Русская икона и русский авангард — одно и то же или две противоположности? Как ни странно, первый из ответов на этот вопрос гораздо ближе к истине
На рубеже XIX и XX столетий русская культура внезапно оторвалась от привязки к современности и взглянула одновременно в прошлое, будущее и бесконечное. Иконы, которые в рационалистическом и реалистическом XIX столетии казались маловыразительными предметами церковного обихода обрели художественную ценность: из старообрядческих закромов «всплывали» новые и новые образцы древнего мастерства, очищаемые реставраторами от поновлений и наслоений. Первая выставка, где иконы были представлены именно как произведения искусства, а не в качестве предметов старины, состоялась в революционном 1906 году — и не в Москве или Санкт-Петербурге, а... в Париже! Её кураторами выступили Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Настоящее же внимание публики иконопись обрела лишь в 1913 году: прогремевшая на всю страну выставка к Трёхсотлетию династии Романовых воодушевила даже футуристов. Призывая сбросить прошлое с корабля современности, деятели авангарда отвергали не столько историю как таковую, но западную цивилизацию Нового времени.
«С тех пор, как пала Византийская Империя — эта пышная носительница искусств — европейская живопись медленно и постепенно склонялась к своему упадку, медленно вырождалось все высшее, все духовное, что носила в себе человеческая личность» написал в 1913 году Николай Пунин.
Малевич, выставивший свой «Чёрный квадрат» в декабре 1915 года, повесил его в красном углу, подобно иконе, выражающей уже не конкретный лик — но невыразимый образ апофатической теологии.
Кстати, почти одновременно с Малевичем те же идеи исследовали и московские математики — изучавшие в то время иерархии бесконечностей (и вдохновлявшиеся популярной тогда «ересью» имяславия).
И даже после Революции Татлин переосмыслял иконы в своих рельефах и проекте памятника III коммунистическому интернационалу, а Александр Родченко утверждал, что «русская живопись не имеет преемственности от запада», и что «начало свое русская живописная культура берет у иконы».
Кстати, новая важная книга о связи иконописи и авангарда вышла на русском языке совсем недавно. Этим летом Bibliorossica перевела монографию Марии Тарутиной «Икона и квадрат. Русский модернизм и русско-византийское возрождение», вышедшую на английском в 2019 году. Жаль, конечно, что важнейшие исследования и открытия русской культуры едва ли не в подавляющем большинстве случаев вынуждены случаться вне России: мы уже писали как западные слависты изобрели русский авангард и сохранили наследие неподцензурной литературы ХХ века. Но вот и о связи русской иконы и авангарда, православия и математики важнейшие монографии пишутся, хоть в Сингапуре, хоть в Массачусетсе, но не в России. Интересно, настанет ли эпоха когда исследователям русской культуры будет лучше и продуктивнее работаться в России, чем за её пределами..?
Бахчисарайские гвоздики
На рубеже XIX и XX столетий русская культура внезапно оторвалась от привязки к современности и взглянула одновременно в прошлое, будущее и бесконечное. Иконы, которые в рационалистическом и реалистическом XIX столетии казались маловыразительными предметами церковного обихода обрели художественную ценность: из старообрядческих закромов «всплывали» новые и новые образцы древнего мастерства, очищаемые реставраторами от поновлений и наслоений. Первая выставка, где иконы были представлены именно как произведения искусства, а не в качестве предметов старины, состоялась в революционном 1906 году — и не в Москве или Санкт-Петербурге, а... в Париже! Её кураторами выступили Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Настоящее же внимание публики иконопись обрела лишь в 1913 году: прогремевшая на всю страну выставка к Трёхсотлетию династии Романовых воодушевила даже футуристов. Призывая сбросить прошлое с корабля современности, деятели авангарда отвергали не столько историю как таковую, но западную цивилизацию Нового времени.
«С тех пор, как пала Византийская Империя — эта пышная носительница искусств — европейская живопись медленно и постепенно склонялась к своему упадку, медленно вырождалось все высшее, все духовное, что носила в себе человеческая личность» написал в 1913 году Николай Пунин.
Малевич, выставивший свой «Чёрный квадрат» в декабре 1915 года, повесил его в красном углу, подобно иконе, выражающей уже не конкретный лик — но невыразимый образ апофатической теологии.
Кстати, почти одновременно с Малевичем те же идеи исследовали и московские математики — изучавшие в то время иерархии бесконечностей (и вдохновлявшиеся популярной тогда «ересью» имяславия).
И даже после Революции Татлин переосмыслял иконы в своих рельефах и проекте памятника III коммунистическому интернационалу, а Александр Родченко утверждал, что «русская живопись не имеет преемственности от запада», и что «начало свое русская живописная культура берет у иконы».
Кстати, новая важная книга о связи иконописи и авангарда вышла на русском языке совсем недавно. Этим летом Bibliorossica перевела монографию Марии Тарутиной «Икона и квадрат. Русский модернизм и русско-византийское возрождение», вышедшую на английском в 2019 году. Жаль, конечно, что важнейшие исследования и открытия русской культуры едва ли не в подавляющем большинстве случаев вынуждены случаться вне России: мы уже писали как западные слависты изобрели русский авангард и сохранили наследие неподцензурной литературы ХХ века. Но вот и о связи русской иконы и авангарда, православия и математики важнейшие монографии пишутся, хоть в Сингапуре, хоть в Массачусетсе, но не в России. Интересно, настанет ли эпоха когда исследователям русской культуры будет лучше и продуктивнее работаться в России, чем за её пределами..?
Бахчисарайские гвоздики
«Ведь не отрицаете же и вы, что народ наш проявил местами чрезвычайную силу духа: люди покидали свои дома и детей и шли умирать за веру, за угнетенных, бог знает куда и бог знает с какими средствами, точь-в-точь как первые крестоносцы девять столетий тому назад в Европе.
Просыпалась великая идея, вознесшая, может быть, сотни тысяч и миллионов душ разом над косностью, цинизмом, развратом и безобразием, в которых купались до того эти души.
Ведь вы знаете, народ наш считают до сих пор хоть и добродушным и даже очень умственно способным, но всё же темной стихийной массой, без сознания, преданной поголовно порокам и предрассудкам, и почти сплошь безобразником.
Но, видите ли, я осмелюсь высказать одну даже, так сказать, аксиому, а именно: чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок.
Ибо безобразие есть несчастье временное, всегда почти зависящее от обстоятельств, предшествовавших и преходящих, от рабства, от векового гнета, от загрубелости, а дар великодушия есть дар вечный, стихийный, дар, родившийся вместе с народом, и тем более чтимый, если и в продолжение веков рабства, тяготы и нищеты он все-таки уцелеет, неповрежденный, в сердце этого народа»
Фёдор Михайлович Достоевский, "Дневник писателя"
Подписаться на Русский Восток
Просыпалась великая идея, вознесшая, может быть, сотни тысяч и миллионов душ разом над косностью, цинизмом, развратом и безобразием, в которых купались до того эти души.
Ведь вы знаете, народ наш считают до сих пор хоть и добродушным и даже очень умственно способным, но всё же темной стихийной массой, без сознания, преданной поголовно порокам и предрассудкам, и почти сплошь безобразником.
Но, видите ли, я осмелюсь высказать одну даже, так сказать, аксиому, а именно: чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок.
Ибо безобразие есть несчастье временное, всегда почти зависящее от обстоятельств, предшествовавших и преходящих, от рабства, от векового гнета, от загрубелости, а дар великодушия есть дар вечный, стихийный, дар, родившийся вместе с народом, и тем более чтимый, если и в продолжение веков рабства, тяготы и нищеты он все-таки уцелеет, неповрежденный, в сердце этого народа»
Фёдор Михайлович Достоевский, "Дневник писателя"
Подписаться на Русский Восток
Forwarded from Сыны Монархии
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Сергей Караганов:
Я счастлив, что мы называем себя во всех документах называем себя государством - Цивилизацией.
Это правильное понимание.
Нужно понять очень простую вещь – Россия не выжила бы на среднерусской равнине, если бы со времен Ивана Грозного русские бы не пошли в Сибирь.
Россия открыла для себя абсолютно новые горизонты, став мировым глобальным народом. Освоение Сибири сделало из древней Руси, Русского царства великую Россию.
Ещё до того, как она была провозглашена империей, ресурсы Сибири, сначала «мягкое золото», затем серебро, золото, минералы позволили создать и оснастить мощную армию и флот.
Немалую роль в этом играли караваны северного шёлкового пути, вёзшие через Кяхту в Россию и дальше китайские товары в обмен на меха. Там же в Сибири русские, конкурируя и торгуя, начали тесно взаимодействовать с выходцами из Центральной Азии, «бухарцами», как их наши тогда называли.
Сибирь создала нас такими, какие мы есть, и поэтому нам надо возвращаться в Сибирь – к себе домой.
С конца 90 годов была попытка реализовать проект «Новое открытие Сибири», в 2000 годах – «Восточный поворот». Он тоже включал в себя движение в Сибирь.
Сейчас настало время понять очевидное – центр нашего духовного, экономического и политического развития должен двигаться к Уралу и Сибири.
Подписаться на Русский Восток
Я счастлив, что мы называем себя во всех документах называем себя государством - Цивилизацией.
Это правильное понимание.
Нужно понять очень простую вещь – Россия не выжила бы на среднерусской равнине, если бы со времен Ивана Грозного русские бы не пошли в Сибирь.
Россия открыла для себя абсолютно новые горизонты, став мировым глобальным народом. Освоение Сибири сделало из древней Руси, Русского царства великую Россию.
Ещё до того, как она была провозглашена империей, ресурсы Сибири, сначала «мягкое золото», затем серебро, золото, минералы позволили создать и оснастить мощную армию и флот.
Немалую роль в этом играли караваны северного шёлкового пути, вёзшие через Кяхту в Россию и дальше китайские товары в обмен на меха. Там же в Сибири русские, конкурируя и торгуя, начали тесно взаимодействовать с выходцами из Центральной Азии, «бухарцами», как их наши тогда называли.
Сибирь создала нас такими, какие мы есть, и поэтому нам надо возвращаться в Сибирь – к себе домой.
С конца 90 годов была попытка реализовать проект «Новое открытие Сибири», в 2000 годах – «Восточный поворот». Он тоже включал в себя движение в Сибирь.
Сейчас настало время понять очевидное – центр нашего духовного, экономического и политического развития должен двигаться к Уралу и Сибири.
Подписаться на Русский Восток
Forwarded from Катехон
🌍 Сегодня в российских СМИ так же часто, как слово "Россия", фигурирует слово "Запад". А также производные от слова "Запад": "западная цивилизация", "западные санкции", "западная культура", "западное доминирование" и т.п. Википедия разъясняет, что под Западом понимаются страны Западной Европы, Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страны. Историки, политики, философы пытаются найти общий знаменатель, объединяющий указанные страны. Сумму названных стран они называют "западной цивилизацией". Она объединяет страны, имеющие общую идеологию.
Ядром этой западной цивилизации является англосаксонский мир. По той причине, что западная идеология зародилась именно в англосаксонских странах. К англосаксонскому миру относится идеологическое, политическое, военное и финансовое содружество пяти стран: Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Становление англосаксонского мира началось с Великобритании. На протяжении нескольких веков она распространяла свое влияние на другие части мира. Осуществляя колонизацию Нового света и создавая Британскую империю, в которой "солнце никогда не заходит". В первую очередь, следует говорить об идейном влиянии Британии, а уж за ним следовало влияние политическое, военное и финансово-экономическое.
Валентин Катасонов об англосаксонском Западе как о Большом Израиле.
Ядром этой западной цивилизации является англосаксонский мир. По той причине, что западная идеология зародилась именно в англосаксонских странах. К англосаксонскому миру относится идеологическое, политическое, военное и финансовое содружество пяти стран: Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Становление англосаксонского мира началось с Великобритании. На протяжении нескольких веков она распространяла свое влияние на другие части мира. Осуществляя колонизацию Нового света и создавая Британскую империю, в которой "солнце никогда не заходит". В первую очередь, следует говорить об идейном влиянии Британии, а уж за ним следовало влияние политическое, военное и финансово-экономическое.
Валентин Катасонов об англосаксонском Западе как о Большом Израиле.
Катехон. Информационно-аналитическое издание
Англосаксонский мир претендует на роль Большого Израиля
Сегодня в российских СМИ также часто как слово «Россия» фигурирует слово «Запад». А также производные от слова «Запад»: «западная цивилизация», «западные санкции», «западная культура», «западное
Ты пишешь, что мир ринулся под откос.
Оставь мир! Смотри на себя и увидишь мир другим!
Твори молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» везде, где бы ты ни находился, чем бы ни занимался, никогда не оставляй ее.
Старец Ефрем Катунакский.
Подписаться на Русский Восток
Оставь мир! Смотри на себя и увидишь мир другим!
Твори молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» везде, где бы ты ни находился, чем бы ни занимался, никогда не оставляй ее.
Старец Ефрем Катунакский.
Подписаться на Русский Восток
Forwarded from ПолитНавигатор. Новости и аналитика
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Политнавигатор
Почему Путин впервые не поздравил Казахстан с «Днём незалежности»
МИД РФ наконец-то признал 16 декабря факт активных попыток Запада вытеснить Россию из Средней Азии и открыть там «второй фронт». Об этом мы говорили неоднократно в своих публикациях и сейчас очевидно происходит обострение борьбы за передел сфер влияния в…
В городе Улан-Баторе на территории 3-ей клинической больницы стоит памятник иркутскому врачу Павлу Шастину
Павел Шастин - известный врач, хирург, который с 1914 года являлся председателем правления общества врачей Восточной Сибири, был награжден за врачебные успехи орденами «Святого Станислава» и «Святой Анны №2».
В 1923 году он приехал в Улан-Батор, где встретили его очень враждебно. Ведь единственными целителями в Монголии считались ламы.
Каждый второй сын в семье был ламой, поэтому лам в Монголии было более 40%. Другой медицины монголы не знали. В Шастина стреляли, дважды поджигали его юрту, но он всё - таки сумел заслужить доверие монголов.
В Монголии в те годы всех, кого ламы посчитали безнадёжными больными, свозили в « Чёрную долину». Оставленные без пищи и помощи близких, больные люди медленно умирали. Тела умерших клевали птицы, растаскивали дикие звери.
Однажды в «Чёрной долине» доктор Шастин нашёл 18-летнюю монголку, обессилевшую от болезни. Он принёс её в свой лазарет и выходил. Когда девушка вернулась домой, родители были на седьмом небе от счастья. После этого пошла молва о русском докторе, который воскрешает даже мёртвых...
В Монголии работал не только Павел Шастин, но и его сын Николай с женой Тамарой Ященко, и внук Павел, ставший хирургом центральной детской больницы. Династия Шастиных проработала в Монголии более 30 лет. Их имя носит больница в городе Улан - Баторе.
Подписаться на Русский Восток
Павел Шастин - известный врач, хирург, который с 1914 года являлся председателем правления общества врачей Восточной Сибири, был награжден за врачебные успехи орденами «Святого Станислава» и «Святой Анны №2».
В 1923 году он приехал в Улан-Батор, где встретили его очень враждебно. Ведь единственными целителями в Монголии считались ламы.
Каждый второй сын в семье был ламой, поэтому лам в Монголии было более 40%. Другой медицины монголы не знали. В Шастина стреляли, дважды поджигали его юрту, но он всё - таки сумел заслужить доверие монголов.
В Монголии в те годы всех, кого ламы посчитали безнадёжными больными, свозили в « Чёрную долину». Оставленные без пищи и помощи близких, больные люди медленно умирали. Тела умерших клевали птицы, растаскивали дикие звери.
Однажды в «Чёрной долине» доктор Шастин нашёл 18-летнюю монголку, обессилевшую от болезни. Он принёс её в свой лазарет и выходил. Когда девушка вернулась домой, родители были на седьмом небе от счастья. После этого пошла молва о русском докторе, который воскрешает даже мёртвых...
В Монголии работал не только Павел Шастин, но и его сын Николай с женой Тамарой Ященко, и внук Павел, ставший хирургом центральной детской больницы. Династия Шастиных проработала в Монголии более 30 лет. Их имя носит больница в городе Улан - Баторе.
Подписаться на Русский Восток
Российские ученые победили РАК — новая вакцина смогла убить меланому и все метастазы
Ученые института имени
Гамалеи разработали лекарство, которое существенно уменьшает опухоли и пресекает их распространение.
Первые пациенты получат препарат уже в 2025 году
Подписаться на Русский Восток
Ученые института имени
Гамалеи разработали лекарство, которое существенно уменьшает опухоли и пресекает их распространение.
Первые пациенты получат препарат уже в 2025 году
Подписаться на Русский Восток
С уверенностью можно сказать, что победит та сторона, которой дает победу воля Божия.
Из Святого Откровения Божиего ясно, кому Бог дарует победу. Это ясно и из примера всех войн истории человечества, если их рассматривать в освещении Святого Откровения.
Короче: воля Божия дарует победу тому, у кого самая ясная и крепкая вера в Бога и кто исполняет Его закон.
Богоотступнический и нечестивый народ будет побежден, хотя бы его было много, как листьев в лесу.
Нечестивым и отступившим от Бога вождям народа не помогут их ум, расчет, войско, культура, вооружение, дипломатия, красноречие, что-либо иное материального характера
Святитель Николай Сербский
Подписаться на Русский Восток
Из Святого Откровения Божиего ясно, кому Бог дарует победу. Это ясно и из примера всех войн истории человечества, если их рассматривать в освещении Святого Откровения.
Короче: воля Божия дарует победу тому, у кого самая ясная и крепкая вера в Бога и кто исполняет Его закон.
Богоотступнический и нечестивый народ будет побежден, хотя бы его было много, как листьев в лесу.
Нечестивым и отступившим от Бога вождям народа не помогут их ум, расчет, войско, культура, вооружение, дипломатия, красноречие, что-либо иное материального характера
Святитель Николай Сербский
Подписаться на Русский Восток
Лебединский Борис Иванович
«Сказ о Байкале», 1969 г
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Подписаться на Русский Восток
«Сказ о Байкале», 1969 г
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Подписаться на Русский Восток
На колдунов россияне тратят больше, чем на еду
Беспристрастная статистика Рунета гласит: рынок оккультных услуг в РФ к концу уходящего года оценивается в 2,4 трлн руб. (в прошлом году было 2 триллиона рублей, что сравнивалось аналитиками с расходами населения на продукты питания).
Исследования обычно заказывают конкуренты, а у колдунов ближайшие – психологи. Их рынок за истекающий год тоже вырос, но магический превысил его в целых 20 раз.
«Огня» в «болото с чертями» добавил и ежегодный опрос ВЦИОМ, согласно которому в эффективность эзотерики верит каждый четвертый россиянин, а хотя бы единожды прибегали к помощи специалистов такого рода до 60% населения нашей страны.
Аналитиками подсчитано, что в прошлом году доходы в магическом сегменте экономики выросли на 20%, а финал текущего года обещает еще более внушительные цифры.
Подписаться на Русский Восток
Беспристрастная статистика Рунета гласит: рынок оккультных услуг в РФ к концу уходящего года оценивается в 2,4 трлн руб. (в прошлом году было 2 триллиона рублей, что сравнивалось аналитиками с расходами населения на продукты питания).
Исследования обычно заказывают конкуренты, а у колдунов ближайшие – психологи. Их рынок за истекающий год тоже вырос, но магический превысил его в целых 20 раз.
«Огня» в «болото с чертями» добавил и ежегодный опрос ВЦИОМ, согласно которому в эффективность эзотерики верит каждый четвертый россиянин, а хотя бы единожды прибегали к помощи специалистов такого рода до 60% населения нашей страны.
Аналитиками подсчитано, что в прошлом году доходы в магическом сегменте экономики выросли на 20%, а финал текущего года обещает еще более внушительные цифры.
Подписаться на Русский Восток
Forwarded from Мысли вслух (Александр)
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Хозяин кафе «Чанчунь» в Торговом комплексе «Народный», на улице Корабельной, 33. Китаец Витя.
Наш русский бурятский воин.
Гражданин Российской Федерации, доброволец СВО.
Наш русский бурятский воин.
Гражданин Российской Федерации, доброволец СВО.