиться не отвлекаться на внешние раздражители, особенно информационные. В наше время тот, кто научится фильтровать входящую информацию - уже добьется многого. Не бойтесь прилагать усилия, напрягаться и делать невозможное. Невозможного нет, особенно для человека верующего, вы знаете. Относитесь к учебе, как к службе. Отслужите ее, сделайте ее достойным временем, посвященным Богу. Что трудно сделать ради себя, ради Него сделать легче. Будьте смелыми и идите до конца. Тем более, что конца нет.
Прошу ваших молитв обо мне и заверяю в своих молитвах. Теперь буду молиться о вас в стенах Сретенского монастыря, где мне Церковью определено нести послушание наместника и ректора. Господь да благословит всех нас!
Поздравляю с началом нового учебного года студентов и преподавателей моих родных Московской и Санкт-Петербургской духовных академий и Сретенской духовной семинарии.
Сегодня за Божественной литургией в Сретенском монастыре я молился о вас и чувствовал вашу молитвенную поддержку. Хочу сказать вам несколько простых, очевидных, но необходимых в этот день слов.
Завтра вы снова сядете за парты и начнете новый учебный год. Это будет большой год, год-приключение, год-узнавание себя и близких. Год познания Бога в тишине библиотечных залов, в храмах, наполненных ароматом молитвы, в аудиториях, посредством общения с мудрыми людьми. Помните, что итогом всякого нашего познания, всякого учения и вообще всех усилий верующего - является Бог. Ищите только Его. Старайтесь обращаться к Нему во всех случаях, особенно, когда вам это будет казаться неуместным. Не возводите преград между Ним и собой, поскольку для Него нет преград. Ни грехи наши, ни вообще что-либо в этом мире не может отгородить нас от Него, ничто не может разлучить нас от любви Божией (см. Рим. 8:35).
Будьте терпеливыми и сосредоточенными. Поставьте себе целью этого года научиться не отвлекаться на внешние раздражители, особенно информационные. В наше время тот, кто научится фильтровать входящую информацию - уже добьется многого. Не бойтесь прилагать усилия, напрягаться и делать невозможное. Невозможного нет, особенно для человека верующего, вы знаете. Относитесь к учебе, как к службе. Отслужите ее, сделайте ее достойным временем, посвященным Богу. Что трудно сделать ради себя, ради Него сделать легче. Будьте смелыми и идите до конца. Тем более, что конца нет.
Прошу ваших молитв обо мне и заверяю в своих молитвах. Теперь буду молиться о вас в стенах Сретенского монастыря, где мне Церковью определено нести послушание наместника и ректора. Господь да благословит всех нас!
Дорогие братья и сестры, от имени братии нашей обители приглашаю вас в ближайшие выходные дни разделить радость праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы - престольного дня Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
Всенощное бдение в храме Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской начнется в субботу 7 сентября в 18 часов, а Божественная литургия - утром в 9:45 в воскресенье 8 сентября.
Вместе обратимся к Пресвятой Богородице с благодарностью за попечение о нашем Отечестве и будем просить Ее и впредь не оставлять нас. Мы все нуждаемся в примере Ее жизни и доверия Богу, в Ее незримой молитве за нас и действенной помощи.
Буду рад видеть всех вас на Ее празднике в Сретенской обители!
Всенощное бдение в храме Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской начнется в субботу 7 сентября в 18 часов, а Божественная литургия - утром в 9:45 в воскресенье 8 сентября.
Вместе обратимся к Пресвятой Богородице с благодарностью за попечение о нашем Отечестве и будем просить Ее и впредь не оставлять нас. Мы все нуждаемся в примере Ее жизни и доверия Богу, в Ее незримой молитве за нас и действенной помощи.
Буду рад видеть всех вас на Ее празднике в Сретенской обители!
С воскресным днем, дорогие друзья! Сегодня Церковь читает евангельский отрывок о богатом юноше. Мы все знаем фразу про верблюда и игольное ушко, о том, что богатому неудобно войти в Царство Небесное.
Но что такое богатство? Начиная с какого состояния человек становится богатым? Почему богатство делает неудобным вхождение в Царство?
Юноша спрашивает Христа о том, как ему наследовать вечную жизнь. Господь отвечает: соблюдай заповеди, данные Богом. Но юноша соблюдает их, он благочестив и добродетелен. Юноше хочется большего. “Чтобы стать совершенным - раздай имение и следуй за Мною” - говорит Христос. И юноша отходит опечаленным.
Если пристально вглядеться в евангельские слова, то можно заметить, что Господь не говорит “богатые не наследуют вечную жизнь”. Наоборот, он говорит юноше: достаточно соблюдения заповедей. Соблюдай их и спасешься. Но вот чтобы достичь Царствия Небесного, которое может быть не только за гробом, но и здесь и сейчас, необходимо избавиться от всего, что связывает сердце.
В нынешнем евангельском рассказе не говорится о том, что богатство само по себе делает невозможной вечную жизнь. Юноша богат и соблюдает заповеди, он благочестив и знает Бога. Евангельский юноша наследует вечную жизнь. Но не потому, что соблюдение правил автоматически сделает его бессмертным. Но потому, что это может сделать и сделает Бог: “Человекам это невозможно, но не Богу. Ибо Богу все возможно”. Но богатство конечно будет большой и сложной помехой для вхождения в Царство Божие здесь и сейчас, то Царство, которое находится внутри нас. И опять таки, Господь не говорит о полной невозможности, но говорит о том, что это будет неудобно.
“Богатым” в таком евангельском смысле можно быть не только деньгами, недвижимостью или стадами коз. Богатство - это все то, о чем каждый из нас думает, как о своей собственности. Это все то, что может связать человеческое сердце, не позволит обрести свободу, чтобы быть способным пойти за Христом и обрести Царство уже сегодня. Это может быть и привязанность к кому-то из людей. Это может быть и привязанность к своему образу жизни, даже самому благочестивому, к комфорту в своей среде. Это может быть и привязанность к собственным, казалось бы, явным благословениям от Бога: духовным дарам, способности чувствовать других, талантам к каким-либо наукам или искусствам, талантам к добродетельной жизни, способности красиво проповедовать или замечательно вести хозяйство. Можно вовсе не иметь имущества, но быть привязанным к собственному статусу, к общественному мнению, к репутации, к особому отношению других, к возможности одеваться в отличную от других одежду, способности понимать сложные тексты или музыку, к собственным принципам и идеалам, в конце концов, к собственной красоте. Неспособность отказаться от чего-либо, связывающего сердце, осложняет вхождение в Царствие Небесное.
Потому что Божие Царство - царство любви, а не собственничества. В Царстве Божием нет ничего моего, но есть Бог и любовь.
Но что такое богатство? Начиная с какого состояния человек становится богатым? Почему богатство делает неудобным вхождение в Царство?
Юноша спрашивает Христа о том, как ему наследовать вечную жизнь. Господь отвечает: соблюдай заповеди, данные Богом. Но юноша соблюдает их, он благочестив и добродетелен. Юноше хочется большего. “Чтобы стать совершенным - раздай имение и следуй за Мною” - говорит Христос. И юноша отходит опечаленным.
Если пристально вглядеться в евангельские слова, то можно заметить, что Господь не говорит “богатые не наследуют вечную жизнь”. Наоборот, он говорит юноше: достаточно соблюдения заповедей. Соблюдай их и спасешься. Но вот чтобы достичь Царствия Небесного, которое может быть не только за гробом, но и здесь и сейчас, необходимо избавиться от всего, что связывает сердце.
В нынешнем евангельском рассказе не говорится о том, что богатство само по себе делает невозможной вечную жизнь. Юноша богат и соблюдает заповеди, он благочестив и знает Бога. Евангельский юноша наследует вечную жизнь. Но не потому, что соблюдение правил автоматически сделает его бессмертным. Но потому, что это может сделать и сделает Бог: “Человекам это невозможно, но не Богу. Ибо Богу все возможно”. Но богатство конечно будет большой и сложной помехой для вхождения в Царство Божие здесь и сейчас, то Царство, которое находится внутри нас. И опять таки, Господь не говорит о полной невозможности, но говорит о том, что это будет неудобно.
“Богатым” в таком евангельском смысле можно быть не только деньгами, недвижимостью или стадами коз. Богатство - это все то, о чем каждый из нас думает, как о своей собственности. Это все то, что может связать человеческое сердце, не позволит обрести свободу, чтобы быть способным пойти за Христом и обрести Царство уже сегодня. Это может быть и привязанность к кому-то из людей. Это может быть и привязанность к своему образу жизни, даже самому благочестивому, к комфорту в своей среде. Это может быть и привязанность к собственным, казалось бы, явным благословениям от Бога: духовным дарам, способности чувствовать других, талантам к каким-либо наукам или искусствам, талантам к добродетельной жизни, способности красиво проповедовать или замечательно вести хозяйство. Можно вовсе не иметь имущества, но быть привязанным к собственному статусу, к общественному мнению, к репутации, к особому отношению других, к возможности одеваться в отличную от других одежду, способности понимать сложные тексты или музыку, к собственным принципам и идеалам, в конце концов, к собственной красоте. Неспособность отказаться от чего-либо, связывающего сердце, осложняет вхождение в Царствие Небесное.
Потому что Божие Царство - царство любви, а не собственничества. В Царстве Божием нет ничего моего, но есть Бог и любовь.
Впервые я увидел его в 1985 году, когда первый раз приехал в лавру паломником на летний праздник преподобного Сергия. В памяти отчетливо сохранились те дни. На акафист я пошел в Трапезный храм. Как только огромный хор запел «Царю Небесный» перед малой вечерней, мой взор устремился в сторону его регента – большого, крепкого, энергичного архимандрита. Звучали великолепные стихиры на монастырские подобны, изумительные припевы акафиста Преподобному. Да, это был не приходской хор из бабушек — здесь пело почти пятьдесят человек! Ничего подобного в своей жизни я не видел и не слышал. Советские годы – и такое Торжество Православия! Я был восхищен. С детской завистью смотрел на тех, кто пел в хоре. И даже помыслить не мог, что через несколько лет окажусь на их месте: кто я такой – провинциальный мальчишка – перед этими людьми, обладающими сильными красивыми голосами!
⠀
Архимандрит Матфей во многом определил мою судьбу. Благодаря всему тому, что он дал мне, я смог организовать еще один студенческий хор в Московской духовной семинарии, а через несколько лет – хор Сретенского монастыря.
⠀
По-прежнему, надеюсь на его помощь, молитву, любовь и участие в моей жизни.
Вечная память великому регенту двадцатого столетия архимандриту Матфею (Мормылю), 10 лет со дня преставления которого мы сегодня отмечаем.
⠀
Архимандрит Матфей во многом определил мою судьбу. Благодаря всему тому, что он дал мне, я смог организовать еще один студенческий хор в Московской духовной семинарии, а через несколько лет – хор Сретенского монастыря.
⠀
По-прежнему, надеюсь на его помощь, молитву, любовь и участие в моей жизни.
Вечная память великому регенту двадцатого столетия архимандриту Матфею (Мормылю), 10 лет со дня преставления которого мы сегодня отмечаем.
Рано утром начал звонить мобильный телефон. Звонили настойчиво: что-то случилось. Первая мысль, рассеявшая сон: «Отец Матфей!». Я взял трубку и услышал: «Батюшка умер. – Царствие Небесное! Именно о нем я и подумал», – ответил я, выключил телефон и совершил о новопреставленном первую молитву. В то же утро в академическом храме Санкт-Петербургской духовной академии мы отслужили заупокойную литию.
https://monastery.ru/zhurnal/tserkov/po-matfeevski/
https://monastery.ru/zhurnal/tserkov/po-matfeevski/
Сегодня за Божественной литургией Церковь читала притчу о злых виноградарях. Евангельские притчи - это не только информация или рассказ о Царствии Божием и о Боге. Скорее, притчи Христа - призыв к нам. Притчу недостаточно просто узнать, только услышать или даже прокомментировать. Притча требует личного отношения, личной воли: принять или не принять сказанное. Согласиться или не согласиться. Изменить свою жизнь или остаться прежним. Сказать «да» или сказать «нет».
Каждый из нас, будучи поставлен промыслом Божиим на свое особое служение, будь он рабочим или руководителем корпорации, школьным учителем или священником, должен постараться не только совершать свое служение с максимальной отдачей, не только стараться быть добрым служителем, но и осознавать всё имеющееся у него как принадлежащее только Богу. Наша работа должна совершаться нами перед лицом Божиим, Ему мы должны приносить и результаты наших трудов. Это не значит, что каждый из нас должен забыть о заработке, о прокормлении своей семьи и прочем. Но нам следует не бояться перемен и стараться сделать наш труд таким, чтобы он был полезен не только нам одним, чтобы мы могли разделить его плоды с другими, чтобы он мог делать мир вокруг нас прекрасным: таким, каким он задуман Богом.
Сегодняшнее Евангелие - хороший повод нам, считающим себя народом избранным, новым Израилем, сравнить свои поступки с тем, что ожидает от нас Творец. Повод подумать, слушаем ли мы тех людей, чьим голосом пытается нам напомнить о Себе Хозяин виноградника. Потому что впереди, мы знаем, нас ожидает пришествие Сына Его. Которого мы должны будем готовы встретить, подготовив плоды, которые доверено нам возделывать в этом мире.
И печально будет оказаться бесплодными и пустыми, когда придет Он. И страшно будет взрастить плоды, но так с ними свыкнуться, что считать своими. Ведь история отношений человечества с Богом говорит о том, что довольно часто бывало такое, что люди, которые воображали себя наследниками Его, имеющими благодать, духовные богатства и права на наследство, оказывались отвергнутыми. И сегодняшнее Евангелие - предостережение всем нам.
Предостережение не с целью испугать, но чтобы спасти нас от возможных последствий. Оградить нас от нас же самих, от зла, которое мы способны сотворить, руководствуясь порой даже самыми благими целями, от погибели вечной.
Каждый из нас, будучи поставлен промыслом Божиим на свое особое служение, будь он рабочим или руководителем корпорации, школьным учителем или священником, должен постараться не только совершать свое служение с максимальной отдачей, не только стараться быть добрым служителем, но и осознавать всё имеющееся у него как принадлежащее только Богу. Наша работа должна совершаться нами перед лицом Божиим, Ему мы должны приносить и результаты наших трудов. Это не значит, что каждый из нас должен забыть о заработке, о прокормлении своей семьи и прочем. Но нам следует не бояться перемен и стараться сделать наш труд таким, чтобы он был полезен не только нам одним, чтобы мы могли разделить его плоды с другими, чтобы он мог делать мир вокруг нас прекрасным: таким, каким он задуман Богом.
Сегодняшнее Евангелие - хороший повод нам, считающим себя народом избранным, новым Израилем, сравнить свои поступки с тем, что ожидает от нас Творец. Повод подумать, слушаем ли мы тех людей, чьим голосом пытается нам напомнить о Себе Хозяин виноградника. Потому что впереди, мы знаем, нас ожидает пришествие Сына Его. Которого мы должны будем готовы встретить, подготовив плоды, которые доверено нам возделывать в этом мире.
И печально будет оказаться бесплодными и пустыми, когда придет Он. И страшно будет взрастить плоды, но так с ними свыкнуться, что считать своими. Ведь история отношений человечества с Богом говорит о том, что довольно часто бывало такое, что люди, которые воображали себя наследниками Его, имеющими благодать, духовные богатства и права на наследство, оказывались отвергнутыми. И сегодняшнее Евангелие - предостережение всем нам.
Предостережение не с целью испугать, но чтобы спасти нас от возможных последствий. Оградить нас от нас же самих, от зла, которое мы способны сотворить, руководствуясь порой даже самыми благими целями, от погибели вечной.
С праздником Рождества Пресвятой Богородицы, дорогие братья и сестры!
Сегодня, как и всякий раз в Богородичный праздник, Церковь обращалась к евангельскому отрывку о Марфе и Марии. Христос входит в дом Марфы в Вифании, где ее сестра, Мария, садится у ног Господа и слушает Его учение, вникает и размышляет. А Марфа суетится, считая, что делает самое важное в данный момент дело - готовит угощение для великого Гостя. Марфа просит Господа сказать Марии, чтобы та помогла ей. На что Господь отвечает: «Марфа, ты беспокоишься о многом, а Мария избрала одно действительно необходимое. И оно уже не отнимется от нее».
Мария сидит у ног Господа Иисуса. Такая ситуация была типичной для взаимоотношений учителя и ученика. Но в то время невозможно было даже предположить, что учеником может быть женщина. Эту возможность принесло время Нового Завета. С момента Рождества Пресвятой Богородицы женщина в мире поставлена на совершенно иной пьедестал - именно Этой рожденной ныне Деве предстоит стать Матерью Воплощенного Слова Божия. Женщине в Новом Завете доверена такая честь, которой не сподобился и не сподобится ни один мужчина. И несмотря на то, что и сегодня мы можем слышать голоса отдельных людей о некоем несовершенстве или умаленности женщины по сравнению с мужчиной, Господь наш Иисус Христос это ветхозаветное мнение не раз опровергает в Евангелии. В том числе - сегодняшним указанием на сидение Марии у ног Христа.
Рождество Пресвятой Богородицы - это праздник венца многовекового приготовления Богом человечества к тому моменту, когда Он сможет стать одним из нас. Наконец, веками возделываемое, подобно нежному цветку, человечество смогло дать свой самый лучший плод Богу - рожденную Отроковицу, Которая сможет стать Его Матерью. Это праздник сокровенного роста человечества, руководимого Богом. Роста в любви, добре и духовной свободе. И неслучайно именно с этого праздника начинается церковный новый год: родилась Мария и началась история мира Нового Завета.
Сегодня, как и всякий раз в Богородичный праздник, Церковь обращалась к евангельскому отрывку о Марфе и Марии. Христос входит в дом Марфы в Вифании, где ее сестра, Мария, садится у ног Господа и слушает Его учение, вникает и размышляет. А Марфа суетится, считая, что делает самое важное в данный момент дело - готовит угощение для великого Гостя. Марфа просит Господа сказать Марии, чтобы та помогла ей. На что Господь отвечает: «Марфа, ты беспокоишься о многом, а Мария избрала одно действительно необходимое. И оно уже не отнимется от нее».
Мария сидит у ног Господа Иисуса. Такая ситуация была типичной для взаимоотношений учителя и ученика. Но в то время невозможно было даже предположить, что учеником может быть женщина. Эту возможность принесло время Нового Завета. С момента Рождества Пресвятой Богородицы женщина в мире поставлена на совершенно иной пьедестал - именно Этой рожденной ныне Деве предстоит стать Матерью Воплощенного Слова Божия. Женщине в Новом Завете доверена такая честь, которой не сподобился и не сподобится ни один мужчина. И несмотря на то, что и сегодня мы можем слышать голоса отдельных людей о некоем несовершенстве или умаленности женщины по сравнению с мужчиной, Господь наш Иисус Христос это ветхозаветное мнение не раз опровергает в Евангелии. В том числе - сегодняшним указанием на сидение Марии у ног Христа.
Рождество Пресвятой Богородицы - это праздник венца многовекового приготовления Богом человечества к тому моменту, когда Он сможет стать одним из нас. Наконец, веками возделываемое, подобно нежному цветку, человечество смогло дать свой самый лучший плод Богу - рожденную Отроковицу, Которая сможет стать Его Матерью. Это праздник сокровенного роста человечества, руководимого Богом. Роста в любви, добре и духовной свободе. И неслучайно именно с этого праздника начинается церковный новый год: родилась Мария и началась история мира Нового Завета.
Дорогие друзья!
Сердечно поздравляю Вас с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня!
Сегодня мы читали одно из самых скорбных евангельских повествований - о суде над Господом Иисусом Христом, о Его страданиях, распятии и смерти. Эти евангельские строки Церковь вспоминает всякий раз, находясь в преддверии Страстей Христовых, на Страстной седмице, а также в праздники, посвященные Кресту Господню.
И хотя это евангельское чтение кажется нам знакомым, сюжет его, каждое действие и слово, которое многократно читается Церковью, интерпретируется литературой, искусством и кино, - кажутся нам известными почти досконально. Но вместе с тем часто мы упускаем из виду разговор, за которым кроется масса смыслов о людях и о Боге. Это разговор Пилата и Иисуса Христа.
В этой беседе, обрывки которой сквозь тысячелетия слышим мы и по сей день, два царства словно сталкиваются одно с другим: Божественное с человеческим, вечное с зыбким и преходящим.
Мир тления, мир суеты, мир событий судит мир тишины, мир правды и бессмертия. Человеческое царство вынесет приговор Царству Вечному, которое не от мира сего. Эта беседа, это напряжение и кризис между первым и вторым в каком-то смысле продолжается и по сей день.
В этом диалоге пересекаются вечное и временное с такой отчетливой ясностью, что он заставляет останавливаться вновь и вновь на сказанных тогда словах - и Господа, и Пилата. В этом евангельском отрывке - сердцевина истории человеческой. И эта история ужасает и удивляет, она вопрошает о том, что есть человек, каковы его низменные проявления и каков он в своем величии. Вопросы, которые ставит Пилат Христу и которые человечество ставит Богу: что такое свобода и о том, что есть истина.
Хотя порой так хочется убежать от любой ответственности в царство абсолютной причинно-следственной связи, царство детерминизма, но именно подлинная свобода, о которой говорит Евангелие, не позволяет скрыться от себя.
Поиск истины, как и свобода - это определяющее человека свойство. Речь не о той истине, которая обозначает соответствие написанного на обложке с содержанием книги. А о той Истине, которой мы так боимся и вместе с тем так жаждем. Она не в сложных философских беседах, хотя и они могут быть путем к ней. Однако открывается она всё же сердцу, такому сердцу, которое жаждет ее, несмотря на весь страх перед ней. И наш ответ на встречу с Истиной, как и свободный выбор осуществляемый нами, определяет место каждого из нас в Таинстве Креста.
Фотогалерея Чина Воздвижения Креста в Сретенском монастыре: https://flickr.com/photos/184562595@N08/sets/72157711087049108
Сердечно поздравляю Вас с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня!
Сегодня мы читали одно из самых скорбных евангельских повествований - о суде над Господом Иисусом Христом, о Его страданиях, распятии и смерти. Эти евангельские строки Церковь вспоминает всякий раз, находясь в преддверии Страстей Христовых, на Страстной седмице, а также в праздники, посвященные Кресту Господню.
И хотя это евангельское чтение кажется нам знакомым, сюжет его, каждое действие и слово, которое многократно читается Церковью, интерпретируется литературой, искусством и кино, - кажутся нам известными почти досконально. Но вместе с тем часто мы упускаем из виду разговор, за которым кроется масса смыслов о людях и о Боге. Это разговор Пилата и Иисуса Христа.
В этой беседе, обрывки которой сквозь тысячелетия слышим мы и по сей день, два царства словно сталкиваются одно с другим: Божественное с человеческим, вечное с зыбким и преходящим.
Мир тления, мир суеты, мир событий судит мир тишины, мир правды и бессмертия. Человеческое царство вынесет приговор Царству Вечному, которое не от мира сего. Эта беседа, это напряжение и кризис между первым и вторым в каком-то смысле продолжается и по сей день.
В этом диалоге пересекаются вечное и временное с такой отчетливой ясностью, что он заставляет останавливаться вновь и вновь на сказанных тогда словах - и Господа, и Пилата. В этом евангельском отрывке - сердцевина истории человеческой. И эта история ужасает и удивляет, она вопрошает о том, что есть человек, каковы его низменные проявления и каков он в своем величии. Вопросы, которые ставит Пилат Христу и которые человечество ставит Богу: что такое свобода и о том, что есть истина.
Хотя порой так хочется убежать от любой ответственности в царство абсолютной причинно-следственной связи, царство детерминизма, но именно подлинная свобода, о которой говорит Евангелие, не позволяет скрыться от себя.
Поиск истины, как и свобода - это определяющее человека свойство. Речь не о той истине, которая обозначает соответствие написанного на обложке с содержанием книги. А о той Истине, которой мы так боимся и вместе с тем так жаждем. Она не в сложных философских беседах, хотя и они могут быть путем к ней. Однако открывается она всё же сердцу, такому сердцу, которое жаждет ее, несмотря на весь страх перед ней. И наш ответ на встречу с Истиной, как и свободный выбор осуществляемый нами, определяет место каждого из нас в Таинстве Креста.
Фотогалерея Чина Воздвижения Креста в Сретенском монастыре: https://flickr.com/photos/184562595@N08/sets/72157711087049108
Flickr
26 сентября 2019, Всенощное накануне Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня / 26 September 2019, Vigil on the eve…
Фото: Евгений Комаров / Photo: Eugene Komarov
«Выйди от меня, Господи, потому что я - грешный человек!» - слышали мы сегодня испуганный возглас апостола Петра, после того как он вдруг осознал, Кто стоит перед ним. Эти слова кажутся странными нам, ищущим Бога, ищущим молитвенного настроения в храме, ищущим необычных ощущений и духовных опытов. Мы ждем чудес, ждем чего-то необычного, не удовлетворяясь той реальностью, которая и есть - Его живое присутствие. И тут - эта человеческая скромность апостола Петра, перед которым стоит Тот, Которого все мы так усиленно ищем. И, оказываясь в такой ситуации, Петр, как и всё человечество, становится не способным выдержать это присутствие.
Слова Петра, скорее всего, с достаточной точностью выражают чувства человека, который встретил Бога лицом к Лицу. Даже он, апостол, который ходил с Христом повсюду и разделял с Ним повседневность и быт, вдруг с ужасом осознает свою греховность и неспособность находиться рядом. Он даже не способен сам уйти, может лишь только просить Бога удалиться. Так и Адам, слыша звук шагов Божиих в древнем Раю, после искушения и грехопадения желает скрыться от страха. И Израиль, находясь у подножия Синая, просил Моисея: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20:19).
Но Христос, видя смущение Петра, говорит ему: «Не бойся». Фраза эта становится одним из главных посылов христианства. Это слова Бога, обращенные через тысячелетия к прячущемуся от ужаса Адаму: «Адам, не бойся. Это Я».
Я - Христос. Не всепоглощающий и истребляющий огонь, но Творец мира и Отец, через Сына протягивающий руку для примирения. Ту самую руку, которой вылепил из праха земного тебя, Адам. Не наказывающий и истребляющий грешников ревнитель, но Примиритель, к ногам Которого может припасть даже самая последняя грешница и ощутить прощение и совершенный мир.
Не бойся. С этих слов начинается спасение человечества, когда Ангел так обращается к Деве, говоря Ей о рождении Спасителя: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, … и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1,30-33).
«Не бойся» - словно новая заповедь молодому человечеству, ради которого сошел на землю Бог. Как часто нас и по сей день пугают самые разные люди, считающие, что они лучше, духовнее, сильнее других людей или знают больше прочих. Всякий раз, когда мы встречаемся с людьми, которые, даже прикрываясь самыми возвышенными словами, рождают в нас чувство страха и неуверенности, мы должны вспоминать эти слова Спасителя мира, которые и отличают дух евангельского учения: «Не бойтесь».
Слова Петра, скорее всего, с достаточной точностью выражают чувства человека, который встретил Бога лицом к Лицу. Даже он, апостол, который ходил с Христом повсюду и разделял с Ним повседневность и быт, вдруг с ужасом осознает свою греховность и неспособность находиться рядом. Он даже не способен сам уйти, может лишь только просить Бога удалиться. Так и Адам, слыша звук шагов Божиих в древнем Раю, после искушения и грехопадения желает скрыться от страха. И Израиль, находясь у подножия Синая, просил Моисея: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20:19).
Но Христос, видя смущение Петра, говорит ему: «Не бойся». Фраза эта становится одним из главных посылов христианства. Это слова Бога, обращенные через тысячелетия к прячущемуся от ужаса Адаму: «Адам, не бойся. Это Я».
Я - Христос. Не всепоглощающий и истребляющий огонь, но Творец мира и Отец, через Сына протягивающий руку для примирения. Ту самую руку, которой вылепил из праха земного тебя, Адам. Не наказывающий и истребляющий грешников ревнитель, но Примиритель, к ногам Которого может припасть даже самая последняя грешница и ощутить прощение и совершенный мир.
Не бойся. С этих слов начинается спасение человечества, когда Ангел так обращается к Деве, говоря Ей о рождении Спасителя: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, … и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1,30-33).
«Не бойся» - словно новая заповедь молодому человечеству, ради которого сошел на землю Бог. Как часто нас и по сей день пугают самые разные люди, считающие, что они лучше, духовнее, сильнее других людей или знают больше прочих. Всякий раз, когда мы встречаемся с людьми, которые, даже прикрываясь самыми возвышенными словами, рождают в нас чувство страха и неуверенности, мы должны вспоминать эти слова Спасителя мира, которые и отличают дух евангельского учения: «Не бойтесь».
Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения архимандрита Кирилла (Павлова). Со вчерашнего дня могила его украшена цветами, и тысячи паломников в день преподобного Сергия подходят к его кресту, молятся у него и прикладываются. Он был духовником Троице-Сергиевой Лавры, духовником Патриархов, и многие из нас, студентов МДА, духовно окормлялись у него. Он был человеком добра и любви, которые он обрел во Христе во время Великой Отечественной войны через случайную находку на развалинах одного из домов Сталинграда Евангелия. С того дня он никогда не выпускал Евангелие из рук.
Я видел не раз, как он, отойдя в сторонку от людей, доставал Евангелие и читал. Когда он служил, после причащения часто прятался между завесой и Царскими вратами Трапезного храма Лавры и погружался в евангельское чтение, чтобы быть со Христом, не отвлекаться на лишние разговоры. А затем выходил и причащал народ.
Расскажу об одном случае, который особенно запомнился. Я часто руководил мужским академическим хором в Трапезном храме, когда он служил. Отец Кирилл любил «Старосимоновскую» Херувимскую песнь и «Милость мира» арх. Феофана. Но в один из воскресных дней случилось необычное.
Архидиакон Ювеналий вышел читать Евангелие, а отец Кирилл стоял на Горнем месте. Во время чтения Евангелия какой-то неадекватный человек подбежал с огромным булыжником к алтарю и, находясь перед ступенями амвона, со всего размаху бросил этот булыжник в отца Кирилла. Камень пролетел до Горнего места, разбил икону Воскресения Христова, написанную монахиней Иулианией (Соколовой) на стекле. Он пролетел в сантиметре от головы отца Кирилла, как рассказали после службы те, кто был в алтаре рядом. В этот момент мы стояли на клиросе и внимали евангельскому чтению. Все, кто стоял в передней части храма, видели, как отец Кирилл не шелохнулся, как он слушал Евангелие. Для него не существовало ничего больше слов Христа, которые Церковь в этот момент озвучивала устами архидиакона.
Отец Кирилл не обратил внимания на то, как разбилась икона, на суматоху, которая сразу началась вокруг происшествия, на шум и гул. Он продолжал спокойно служить, доверяя себя Богу.
Это был удивительный пример, который меня, тогда молодого иеромонаха, студента Московской духовной академии, глубоко потряс. Благодарю Господа за то, что на моем жизненном пути Он послал удивительного старца – архимандрита Кирилла (Павлова), день рождения которого приходится на день праздника его любимого святого – преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского.
Я видел не раз, как он, отойдя в сторонку от людей, доставал Евангелие и читал. Когда он служил, после причащения часто прятался между завесой и Царскими вратами Трапезного храма Лавры и погружался в евангельское чтение, чтобы быть со Христом, не отвлекаться на лишние разговоры. А затем выходил и причащал народ.
Расскажу об одном случае, который особенно запомнился. Я часто руководил мужским академическим хором в Трапезном храме, когда он служил. Отец Кирилл любил «Старосимоновскую» Херувимскую песнь и «Милость мира» арх. Феофана. Но в один из воскресных дней случилось необычное.
Архидиакон Ювеналий вышел читать Евангелие, а отец Кирилл стоял на Горнем месте. Во время чтения Евангелия какой-то неадекватный человек подбежал с огромным булыжником к алтарю и, находясь перед ступенями амвона, со всего размаху бросил этот булыжник в отца Кирилла. Камень пролетел до Горнего места, разбил икону Воскресения Христова, написанную монахиней Иулианией (Соколовой) на стекле. Он пролетел в сантиметре от головы отца Кирилла, как рассказали после службы те, кто был в алтаре рядом. В этот момент мы стояли на клиросе и внимали евангельскому чтению. Все, кто стоял в передней части храма, видели, как отец Кирилл не шелохнулся, как он слушал Евангелие. Для него не существовало ничего больше слов Христа, которые Церковь в этот момент озвучивала устами архидиакона.
Отец Кирилл не обратил внимания на то, как разбилась икона, на суматоху, которая сразу началась вокруг происшествия, на шум и гул. Он продолжал спокойно служить, доверяя себя Богу.
Это был удивительный пример, который меня, тогда молодого иеромонаха, студента Московской духовной академии, глубоко потряс. Благодарю Господа за то, что на моем жизненном пути Он послал удивительного старца – архимандрита Кирилла (Павлова), день рождения которого приходится на день праздника его любимого святого – преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского.
Сегодня Престольный праздник и Актовый день в Санкт-Петербургской духовной академии. Это такой день, когда съезжаются выпускники, уже постаревшие, наполненные жизненным опытом, украшенные величественностью седин. Приезжают, чтобы через годы и внутренние изменения посмотреть на то место, в котором провели много лет. Обычно, в среднем, студент проводит в Академии 4-6 лет. Я провел в ней 10 лет. И сегодня вернулся, спустя год отсутствия, и тоже смотрел на родной храм, иконы, перед которыми так долго молился, милые сердцу лица преподавателей, студентов и прихожан, ставшие дорогими стены коридоров и аудиторий. Конечно, год - не самый большой срок. И всё же он позволяет немного со стороны посмотреть на то большое, неразрывной частью которого ты был много лет.
Я вынес много жизненных уроков из Санкт-Петербургской духовной академии. Это было мое первое по-настоящему самостоятельное послушание. Именно в этот период я с явной для себя очевидностью осознал, что Бог помогает, если просишь Его от всего сердца и поступаешь по благословению. Не утверждаю, что благословение может автоматически, само по себе в чем-то помочь. Но если воспринять его как возможность помощи Божией в каком-либо деле, то Господь такую веру поддержит.
Помню, как однажды, в первые годы моего служения в СПбДА к нам приехал новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл. Он зашел в академический храм, который тогда начали реставрировать. До моего назначения уже сделали часть росписей. Но он благословил, чтобы храму вернули тот облик, который был в послевоенное время, а также благословил сделать витражные окна.
Реставрация храма - дело серьезное. И сам я не дерзнул бы начинать такую работу, понимая финансовые ограничения. Но благословение есть благословение. Я стал обращаться к прихожанам, а их в академическом храме всегда немного, с просьбой подсказать человека, который мог бы за этот проект взяться.
И тогда один из преподавателей через какое-то время пришел ко мне в кабинет и спросил: «А скажите, пожалуйста, сколько необходимо средств для того, чтобы храм расписать, установить новые окна и придать ему тот облик, который был после войны?» Оказалось, что он нашел человека, который впоследствии восстановил весь академический храм. Я тогда не поверил тому, что произошло. Это для меня было чудом. И стало явным знаком того, что Бог действует тогда, когда ты относишься с доверием к благословению, делаешь такие вещи, которые сам бы не смог сделать - по робости, по ограниченности кругозора, по неопытности. Конечно, источником таких благословений должен быть человек духовно опытный и ответственный.
Я вынес много жизненных уроков из Санкт-Петербургской духовной академии. Это было мое первое по-настоящему самостоятельное послушание. Именно в этот период я с явной для себя очевидностью осознал, что Бог помогает, если просишь Его от всего сердца и поступаешь по благословению. Не утверждаю, что благословение может автоматически, само по себе в чем-то помочь. Но если воспринять его как возможность помощи Божией в каком-либо деле, то Господь такую веру поддержит.
Помню, как однажды, в первые годы моего служения в СПбДА к нам приехал новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл. Он зашел в академический храм, который тогда начали реставрировать. До моего назначения уже сделали часть росписей. Но он благословил, чтобы храму вернули тот облик, который был в послевоенное время, а также благословил сделать витражные окна.
Реставрация храма - дело серьезное. И сам я не дерзнул бы начинать такую работу, понимая финансовые ограничения. Но благословение есть благословение. Я стал обращаться к прихожанам, а их в академическом храме всегда немного, с просьбой подсказать человека, который мог бы за этот проект взяться.
И тогда один из преподавателей через какое-то время пришел ко мне в кабинет и спросил: «А скажите, пожалуйста, сколько необходимо средств для того, чтобы храм расписать, установить новые окна и придать ему тот облик, который был после войны?» Оказалось, что он нашел человека, который впоследствии восстановил весь академический храм. Я тогда не поверил тому, что произошло. Это для меня было чудом. И стало явным знаком того, что Бог действует тогда, когда ты относишься с доверием к благословению, делаешь такие вещи, которые сам бы не смог сделать - по робости, по ограниченности кругозора, по неопытности. Конечно, источником таких благословений должен быть человек духовно опытный и ответственный.
О пути любви в Церкви
Церковь прекрасна своим разнообразием. Среди нас есть как мыслящие более консервативно, так и более прогрессивные люди. И те и другие могут быть хорошими христианами. И те и другие могут заблуждаться. Как первые, так и вторые могут вести себя как евангельские мытари, или как фарисеи.
Человек прогрессивный, рассуждающий, как фарисей, гордится своими знаниями и считает себя выше простых верующих. Их он считает закоренелыми консерваторами, поборниками псевдоблагочестия.
Напротив, консерватор, мыслящий по-фарисейски, осуждает напропалую всех свободомыслящих людей. Он не вдается в подробности их размышлений, рубит с плеча, наклеивает ярлыки от адогматизма и экуменизма до аморальности и всеядности. Он говорит в сердце своем: «Может я и не читал отцов, и толком не знаю Священного Писания, зато исполняю все заповеди и по церковным правилам я чист».
Но ни та ни другая позиция не являются правильными с точки зрения христианства. Ибо по сути и в первом и во втором случае - одна и та же позиция гордости и самолюбия. То есть, фарисейская позиция. Если относящиеся к обеим позициям люди мыслили бы как мытарь, они сказали бы: «Нам есть чему поучиться друг у друга. Он хорош в том-то, а я в этом как раз не дотягиваю».
Отцы Церкви учили о безопасности и правильности среднего пути. Хотя идти по нему непросто. Ведь средний путь требует от человека поступать так, как поступал Христос. Стоит свернуть немного вправо или влево - и сразу станет «легче» идти, потому что начинает «помогать» гордость. Средний путь - путь любви. Путь поиска проблем в себе, а не в отношении других людей к правилам, предписаниям или внешним проявлениям благочестия. Путь любви призывает хотя бы иногда забыть о себе и подумать о ближнем. Подумать в хорошем ключе.
Ибо, как сказано в одной древней молитве, кто себя забывает - тот обретает. Обретает в своем сердце Христа.
Церковь прекрасна своим разнообразием. Среди нас есть как мыслящие более консервативно, так и более прогрессивные люди. И те и другие могут быть хорошими христианами. И те и другие могут заблуждаться. Как первые, так и вторые могут вести себя как евангельские мытари, или как фарисеи.
Человек прогрессивный, рассуждающий, как фарисей, гордится своими знаниями и считает себя выше простых верующих. Их он считает закоренелыми консерваторами, поборниками псевдоблагочестия.
Напротив, консерватор, мыслящий по-фарисейски, осуждает напропалую всех свободомыслящих людей. Он не вдается в подробности их размышлений, рубит с плеча, наклеивает ярлыки от адогматизма и экуменизма до аморальности и всеядности. Он говорит в сердце своем: «Может я и не читал отцов, и толком не знаю Священного Писания, зато исполняю все заповеди и по церковным правилам я чист».
Но ни та ни другая позиция не являются правильными с точки зрения христианства. Ибо по сути и в первом и во втором случае - одна и та же позиция гордости и самолюбия. То есть, фарисейская позиция. Если относящиеся к обеим позициям люди мыслили бы как мытарь, они сказали бы: «Нам есть чему поучиться друг у друга. Он хорош в том-то, а я в этом как раз не дотягиваю».
Отцы Церкви учили о безопасности и правильности среднего пути. Хотя идти по нему непросто. Ведь средний путь требует от человека поступать так, как поступал Христос. Стоит свернуть немного вправо или влево - и сразу станет «легче» идти, потому что начинает «помогать» гордость. Средний путь - путь любви. Путь поиска проблем в себе, а не в отношении других людей к правилам, предписаниям или внешним проявлениям благочестия. Путь любви призывает хотя бы иногда забыть о себе и подумать о ближнем. Подумать в хорошем ключе.
Ибо, как сказано в одной древней молитве, кто себя забывает - тот обретает. Обретает в своем сердце Христа.
О самообразовании и о книге Тары Вестовер «Ученица»
Будучи ректором уже третьего духовного учебного заведения, я много говорю студентам о самообразовании, да и сам его стараюсь практиковать. Ведь сегодня многому можно обучиться с помощью книг, видеокурсов и самостоятельных практических занятий. Все зависит от желания и степени мотивации.
Совсем недавно, в бытность мою ректором МДА, один студент поделился со мной своими размышлениями о прочитанной книге. Чтобы найти ответы на поставленные им вопросы, конечно, я тоже должен был ее прочесть. Так я открыл для себя книгу Тары Вестовер «Ученица». Ее написала девушка, которой сейчас 33 года, она - молодой ученый с гарвардской докторской степенью. Тара родилась в горах Айдахо, в США, в радикальной семье мормонов. Ее не пускали учиться в школу, не позволяли лечиться в больнице, у нее не было никаких документов, даже свидетельства о рождении. Ее, вместе с братьями и сестрами, заставляли тяжело и опасно работать на отцовской свалке машин. Но главное, родители поставили ее в жесткие религиозные рамки и грозили, что выйдя из этих рамок, она точно погибнет. Погибнет, если обратится за медицинской помощью в правительственные организации, если пойдет в школу или получит документы, придающие ее жизни в обществе официальный статус.
Мировоззрение всех членов ее семьи полностью сформировал отец. Он проповедовал теории правительственного заговора, и дети безусловно разделяли с ним эту веру. Но только когда Тара начала заниматься образованием, сначала тайком, потом - пойдя в школу, вопреки желанию отца, она поняла, что есть другой взгляд на те вещи, которые составляют ее мировоззрение. Например, она впервые услышала о Холокосте и ужасах XX века уже будучи взрослой девушкой.
Благодаря гуманитарному образованию и собственному непоколебимому упорству Тара разобралась в себе и своей ситуации. Она сдала школьные экзамены, окончила колледж, затем попала в Кембриджский университет и, в конце концов, защитила докторскую работу в Гарварде. Для того, чтобы получить образование и вынырнуть из сложившейся вокруг нее сложной ситуации, она даже покинула семью. При всем этом, она не потеряла веры в Бога. Несмотря на то, как пытались покалечить ее веру родители.
Главный вывод книги - гуманитарное образование само по себе ценно. Хотя оно и не дает каких-то утилитарных навыков, но оно способно сделать жизнь глубже и ярче. Благодаря гуманитарному знанию человек начинает смотреть на происходящее с ним с другого ракурса. С точки зрения опыта многих людей. Это знание, накопившееся в течение последних тысячелетий. Образование развивает мышление, разрушает внутренние фальшивые рамки и борется с суевериями. Оно дает понимание того, что мир на самом деле намного сложнее, красивее и интереснее, чем может показаться при поверхностном взгляде. Образование, в конце концов, делает веру в Бога осознаннее и крепче.
Будучи ректором уже третьего духовного учебного заведения, я много говорю студентам о самообразовании, да и сам его стараюсь практиковать. Ведь сегодня многому можно обучиться с помощью книг, видеокурсов и самостоятельных практических занятий. Все зависит от желания и степени мотивации.
Совсем недавно, в бытность мою ректором МДА, один студент поделился со мной своими размышлениями о прочитанной книге. Чтобы найти ответы на поставленные им вопросы, конечно, я тоже должен был ее прочесть. Так я открыл для себя книгу Тары Вестовер «Ученица». Ее написала девушка, которой сейчас 33 года, она - молодой ученый с гарвардской докторской степенью. Тара родилась в горах Айдахо, в США, в радикальной семье мормонов. Ее не пускали учиться в школу, не позволяли лечиться в больнице, у нее не было никаких документов, даже свидетельства о рождении. Ее, вместе с братьями и сестрами, заставляли тяжело и опасно работать на отцовской свалке машин. Но главное, родители поставили ее в жесткие религиозные рамки и грозили, что выйдя из этих рамок, она точно погибнет. Погибнет, если обратится за медицинской помощью в правительственные организации, если пойдет в школу или получит документы, придающие ее жизни в обществе официальный статус.
Мировоззрение всех членов ее семьи полностью сформировал отец. Он проповедовал теории правительственного заговора, и дети безусловно разделяли с ним эту веру. Но только когда Тара начала заниматься образованием, сначала тайком, потом - пойдя в школу, вопреки желанию отца, она поняла, что есть другой взгляд на те вещи, которые составляют ее мировоззрение. Например, она впервые услышала о Холокосте и ужасах XX века уже будучи взрослой девушкой.
Благодаря гуманитарному образованию и собственному непоколебимому упорству Тара разобралась в себе и своей ситуации. Она сдала школьные экзамены, окончила колледж, затем попала в Кембриджский университет и, в конце концов, защитила докторскую работу в Гарварде. Для того, чтобы получить образование и вынырнуть из сложившейся вокруг нее сложной ситуации, она даже покинула семью. При всем этом, она не потеряла веры в Бога. Несмотря на то, как пытались покалечить ее веру родители.
Главный вывод книги - гуманитарное образование само по себе ценно. Хотя оно и не дает каких-то утилитарных навыков, но оно способно сделать жизнь глубже и ярче. Благодаря гуманитарному знанию человек начинает смотреть на происходящее с ним с другого ракурса. С точки зрения опыта многих людей. Это знание, накопившееся в течение последних тысячелетий. Образование развивает мышление, разрушает внутренние фальшивые рамки и борется с суевериями. Оно дает понимание того, что мир на самом деле намного сложнее, красивее и интереснее, чем может показаться при поверхностном взгляде. Образование, в конце концов, делает веру в Бога осознаннее и крепче.
Сегодня отмечает тезоименитство мой дорогой брат во Христе митрополит Львовский и Галицкий Филарет. С владыкой Филаретом связано много добрых историй, одну из которых хочу рассказать.
С владыкой Филаретом я познакомился в 1992 году. Он учился на год старше, на каждом курсе было более 120 человек, мы друг друга не знали и поэтому не общались. Но однажды мне предстояло полететь во Францию в составе хора отца Матфея. Для поездки нужен был подрясник, которого у меня не было. Через моего одноклассника Серёжа Лукьянчук (так звали тогда владыку Филарета) узнал об этой проблеме и сразу вызвался мне помочь. Он одолжил мне свой подрясник.
На всех концертах во Франции я пел в его подряснике. Из-за границы я привез ему и себе отрезы ткани. В начале девяностых в России все полки в магазинах были почти пустыми, что-то пошить просто было не из чего. Владыка Филарет уже тогда шил облачения сам. И он из этого материала пошил мне рясу. А через пару лет и клобук. Так мы стали дружить.
Серёжа Лукьянчук «спас» меня от иподиаконства у Святейшего Патриарха Алексия II. В то время в команду Святейшего нужен был иподиакон, который умел бы управлять хором, иподиакон-регент. Без моего ведома мое имя назвали Патриарху, после чего сообщили инспектору, и уже в директивном порядке инспектор уведомил меня, что теперь я иподиакон и должен быть на ближайшей патриаршей службе.
Для меня это была катастрофа. Я очень не хотел покидать хор отца Матфея, даже ради иподиаконского послушания у Патриарха, о котором мечтали многие студенты. Я был расстроен до такой степени, что собирался даже отчислиться из семинарии, но остаться петь в хоре отца Матфея. Так случилось, что в один из дней мы бежали с однокурсниками после ранней службы под дождем, спешили, чтобы не промокнуть. Я неудачно приземлился на ногу, сильно растянул сухожилия и попал в лазарет. Пришел на костылях к инспектору, сказал: «Ну как же я теперь поеду к Святейшему Патриарху, я ведь на костылях». Он посмотрел на меня, видимо, не поверил, и сказал: «Ну так и поезжай на костылях, пусть Святейший посмотрит, можешь ты иподиаконствовать или нет». И я понял тогда, что с нашим инспектором, а это был архимандрит Сергий (Соколов), шутки плохи.
И я позвонил Серёже, будущему владыке Филарету, и сказал: «Что хочешь делай, иначе я брошу всё, но останусь в хоре». Я, конечно, не представлял, возможно ли помочь в моей ситуации, только ходил к преподобному Сергию и умолял его оставить меня в Лавре. Серёжа Лукьянчук пошел к отцу Кириллу (Павлову), который жил в то время в Переделкино, и поведал ему мою скорбь.
Отец Кирилл внимательно выслушал и говорит: «Пойди к Святейшему и всё объясни». И он набрался смелости, хотя и знал, что Патриарх Алексий очень не любит, когда кто-то обращается по делу, которое находится в зоне ответственности другого человека. И Святейший выслушал и всё понял, благословил меня остаться петь в хоре отца Матфея.
Подобных историй было много. Владыка Филарет был очень смелым студентом. А сейчас он - смелый и искренний архиерей. С тезоименитством тебя, дорогой Владыка и Брат!
С владыкой Филаретом я познакомился в 1992 году. Он учился на год старше, на каждом курсе было более 120 человек, мы друг друга не знали и поэтому не общались. Но однажды мне предстояло полететь во Францию в составе хора отца Матфея. Для поездки нужен был подрясник, которого у меня не было. Через моего одноклассника Серёжа Лукьянчук (так звали тогда владыку Филарета) узнал об этой проблеме и сразу вызвался мне помочь. Он одолжил мне свой подрясник.
На всех концертах во Франции я пел в его подряснике. Из-за границы я привез ему и себе отрезы ткани. В начале девяностых в России все полки в магазинах были почти пустыми, что-то пошить просто было не из чего. Владыка Филарет уже тогда шил облачения сам. И он из этого материала пошил мне рясу. А через пару лет и клобук. Так мы стали дружить.
Серёжа Лукьянчук «спас» меня от иподиаконства у Святейшего Патриарха Алексия II. В то время в команду Святейшего нужен был иподиакон, который умел бы управлять хором, иподиакон-регент. Без моего ведома мое имя назвали Патриарху, после чего сообщили инспектору, и уже в директивном порядке инспектор уведомил меня, что теперь я иподиакон и должен быть на ближайшей патриаршей службе.
Для меня это была катастрофа. Я очень не хотел покидать хор отца Матфея, даже ради иподиаконского послушания у Патриарха, о котором мечтали многие студенты. Я был расстроен до такой степени, что собирался даже отчислиться из семинарии, но остаться петь в хоре отца Матфея. Так случилось, что в один из дней мы бежали с однокурсниками после ранней службы под дождем, спешили, чтобы не промокнуть. Я неудачно приземлился на ногу, сильно растянул сухожилия и попал в лазарет. Пришел на костылях к инспектору, сказал: «Ну как же я теперь поеду к Святейшему Патриарху, я ведь на костылях». Он посмотрел на меня, видимо, не поверил, и сказал: «Ну так и поезжай на костылях, пусть Святейший посмотрит, можешь ты иподиаконствовать или нет». И я понял тогда, что с нашим инспектором, а это был архимандрит Сергий (Соколов), шутки плохи.
И я позвонил Серёже, будущему владыке Филарету, и сказал: «Что хочешь делай, иначе я брошу всё, но останусь в хоре». Я, конечно, не представлял, возможно ли помочь в моей ситуации, только ходил к преподобному Сергию и умолял его оставить меня в Лавре. Серёжа Лукьянчук пошел к отцу Кириллу (Павлову), который жил в то время в Переделкино, и поведал ему мою скорбь.
Отец Кирилл внимательно выслушал и говорит: «Пойди к Святейшему и всё объясни». И он набрался смелости, хотя и знал, что Патриарх Алексий очень не любит, когда кто-то обращается по делу, которое находится в зоне ответственности другого человека. И Святейший выслушал и всё понял, благословил меня остаться петь в хоре отца Матфея.
Подобных историй было много. Владыка Филарет был очень смелым студентом. А сейчас он - смелый и искренний архиерей. С тезоименитством тебя, дорогой Владыка и Брат!
О христианстве, предпринимательстве и этических границах
В нашем обществе слово «предприниматель» имеет скорее негативную окраску. Наверное, это связано и с социалистическим прошлым нашей страны, и с девяностыми годами, которые запечатлелись в том числе и нечестными бизнесменами и нечестным, а часто и аморальным бизнесом. Отчасти это связано и с такими сферами бизнеса, которые несут в наше общество только негатив. А отчасти связано и с неправильной интерпретацией верующими людьми священных текстов о богатстве. Но относиться плохо ко всем предпринимателям я считаю несправедливым.
В конце сентября этого года в Сретенской духовной семинарии прошел круглый стол об отношении к предпринимательству православных людей. Обсуждение инициировала группа бизнесменов, которые живут церковной жизнью. Они хотят получить богословские ответы на вопросы повседневной работы бизнесмена: что Церковь думает о бизнесе и бизнесменах? Как выстраивать этичный бизнес? Какими принципами руководствоваться, заключая партнерские соглашения? Чем руководствоваться в отношениях с персоналом? Какие маркетинговые приемы допустимы, а какие нет?
Этические границы и нормы в бизнесе касаются, прежде всего, межчеловеческих отношений. За цифрами и графиками бизнес-планов и стратегий развития непросто увидеть живых людей. Очевидно, что ложь не должна и не может быть нормой для христианина. Но мы часто сталкиваемся с тем, что, например, реклама чрезмерно приукрашивает тот продукт, о котором она рассказывает. Бывает и так, что используются некоторые уловки, цель которых - зацепить человека, которому продукт на самом деле не нужен. Или когда вредоносные стороны возможного использования продукта либо опускаются, либо прописываются едва различимым шрифтом. Но, как мне кажется, здесь пространство для рассуждений и поисках тех границ, которые переступать не стоит.
В Евангелии, в притче о богаче и Лазаре, мы видим пример осуждения богатства, на который стоит обратить внимание. Евангельский богач осуждается не за то, что он обладал значительными средствами. А за то, что пренебрегал ближним: страждущим и нуждающимся. И это приводит нас к мыслям о социальной ответственности в работе предпринимателя. Разговоры об этом мы слышим часто. Но в чем смысл «социальной ответственности», что вообще означает эта фраза?
Во-первых, как я уже написал выше, предпринимательская деятельность христианина не может быть основана на эксплуатации людей. На эксплуатации невежества или социальных и материальных проблем. Иными словами, успех бизнес-проекта не может быть построен на людском горе.
Во-вторых, отношение бизнесмена к сотрудникам. Предпринимателю-христианину следует не только беспокоиться о достойной оплате труда сотрудников, но и следить за тем, чтобы атмосфера в коллективе была благоприятной, исключать возможность какого-либо насилия и злоупотреблений.
В-третьих, достигнув определенного роста, социально-ответственный бизнесмен может находить пути помощи ближним не только посредством основной деятельности, например, предоставляя рабочие места. Христианин всегда проактивен. Христианин-бизнесмен может организовывать стипендии бедным и подающим надежды студентам; строить или материально помогать больницам, школам, музеям, библиотекам; поддерживать благотворительные фонды; вкладывать средства в развитие медицины и образования.
Наконец, нельзя пренебречь и экологической составляющей. Как мне кажется, предприниматель-христианин, если его деятельность связана, например, с каким-либо производством, должен уменьшать или компенсировать вред, который приносит его производство.
Потому что Творец заповедовал нам любить друг друга, хранить и возделывать этот прекрасный мир.
В нашем обществе слово «предприниматель» имеет скорее негативную окраску. Наверное, это связано и с социалистическим прошлым нашей страны, и с девяностыми годами, которые запечатлелись в том числе и нечестными бизнесменами и нечестным, а часто и аморальным бизнесом. Отчасти это связано и с такими сферами бизнеса, которые несут в наше общество только негатив. А отчасти связано и с неправильной интерпретацией верующими людьми священных текстов о богатстве. Но относиться плохо ко всем предпринимателям я считаю несправедливым.
В конце сентября этого года в Сретенской духовной семинарии прошел круглый стол об отношении к предпринимательству православных людей. Обсуждение инициировала группа бизнесменов, которые живут церковной жизнью. Они хотят получить богословские ответы на вопросы повседневной работы бизнесмена: что Церковь думает о бизнесе и бизнесменах? Как выстраивать этичный бизнес? Какими принципами руководствоваться, заключая партнерские соглашения? Чем руководствоваться в отношениях с персоналом? Какие маркетинговые приемы допустимы, а какие нет?
Этические границы и нормы в бизнесе касаются, прежде всего, межчеловеческих отношений. За цифрами и графиками бизнес-планов и стратегий развития непросто увидеть живых людей. Очевидно, что ложь не должна и не может быть нормой для христианина. Но мы часто сталкиваемся с тем, что, например, реклама чрезмерно приукрашивает тот продукт, о котором она рассказывает. Бывает и так, что используются некоторые уловки, цель которых - зацепить человека, которому продукт на самом деле не нужен. Или когда вредоносные стороны возможного использования продукта либо опускаются, либо прописываются едва различимым шрифтом. Но, как мне кажется, здесь пространство для рассуждений и поисках тех границ, которые переступать не стоит.
В Евангелии, в притче о богаче и Лазаре, мы видим пример осуждения богатства, на который стоит обратить внимание. Евангельский богач осуждается не за то, что он обладал значительными средствами. А за то, что пренебрегал ближним: страждущим и нуждающимся. И это приводит нас к мыслям о социальной ответственности в работе предпринимателя. Разговоры об этом мы слышим часто. Но в чем смысл «социальной ответственности», что вообще означает эта фраза?
Во-первых, как я уже написал выше, предпринимательская деятельность христианина не может быть основана на эксплуатации людей. На эксплуатации невежества или социальных и материальных проблем. Иными словами, успех бизнес-проекта не может быть построен на людском горе.
Во-вторых, отношение бизнесмена к сотрудникам. Предпринимателю-христианину следует не только беспокоиться о достойной оплате труда сотрудников, но и следить за тем, чтобы атмосфера в коллективе была благоприятной, исключать возможность какого-либо насилия и злоупотреблений.
В-третьих, достигнув определенного роста, социально-ответственный бизнесмен может находить пути помощи ближним не только посредством основной деятельности, например, предоставляя рабочие места. Христианин всегда проактивен. Христианин-бизнесмен может организовывать стипендии бедным и подающим надежды студентам; строить или материально помогать больницам, школам, музеям, библиотекам; поддерживать благотворительные фонды; вкладывать средства в развитие медицины и образования.
Наконец, нельзя пренебречь и экологической составляющей. Как мне кажется, предприниматель-христианин, если его деятельность связана, например, с каким-либо производством, должен уменьшать или компенсировать вред, который приносит его производство.
Потому что Творец заповедовал нам любить друг друга, хранить и возделывать этот прекрасный мир.
Книга священномученика Илариона, архиепископа Верейского «Христианства нет без Церкви»
В храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской находится рака с мощами священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Он был наместником Сретенского монастыря в сложное для Церкви время, в 20-х годах XX века. Это было удивительное время для нашей Церкви. Оно принесло множество суровых испытаний, смертей, разрушений храмов. Но именно в этом горниле просияли как множество святых, так и, возможно, лучшие русские богословы.
Они прекрасно знали древние и современные европейские языки, были глубоко начитаны, обладали прекрасным даром слова. Но главное - они очень любили Христа и Его Церковь, искренне жили христианской жизнью, а многие не только были готовы умереть за Христа, но и действительно оказались перемолоты чудовищной советской безбожной машиной смерти. Одним из таких богословов и новомучеников был священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский.
Главной темой его богословских рассуждений всегда была Церковь, и он написал немало по этому вопросу. И, конечно, всякому студенту-богослову следовало бы прочитать его «Очерки по истории догмата о Церкви». Это большой и добросовестный научный труд, но сегодня я бы хотел рассказать о другой его книге, а точнее об изданном несколько лет назад в нашем издательстве сборнике его сочинений, посвященных одной теме: «Христианства нет без Церкви».
Мы и сегодня нередко задаемся вопросом, что есть Церковь, и для чего она существует. Правда мы до сих пор не можем подобрать некоего всеобъемлющего определения для Церкви. Тем не менее этот сборник дает возможность, если не понять до конца, то хотя бы прочувствовать всю глубину этого вопроса. Сборник состоит из небольших сочинений, каждое из которых можно прочитать за 30-40 минут.
Конечно, важнейшая определяющая церковной жизни со времени Тайной Вечери - Причастие Тела и Крови Христа Спасителя. Неслучайно по правилам древней Церкви человек перестает быть членом церковного организма, если не причащается три воскресенья подряд (80 правило VI Вселенского Собора, 9 Апостольское правило). Именно Причащение и есть самое важное в Церкви. Таинство Причащения созидает Церковь, через него члены Тела Христова обретают свое таинственное единство во Христе, а значит через него обретается и единство церковное. Об этом же пишет и наш святой, священномученик Иларион, архиепископ Верейский, в этой замечательной книге:
«Таинство Причащения – вот где единение со Христом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство Причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет их друг с другом. Вот почему Причащение, по преимуществу, есть источник именно церковной жизни. Смысл Таинства Причащения – в его церковности. Вне единства церковного нет и Причащения» (стр 41).
В храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской находится рака с мощами священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Он был наместником Сретенского монастыря в сложное для Церкви время, в 20-х годах XX века. Это было удивительное время для нашей Церкви. Оно принесло множество суровых испытаний, смертей, разрушений храмов. Но именно в этом горниле просияли как множество святых, так и, возможно, лучшие русские богословы.
Они прекрасно знали древние и современные европейские языки, были глубоко начитаны, обладали прекрасным даром слова. Но главное - они очень любили Христа и Его Церковь, искренне жили христианской жизнью, а многие не только были готовы умереть за Христа, но и действительно оказались перемолоты чудовищной советской безбожной машиной смерти. Одним из таких богословов и новомучеников был священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский.
Главной темой его богословских рассуждений всегда была Церковь, и он написал немало по этому вопросу. И, конечно, всякому студенту-богослову следовало бы прочитать его «Очерки по истории догмата о Церкви». Это большой и добросовестный научный труд, но сегодня я бы хотел рассказать о другой его книге, а точнее об изданном несколько лет назад в нашем издательстве сборнике его сочинений, посвященных одной теме: «Христианства нет без Церкви».
Мы и сегодня нередко задаемся вопросом, что есть Церковь, и для чего она существует. Правда мы до сих пор не можем подобрать некоего всеобъемлющего определения для Церкви. Тем не менее этот сборник дает возможность, если не понять до конца, то хотя бы прочувствовать всю глубину этого вопроса. Сборник состоит из небольших сочинений, каждое из которых можно прочитать за 30-40 минут.
Конечно, важнейшая определяющая церковной жизни со времени Тайной Вечери - Причастие Тела и Крови Христа Спасителя. Неслучайно по правилам древней Церкви человек перестает быть членом церковного организма, если не причащается три воскресенья подряд (80 правило VI Вселенского Собора, 9 Апостольское правило). Именно Причащение и есть самое важное в Церкви. Таинство Причащения созидает Церковь, через него члены Тела Христова обретают свое таинственное единство во Христе, а значит через него обретается и единство церковное. Об этом же пишет и наш святой, священномученик Иларион, архиепископ Верейский, в этой замечательной книге:
«Таинство Причащения – вот где единение со Христом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство Причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет их друг с другом. Вот почему Причащение, по преимуществу, есть источник именно церковной жизни. Смысл Таинства Причащения – в его церковности. Вне единства церковного нет и Причащения» (стр 41).
Каждое воскресенье в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской Московского Сретенского монастыря мы собираемся у раки с мощами священномученика Илариона, архиепископа Верейского для акафистного пения. Оно начинается в 13 часов. Приглашаю всех желающих помолиться священномученику Илариону и приложиться к его мощам.
О пропасти, разделяющей людей. Притча о богаче и Лазаре
Сегодня вновь мы слышали евангельский отрывок, где человек просит о чуде. В этот раз о нем просит богач, который мучается в аду и просит Авраама воскресить Лазаря для того, чтобы тот предупредил братьев богача о посмертной участи. Но получает отказ. Пусть слушают Моисея и пророков, говорит Авраам. А если и их не послушают, то не послушают и мертвого, который воскрес.
Когда умер Лазарь, ангелы отнесли душу его в лоно Авраамово. Возможно, он заслужил мученический венец своей безропотностью. Ведь он не отчаялся, не наложил на себя руки, не набросился на богача, не проклинал всех вокруг, а смиренно принимал свою страшную участь. И скорее всего у него было много времени подумать о смысле своей жизни. В отличие от богача, который всю жизнь провел в праздности, развлечениях, отвлечении себя от самого страшного вопроса существования: а что же дальше? Сам вопрос о том, что дальше, в чем смысл происходящего, какая участь ожидает каждого из нас там, вне границ времени - делает нас глубже, позволяет жить честнее и полнее.
Та пропасть, о который говорит осужденному богачу праотец Авраам, строится нами здесь и сейчас. Но не в силу накопления материальных ценностей. В основе пропасти лежит наше нежелание замечать других, наша злая воля, направленная если не явно против ближних, то уж точно не в сторону заботы о них. То есть, это проблема прежде всего этическая, связанная в том числе с воспитанием человека, с его вниманием к голосу собственной совести.
К тому нравственному закону, о котором говорит Священное Писание, и который написан на наших сердцах.
Сегодня вновь мы слышали евангельский отрывок, где человек просит о чуде. В этот раз о нем просит богач, который мучается в аду и просит Авраама воскресить Лазаря для того, чтобы тот предупредил братьев богача о посмертной участи. Но получает отказ. Пусть слушают Моисея и пророков, говорит Авраам. А если и их не послушают, то не послушают и мертвого, который воскрес.
Когда умер Лазарь, ангелы отнесли душу его в лоно Авраамово. Возможно, он заслужил мученический венец своей безропотностью. Ведь он не отчаялся, не наложил на себя руки, не набросился на богача, не проклинал всех вокруг, а смиренно принимал свою страшную участь. И скорее всего у него было много времени подумать о смысле своей жизни. В отличие от богача, который всю жизнь провел в праздности, развлечениях, отвлечении себя от самого страшного вопроса существования: а что же дальше? Сам вопрос о том, что дальше, в чем смысл происходящего, какая участь ожидает каждого из нас там, вне границ времени - делает нас глубже, позволяет жить честнее и полнее.
Та пропасть, о который говорит осужденному богачу праотец Авраам, строится нами здесь и сейчас. Но не в силу накопления материальных ценностей. В основе пропасти лежит наше нежелание замечать других, наша злая воля, направленная если не явно против ближних, то уж точно не в сторону заботы о них. То есть, это проблема прежде всего этическая, связанная в том числе с воспитанием человека, с его вниманием к голосу собственной совести.
К тому нравственному закону, о котором говорит Священное Писание, и который написан на наших сердцах.
Сегодня Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию исполнилось 75 лет.
«Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокруг». Эти слова - о нем, о его благодатном состоянии, в свете своей любви растворяющем любые человеческие недостатки, ошибки, даже самую жуткую вражду против него. Рядом с ним находиться можно без всяких слов и вопросов. Послужить, помолиться. А можно и просто помолчать и уйти, получив все ответы и изгнав все сомнения и волнения.
Его слова никогда не расходятся с поступками. Он учит жизнью и примером, подтверждающим слово. Если учит любить врагов, то сам с доброй улыбкой принимает их в объятия. Если учит терпению, то сам терпит всё, не позволяя своему сердцу впустить в себя даже каплю средостения. На его лице всегда улыбка и свет. Потому что в сердце - Евангелие, потому что он знает Христа.
Он приходит в храм и дарит свет Христов всем, кто с ним молится и общается. В жизни, в быту - тот же свет и та же радость!
Как счастливы люди, которые служат с ним, слушают его, молятся и просто смотрят на него. Таков подобаше им архиерей, рождённый Украинской землей и воспитанный Христовой Церковью. Как же несчастны те, кто разменивается на имитирующих церковную и духовную жизнь, заблудших украинских раскольников, лишая себя возможности впитывать пример того, кто стяжал мирный дух!
Подарим Его Блаженству Блаженнейшему Онуфрию, митрополиту Киевскому и всея Украины, свою молитву о нем. Пусть Господь умножит годы жизни его, а Украинская Православная Церковь с верой, присущей Его Блаженству, совершает без сомнений и оглядки свой крестный и спасительный путь!
«Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокруг». Эти слова - о нем, о его благодатном состоянии, в свете своей любви растворяющем любые человеческие недостатки, ошибки, даже самую жуткую вражду против него. Рядом с ним находиться можно без всяких слов и вопросов. Послужить, помолиться. А можно и просто помолчать и уйти, получив все ответы и изгнав все сомнения и волнения.
Его слова никогда не расходятся с поступками. Он учит жизнью и примером, подтверждающим слово. Если учит любить врагов, то сам с доброй улыбкой принимает их в объятия. Если учит терпению, то сам терпит всё, не позволяя своему сердцу впустить в себя даже каплю средостения. На его лице всегда улыбка и свет. Потому что в сердце - Евангелие, потому что он знает Христа.
Он приходит в храм и дарит свет Христов всем, кто с ним молится и общается. В жизни, в быту - тот же свет и та же радость!
Как счастливы люди, которые служат с ним, слушают его, молятся и просто смотрят на него. Таков подобаше им архиерей, рождённый Украинской землей и воспитанный Христовой Церковью. Как же несчастны те, кто разменивается на имитирующих церковную и духовную жизнь, заблудших украинских раскольников, лишая себя возможности впитывать пример того, кто стяжал мирный дух!
Подарим Его Блаженству Блаженнейшему Онуфрию, митрополиту Киевскому и всея Украины, свою молитву о нем. Пусть Господь умножит годы жизни его, а Украинская Православная Церковь с верой, присущей Его Блаженству, совершает без сомнений и оглядки свой крестный и спасительный путь!
Forwarded from Владимир Легойда
Из Александрии пришла весьма печальная новость о решении патриарха Александрийского Феодора признать главу украинских раскольников Сергея Думенко (“митрополита Епифания) и внести его имя в диптихи Александрийской Церкви. Это делает невозможным поминовение Патриарха Александрийского Патрирхом Московским и всея Руси.