Иерей Георгий Максимов
14K subscribers
674 photos
71 videos
4 files
526 links
Канал священника Русской Православной Церкви.

РКН: https://knd.gov.ru/license?id=676038f78005e070f5e1bbd9&registryType=bloggersPermission
加入频道
Под гостиницей, в которую он приносит пострадавшего человека, имеется в виду Церковь; управляющий гостиницей – это пастыри Церкви; два динария, которые даёт самарянин на лечение пострадавшего – это Ветхий и Новый Завет. Как монеты древние имели на себе образ царя, также и Ветхий и Новый Завет равно имеют на себе образ Царя Небесного, Господа нашего. Тем, что Он обработал раны пострадавшего маслом и вином, обозначаются Таинства церковные: маслом – миропомазание, вином – Евхаристия. То, что это сделал не гостиничник, а самарянин, указывает на то, что совершителем Таинств является Сам Христос, а не пастыри. Наконец, слова самарянина: «Если ты потратишь что-нибудь более из этих двух динариев на исцеление этого человека, то я потом возмещу тебе» – относятся к тем усилиям и тратам, которые предпринимали многие пастыри Церкви ради своей паствы. А вы знаете из житий святых, что многие не только при этом тратили свое имущество, но и здоровье, и саму жизнь – всё это восполнит им Господь сторицей, когда вернётся в Своём втором пришествии.

Назидаясь этими словами Евангелия, и мы тоже да будем держаться Церкви Христовой, учиться от Священного Писания, и стараться совершать дела милосердия. Доброделание привносит свет в нашу душу и делает нас христоподобными. Как Господь оказал милосердие всему человечеству и нам, так и мы становимся хотя бы немножко похожи на Господа, когда оказываем милосердие нуждающемуся или попавшему в беду. И, так шествуя по этому пути, мы окажемся там, где Господь хочет всех нас видеть – в Царстве Небесном.
Кого звать на пир?
Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали отрывок, посвященный тому, как Господь, будучи приглашен одним фарисеем на обед, сказал Ему: когда ты устраиваешь пир, то приглашай лучше не родственников и друзей своих, а людей больных, немощных, нищих, которые не смогут тебе воздать тем же за твое добро, и тогда получишь награду в Царстве Божием.

Если смотреть по-светски, то может показаться, что этой речью Христос упрекает человека, который пригласил Его к себе. Но святые отцы объясняют, что Господь на самом деле поблагодарил его за гостеприимство тем, что дал ему совет, который поможет ему прийти в Царствие Божие. Также и когда Господь нас исправляет – может быть, словом Писания или словом наставления от священника, либо же какими-то обстоятельствами жизни, - Он это делает из желания помочь нам достичь совершенства и прийти в Царствие Божие.
Что же касается совета, который Христос дает, то по объяснению одного из святых, Он учит нас, что мы не должны торговать нашим дружелюбным отношением, то есть показывать дружелюбие только к тому, кто может нам быть чем-то полезен. Наше доброе расположение должно быть одинаковым ко всем людям – и знатным, и незнатным, и богатым, и нищим.

Я знаю примеры, когда некоторые новоначальные пытались исполнить буквально эту заповедь Христову. В частности, один мужчина пригласил к себе домой бездомного, решил накормить его, спать уложить. Ну а потом выяснилось, что облагодетельствованный им человек украл у него что-то, и этот новоначальный сильно раздражался и возмущался. Через это Господь показал, что к его доброму делу было примешано тщеславие. Но при этом я знал и людей, уже укрепившихся в вере, которые тоже приглашали к себе домой бездомных, и угощали, и все проходило без каких-либо эксцессов, в частности один мой преподаватель в православном университете так делал.

Тем не менее, есть много путей исполнения этой заповеди. Например, много православных людей помогают волонтерами в специальной службе, которая кормит бездомных на вокзалах и в других местах. А кто-то поддерживает материально устроение такого угощения для людей, оказавшихся в трудном положении, и это тоже путь исполнения заповеди. Но конечно, то, о чем говорит Господь, не сводится лишь к кормлению людей без определенного места жительства. Это касается всех людей, от которых мы не можем получить выгоды, и потому не очень охотно общаемся с ними. Если бы это были люди для нас нужные, мы бы сколько угодно их терпели, слушали и сами искали общения с ними. А когда человек не нужен, бесполезен, то даже если он и родственник, с ним не очень хотят общаться, на телефонные звонки не отвечают, уклоняются от встреч и так далее. И такого человека тоже имеет в виду Господь: ему оказать милость, его пригласить, его накормить, ему уделить внимание. Пусть даже мы не получим от этого никакой земной выгоды для себя, но исполним закон Христов. Так что будем учиться доброжелательному отношению ко всем людям, которого ожидает от нас Господь.
Почему быть христианином нелегко?
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа о том, что человек не может стать Его учеником, если не возьмёт крест и не последует за Ним. Эти слова напоминают, что жизнь духовная нелегка и не должна быть легка. Почему?

Исключительно потому, что тяжело отрывать от себя грех, этого присосавшегося к нашей душе паразита; и как тело бывает тяжело и болезненно избавлять от паразитов, так же и с очищением души. Тесно присасывается грех к нашей душе тогда, когда человек отождествляет себя с ним. И грешник, отождествляющий себя с грехом, защищает грех как самого себя, не понимая, что это на самом деле не часть его, а враг внутри него, который губит его.

Тяжело вести христианскую жизнь из-за того, что приходится избавляться от самолюбия, самоугождения, и поставления себя на первое место. Гордому человеку больно смиряться. И помочь смириться помогают зачастую лишь те или иные жизненные скорби, - терпеливое перенесение их тоже называется несением креста. Без этих скорбей гордый человек, к сожалению, не может познать свою немощь и освободиться от постоянного самовозвеличивания и самовосхваления. Когда всё хорошо, многие думают: «У меня всё хорошо, потому что я хороший», - жизненные трудности помогают, по крайней мере, некоторым гордецам прозреть и начать более трезво смотреть на себя.

Но кто-то может спросить: «Почему Христос отождествляет следование за Собой с несением креста, когда в другом месте Евангелия Он говорит: «примите иго Мое, иго Мое благо и бремя Моё легко» (Мф. 11:30)? Так почему же тогда тяжело?»

Потому как чтобы принять это благое иго Христово, нужно сначала «совлечь с себя ветхого человека с делами его» (Кол. 3:9), - устраниться от различных похотей, от греховных действий и желаний, чтобы плоть наша руководствовалась не ими, но заповедями Христовыми. А это тяжело. Чем больше мы сроднились с грехом, тем тяжелее переделывать себя. Апостол Павел продолжает аналогию с крестоношением. Мы помним, куда нес Христос крест – на Голгофу, где и был распят. Так и каждый христианин несет крест на свою малую голгофу, где, как говорит апостол, должен быть «распят ветхий наш человек… чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). Вот это освобождение от рабства греху и есть благое и легкое бремя, о котором говорит Спаситель. Когда мы, наконец, совлекаем с себя грех, то чувствуем огромное освобождение, облегчение, радость и счастье бытия с Господом.

Современному человеку это труднее воспринимать, чем тем, кто непосредственно слышал эти слова от Господа. В те древние времена люди понимали, что жизнь в труде – это нормально. Но для современного человека – избалованного и трудящегося зачастую гораздо меньше, чем трудились наши предки еще хотя бы сто лет или даже пятьдесят лет назад, - всё очень тяжело. Современный человек ищет, где полегче, для многих это является критерием: если я не получаю чего-то легко и без труда, значит, этим и не надо заниматься. Но в духовной жизни так ничего не получится. Пока мы не потрудимся, ничего надёжного в своей духовной жизни не приобретем.

Так что не будем бояться этого крестоношения, потому что хотя Господь наш Иисус Христос был на кресте один, когда страдал за всех нас, но мы на своей персональной голгофе никогда не одни – Он всегда с нами, всегда помогает и поддерживает. И не только Он, но так же и посланный от него Ангел Хранитель наш, и святой небесный покровитель, и все святые, которые молятся и ходатайствуют за нас. Поэтому мы никогда не одни, и не стоит ни отчаиваться, ни изнемогать на этом пути, потому что ведет он в Царствие Божие.
Задача на Рождественский пост

Начался пост. Вскоре уже зазвучит на службах песнопение: «Христос рождается, славите». И это, по мысли святителя Феофана Затворника, означает, что нам надлежит начать подготовку к встрече Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Как вы знаете, на день рождения принято дарить подарки. И вот каждый из нас должен решить для себя, какой подарок мы хотим подарить на день рождения нашего Господа. Но что мы можем подарить Ему, если практически всё, что у нас есть, мы сами получили как подарок от Него? Многие знают, как нелегко подобрать подарок для человека, у которого все есть, а что уж говорить про Бога?

Но Спаситель дал нам подсказку в Евангелии: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите» (Ин. 14:15). Поэтому, во время Рождественского поста хорошо бы нам потрудиться, чтобы принести Господу подарок сугубого исполнения какой-либо из Его святых заповедей. И подарки эти, которые мы можем принести Господу, обладают таким свойством, что они оказывают пользу и нам самим.
Так мы можем и поблагодарить Господа нашего, и порадовать Его, и приблизиться к Царству Христову.
Прочитал сегодня лекцию для наших ставленников из Африки (Нигерия, Камерун, Малави, ЮАР). Уже вторую по счету. Говорили об основных принципах духовной жизни. Слушатели подобрались очень хорошие, - искренне верующие, мотивированные, желающие учиться.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
"Я был голоден, и вы накормили Меня" (Мф. 25:35).

По мере того, как в ряде стран Африки осложняется ситуация с голодом, Русская Православная Церковь усиливает помощь православным африканцам, оказавшимся в нужде. Ранее уже сообщалось о гуманитарных акциях в Нигерии, Конго и Малави. Очередь дошла и до Кении, где прошел пилотный проект по раздаче гуманитарной помощи нуждающимся православным христианам. Основные продукты питания на 11 приходах Русской Православной Церкви в разных благочиниях и частях страны получили 246 семей (1057 человек). В рамках пилотного проекта отрабатывали организационную сторону - насколько наши местные благочинные справятся с этим. Поэтому начали с одного-двух приходов из каждого благочиния. А всего в Кении у нас свыше 90 приходов. Наши отцы подошли к делу очень ответственно и справились хорошо.
Детали гуманитарной акции:
- 25 октября на приходе св. вмч. Георгия в селении Нгамба передана помощь 30 семьям (107 человек).
- 26 октября на приходе св. Архангела Михаила в селении Киенго передана помощь 15 семьям (50 человек).
- 26 октябряна приходе св. Иоанна Предтечи в селении Тимау передана помощь 5 семьям (17 человек).
- 27 октября на приходе святой вмц. Ирины в селении Масено передана помощь 26 семьям (94 человека).
- 28 октября на приходе св. вмч. Димитрия в селении Румурути передана помощь 12 семьям (44 человек).
- 29 октября на приходе св. Иакова в селении Чекалини передана помощь 20 семьям (92 человека).
- 31 октября на приходе святого Зосимы в селении Чемелил передана помощь 20 семьям (100 человек).
- 31 октября на приходе святых Константина и Елены в селении Тилолво передана помощь 9 семьям (38 человек).
- 2 ноября на приходе св. Варнавы в селении Аорачуодо передана помощь 19 семьям (106 человек).
- 3 ноября на приходе св. Порфирия в селении Капсайон передана помощь 35 семьям (200 человек).
- 6 ноября на приходе св. Макария в селении Очиро передана помощь 45 семьям (209 человек).
Сегодня праздник Введения Богородицы во храм. Согласно преданию в трехлетнем возрасте родители привели Богородицу в Иерусалимский храм и она была допущена во Святая Святых. Как вы знаете, в те времена вход в храм был только для священнослужителей, однако же Господь известен тем, что совершает и допускает исключения, как и Сам Он напомнил в Евангелии, упомянув случай, который был с царём Давидом, когда ему было дозволено есть хлебы предложения – особо освящённые хлебы, которые есть могли только по закону священники. В виде исключения это было дозволено царю Давиду и тем, кто сопровождал его. И такое же исключение было и тогда сделано, когда Пресвятую Богородицу первосвященник внес на руках в храм, поскольку Духом Божиим он был просвещен сделать то, что угодно Господу.

Та, Которой суждено было стать телесным храмом для воплотившегося Бога Слова, конечно же, была достойна оказаться во храме. Так встретились две святыни: величайшая святыня Ветхого Завета, - ибо в нем не было более святого места, чем Иерусалимский храм; - и величайшая святыня Нового Завета, поскольку у нас тоже среди людей и даже ангелов нет никого более святого, чем Богородица. Потому мы и воспеваем ее как более чистую, чем херувимы и более славную, чем серафимы.

Но и мы должны становиться храмами, как пишет апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1 Кор. 6:19). И святитель Феофан Затворник объяснял, что устройство материальных храмов таково, чтобы помочь нам понять, как должна быть устроена наша душа.

Например, вы можете видеть, что в любом храме на самом главном месте всегда икона Господа Иисуса Христа. Так и в душе нашей на самом главном месте должен быть Христос.

Во-вторых, храм наполнен иконами святых – также и душа наша должна наполняться не суетными и пустыми вещами, но памятью о примере, который оставили для нас святые. Как призывает Писание: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину жизни их, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

В-третьих, в этом храме, как и в любом другом, всегда поддерживается чистота и порядок, - так и мы нашу душу должны содержать в чистоте, не допуская ей испачкаться грехами. Пусть же Пресвятая Богородица поможет нам и тела и души наши соделать достойными Духа Святого, чтобы ввел нас Господь в Свое Царство, как некогда ввел ее во Святая Святых Иерусалимского храма.
В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали призыв апостола Павла: "познавайте, что́ есть воля Божия" (Еф. 5:17).
Почему это так важно?
Собственно, суть духовной жизни можно определить как согласование нашей воли с волей Божией. Наша воля поражена грехом и нуждается в исцелении. Очень часто, когда мы считаем, что делаем то, что хотим или что кажется необходимым, мы на самом деле выполняем волю бесов. Но и без них наша воля сама по себе нас из греха не вытянет и к святости не приведет. Для спасения человеку необходимо отучиться от пагубного своеволия и подчинить свою волю воле Божией, что и составляет акт веры, которым человек признает, что доверяет Богу больше, чем себе, и вверяет себя Ему. Как говорил преподобный Ефрем Сирин, «в какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к успеху. А чем упорнее держится собственной воли, тем более наносит себе вреда».

Вспомним, как молился Господь Иисус Христос: “Не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42). Если Он, будучи безгрешен и совершенен, говорил так, не тем ли более мы, грешные и несовершенные, нуждаемся в том, чтобы строить жизнь по этому принципу? Да, это легко сказать, а сделать тяжело. Гордому человеку тяжело отказаться от убеждения: "Я знаю лучше", "Мое мнение или хотение - самое важное". Бывает так, что даже воцерковленные христиане сознательно не хотят узнавать волю Божию, говоря: "А вдруг мне не захочется ее исполнять?" Что ж, хорошо, если так окажется - вот тебе место для подвига, вот возможность преодолеть себя, показать доверие и любовь ко Христу, а без этого как можно называться христианином?

Апостол говорит, что нужно узнавать, в чем воля Божия, и, конечно, узнавать не для того, чтобы просто принять к сведению, а чтобы исполнить ее. Многие спрашивают: а как узнать волю Божию? Прежде всего в Писании. Это самый первый источник для нас. В нем Бог прямо и подробно говорит, что Он от нас хочет, что Ему угодно. Пренебрегающий Писанием воли Божией не познает. Но, допустим, человек знает Писание, однако в конкретной ситуации не может сам по нему определить, в чем воля Божия. Здесь поможет второй источник - духовная беседа со священником. Когда идете на исповедь с важным вопросом, помолитесь Богу, чтобы Он открыл вам через священника Свою волю, и Господь не посрамит Вашего упования.

А что если понять нужно скоро, и со священником нет возможности поговорить? Святой Николай Японский в таких случаях советовал от души помолиться Богу о вразумлении и следовать первой мысли, которая придет после молитвы. Но, конечно, это действует лишь тогда, когда человек искренне стремится узнать волю Божию, чтобы последовать ей. Если человек молится с лукавством, мол, если воля Божия будет согласна с моей, я ее выполню, а если нет, то не буду - такой не достоин ответа от Бога.

Есть и другие способы, как уразуметь, в чем воля Божия, но нет нужды их все перечислять, самое главное для нас - стремиться узнать ее с готовностью исполнить, и тогда Бог Сам вразумит и подскажет способы. Он рядом и всегда готов помочь. Так что, как советовал преподобный Серафим Вырецкий, "будем искать Божьего… Не как я хочу, а как Бог даст".
На многие языки Африки нужно переводить православные тексты. И мы этим занимаемся. На фото перевод молитвослова на язык тив (Нигерия). Работает сразу группа переводчиков, которые обсуждают каждое слово. Один зачитывает английский текст на телефоне, другой записывает согласованный перевод в блокнот. С ноутбуком дело пошло бы лучше. Если кто-то захочет пожертвовать ноутбук для африканской миссии, напишите, пожалуйста, на [email protected] Для переводчиков и для наших отцов-координаторов.
Выскажусь по поводу недавнего случая, когда на митрополита Киевского Онуфрия во время богослужения пролили Св. Кровь из чаши. Уже несколько комментариев встречал от коллег, что это, мол, ничего не значит, просто случайность. Меня такие комментарии удивляют. Согласно православной вере, в жизни христианина ничего случайного не происходит, особенно в жизни священнослужителя. И особенно такое ужасное событие как может быть попущено Богом без смысла и значения? Кто из нас, если бы, не дай Бог, такое случилось с нами, не воспринял бы это как грозное указание от Господа? Кто не задумался бы: а все ли я делаю правильно?

Раскольники из ПЦУ распространили свое толкование: что это, мол, Бог сделал из-за того, что митрополит Онуфрий не присоединился к их расколу. Такое курьезное и нелепое толкование не выдерживает никакой критики. Поскольку митрополит Онуфрий не присоединился к ПЦУ еще четыре года назад и если бы Богу это было неугодно и Он хотел бы обличить его, то сделал бы это тогда. Но Господь не спешит и не опаздывает со Своими знамениями. Он посылает все точно в срок. Так что случившееся в эти дни относится к тому, что происходит именно сейчас, а не четыре года назад.

А что сейчас происходит и к чему непосредственно причастен митрополит Онуфрий? Мне как раз в эти дни сообщили, что начали заставлять отказаться от поминовения патриарха последние епархии УПЦ, которые дозволяли поминать на подконтрольной Киеву территории. И это окончательно цементирует раскол, в который митрополит Онуфрий вверг значительную часть УПЦ на соборе 27 мая. Потому что прекращение поминовения патриарха это именно раскол, как об этом сказано в канонах Церкви (13-15 правила Двукратного собора). И тем более является расколом самочинное провозглашение автокефалии. Когда тело разрывают, льется кровь. Не оттого ли Господь попустил пролиться Крови Христовой на того, кто разрывает Тело Христово - Церковь? Я не вижу другого объяснения произошедшему. Хотя, конечно, я не пророк, и говорю лишь свое мнение. Может быть, более духовные люди найдут иной смысл.

Но он точно есть в произошедшем. Это не "просто случилось". Это знамение и знамение грозное. Его точно не получится интерпретировать как "молодец, все делаешь правильно!"

Впрочем, я вижу одно положительное во всей этой истории. Обличает и вразумляет Господь только тех, кто еще может вразумиться и исправиться. А значит, есть шанс для митрополита Онуфрия вернуться на тот путь стояния в канонической правде, за который ранее его многие уважали и с которым его имя ассоциировали.
Я хотел бы рассказать о святителе Фрументии Эфиопском, память которого мы сегодня празднуем. На его примере можно многое понять о действии промысла в жизни человека и о должном христианском отношении к этому.

Святитель Фрументий происходил из христианской семьи, причем довольно состоятельной. У него был брат по имени Эдессий, и был дядя Меропий, который был богатым купцом. В четвертом веке, во время царствования святого Константина Великого, когда прекратились гонения язычников и наступила свобода для христиан, Меропий решил отправиться в путешествие по разным странам, и взять с собой племянников. Родители их отпустили, они отправились в путешествие на корабле. В пути случился шторм, и корабль прибило к берегам нынешней Эфиопии, где на него напали разбойники и перебили команду, убили самого Меропия, а мальчиков Фрументия и Эдессия захватили в рабство.

Можно видеть, как быстро меняются обстоятельства жизни человеческой! Еще утром ты был свободным человеком, сыном любящих родителей, которые обеспечивали тебе достойное образование, ты находился с дядей в интересном путешествии; а уже вечером этого дня твой дядя убит, а тебя превратили в раба и везут продавать на рынок. Можно догадаться, что переживали тогда двое подростков. Но они понравились главарю разбойников и он решил преподнести их в дар эфиопскому царю, который был язычником, как и вся его страна. Царю они тоже понравились. Судя по всему, Фрументий и Эдессий были близнецами. Как вы знаете, в Эфиопии живут чернокожие люди, а тут два белокожих мальчика – и к тому же близнецы… В общем, царь решил взять их к себе, поручил научить их местному языку, а когда они выучились и подросли, сделал одними из своих помощников при дворе.

Так они росли и достойно исполняли свои обязанности, благодаря добросовестной службе, и разуму, который им дал Господь, братья постепенно стали довольно влиятельными при царском дворе. И они не оставили веры христианской, в которой были воспитаны. В то время в столицу эфиопского царства приезжали купцы из Римской империи, откуда были мальчики родом, и некоторые из них были христианами. И вот с ними вместе Фрументий и Эдессий собирались, молились, и таким образом поддерживали веру в себе, и отчасти знакомили с верой своих эфиопских друзей.

Затем уже постаревший эфиопский царь умер, и на престол взошел его сын и наследник, которого они особенно хорошо знали, поскольку во многом вместе с ним росли. Положение Фрументия и Эдессия еще более усилилось, - они стали ближайшими советниками царя, помогали ему. Однако у них была тоска по родине, по семье, и братья просили молодого царя отпустить. Тот, хотя и не сразу, сказал: «Ладно, можете возвращаться к себе».

И вот они вернулись в Римскую империю, но после этого впервые пути братьев разошлись. Эдессий отправился в их родной город Тир разыскать родителей, чтобы порадовать их своим появлением и провести с ними оставшуюся жизнь как любящий сын. А Фрументий, хотя изначально имел такое же желание, но когда получил долгожданную свободу и покинул Эфиопию, стало скорбеть о тех эфиопах, которых оставил. Он видел, сколь многие из них готовы были бы принять веру христианскую, но не могли в силу отсутствия миссии. Тогда Фрументий отправился в Александрию, где встретился со святителем Афанасием Великим и рассказал ему про Эфиопию, про свою жизнь там и про то, что среди эфиопов могло бы хорошо распространиться слово Божие, если послать туда какого-нибудь проповедника, епископа. Святитель Афанасий, послушав его, сказал: «Так кто же на это место подойдет лучше тебя? Ты уже знаком и со страной и с людьми, уже знаешь их язык, они тебя знают и уважают, - лучше тебя кандидата и быть не может!»
Вот так Фрументий неожиданно для себя получил благословение, от которого не уклонился, был рукоположен в дьякона, в священника, затем в епископа, и направлен обратно в Эфиопию. Приехав туда, он начал проповедовать Евангелие, и стал просветителем Эфиопии, поскольку молодой царь принял христианство, и многие его подданые тоже. При этом святой Фрументий совершал множество чудес, и царь удивлялся: сколько лет ты жил с нами, но мы никогда не видели от тебя ни одного чуда, а теперь ты приехал, и столько чудес совершаешь! На что ему отвечал святитель Фрументий: «Это не я, а Господь совершает благодаря благодати епископской, которая теперь почивает на мне».

Видите, как действует Промысл Божий? Если мы вспомним тот день, когда мальчики оказались порабощены разбойниками, можно было бы найти здесь много поводов для ропота и сказать, как многие любят говорить: «Где же Бог? Почему Он не защитил Своих христиан? Почему Он позволил таким хорошим людям пострадать?», и все такое прочее, что обычно говорят неверующие. Но если мы посмотрим чуть дальше, то увидим, какие замечательные плоды произросли в результате всех этих обстоятельств, в том числе и скорбных, для самих мальчиков. Даже самые мрачные обстоятельства Бог может обратить ко благу.

Так что и мы, оказываясь в каких-то неприятных для нас обстоятельствах, не будем отчаиваться, унывать и тем более роптать. Вспомнив историю святого Фрументия, вспомним, что Бог рядом, Он не забыл о нас. Если так произошло в нашей жизни – значит, Господь хочет что-то доброе привнести в нашу жизнь, или, может быть, в жизнь кого-то еще. Нужно просто потерпеть, доверившись Господу, тогда и мы увидим благие плоды нашего доверия Господу через все обстоятельства нашей жизни, какие бы они ни были.
Кто не достоин ответа от Бога?

B сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 20:1-8) мы слышали рассказ о том, как пришли ко Христу фарисеи и книжники – люди уважаемые в обществе, – и задали Ему простой вопрос: какой властью Ты делаешь то, что делаешь? Можно было бы просто ответить: «Властью Божией» – и в других обстоятельствах другим людям Христос давал простые ответы. Но этим людям Он говорит: «Я вам отвечу, если вы Мне ответите на один вопрос: крещение Иоанна Крестителя от кого было: от людей или от Бога?»

После этого они начали совещаться между собою. Но не о том, в чем истина, а о том, какой ответ будет выгоднее дать в этих обстоятельствах. В конце концов они пришли к выводу, что выгоднее сказать: «мы не знаем». Тогда Господь отвечает: «И Я вам не скажу, какой властью это делаю». Так Христос показал, что эти люди недостойны ответа.

Стоит запомнить эту истину: внутреннее лукавство делает нас недостойными ответа от Бога. Рассмотрим же какие именно черты сделали этих людей недостойными богообщения.

Во-первых, когда они перебирали варианты, то сказали: если ответим, что крещение Иоанново было с небес, то есть от Бога, то Он спросит: а почему вы не поверили Ему? Казалось бы, а в чем тут проблема? Простой человек сказал бы: «Потому что я ошибся». Но для гордого человека это немыслимо – признать, что он может ошибиться. Итак, человек, который не готов признавать свои ошибки и прегрешения, делает себя недостойным того, чтобы ему отвечал Господь.

Во-вторых, перебирая варианты, они говорили: если мы скажем, что это крещение было «от человек», то есть, что сам Иоанн Предтеча решил крестить людей, и к Богу это никакого отношения не имело, то в таком случае люди простые, которые присутствуют здест, возмутятся, и это приведет к плохим для нас последствиям, - от потери авторитета и до, возможно, рукоприкладства. Таким образом они показали, что движимы страхом, и не готовы жертвовать собой ради своих убеждений. На самом деле они считали, что это было не от Бога. Будь они искренними, то могли бы прямо сказать: да, мы так считаем, пусть нас будут ругать или даже побьют, но это наше убеждение, мы верим, что это истина. Скажи они это и Господь удостоил бы их ответа, мы знаем из истории что Бог дает ответ искренне заблуждающимся людям. Если ты на злом пути, но не с коварством, не с лукавством, а искренне заблуждаешься, то можешь быть вразумлен от Бога. Как заблуждался апостол Павел в свое время, когда вначале гнал Церковь Божию, но Господь ему явился и указал путь.

Но не такими были эти совопросники. А значит, отсутствие стремления к истине и готовности, если понадобится, претерпеть за истину, тоже делает человека недостойным того, чтобы ему отвечал Бог.

На отрицательном примере этих фарисеев мы получаем представление и о том, каковы должны быть положительные качества человека, которому отвечает Бог. Будем стараться в себе воспитывать эти качества: стремление к истине и полагание ее на первом месте, готовность исправить свою жизнь в соответствии с истиной, готовность признать свою неправоту против истины, и покаяться в этом. Все такие качества могут даже и несвятого человека сделать достойным того, чтобы Господь ему ответил. Но лукавство, приспособленчество, поиск того, что выгодно, а не того, что есть на самом деле, закрывает для нас возможность общения с Богом.