SatiSpivakova
16.7K subscribers
5.48K photos
1.08K videos
1.17K links
Нескучная классика

По вопросам: @Ta_Solovieva
Организация мероприятий: @EmpireOfMusic_Tabriz
加入频道
4 октября 1762 года в венском «Бургтеатре» состоялась премьера первой редакции оперы Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика».

Постановкой руководил граф Джакомо Дураццо, танцы поставил балетмейстер Гаспаро Анджолини, декорации выполнил сценограф Джованни Мария Квальо. Партию Орфея исполнил один из самых знаменитых певцов-кастратов своей эпохи Гаэтано Гуаданьи.

В начале 1771-х годов Глюк расширил и переписал оперу для французской публики. Поскольку французские театры не прибегали к услугам кастратов, партия Орфея была переписана для высокого тенора и впоследствии принесла славу исполнявшему ее тенору Адольфу Нурри. Пересмотренная версия оперы впервые представлена публике 23 июля 1772 года в парижском театре Пале-Рояль.

В XIX веке к «Орфею и Эвридике» обращались многие композиторы. В 1854 году Ференц Лист дирижировал веймарской постановкой оперы, где вместо увертюры прозвучала его симфоническая поэма «Орфей». В 1859 году Гектор Берлиоз, приняв предложение Джакомо Мейербера, создал собственную редакцию оперы для Полины Виардо. Обновленная версия была восторженно принята публикой: Виардо исполняла партию Орфея 138 раз.

Сюжет оперы основан на древнегреческом мифе о певце и поэте Орфее, потерявшем страстно любимую жену Эвридику, которая умерла от укуса змеи. Помимо драматичного сюжета, Орфей привлекал еще тем, что сам был музыкантом. Миф о нем раскрывает величие искусства и прежде всего человека, силой любви побеждающего смерть.

🖌️: «Орфей, ведущий Эвридику из преисподней» Камиля Коро. 1861
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Перед вами фрагмент единственной видеозаписи, запечатлевшей Татьяну Федоровну Есенину, мать Сергея Есенина. Видео вошло в документальный фильм о поэте, снятый в марте 1955 года, незадолго до смерти Татьяны Федоровны.

Татьяна Есенина прожила тяжелую жизнь. В 16 лет ее выдали замуж. Брак не заладился, и молодая женщина отдала сына Сережу на попечение родителей, а сама уехала на заработки в Рязань. Поэт вспоминал: «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство».

Из Рязани Татьяна Федоровна привезла незаконнорожденного сына Сашу, которого отдала кормилице Екатерине Петровне Разгуляевой, а сама вернулась к мужу. О наличии единоутробного брата Сергей Есенин узнал только в 1916 году. Они виделись лишь один раз, в доме у деда, и больше никогда не общались.

К слову, всего в семье Есениных родилось три сына и четыре дочери, однако большая часть не дожила и до трех лет. С сестрами Екатериной и Александрой у Сергея до самой смерти были теплые отношения.

Последняя встреча Татьяны Федоровны с Сергеем состоялась 23 сентября 1925 года. Спустя три месяца поэта нашли повешенным в гостинице «Англетер».

Татьяна Есенина пережила сына на 30 лет. Ее могила находится на Ваганьковском кладбище в Москве — рядом с ним.

#Интересное
В 1929 год в московском доме художников шумно отмечали Масленицу.

Они сидели рядом. У нее на платье развязались завязочки, а он их завязал. «Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом», — вспоминала Елена Шиловская, третья и последняя жена Михаила Булгакова, ставшая прототипом Маргариты в его великом романе.

На тот момент оба были в браке, много общались, и в какой-то момент стало понятно, что это больше, чем дружба. Когда ее муж узнал об измене, он сказал, что, если через год она не забудет любовника, то получит развод. Прошло больше года, если точнее — год и восемь месяцев, и она стала свободной. Детей Шиловские «поделили». Старший сын остался с отцом, младший — с матерью.

3 октября 1932 год Булгаков развелся со второй женой Любовью Белозерской, а на следующий день они с Шиловской заключили брак. Сохранилась его шутливая записка, переданная на заседании в МХАТе режиссеру В. Г. Сахновскому: «Секретно. Срочно. В 3¾ дня я венчаюсь в загсе. Отпустите меня через 10 минут».

Через год после свадьбы Булгаков попросил жену вести дневник и записывать все, что происходит. Из этих записей можно узнать, что вся семейная жизнь супругов прошла без ссор. Они настолько подходили друг другу, что между ними было полное взаимопонимание. Даже «Мастера и Маргариту» они заканчивали вместе: он диктовал, а она записывала. В 1939 году болезнь Булгакова начала быстро прогрессировать, он понимал, что ему остался год. Так и вышло: в 1940 году он умрет на руках у жены.

Последним желанием Михаила Афанасьевича было, чтобы роман «Мастер и Маргарита» опубликовали. После смерти писателя Елена приложила к этому все силы. Спустя семь попыток книга увидела свет, — правда тогда еще в сильно отцензурированном виде.

Елена Шиловская ушла из жизни через 30 лет после смерти мужа. Однажды она сказала: «Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь».
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня день рождения замечательной актрисы Сьюзан Сарандон.

Она — одна из тех актрис, которую не представить в одном амплуа. Сарандон была и отчаянной домохозяйкой в «Шоу ужасов Рокки Хоррора», и иствикской ведьмой, и женой героя Ричарда Гира в «Давайте потанцуем» и «Порочной страсти» (причем, диаметрально разных характеров), и возлюбленной Катрин Денев в «Голоде» Тони Скотта.

Но, пожалуй, одна из самых важных ее ролей — в драме Ридли Скотта «Тельма и Луиза». История двух подруг, чье путешествие по Америке вышло за рамки обывательского и превратилось в серию преступлений с бегством от полиции, стала хитом проката ранних девяностых и подарила Сарандон народную славу.

В интервью актриса говорила, что главное, чего ей хотелось избежать в «Тельме и Луизе», — эстетизация насилия, и, по словам актрисы, фильм получился не об этом. Однако некоторые критики посчитали картину излишне жестокой, что впоследствии дискредитировало в их глазах феминистскую цель фильма.

Но решает не критик, а зритель. 😉

Фрагмент #ДляНастроения. 🔥
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Певица и пианистка Хейзел Скотт дает мастер-класс на тему «Когда джаз повстречал вальс “Минутку” Фридерика Шопена». ❤️‍🔥

#МузыкальнаяТерапия
Доброе утро!
#ЦитатаДня
#Внезапное. Совсем не в моей натуре хвастаться «достижениями», ведь главное всегда то, что впереди… Но сегодня поделюсь: 1 октября (важное для меня число, поскольку выпало на день рождения дочери и Международный день музыки) мне вручили высокую госнаграду — Орден Почета.

Немного цифр. На телевидение я пришла в 2000 году. С 2004-го — на «Культуре». Сперва была программа «Камертон», а с 2010 года — «Сати. Нескучная классика». Не верится, что мы начали снимать уже 15 (!!) сезон. В прошлый четверг отсняли 409-ю и 410-ю программы. Моими гостями за все это время были 615 человек (и ни одного случайного!). За год мы сжигаем около 2500 свечей (постоянные зрители знают, что в нашей студии всегда горят живые свечи и часто звучит живая музыка).

Этот пост я посвящаю всем, кто по праву получает со мной Орден Почета! Прежде всего, моему верному продюсеру Марго Кржижевской, нашей невероятной команде, в которой за 15 лет практически никто не поменялся (мы уже как семья!), и, конечно, моему первому зрителю, судье и почитателю Владимиру Спивакову. Спасибо!

Живем и снимаем дальше. ❤️

p. s. На фото с непривычки прицепила свою награду на правую сторону, как брошку.
Сегодня день рождения отмечает Кейт Уинслет — одна из лучших англоговорящих актрис своего поколения (а по мнению некоторых критиков — самая лучшая), обладательница многочисленных наград, в том числе, «Оскара», BAFTA, «Золотого глобуса», «Эмми», «Сезара» и других.

Можно смело выбирать любой фильм из ее послужного списка для вечернего просмотра. От себя рекомендую следующие блистательные работы:

«Айрис» Ричарда Айра
«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри
«Месть от кутюр» Джослина Мурхауса
«Чтеца» Стивена Долдри
«Резню» Романа Полански
«Дорогу перемен» Сэма Мендеса

Делитесь своими любимыми фильмами с именинницей.

#МоеКино
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории состоялся первый концерт Государственного академического симфонического оркестра СССР, который сегодня носит имя Евгения Светланова.

Госоркестр часто становился первым исполнителем новых сочинений, написанных специально для этого коллектива, а также забытых и долго не исполнявшихся произведений. Так, в 1945 году впервые почти за пятьдесят лет была исполнена Первая симфония Сергея Рахманинова. Впоследствии именно по инициативе Евгения Федоровича состоялся уникальный проект «Антология русской симфонической музыки», над созданием которого он работал более 25 лет.

Сегодня слушаем финал «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова. Запись 1973 года.

#МузыкальнаяТерапия
Письмо Веры Стравинской, написанное мужу Игорю Стравинскому после его смерти. ❤️‍🩹

Они прожили вместе пятьдесят лет, редко разлучаясь. Вера Артуровна пережила Игоря Федоровича на 11 лет и скончалась 17 сентября 1982 года в Нью-Йорке. Похоронена в Венеции на кладбище Сан-Микеле, рядом со своим мужем.

«Всем пишу, а всего больше хотелось бы написать тебе. <...> Как легко мне пишется тебе! Я очень страдаю, что не могу говорить с тобой — мне не с кем говорить, особенно по-русски, — я боюсь, что я скоро разучусь русскому языку <...>. Неужели я забуду русский язык? Последнее время, когда ты уже не мог много говорить, а я тебе рассказывала что-нибудь, чтобы развлечь тебя, ты смотрел на меня, и легкая улыбка расползалась по лицу! Что бы я дала теперь, чтобы увидеть эту улыбку! Я готова плакать, и совершенно напрасно я верю, что увижу тебя, — может быть, это будет неудовлетворительно, мы всегда желаем ту самую среду, в которой мы жили и были счастливы, — то маленькое café около NDame, где мы встречались тайком. Café было паршивое, но ты говорил: „От добра добра не ищут“. Под добром ты, конечно, подразумевал счастливые моменты. Я уверена, что ты слышишь все, что я говорю и думаю. Ведь это делается духом, а не телом, которое сгнило, или костями, которые поддерживали тело, а дух ведь продолжает существовать».
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Минутка музыкальной магии на совместном концерте Аарона Копленда и Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Леонарда Бернстайна.

Звучит финал концерта Копленда для юных зрителей «Джаз в концертном зале». Запись 1964 года. ❤️‍🔥

#МузыкальнаяТерапия
Доброе утро!
#ЦитатаДня
6 октября 1882 года в деревне Тимошовке Киевской губернии родился Кароль Шимановский.

Будущий пианист происходил из рода польских аристократов Корвин-Шимановских, ведущих свою родословную от древних времен польской истории. Все детство его окружали музыкально одаренные люди; в их числе — троюродные сестра и брат Наталия и Генрих Нейгаузы.

Сильнейшие впечатления Кароля с детства были связаны с оперой. Мальчиком он побывал на представлении оперы «Русалка» Александра Даргомыжского, затем услышал оперу «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. Под впечатлением от этих произведений он сочинил несколько собственных опер, которые незамедлительно нашли воплощение на домашней сцене.

Закончив заочное обучение в гимназии, Шимановский продолжил занятия музыкой в Варшаве. С 1901 по 1905 годы — брал частные уроки и очень преуспел в этих занятиях.

Творчество Шимановского в период учебы в Варшаве развивалось под влиянием любимых композиторов — Шопена, Вагнера и Скрябина, музыкой которых он увлекся еще в Тимошовке.

В Варшаве Шимановский сблизился с молодыми композиторами, которые вскоре объединились в содружество «Молодая Польша в музыке». Летом 1905 года содружество было реорганизовано в творческое объединение «Издательское общество молодых польских композиторов» с центром в Берлине, основной целью которого стало издание собственных сочинений и исполнении их за границей. Первый концерт содружества состоялся 6 февраля 1906 года и имел большой успех.

Летом 1911 года возник план организации цикла выступлений Шимановского при финансовой поддержке князя Любомирского. Концерты, в программу которых вошли Вторая симфония и Вторая соната прошли в Вене, Дрездене и Лейпциге, а затем в Кракове, Львове и Варшаве и были признаны крупнейшим музыкальным событием. После блестящего венского успеха музыка Шимановского получила широкое европейское признание.

Творчество Шимановского этого периода отличается поисками взаимодействия между смежными видами искусства и обогащением выразительных средств и технических приемов. Произведения, созданные с 1913 по 1918 годы отличаются оригинальностью замысла и совершенством его воплощения. Почти все они были написаны в Тимошовке, где Шимановский вынужден был долго находиться в связи с начавшейся Первой мировой войной и октябрьским переворотом в России. Творческие поиски Шимановского этого период оказались созвучны эстетике модернизма и символизма.

Несмотря на войну, композитор вел до 1917 года привычный мирному образ жизни. Зиму, как и многие состоятельные украинские помещики, проводил в Киеве, где семья снимала дом. Часто наведывался в Москву и Петербург, встречался с русскими музыкантами.

Октябрьский переворот 1917 года разрушил налаженный быт и творческие планы. Сперва отменились премьеры в Москве и Петрограде, в конце года была разграблена и сожжена родная Тимошовка. С 1917 по 1919 год композитор работал в Елизаветграде в музыкальном отделе Наркомпроса, писал статьи о воспитательной роли искусства в обществе, выступал перед рабочими и солдатами. Лишь в конце 1919 года перед Шимановским открылась возможность вернуться в Польшу. Окольными путями, через Румынию композитор добрался до Варшавы. Немного позднее туда прибыла и его семья.

С 1920 года в течение нескольких лет Шимановский гастролирует по всему миру. Особенно примечательны были концерты в Париже, на которых исполнялись Первый скрипичный концерт, «Любовные песни Хафиза», Третья симфония, Мазурки и «Метопы»для фортепиано. А в 1926 году в Варшаве состоялась постановка его оперы «Король Рогер».

С 1927 года Шимановский возглавлял Варшавскую консерваторию, в 1932-м — ушел в отставку, посвятив освободившееся время гастролям, в том числе, в СССР.

Последние годы жизни композитора были сопряжены с тяжелыми финансовыми условиями и проблемами со здоровьем. Шимановский умер в Лозанне в 1937 году от осложнений, вызванных туберкулезом. В этом же году его останки перевезли в Краков и захоронили в крипте заслуженных в церкви святого Станислава.