Интересно узнать ваше мнение. Согласны ли вы с постом выше? Без привязки к конкретной стране.
Anonymous Poll
45%
Да
32%
Нет
20%
Не знаю
3%
Своё мнение в комментариях
Forwarded from Священник Владислав Береговой
Стоишь себе в храме, молишься и любишь весь мир! А мимо проходят другие прихожане со свечками, толкаются и мешают его любить…
Друзья. Я опять с просьбой. У двух наших сестёр Анастасии и Надежды очень тяжелое положение. Сильно заболели. Они, насколько я своим ограниченным разумом могу судить, хорошие христианки. Наша маленькая община за них переживает (и есть почему). Пожалуйста, помолитесь о них и их близких.
Помолитесь о том чтоб Господь их укрепил.
Помолитесь о том чтоб Господь их укрепил.
Тут Костромская духовная семинария выложила подборку своих интервью. Поглядите. Там есть весьма интересные собеседники ☺️
Telegram
Костромская духовная семинария
Весь 4-ый сезон интервью-проекта Костромской духовной семинарии #TelegramМиссия
Три первых сезона здесь
1. "ОТРОKua"
@otrokUA
Aрхиепископа Иона (Черепанов),
гл. ред. журнала "Отрок"
2. "Геннадий Шкиль"
@gennadyshkil
Протоиерей Геннадий Шкиль
3. "Записки…
Три первых сезона здесь
1. "ОТРОKua"
@otrokUA
Aрхиепископа Иона (Черепанов),
гл. ред. журнала "Отрок"
2. "Геннадий Шкиль"
@gennadyshkil
Протоиерей Геннадий Шкиль
3. "Записки…
Forwarded from Невечерний футуролог
То, что мы наблюдаем в информационном пространстве это всё элементы эпохи постправды. Её основными признаками является наличие сразу нескольких версий правды одновременно.
Трагедия человечества начнётся с момента, когда отделить настоящую правду от её альтернативных версий будет уже физически невозможным. Верификация станет недостижимой для человечества с развитием технологий.
Тогда оно погрузится в тину апатии и безразличия по отношению к любой информации. Зачем морочиться, если всё вокруг это фикция? Эта зараза тотального недоверия поразит взаимоотношения между людьми.
У Церкви есть инструменты для противостояния этому явлению. Это жизнь во Христе внутри общины. Сможет ли она убедить людей в том, что это единственный способ выбраться из пучины уныния, и не потерять себя? Вот в чём вопрос.
Трагедия человечества начнётся с момента, когда отделить настоящую правду от её альтернативных версий будет уже физически невозможным. Верификация станет недостижимой для человечества с развитием технологий.
Тогда оно погрузится в тину апатии и безразличия по отношению к любой информации. Зачем морочиться, если всё вокруг это фикция? Эта зараза тотального недоверия поразит взаимоотношения между людьми.
У Церкви есть инструменты для противостояния этому явлению. Это жизнь во Христе внутри общины. Сможет ли она убедить людей в том, что это единственный способ выбраться из пучины уныния, и не потерять себя? Вот в чём вопрос.
Интересные проблемы из протестантской среды харизматов и пятидесятников озвучивает канал Экзистенция. При комментировании прошу воздержаться от злобы, оскорблений и пр.
Forwarded from Экзистенция
Доброе утро, дорогие друзья. В последние годы меня все больше волнует отсутствие принципиальности многих пасторов пятидесятнических и харизматических церквей в вопросе богословия и доктрин христианской веры.
Главным становится успех в росте общины, социальная деятельность и проявление даров Святого Духа. Когда же речь заходит об основополагающих догматах христианства, о таком, например, как учение о Троице, о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом, не как о трех Богах, но как об одном Боге в трех личностях, при этом неслиянных и нераздельных, в общем об определении Никео-Царьградского символа веры, то здесь не наблюдается особого интереса в апологетике у современных пасторов.
От каких же лжеучителей апостолы в Новом Завете призывали хранить общины? О каких ересях они говорили, если сегодня понятие ересь нивелируется тем, что главное - это положительные человеческие качества руководителя общины и успех в развитии поместной церкви.
О чем конкретно я хочу сказать? О так называемых единственниках, христинах, присутствующих сегодня в РОСХВЕ. Не могу понять, почему это не является предметом принципиального возмущения у пасторов. Ведь эту монархианскую и модалистскую ересь осудили на Втором Вселенском соборе.
Кто-то скажет: главное - это не формула крещения, крестить ли во Имя Иисуса или во Имя Отца и Сына и Святого Духа, а главное, что единственники верят в Иисуса. На что я хочу возразить словами апостола Павла:
«Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому.» 2 Коринфянам 11:4.
Ведь можно назвать Иисуса «Богом», но при этом верить в «другого Иисуса», если вкладывать в слово «Бог» смысл, совершенно отличный от библейского.
Для того, чтобы разобраться в ереси пятидесятников-единственников, и понять насколько небиблейским является их учение, я хочу предложить вашему вниманию прекрасную статью, взятую из сайта Центра апологетических исследований. Я полностью разделяю мнение ее автора.
https://tinyurl.com/5n827nup
Главным становится успех в росте общины, социальная деятельность и проявление даров Святого Духа. Когда же речь заходит об основополагающих догматах христианства, о таком, например, как учение о Троице, о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом, не как о трех Богах, но как об одном Боге в трех личностях, при этом неслиянных и нераздельных, в общем об определении Никео-Царьградского символа веры, то здесь не наблюдается особого интереса в апологетике у современных пасторов.
От каких же лжеучителей апостолы в Новом Завете призывали хранить общины? О каких ересях они говорили, если сегодня понятие ересь нивелируется тем, что главное - это положительные человеческие качества руководителя общины и успех в развитии поместной церкви.
О чем конкретно я хочу сказать? О так называемых единственниках, христинах, присутствующих сегодня в РОСХВЕ. Не могу понять, почему это не является предметом принципиального возмущения у пасторов. Ведь эту монархианскую и модалистскую ересь осудили на Втором Вселенском соборе.
Кто-то скажет: главное - это не формула крещения, крестить ли во Имя Иисуса или во Имя Отца и Сына и Святого Духа, а главное, что единственники верят в Иисуса. На что я хочу возразить словами апостола Павла:
«Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому.» 2 Коринфянам 11:4.
Ведь можно назвать Иисуса «Богом», но при этом верить в «другого Иисуса», если вкладывать в слово «Бог» смысл, совершенно отличный от библейского.
Для того, чтобы разобраться в ереси пятидесятников-единственников, и понять насколько небиблейским является их учение, я хочу предложить вашему вниманию прекрасную статью, взятую из сайта Центра апологетических исследований. Я полностью разделяю мнение ее автора.
https://tinyurl.com/5n827nup
Мысли вслух
Друзья, прошу прощения, что пока мало пишу сюда. Дети почти без перерыва болеют с сентября. Одна болезнь следует за другой. Последним штрихом был омикрон.
Родители прекрасно знают, что для родителя нет ничего страшнее чем болеющие дети и ощущение собственного бессилия. Причём, дети-то свято убеждены, что все нормально т.к. мама и папа могут абсолютно все.
Сейчас передохнём пару дней от болезней и пойдём проверять иммунитет детям.
Друзья, прошу прощения, что пока мало пишу сюда. Дети почти без перерыва болеют с сентября. Одна болезнь следует за другой. Последним штрихом был омикрон.
Родители прекрасно знают, что для родителя нет ничего страшнее чем болеющие дети и ощущение собственного бессилия. Причём, дети-то свято убеждены, что все нормально т.к. мама и папа могут абсолютно все.
Сейчас передохнём пару дней от болезней и пойдём проверять иммунитет детям.
Forwarded from БУКВАРЬ
Дорогие, на ютюб-канале прекрасной Библиотеки им. Н.А. Некрасова вышла запись моей лекции «Феномен «народного православия» в традиции русской повседневности».
https://www.youtube.com/watch?v=OOo4nlc80Dg
В настоящий момент думаю над потенциальной темой следующей лекции. Предложения принимаю в личные сообщения.
#лекторий #Русский_Север #этнография #вера #запискивбукваре
https://www.youtube.com/watch?v=OOo4nlc80Dg
В настоящий момент думаю над потенциальной темой следующей лекции. Предложения принимаю в личные сообщения.
#лекторий #Русский_Север #этнография #вера #запискивбукваре
YouTube
«Феномен «народного православия» в традиции русской повседневности». Лекция Даниила Сина
Традиционное общество обладает своей особой чертой — оно всегда религиозно. Вопрос только, к какому учению оно себя относит. Возможны варианты: от тотемизма и шаманизма до монотеистических конфессий.
Если мы говорим о русской традиционной культуре, то, безусловно…
Если мы говорим о русской традиционной культуре, то, безусловно…
Уважение и пустота
Продолжая тему нормального отношения к другим. Некоторые комментаторы видели корни проблемы бытового хамства по отношению к медперсоналу, официантам и т.п. в следующем:
- плохое воспитание/тяжкое наследие революционного прошлого;
- тяжелое положение людей (плохо народу, вот и срывается);
Эта проблема, как по мне, гораздо шире. Мы, банально, можем не замечать того, что часто относимся к «обслуживающему персоналу» или к подчиненным как к лицам второго сорта. Это может быть как в христианской, так и в светской среде.
В церковной среде это может быть откровенно несправедливое отношение к тем же пономарям, когда тебе лишний раз и спасибо не скажут, а все норовят посмирять.
В светской среде это выражается хамским, а, порой, и откровенно жестоким обращением с тем, кто не имеет права тебе ответить.
В итоге все сводится к беззащитности. Как только мы видим того, кто не может ответить, как только мы ощущаем какую-то призрачную власть над той же медсестрой, учительницей, официанткой, студентом и т.д. сразу возникает соблазн. Ощущение безнаказанности.
Внутри каждого человека много всякой гадости. Там обиды, раны от греха, страсти, страхи, желания и пр. Чаще всего мы себя хотя бы пытаемся сдерживать ибо оппонент может дать сдачи. Перед начальством мы сдерживаем себя в двойне ибо сдача может быть ещё сильнее.
И вот перед нами возникает тот, кто не может дать сдачи. Именно в этот момент все внутреннее … хм… содержимое, так сказать, буквально прет наружу. Мы выплескиваем всю боль, злобу и обиду и плевать какой повод.
Самое простое - это дети. Нет ничего более страшного чем родитель, который придирается к ребёнку и с исступленной яростью наказывает его просто чтоб выплеснуть все.
Что в итоге?
Эта гадость есть внутри у каждого, вне зависимости от образования, достатка и социального положения. Оправдать это нельзя. Мы в ответе за любую боль, которую причиняем.
Лишний раз поблагодари человека, лишний раз не прикажи, а попроси, лишний раз отнесись к слабому как к равному.
Вот это тоже хочу отметить даже, скорее, для себя самого. Каждый человек равен тебе. Нет никого ниже. Каждый достоин уважения. Сан, положение в обществе или должность не дают право лично мне орать (как и любому другому), хамить, унижать другого или воспринимать его как создание более низкого ранга.
Всем хорошего вечера.
Продолжая тему нормального отношения к другим. Некоторые комментаторы видели корни проблемы бытового хамства по отношению к медперсоналу, официантам и т.п. в следующем:
- плохое воспитание/тяжкое наследие революционного прошлого;
- тяжелое положение людей (плохо народу, вот и срывается);
Эта проблема, как по мне, гораздо шире. Мы, банально, можем не замечать того, что часто относимся к «обслуживающему персоналу» или к подчиненным как к лицам второго сорта. Это может быть как в христианской, так и в светской среде.
В церковной среде это может быть откровенно несправедливое отношение к тем же пономарям, когда тебе лишний раз и спасибо не скажут, а все норовят посмирять.
В светской среде это выражается хамским, а, порой, и откровенно жестоким обращением с тем, кто не имеет права тебе ответить.
В итоге все сводится к беззащитности. Как только мы видим того, кто не может ответить, как только мы ощущаем какую-то призрачную власть над той же медсестрой, учительницей, официанткой, студентом и т.д. сразу возникает соблазн. Ощущение безнаказанности.
Внутри каждого человека много всякой гадости. Там обиды, раны от греха, страсти, страхи, желания и пр. Чаще всего мы себя хотя бы пытаемся сдерживать ибо оппонент может дать сдачи. Перед начальством мы сдерживаем себя в двойне ибо сдача может быть ещё сильнее.
И вот перед нами возникает тот, кто не может дать сдачи. Именно в этот момент все внутреннее … хм… содержимое, так сказать, буквально прет наружу. Мы выплескиваем всю боль, злобу и обиду и плевать какой повод.
Самое простое - это дети. Нет ничего более страшного чем родитель, который придирается к ребёнку и с исступленной яростью наказывает его просто чтоб выплеснуть все.
Что в итоге?
Эта гадость есть внутри у каждого, вне зависимости от образования, достатка и социального положения. Оправдать это нельзя. Мы в ответе за любую боль, которую причиняем.
Лишний раз поблагодари человека, лишний раз не прикажи, а попроси, лишний раз отнесись к слабому как к равному.
Вот это тоже хочу отметить даже, скорее, для себя самого. Каждый человек равен тебе. Нет никого ниже. Каждый достоин уважения. Сан, положение в обществе или должность не дают право лично мне орать (как и любому другому), хамить, унижать другого или воспринимать его как создание более низкого ранга.
Всем хорошего вечера.
Telegram
Научпоп
Небольшое жизненное наблюдение
Война - это ад. У жены на Украине родители, брат и много родни. Сильно волнуемся за них. Будем молиться чтобы это все скорее закончилось. Слов нет.
❗️За агрессию и неадекват будет бан.
❗️За агрессию и неадекват будет бан.
Forwarded from Владимир Легойда
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
С глубокой и сердечной болью воспринимаю страдания людей, вызванные происходящими событиями.
Как Патриарх всея Руси и Предстоятель Церкви, паства которой находится в России, Украине и в других странах, глубоко сопереживаю всем, кого коснулась беда.
Призываю все стороны конфликта сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей.
Обращаюсь к архиереям, пастырям, монашествующим и мирянам с призывом оказывать всемерную помощь всем пострадавшим, включая беженцев, людей, оставшихся без крова и средств к существованию.
Русский и украинский народы имеют общую многовековую историю, восходящую к Крещению Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Верю, что эта дарованная Богом общность поможет преодолеть возникшие разделения и противоречия, приведшие к нынешнему конфликту.
Призываю всю полноту Русской Православной Церкви возносить сугубую, горячую молитву о скорейшем восстановлении мира.
Всемилостивый Господь предстательством Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых да сохранит русский, украинский и другие народы, которые духовно объединяет наша Церковь!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
http://www.patriarchia.ru/db/text/5903795.html
Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
С глубокой и сердечной болью воспринимаю страдания людей, вызванные происходящими событиями.
Как Патриарх всея Руси и Предстоятель Церкви, паства которой находится в России, Украине и в других странах, глубоко сопереживаю всем, кого коснулась беда.
Призываю все стороны конфликта сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей.
Обращаюсь к архиереям, пастырям, монашествующим и мирянам с призывом оказывать всемерную помощь всем пострадавшим, включая беженцев, людей, оставшихся без крова и средств к существованию.
Русский и украинский народы имеют общую многовековую историю, восходящую к Крещению Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Верю, что эта дарованная Богом общность поможет преодолеть возникшие разделения и противоречия, приведшие к нынешнему конфликту.
Призываю всю полноту Русской Православной Церкви возносить сугубую, горячую молитву о скорейшем восстановлении мира.
Всемилостивый Господь предстательством Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых да сохранит русский, украинский и другие народы, которые духовно объединяет наша Церковь!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
http://www.patriarchia.ru/db/text/5903795.html
Патриархия.ru
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви…
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
🙏Мои дорогие. Пожалуйста, помолитесь о Николае, Екатерине, Кирилле и Светлане. Вот прямо сейчас. В это мгновение. Попросите чтоб Господь сохранил их. Это ОЧЕНЬ важно для меня и моей жены!
❗️Весь неадекват и споры буду удалять.
❗️Весь неадекват и споры буду удалять.
Forwarded from РИА Новости
Правительство талибов (находятся под санкциями ООН за террористическую деятельность) поздравило женщин с Международным женским днем.
"Пусть 8-е марта, Международный женский день, будет благоприятным для всех женщин", - говорится в заявлении.
"Пусть 8-е марта, Международный женский день, будет благоприятным для всех женщин", - говорится в заявлении.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
#stophatingrussians
За последние несколько дней мне и моей семье сотни раз искренне пожелали сдохнуть потому что я - русский. Так много ненависти к себе по национальному признаку я не встречал никогда. Я не считаю, что это нормально. Нельзя травить людей из-за их мнения, пола, рассы, гражданства, религии и т.п.
❗️В комментариях никакой агрессии или политики. Буду удалять и банить. Можете что угодно об этом думать.
За последние несколько дней мне и моей семье сотни раз искренне пожелали сдохнуть потому что я - русский. Так много ненависти к себе по национальному признаку я не встречал никогда. Я не считаю, что это нормально. Нельзя травить людей из-за их мнения, пола, рассы, гражданства, религии и т.п.
❗️В комментариях никакой агрессии или политики. Буду удалять и банить. Можете что угодно об этом думать.
Платные приложения от Apple и Google возможно перестанут работать в нашей стране. Это не есть хорошо. Работать станет тяжелее. Надеюсь Abode и DaVinci обрубать не будут.
https://yangx.top/rian_ru/152446
https://yangx.top/rian_ru/152446
Telegram
РИА Новости
❗️Google после ухода из России Visa и Mastercard заявил, что в ближайшие дни остановит для российских пользователей покупки в магазине приложений Google Play.
Пользователи в России на время приостановки не смогут покупать приложения и игры, оплачивать подписки…
Пользователи в России на время приостановки не смогут покупать приложения и игры, оплачивать подписки…
❗️Всем добрый день. Буду постепенно реанимировать этот канал. Чуть позже, сегодня, напомню правила тем, кто пришёл недавно из моего профиля в Instagram.
Приветствую моих подписчиков из Instagram. Благодаря им аудитория увеличилась почти в два раза. В связи с этим хочу напомнить некоторые правила и особенности телеги и данного канала.
❗️Никакой ненависти, расизма, сексизма и прочего. Учитесь уважать мнения друг-друга, даже если это мнение вас раздражает. Люди имеют право жить, дышать и думать не так как вам нравится.
❗️Никакой политики. Нравится вам это или нет, но ЛЮБЫЕ КОММЕНТАРИИ про политику будут удаляться.
❗️Если вас отправили в бан - это не навсегда. Хотите чтоб вас разбанили? Напишите на почту. Ее я добавлю позже, создав специально для этого канала.
❗️Если вы слабонервный, то не читайте комментарии. Я серьезно. Дискуссии могут быть весьма жесткими и я не вижу смысла это менять.
❗️Это не образовательный канал. Для миссии и образования есть инста. Даже если ее снесут, начну все заново. Здесь размышления и рефлексия. Не больше.
Ещё раз повторю, что рад пришедшим из инсты подписчикам. Рад, что вы присоединились. Давайте не будем терять друг-друга.
❗️Никакой ненависти, расизма, сексизма и прочего. Учитесь уважать мнения друг-друга, даже если это мнение вас раздражает. Люди имеют право жить, дышать и думать не так как вам нравится.
❗️Никакой политики. Нравится вам это или нет, но ЛЮБЫЕ КОММЕНТАРИИ про политику будут удаляться.
❗️Если вас отправили в бан - это не навсегда. Хотите чтоб вас разбанили? Напишите на почту. Ее я добавлю позже, создав специально для этого канала.
❗️Если вы слабонервный, то не читайте комментарии. Я серьезно. Дискуссии могут быть весьма жесткими и я не вижу смысла это менять.
❗️Это не образовательный канал. Для миссии и образования есть инста. Даже если ее снесут, начну все заново. Здесь размышления и рефлексия. Не больше.
Ещё раз повторю, что рад пришедшим из инсты подписчикам. Рад, что вы присоединились. Давайте не будем терять друг-друга.
«ИИСУС КАК ПОМАЗАННЫЙ ДУХОМ СЛУГА»
Ричард Хейз
Центральная роль Иисуса в освобождении Израиля драматически подчеркивается тем, каким образом Лука описывает начало Его общественного служения (Лк.4:14-30). «Исполненный силы Духа», Иисус возвращается в Назарет после искушения в пустыни и читает Писание в синагоге. Об избранном Им фрагменте говорится, что он взят из «свитка пророка Исайи»; на самом же деле он представляет собой смешение двух текстов - Ис.61:1-2 и Ис.58:6:
«Дух Господень на Мне;
ибо Он помазал Меня благовествовать нищим,
и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,
проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение,
отпустить измученных на свободу,
проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19)
/…/
Цитата из Ис.61 прочно увязывает деятельность Иисуса с надеждой Исайи на восстановление Израиля, вернувшегося из плена. В тоже время фрагмент из Ис.58:6 металиптически напоминает о пророческом императиве, согласно которому подлинное поклонение Богу со стороны Израиля должно быть воплощено в делах справедливости:
«Вот пост, который Я избрал:
разреши оковы неправды,
развяжи узы ярма,
и угнетённых отпусти на свободу,
и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодными хлеб твой,
и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
и исцеление твоё скоро возрастёт,
и правда твоя пойдёт пред тобою,
и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
воззовешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис.58:6-9а)
Задействуя этот фрагмент об освобождении угнетённых, рассказ Луки подключается к богатой и сложной традиции интертекстуальной истории. Отрывок из Исайи мощно резонирует с историей о действиях Бога, избавившего народ Израиля от египетского рабства, что особенно хорошо видно в упоминании о защитнике, идущем впереди, и о сопровождающей его славе Господа (Ис58:8; ср. Исх.13:21-22; 14:19-20; Ис.52:12).
Следовательно, когда Лука вставляет в отрывок, который в субботу читает в синагоге Иисус, фразу «отпустить угнетённых на свободу», он тем самым металептически увязывает Его освободительную миссию не только с описанием окончания плена у Исайи, но и с его более древним прототипом - Исходом.
Более того, упоминание о «годе Господнего благоволения» в заключение фрагмента Лк.4:19 - это отсылка к юбилейному году, о необходимости соблюдения которого говорится Лев.25. Это «год отпущения» (Лев.25:10), в который прощаются все долги и освобождаются все рабы. Тем самым в том, как Лука описывает чтение Писания Иисусом, подчеркивается преемственность между заботой Иисуса о бедняках (а это любимая тема Луки) и идеями Закона и пророков.
Ричард Хейз
Центральная роль Иисуса в освобождении Израиля драматически подчеркивается тем, каким образом Лука описывает начало Его общественного служения (Лк.4:14-30). «Исполненный силы Духа», Иисус возвращается в Назарет после искушения в пустыни и читает Писание в синагоге. Об избранном Им фрагменте говорится, что он взят из «свитка пророка Исайи»; на самом же деле он представляет собой смешение двух текстов - Ис.61:1-2 и Ис.58:6:
«Дух Господень на Мне;
ибо Он помазал Меня благовествовать нищим,
и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,
проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение,
отпустить измученных на свободу,
проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19)
/…/
Цитата из Ис.61 прочно увязывает деятельность Иисуса с надеждой Исайи на восстановление Израиля, вернувшегося из плена. В тоже время фрагмент из Ис.58:6 металиптически напоминает о пророческом императиве, согласно которому подлинное поклонение Богу со стороны Израиля должно быть воплощено в делах справедливости:
«Вот пост, который Я избрал:
разреши оковы неправды,
развяжи узы ярма,
и угнетённых отпусти на свободу,
и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодными хлеб твой,
и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
и исцеление твоё скоро возрастёт,
и правда твоя пойдёт пред тобою,
и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
воззовешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис.58:6-9а)
Задействуя этот фрагмент об освобождении угнетённых, рассказ Луки подключается к богатой и сложной традиции интертекстуальной истории. Отрывок из Исайи мощно резонирует с историей о действиях Бога, избавившего народ Израиля от египетского рабства, что особенно хорошо видно в упоминании о защитнике, идущем впереди, и о сопровождающей его славе Господа (Ис58:8; ср. Исх.13:21-22; 14:19-20; Ис.52:12).
Следовательно, когда Лука вставляет в отрывок, который в субботу читает в синагоге Иисус, фразу «отпустить угнетённых на свободу», он тем самым металептически увязывает Его освободительную миссию не только с описанием окончания плена у Исайи, но и с его более древним прототипом - Исходом.
Более того, упоминание о «годе Господнего благоволения» в заключение фрагмента Лк.4:19 - это отсылка к юбилейному году, о необходимости соблюдения которого говорится Лев.25. Это «год отпущения» (Лев.25:10), в который прощаются все долги и освобождаются все рабы. Тем самым в том, как Лука описывает чтение Писания Иисусом, подчеркивается преемственность между заботой Иисуса о бедняках (а это любимая тема Луки) и идеями Закона и пророков.