SatiSpivakova
16.7K subscribers
5.48K photos
1.08K videos
1.17K links
Нескучная классика

По вопросам: @Ta_Solovieva
Организация мероприятий: @EmpireOfMusic_Tabriz
加入频道
Сегодня день рождения отмечает Йо-Йо Ма — крупнейший виолончелист мира, обладатель 19-ти премий «Грэмми», Премии Гленна Гульда и других высоких музыкальных наград, один из самых влиятельных людей 2020 года по версии журнала Time.

Ма работал с Эннио Морриконе над музыкой для «Однажды в Америке» и «Неприкасаемых», записал альбом танго, с ансамблем народных инструментов объехал страны Ближнего и Дальнего Востока. Его называют «самым веселым виолончелистом в мире», но это не вредит репутации серьезного музыканта. Даже Стив Джобс, большой ценитель самой разной музыки, однажды сказал, что музыка в исполнении Йо-Йо Ма — «лучшее доказательство существования Бога».

В 4 года Ма начал играть сразу на трех инструментах: скрипке, альте и виолончели. В 5 вышел на сцену, в 7 выступал для президента Джона Кеннеди. А через 3 года поступил в престижную Джульярдскую школу в Нью-Йорке, где учился у знаменитого виолончелиста Леонарда Роуза. За почти 40-летнюю карьеру маэстро успел выступить чуть ли не со всеми знаменитыми дирижерами мира: Бернстайном, Темиркановым, Озавой.

На своих концертах Мамы собирает поклонников классики, авангарда и фольклора. Он проложил даже собственный «Шелковый путь», создав ансамбль музыкантов разных национальностей.

Йо-Йо Ма играет на венецианской виолончели Доменико Монтаньяна, которой почти три сотни лет. Со старинным инструментом однажды даже пришлось разлучиться (к счастью, ненадолго) — музыкант забыл инструмент, который оценивается в 2,5 миллиона долларов, в нью-йоркском такси.

Виолончелист дважды приезжал в Россию: в советское время и в начале 2000-х. Его коллега Александр Князев, знавший гениального музыканта лишь по записям, в 1988 году услышал Йо-Йо Ма вживую. Так он говорил об этой встрече: «Сюиты Баха оказали на меня совершенно волшебное воздействие. В чем сила этого воздействия: мы привыкли следовать, когда я учился в консерватории, каким-то стандартам, мы все играли в одних темпах, одинаковыми штрихами, и вот, наконец, приехал виолончелист, который опрокинул все наши представления об этих стандартах. Он играл настолько свободно, настолько гениально. Я сразу понял, в этом заложена какая-то истина».
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Леонард Бернстайн представляет начинающего виолончелиста Йо-Йо Ма и его сестру Йо-Ченг Ма на «Американском смотре искусств». 1962 год.

#Интересное #МузыкальнаяТерапия
В Международный день врача несколько слов о докторе Антоне Чехове.

Антон Павлович закончил медицинский факультет Московского университета в 1884 году. Будучи студентом, он принимал пациентов в Чикинской земской лечебнице Воскресенска, где близко наблюдал больных крестьян и медиков. Впоследствии это послужило материалом для его будущих рассказов «Хирургия», «Беглец», «Горе». Летом 1884 года, уже имея диплом на руках, Чехов временно занял место заведующего больницы, пока тот был в отпуске.

В начале своего врачебного пути писатель был полон желания лечить людей. «Мечтаю о гнойниках, отеках, фонарях, поносах, соринках в глазу и о прочей благодати. Летом обыкновенно полдня принимаю расслабленных, а моя сестра ассистирует мне — это работа веселая», — писал он в 1888 году.

Однако спустя пару лет работы земским врачом он уже не так оптимистичен. Фрагмент из его письма журналисту Алексею Суворину: «Ах, как мне надоели больные! Соседнего помещика трахнул нервный удар, и меня таскают к нему на паршивой бричке-трясучке. Больше всего надоели бабы с младенцами и порошки, которые скучно развешивать». Он жаловался, что работа врача требует «постоянных разъездов, разговоров и мелочных хлопот», что утомляет и отвлекает от литературы. «Уж очень надоели разговоры, надоели и больные, особенно бабы, которые, когда лечатся, бывают необычайно глупы и упрямы», — пишет другу Чехов.

А годом позже сознавался ему же, что окончательно устал от врачебной практики: «Нехорошо быть врачом. И страшно, и скучно, и противно. Молодой фабрикант женился, а через неделю зовет меня “непременно сию минуту, пожалуйста”. Старик фабрикант 75 лет женится и потом жалуется, что у него “ядрышки” болят оттого, что “понатужил себя”. Все это противно, должен я Вам сказать. Девочка с червями в ухе, поносы, рвоты, сифилис — тьфу!! Сладкие звуки и поэзия, где вы?».

Чехов окончательно оставил врачебное дело в 1898 году, но продолжал интересоваться профессией и выписывать медицинские журналы. «Медицина не может упрекать меня в измене. Я отдал должную дань учености», — резюмировал он итоги своей работы после публикации книги «Остров Сахалин».

#Интересное
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Немного осеннего настроения из фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман». 🍂 Поет Андрей Мягков.

#ДляНастроения
Смотрите, какой раритет нашла. 😍 Иоганнес Брамс со знаменитой скрипачкой 19 века Мари Солдат (стоит у него за спиной).

Про ее биографию, в отличие от биографии великого Брамса, известно немного. Училась в Берлинской Высшей школе музыки у маэстро Йозефа Иоахима. В течение многих лет была единственной женщиной, игравшей концерт Брамса для скрипки с оркестром. В конце 1880-х — начале 1890-х годов организовала первый в мире женский струнный квартет, в котором играла первую скрипку (справа на фото запечатлены две другие участницы этого музыкального коллектива).

Фото, предположительно, датировано 1895-м годом.

#Интересное
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
120 лет назад был основан Лондонский симфонический оркестр.

В открытом доступе можно найти огромное количество самых разных выступлений этого замечательного коллектива. Под занавес дня предлагаю насладиться отреставрированной записью 1973 года: ЛСО исполняет Симфонию № 2 до Густава Малера под управлением Леонарда Бернстайна в Соборе Или (Великобритания).

#МузыкальнаяТерапия
Доброе утро!
#ЦитатаДня
8 октября 1869 года в Кютахье родился Комитас (урожденный Согомон Согомонян).

Благодаря выдающимся музыкальным способностям и замечательному голосу рано осиротевшего мальчика зачислили воспитанником Эчмиадзинской духовной академии, где раскрылось его незаурядное дарование. Шел 1881 год.

После окончания курса Академии в 1893 года его возвели в сан иеромонаха с присвоением имени Комитас — в честь выдающегося армянского гимнотворца VII века. Вскоре Комитаса там же назначают учителем пения (параллельно он руководит хором, организует оркестр народных инструментов).

В 1896 году, осознавая недостаточность своих музыкально-теоретических знаний, Комитас отправился за образованием в Берлин. В течение трех лет в частной консерватории Шмидта он изучал курсы композиции, брал уроки игры на фортепиано, пения и хорового дирижирования. Разумеется, в центре его внимания была и богатая музыкальная жизнь Берлина: он слушал репетиции и концерты симфонического оркестра, посещал оперные спектакли.

Годы его наиболее плодотворной деятельности в различных сферах национальной музыкальной культуры начались после возвращения в 1899 году в Эчмиадзин. В этот период Комитас работает над капитальным «Этнографическим сборником», записывает около 4000 армянских, курдских, персидских и турецких церковных и светских напевов, занимается расшифровкой армянских нотных знаков, изучением теории ладов, самих народных песен. В эти же годы он создает обработки песен для хора без сопровождения, включаемые композитором в программы своих концертов. Песни эти различны по образно-жанровой принадлежности: любовно-лирические, шуточные, плясовые («Весна», «Шествуй», «Ходил, сверкал»). Есть среди них трагические монологи («Журавль», «Песня бездомного»), трудовые («Лорийский оровел», «Песня гумна»), обрядовые картины («С утренним приветом»), эпико-героические («Храбрецы Сипана»), и пейзажные («Луна нежна») циклы.

В 1905 году вместе с созданным им в Эчмиадзине хоровым коллективом Комитас направился в тогдашний центр музыкальной культуры Закавказья Тифлис (Тбилиси), где с большим успехом прошли его концерты и лекции.

Следующим пунктом назначения стал Париж, где Комитас привлек внимание известных музыкантов, представителей научного и художественного мира. Клод Дебюсси говорил: «Если бы Комитас написал только “Антуни” (“Песню бездомного”, — прим. ред.), то и это было бы достаточно для того, чтобы считать его крупным художником».

В 1907 году, возвратившись в Эчмиадзин, Комитас продолжил свою интенсивную многогранную деятельность. Вместе с тем взаимоотношения между Комитасом и его церковным окружением все более ухудшаются. Открытая вражда со стороны реакционного духовенства, полное непонимание ими исторического значения его деятельности в 1910 году заставляют композитора покинуть Эчмиадзин и обосноваться в Константинополе с надеждой создать там армянскую консерваторию. Увы, реализовать этот план ему не удалось.

Творческую деятельность Комитаса прервали трагические события. 24 апреля 1915 года, в день, который теперь считается началом геноцида армян, в Константинополе вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был схвачен и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии в Чанкыры. Благодаря вмешательству влиятельных османских интеллектуалов Комитас вместе с группой известных культурных деятелей армян был возвращен в Константинополь. Но пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжелых думах — сломленный и печальный.

В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Гений армянской музыки нашел свое последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.

Комитас скончался от инфекционного воспаления 22 октября 1935 года. Весной 1936 года его прах перевезли в Армению и предали земле в Ереване. Сегодня он покоится в Пантеоне деятелей культуры.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Лусине Закарян исполняет песню «Крунк» («Журавль») — одну из самых известных песен Комитаса, ставшую символом армянского народа. 🇦🇲 💔

#МузыкальнаяТерапия
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Редкая запись моего отца Зарэ Саакянца и основанного им первого Камерного оркестра Армении, сделанная примерно в 1965 году. Фрагменты литургии «Патараг» Комитаса в оркестровой обработке папы — дело всей его жизни.

Папы нет со мной уже 38 лет. Звук его скрипки — самый прекрасный звук из детства.

#МузыкальнаяТерапия
Сегодня день рождения величайшего архитектора Алексея Щусева — автора Мавзолея Ленина, Казанского вокзала, нового здания НКВД на Лубянке, гостиницы «Москва» и множества других объектов федерального значения в столице и других городах.

Проектировал Щусев не только значимые общественные здания, но и жилые дома. В их числе — Дом для артистов Большого театра, расположенный по адресу Брюсов переулок, 7.

Сам дом начали строить в 1932 году. Однако непонятно, кто работал над первоначальным вариантом (по одним данным — мастерская архитектора Даниила Фридмана; по другим — переехавший из Ленинграда в Москву архитектор Леонид Поляков). Финальным же обликом занимался именно Щусев. Строительство дома завершилось в начале 1936 года.

Интересно, что все планировки получились индивидуальными, так как Алексей Викторович старался «подстроить» пространство под будущих жильцов: внедрил систему шумоизоляции, а комнаты сделал широкими, чтобы в них можно было без труда доставить и поместить рояль.

В таких квартирах жили знаменитые артисты Большого театра: певицы Антонина Нежданова (чьим именем раньше назывался Брюсов переулок), Ирина Масленникова, певец Иван Козловский, балерина Ольга Лепешинская, дирижер Николай Голованов и многие другие выдающиеся артисты и культурные деятели эпохи.
Сегодня день рождения талантливого и многогранного Леонида Куравлева. ❤️

Небольшая подборка фильмов с его участием на вечер:

«Живет такой парень», 1964
«Афоня», 1975
«Вий», 1967
«Начало», 1970
«Иван Васильевич меняет профессию», 1973

Какая роль артиста запомнилась вам?

#МоеКино
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Блистательная Катерина Валенте и ее интерпретация «Вечного движения» Никколо Паганини.

Фрагмент записи 1971 года.

#ДляНастроения