Тихие троечники
140 subscribers
8 photos
1 file
222 links
Ставим тихие вопросы, не даем громких ответов. Сообщество медленных тугодумов. Наша мечта самоизоляция на баркасе во времена благоденствия и мира, когда все добры, бодры, веселы и накормлены.

- Фёдор Иваныч, Петруха с тобой?..
加入频道
Некоторое время назад была очень яркая, но не продолжительная дискуссия о Святой Руси в контексте практической идеологии. Здесь сошлёмся на пост канала Реальная демократия, как на контекст, а центральной площадкой всей темы являются уважаемые Россия не Европа, за что им отдельная признательность. Об этом напишем специально.

Тему, понятно, не объять. Залесца и ЕСпеца в территориальных и исторических вопросах можно зачитаться. Реалдемо предлагают разделять (не противопоставляя) Святую Русь, как церковно-праведную и свято-любимую, независимо от веры и политических режимов.

Отдавая свой взгляд в общую копилку, полагаем, что само это понятие настолько глубоко и многогранно, что не нуждается в разделении, поскольку принадлежит всем, независимо от территорий, взглядов или идейных установок. Мы привыкли, что Святая Русь, это где-то в былинах – богатыри, подвижники, праведники - предания старины, музеев и монастырей. Сдается нам, что есть ещё кое-что.

Не хотелось бы уходить в пафос, но просто ради иллюстрации. Зоя Космодемьянская, которая уже в петле, в «кататоническом ступоре» (как высказался некто бильжо), заявила немцам о бесплодности их действий (Всех не перевешаете! – за весь СССР сказала) и Юрий Гагарин (Поехали!), это тоже Святая Русь. Сергей Королёв и его бригадир, сказавший перед стартом ракеты о забытой его бригадой отвёртке в агрегате (Сергей Палыч, хоть расстреливай! - старт отменили, отвёртку нашли, бригадир готов к тюрьме, а ему Главный конструктор премию выписал отдельным приказом), это тоже Святая Русь. Офицер, оттолкнувший новобранца от упавшей гранаты, накрыв её собой, это тоже Святая Русь. Мать-одиночка без ропота на крохи поднимающая детей в глухой провинции, это тоже Она Самая. Старая-престарая бабушка, успокаивающая наркомана, у которого из рук с девятого этажа выскользнул его сын от передоза, это тоже Она Самая (случай реальный, дядька бухнулся перед алтарём посреди литургии с воплем – Он не самоубийца! Оказалось, успел схватить сына, но руки вспотели у обоих… ). Неизвестная девушка, под слёзы кассира молча расплачивающаяся за старушку на кассе, это всё То же. Беззубая незнакомая восьмилетняя девчёнка, придерживающая дверь в магазине человеку на костылях зимой на ледяном крыльце (недавнее личное), это тоже Святая Русь (без человека на костылях, конечно). Человек из ленинградской очереди в блокаду, уступивший свое место женщине с детьми и ушедший прочь, и пекарь, умерший там же тогда же от голода, это – Всё То же. И тот мальчик, которого хирург упрашивал дать кровь для своей младшей сестры к операции, и который после спросил хирурга, а когда я умру? – и сам хирург, с ужасом осознавший, что мальчишка просто шёл на смерть, поскольку он не до конца ему всё объяснил, а тот уже попрощался с родителями, это тоже – Она Самая. И ещё. Мусульмане и православные за одним столом на днях рождениях друг друга, потому что с детства знакомы, и детский смех и гвалт вокруг, это также Она Самая (личное многолетнее).

Один русский философ на вопрос, любите ли вы Россию, ответил – Любят пусть её иностранцы с её самоварами, матрёшками, квасом и водкой. Я же её не люблю, а знаю! И не только с этой стороны (смысл, цитата по памяти). Каждый из нас может из своего опыта выдать не только таких (выше), но и невыносимо горьких историй из той другой, не Святой, а Грешной Руси. Они настолько невыносимы, что лучше отдать их тишине и молчанию. Самые невыносимые истории могут рассказать не известные широко священники, врачи и юристы, но лучше их не спрашивать, они связаны профессиональной тайной, которая им не принадлежит. Поэтому отнимать Святую Русь от Грешной, это разделять единое целое, знаете почему? Потому что первая вторую никогда не оставит. Потому что вторая без неё попросту не сможет. Граница между ними проходит не по территориям или идеям, а внутри каждого сердца. Ничего нового, Фёдору Михайловичу спасибо.

Мы не о том, что не надо различать их, Святую и грешную. Мы о том, что одна может вытащить Другую, и обе - продолжить восхождение. В этом смысле мы все альпинисты - нам не надо унывать, у нас много такелажа!
Forwarded from Тени Руси
Возвращение «Тихих троечников» к дискуссии о Святой Руси особенно своевременно на фоне идейного тупика, идеологического банкротства «мягкой силы», продолжающейся эрозии «Русского мира», отпадения Молдавии и вторжения Турции в Азербайджан.

Недавно «Ебулдинский спец» заметил, что все внешние провалы России связаны с тем, что она проваливается изнутри. В собственную, растущую внутри себя пустоту. Очень меткое наблюдение, к сожалению, почти не было замечено.

В конце 19 века народ России разуверился в миссии православного Третьего Рима и заменил ее коммунизмом – «счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным» - но за 70 лет бюрократия прибрала к рукам и эту веру, и так же отравила и убила ее. С демократией вышло еще быстрее. Освобожденная Церковь сразу подмялась под власть, разделившись на мишурную массу иосифлян и глухую оппозицию одиночек-нестяжателей. В итоге в нашем национальном сердце сейчас царит пустота, которую не могут заполнить бесконечные потоки цинизма и горечи.

Россия проваливается в собственное безверие, в психологическую смысловую пустоту. Все слова стали ложью. Еще немного, и в нее канет память о ВОВ, голгофы которой быстрые лапки кустарных идеологов превращают в «места для фэшн-фотосессий». Вместе с верой в общие базовые ценности мы теряем и основанное на них доверие друг к другу. Общество, лишенное взаимного доверия, обречено на распад.

Пустоту на святом месте не заполнишь аналитикой. В этой пустоте должна быть свеча, которая просто горит, и от нее идет тепло. Ее можно только зажечь.

Вряд ли случайно этой «мерзости запустения» в России отвечает и зияющая в её центре пустота топонимическая. В итоге 1100-летней истории у русских в своей стране не оказалось даже топонима, где они могли бы «преклонить голову». В огромной империи у каждого народа сохранилась своя маленькая родина, кроме русских. Коми, Мордовия, Татарстан, Чечня, Чувашия, Якутия — а русским то ли всю эту коммуналку надо считать своим домом, то ли изломанный коридор между комнатами соседей. Ведь наша, русская Родина – это Русь. Которой нет. На ее месте – россыпь «областей», каждая размером с Францию.

Из этих наблюдений давно уже возникла идея Святой Руси как практической основы русской идеологии. В 2000 году была попытка создания партии «За Русь Святую». Но создатели пошли по церковному пути, и с треском провалились. Глупости и позора было столько, что идею далеко отбросили и старались не вспоминать.

Но за 20 лет так ничего нового и не было придумано. А можно ли вообще придумать замену тому, что требует заполнения конкретной формой? Каждая родина – свята для любящего её патриота (не путать с госпатриотами на зарплате), свята в гомеровском смысле – «И обратно Идей отошел к Илиону святому». Может, уныние русских – из-за отсутствия своего святого дома, Руси, любовь к которому могла бы вдохновить и пробудить их, прояснить их самосознание?

Не стоит отбрасывать и святость веры - страна, как и человек, состоит не только из тела-земли. Но нужно отличать веру от церковной обрядности. Русская Церковь запустела из-за подмены мертвыми ритуалами двух главных заповедей Христа – «возлюби Бога и возлюби ближнего, как самого себя». Не надо вдыхать ладан там, где требуется действие, и не надо смиряться там, где нужна война. Христос – это не мертвый идол на кресте, который учит умирать, это Живой Бог, учащий жить. Любовь к ближнему – это и есть основа человеческой морали, нравственности и справедливости. Забытая, но жестоко мстящая за свое забвение. Смертный грех – это не удовольствие, за которое злой и жадный бог карает смертью. Это свободный ошибочный выбор, ведущий от Живого Бога к смерти. Мы все погрязли в смертных грехах уныния, апатии, безверия и цинизма. Бог ждет от нас не ритуалов, а действий.

Вот так самое короткое прикосновение к идее Святой Руси начинает расставлять все на свои места.
🔗 Эта "дискуссия" может стать "вечной", если мы и дальше продолжим противоестественное нам разделение в мелочах.
Любой текст, язык общения, поэзия - всегда Национальны. Религия - Межнациональна. А музыка - Вненациональна, или - Наднациональна.
Если смотреть в этой образности - Святая Русь стала общей Музыкой, объединяющей все "авторские стили" на одном огромном пространстве. Более того - это не насильственное объединение (хотя по отдельным историческим событиям во множестве можно увидеть иное, но как это "иное" можно оценивать вне правил времени происходящего?), как любят заявлять русофобы, а чаще - естественные процессы, копирующие существовавшие ранее уклады, вырезанные из многовековой истории.
Романовская "московия", как проект Ватикана, агрессивно захватившая территорию существовавших самобытных народностей, со временем сама трансформировалась в исходное состояние РУСЬ, с естественным изменением "под себя" навязанной ранее религии: с Крестом в Символе, с Язычеством - в Традиции, и со Светом - в Содержании (вместо тьмы). Именно этот факт до сих пор не даёт покоя "технологам от Папы", умеющими проводить комбинаторики завоевания длиной в несколько веков, но раз за разом проигрывающими самую главную битву со Славянским мировоззрением.
Изумительный по пронзительности взгляд коллег на глубинные проявления нашего Общего Явления, связующего и взаимообогащающего, только подтверждает неизбывность этого Нечто, являющегося нашей самой главной Ценностью, превыше всех возможных материальных составляющих.
Между прочим - всё происходящее сегодня можно также называть новым походом "московии" против Традиционности и общерусского Уклада (который впитал в себя все многонациональные составляющие только как Термин, но нисколько не обеднил наполнение). Поэтому нам ещё предстоит увидеть - как эта новая "антирусская волна" снова "поменяет цвет", так как на Этой Земле иного не дано, несмотря на их попытки уменьшить Её воздействие с помощью всех далеко неслучайных экологических диверсий.
И возникновение таких "дискуссий" (среди непонимающих всей исторической взаимосвязи длиной в семь с лишним тысяч лет) также может являться "отдельной задачей" по дальнейшему "расслоению" Славянского Сообщества, которе и назвать то славянским в чистом виде сложно (что является непостижимой задачей для "папства"), но это так. А нам всем, живущим и Живым - понимания Уникальности своей Родины и чувства внутренней Гордости за предоставленное право жить именно в это время на именно этой Земле. Изучаем Историю (не школьную, а - настоящую, подлинную) и опасаемся тех, кто будет разделять исходя из "мелочей"...
Тезис, заявленный в первой строке поста уважаемого Толкователя (со ссылкой на исследователя Волкова), был бы верен, если в Российской Федерации существовал бы только один состав преступления и один вид наказания одной степени (временной или качественной). В нашем уголовном Кодексе 257 только статей в Особенной его части (по главной нумерации), а сколько конкретных составов (учитывая квалифицированные - части, пункты и подпункты в субнумерации), не сможет сказать никто, поскольку квалификация конкретного преступления предусматривает учёт положений Общей части. Совокупный набор критериев квалификации в каждом деле свой (общий или специальный субъект, роль в соучастии, возраст, смягчающие и отягчающие обстоятельства, размер ущерба и т.д.). Кроме того, сами преступления различаются по объекту посягательства, форме вины и куче других факторов. Без учета этих обстоятельств приводимые проценты и абсолютные цифры напоминают известную дискуссионную уловку, где в такой же логике ~ 20% ДТП совершается пьяными водителями, из чего следует, что подавляющий вред (~80%) происходит от водителей трезвых.

Не оспаривая приводимые (по цифрам исследователя Волкова) тезис и доводы по существу, хотим отметить, что для более или менее релевантных выводов необходимо учитывать структуру преступности панорамно. Понятно, что отдельным социальным группам/стратам будут присущи свои составы преступлений (по самым общим критериям и со своим стандартным отклонением, безусловно), а следовательно, и превалирующий вид наказания - лишение свободы, или не связанное с этим наказание. При этом, в составах преступлений есть свои квалификации, по которым уже суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, назначает соответствующее наказание конкретного вида и степени.

Что касается самой «привилегированной» группы – студентов, то и она может различаться по полу и области знаний. Кроме того, студенты, это дети своих родителей – работающих или безработных, богатых или бедных разных социальных слоёв. Поэтому здесь нет привилегии в прямом смысле, а есть усмотрение суда, учитывающего конкретные обстоятельства дела и назначающего такое же наказание.

Делать вывод о сословном характере правосудия в стране по приводимым данным нет оснований, даже при всей известной критике судебной системы.
Не может быть. Без прямого источника выглядит фейком.
Раскрыть круг и место проживания свидетелей до опроса и фиксации показаний по делу без срока давности, это что-то новое в следственной тактике.

P.S. Проверили, не фейк, оказывается ТАСС сообщил. Без комментариев.

https://yangx.top/bbbreaking/72849
Коллеги, мы имели в виду, что указание региона проживания с очевидным весьма почтенным возрастом свидетелей (как минимум 80 лет и более) дают и круг опрашиваемых. Зачем это было анонсировать до опроса, вот чисто прагматически? Ради какой следственной задачи? Учитывая, что с таким опросом наша политическая воля явно запоздала лет на 75-79.

Хорошо, исторически прошляпили сильнейший юридический аргумент о геноциде, опять всё всем простили, опять умоемся тевтонской благодарностью под иезуитский гогот - русские 75 лет молчали, а теперь будут опрашивать тех, кто был очевидцем ещё во младенчестве. Зачем всех оповещать до? Мы к тому, что это тончайшая системная следственная работа, учитывая прошедший срок. Представляете, колько ответов будут начинаться словами - Да сколько ж лет прошло, милок, как тут упомнить! Какова будет совокупная ценность таких показаний, тем более с предваряющим анонсом? - вопрос больше риторический.

Всё больше приходим к мысли о необходимости существования несменяемой национальной юридической коллегии, которая независимо от правящего режима и строя будет фиксировать и обеспечивать защиту наших не внутренних, а планетарных национальных интересов, не допуская фатальных просчетов (типа развала СССР и сдачи ГДР) и катастрофического пропуска сроков, когда большинство очевидцев уже ничего не смогут сказать (типа возникшей идеи геноцида).

Вот, что надо записать в Конституцию. Иначе нам опять режим снесут, и мы в 21 веке опять будем считать те же шишки века 20-го. Партнёры по планете будут снова рады такому упорству. Наш исторический ресторан "Грабли" пора бы прикрыть, обедать в нём уже надоедает.
От всего пехотного сердца поздравляем Экипаж Т34 @T34newsfeed со спокойно и деловито занятой высотой 10К. Традиционно желаем экипажу полного состава и такого же боекомплекта! Пехота всегда с удовольствием едет на броне и делится махоркой, когда она у неё есть). Также (и снова) отмечаем исключительную юстировку панорамной прицельной оптики и какую-то неимоверную информационную дисциплину, если можно так выразиться, культуру поля боя. Что и составляет стиль, то, чем нельзя ни у кого разжиться, а можно только выработать. В самом первом значении, трудом и пахотой. Не останавливайтесь, Т34!

🤟
Forwarded from T34
Друзья, экипаж благодарит всех за поздравления со скромным юбилеем в 1️⃣ 0️⃣0️⃣0️⃣0️⃣
@T34newsfeed начал марш менее полутора лет назад и за это время успел убедиться что Телеграм - сила, сообщающая новости первой, генерирующая мощные и должные быть востребованными смыслы, служащая точкой сборки для тех, кто неравнодушен. Таким пусть и останется.

Ниже - каналы, которые мы читаем, цитируем, уважаем:
@A_Pozhalov
@aasafov
@agregatpolit
@Alekhin_Telega
@alibaba_05
@analyst_on_the_couch
@angara18
@armyofrussianpeace
@backroom_whisperer
@bamway
@bapaxlo
@bbbreaking
@belamova
@bigtransfer2024
@big3russia
@bolkunets
@boyars7
@bulba_of_thrones
@canal2018
@CassandRaSach
@chemezov
@chesnokmedia
@ctrs2018
@DavydovIn
@duma_2021
@EbuldinSkySpez
@dimsmirnov175
@dirtytatarstan
@dostoverno
@dumayem
@dvuglav
@emphasises
@EvPanina
@exp_fdn
@fence88
@friend_blog
@glavmedia
@grubnero
@guber2
@GusyAndrew
@hellotransfer
@HouseOfCardsRussia
@ia_steklomoy
@iskra_press
@kaktovottak
@kavkaz_leakbez
@kondrotenko_art
@kremlebezBashennik
@kremlin_bashnya
@kremlin_mother_expert
@kstati_p
@kuraifutlar
@kuzbassinfo
@llh_778
@iskra_press
@m5lawfirm
@master_pera
@mayday_7700
@maydecree
@mezyukho
@MonitoringBY
@MOS_NEWS
@mpmpoliticians
@nationkurs
@neDeputat
@northm
@nuhachrus
@oabch
@obrazbuduschego2
@Obuhovpro
@octagonmedia
@Ohranitel
@Okolokremlya
@otsuka_bld
@pdmnews
@persimmoncrimea
@pfl_russia
@pltrk
@plutovstvo007
@policyonline
@politforum
@politgen
@politolog_Orlov
@politrookie
@politsmol
@polittemnik
@potnumbersix
@pravdapskov
@preemnik
@PrigimDV
@proektkino
@provibory
@rakova_pozvonit
@realdemo
@rogimov
@ros_press
@RossiyaNeEvropa
@rupormordora
@rus_demiurge
@russianfuture
@russica2
@russtrat
@rznpolitics
@Satirkka
@SBelkovskiy
@SemenovCons
@seryikardinal
@ShaltayBabay
@sibcyrulik
@sidpolit
@Scriptirum
@skurlatovlive
@sorok40russia
@stanovaya
@staraya
@stukch
@su2050
@Svoidanash
@Taynaya_kantselyariya
@telestrim
@the_diletant
@thegraschenkov
@ThinkTankRu
@TihieTro
@tolk_tolk
@trktgh
@trueolen
@uraleveryday
@Wek_ru
@vchk2
@vehernij_habarovsk
@vibornyk
@Vinogradov74
@vizioner_rf
@volgosluh
@vologodskoy_konvoy
@znakcom

Список не исчерпывающий.
На связи, @T34newsfeed
Коллеги, извиняемся, что высказываемся очень брифли на такую серьёзную тему, событию которой в следущем году будет грустный юбилей. Полагаем, что теме пока больше присущи вопросы, чем ответы. И пока (у нас в том числе) нет ответов на некоторые вопросы, от чего они не становятся риторическими. В частности, почему три русских республики-государства, Белая, Малая и Великая сами же разрушили тот Договор (участниками которого были в 1922 году не только они одни), при этом сознательно не используя законную процедуру - детально и тематически прописанный алгоритм выхода из Союза в известном акте? И ещё, зачем нужно было на четвёртый день денонсировать сам Договор, который денонсации не подлежал? В целом соглашаясь с вами в оценках этой исторической и юридической катастрофы, т.е. как непредсказуемого слома политического порядка, вносим эти вопросы в дискуссию на вашей площадке для спокойного и прагматического обсуждения. В целях недопущения подобного, угроза чего уже намеревается стать общим местом в текущих разговорах.
И мы, примерно, о том же. В праве метафоры не применяются, но для понимания в дискуссиях используются. В этом смысловом поле скажем, что некоторые и свидетельства о рождении не признали, а некоторые его денонсировали. Хулиганы соседних и дальних домовых дворов по планете (во взрослении поняв ценность всех и свидетельств о рождении и паспортов), ухахатываются.

https://yangx.top/sinelor/2852
Согласимся с мнением Северного города в подходе, но добавим. У @Sinelor, как мы поняли, была иллюстрация не самих фактов рождения и наступления дееспособности государств в переводе на человеческое разумение, а соотношения Договора об образовании субъекта международных отношений и его Конституции, как акта серьёзного (хотя и молодого) государства. Принятые конституции государствами-авторами переводятся на основные языки мира и рассылаются по национальным библиотекам всех государств. С тем, чтобы их правительства знали, в первую очередь, как формируется власть в этом государстве, т.е. с кем там можно иметь дело и от чьих послов принимать верительные грамоты в своих палестинах. Дальше предлагаем сравнения не продолжать, оставаясь в контексте нормативного дискурса.

Пользуясь поводом, хотели бы при этом отметить структуру Договора об образовании СССР 30 декабря 1922 года и его первой Конституции января 1924 года. Там первой текстуальной частью идёт Декларация, к чтению которой приглашаем всех, кто как-то высказывается по вопросу о государственной идее или её дефиците, вне зависимости от модальности мнений и идеологических предпочтений. Подчеркнём отдельно, без какой-либо предшествующей установки. Просто по факту существования у нас такого юридического артефакта в исторической копилке. Не ставим никаких вопросов, чтобы никому не предвосхитить впечатления.
Коллеги, вопрос не риторический, а самый что ни на есть прямой. А каким образом исчисляется "тысячелетний" период нашей истории, с какого момента и в какую сторону? Если подходить чисто юридически, то с момента вступления в силу поправок к Конституции, т.е. с текущего года. Отнимаем 1000 лет, попадаем в 1020 год, Крещение Руси не вошло, приехали. Это ляп, не достойный конституционного текста, мы об этом писали. К сожалению, некоторые коллеги упиваются "тысячелетним" эпитетом до такой степени, что здравая дискуссия становится проблематичной даже по базовым фактам. К огромнейшему сожалению.

https://yangx.top/llh_778/1314
Если голосование по поправкам было "по факту референдумом", то почему вместо референдума был проведён не предусмотренный Конституцией плебисцит? И почему сейчас надо называть его референдумом?
В связи с окончательным вердиктом CAS об ограничениях на российский спорт - вот он, момент истины! Теперь и узнаем цену поправок в Конституцию о "примате нашего над ихним". Всех вспомним, кто тельняшки на себе рвал, призывая срочно голосовать за независимость. Самое пикантное здесь - запрет российских флага и гимна на российской же территории, во время проведения международных (а таковые планируются) соревнований.
Коллеги, если честно, то мы всячески и дисциплинированно гоним от себя эту мысль, иначе у нас просто не будет базы для профессионального высказывания. Боимся даже себе представить, что будет, если будет так, как вы предположили. На таком уровне национальных текстов такие сценарии не допустимы, какой бы ни была гонка с поправками. Что касается понятий, то даже они имеют объём, а значит имеют пределы, т.е. несут свойство определённости - одну из функций правовой нормы. Но когда правовая норма, т.е. тот самый полезный и разумный юридизм общественных отношений, утрачивает понимаемость в моменте или месте, или сразу расширяется до безбрежия того и другого, то возникает и разрастается (выразимся фигурально) бандитизм, который как сорняк вместо красивого забора не защищает от воров, но определяет, хотя бы как может, границы участка.

У реального бандитизма корни лингво-юридические, а не социальные: если закон понятен - бандитизм, как социальная температура или кашель для организма, обществу попросту не нужен. Если закон не понимаем, то он, бандитизм, компенсирует дефицит определённости. Жёстко, но хотя бы понятно - т.е. по понятиям. Тема социального исследования, кстати. Очень многие бандиты вошли в литературу, фольклор и кинематоргаф робингудами, дубровскими, зорро, юриями деточкиными и данилами багровыми.

Для нас главный семантический бандит совокупно, это кости иночкины и подобные персонажи, если что. Поэтому мы боимся вашей загоризонтной возможной правоты, мы не сможем стать громкими отличниками, у нас с ними чисто стилистические противоречия.
Друзья, мы бы не хотели играть в слова, но при уважении к вам скажем, что 2020 - это был год-маскарад, и, к сожалению - во всех смыслах. Много масок было надето, много сорвано, много сорвались сами. Обнаруженное часто просится обратно, но дело не в этом.
Лично у нас в этом году, так или иначе, шесть гробов.
Нельзя унывать. После маскарадов обычно бывают серьёзные времена, в которых маски применяются только в специфических случаях. Эстафету никому не передаём, поскольку из нас бегуны не очень). Приглашаем всех сесть на обочине и устроить тихий пикник без слов.
Вот уж не думали, что доведётся умничать на тему, как русские женщины платок завязывают. Этнографы из нас никакие, но Залесец попросил, отказать не могли, стали думать. Вопрос о культе старушечьего платка, понятно, так поставлен для затравки. Принимаем его в общем виде, а почему платок? Пользу от своих рассуждений видим только в том, что кого-нибудь профессиональных товарищей они, может быть, наведут на стоящую мысль.

Не имея в виду ничего идеологического или религиозного в моде, скажем, что русская женщина, носящая платок, в самом общем концепте окажется крестьянкой на огромных просторах русской равнины и, далее, вокруг прилегающих ещё более огромных территорий, степных, лесных и приморских, отсюда и основные обстоятельства и ситуации – дом, труд, хозяйство, дети, и сама по себе. Понятно, что и другими сословиями платок используется, но допущение именно в-основном.

Самое первое рассуждение состоит в том, что платок (плат, т.е. обихоженный кусок подготовленной ткани) наиболее удобен, извините, механически и геометрически – его можно быстро сложить и приспособить для требуемой функции. А функции такие (скажем вразнобой, просто не в силах построить иерархию, сразу извиняемся за всё, просто фиксируем ход мысли).

Первая функция – хранение волос. Волосы женщины это не только её благословение и достояние. Функциональная семиотика вопроса – отдельная диссертация, поэтому кратко. Волосы девочки, девушки, женщины, бабы, бабушки, старухи – нуждаются в уходе, хранении и защите, как важнейший индикатор общего (телесного и душевного) не только здоровья самой женщины, но и всего племени, шире – нации. Совсем если поверху, то красивые женские волосы – нация сильная, можно огрести; нет – слабая, можно идти войной. Для первой подвязи волос применялся косой плат (т.е. разрезанный наискось, без лишнего склада по диагонали) – отсюда косынка. Малая, для тихого волоса – узел на затылке, большая для гривы – узел, через обмот, на лбу (проверьте, можем ошибиться).

Вторая функция – хранение головы. Если мужчина, это хозяин, то женщина, это хозяйство. Дом, изба (собственно, жилая часть дома), двор, службы (разные постройки на дворе, перечислять долго), огород, сад, соседи, поле, лес, большак, дорога, и т.д. Между всем этим нужно носится в любое время года. Отсюда – необходимость иметь такой головной убор, который хорош в постоянной перемене внешней среды и хранит голову от простуды – из холода в тепло и обратно, с ветра/дождя, к соседям/от соседей, с улицы, поля, дороги – домой. Внутри избы, в светлицу в уличном платке тоже не зайдёшь, там дети (нельзя простудить!). Отсюда необходимость прочного плата, который можно быстро снять дома, желательно одним движением и одной рукой.

Третья функция – беречь лицо. Мужики вне дома работают, а дома готовятся, женщина же везде на работе. Мужик может уйти на охоту, рыбалку, покос, посев, войну и т.д. Он обеспечивает внешнюю добычу и безопасность, а потому больше находится на природе – холоде, ветре, дожде, засухе. У него есть борода, шевелюра и лысина, как способы защиты от этих факторов (совместно с убором, безусловно). У женщины этих факторов нет, поэтому ей нужно беречь лицо и шею от холода, ветра и дождя или случайного укуса насекомых, чтобы не заболеть, и чтобы как можно дольше выглядеть привлекательной для мужа (шире: племени, нации) – для этого нужен быстрый узел под подбородком, не стесняющий и не сдавливающий, но защищающий горло. Кстати, сейсас этот узел наиболее удобен для пышной или сложной прически/укладки.

Четвертая функция – дети и безопасность. Укрыть ребенка, перемотать рану, сделать узелок со снедью (или набрать, что по случаю попалось – например ягод, яблок, картошки, а другой тары под рукой нет), дать сигнал (махать, или повязать на суку, двери, колодце, загороди, косе, оставить на грядке и т.д.), попрощаться, согреться, накинуть на плечи и быть красивой (синий платочек, оренбургский пуховый платок и т.д.) – тоже нужен быстрый узел.

Всё это и определяет в исторической памяти простоту и удобство платка.