Turkistan Lore
1.74K subscribers
1.8K photos
18 videos
1 file
41 links
Добро пожаловать на канал, где рассказывается история Туркестана и не только.

Для рекламы: @Uzbekkhanfollower
加入频道
Изображение Султан Хан-Гирея

Обнаружено в Англии в коллекции сына Хан-Гирея. "Гвардии ротмистр Хан-Гирей" 1835 год.

@Turkistanlore
Фотография русских пленных в Бухаре, освобожденных правительством в 1858 году

Во время среднеазиатских походов Российской империи многие русские солдаты, оказавшись в плену или дезертировав, принимали ислам и поступали на службу к ханам.

В рапорте о взятии Кокандской крепости Дин-Курган в 1862 году А. О. Дебу упоминал, что среди пленных оказалось несколько беглых русских солдат. Один из них дослужился до высокого положения в гарнизоне — возглавлял артиллерию.

@Turkistanlore
Курманжан-датка

Путь к власти

Курманжан Маматбай кызы родилась в аиле Орок (Орке) в Алайских горах вблизи от города Ош, в семье киргизов-кочевников из племени Мунгуш, населявшего окрестности Оша. Когда ей исполнилось 18 лет, родители Курманжан хотели выдать её замуж за мужчину, который был втрое старше девушки, но она, нарушив традицию, сбежала из юрты жениха и вернулась в дом своего отца, Маматбая, где жила в течение трёх последующих лет.
В 1832 году богатый алайский феодал бекАлимбек, имевший звание датки и возглавлявший племена алайских киргизов, освободил Курманджан от брачного договора и взял её в законные жёны. Она родила ему пятерых сыновей, была неизменной помощницей и советчицей. Их брак длился 29 лет и оборвался неожиданно: Алимбек, принимавший участие во многочисленных дворцовых интригах в Кокандском ханстве, в 1862 году во время одного из дворцовых переворотов попал в западню и был убит. Правление перешло к его пятидесятилетней супруге.

@Turkistanlore
Курманжан Датка

Путь к власти

Сама Курманжан не только пользовалась уважением алайцев, но и фактически опиралась на преданное ей войско в составе 10 тысяч джигитов. Когда кокандский хан Худояр провозгласил алайских кыргызов своими подданными и обложил их налогами, правительница не только воспротивилась этому, но и сумела заставить Худояра отказаться от обложения кочевников податями, признать её в качестве нового правителя Алая и присвоить ей почётный титул «датка». Хан, известный своей надменностью, был вынужден встречать Курманджан-датку как самого знатного бека — впервые в Средней Азии и на всём мусульманском Востоке в честь женщины был устроен официальный приём. Признал алайскую правительницу и эмир БухарыМузаффар: он был вторым правителем, пожаловавшим ей титул «датка». На сегодняшний день Курманджан-датка принадлежит к немногочисленной категории женщин, которые когда-либо вставали во главе мусульманского государства.

@Turkistanlore
Оспан Батыр и Маршал Чойболсан

По инициативе Монголии 5 октября 1944 года на пограничной заставе в сомоне Булган Ховд аймака состоялась встреча между Маршалом Чойболсаном и Оспан-батыром. Ранее Оспан отказывался от переговоров из-за инцидента в 1940 году, когда монгольские пограничники выдали его бойцов китайской армии.

В ходе переговоров договорились о дружбе между казахскими повстанцами и монгольскими пограничниками, предоставлении убежища семьям повстанцев в Монголии и помощи оружием.

В дар повстанцам передали 27 винтовок, 2600 патронов, Оспану — английский автомат с 1000 патронами и 10 маузеров. Позже Оспан обещал изгнать китайцев из Алтая.

@Turkistanlore
Житель Каратегина — Мулла Йар

1840—1888 гг. Каратегинское бекство, Бухарский Эмират

@Turkistanlore
Петропавловские казахи

1949 - 1951 года. Скорее всего люди собрались на Ораза айт или Курбан айт.

@Turkistanlore
Ребзя заходите на канал нашей подписчицы!

🗺️🫧🌬️
Ссылка на канал—@yvsntlll
Курманжан-датка

Арест и гибель сына

В 1893 году в дом к одному из сыновей Курманджан-датки — Камчыбеку — с обыском пришёл таможенный объездчик в сопровождении двух стражников, имевший сведения о том, что Камчыбек только что получил контрабандный груз из Афганистана, переправленный через Кашгар. Хозяина в это время дома не было, он находился в Оше. Таможенники оскорбили его жену, отрубив ей косу под предлогом того, что в ней спрятаны драгоценности, и нукер Камчыбека Акбалбан решил отомстить за это без ведома своего бека, убив и объездчика, и обоих стражников.
Карасакал, сын старшего брата датки Алымбека, оклеветал Камчибека, сказав, что у того есть жорго (иноходец), способный за одну ночь обернуться из Оша в Алай и обратно. Проверка показала, что жорго уложился в срок. Это стало главной уликой против Камчибека. Вместе с Камчибеком арестовали его брата Мамытбека, племянника Арстанбека, а также внука Мирзапаяса и нукера Акбалбана по обвинению в контрабанде и убийстве таможенных чиновников.

@Turkistanlore
Курманжан-датка

Арест и гибель сына

Два года они сидели в тюрьме, ожидая приговора, велось длительное следствие. Всего же по этому делу был арестован 21 человек.
Бывшая правительница поехала в Маргелан к генерал-губернатору Повало-Швейковскому и обратилась к нему с просьбой о помиловании сыновей и внуков. Она сумела спасти Мамытбека, Арстанбека и Мирзапаяса от гибели — смертную казнь заменили каторгой в Иркутской губернии. Камчыбека, спасти не удалось. 3 марта 1895 года он был повешен вместе с Акбалбаном на центральной площади города Оша в присутствии матери. Как гласит легенда, что первая попытка повешения окончилась неудачей — порвалась верёвка, на что Курманжан сказала: «Всевышний против», попросив отменить наказание. Но чиновник, следивший за казнью, отдал повторный приказ.

Перед смертью любимого сына ее последнее слово гласит "смотри прямо к смерти". Смерть сына оказала сильное моральное воздействие на Курманжан: женщина оставила общественную жизнь, покинула свои владения и стала затворницей, поселившись в деревне Мады неподалеку от Оша.

@Turkistanlore
Сегодня день рождения Шигабутдина Марджани

Шигабутдин Марджани (1818–1889) — выдающийся татарский богослов, философ, историк и просветитель XIX века. Он оказал значительное влияние на развитие исламской мысли и культуры среди мусульман Поволжья и Средней Азии. Его труды помогли сформировать модернистское течение в исламе, которое сочетало верность традициям с открытостью к новым знаниям.

Краткая биография

• Рождение и образование:
Шигабутдин родился в деревне Большие Кайбицы Казанской губернии. Он получил традиционное исламское образование в медресе, затем продолжил обучение в Бухаре — одном из центров исламской науки.
• Деятельность:
После возвращения на родину он стал имамом, преподавателем и активным общественным деятелем. Его работы привлекли внимание широкой публики благодаря их новаторскому подходу.

@Turkistanlore
Сегодня день рождения Шигабутдина Марджани

Основные идеи и вклад

1. Образование и реформа медресе:
Марджани выступал за реформу традиционного исламского образования. Он считал, что мусульмане должны изучать не только религиозные, но и светские науки (математику, географию, философию). Его идеи стали основой для обновления системы медресе в России.
2. Модернизация ислама:
Марджани утверждал, что ислам не противоречит прогрессу и науке. Он призывал мусульман не бояться новшеств и активно использовать достижения современности.
3. Исторические труды:
Шигабутдин написал множество исторических исследований, в том числе о татарском и булгарском народах. Его работы помогли сохранить и развить этническую идентичность татар.
4. Критика суеверий:
Марджани выступал против суеверий и догматизма в исламе. Он считал, что мусульмане должны полагаться на разум, знание и логику в понимании религии.

@Turkistanlore
Сегодня день рождения Шигабутдина Марджани

Известные труды

• «Назурат ал-хак» («Взгляд истины») — одна из его самых известных книг, в которой он обсуждает проблемы религии и общества.
• «Мукаддима» — труд, посвящённый истории татарского народа.
• Проповеди и лекции — основа его педагогической и религиозной деятельности.

Наследие

Шигабутдин Марджани оставил глубокий след в культуре татарского народа и мусульманской уммы. Его имя носят улицы, медресе и школы. Он считается предтечей джадидизма — реформаторского движения в исламе.

@Turkistanlore
Бухарская пекарня

С.М. Прокудин-Горский, Январь 1907 года

@Turkistanlore
Исмаил Гаспринский

Исмаил Гаспринский (1851–1914) — выдающийся крымскотатарский просветитель, публицист и педагог, оказавший значительное влияние на развитие образования и культуры среди мусульман Российской империи. Его идеи о модернизации образования, популяризации науки и объединении тюркских народов через общий язык сделали его одним из самых значимых общественных деятелей своего времени.

Ранние годы

Исмаил Гаспринский родился 8 марта 1851 года в городе Акмесджит (ныне Симферополь), в семье дворянина. Он получил начальное образование в крымских школах, а затем продолжил учебу в Османской империи, где изучал арабский, персидский и османский языки, а также философию и историю. В Османской империи он познакомился с идеями европейского просвещения, что позже оказало сильное влияние на его деятельность.

Возвращение в Крым стало важным моментом в жизни Гаспринского, так как именно здесь он начал активно заниматься просветительской работой, стремясь обновить мусульманское общество.

@Turkistanlore
Исмаил Гаспринский

Газета “Терджиман” и просвещение


В 1883 году Гаспринский начал издавать свою газету “Терджиман” (в переводе — “Переводчик”), которая стала важным инструментом для распространения идей реформ в мусульманском мире. Газета выходила на татарском языке, но ее влияние распространялось на другие тюркские народы Российской империи, включая башкир, астраханских и сибирских татар, а также казахов, киргизов и уйгуров.

“Терджиман” освещала широкий круг тем, от политики и экономики до вопросов религии и культуры. В своих статьях Гаспринский призывал мусульманский мир к просвещению, подчеркивая важность науки и образования. В газете активно публиковались работы по вопросам равенства женщин, развития науки и технических знаний, а также важности изучения европейских языков.

@Turkistanlore