Как бы Mikhail Vinogradov
24.4K subscribers
1.16K photos
59 videos
5 files
408 links
Предположительный автор - политолог, президент Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. Ну как бы.

Соответственно предположительный адрес для переписки @vinogradov_74
加入频道
В сети спорят, приостанавливать ли экспулутатацию "Суперджетов". Ну вернее не спорят, а единодушны, а из офлайна им каждый раз отвечают: "Нет никаких оснований не доверять отчественному товаропроизводителю".
Не знаю, кто из них прав и надо ли приостанавливать полеты. Но определенно (хотя бы до предварительных выводов расследования) стоит взять некоторую паузу во всем, что касается дальнейшего развития импортозамещения. Осмотреться, выдохнуть, посчитать деньги, оценить риски.
Главная загадка русской души - необъяснимый страх перед объявлением общенационального траура
Во второй половине XX века любой советский школьник знал назубок, что главными революционерами в октябре 1917-го были Ленин, Калинин и Свердлов.
Что-то подобное происходит с списком союзников России (даже уже не СССР) в современной подаче истории второй мировой войны.
Уверяют, что гибель Сергея Доренко подтверждена.
Слов пока не подобрать.
Лет десять назад, когда Доренко внезапно перешел из условно оппозиционного в условно провластный лагерь, он объяснял мне это так: "Я все же считаю, что деградация - лучше, чем деструкция".
Из романа Сергея Доренко «2008» о третьем вечном русском вопросе: "Транзит?"

"Козак же был в это время уже на пути в Москву. Чуть позже он войдет в тюрьму «Матросская тишина» в сопровождении отряда из пяти верных ему охранников. Потом проследует по коридору уже в сопровождении начальника тюрьмы и местных служащих. Козак подойдет к одной из камер, откроет дверь широко и постоит немного молча у раскрытой камеры, пока дух тяжелый прокуренный чуть схлынет, рассеется. Он будет стоять молча совсем не долго, пока не встретится глазами с одним из заключенных. Тогда он скажет:
— Михаил Борисович, Миша, вы домой идите, не надо вам тут… Ни к чему это…
В камеру проскочит начальник тюрьмы — помочь собрать вещички Михаилу Борисовичу, знаете ли… Начальник тюрьмы будет выглядеть нервно. Он быстро начнет шептать узнику:
— Сами знаете, Михаил Борисович, начальство высоко летает, а ответственность вся на мне, это я принял решение вас освободить, без меня бы нельзя никак. Это я. Крицкий моя фамилия. Да вы же и так знаете. Вы запомните? Крицкий, да вот же и визитная карточка у меня наготове. Вы не забудьте, мы же за вас, сами знаете…
Известия
Для российской журналистики Доренко был сначала киллером, потом героем, потом богом, отметил в беседе с «Известиями» глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
– Киллером в конце 90-х - когда он оказался, по сути, лучшим шоуменом, способным продавать зрителю политическую информацию. И если не одним из архитекторов будущей властной конструкции нулевых, то определенно участником этой стройки, – рассказал он. – Героем - во время событий вокруг «Курска», странных попыток репрессий (вокруг все того же мотоцикла) и поиска своей интонации в нулевые. Богом - когда показал способность придумывать новые форматы и становиться лучшим в них ((утреннее радиошоу, телеграм-канал). Показывающим, что пока все ездят на метро, лимузинах или каршерингах, мотоцикл будет самым быстрым и лучшим).
В результате, в возрасте, когда многие творческий проходят кризис или упадок, журналист пришел к максимальному профессиональному пику за все годы своей работы, отметил политолог.
Замещение победы 1945 года в российской риторике/идеологии/мифологии места октябрьской революции 1917 года: сходства и отиличия

Сходства
1) Восприятие 1945 года как момента учреждения государства/ создания страны/ сотворения мира/ точки отсчета истории, поставившей ныне живущее поколение в существенно более выигрышное положение, чем могло бы быть.
2) Наличие большого количества фигур умолчания и высмеивания (раньше – февраль 1917-го, Керенский, Каменев-Зиновьев-Троцкий, теперь – союзники, восприятия остальных фронтов войны как второстепенных и смехотворных)
3) Подчеркивание национальной исключительности страны, в которой произошли революция и победа, сам факт которых делает их полюсом добра и справедливости в прошлом и настоящем
4) Романтизация. В первом случае революции. Во втором – в зависимости от продвинутости/испорченности празднующих присутствует выбор между романтизацией победы и романтизацией войны.
5) Окончательное закрепление празднования в формате «военный парад + демонстрация трудящихся».

Отличия
1) Отсутствие персонифицированного лидера. Ни Сталин, ни тем более Жуков не наследуют от Ленина роль богочеловека и творца мира мира.
2) Наличие персонифицированного врага. В советской мифологии царский режим и Керенский все же не был полноценными врагами, соизмеримыми с Гитлером.
3) Создание образа «фальсификаторов», пытающихся «отнять победу». В советское время революция прочитывалось как абсолютное и незыблемое событие, отрицание которого бессмысленно и заведомо не опасно.
4) Одновременное позиционирование как государственного и семейного праздника. 7 ноября хотя и праздновался в семье, но никто не утверждал, что революционеры были в каждой семье, и не искал революционеров среди предков.
5) Использование тезиса «Можем повторить».
Я вчера много чего написал и сказал про Сергея Доренко. Хорошо, что успел. Потому что сегодня в повестке грусть и скорбь сменяется инициативами Мосгордумы по увековечению памяти и вот этим вот всем. Во второй половине 80-х так уже случилось с памятью о Высоцком, превращенной из яркой и мощной фигуры в солнце нации и самого человечного человека.
Тем временем Петербургская политика публикует сегодня обзор об активности вице-премьеров в январе-апреле https://fpp.spb.ru/fpp-review-vice-agenda-2019-01--04
Было бы логично договориться о моратории (например, на год) на закладку новых храмов и новых скверов в центральной части крупных городов.
Но некому. Все стороны сочтут такую идею позорным пораженчеством.
РПЦ в постсоветские годы приходится все время выбирать, кем быть - сильным игроком или моральным авторитетом.
Когда церковь пассивна и настаивает на своих представлениях о прекрасном меньше обычного, граждане относятся к ней уважительно и благожелательно. Признают ее моральные права и принимают притязания на способность быть над сиюминутной мирской ситуацией.
Когда она начинает вести активную игру, в обществе возникает раскол. Демонстрация силы порождает взаимную агрессию. Стороны ведут себя радикально и подчас карикатурно. Моральный авторитет частично приходится направлять в топку. Экспансия требует жертв.

А что поделаешь - время такое было.
Задача власти в храмгейте – не допустить роста собственного антирейтинга, сохранить за собой возможность арбитра, способного к выработке собственной позиции, которая будет выглядеть здравой и адекватной.

Задача церкви – не допустить появления у неэкстремальной части православных верующих ощущения собственной маргинализации и алтушкинизации. Умеренное большинство православной паствы в эти дни осторожно не высказывалось, не всем из них было уютно от всего этого «Есть храм – есть Россия Нет Храма - нет России». К этому их состоянию было бы важно отнестись с деликатностью и пониманием.

Впрочем, все это, конечно, в идеальной параллельной вселенной.
Завтра обещают опубликовать список альтернативных участков для строительства храма в Екатеринбурге.
И тогда начнется по всему городу примерно как с АЭС или мусороперерабывающими заводами: нет-нет, стройте где угодно, только не в нашем районе...
Ведомости
В российском обществе созрел тренд на подъем регионального патриотизма, но воспользоваться этим пока не удается ни власти, ни оппозиции. Об этом говорится в докладе фонда «Петербургская политика», представленном в пятницу на конференции экспертной сети «Давыдов. Индекс». По словам президента «Петербургской политики» Михаила Виноградова, региональный патриотизм – это восприятие территории, где проживает человек, как ценности. Проявляться он может по-разному, в том числе и в протестных акциях вроде выступлений против мусорного полигона в Шиесе Архангельской области или против строительства храма вместо сквера в Екатеринбурге.
В докладе сформулирован ряд вопросов. Первый заключается в том, будет ли третья волна регионального патриотизма сильнее или слабее предыдущих. С одной стороны, всплески на рубеже 1960–1970-х и 1980–1990-х гг. вытекали из общесоветского тренда, сейчас же ничего соизмеримого нет. К тому же социальное разочарование не сопровождается снижением привлекательности общероссийской идентичности, а стартовый потенциал местного патриотизма в разных регионах неодинаков. С другой стороны, такой патриотизм способен вскрыть подавленные ранее пласты общественного сознания, он может быть легко упакован в инструментарий дополненной реальности, а его энергетика очевидна уже сейчас – остается лишь облечь ее в слова и формы.
Еще один вопрос – будет ли подъем патриотизма переведен в политическую и социальную риторику или останется нереализованным. Кроме того, пока не ясно, кому может быть выгодна такая повестка. Власть сейчас поддерживает региональные бренды, проводит городские мероприятия и у нее есть рациональная необходимость использования регионального патриотизма для управления рисками, маневров и проч. «Но когда власть начинает говорить о прекрасном развитии местных брендов, то сами чиновники в это не верят, как и журналисты, – отмечает Виноградов. – Существует и психологический барьер для участия губернаторов, особенно варягов, в раскрутке этой повестки. Оппозиция же может воспользоваться региональным патриотизмом для градозащитных и экологических выступлений, а также для запуска антимосковской повестки. Правда, федеральные политики не заряжаются региональной тематикой, никто не пытается ее систематизировать и в итоге эти темы быстро угасают, говорит эксперт.
Однако потенциал территорий неодинаков, поэтому поручение заниматься региональным патриотизмом способно привести, наоборот, к уничтожению его потенциала, допускают эксперты.
Про Екатеринбург и прочий Архангельск. Тут ведь как.
Казалось бы, 2019-2020 год - самое время дать выплеск протестной энергии. Недовольные будут периодически побеждать - а значит, ничему особо не научатся. И к выборам 2021-го года окажется, что энергетический пик пройден, общей повестки у протестов не появилось, организационный опыт не наработан. Примерно как после московской реновации: все разошлись по старым и новым домам и о собственном протестном порыве стараются не вспоминать.
Но есть два ограничителя.
1) Отношение власти к протестам иррационально. Поэтому в одних случаях будет немотивированная силовая агрессия, а в других - уступки там, где можно было бы и не прогибаться. В стратегии управления протестными рисками невозможно учесть эту собственную непредсказуемость.
2) Вопрос о власти решается все же не на выборах, а ежедневно. Поэтому происходящее здесь и сейчас всегда важнее, чем игра с среднесрочными трендами.
Конфликты вокруг строительства православных объектов и передачи имущества РПЦ (из обзора Фонда "Петербургская политика" "Общественные волнения в регионах России и пути их урегулирования" (2016 - первая половина 2017 года)

Москва
Конфликт православных активистов и защитников парка «Торфянка» в Москве (начался летом 2015). Следственные органы возбудили уголовные дела на выступающих против строительства храма в парке «Торфянка» по статье «оскорбление чувств верующих». В феврале 2016 в парк был выгружен строительный брус. Затем было принято решение о выделении православной общине альтернативного участка в Анадырском проезде, права собственности на него предполагается оформить до конца лета 2017. Однако договор РПЦ с московским властями об участке в парке «Торфянка» не расторгнут, что послужило причиной новых стычек из-за наличия в парке поклонного креста на месте предполагаемого строительства храма, который активисты требуют демонтировать (депутаты Лосиноостровского района поддержали в июне 2017 идею демонтажа креста)

Санкт-Петербург
Протестная акция на Марсовом поле против передачи Исаакиевского собора РПЦ (январь 2017). Группа граждан в количестве 15-20 человек «стала активно проводить фотографирование богослужения, граждане подняли плакаты с буквами, из которых складывались слова «Музей - городу» (январь 2017). Митинг «В защиту Петербурга против передачи Исаакия РПЦ (март 2017). Митинг был согласован в формате гайд-парка, предполагающего участие не более 200 человек

Ростов-на-Дону
Протесты против передачи здания Ростовского государственного театра кукол имени В.С. Былкова в собственность РПЦ (апрель 2016). Здание театра решено передать Ростовской епархии в октябре 2019 г. Потенциальным местом переезда театра является парк «Дружба» в Ворошиловском районе, однако сроки строительства новой площадки и переезда театра пока не определены. На сайте Change.org петицию об отмене передачи здания театра епархии подписали около 26 тыс. человек

Красноярск
Митинг около 300 человек против строительства православного храма в центре города (май 2017). Публичных слушаний по данному вопросу не проводилось. Требование жителей провести референдум о строительстве храма властями было проигнорировано

Волгоград
Сбор подписей против строительства православного собора на площади Павших борцов (февраль 2016). Строительство храма продолжается, попечительский совет по строительству храма возглавил губернатор Андрей Бочаров

Томск
Пикет против строительства часовни на Новособорной площади, было собрано 2000 подписей (май 2017). Новый митинг был запланирован на 5 июля, однако возникли проблемы с его согласованием. Публичные слушания по этому вопросу, назначенные вначале на 10 мая, были отменены и перенесены на более поздний срок (к осени). В городе идет реконструкция Новособорной площади, но строительство часовни не начинается, хотя она должна была возводиться во время реконструкции. Возможно, вопрос о часовне будет отложен до осени, когда пройдут выборы губернатора

Новороссийск
Митинги при поддержке КПРФ в Новороссийске против уничтожения памятника природы «Суджукская лагуна» и мемориального комплекса «Малая земля» в связи со строительством Морского кафедрального собора РПЦ (декабрь 2015, февраль-март 2016). Конфликт вызван в том числе размерами сооружения: церковно-административный комплекс может иметь площадь более 3000 м2, в то время как официально было выдано разрешение на строительство часовни в честь Святителя Николая Чудотворца площадью застройки 23,12 м2.

https://fpp.spb.ru/fpp-russian-public-unrest-2016-2017#_Toc489352510