НаучПоп
4.99K subscribers
1.39K photos
62 videos
15 files
884 links
Научно-популярный любительский канал о христианстве.

Священник, настоятель храма свт.Николая Чудотворца с.Константиновка (ЖМ) г.Казань, ст.прп. кафедры религиоведения КФУ, и.о. председателя ОРОиК Казанской епархи Александр Данилов.

Mail: [email protected]
加入频道
Нравится ли вам наличие чата и дискуссий в этом телеграмм-канале?
Anonymous Poll
87%
Да
10%
Нет
3%
Свой вариант в комментариях
Какого вы пола?
Anonymous Poll
46%
Мужчина
54%
Женщина
Сегодня в гостях у меня была молодежка из нескольких городов. Прекрасные и искренние ребята, преданные Церкви и любящие ее. Помолились на литургии. Вместе причастились. Сели пить чай. Говорили об общинах, о миссионерстве, оглашении и многом другом. Настоящий подарок:)
☀️Кто ты, мой читатель?

Всем привет и спасибо большое за участие в опросе! Вот некоторые итоги.

Меня читает немного больше мужчин (54%) чем женщин (46%). Возможно потому что в телеге мужская аудитория более активная чем в инсте.

Почти треть моих читателей (27%) в возрасте от 41 до 50 лет. Остальных возрастов примерно поровну. Меньше всего читает подростков, но оно и не удивительно т.к. я никогда не ориентировался на них.

Подавляющее большинство моих читателей православные (94%), но есть и несколько католиков, протестантов и внеконфессиональных христиан. Есть несколько представителей других религий: ислам, иудаизм и даже один/одна буддист/ка. Есть пара атеистов и агностиков. В целом, это хорошо. Значит канал не закрылся в своём маленьком мирке и интересен кому не православному. Надеюсь, что количество не православных подписчиков также будет расти.

Теперь по контенту. Приоритеты выглядят так:

🔺Современные проблемы (без хардкора в виде ЛГБТ, ЭКО и т.д.)

🔺Богословие

🔺История Церкви

🔺Что-то из жизни, более пастырское/личное

🔺Книги

🔺 Прочее

Выводы я для себя сделал. Ещё раз большое спасибо вам за участие!
Любопытное пастырское наблюдение…

Слово «фарисей» стало синонимом (стало иногда применяться) слова «дурак». Вот есть Фёдор. Ему не нравится твоя физиономия, но есть проблема. Фёдор - хороший. По крайней мере в своей вселенной. Послать тебя или обозвать он не может т.к. это означает, что он не так хорош.

Выход один - назвать тебя ФАРИСЕЕМ. Бинго! Теперь это уже не оскорбление, а обличение заботы о ближнем ради. И рыбку съел, и лицо не запачкал. Всем хорошего вечера!

P.S. Такие же метаморфозы происходят и с другими словами.
Forwarded from БУКВАРЬ
Любопытно, как слово «прикалываться» откликнулось в древности – это означало задирать и намерено оскорблять своего соперника (как и сегодня). Обычно применялось в ситуации драки между ватагами.

Функции «прикалывания» выполняли и многочисленные провокационные частушки, в т.ч. и матерные, исполнявшиеся прогуливавшимися ватагами под «деревенский перебор», «чтобы поднять боевой дух»: «За…ла ваша нашу Пока нé было меня, А теперя х…то — На гулянке есте я! Я иду, а брата режут За дорогой в стороне. Вынимаю финский ножик — Всѐ ровно сидеть в тюрьме!»

Один из самых агрессивных жестов, выражающих презрение к сопернику – «хорьканье» – хрипящий звук, возникавший при втягивании в себя воздуха, отдаленно напоминал рычание хищного зверя. Хорьканье считалось максимально неприличным грубым жестом (говорили «это пострашнее мата будет»), а в отношении девушки выражало неприкрытое сексуальное желание. Если человек в порыве веселья на вечеринке позволял себе во время пляски хоркать, то его выставляли за порог. Пример хоркания на видео: https://www.youtube.com/watch?v=vqa_Q0pboRU

Драка понималась как коллективное действие: один на один дрались редко. В отличие от драк в Центральной России или в Южных землях, на Севере драки проходили с особой жестокостью, без правил и с использованием любых подручных средств: от кольев и гвоздей до кастетов и гирь. Регулярно на драках молодые убивали других молодых ребят («Были драки, дак это не было празника, штоб целовека не убили»).

Мы привыкли с детства слышать: «лежачего не бьют». Что ж, на Русском Севере были свои понятия о честности боя: «Чем больше лежит на земле, тем сладше бой, как говорицца… Бывало, што вот (были драки), што по триццать — сорок человек одноó лежачево бьют. Ну, и травмировали людей…».

Особенно интересен Вашкинский район Вологодчины своей страстью к дракам. Здесь бились до последнего или до обращения соперника в бегство. Более того в Вашкинском районе не было в чести идти на мировую с соперниками. В исключительных случаях атаманы могли примиряться, но обычно с присказкой: «Давай, дружок, помиримся— и до следующего праздника»

О драке и роли гармониста в нашем материале ранее: https://yangx.top/zapiskivbukvare/230

Конечно цель всех этих драк – воспитание боевого духа среди молодежи, готовность жертвенно выступить единым фронтом. Но какой ценой взращивался этот боевой дух: разрушенными семьями из-за гибели кормильцев и пролитием крови своих соседей из других деревенек в престольные праздники после богомолья? – какая-то жуткая фантасмагория.

#Русский_Север #Вологодчина #хозяйство #этнография #запискивбукваре
Про маму…

Здесь должна быть статья об общине и реакция на видео о.Феогноста (да, я обещал ему ответить). Но сейчас тут немного неожиданное и лирическое. Про маму.

Когда ты становишься студентом, ты рвёшься подальше от родителей. Ты игнорить их звонки. Лишний раз не приезжаешь к ним. Они - аксиома. Данность. Они никуда не денутся. Порой ты даже злишься из-за их постоянного беспокойства.

«Я здоровый 24-летний парень. Чего мне звонить и спрашивать как я доехал или долетел? Ну чего так беспокоиться»

Потом, семья, служение. Тебя уносит море работы и быта. Звонишь все реже. Годы идут.

Но, в один прекрасный день, у тебя открываются глаза и ты понимаешь, что мама и папа… старые. Им уже седьмой десяток. Они пьют лекарства и проверяются в больницах. Ты смотришь и тебе становится страшно. Страшно именно от осознания реальности того, что мамы и папы не будет. И это «не будет» может настать и через 20 лет, а может и гораздо быстрее.

И ты бы рад быть с ними как можно чаще. Ты, вдруг, осознаёшь как прекрасно, что в этом мире есть они, кто тебя обнимет, поцелует и примет. Те, кому можно рассказать абсолютно все. Те, кто тебя любит просто от того, что ты существуешь. Любят больше чем себя.

Но, ты не можешь. У тебя много работы и живешь ты далеко. Только редкие встречи пару раз в год.

«Мало времени. Боже, как мало времени»

Ещё больше ты понимаешь, когда сам становишься отцом и ведёшь свою дочку в садик. Ты смотришь на то как она весело, с песнями прыгает по дороге и благодаришь Бога, что она есть. И, в этот момент, ты понимаешь маму и папу. Ты понимаешь их звонки, их волнения и прочее.

Жалко, что понимаешь ты все это не в 20 лет, а гораздо позже.
👥Вновь про общину

Медленно, но верно мы продолжаем говорить про общины и их возможное устройство.

Вашему вниманию, ниже, я предлагаю видео отца Феогноста с консервативным взглядом на управление общинами и участие мирян в их жизни в Новом Завете и в наше время.

Что могу отметить от себя?

▪️Да, видео показывает классическую модель. Спокойно, аргументированно. Непопулярно сегодня? Возможно.

▪️Интересный взгляд на роль диакона/старосты.

▪️Также, интересная мысль о финансовой прозрачности прихода.

Действительно советую посмотреть.

Также, на днях обещаю представить альтернативную точку зрения умеренно-либерального (да, у нас такие тоже есть. не все пытаются выкинуть опыт Церкви на свалку истории) православного на устройство общин в Новом Завете. Так как отец Феогност весьма образован будет интересно сравнить два подхода к одной и той же проблеме.
Молитва и эмоции

Должна ли молитва быть эмоциональной? Или мы должны максимально отрешиться от земных чувств, предстоя перед Богом? Что мы должны переживать, читая вечернее правило? И стоит ли расстраиваться и унывать, если нам вновь не удалось вложить всю душу в молитву? Об этом и многом другом расскажет новая «Книга о молитве» протоиерея Алексея Уминского. Размышляя на самые актуальные для современных христиан темы, автор порой дает неожиданные и очень интересные ответы.

Переходите по ссылке и читайте!

http://vera21.ru/molitva-i-emotsii/
МОЕ ВИДЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЫ XXI ВЕКА. Часть I.

Христианство и община


Я думаю, многие согласятся, что для христиан сама идея общины неразрывно связана с Церковью, с ее видимым явлением здесь и сейчас. Именно в общине «где двое или трое собраны во имя» Иисуса Христа (Мтф.18:20) возможно богообщение иного уровня, недоступное одиночке. В первую очередь, это Евхаристия.

Христианство, по моему глубокому убеждению, не является религией одиночек (хотя и такие попытки были и есть, но они, скорее, исключения). Христианство не мыслится вне Церкви и вне общины. Именно таким оно возникло в I веке. Группа маргиналов, усыновлённых Богом и соединенных друг с другом.

Конечно, само устройство общин не было монолитным. На их устройство и внутреннюю жизнь влияла культура, эпоха, особенности церковно-государственных отношений и т.д. Но, идея неразрывной связи общины с христианством прожила 2000 лет. Конечно, современные приходы далеко не всегда можно назвать полноценными общинами. Часто, к сожалению, это их урезанный вариант (хотя некоторые признаки сохраняются).

У большинства из нас нет опыта жизни в «настоящей общине». Мы не знаем каково это. Но, во многих из нас, незнакомых с этим опытом, живет даже без опыта сохраняется стремление эту самую «настоящую христианскую общину» найти или воссоздать. Эта идея, это стремление, по моему глубокому убеждению, неискоренимо именно потому-что находится глубоко в самом сердце нашей веры. Мы чувствуем нужду к этому.

Проблемы воссоздания

Именно из-за этого глубинного стремления к общине мы, не имея опыта пребывания в ней, жаждем ее воссоздать.

Проблема заключается в том, что мы не знаем как именно. Да, история Церкви изобилует разными опытами, но какой из них реально применим сегодня в России XXI века? Опыт общин I-II вв.? Может быть опыт православных братств и сестричеств? Нигде нет практического руководства по создания хорошей Православной общины.

Хотя, все же, попытки есть. Кто-то из священников создаёт общину, объединяя прихожан вокруг себя (и уводит их из Церкви в случае конфликта). Кто-то создаёт целое движение (Преображенское братство). Кто-то объединяется вокруг погибшего лидера, как последователи о.Даниила Сысоева. Кто-то объединяется вокруг национального признака. Вариантов много. В каждом есть свои плюсы и минусы. Всех их объединяет именно эксперементальность. Они опытным путём выясняют что и как.

Ситуацию осложняет и то, что в современном западном обществе процветает индивидуализм. Я выше чем МЫ. Люди живут кучнее, но становятся все более разобщёнными. Традиционная общинность такому обществу будет чуждой. Люди не привыкли впускать в свою жизнь кого-то просто потому что он верит в того же Бога. Заставить его принять новую для него форму отношений с ближними не выйдет.

Общество изменилось. Сегодня, к примеру, общины I-II вв. назвали бы сектантством. Значит, если мы не можем скопировать, и не можем выкинуть, тот опыт надо адаптировать под современные реалии, сделав работу над ошибками. Община XXI века должна брать лучшее из прошлого и учитывать особенности общества в XXI в. Не должно быть никакой навязанной и бессмысленной реконструкции.

Далее, попробуем ответить на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ ОБЩИНУ ОБЩИНОЙ? Только рассмотрев это мы сможем понять какой она может быть сегодня чтобы не выкинуть что-то жизненноважное.
МОЖНО ЛИ ЖИТЬ БЕЗ ОБЩИНЫ?

Появилось два справедливых замечания от Андрея Шишкова и о.Феогноста. Отвечу тут.

️Андрей Шишков пишет, что если у большинства нет опыта жизни в общине, значит она не нужна и индивидуализм нормален для христианина.

▪️Отец Феогност пишет, что разум мой отравлен либеральным ядом и, на самом деле, апостол Павел не создавал общин, а то, что создавалось было похоже на наши современные приходы.

ИНДИВИДУАЛИЗМ - это мировоззрение, ставящее мою личную свободу выше любой системы. Тут я полностью солидарен с о.Феогностом. В христианских общинах, даже самых демократических, община выше личности. Даже сами апостолы в управлении Церковью не сказать чтоб были демократами.

Индивидуализм в христианстве, imho, явление недавнее и напрямую связано с изменениями в обществе. Не стоит делать вид, что индивидуализм для христианина является чем-то естественным. Свобода христианина ограничена Богом, Писанием, Преданием и ближними.

Но это, опять же, лично мое мнение.

Я не просто так взял в кавычки «настоящую христианскую общину». Возможно я некорректно выразился. Приношу извинения и уточню.

Существующие приходы являются общинами, но, к сожалению, они не раскрывают весь свой потенциал. Они не соответствуют тому, чего многие хотят, но не знают как воплотить, этому образу «идеальной общины» или «настоящей общины».

Каждый раз, когда вы собираетесь в храме для совместной молитвы и Евхаристии вы подтверждаете, что вы не до конца индивидуалист и тоже являетесь частью общины. Вы собираетесь с другими в Церковь.

Проблема заключается в том, что сегодня в силу многих причин священник и община не знает во что вы верите и как живете. Это остаётся на вашей совести. И если кто-то будет колошматить жену и верить что Иисус - это Кришна, то его тоже причастят, если только он не будет орать об этом на каждом шагу. С точки зрения общин созданных апостолами это нонсенс. Но, для нас это реальность и проблема.

ОТЦУ ФЕОГНОСТУ отвечу короче. Конечно, повторюсь, я некорректно выразился. Общины есть. Проблема заключается именно в том, что они не реализуют весь потенциал, которые имеют и уж точно качественно не сравнятся с общинами эпохи гонений.

P.S. Я представляю себе ситуацию. Приходит апостол Павел в город N. Проповедует слово. Некоторые уверовали. Подошли к нему, а он такой: «Ну все, я пошёл! Вы тут как-то сами организуйтесь. Я только проповедую». Он организовывал и мы видим его заботу о них в его посланиях где он решает, в том числе, организационные вопросы. Да, общины могли быть разными, но самые основы им давал апостол. Ставил пресвитеров, объяснял основы веры, говорил как служить Евхаристию, пояснял некоторые моменты взаимоотношений между людьми.
Forwarded from Быть
Пора признать, что поймал определённый сплин. Точнее, состояние, в котором смотришь на мир изумленными глазами и только открываешь рот в безмолвном крике. В этом положении все окружающее теряет в цвете и громкости — не хочется никого критиковать или рассказывать о чем-то, да и нет ничего, кроме объекта изумления. Им для меня стала история "Объединенной Церкви Канады", самой прогрессивной церковной организации в мире.

Да, понимаю, что звучит так себе в качестве повода фрустрации, но вы только послушайте. Это не только та-самая-церковь в которой служит женщина-пастор-атеист. Это церковь, в которой начиная с 1970-х последовательно проходила либерализация всего: учение о Троице сменил модализм и призывы к Небесному Отцу и Небесной матери. Христос — один из пророков, вроде Мухаммеда. Грех существует только как неправильное социальное положение вещей, вроде капитализма. Церковь не права, когда обращал индейцев, потому что нужно уважать их языческий взгляд на мир. И так далее

Что именно вгоняет в ступор. Две вещи: то, что собрания этой организации до сих пор посещает около 250.000 человек считают себя последователями этой "христианской" религии и регулярно посещают "собрания", и то, что начало этому вырожденчеству положил союз 4-х консервативных церквей, которые просто хотели договорится о чем-то и оставить побольше свободы, уважая теологические взгляды друг друга

Именно с этого все началось: признавая, что никто из них не прав, а, возможно, правы и все сразу, когда речь шла о "второстепенных" вопросах, вроде предопределения или трактовки отдельных норм, отцы-основатели ОЦК открыли ящик пандоры, позволив будущим теологам развивать этот подход дальше, год за годом размывая когда-то прочный фундамент. В Канаде на это понадобилось почти 60 лет, но сегодня, уверен, процессы будут идти намного быстрее, если их не будут останавливать в зародыше. И цена разделения между церквями не кажется слишком большой, если альтернатива "единства" выглядит так
Forwarded from Быть
За последние 23 года в ОКЦ, изменение числа:

Посетителей собраний: -55%

Служителей: -70%

Посетителей воскресный школ: -75%

Крещений детей: -75%

Браков: -80%

Закономерный итог либерализации, который, однако, не останавливает ее "теологов"
Мрак и ужас. Даже добавить нечего. Просто, прочитайте сами.
В эпоху, когда все мировые христианские конфессии, кроме Православия, переживают экзистенциальный кризис, а традиционный христианский мир терпит удары наступающего левого атеизма и исламских радикалов, самое время для РПЦ заняться, в хорошем смысле, агрессивной миссионерской деятельностью.

Христиане всего мира тянутся к Русскому Православию, видя в нем то самое живое античное христианство, что было оставлено нам Христом и его апостолами.
Гигантское количество христиан живет в Африке. Лишены надежды и своего духовного дома традиционные христиане Европы, где Папа Римский целует ноги мигрантам и идет на поводу у либеральной этики, а протестанты венчают однополые пары.
Огромный католический мир Латинской Америки должен стать православным в условиях кризиса римского папства. Мы уже знаем примеры «традиционных католиков», которые отказались от Папы Римского, после его антихристианских эскапад.
Русской мягкой силой могут быть не только политтехнологи и бизнесмены, но и священники. Мне кажется, везде, куда заходит русская армия, ЧВК и госкорпорации, как в Сирию, ЦАР, Судан, Ливию – за ними должны следовать наши миссионеры, обращающие местное население в Русское Православие.
Вспомним, что даже в Уганде есть старообрядцы, не русские эмигранты, а местные африканские ребята.

Но, конечно, Добро должно быть с кулаками, а Злу мы должны противостоять Силой, как завещал нам великий христианский философ Иван Ильин. При миссионерском отделе РПЦ надо создать ЧВК – Орден православных рыцарей им. Даниила Сысоева, например.
Почему Сысоева? А у него мы должны учиться миссионерской деятельности. Даниил обратил в Православную веру не только немало атеистов, но и много мусульман. За что и был убит радикалами. А если бы его сопровождали крепкие ребята из церковного ЧВК, православные крестоносцы 21 века, случилось бы такое? Вряд ли.
А какой приток пассионарной русской молодежи в Церковь может дать активное миссионерство? Одно дело, когда молодой парень видит службу в Церкви, как рутину в далеком сельском храме, другое – если у него есть возможность в бронике с Константиновым крестом, с Библией и АК-47 наперевес поехать нести Слово Божие и Веру Истинную на Мадагаскар, в Алеппо, ЮАР, Никарагуа или Мьянму!
И с беспилотника раскидывать листовки племенам, что должны узреть Истинного Господа! 

https://yangx.top/BeregTime/2221
🎙АГРЕССИВНОЕ МИССИОНЕРСТВО

#данилов_подкаст