SatiSpivakova
16.7K subscribers
5.48K photos
1.08K videos
1.17K links
Нескучная классика

По вопросам: @Ta_Solovieva
Организация мероприятий: @EmpireOfMusic_Tabriz
加入频道
В день рождения королевы детектива Агаты Кристи расскажу историю ее загадочного исчезновения.

В пятницу вечером, 3 декабря 1926 года, 36-летняя писательница, никого не предупредив, покинула свой дом в Стайлзе (графство Эссекс) и поехала на автомобиле якобы в Йоркшир, о чем сообщила в записке своему секретарю Карло.

Муж Кристи, Арчибальд (Арчи), сообщил в полицию о том, что она пропала. Вскоре был найден автомобиль писательницы, в котором она оставила свою шубку. К поискам привлекли около 500 полицейских, а также служебных собак и самолет. В поисках тела исследовали ближайшие пруды и поля.

Арчи, незадолго до этого попросивший у Кристи развода, был одним из главных подозреваемых. Настоящий сюжет для детектива: неверный муж избавляется от надоевшей жены. Своей вины в предполагаемом преступлении он категорически не признал.

К этому времени у Агаты Кристи уже были почитатели, она приобрела известность в литературных кругах. За ее поисками следили не только журналисты и поклонники, но и коллеги по перу. Большой любитель мистификации Артур Конан Дойль раздобыл перчатку Кристи и отнес ее медиуму в надежде узнать что-то о таинственном исчезновении.

Самое удивительное, что через 11 дней писательницу наконец обнаружили — живой и относительно здоровой. Все это время она жила под вымышленным именем в спа-отеле в Харрогейте:
посещала библиотеку и процедуры, играла на пианино.

Сама же она никак не объяснила своего исчезновения. Осмотревшие ее врачи поставили диагноз — амнезия. Впрочем, позднее психиатры засомневались. Дело в том, что при заезде в отель Кристи зарегистрировалась под именем Терезы Нил (именно такую фамилию носила любовница Арчи) — это навело врачей мысль о том, что никакой временной амнезии у Кристи не было, а действовала она по хорошо продуманному плану.

По мнению психолога Эндрю Нормана, Кристи могла страдать редкой формой расстройства — диссоциативной фугой. При этом заболевании, вызванным тяжелым личным переживанием, человек напрочь забывает историю своей личности, вплоть до имени, профессии, адреса и других сведений. Больной может внезапно переехать на другое место и начать жить совершенно новой жизнью, никак не связанной с его настоящей личностью. Норман предположил, что это состояние было вызвано сильнейшим стрессом — в данном случае предательством супруга.

Но многие верили и в то, что Кристи, хорошо выучившая основы классического детектива, в мелочах продумала план «побега» и просчитала все заранее. Так или иначе, сама она больше не возвращалась к этой теме и в своих мемуарах обошла эпизод стороной.

Кристи еще некоторое время после происшествия жила надеждой, что супруг вернется в семью, но этого не произошло. Их развод состоялся в 1928 году.

Чуть позже она встретит главную любовь своей жизни — археолога Макса Маллоуэна. Они поженились и прожили вместе больше 40 лет, до самой смерти Кристи в 1976-м году.

📷: Агата Кристи и Макс Маллоуэн

#Интересное
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Было нелегко найти запись первого выступления Майкла Джексона в Москве (а ведь всего лишь 15 сентября 1993 года), но кое-что во всемирной паутине сохранилось.

Делюсь!

#ДляНастроения
16 сентября 1887 года в Париже родилась Надя Буланже.

Ее дед и отец были преподавателями Парижской консерватории, мать — певица Раиса Ивановна Мышецкая — родилась в 1858 году в Санкт-Петербурге и в 1876 году эмигрировала во Францию.

На девятом году жизни маленькая Надя начала учиться игре на органе и композиции. На ее необыкновенные способности обратил внимание Габриель Форе, профессор композиции и директор Парижской консерватории, куда Надя была принята, едва ей исполнилось десять лет. Она изучала композицию у Форе и Шарля-Ма­ри Видора; кроме того, Надя была ученицей органиста Луи Вьерна и пианиста Поля Видаля.

Буланже была одной из всего лишь трех юных дам, которые решились принять участие в конкурсных состязаниях. Первой могла быть Мари-Жюльетт Тутен: в 1902 году французский парламент, где доминировала выступающая за равноправие полов социалистическая партия, разрешил женщине участвовать в конкурсе. Однако этому воспротивился ее отец, так как жюри не согласилось на то, чтобы кандидата сопровождала компаньонка.

Два года спустя в конкурсе участвовала Элен Флери, завоевавшая четвертое место. Весной 1908 года мощный резонанс во французской прессе вызвала попытка 21-летней Нади Буланже (кстати, участво­вавшей в конкурсе уже в третий раз) получить Римскую премию.

От участников полуфинала требовалось написать инструментальную фугу на тему, заданную председателем жюри, которым в 1908 году был Камиль Сен-Санс. Однако, по мнению Нади, предложенная им тема больше подходила для вокальной фуги, каковую она и написала. Тогда Сен-Санс решил снять строптивую кандидатку с конкурса, но часть прессы встала на ее защиту, указывая на то, что, поскольку женщины лишь с недавних пор стали участвовать в конкурсе на соискание Римской премии. В итоге Надя продолжила участие и завоевала третью премию.

Через год она еще раз попытала счастья, но и на этот раз желанный главный приз ей не достался. Четы­ре года спустя его получила ее младшая сестра Лили.

Дирижерская карьера Нади Буланже бы­ла скорее скромной. Ее развитию препятствовали тогдашние нравы: в начале XX века во Франции женщины если и дирижировали, то хорами. Появиться перед оркестром для них было возможно только в провинции. Поэтому в роли дирижера Буланже дебютировала вдали от столицы — в Ла-Рош-сюр-Йоне, городе на полпути между Нантом и Ла-Рошель.

17 апреля 1912 года она руководила исполнением фрагментов своей кантаты «Русалка» и двух пьес для голоса с оркестром — «Молитва» и «Песня». Она же стояла за пультом во время исполнения Концерт­штю­ка Рауля Пюньо, пользовавшегося в ту пору большой известностью.

Но по-настоящему эффектное публичное ее выступление состоялось лишь 24 ноября 1936 года в Квинс-холле. Она была первой женщиной, которая предстала перед Лондонским филармоническим оркестром.

Центральное место в многосторонней деятельности Нади Буланже занимает педагогическая карьера, которую она начала в возрасте 20 лет, поступив на работу в только что открывшуюся Женскую консерваторию на Елисейских полях. С 1907 года Надя преподавала там фортепиано и сольфеджио, а также чтение партитур, транспонирование в разные ключи и генерал-бас. В 1919 году выдающийся пианист Альфред Корто предложил ей ра­бо­ту в недавно основанной Нормальной шко­ле музыки, поручив преподавание гармо­нии, контрапункта, органа и композиции.

Осенью 1921 года Надя стала давать у себя дома, на улице Баллю, 36, уроки анализа, которые с перерывами вела всю жизнь — каж­дую среду днем. Немного ранее, летом того же года, в одном из крыльев дворца Фонтенбло под Парижем открылась Американская консерватория. Надя Буланже пришла туда проводить занятия по композиции и анализу в рамках двухмесячных курсов, а в итоге стала директором учреждения. В Консерватории она служила до самой смерти в 1979 году.

Надю Буланже похоронили на кладбище Монмартр в Париже. Вспоминая о своем педагоге, композитор Клаудио Спис сказал: «Она могла заставить фортепиано звучать как любой другой инструмент. Я не знаю, как она это делала, — это совершенная загадка».
О роли Нади Буланже в творческой судьбе Астора Пьяццоллы.

В 1953 году Пьяццолла получил премию Фабиана Севицкого и стипендию от французского правительства за симфонию «Буэнос-Айрес», позволявшую полтора года учиться в Париже у Нади, которая к тому моменту уже имела статус гениального педагога.

Впоследствии Пьяццолла скажет о ней так: «Надя научила меня верить в Астора Пьяццоллу, верить, что моя музыка не так плоха, как я думал. Только благодаря Наде я внезапно освободился, и с этого момента понимал, какую музыку буду играть».

Из Парижа в Буэнос-Айрес вернулся совсем другой человек — уже не сомневающийся, какую музыку он должен писать. Естественно, что исполнители традиционного танго, родоначальником которого был Карлос Гардель, восприняли Пьяццоллу в штыки и даже прозвали его «убийцей танго».

В ответ на критику Пьяццолла, которого Надя Буланже научила не бояться экспериментов, создал «tango nuevo» — неповторимый, узнаваемый с первых нот и гораздо более свободный, нежели традиционный, музыкальный стиль.

📷: Астор Пьяццолла и Надя Буланже

#Интересное
16 сентябре 1991 года ушла из жизни легендарная балерина Ольга Спесивцева.

Ее балетная судьба сложилась блестяще: дебют на сцене Мариинского театра, затем приглашение от Михаила Фокина на гастроли в Америке, работа в Русском балете Дягилева, который отзывался о ней так: «В мире родилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Анной Павловой, другая — Ольгой Спесивцевой. Для меня Спесивцева — та сторона яблока, которая обращена к солнцу». Ведущие партии во всех главных балетах, «Жизели», «Лебедином…», «Баядерке», «Спящей красавице» и далее по списку.

Ее последнее выступление состоялось в 1939 году в Париже. Спесивцева переехала в США, однако начать новую жизнь в новой стране у нее не получалось, — начались проблемы со здоровьем.

В 1943 году ее поместили в бесплатную психиатрическую клинику, в которой она провела более 20 лет. В 1963 году почитатель ее творчества писатель Дейл Эдвард Ферн перевез ее из клиники в пансионат на ферме Толстовского фонда вблизи города Нью-Йорка, который в свое время создала младшая дочь писателя Льва Толстого.

Марис Лиепа, однажды посетивший Спесивцеву, так описал эту встречу: «Маленькая комнатка с почти спартанской обстановкой: кушетка, стол, шкаф и умывальник составляли все её убранство. Наконец к нам вышла очень изящная, с классической, то есть гладкой, балетной прической женщина, с широко раскрытыми возбужденными глазами.

Она поздоровалась, расцеловала нас всех по очереди, сказала, что все утро ужасно волновалась, когда узнала, что в гости к ней едут Уланова и Долин… Мы уехали полные жалости и сострадания к судьбе известной в свое время балерины.

Дело было даже не в болезни, дело было в безысходности и одиночестве, которыми веяло от ее пристанища и от всей ее маленькой, сохранившей изящество фигурки».

Ольгу Александровну похоронили на русском кладбище в Ново-Дивееве. Через шесть лет Борис Эйфман поставил на сцене Александринского театра балет о Спесивцевой под названием «Красная Жизель».

📷: Ольга Спесивцева в образе Одетты. 1934 год
Сегодня день рождения у выдающегося пианиста Алексея Любимова. 80 лет. 🙏🏻

Четыре года назад он был у меня в студии программы «Нескучная классика». По традиции публикую фрагменты нашей беседы: о встречах с Марией Юдиной, «поиске нездешнего» — музыке романтиков, исполнение Экспромта Франца Шуберта.

Ссылку на полную версию прилагаю.

#ДляНастроения
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В день памяти Марии Каллас публикую фрагмент редкой записи исполнения арии Амины из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула». 1965 год. 👏🏻❤️

Дирижер Жорж Претр.

#ДляНастроения
Доброе утро!
#ЦитатаДня
17 сентября 1962 года в Сиднее родился Баз Лурман.

Международное киносообщество открыло для себя амбициозного австралийца на Каннском кинофестивале 1992 года — тогда он получил Приз молодежного жюри за фильм «Только в танцевальном зале» (другое название — «Танцы без правил»).

Страстное австралийское танго в исполнении Скотта Гастингса потрясло фестивальную аудиторию (особенно на фоне традиционно серьезных фильмов излюбленных каннских «авторов»), открыв так называемую «трилогию красного занавеса», которую продолжили фильмы «Ромео + Джульетта» и «Мулен Руж!» (последний принес Николь Кидман ее первую номинацию на «Оскар» и заслуженный «Золотой глобус»). К слову, через три года Кидман стане героиней самого дорого коммерческого ролика в истории, снятого… Базом Лурманом. 2005 год, Chanel №5, 11 миллионов долларов за минуту рекламы.

В своих творениях Лурман использует театральные отсылки и создает у зрителя ощущение присутствия. Он оживляет камеру, которая свободно перемещается в кадре — то «подлетает» к героям, то «отлетает» от них, демонстрируя красоту локации. Сверхобщий план зачастую плавно сменяется на крупный. Пространство становится трехмерным. В фильме «Великий Гэтсби» режиссер прибегнул к помощи 3D, устранив препятствия между происходящим на экране и зрителем — таким образом последний как бы стал участником событий.

В мае 2019 года Лурман сообщил, что приступил к новому сценарию в соавторстве с давним напарником Крейгом Пирсом. Вместе они смешали лурмановские приемы и яркие краски, чтобы проиллюстрировать жизнь Элвиса Пресли. Картина была в целом тепло встречена критиками и получила восемь номинаций на «Оскар» (увы, ни одной награды). Игру исполнителя главной роли Остина Батлера, впрочем, отметили «Золотым глобусом».

Четыре года назад Лурман всерьез взялся за экранизацию «Мастера и Маргариты». От экранизации впоследствии пришлось отказаться из-за спора о сценарии и правах на книгу, которые принадлежат детям третьей жены Булгакова от предыдущего брака — Дарье и Сергею Шиловским.

Минувшей весной Лурман опубликовал в соцсетях изображение коробки с этикеткой Warner Bros. и надписью «Коробка с записями Элвиса», подписав: «мы нашли катушки с никогда ранее не публиковавшимися кадрами «Elvis on Tour» («Элвис на гастролях» — тридцать третий и заключительный документальный фильм 1972 года с участием Элвиса Пресли) и «That’s The Way It Is» («Всё, как есть» – документальный фильм 1970 года об Элвисе Пресли). Позже режиссер сообщил журналистам, что уникальные кадры, полученные им во время работы над кинолентой, возможно, войдут в его новый проект — видеоверсию концерта Элвиса Пресли.

To be continued…

В галерее: Баз Лурман на съемках, кадры из фильмов «Танцы без правил», «Мулен Руж!», «Ромео + Джульетта», «Великий Гэтсби», «Элвис»
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Пасодобль из фильма База Лурмана «Танцы без правил» 💃🏽 🔥

#ДляНастроения
17 сентября 1957-го поженились Софи Лорен и Карло Понти — за что тут же схлопотали от Ватикана статус страшных грешников.

Все просто: Понти долгие годы не мог получить развод и в итоге оформил его в Мексике (и там же сразу женился на Софи). Но католическая Италия признала схему уголовно наказуемой. Влюбленные спешно бежали во Францию, где позже поженились еще раз.

Впрочем, и там их настиг рок. У Лорен случилось 2 выкидыша прежде, чем на свет появился первенец — и то с большим трудом: были гормональная терапия и строжайший постельный режим (всего полчаса на ногах в день). 

А в 1970-х супругам, уже вернувшимся в Рим, вновь светило небо в клеточку. На сей раз за неуплату налогов. Лорен и Понти потеряли свой особняк и очень много нервов. Не говоря уже о том, что она 17 дней провела в тюрьме, а он попал на несколько лет общественных работ. 

Виллу пара вернула только в 1990 году. А в 2013-м Лорен добилась-таки снятия обвинений.

Понти этого уже не увидел: он умер от болезни легких в 2007-м, не дожив до их золотой свадьбы всего несколько месяцев.