Иерей Георгий Максимов
14K subscribers
674 photos
71 videos
4 files
526 links
Канал священника Русской Православной Церкви.

РКН: https://knd.gov.ru/license?id=676038f78005e070f5e1bbd9&registryType=bloggersPermission
加入频道
Величественная река Конго и фонарный столб внутри неё.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Краткий рассказ о появлении Покровского монастыря в Бенине. Все, что мы читали в житиях, здесь произошло в жизни простых африканцев. Причем о таких историях они не трубят на каждом углу, это приходится раскапывать через знакомых. Тут впечатляет и та готовность, с которой владелец земли пожертвовал ее, услышав, что так хочет Богородица, и с которой сама Агнес, до этого собиравшаяся переезжать в столицу, все имение отдала на строительство обители, в которой осталась до конца дней. Любовь, с которой все здесь сделано, включая рукописные иконы. И старый священник, продолжающий служить в пустом монастыре.

#АфриканскиеЗаметки
Миссионерское общество прп. Серапиона Кожеозерского издала две книжки на французском - одна с подборкой изречений святых отцов, как первое знакомство с православным духовным наследием, а вторая - об отличиях Православия от веры еретических сообществ. Во франкоязычных странах Африки это все очень востребовано, православной литературы тут не хватает.
Я упоминал про зашкаливающий уровень коррупции в ДР Конго, и на этом фоне особенно впечатляют примеры бескорыстия, которые там доводилось встретить. Когда мы искали место для службы в Киншасе, я обратился сначала к нашим православным здесь, прося подыскать что-то в аренду. Мне ответили: есть два варианта - 1000$ и 1500$ долларов. Это, подчеркну, за три часа аренды в не самом лучшем районе города. Понятно, что это было очередное бесстыжее разводилово, и я ответил, что сам поищу варианты. И тут мой спутник сообщил, что его давний знакомый конголезец предлагает нам пообщаться с владельцем местного культурного центра.

Мы встретились, и этот человек произвёл на меня большое впечатление. Его зовут Луи, он из богатой семьи, которая вся переехала в США, и он там долго жил, но потом вернулся. Говорит, что не по душе ему американская система и образ жизни. Вернувшись, открыл культурный центр, в котором дети и подростки могут приходить и бесплатно заниматься творчеством (по-нашему это скореедом творчества). Спрашиваю: а почему именно этим занялись?
Отвечает: в Киншасе живёт двенадцать миллионов человек и всего двадцать культурных центров. Дети видят только политику, хотят урвать как можно больше денег и быстрее, из-за этого растет уровень преступности, это единственное, в чем они видят возможность реализоваться. То, чем я занимаюсь здесь, денег не приносит, но мне просто хочется сделать что-то для своего народа, помочь хотя бы некоторым детям получить опыт реализации через творчество и увидеть, что есть другой путь.

Спрашиваю: Можете предоставить помещение центра для нашей службы?
- Могу.
- Сколько это будет стоить?
- Бесплатно.
Я аж не поверил своим ушам. Видя моё удивление, Луи сказал:
- Я на это так смотрю: Бог дал мне эту жизнь даром, значит, и я должен для Него делать вещи даром, не пытаясь на этом заработать.

И действительно предоставил даром, без каких-то намёков или скрытых оплат. Вот такие конголезцы тоже встречаются. Мы с ним говорили о вере, Луи заинтересовался и некоторые православные порядки на него произвели большое впечатление. Дай Бог, чтобы он со временем пришёл в Его Церковь!

#АфриканскиеЗаметки
На встрече с Луи. Он в голубой рубашке. Африканец в рясе - просто местный сотрудник, он не из наших :-)
Почему богач оказался в аду?
Притча о богаче и Лазаре хорошо известна, но хотелось бы обратить внимание на некоторые нюансы, раскрывающие нам персонаж богача.

Во-первых, то, что бедняк Лазарь назван по имени, а имени богача здесь нет. Это знак того, что имена праведных записаны в Книге жизни, как об этом сказано в Апокалипсисе, и это символизирует вечную жизнь с Господом. Как Он сам сказал: «радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20). Имена же нечестивых не будут записаны, они недостойны даже упоминания своих имён, и участь их ужасна, как свидетельствует апостол Иоанн: «Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:15).

Далее в притче мы видим богача, который оказался в муках адских. И он, увидев Авраама и лежащего рядом с ним бедняка, который до этого был при его воротах, сначала обращается к ветхозаветному патриарху, чтобы тот послал к нему Лазаря. Когда узнает, что это невозможно, тогда просит послать Лазаря на землю, чтобы проповедовать его братьям, чтобы они покаялись и сошли с пути греха. И в этом тоже он получает отказ.

Мне встречались люди, которые говорили: вот видите, этот богач раскаялся в аду! Но на самом деле притча показывает прямо противоположное. Она показывает то устроение души, которое привело богача в ад. Дело не только в том, что он был богат, не богатство само по себе губит или спасает. И не только в том, что он был немилосерден и равнодушен к страданиям бедняка, а еще и в в его гордости. Даже находясь в аду, уже понимая, куда его привела выбранная им жизнь, он всё равно дерзает спорить с самим Авраамом. Услышав не устроивший его ответ, богач возражает и говорит: «нет», и объясняет, как надо правильно поступить, как будто он лучше знает, что нужно делать, чем праотец Авраам! Себя самого он воспринимает как больший авторитет.

Отчасти это тоже отвечает на вопрос, почему грешники не могут взять и просто оказаться в раю, несмотря на их выбор. Помимо того, что рай – это Сам Господь Иисус Христос, и насильно Он Себя никому не навязывает, но кроме того, как мы понимаем, если бы люди с таким настроением, как этот богач оказались в раю, они бы привнесли в него свои «ценные указания», споры, склоки, начали там бы распоряжаться. Представляете, если он из ада по-прежнему пытается рулить и указывать, что нужно сделать даже Аврааму, куда нужно послать Лазаря, и предполагает, что Лазарь по-прежнему должен ему быть в услужении, прийти, его напоить и так далее, то что бы такого рода люди сотворили с раем, если бы их туда ввели? Коротко говоря, они бы превратили рай в ад.

Есть и еще один момент, который открывает состояние души этого несчастного. Что общего в двух просьбах богача к Аврааму? Они обе сводятся к тому, что нужно под тем или иным предлогом удалить Лазаря с лона Авраамова. Таков его скрытый мотив. В этом проявляется другая греховная страсть богача – зависть. Вид блаженствующего бедняка, который ранее сидел в грязи у его ворот, мучал его сильнее пламени.

Так что будем избегать немилосердия, гордыни, зависти - всего того, что привело богача в то место, где он отнюдь не хотел оказаться и где никто из нас не хочет оказаться.

Важный урок также содержат заключительные слова патриарха Авраама. Когда богач из ада поучает его, как правильно спасти его братьев, мол, если они увидят воскресшего Лазаря, тогда покаются, Авраам отвечает ему, что у них есть Священное Писание, и если они не слушают Моисея и пророков, - тех, кого сами признают как святых, - то даже если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят. Столь велика ценность Священного Писания для нашего спасения. Так что не следует пренебрегать Писанием, но учиться от него. После смерти изменить уже ничего нельзя, как показывает эта притча. Поэтому будем пользоваться теми годами, которые Господь нам отмерил для покаяния и исправления своей жизни.
В сегодняшнем евангельском чтении апостолы попросили Христа: «Научи нас молиться». И Господь Иисус Христос в ответ во-первых, научил их молитве «Отче наш», а во-вторых, сказал, что молиться нужно с усердием. Не так, что на бегу что-то буркнул в сторону икон и дальше побежал заниматься своими делами. Молитва должна быть с усердием.

И в заключение этого наставления Христос сказал: «Просите и дано будет вам». Однако далеко не все наши просьбы, обращенные к Богу, исполняются. Почему? Это объясняет апостол Иаков: «Просите и не получаете, потому что не на добро просите» (Иак. 4:3). Чтобы понять слова «просите и дано будет вам» – нужно вспомнить, что Господь сказал это после того, как дал молитву «Отче наш».
Когда мы с усердием просим того, что указано в молитве «Отче наш», тогда мы это получаем, - вот о чем говорит Христос, а не о том, что будто бы мы получим абсолютно все, что попросили, включая иногда и явно злые вещи, которые люди просят в своих молитвах: чтобы кто-нибудь умер, чтобы кому-то плохо было, либо же о каких-то земных вещах, которые принесут вред самому человеку.

Чтобы научиться просить о том, что угодно Господу, необходимо очищать наше сердце, и тогда нам даже в голову не придет просить Бога о том, что противно Его святой воле. Ну а в том, что согласно с Его святой волей, действительно, Господь подаст нам, как это Он Сам обещает в Своем Евангелии.
Ещё в Киншасе меня познакомили с одной пожилой немкой, которая живёт в Конго почти всю жизнь. У неё здесь, помимо прочего, школа балета. Я не поклонник балета, но увидеть такое место посреди Киншасы - это было что-то невероятное. Владелица сказала, что занятия балетом учат девочек к дисциплине и усердию, чем помогают становлению их личностей.
#АфриканскиеЗаметки
Почему Христос не явил знамение с неба?
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали ответ Господа тем, кто требовал от Него особых знамений с небес для доказательства того, что Он есть Мессия, то есть Христос. Это были люди, которые уже видели совершаемые Им чудеса, но не верили в Него, а говорили: вот если Он определенное чудо сделает, вот тогда поверю. И Господь не идет на поводу у этих людей, более того – обличает их. Сама по себе истина Христова ставит человека перед самым главным выбором в его жизни, и этот выбор имеет бесконечную ответственность. Конечно, человек может отвергнуть Христа, но итогом будет вечное пребывание в аду. И это не потому, как думают светские люди, что якобы Христос мстит таким образом тем, кто в Него не поверил. Месть здесь совершенно здесь ни причем. Просто спасение – это Сам Христос. Кто не хочет быть со Христом, тому Он Себя не навязывает и оставляет их с тем, что они выбрали, а выбрали они грех. Грех мучает человека уже здесь, на земле, и многие это знают. Но здесь, на земле, человек может отвлечься на что-то, развлечь себя, а там, в посмертии, уже нечем будет себя отвлекать грешнику, и он останется наедине с тем, что выбрал. Можно по своему выбору опустить руку в кипящую воду, но этот выбор неразрывно связан с последующим ожогом. То же самое и при выборе греха, только последствия наступают не так скоро.
Обличая этих лукавых просителей, Христос упоминает ниневитян и царицу савскую, которые показали великую веру даже не видя никаких чудес. Ниневитяне поверили пророку Ионе просто по его слову, также и царица Савская приехала учиться к Соломону, не видя от него чудес. Они, по слову Христа, будут обличением тем людям, которые видя чудеса Христа, не уверовали, но требовали дополнительных особых чудес.

Так Господь показывает, что чем большее человеку дается свидетельство, тем больше его ответственность в том случае, если он отверг это свидетельство. С тех, кто не слышал проповедь Христову, меньше будет спроса, чем с тех, кто видел чудеса, совершаемые Христом, и все равно отверг Его. Так что, не идя на поводу у этих людей и не показывая им знамение с неба, Господь оказывает милость им. Потому что причина их неверия не в том, что им не хватило еще одного дополнительного чуда, а в том, что они в своем сердце избрали грех. «Суд же состоит в том, что Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Потому они и не принимали чудеса Христовы, даже которые видели своими глазами. Но что было бы, если бы Господь показал им знамение с неба? Уверовали бы они? Нет, но стали бы искать способ выкрутиться и объяснить произошедшее так, чтобы не принимать Христа. И тогда их наказание было бы еще большим. Но Господь по Своей любви даже к тем, кто Его отвергает, избавляет их от более тяжкого наказания, не являя им знамение с неба.

А также через это Христос показывает, что все-таки не Бог для человека, а человек для Бога. Бог на первом месте. Он не какой-то волшебник, который устраивает представление по заказу. Эти обнаглевшие люди не были достойны даже и того, чтобы видеть те исцеления, которые Христос совершал, и даже просто слышать Его. Господь сделал это не по их достоинству, а по Своей любви к страждущим. Но попытки заказать ему чудесное шоу Он строго отсекает. Это недостойно Бога.

Есть и сейчас люди, которые хотели бы смотреть на Бога как на карманного волшебника, который должен исполнять их желание, когда они о Нём вспоминают. И они сильно удивляются и обижаются, что Бог не следует их прихотям. Но Он и не должен. Бог создал нас для Себя, а не Сам существует для нас. Бог дал нам возможность спасения, но это спасение на Его условиях, а не на наших. Не мы диктуем Богу что делать – Он нам указывает, чего от нас желает. Бог всегда и во всем на первом месте, а не человек.
Нам тоже многое дано. Может быть, мы не видели явных чудес от Господа, какие видели те люди, но мы испытывали воздействие благодати Божией через таинства, видели руку Божию в обстоятельствах нашей жизни, и конечно, все это накладывает на нас особую ответственность. Если мы отвергнем Христа, с нас больше спросится, и нас обличат те же и царица Савская, и ниневитяне, которых упоминал Господь в сегодняшнем евангельском чтении. Но да не будет сего! Станем дорожить тем, что Господь нас спас, и идти по пути спасения в Его Церкви.
Сегодня день рождения нашего Патриарха. Стоит помнить о том, что крест патриаршества очень тяжек, и те заботы и хлопоты, которые легли на плечи нашего Патриарха, очень велики. Так что хорошо бы, помимо того, что мы поминаем Патриарха за богослужением, и лично тоже хотя бы иногда молиться за Святейшего, чтобы Господь помог ему, укрепил, просветил, вразумил в его крайне непростом служении.

Дьявол особенно пытается настроить верующих людей против священноначалия. Как он сам восстал против Бога, к тому же лукавый подталкивает и христиан, чтобы они восставали против тех, кого «Бог поставил в Церкви пастырями» (Еф. 4:11). Священномученик Киприан Карфагенский писал, что путь к расколу начинается с горделивого презрения по отношению к предстоятелю. Думаю, многие знают, сколько хулы изливается на Святейшего Патриарха Кирилла, а до него хулили и Святейшего Патриарха Алексия Второго, и следующих патриархов будут хулить, независимо от того, каковы они будут, потому что за этим стоит дьявол.

Вы знаете, что по учению Церкви только один Бог без греха, никто не безгрешен. И миряне, и священники, и епископы и патриархи тоже могут совершать ошибки и грехи, это не новость для нас. Мы почитаем епископов и патриархов не за то, что они безгрешны, а ради того, что Господь поставил их на место пастырей Церкви. Это очень важно. Мы ведь и родителей своих должны почитать по заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12). Господь не сказал: почитай потому что они безгрешны. Наши родители могут допускать те или иные грехи, ошибки, и тем не менее мы должны и любить, и почитать их. Так же и наших архиереев и, в частности, Патриарха мы должны почитать по совести ради Господа. Не ради того, чтобы понравиться Патриарху. Мы не ради человекоугодия соблюдаем церковный чин, но ради того, чтобы уважить решение Господа поставить этого человека предстоятелем Церкви.

Для нашей собственной духовной жизни полезно желать помощи Божьей Патриарху, молиться за него и не позволять каким-либо помыслам или нашептыванию людей антицерковных или псевдоцерковных разрушить то единство в Церкви, которое у нас есть, и которое каждый из нас в свою меру призван хранить.
Я сейчас на Филиппинах. Вчера мы с о. Корнилием по интернету приняли участие во встрече Школы православного миссионера, посвящённой о. Даниилу Сысоеву. А сегодня после службы рассказали о нем филиппинским прихожанам. Я сказал, что о. Корнилий - это подарок о. Даниила им, поскольку именно он вдохновил будущего о. Корнилия на миссию.
Недавно преставился замечательный пастырь отец Павел Ильинский. Выложил видео, в котором говорю несколько слов в его память, а главное, привожу выдержки из его последнего стрима на ютубе. Очень светлый и мудрый батюшка, Царствие Небесное!
https://m.youtube.com/watch?v=63DaIiek1fY
Притча о милосердном самарянине - о чем она?
Сегодня мы слышали в евангельском чтении притчу о милосердном самарянине. В начале рассказываются обстоятельства, в которых была сказана эта притча – то, что один законник пришел ко Христу, чтобы искусить Его и задал вопрос: «Что мне нужно делать, чтобы спастись?» Как объясняют святые отцы, он рассчитывал спровоцировать Христа на слова, которые можно будет представить как противоречие закону Моисееву. Однако Иисус, видя сердце его, спрашивает: «Что в Законе написано?» И тот отвечает: возлюби Бога и ближнего своего. Господь же ему говорит: ты хорошо сказал, вот так и поступай. Тем самым Он, одновременно и разрушил коварный замысел этого человека и показал нелепость его вопроса, поскольку если ты уже знаешь ответ на свой вопрос, зачем спрашиваешь?

Но для того, чтобы, как сказано у евангелиста, «оправдать себя», чтобы показать, что он будто бы задаёт вопрос не из коварства, но по причине недопонимания, законник спрашивает: «А кто мой ближний?» И Господь ему отвечает притчей о милосердном самарянине, в конце которой задаёт вопрос: как ты думаешь, кто из тех, кто упомянут в этой притче, был ближним для человека, пострадавшего от разбойников? И совопроснику приходится признать, что самарянин был ближним.

Из первого ответа Господа мы видим, как говорил святитель Феофан Затворник, что все необходимое для спасения мы можем узнать из Священного Писания. Но далее этот человек задаёт вопрос, на который однозначно в Священном Писании Ветхого Завета ответа не было. И тогда Христос показывает, что сама совесть его свидетельствует о том, как правильно поступать. Каждый из нас уже в силу этого голоса совести знает, как поступать правильно, и наоборот, какие поступки являются неправильными и неугодными Богу. В этом символ того, как мы будем судимы после воскресения на Страшном суде Христовом. Многие святые говорили, что тогда совесть человека будет свидетельствовать против него, то есть, своим обличителем, прокурором будет сам человек. Поэтому на том суде не будет споров и возражений: мол, я этого не делал, я не знал – потому что совесть каждого будет свидетельствовать, точно так же, как свидетельствовала совесть этого книжника. Мы знали, что это Богу неугодно, и знали, как надо было поступить правильно, по совести. И если поступили неправильно, наша совесть не даст нам оправдаться.

Притча, которую рассказал Господь, в её буквальном понимании говорит о том, что не следует считать ближним лишь единоплеменника и единомышленника, как думали иудеи. Христос показал книжнику, что его собственная совесть свидетельствует, что ближним может быть и тот, кого все иудеи того времени считали дальними. Поэтому Он привел в пример самарянина, которых презирали иудеи. Вместе с тем Господь показывает в этой притче, что именно дела любви, милосердия, добра могут сделать и нас ближними любому человеку, кому мы оказываем благодеяние.

Если же говорить о духовном понимании этой причти, то по объяснению блаженного Феофилакта человек, который впал в разбойники – это всё человечество; под разбойниками имеется в виду дьявол и бесы; под священником или левитом, которые прошли мимо пострадавшего, имеется в виду ветхий закон, который мог объяснить, что хорошо и что плохо, но не спасал человека. И, наконец, под образом самарянина здесь предстоит Сам Господь Иисус Христос.